Cценарий олимпийской игры по физике для 7-х классов
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 5102 комментариев: 3
Савина Татьяна Сергеевна
Учитель физики, алгебры, геометрии, астрономии
высшая квалификационная категория
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Физика-7» А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов Москва " Вентана-Граф" 2011
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №24
Московская область Люберецкий муниципальный район
Закончился 2011 год. Официально он объявлен в нашей стране Годом космонавтики в честь 50-летия первого полета человека в космос. Указ № 1157 Президента РФ об этом был издан еще в 2008 году. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени советский космический корабль «Восток» с человеком на борту стартовал с космодрома Байконур. Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут, в 10 часов 55 минут по московскому времени, совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Весь мир мгновенно узнал и запомнил первопроходца космоса — Гагарина Юрия Алексеевича, уроженца деревни Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Юрий Алексеевич удостоен многих государственных наград СССР и других стран, стал Почетным гражданином 15 городов мира.
19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, первого русского академика Петербургской АН, почётного члена Стокгольмской и Болонской академий наук, основателя Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
Своё участие в праздновании Года Ломоносова в России наша гимназия отметила проведением общешкольной межпредметной игрой «Эврика».
1 тур — Домашнее задание.
(15-35 минут)
ФАНТАЗИЯГРАД – 1. Представление команд 5 команд 5 классов– название (0,1б), эмблема(0,2б), девиз(0,2б)
2. Кроссворд – нахождение ключевого слова:«Молекула»(1б).Смотри Приложение 1.
3.Составление рассказа об одном из этапов обучения М.В. Ломоносова с использованием физических терминов и исторических фактов (0,5б) и его инсценировка (0,5б).
Смотри Приложение 2:Презентацию«М.В. Ломоносов – гений земли русской». Становление будущего академика.
7А - детство и отрочество(1711-1730гг.) (село Мишанская, Холмогоры Архангельской губернии)
Фантазии в городе Мастеров: в этом городе предлагают разработать проект, сделав схематический рисунок на ватмане (1б).Приложение3.
7А - «Стрельба на Луне» эпизод романа К.Э. Циолковского " На Луне". НА Луне воздух отсутствует совершенно. Луна была бы превосходной лабораторией для изучения падения тел, если бы мы могли на ней очутиться и заниматься там научными исследованиями.
7Б – «В бездонном колодце»мечты математика Мопертюи и философа Вольтера.Как вы думаете, что было бы с вами, если бы вы упали в такой бездонный колодец (о сопротивлении воздуха на время забудем)?
7В – «Самый дешевый способ путешествовать»,описанный в сатирической «Истории государств на Луне» Сирано де Бержерака. Стоит только подняться над Землей и продержаться в воздухе хотя бы несколько минут, чтобы опуститься уже совершенно в другом месте, далеко к западу. Вместо того чтобы предпринимать утомительные путешествия через материки и океаны, можно неподвижно висеть над Землей и выжидать, пока она сама подставит путнику место назначения.
7Г – «Письмо с самолета»Вообразите, что вы находитесь в самолете, который быстро летит над землей. Внизу – знакомые места. Сейчас вы пролетите над домом, где живет ваш приятель. «Хорошо бы послать ему привет», – мелькает у вас в уме. Быстро пишете вы несколько слов на листке записной книжки, привязываете записку к какому-либо тяжелому предмету, который мы в дальнейшем будем называть «груз», и, выждав момент, когда дом оказывается как раз под вами, выпускаете груз из рук.
Вы в полной уверенности, конечно, что груз упадет в саду дома. Однако он падает вовсе, не туда, хотя сад и дом расположены прямо под вами!
7Д – «Движущиеся тротуары».На принципе относительности движения основано и другое приспособление, применявшееся до сих пор только на выставках: так называемые «движущиеся тротуары». Впервые они были осуществлены на выставке в Чикаго в 1893 г., затем на Парижской Всемирной выставке в 1900 г.
2 тур: Своя игра «Космос».
(Приложение4)
Примечание: правила «Своей игры».
Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает игрок, первым подавший явный сигнал. Правильный ответ приносит игроку сумму, равную стоимости вопроса, неправильный ответ лишает игрока указанной суммы. Игрок может перебить ведущего в любой момент чтения вопроса и огласить ответ. В случае, если ответ неправильный, игрок лишается права ответа на этот вопрос, а вопрос зачитывается заново. Если после неправильного ответа игрок дает еще один ответ, неважно правильный он или нет, игрок наказывается повторным вычитанием стоимости вопроса из его очков. После прочтения вопроса ведущий делает 5-ти секундную паузу, после которой начинает обратный отсчет с 5. Если до окончания отсчета ответ не был дан, ведущий зачитывает следующий вопрос. Вопросы выбираются следующим образом: перед началом раунда игроки получили список тем и в процессе игры выбирают любые вопросы из любой темы.
Перед началом игры игрокам задается «контрольный вопрос» один из 12, написанных на газете с домашним заданием. Правильно ответивший на него первым выбирает тему и вопрос для ответа. Очки за «контрольный вопрос» не зачисляются. Если на «контрольный вопрос» одновременно ответили несколько человек, задается новый«контрольный вопрос», и так до тех пор, пока не будет выявлен явный победитель. Далее право выбора вопроса принадлежит правильно ответившему на предыдущий вопрос. В случае если на вопрос никто не ответил, право выбора переходит к игроку с наименьшим количеством очков.
При равенстве сумм у игроков проводится «перестрелка» — 5 вопросов одной темы. При сохранившемся равенстве сумм «перестрелка» продолжается до выявления победителя. Победителем игры становится игрок, набравший наибольшую сумму после финального вопроса или после окончания «перестрелки».
Источники информации:
1. http://www.astrogalaxy.ru/astrokindsky.html
2. http://www.astrolab.ru/cgi-bin/manager.cgi?id=0
3. http://www.solsys.ru/
4. http://school-collection.edu.ru/
5. http://www.kosmonews.ru/solnechnaya-sistema/solnechnaya-sistema-planetyi-solnechnoy-sistemyi.html
6. М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М. Наука, 1986 г.
7. П. Баранов. «Арифметика Магницкого». Москва, 1914 г.
8. ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_М.
9. ru.wikipedia.org›София Киевская
10. http://www.naukaran.ru/sb/2003_3-4/09.shtml
В бездонном колодце
О том, что делается в глубоких недрах нашей планеты, известно пока очень мало. Одни полагают, что под твердой корой в сотню километров толщины начинается огненно-жидкая масса; другие считают весь земной шар отвердевшим до самого центра. Решить вопрос трудно: ведь самая глубокая скважина простирается не глубже 7,5 км, самая глубокая шахта, в которую проник человек, расположена на глубине 3300 м, а радиус земного шара равен 6400 км. Если бы можно было просверлить через пашу планету сквозной колодец, прорезающий земной шар по диаметру, — тогда подобные вопросы были бы разрешены. Современная техника далека еще от возможности осуществления подобных предприятий, — хотя все прорытые в земной коре буровые скважины, взятые вместе, составили бы длину, превышающую диаметр нашей планеты. О прорытии сквозного туннеля через земной шар мечтали в восемнадцатом веке математик Мопертюи и философ Вольтер. К этому проекту, правда, в ином, более скромном масштабе, вернулся французский астроном Фламмарион; мы воспроизводим здесь заглавный рисунок его статьи, посвященной этой теме (рис. 1).
Рисунок 1 Если просверлить земной шар по диаметру… |
Ничего подобного, конечно, пока еще не сделано; но воспользуемся воображаемым бездонным колодцем, чтобы заняться одной любопытной задачей. Как вы думаете, что было бы с вами, если бы вы упали в такой бездонный колодец (о сопротивлении воздуха на время забудем)? Разбиться о дно вы не можете, дна здесь не существует, — но где же вы остановитесь? В центре Земли? Нет. |
Когда вы долетите до центра, тело ваше будет иметь такую колоссальную скорость (около 8 км/сек), что об остановке в этой точке не может быть и речи. Вы промчитесь далее и будете нестись, постепенно замедляя движение, пока не поравняетесь с краями противоположного конца колодца. Здесь надо будет вам покрепче ухватиться за края, – иначе вы вновь проделаете прогулку через весь колодец до другого конца. Если и тут не удастся вам ухватиться за что-нибудь, вы опять полетите в колодец и будете качаться так без конца. Механика учит, что при таких условиях (если только, повторяю, пренебречь сопротивлением воздуха в колодце) тело должно качаться туда и назад вечно **. Какова была бы продолжительность одного такого качания? Оказывается, что весь путь туда и обратно занял бы 84 минуты 24 секунды, т. е. круглым счетом полтора часа. |
|
Рисунок2. Упав в колодец, прорытый через центр земного шара, тело будет качаться безостановочно от одного конца колодца до другого, совершая каждое полное качание в течение 1 часа 24 минут. |
«Так было бы, – продолжает Фламмарион, – если бы колодец вырыт был по оси от полюса до полюса. Но достаточно перенести точку отправления на какую-либо иную широту – на материк Европы, Азии или Африки, – и придется принять в расчет влияние вращения Земли. |
Известно, что каждая точка земной поверхности пробегает на экваторе 465 м в секунду, а на широте Парижа – 300 м. Так как окружная скорость возрастает с удалением от оси вращения, то свинцовый шарик, например, брошенный в колодец, падает но по вертикали, а уклоняется несколько к востоку. Если вырыть бездонный колодец на экваторе, то ширина его должна быть весьма значительна, либо же он должен быть сильно скошен, потому что тело, падающее с поверхности Земли, пронеслось бы далеко к востоку от ее центра.
Если бы входное отверстие колодца находилось на одном из плоскогорий Южной Америки, на высоте, положим, двух километров, а противоположный конец туннеля приходился бы на уровне океана, то человек, который по неосторожности свалился бы в американское отверстие, достиг бы противоположного конца с такой скоростью, что вылетел бы из него на высоту двух километров.
А если бы оба конца колодца приходились на уровне океана, можно было бы подать летящему человеку руку в момент появления его у отверстия, когда скорость полета равняется пулю. В предыдущем же случае следовало бы, напротив, с опаскою посторониться от чересчур стремительного путешественника».
Стрельба на Луне
Следующий эпизод, взятый из повести выдающегося советского изобретателя К. Э. Циолковского «На Луне», поможет нам уяснить условия движения под действием силы тяжести. На Земле атмосфера, препятствуя движению в ней тел, заслоняет от нас простые законы падения, усложняя их добавочными условиями. На Луне воздух отсутствует совершенно. Луна была бы превосходной лабораторией для изучения падения тел, если бы мы могли на ней очутиться и заниматься там научными исследованиями.
Обращаясь к эпизоду повести, поясним, что два собеседника приводимого далее отрывка находятся на Луне и желают исследовать, как будут двигаться там пули, вылетевшие из ружья.
«— Но будет ли тут работать порох?
— Взрывчатые вещества в пустоте должны проявлять себя даже с большей силой, чем в воздухе, так как последний только препятствует их расширению; что же касается кислорода, то они в нем не нуждаются, потому что все необходимое его количество заключается в них самих.
— Установим ружье вертикально, чтобы пулю после взрыва отыскать поблизости…
Огонь, слабый звук[22], легкое сотрясение почвы.
— Где же пыж? Он должен быть тут, поблизости.
— Пыж улетел вместе с пулей и едва ли от нее отстанет, так как только атмосфера мешает ему на Земле поспевать за свинцом; здесь же пух падает и летит вверх с такой же стремительностью, как и камень. Возьми пушинку, торчащую из подушки, а я возьму чугунный шарик. Ты можешь кидать свою пушинку и попадать ею в цель, даже отдаленную, с таким же удобством, как я шариком. Я могу, при малой тяжести, кинуть шарик метров на 400; ты на такое же расстояние можешь бросить пушинку; правда, ты никого ею не убьешь и при бросании даже не почувствуешь, что ты что-нибудь бросаешь. Бросим наши метательные снаряды изо всех сил, — которые у нас не очень различны, — и в одну цель: вон в тот красный гранит…
Пушинка опередила немного чугунный шарик, как бы увлекаемая сильным вихрем.
— Но что это? Со времени выстрела прошло три минуты, а пули нет?
— Подожди две минуты, и она, наверное, вернется. Действительно, через указанный срок мы ощущаем легкое сотрясение почвы и видим прыгающий невдалеке пыж.
— Как долго летала пуля! На какую же высоту она должна подняться?
— Километров на семьдесят. Эту высоту создают малая тяжесть и отсутствие воздушного сопротивления».
Проверим. Если для скорости пули в момент вылета из ружейного ствола взять сравнительно скромную цифру 500 м в секунду (для современных ружей это раза в полтора меньше действительной), то высота поднятия на Земле, при отсутствии атмосферы, была бы:
т. е. 12,5 км. На Луне же, где напряжение тяжести в 6 раз слабее, вместо g надо взять 10/6 м/сек2; достигаемая пулей высота должна равняться:
12 500 * 6 = 75 км.
Самый дешевый способ путешествовать
Остроумный
французский писатель XVII века Сирано де
Бержерак в своей сатирической «Истории
государств на Луне» (1652 г.) рассказывает,
между прочим, о таком будто бы происшедшем
с ним удивительном случае. Занимаясь
физическими опытами, он однажды
непостижимым образом был поднят вместе
со своими склянками высоко в воздух.
Когда же через несколько часов ему
удалось спуститься вновь на землю, то,
к изумлению, очутился он уже не в родной
Франции и даже не в Европе, а на материке
Северной Америки, в Канаде! Свой
неожиданный перелет через Атлантический
океан французский писатель, однако,
находит вполне естественным. Он объясняет
его тем, что, пока невольный путешественник
был отделен от земной поверхности,
планета наша продолжала по-прежнему
вращаться на восток; вот почему, когда
он опустился, под ногами его вместо
Франции оказался уже материк
Америки.
Казалось бы, какой
дешевый и простой способ путешествовать!
Стоит только подняться над Землей и
продержаться в воздухе хотя бы несколько
минут, чтобы Опуститься уже совершенно
в другом месте, далеко К западу. Вместо
того чтобы предпринимать утомительные
путешествия через материки и океаны,
можно неподвижно висеть над Землей и
выжидать, пока она сама подставит путнику
место назначения.
К сожалению,
удивительный способ этот – не более
как фантазия. Во-первых, поднявшись в
воздух, мы, в сущности, не отделяемся
еще от земного шара: мы остаемся связанными
с его газообразной оболочкой, висим в
его атмосфере, которая тоже ведь участвует
во вращении Земли вокруг оси. Воздух
(вернее, его нижние более плотные слои)
вращается вместе с Землей, увлекая с
собой все, что в нем находится: облака,
аэропланы, всех летящих птиц, насекомых
и т. д. Если бы воздух не участвовал во
вращении земного шара, то, стоя на Земле,
мы постоянно чувствовали бы сильнейший
ветер, по сравнению с которым самый
страшный ураган казался бы нежным
дуновением). Ведь совершенно безразлично:
стоим ли мы на месте, а воздух движется
мимо нас, или же, наоборот, воздух
неподвижен, а мы перемещаемся в нем; в
обоих случаях мы ощущаем одинаково
сильный ветер. Мотоциклист, движущийся
со скоростью 100 км в час, чувствует
сильнейший встречный ветер даже в
совершенно тихую погоду.
Рисунок 3. Можно ли с аэростата видеть, как вращается земной шар? (Масштаб в рисунке не соблюден).
Это
во-первых. Во-вторых, если бы даже мы
могли подняться в высшие слои атмосферы
или если бы Земля вовсе не была окружена
воздухом, нам и тогда не удалось бы
воспользоваться тем дешевым способом
путешествовать, о котором фантазировал
французский сатирик. В самом деле,
отделяясь от поверхности вращающейся
Земли, мы продолжаем по инерции двигаться
с прежней скоростью, т. е. с тою же, с
какой перемещается под нами Земля. Когда
же мы снова опускаемся вниз, мы оказываемся
в том самом месте, от которого раньше
отделились, подобно тому как, подпрыгнув
в вагоне движущегося поезда, мы опускаемся
на прежнее место. Правда, мы будем
двигаться по инерции прямолинейно (по
касательной), а Земля под нами – по дуге;
но для небольших промежутков времени
это не меняет дела.
Письмо с самолета
Вообразите,
что вы находитесь в самолете, который
быстро летит над землей. Внизу – знакомые
места. Сейчас вы пролетите над домом,
где живет ваш приятель. «Хорошо бы
послать ему привет», – мелькает у
вас в уме. Быстро пишете вы несколько
слов на листке записной книжки,
привязываете записку к какому-либо
тяжелому предмету, который мы в дальнейшем
будем называть «груз», и, выждав момент,
когда дом оказывается как раз под вами,
выпускаете груз из рук.
Вы
в полной уверенности, конечно, что груз
упадет в саду дома. Однако он падает
вовсе, не туда, хотя сад и дом расположены
прямо под вами!
Следя за его
падением с самолета, вы увидели бы
странное явление: груз опускается вниз,
но в то же время продолжает оставаться
под самолетом, словно скользя по
привязанной к нему невидимой нити. И
когда груз достигнет земли, он будет
находиться далеко впереди того места,
которое вы наметили.
Здесь
проявляется тот же закон инерции, который
мешает воспользоваться соблазнительным
советом, путешествовать по способу
Бержерака. Пока груз был в самолете, он
двигался вместе с машиной. Вы отпустили
его. Но, отделившись от самолета и падая
вниз, груз не утрачивает своей
первоначальной скорости, а, падая,
продолжает в то же время совершать
движение в воздухе в прежнем направлении.
Оба движения, отвесное и горизонтальное,
складываются, и в результате груз летит
вниз по кривой линии, оставаясь, все
время под самолетом (если, конечно, сам
самолет не изменяет направления или
скорости полета). Груз летит, в сущности,
так же, как летит горизонтально брошенное
тело, например пуля, выброшенная из
горизонтально направленного ружья:
тело описывает дугообразный путь,
оканчивающийся, в конце концов, на
земле.
Заметим, что все
сказанное здесь было бы совершенно
верно, если бы не было сопротивления
воздуха. На самом деле это сопротивление
тормозит и вертикальное и горизонтальное
перемещение груза, вследствие чего груз
не остается все время прямо под самолетом,
а несколько отстает от него.
Уклонение
от отвесной линии может быть очень
значительно, если самолет летит высоко
и с большой скоростью. В безветренную
погоду груз, падающий с самолета, который
на высоте 1000 м летит со скоростью 100 км
в час, упадет метров на 400 впереди места,
лежащего отвесно под самолетом (рис. 4)
.
Расчет
(если пренебречь сопротивлением воздуха)
несложен. Из формулы для пути при
равномерноускоренном
движении
время падения можно рассчитать
по формуле
Значит,
с высоты 1000 м камень должен падать в
течение
секунд.
Движущиеся тротуары
На
принципе относительности движения
основано и другое приспособление,
применявшееся до сих пор только на
выставках: так называемые «движущиеся
тротуары». Впервые они были осуществлены
на выставке в Чикаго в 1893 г., затем на
Парижской Всемирной выставке в 1900 г.
Вот чертеж такого устройства (рис. 5). Вы
видите пять замкнутых полос-тротуаров,
движущихся посредством особого механизма
одна внутри другой с различной
скоростью.
Самая крайняя
полоса идет довольно медленно – со
скоростью всего 5 км в час; это обыкновенная
скорость пешехода, и вступить на такую
медленно ползущую полосу нетрудно.
Рядом с ней, внутри, бежит вторая полоса,
со скоростью 10 км в час. Вскочить на нее
прямо с неподвижной улицы было бы опасно,
но перейти на нее с первой полосы ничего
не стоит. В самом деле: по отношению к
этой первой полосе, ползущей со скоростью
5 км, вторая, бегущая со скоростью 10 км
в час, делает всего только 5 км в час;
значит, перейти с первой на вторую столь
же легко, как перейти с земли на первую.
Третья полоса движется уже со скоростью
15 км в час, но перейти на нее со второй
полосы, конечно, нетрудно. Так же легко
перейти с третьей полосы на следующую,
четвертую, бегущую со скоростью 20 км/час,
и, наконец, с нее на пятую, мчащуюся уже
со скоростью 25 км в час. Эта пятая полоса
доставляет пассажира до того пункта,
который ему нужен; отсюда, последовательно
переходя обратно с полосы на полосу, он
высаживается на неподвижную землю.
Рисунок 5. Движущиеся тротуары.
Положение об (ОИЗ) |
|
-
Целью проведения ОИЗ является развитие интереса к различным наукам, определение склонностей и способностей учащихся.
-
Задачами ОИЗ является углубление представлений и знаний учащихся о различных областях науки, расширение кругозора; развитие организаторских и коммуникативных способностей учащихся.
-
Участниками ОИЗ являются учащиеся 2 - 10 классов в полном составе.
-
Классы создают команды по количеству предметных игр (5); выбирают капитанов; готовят приветствие к церемонии открытия игр.
-
Команды под руководством классных руководителей, научных консультантов (учителей – предметников) и консультанта (учащегося 11 – го класса) готовятся по программе определенной предметной игры.
-
Программа предметной игры составляется Научным Консультантом и доводится до сведения команд не менее чем за 3 недели до начала игр.
-
День игр – это учебный день, во время которого проводятся уроки (игры) по специальному расписанию (план проведения игр) в соответствии с требованиями игровых технологий урока.
-
Олимпийские игры знаний проводятся в следующем порядке:
-
ОТКРЫТИЕ ИГР: - церемония открытия: присутствуют по 6 представителей
от класса;
- конкурс приветствий и презентации команд.
-
ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ: (3 урока).
-
БРЕЙН-РИНГ: учащиеся 11-х классов против учителей.
-
ЗАКРЫТИЕ ИГР: подведение итогов, награждение.
-
СОВЕЩАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ.
-
Судейство на играх осуществляет коллегия судей во главе с большим жюри в составе учащихся 11-х классов и представителей администрации гимназии.
-
Подведение итогов осуществляется по каждой предметной игре в параллели и общешкольном зачете.
-
Награждение производится за 1 место (командное) в предметной игре, в параллели и за 1, 2, 3 места в общешкольном зачете.
-
Подготовку предметных игр и консультации команд осуществляют научные консультанты – учителя-предметники.
-
Организацию игр, церемонию открытия, судейство осуществляют учащиеся 11-х классов.
АРЕОПАГ
Положение о судействе ОИЗ
-
Судейство на играх осуществляет Судейская Коллегия во главе с Главным судьей и линейными судьями /по количеству предметных игр/, которыми являются учащиеся 9,11-х классов.
-
Линейные судьи проводят судейство на основе критериев, подготовленных Научными Консультантами предметных игр.
-
Один из линейных Судей параллели является одновременно Старшим Судьей и отвечает за своевременность сдачи материалов и проверку результатов по своей параллели в Большом жюри к 12:30.
-
Большое жюри состоит из:
- Председателя /представителя администрации гимназии/,
- Главного судьи,
- Главного Секретаря.
Отвечает за справедливость судейства, принимает апелляции команд. Ведет
Большую карту игр /общий протокол/.
-
Главный секретарь отвечает за современность заполнения Большой Карты Игр /на ватмане/ и вместе с другими членами Большого Жюри - за поведение итогов Общего Зачета по гимназии /определение 1,2,3 мест/.
-
Общие правила судейства:
1/невмешательство Ареопага, коллегии Научных Консультантов в действия
судей всех инстанций.
2/каждая предметная игра, Презентация, Поощрения оцениваются по 5-ти
балльной системе.
3/максимальное количество баллов, которое может получить команда за
предметную игру, презентацию или иной конкурс, – 5 баллов, включая
поощрения и наказания/штрафы/.
-
Судейство предметной игры:
1/критерии оценки вырабатывают Научные Консультанты и сдают их в
Большое Жюри в письменном виде за неделю до игр.
2/образец оценки по предметной игре:
1. Домашнее задание – 2 балла (1 балл за наличие +
поощрения: дополнительно 1балл: (+ 0,2 за костюмы,
+0,2 знание текста,
+0,2 качество отработки,
+ 0,2 реквизит, атрибуты,
+ 0,2 передача образа).
3. 3 балла на задания в день игры.
Всего: не более 5 баллов.
-
Капитаны команд имеют право на обращение к Главному Судье по вопросам судейства с 13.00 до 13.30.
-
Большое Жюри вправе наложить штраф на класс, команды за:
1/за неявку по неуважительной причине члена команды, учащегося класса;
2/за нарушение дисциплины и этики поведения;
Размер штрафа: - по 0,5 балла за каждого отсутствующего;
- до 1 балла за каждое нарушение.
-
Судьи несут ответственность за справедливость оценок согласно данной ими Клятве. За нарушение клятвы имена судей помещаются на Лист Позора.
КЛЯТВА СУДЕЙ
Мы, члены Судейской Коллегии и Большого Жюри,
Положа руку на сердце, клянёмся водами Стикса:
- судить, полагаясь на Закон – Правила судейства…
Клянёмся!
-судить справедливо и честно….
Клянёмся!
-судить беспристрастно…
Клянёмся!
-сохранять хладнокровие и выдержку...
Клянёмся!
В противном случае да покинет меня Фемида
и имя моё да будет на Листе Позора…
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Глашатай: К приведению к присяге участников Игр прошу всех встать!
Читает: ПРИСЯГА УЧАСТНИКОВ ИГР
Клянусь Зевсом, Афиной, Фемидой, богами и богинями Олимпийскими:
- состязаться честно, стараться победить в честном поединке…
Клянусь!
- бороться до конца, не сходить с состязаний по мимолетному капризу…
Клянусь!
- не творить козни сопернику…
Клянусь!
- научные споры завершать мирно…
Клянусь!
- доверять решению Жюри и Судей…
Клянусь!
И пусть мною движет в состязаниях
исключительно Любовь к наукам!
Клянусь! Клянусь1 Клянусь!
Глашатай: Олимпийские Игры Знаний открыты!
ФУНКЦИОНАЛ АРЕОПАГА / Координационного совета /
/ Возглавляет Координационный совет/
1. АРХОНТ: 1.составляет план подготовки Игр,
2.обеспечивает финансирование расходов,
директор 3.определяет состав Ареопага,
школы 4.проводит церемонию открытия и закрытия игр,
5.курирует программу фото- и видеосъемки Игр,
6.проводит заседание Ареопага,
7.проводит итоговое совещание по анализу Игр,
8. - по желанию: проводит брейн-ринг
2. МАГИСТР : / возглавляет коллегию научных консультантов (НК)– учителей,
зам. дир. готовящих предметные игры + консультантов (К)- учащихся /
по НМР 1. Курирует НК и К из числа учащихся 9, 11- х классов,
2. Консультирует НК и К по вопросам функционала,
3. Консультирует НК по составлению программы предметной игры,
4. Отвечает за составление программы предметной игры согласно положению об ОИЗ;
5. Контролирует своевременное оповещение участников игр о
программе /вывешивание плакатов с заданиями за 3 недели до … /;
6. Консультирует НК по вопросу критериев оценки и отвечает за
своевременную подачу их в судейскую коллегию /за 1 неделю до
начала ОИЗ/;
7. Проводит брейн-ринг /вопросы, консультации команд
одиннадцатиклассников, учителей;
8. Готовит анализ предметных игр к заключительному совещанию;
9. Своевременно информирует пресс-центр об итогах ОИЗ.
АДМИНИСТРАТОР: на подготовительном этапе
Зам. дир. по УВР 1. определяет количество предметных игр и составляет расписание
их проведения.
2. определяет кабинеты для проведения предметных игр;
3. Подаёт информацию по п.п.1,2 пресс-атташе,
4. Намечает дежурство по школе в день ОИЗ из числа учащихся
9, 11 классов,
5. Готовит видео- и фотосъёмку.
в день ОИЗ
1. Курирует дежурство по гимназии,
2. Курирует передвижение команд по кабинетам на предметные игры;
3. Курирует вопрос уборки помещений, задействованных в ОИЗ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
БОЛЬШОГО ЖЮРИ: Создаёт судейскую коллегию из числа свободных учителей
и учащихся 9, 11 классов,
зам. по ВР 2. Назначает Главного судью и Главного секретаря,
3. Инструктирует по правилам, критериям судейства,
4. Инструктирует по правилам оформления документов ОИЗ,
5. Корректирует критерии оценки предметных игр с точки зрения
соответствия Положению об ОИЗ,
6. Распределяет обязанности между судьями /назначение
жюри на предметные игры, линейных судей, Судей конкурса
презентаций команд/.
ПРЕС – АТТАШЕ : возглавляет работу Пресс-центра.
1. Отвечает за своевременное и качественное оформление
наглядной агитации: 1/ Положение об ОИЗ,
2/ Состав Ареопага,
3/ План подготовки к ОИЗ,
4/ План проведения ОИЗ,
5/ Расписание предметных игр время//кабинеты,
2. Готовит к дню ОИЗ Большую (для 5 – 10 классов) и Малую (для 2 – 4 классов) карты игр,
3. Готовит по образцам Протоколы судейства,
4. Готовит грамоты для награждения участников игр,
5. Обеспечивает оформление актового зала для открытия ОИЗ,
6. Отвечает за освещение ОИЗ в газете гимназии «24 экспресс».
ЭКОНОМ: 1. Обеспечивает финансирование расходов,
2.Обеспечивает материалами для подготовки и проведения ОИЗ
(ватман, бумага, маркеры, скотч, видео, фото кассеты и пр.),
3.Обеспечивает награждение победителей ОИЗ: грамоты, дипломы,
торты и пр.
Функционал
классного руководителя
1. Разделить класс на команды (по количеству предметных игр), исходя из желаний и склонностей учащихся; выбрать Капитана класса и капитанов каждой предметной команды.
2. К церемонии открытия Игр подготовить группу (5 - 6 человек) во главе с Капитаном класса для выступления с «визиткой» класса: представление команды класса, элементы костюмов, приветствия и пожелания Играм и Судьям, эмблемы для конкурса, Презентация команд.
3. Проконтролировать письменное оформление «визитки».
4. Помогать командам класса в подготовке к предметным играм.
5. Стимулировать учащихся к изучению дополнительной литературы, указанной в программах предметных игр.
6. Проконтролировать подачу капитаном классной команды Заявки на Игры (с количеством участников) через неделю после совещания по проведению и подготовке Игр.
7. Присутствовать, если не готовите предметную игру, на церемонии открытия Игр, оказывать посильную помощь в работе Координационного Совета в ходе Игр.
8. Участвовать в совещании - анализе Игр.
9. По окончании Игр провести классный час с целью поощрения учащихся класса (запись в дневник и т.п.) и выяснения впечатлений, пожеланий, замечаний по Играм со стороны учащихся
Функционал
Научного консультанта – учителя - предметника
I. Предварительная работа:
-
Разработка предметной игры: длительность – 40 мин. (1 урок).
Примерная программа предметной игры:
-
Проверка домашнего задания.
-
Задания на день игры – устные и письменные: ребусы, кроссворды, викторины, крылатые выражения, схемы, опыты, демонстрации, песни, стихотворения и т.п.
-
Список дополнительной литературы
2). Оформление плаката – газеты с программой:
Сроки вывешивания – за три недели до начала Игр.
Содержание: исходя из составленной программы предметной игры (домашнее задание, какую дополнительную литературу почитать для победы в игре, образцы ребусов, заданий, кроссвордов и пр. Цель – заинтересовать учащихся.)
3) Разработка критериев оценки заданий (для судей). Оценка предметной игры для
команды – максимальное 4 балла + 1 балл дополнительный для поощрения.
Образец: Домашнее задание – 2 балла: 1 балл за подготовку /наличие/ + 1 балл за
исполнение: 0,2 балла – костюмы
0,2 балла – декорации
0,2 балла – знание текста
0,2 балла – качество отработки
0,2 балла – передача образа
3 балла за задания в день игр /по предметной игре/.
Всего: 5 баллов/ 4+1балл поощрения/
Сдаются в письменном виде в Коллегию Судей за одну неделю до дня Игр.
4) хронометраж предметной игры с целью выдерживания временного графика проведения
Игр.
II. В день Игр:
1) организация и проведение предметной игры,
2) обеспечение сдачи итогов предметной игры в Коллегию Судей по окончании игр,
3) вывод учащихся из школы (кроме зрителей брейн-ринга),
4) участие в совещании по итогам Игр (с предложениями и замечаниями) в 14.00
III. По окончании Игр:
1. поощрение учащихся по «своему» предмету.
Разработка сценария открытия ОИЗ, плана проведения игр, всех правил и нормативных документов принадлежит
Глумовой Галине Анатольевне |
Савина Татьяна Сергеевна
Московская область Люберецкий муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №24
Учитель физики, астрономии, алгебры, геометрии
Высшая категория
Сценарий VI олимпийской игры знаний по физике для 7-х классов
-
Закончился 2011 год. Официально он был объявлен в нашей стране Годом космонавтики в честь 50-летия первого полета человека в космос. Указ № 1157 Президента РФ об этом был издан еще в 2008 году. 19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова.
Учитывая выдающийся вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки, Указом президента Российской Федерации В.В. Путина от 20 сентября 2006 года N 1022 “О ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА” – 2011 год объявлен годом Ломоносова в России. |
-
Своё участие в праздновании Года Ломоносова в России наша гимназия отметила проведением общешкольной межпредметной игрой «Эврика» во время предметной недели.
-
Целью проведения ОИЗ является развитие интереса к различным наукам, определение склонностей и способностей учащихся, патриотическое воспитание.
-
Задачами ОИЗ является углубление представлений и знаний учащихся о различных областях науки, расширение кругозора; развитие организаторских и коммуникативных способностей учащихся.
-
Участниками ОИЗ являются учащиеся 7 классов в составе 5 команд по 5 человек .
-
Классы создают команды по количеству предметных игр (5); выбирают капитанов; готовят приветствие к церемонии открытия игр.
-
Команды под руководством классных руководителей, научных консультантов (учителей – предметников) и консультанта (учащегося 11 – го класса) готовятся по программе определенной предметной игры.
-
Программа предметной игры составляется Научным Консультантом и доводится до сведения команд не менее чем за 3 недели до начала игр.
-
1 тур - Домашнее задание. (15-35 минут)
ФАНТАЗИЯГРАД – 1. Представление команд – название (0,1б), эмблема(0,2б), девиз(0,2б)
-
Кроссворд – нахождение ключевого слова: «Молекула»(1б). Смотри Приложение 1.
-
Составление рассказа об одном из этапов обучения М.В. Ломоносова с использованием физических терминов и исторических фактов (0,5б) и его инсценировка (0,5б).
Смотри Приложение 2: Презентацию «М.В. Ломоносов – гений земли русской». Становление будущего академика.
4.Фантазии в городе Мастеров: в этом городе предлагают разработать проект, сделав схематический рисунок на ватмане (1б). Приложение3
2 тур: Своя игра «Космос». (Приложение4)
-
День игр – это учебный день, во время которого проводятся уроки (игры) по специальному расписанию (план проведения игр) в соответствии с требованиями игровых технологий урока.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Ваш сценарий игры по физике не соответствует целям и задачам конкурса «Виват, Россия!»
Из представленного материала Вам можно выделить материал о М. В. Ломоносове.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте пунктуацию и орфографию, наличие пробелов в тексте.
Вам надо откорректировать Презентацию о Ломоносове, т.к. она не соответствует эргономическим требованиям к презентациям (тёмный фон, мелкий шрифт, точки в заголовках слайдов недопустимы)
Если постараетесь, то успеете перезагрузить материал.
С ув. Модератор.