Методическая разработка программы " Я патриот своей земли" с внеклассным мероприятием "Это Бежецкий край, золотые рассветы"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 8639 комментариев: 2
НОМИНАЦИЯ: «ИСТОИЯ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ»
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна –преподаватель русского языка литературы
ОУ: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №17»
Адрес: 171894 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстго, 33
Домашний адрес: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Электронный адрес: natascha.biriuckova2012yandex.ru
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ПАТОРИТ СВОЕЙ ЗЕМЛИ» С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЭТО БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ, ЗОЛОТЫЕ РАССВЕТЫ…»
Описание разработки: разработка учебно-воспитательной программы « Я патриот своей земли» с методической разработкой внеклассного мероприятия «Это Бежецкий край, золотые рассветы» посвящена краеведческо -патриотической направленности, в ходе реализации программы учащиеся знакомятся с историей своей малой родины и с людьми ее прославившими.
Ресурсы: методическая разработка программы + методическая разработка внеклассного мероприятия реализуемого на базе данной программы
Приложения: презентация Power Point, видеофильм о Бежецкой земле.
Учебно – воспитательная программа
« Я патриот своей земли »
Предисловие.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Ф.И.Тютчев.
В мире детских и юношеских ценностей сейчас, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. Появилась масса американизированного. Ребенок с детства окружен иноязычным, неживым, ненастоящим. Так чему же удивляться, что своего молодежь не знает, а часто и знать не желает? В нашем стремительно меняющимся на глазах обществе наряду со всем положительным и позитивным за последние годы всплыло и множество негативного, наносного, антинародного и явно вредительского. Спаивание молодежи пивом и джин-тоником приобрело катастрофические масштабы. На улицах убийцы, воры, грабители, работорговцы, сутенеры…
Народ без корней – стадо. Нужно знать и помнить богатырей Дмитрия Донского, когда они сломили Орду, обратили ее в бегство, ратников Минина и Пожарского, пробивших все оцепление вражьей силы, изгнавших иноземных карателей из Москвы, и солдат Суворова, защищавших Россию, и солдат Кутузова, выстоявших на Бородинском поле, и наших отцов и дедов, не сдавших Москву в 1941 году – защитников и воинов Святой Руси! Слава вам, герои Отечества! Русский народ не забудет вашего подвига! А любовь к своей Родине, уважение к ее прошлому начинается с малого – с любви к тому уголку, где человек родился.
Народ наш великий стоит на Своей Земле и говорит на Своем Языке. Россия – это умные, добрые Русские люди, это Русский язык. И пока есть эти Люди, пока есть этот Язык, Россия существует.
Мы обязаны вырастить, воспитать новое свободно мыслящее поколение. Молодежь должна стать патриотами нашей Родины, любить свой родной город и свою страну Россию.
Поэтому я составила программу «Я патриот своей земли» и внедряю ее в своем училище.
Автор программы «Я патриот своей земли» преподаватель литературы ГБОУ НПО «ПУ№17» г.Бежецка Тверской области Бирюкова Наталья Николаевна
Учебно – воспитательная программа
« Я патриот своей земли»
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
Пояснительная записка.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу (словарь Ожегова). С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека.
Главное в программе «Я патриот своей земли » — это системный подход к формированию патриотической позиции обучающегося по отношению к своей малой родине, создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающемуся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в училище и реализуется с первого по третий год обучения (краткосрочная). Программа «Я – патриот своей земли » авторская.
В ходе реализации программы соприкасаются предметы гуманитарного цикла: история, литература, музыка, изо, ОБЖ. Целесообразно привлекать к реализации программы преподавателей этих дисциплин, использовать краеведческий материал, организовывать экскурсии по городу, в столицу, в музеи, библиотеки.
Цели и задачи.
Цель программы:формирование в учебно-воспитательном процессе училища у обучающихся любви к своей малой родине, а также гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей
Задачи:
1. создать условия для утверждения в сознании и чувствах обучающихся комплекса патриотических ценностей.
2. разработать и внедрить модель организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование гражданского самосознания.
3. формировать активную жизненную позицию гражданина.
4. развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего города, села.
5.воспитывать личность гражданина – патриота своей земли, способного встать на защиту Родины, государственных интересов страны.
6. воспитывать любовь к малой родине и природе.
7. приобщать к культурно- историческому наследию народа нашей малой родины.
Актуальность программы.
Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.
У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества.
Реализация концепции модернизации российского образования, призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию понимания ценностей демократичного общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Анализируя состояние современного общества и главные задачи по становлению правового государства, определилась проблема – недостаточного внимания педагогов к воспитанию чувства уважения у молодежи к малой Родине, гражданского самосознания и готовности к защите Отечества.
Достоинства программы.
1. программа рассчитана на обучающихся 1-3 курса училища
(15 – 18 лет).
2. имеет комплексный подход к решению проблемы.
3. проработано содержание программы.
4. имеет приложения из опыта работы педагогов.
5. рассчитана на взаимодействие с учреждениями культуры, библиотеками, музеями.
Данная программа представляет собой современное понимание патриотического воспитания в условиях реформирования общества.
Предполагаемый результат.
· Разработка, апробация, и внедрение действенных форм гражданско-патриотического воспитания в процессе педагогического взаимодействия в условиях детского коллектива.
· Выпуск методических сборников по проблематике патриотического воспитания с набором теоретического и практического материала.
· Разработка и введение факультативного курса
Содержание программы
Человек без Родины, что дерево без корней
( народная мудрость)
Задачи:
1) Воспитать чувство любви к своей малой Родине
2) Познакомить с историей, культурой родного края
3) Познакомить с достопримечательностями родного края
4) Познакомить со знаменитыми людьми края
5) Воспитывать патриотические качества
Советы: сотрудничество с музеями, библиотеками города
Предполагаемый результат:
№ п/п |
Мероприятия |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Урок письма «Я хочу рассказать о своем родном крае» ( вн. Мероприятие. Обучение написанию писем. Всероссийский конкурс письма) |
Урок — письма |
Учитель русского языка |
2. |
«Край любимый» ( Бежецкая старина) |
кл. час |
Кл. руковод, библиотеки |
3. |
«Быт бежецких крестьян» |
Экскурсия в музей им. Шишкова |
Кл. руковод. |
4. |
«Моя судьба – Тверская область» |
Конкурс сочинений |
Учитель русского языка |
5. |
А.А.Ахматова («Это Бежецкий край, золотые рассветы» |
Лит- музыкальная композиция |
Учитель литературы |
6. |
«Н.С.Гумилев – прерванный полет» |
Поэтический вечер |
Учитель литературы |
7. |
«Шишков – певец земли русской» |
Экскурсия в музей |
Учитель литературы |
8. |
Л.Н.Гумилев – историк, энтнограф |
монография |
Учителя литературы, истории |
9. |
Знатоки истории Бежецкого края |
Интеллектуальная игра |
Учитель истории |
10. |
Старые улицы Бежецка |
Заочная экскурсия |
Учителя истории и литературы |
11. |
Походы по местам боевой и трудовой славы |
экскурсии |
Учителя истории и литературы, кл. руковод. |
12. |
Мемориал памяти ( Н.Ф.Ятченко – тысячи дней ада) |
экскурсия |
Кл. руковод. |
1) Сформировать представление о своей малой Родине
2) Воспитание любви к своему родному краю
3) Знать историческое и культурное наследие своей малой Родины
4) Знать имена людей, связанных с историей и культурой родной земли
Мероприятие, направленное на реализацию раздела программы:
Внеклассное интегрированное мероприятие
Тема:«Это Бежецкий край, золотые рассветы…»
Цель: — Познакомить с историей Бежецка;
— Познакомить со знаменитыми бежечанами;
— познакомить с достопримечательностями города;
— воспитывать любовь к родному краю и чувство патриотизма;
— развивать устную речь.
Оборудование:портреты известных людей, чьи имена связаны с бежецкой землей: Н.Гумилев, Л. Гумилев, А.Ахматова, В.Шишков, А.Андреев., альбом «Старый Бежецк», мультимедийное сопровождение «Бежецк- наш родной город»; музыкальное сопровождение, стихи бежецких поэтов, книги.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент
Организация группы к работе.
2.Сообщение темы и целей:
Сегодня мы проводим необычное занятие – заочное путешествие по старинному и современному городу Бежецку.(слайд 1)
Цели: — Познакомить с историей Бежецка;
— Познакомить со знаменитыми бежечанами;
— познакомить с достопримечательностями города;
— воспитывать любовь к родному краю и чувство патриотизма;
— развивать устную речь.
Настрой на работу
Звучит песня о городе.
— Исходя из слов песни для человека важны понятия, написанные на доске,(любовь, мама, семья, доброта, благородство, счастье, радость, родители, отчий дом),(слайд 2)
но одно отсутствует, какое же? (Родина)(слайд 3)
— Чтение эпиграфа: «Человек без родины, что дерево без корней»(слайд 4)
-Как вы понимаете эти слова?
(Нужно любить свою землю, каждый человек имеет свою родину, какой бы она не была, человека все равно тянет на родину, с детства прививается любовь к тому уголочку земли, где человек родился)
4.Основная часть
Вед.1
Есть кусочек земли
На груди у планеты
Где в полях расцветают
Богатые льны:
Это Бежецкий край –
Золотые рассветы
И приятная свежесть
В первом взгляде весны.
Жизнь порою пройти
Удивительно сложно,
Только легких путей
Я у ней не прошу
И без Бежецка мне
Быть совсем невозможно,
Ибо воздухом этого края дышу.
Он встает предо мной
Угловатым и строгим,
А по праздникам
Доброй улыбкой слепит,
Оседлав берега молчаливой Мологи,
Потихоньку в грядущее
Бежецк бежит.
Вед.2:У каждого из нас есть малая Родина. Бежецк – это наша родина. Что же мы знаем о Бежецке, что удивительного мы могли бы сообщить нашим знакомым о нашей родине? Начнем наше путешествие в старинный Бежецк.
Кто не знает прошлого, тот не знает ничего…
Музыкальное сопровождение
Город основан в 1137 году беженцами с новгородской земли. Бежецк имел выгодное расположение: на берегу двух рек. Здесь новгородцы и обосновали свое поселение Бежицы.
18-19 век – Бежецк торговый город, т.к. лежал на выгодном торговом пути Москва – Петербург. Бежецк торговал со многими городами ( лен, глина) Бежецк – купеческий город. В 19 веке развивается строительство в Бежецке, купцы застраивают улицы своими домами, выступают меценатами. Дома строились в 2 этажа 9 по приказу Екатерины еще в 17 века) 1 этаж – купцы располагали свои лавки и магазины, на 2 жили своей семьей. (слайд 5)
-Дом купца Тугаринова ( козырек дома похож на шапку Наполеона. Этот дом так и называли – дом Наполеона, дом сохранен по сей день, но козырек ликвидировали, т.к обветшал)(слайд 6)
-Рыночная площадь. (постоялый двор. На рыночной площади всегда располагались постоялые дворы, т.к. купцы приезжавшие из других районов торговать должны были отдохнуть перед торговым днем, должны отдохнуть их лошади. В здании бывшего постоялого двора располагается теперь училище №17 корпус 2)(слайд 7)
-Дом купца Неворотина. Приобрел Неворотин этот шикарный дом, но владел им не долго, Неворотин имел бумажные фабрики в других городах. В 1900 году был пожар на фабриках, купец получил огромный ущерб, нужно восстанавливать дело, поэтому продает дом Банку. С 1901 года в нем располагался банк. После революции это был дом администрации, а потом, вплоть до 80-х годов 20 века там располагался банк.(слайд 8)
-Церковь на месте современного автовокзала.
Но вот мы совершили заочную экскурсию по старому городу.(слайд 9)
Знаменитые люди города Бежецка. (слайд 10)
Вед. В старинном городе Бежецке родилось много талантливых людей: Н.С.Гумилев, Л.Н. Гумилев, В.Я. Шишков, Иванов, Чистяков, Андреев)
Василий Васильевич Андреев(слайд11)
Основатель русского народного оркестра балалаек. В бежецке есть музей этому талантливому бежечанину.
Граф Аракчеев(слайд 12)
Читает учащийся отрывок из биографии Аракчеева, о его приезде в Бежецк.
Алексей Петрович Иванов (слайд 13)
Великий оперный певец, заслуженный артист России, вся его карьера связана с большим театром. Теперь в Бежецке установлен памятник этому удивительному человеку.
Шишков В. Я.(слайд14)
Родился в нашем городе В.Я Шишков – автор знаменитых произведений «Емельян Пугачёв», «Угрюм – река». Угрюм- река названа бежецкая музыкальная группа, пив-бар «Угрюм река». Сейчас в Бежецке работает музей В.Я.Шишкова, где всегда будут вам рады. Гимназия №1 носит имя этого талантливого писателя. Центральная библиотека также имени Шишкова. В городском саду есть памятник нашему земляку – писателю. (слайд 15)Отрывок из книги Угюм –река (читает учащийся)
Гумилев (слайд 16)
Неподалеку от Бежецка, в маленьком имении Слепнево, родился будущий поэт – акмеист Н.С.Гумилев.(слайд 17) Он был сыном морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-03 — в Тифлисе.
В 1906 Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, живопись, театр.
Некоторое время (1908-09) Гумилев обучался в Петербургском университете — на юридическом, затем на историко-филологическом факультете.
Летом 1908 года Николай Степанович (слайд18 )приезжает в Бежецкий край летом в родовое имение своей матери. Под впечатлением посещения старого дворянского гнезда поэт пишет стихотворение «Старина» (слайд 19)
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман.
В нем стены гулкие украшены
Изображением пейзан.
В начале Первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Осенью 1920 Гумилев вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.
А.А.Ахматова (слайд20)
С именем Бежецка связано имя А.А.Ахматовой, она вышла замуж за бежецкого поэта Н.Гумилева, часто бывала на бежецкой земле, здесь рос и воспитывался их сын, Лев Гумилев, в последствии –выдающийся ученый. Есть у Ахматовой стихотворение, посвященное нашему краю.
Чтение стихотворения:
Бежецк (слайд21)
Там белые церкви и белый светящийся лед,(слайд 22)
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи (слайд23)
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед. (слайд24)
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;(слайд 25)
Но я не вошла, я захлопнула дверь…
И город был полон веселым рождественским звоном.(слайд 26)
Памятник знаменитой семье установлен в Бежецке (слайд27)
Вокзал, который помнит Анну Ахматову был разрушен немецкой авиацией осенью 1941 года.(слайд28)
Великая Отечественная война. Песня «Священная война»
Когда восходит солнце над землею,
Над всей землей, что Вы от гибели спасли –
Мы вспоминаем Вас.
Когда приходит день, наполненный работой,
Мы думаем о Вас, скорбим и помним…
Хотя Вас нет сегодня вместе с нами,-
Вы вечно рядом, Вы повсюду рядом-
В делах и мыслях своего народа
И в благодарной памяти людской.
И Родина склоняется над Вами,
И повторяет Ваши имена.
Когда уходит солнце к горизонту,
И тишина спускается на землю, —
Еще острей мы чувствуем разлуку.
Скорбят о Вас и матери, и дети, и вдовы,
И сыновья, и дочери, которым
Вы завещали мужество свое.
Земля родная в цвете яблонь белых
В сиянье городов и новостроек
Вам памятником будет на века.
(Андрей Дементьев.)
Все люди нашей страны перед лицом вражеского нашествия, смертельной опасности сплотились единым военным лагерем. Частью этой несокрушимой силы стали в годы Великой Отечественной войны и наш город Бежецк, и весь Бежецкий район.
(слайд29)
Гитлеровцы планировали захватить наш древний город. После оккупации Калинина они двинули свои войска в направлении на Бежецк. На выходе к Бежецкому шоссе, на левом берегу Волги, в период 17 – 19 октября 1941 года развернулись ожесточенные бои с противником. По некоторым свидетельствам, они были самыми кровопролитными в районе Калинина.(слайд30)
Хотя врагу и не удалось захватить наш до этого тихий районный город, он стал ближним тылом Калининского фронта, жил по законам военного времени, сосредоточил в себе войска и армейские службы.(слайд31)
Героям-бежечанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, от благодарных земляков сооружен тридцатиметровой высоты монумент. (слайд32)Он стоит на главной площади города и является олицетворением исторического подвига всей страны, всех ее граждан, в том числе и наших земляков. В нем воплощение славы тех, кто в грозном 1941 году, взяв оружие, проявил героизм в жестоких и кровопролитных сражениях. (слайд33)В нем – поклонение тем нашим гражданам, которые показали исключительную жизненную стойкость, преодолев в тылу не намного меньшие лишения и страдания, чем их соотечественники непосредственно перед лицом врага. (слайд 34)
Ведущий 2: Бежечане не дрогнули перед лицом грозных завоевателей, в полной мере проявили настоящий русский характер. 12 тысяч бежечан воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Из них около 7 тысяч человек погибли на полях сражений, 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза.(слайд 35)
Ведущий 1: Белов Михаил Алексеевич родился в деревне Голчань Бежецкого района, пошел добровольцем на фронт в 1942 году, командовал пулеметным взводом, пулеметной ротой, ротой автоматчиков. Михаил Алексеевич был трижды ранен. Звание Героя Советского Союза было присвоено в марте 1945 года.(слайд36)
Ведущий 2:Кирсанов Иван Иванович родился в деревне Алешино Бежецкого района, ушел на фронт в июне 1942 года. Иван Иванович служил командиром эскадрильи 20-го гвардейского Севастопольского авиационного бомбардировочного полка. В 1943 году был ранен, уволен в запас в звании подполковника. Звание героя Советского Союза присвоено в мае 1946 года. (слайд37)
Ведуший 1: Ларин Иван Яковлевич родился в деревне Нечаево Бежецкого района. Всю Отечественную войну, отважно сражаясь, провел на фронте. Звание Героя Советского Союза присвоено в марте 1945 года.(слайд 38)
Ведущий 1:Наше училище, основанное в 1921 году, готовило рабочие кадры для чугунно-литейного механического завода (сегодня это завод «Автоспецоборудование»). И в 1941 году училище уже готовилось отметить двадцатилетний юбилей. Но не суждено было осуществиться этим планам… На нашу страну обрушилось великое горе – война. Чугунно-литейный механический завод и мастерские училища перешли на изготовление орудий для фронта. Как значимый объект, завод и его подшефное училище были эвакуированы в город Ульяновск. В 1943 году училище вернулось в родной город. (слайд39)
Ведущий 2:Проявили мужество и героизм на полях сражений многие работники училища. Федосеев Василий Яковлевич награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны IIстепени. (слайд40 ,)Горюнов Константин Иванович награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».(слайд41)Петров Леонид Петрович награжден юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне».(слайд42)В музее училища бережно хранятся материалы о ветеранах войны, о доблестных учащихся. Здесь собраны архивные справки, приказы, старые фотографии, которые переносят нас в историческое прошлое.(слайд43)
Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. (слайд 44)
Ю.Фучик
4. Современный Бежецк.
Город вошел в 21 век: Новое без старого – это дерево без корней, поэтому бежечане чтат историю своего края, многие собирают удивительные материалы.(слайд 45) В Бежецке действуют 2 музея (Шишкова и Андреева)(слайд46), есть библиотека им. Шишкова, возрождаются храмы. (слайд47)
Стих «Бежецк – мой тихий и ласковый город»(слайд48)
Что представляет собой современный город? (видео -презентация)
Список литературы:
1. Ахматова А.А. Сборник стихов «Вечер»- М, 2001
2. Гумилев Н.С. сборник стихов – М, 1999
3. Кирсанов А.Г. Край наш Бежецкий- М, 1969
4. Преображенкий В.И Солнце! Небо! Земля! – сборник стихов – Тверь, 2010
5. Стихи поэтов –бежечан –Вечной памятью живы- Бежецк, 2010
РАБОТА НА КОНКУРС : «ВИВАТ, РОССИЯ!»
НОМИНАЦИЯ: «ИСТОИЯ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ»
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна –преподаватель русского языка литературы
ОУ: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №17»
Адрес: 171894 Тверская обл.,г.Бежецк, ул.Л.Толстго, 33
Домашний адрес: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Электронный адрес: natascha.biriuckova2012yandex.ru
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ПАТОРИТ СВОЕЙ ЗЕМЛИ» С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЭТО БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ , ЗОЛОТЫЕ РАССВЕТЫ…»
Описание разработки: разработка учебно-воспитательной программы « Я патриот своей земли» с методической разработкой внеклассного мероприятия «Это Бежецкий край, золотые рассветы» посвящена краеведческо -патриотической направленности, в ходе реализации программы учащиеся знакомятся с историей своей малой родины и с людьми ее прославившими.
Ресурсы: методическая разработка программы + методическая разработка внеклассного мероприятия реализуемого на базе данной программы
Приложения: презентация Power Point, видеофильм о Бежецкой земле.
Учебно – воспитательная программа
« Я патриот своей земли »
Предисловие.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Ф.И.Тютчев.
В мире детских и юношеских ценностей сейчас, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. Появилась масса американизированного. Ребенок с детства окружен иноязычным, неживым, ненастоящим. Так чему же удивляться, что своего молодежь не знает, а часто и знать не желает? В нашем стремительно меняющимся на глазах обществе наряду со всем положительным и позитивным за последние годы всплыло и множество негативного, наносного, антинародного и явно вредительского. Спаивание молодежи пивом и джин-тоником приобрело катастрофические масштабы. На улицах убийцы, воры, грабители, работорговцы, сутенеры…
Народ без корней – стадо. Нужно знать и помнить богатырей Дмитрия Донского, когда они сломили Орду, обратили ее в бегство, ратников Минина и Пожарского, пробивших все оцепление вражьей силы, изгнавших иноземных карателей из Москвы, и солдат Суворова, защищавших Россию, и солдат Кутузова, выстоявших на Бородинском поле, и наших отцов и дедов, не сдавших Москву в 1941 году – защитников и воинов Святой Руси! Слава вам, герои Отечества! Русский народ не забудет вашего подвига! А любовь к своей Родине, уважение к ее прошлому начинается с малого – с любви к тому уголку, где человек родился.
Народ наш великий стоит на Своей Земле и говорит на Своем Языке. Россия – это умные, добрые Русские люди, это Русский язык. И пока есть эти Люди, пока есть этот Язык, Россия существует.
Мы обязаны вырастить, воспитать новое свободно мыслящее поколение. Молодежь должна стать патриотами нашей Родины, любить свой родной город и свою страну Россию.
Поэтому я составила программу «Я патриот своей земли» и внедряю ее в своем училище.
Автор программы «Я патриот своей земли» преподаватель литературы ГБОУ НПО «ПУ№17» г.Бежецка Тверской области Бирюкова Наталья Николаевна
Учебно – воспитательная программа
« Я патриот своей земли»
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
Пояснительная записка.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу (словарь Ожегова). С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека.
Главное в программе «Я патриот своей земли » - это системный подход к формированию патриотической позиции обучающегося по отношению к своей малой родине, создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающемуся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в училище и реализуется с первого по третий год обучения (краткосрочная). Программа «Я – патриот своей земли » авторская.
В ходе реализации программы соприкасаются предметы гуманитарного цикла: история, литература, музыка, изо, ОБЖ. Целесообразно привлекать к реализации программы преподавателей этих дисциплин, использовать краеведческий материал, организовывать экскурсии по городу, в столицу, в музеи, библиотеки.
Цели и задачи.
Цель программы: формирование в учебно-воспитательном процессе училища у обучающихся любви к своей малой родине, а также гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей
Задачи:
1. создать условия для утверждения в сознании и чувствах обучающихся комплекса патриотических ценностей.
2. разработать и внедрить модель организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование гражданского самосознания .
3. формировать активную жизненную позицию гражданина .
4. развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего города, села.
5.воспитывать личность гражданина – патриота своей земли, способного встать на защиту Родины, государственных интересов страны.
6. воспитывать любовь к малой родине и природе.
7. приобщать к культурно- историческому наследию народа нашей малой родины.
Актуальность программы.
Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.
У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества.
Реализация концепции модернизации российского образования, призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию понимания ценностей демократичного общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Анализируя состояние современного общества и главные задачи по становлению правового государства, определилась проблема – недостаточного внимания педагогов к воспитанию чувства уважения у молодежи к малой Родине, гражданского самосознания и готовности к защите Отечества.
Достоинства программы.
-
программа рассчитана на обучающихся 1-3 курса училища
(15 – 18 лет).
-
имеет комплексный подход к решению проблемы.
-
проработано содержание программы.
-
имеет приложения из опыта работы педагогов.
-
рассчитана на взаимодействие с учреждениями культуры, библиотеками, музеями.
Данная программа представляет собой современное понимание патриотического воспитания в условиях реформирования общества.
Предполагаемый результат.
-
Разработка, апробация, и внедрение действенных форм гражданско-патриотического воспитания в процессе педагогического взаимодействия в условиях детского коллектива.
-
Выпуск методических сборников по проблематике патриотического воспитания с набором теоретического и практического материала.
-
Разработка и введение факультативного курса
Содержание программы
Человек без Родины, что дерево без корней
( народная мудрость)
Задачи:
-
Воспитать чувство любви к своей малой Родине
-
Познакомить с историей, культурой родного края
-
Познакомить с достопримечательностями родного края
-
Познакомить со знаменитыми людьми края
-
Воспитывать патриотические качества
Советы: сотрудничество с музеями , библиотеками города
Предполагаемый результат:
№ п/п |
Мероприятия |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Урок письма «Я хочу рассказать о своем родном крае» ( вн. Мероприятие. Обучение написанию писем. Всероссийский конкурс письма) |
Урок - письма |
Учитель русского языка |
2. |
«Край любимый» ( Бежецкая старина) |
кл. час |
Кл. руковод, библиотеки |
3. |
«Быт бежецких крестьян» |
Экскурсия в музей им. Шишкова |
Кл. руковод. |
4. |
«Моя судьба – Тверская область» |
Конкурс сочинений |
Учитель русского языка |
5. |
А.А.Ахматова («Это Бежецкий край , золотые рассветы» |
Лит- музыкальная композиция |
Учитель литературы |
6. |
«Н.С.Гумилев – прерванный полет» |
Поэтический вечер |
Учитель литературы |
7. |
«Шишков – певец земли русской» |
Экскурсия в музей |
Учитель литературы |
8. |
Л.Н.Гумилев – историк, энтнограф |
монография |
Учителя литературы, истории |
9. |
Знатоки истории Бежецкого края |
Интеллектуальная игра |
Учитель истории |
10. |
Старые улицы Бежецка |
Заочная экскурсия |
Учителя истории и литературы |
11. |
Походы по местам боевой и трудовой славы |
экскурсии |
Учителя истории и литературы, кл. руковод. |
12. |
Мемориал памяти ( Н.Ф.Ятченко – тысячи дней ада) |
экскурсия |
Кл. руковод. |
-
Сформировать представление о своей малой Родине
-
Воспитание любви к своему родному краю
-
Знать историческое и культурное наследие своей малой Родины
-
Знать имена людей, связанных с историей и культурой родной земли
Мероприятие, направленное на реализацию раздела программы:
Внеклассное интегрированное мероприятие
Тема: «Это Бежецкий край, золотые рассветы…»
Цель: - Познакомить с историей Бежецка;
- Познакомить со знаменитыми бежечанами;
- познакомить с достопримечательностями города;
- воспитывать любовь к родному краю и чувство патриотизма;
- развивать устную речь.
Оборудование: портреты известных людей, чьи имена связаны с бежецкой землей: Н.Гумилев, Л. Гумилев, А.Ахматова, В.Шишков, А.Андреев., альбом «Старый Бежецк», мультимедийное сопровождение «Бежецк- наш родной город»; музыкальное сопровождение, стихи бежецких поэтов, книги.
Ход мероприятия:
-
Оргмомент
Организация группы к работе.
2.Сообщение темы и целей:
Сегодня мы проводим необычное занятие – заочное путешествие по старинному и современному городу Бежецку. (слайд 1)
Цели: - Познакомить с историей Бежецка;
- Познакомить со знаменитыми бежечанами;
- познакомить с достопримечательностями города;
- воспитывать любовь к родному краю и чувство патриотизма;
- развивать устную речь.
Настрой на работу
Звучит песня о городе .
- Исходя из слов песни для человека важны понятия, написанные на доске,(любовь, мама, семья, доброта, благородство, счастье, радость, родители, отчий дом), (слайд 2)
но одно отсутствует, какое же? (Родина) (слайд 3)
- Чтение эпиграфа: «Человек без родины, что дерево без корней» (слайд 4)
-Как вы понимаете эти слова?
(Нужно любить свою землю, каждый человек имеет свою родину, какой бы она не была, человека все равно тянет на родину, с детства прививается любовь к тому уголочку земли, где человек родился)
4.Основная часть
Вед.1
Есть кусочек земли
На груди у планеты
Где в полях расцветают
Богатые льны:
Это Бежецкий край –
Золотые рассветы
И приятная свежесть
В первом взгляде весны.
Жизнь порою пройти
Удивительно сложно,
Только легких путей
Я у ней не прошу
И без Бежецка мне
Быть совсем невозможно,
Ибо воздухом этого края дышу.
Он встает предо мной
Угловатым и строгим,
А по праздникам
Доброй улыбкой слепит,
Оседлав берега молчаливой Мологи,
Потихоньку в грядущее
Бежецк бежит.
Вед.2:У каждого из нас есть малая Родина. Бежецк – это наша родина. Что же мы знаем о Бежецке, что удивительного мы могли бы сообщить нашим знакомым о нашей родине? Начнем наше путешествие в старинный Бежецк.
Кто не знает прошлого, тот не знает ничего…
Музыкальное сопровождение
Город основан в 1137 году беженцами с новгородской земли. Бежецк имел выгодное расположение : на берегу двух рек. Здесь новгородцы и обосновали свое поселение Бежицы .
18-19 век – Бежецк торговый город, т.к. лежал на выгодном торговом пути Москва – Петербург. Бежецк торговал со многими городами ( лен, глина) Бежецк – купеческий город. В 19 веке развивается строительство в Бежецке, купцы застраивают улицы своими домами, выступают меценатами. Дома строились в 2 этажа 9 по приказу Екатерины еще в 17 века) 1 этаж – купцы располагали свои лавки и магазины, на 2 жили своей семьей. (слайд 5)
-Дом купца Тугаринова ( козырек дома похож на шапку Наполеона. Этот дом так и называли – дом Наполеона, дом сохранен по сей день, но козырек ликвидировали, т.к обветшал) (слайд 6)
-Рыночная площадь. (постоялый двор. На рыночной площади всегда располагались постоялые дворы, т.к. купцы приезжавшие из других районов торговать должны были отдохнуть перед торговым днем, должны отдохнуть их лошади. В здании бывшего постоялого двора располагается теперь училище №17 корпус 2) (слайд 7)
-Дом купца Неворотина. Приобрел Неворотин этот шикарный дом, но владел им не долго, Неворотин имел бумажные фабрики в других городах. В 1900 году был пожар на фабриках, купец получил огромный ущерб, нужно восстанавливать дело, поэтому продает дом Банку. С 1901 года в нем располагался банк. После революции это был дом администрации , а потом , вплоть до 80-х годов 20 века там располагался банк. (слайд 8)
-Церковь на месте современного автовокзала.
Но вот мы совершили заочную экскурсию по старому городу. (слайд 9)
Знаменитые люди города Бежецка. (слайд 10)
Вед. В старинном городе Бежецке родилось много талантливых людей: Н.С.Гумилев, Л.Н. Гумилев, В.Я. Шишков, Иванов, Чистяков, Андреев)
Василий Васильевич Андреев (слайд11)
Основатель русского народного оркестра балалаек. В бежецке есть музей этому талантливому бежечанину.
Граф Аракчеев(слайд 12)
Читает учащийся отрывок из биографии Аракчеева, о его приезде в Бежецк.
Алексей Петрович Иванов (слайд 13)
Великий оперный певец, заслуженный артист России, вся его карьера связана с большим театром. Теперь в Бежецке установлен памятник этому удивительному человеку.
Шишков В. Я. (слайд14)
Родился в нашем городе В.Я Шишков – автор знаменитых произведений «Емельян Пугачёв», «Угрюм – река». Угрюм- река названа бежецкая музыкальная группа, пив-бар «Угрюм река». Сейчас в Бежецке работает музей В.Я.Шишкова, где всегда будут вам рады. Гимназия №1 носит имя этого талантливого писателя. Центральная библиотека также имени Шишкова. В городском саду есть памятник нашему земляку – писателю. (слайд 15)Отрывок из книги Угюм –река (читает учащийся)
Гумилев (слайд 16)
Неподалеку от Бежецка, в маленьком имении Слепнево , родился будущий поэт – акмеист Н.С.Гумилев. (слайд 17) Он был сыном морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-03 — в Тифлисе.
В 1906 Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, живопись, театр.
Некоторое время (1908-09) Гумилев обучался в Петербургском университете — на юридическом, затем на историко-филологическом факультете.
Летом 1908 года Николай Степанович (слайд18 )приезжает в Бежецкий край летом в родовое имение своей матери. Под впечатлением посещения старого дворянского гнезда поэт пишет стихотворение «Старина» (слайд 19)
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом , старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман.
В нем стены гулкие украшены
Изображением пейзан.
В начале Первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Осенью 1920 Гумилев вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.
А.А.Ахматова (слайд20)
С именем Бежецка связано имя А.А.Ахматовой, она вышла замуж за бежецкого поэта Н.Гумилева, часто бывала на бежецкой земле, здесь рос и воспитывался их сын, Лев Гумилев, в последствии –выдающийся ученый. Есть у Ахматовой стихотворение, посвященное нашему краю.
Чтение стихотворения:
Бежецк (слайд21)
Там белые церкви и белый светящийся лед, (слайд 22)
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи (слайд23)
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед. (слайд24)
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном; (слайд 25)
Но я не вошла, я захлопнула дверь…
И город был полон веселым рождественским звоном. (слайд 26)
Памятник знаменитой семье установлен в Бежецке (слайд27)
Вокзал , который помнит Анну Ахматову был разрушен немецкой авиацией осенью 1941 года. (слайд28)
Великая Отечественная война. Песня «Священная война»
Когда восходит солнце над землею,
Над всей землей, что Вы от гибели спасли –
Мы вспоминаем Вас.
Когда приходит день, наполненный работой,
Мы думаем о Вас, скорбим и помним…
Хотя Вас нет сегодня вместе с нами,-
Вы вечно рядом, Вы повсюду рядом-
В делах и мыслях своего народа
И в благодарной памяти людской.
И Родина склоняется над Вами,
И повторяет Ваши имена.
Когда уходит солнце к горизонту,
И тишина спускается на землю, -
Еще острей мы чувствуем разлуку.
Скорбят о Вас и матери, и дети, и вдовы,
И сыновья, и дочери, которым
Вы завещали мужество свое.
Земля родная в цвете яблонь белых
В сиянье городов и новостроек
Вам памятником будет на века.
(Андрей Дементьев.)
Все люди нашей страны перед лицом вражеского нашествия, смертельной опасности сплотились единым военным лагерем. Частью этой несокрушимой силы стали в годы Великой Отечественной войны и наш город Бежецк, и весь Бежецкий район.
(слайд29)
Гитлеровцы планировали захватить наш древний город. После оккупации Калинина они двинули свои войска в направлении на Бежецк. На выходе к Бежецкому шоссе, на левом берегу Волги, в период 17 – 19 октября 1941 года развернулись ожесточенные бои с противником. По некоторым свидетельствам, они были самыми кровопролитными в районе Калинина. (слайд30)
Хотя врагу и не удалось захватить наш до этого тихий районный город, он стал ближним тылом Калининского фронта, жил по законам военного времени, сосредоточил в себе войска и армейские службы. (слайд31)
Героям-бежечанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, от благодарных земляков сооружен тридцатиметровой высоты монумент. (слайд32)Он стоит на главной площади города и является олицетворением исторического подвига всей страны, всех ее граждан, в том числе и наших земляков. В нем воплощение славы тех, кто в грозном 1941 году, взяв оружие, проявил героизм в жестоких и кровопролитных сражениях. (слайд33)В нем – поклонение тем нашим гражданам, которые показали исключительную жизненную стойкость, преодолев в тылу не намного меньшие лишения и страдания, чем их соотечественники непосредственно перед лицом врага. (слайд 34)
Ведущий 2: Бежечане не дрогнули перед лицом грозных завоевателей, в полной мере проявили настоящий русский характер. 12 тысяч бежечан воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Из них около 7 тысяч человек погибли на полях сражений, 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза. (слайд 35)
Ведущий 1: Белов Михаил Алексеевич родился в деревне Голчань Бежецкого района, пошел добровольцем на фронт в 1942 году, командовал пулеметным взводом, пулеметной ротой, ротой автоматчиков. Михаил Алексеевич был трижды ранен. Звание Героя Советского Союза было присвоено в марте 1945 года. (слайд36)
Ведущий 2: Кирсанов Иван Иванович родился в деревне Алешино Бежецкого района, ушел на фронт в июне 1942 года. Иван Иванович служил командиром эскадрильи 20-го гвардейского Севастопольского авиационного бомбардировочного полка. В 1943 году был ранен, уволен в запас в звании подполковника. Звание героя Советского Союза присвоено в мае 1946 года. (слайд37)
Ведуший 1: Ларин Иван Яковлевич родился в деревне Нечаево Бежецкого района. Всю Отечественную войну, отважно сражаясь, провел на фронте. Звание Героя Советского Союза присвоено в марте 1945 года. (слайд 38)
Ведущий 1: Наше училище, основанное в 1921 году, готовило рабочие кадры для чугунно-литейного механического завода (сегодня это завод «Автоспецоборудование»). И в 1941 году училище уже готовилось отметить двадцатилетний юбилей. Но не суждено было осуществиться этим планам… На нашу страну обрушилось великое горе – война. Чугунно-литейный механический завод и мастерские училища перешли на изготовление орудий для фронта. Как значимый объект, завод и его подшефное училище были эвакуированы в город Ульяновск. В 1943 году училище вернулось в родной город. (слайд39)
Ведущий 2: Проявили мужество и героизм на полях сражений многие работники училища. Федосеев Василий Яковлевич награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. (слайд40 ,)Горюнов Константин Иванович награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». (слайд41) Петров Леонид Петрович награжден юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне». (слайд42) В музее училища бережно хранятся материалы о ветеранах войны, о доблестных учащихся. Здесь собраны архивные справки, приказы, старые фотографии, которые переносят нас в историческое прошлое. (слайд43)
Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. (слайд 44)
Ю.Фучик
4. Современный Бежецк.
Город вошел в 21 век : Новое без старого – это дерево без корней, поэтому бежечане чтат историю своего края, многие собирают удивительные материалы. (слайд 45) В Бежецке действуют 2 музея (Шишкова и Андреева) (слайд46), есть библиотека им. Шишкова, возрождаются храмы. (слайд47)
Стих «Бежецк – мой тихий и ласковый город» (слайд48)
Что представляет собой современный город? (видео -презентация)
Список литературы:
-
Ахматова А.А. Сборник стихов «Вечер»- М, 2001
-
Гумилев Н.С. сборник стихов – М, 1999
-
Кирсанов А.Г. Край наш Бежецкий- М, 1969
-
Преображенкий В.И Солнце! Небо! Земля! – сборник стихов – Тверь, 2010
-
Стихи поэтов –бежечан –Вечной памятью живы- Бежецк, 2010
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»