Социально-исследовательский проект "С времен былинных и до наших дней, Самарский край, горжусь историей своей"
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
«С времён былинных и до наших дней,
Самарский край, горжусь историей твоей!»
Научные руководители:
Князева Наталья Александровна,
Гаврилкова Татьяна Викторовна
учителя начальных классов
Самара
План
1. Сведения о руководителях
2. Актуальность реализованного проекта
3. Цели и задачи проекта
4. Исследовательская часть проекта
5. План-график подготовки и реализации проекта
6. Результаты
7. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
8. Список литературы
Описание проекта
1.Сведения о руководителях проекта
Князева Наталья Александровна, Гаврилкова Татьяна Викторовна, учителя начальных классов МБОУ — кадетская школа №95 г.о.Самара, учителя Iкатегории.
2. Актуальность реализованного проекта
2.1. Актуальность для нашей школы
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
2.2. Актуальность для общества
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однажды, путешествуя с семьёй по Золотому кольцу России, услышали весьма нелестный отзыв о нашем городе из уст одного попутчика. Отчасти он был прав. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
·
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
·
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
3.2. Задачи проекта:
·
ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Самарской области, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
·
развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
·
укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
·
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
·
профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
·
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
·
ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
4. Исследовательская часть проекта
В ходе реализации проекта учащимися была проведена большая исследовательская работа.
Исследование велось по следующим направлениям:
ü географическое положение Самарской губернии (площадь, население, городские округа, районы);
ü этнография Самарской губернии (народы, проживающие в области, их обычаи, нравы, традиции);
ü святые места Самарской губернии;
ü знакомство с историческим прошлым Самарской губернии;
ü знакомство с известными людьми и знаменитыми местами Самарской губернии.
Для достижения решения этих задач в ходе работы над проектом были использованы различные формы и методы. Это социологический опрос (Приложение №1), экскурсии по городу, выезды в некоторые районы Самарской губернии (Алексеевский, Кинельский, Волжский, Ставропольский), классные часы, на которые были приглашены служители церкви (классный час «По святым местам Самарской губернии»), личная исследовательская работа каждого ученика (при составлении Энциклопедии учащиеся искали на каждую букву алфавита или знаменитость, или достопримечательность Самарской губернии).
5.План-график подготовки и реализации проекта.
Название и содержание деятельности |
Сроки |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование |
|
1.1. Определение темы и актуальности |
02-03.09 |
1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия |
06.09 |
1.3. Определение ресурсного потенциала |
08.09 |
1.4. Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе). |
12-13.09 |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская |
|
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей города 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» |
14-16.09 |
2.2. Защита индивидуальных проектов «Горжусь тобой мой край родной!» 1. Подготовка индивидуальных проектов 2. Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об участии учащихся в городских акциях и конкурсах |
19-24.09 |
2.3. Выпуск стенгазеты «Святые места Самарской губернии» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о святых местах Самарской губернии 2. Заочная экскурсия в п.Ташла к Святому источнику. Презентация доклада 3. Выездная экскурсия «Религия в Самаре» 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об оформлении выставки рисунков «160 лет Самарской губернии» |
26-30.09 |
2.4. Выставка рисунков «160 лет – Самарской губернии» 1. Изготовление рисунков 2. Выбор лучших рисунков 3. Участие лучших работ в школьной выставке 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о сборе материала и оформлении стенда «Любимый край» |
03-05.10 |
2.5. Выпуск Энциклопедии Самарской губернии 1. Сбор материала о знаменитых людях и известных местах Самарской губернии 2. Оформление Энциклопедии 3. Представление учащимся 3 Б и 4 Б классов 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении социологического опроса среди жителей нашего города |
06-11.10 |
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Составление анкеты 4. Опрос жителей на улицах города 5. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении 16 ноября (Международный день толерантности) классного часа «Многонациональная Самарская губерния» |
13-19.10 |
2.7. Классный час «Многонациональная Самарская губерния» 1. Игра «Калейдоскоп народных традиций» 2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся 3. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении КВН «Знаменитые места Самарской губернии» |
20-22.10 |
2. 8. КВН «Знаменитые места Самарской губернии» 1. Выбор команд, названий, девизов, эмблем 2. Выбор жюри из числа родителей 3. Проведение КВН между 3 Б и 4 Б классами 4. Рефлексия: беседа, решение о выпуске карты «Путешествие по родному краю» |
24-26.10 |
2.9. Выпуск карты «Путешествие по родному краю» 1. Определение маршрутов, где были на выездных экскурсиях 2. Определение маршрутов, куда ещё хотелось бы поехать (наиболее интересные места губернии определять путем голосования) 3. Выбор редакционной коллегии и союза художников для оформления карты 4. Показ учащимся 3 Б и 4 Б классов карты «Путешествие по Самарской области» 5. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении интерактивной игры |
07-11.11 |
2.10. Интерактивная игра «Перекрестки Самарской истории» 1. Подготовка материала 2. Выбор ведущего – экскурсовода 3. Проведение игры и награждение победителей 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении лекции — экскурсии |
14-16.11 |
2.11. Лекция — экскурсия «Природные сообщества Самарской области» 1. Показ фильма «Жигули – заповедник» 2. Показ презентации «Самарская Лука – жемчужина Поволжья» 3. Рефлексия: беседа, принятие решения о постановке литературно-музыкальной композиции |
18.11 |
2.12. Литературно — музыкальная композиция «Легенды и были Жигулей» 1. Выбор сценария 2. Выбор участников 3. Представление композиции 1-ым и 2-ым классам |
21-24.11 |
3. Оформление материалов проекта |
28-30.11 |
6. Результаты
Результат |
Индикатор |
Привлекли внимание детей и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей малой родины. |
Участвовало (в разной форме) более 2/3 субъектов образовательного процесса класса – 47 детей, 25 родителей. Сложились устойчивые отношения с партнерами, установилось взаимодействие органов общественного самоуправления. |
Созданы энциклопедия (Приложение) и карта путешествия по Самарской губернии. Изготовлен макет первой крепости Самары. |
Проведение экскурсий и классных часов. |
Стимулирование и поддержка социально — значимой деятельности классного самоуправления. |
Проведение просветительских акций. |
Положительная ценностная мотивация участников образовательного процесса. |
Результаты бесед с учащимися, родителями, социальными партнерами показали положительную оценку проекта. |
МБОУ - кадетская школа №95
Социально - исследовательский проект
«С времён былинных и до наших дней,
Самарский край, горжусь историей твоей!»
Научные руководители:
Князева Наталья Александровна,
Гаврилкова Татьяна Викторовна
учителя начальных классов
Самара
План
1. Сведения о руководителях
2. Актуальность реализованного проекта
3. Цели и задачи проекта
4. Исследовательская часть проекта
5. План-график подготовки и реализации проекта
6. Результаты
7. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
8. Список литературы
Описание проекта
1.Сведения о руководителях проекта
Князева Наталья Александровна, Гаврилкова Татьяна Викторовна, учителя начальных классов МБОУ - кадетская школа №95 г.о.Самара, учителя I категории.
2. Актуальность реализованного проекта
2.1. Актуальность для нашей школы
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
2.2. Актуальность для общества
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однажды, путешествуя с семьёй по Золотому кольцу России, услышали весьма нелестный отзыв о нашем городе из уст одного попутчика. Отчасти он был прав. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
-
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
-
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
3.2. Задачи проекта:
-
ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Самарской области, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
-
развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
-
укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
-
профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
-
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
-
ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
4. Исследовательская часть проекта
В ходе реализации проекта учащимися была проведена большая исследовательская работа.
Исследование велось по следующим направлениям:
-
географическое положение Самарской губернии (площадь, население, городские округа, районы);
-
этнография Самарской губернии (народы, проживающие в области, их обычаи, нравы, традиции);
-
святые места Самарской губернии;
-
знакомство с историческим прошлым Самарской губернии;
-
знакомство с известными людьми и знаменитыми местами Самарской губернии.
Для достижения решения этих задач в ходе работы над проектом были использованы различные формы и методы. Это социологический опрос (Приложение №1), экскурсии по городу, выезды в некоторые районы Самарской губернии (Алексеевский, Кинельский, Волжский, Ставропольский), классные часы, на которые были приглашены служители церкви (классный час «По святым местам Самарской губернии»), личная исследовательская работа каждого ученика (при составлении Энциклопедии учащиеся искали на каждую букву алфавита или знаменитость, или достопримечательность Самарской губернии).
5. План-график подготовки и реализации проекта.
Название и содержание деятельности |
Сроки |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование |
|
|
02-03.09 |
|
06.09 |
|
08.09 |
|
12-13.09 |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская |
|
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей города 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» |
14-16.09 |
2.2. Защита индивидуальных проектов «Горжусь тобой мой край родной!» 1. Подготовка индивидуальных проектов 2. Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об участии учащихся в городских акциях и конкурсах |
19-24.09 |
2.3. Выпуск стенгазеты «Святые места Самарской губернии» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о святых местах Самарской губернии 2. Заочная экскурсия в п.Ташла к Святому источнику. Презентация доклада 3. Выездная экскурсия «Религия в Самаре» 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об оформлении выставки рисунков «160 лет Самарской губернии» |
26-30.09 |
2.4. Выставка рисунков «160 лет – Самарской губернии» 1. Изготовление рисунков 2. Выбор лучших рисунков 3. Участие лучших работ в школьной выставке 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о сборе материала и оформлении стенда «Любимый край» |
03-05.10 |
2.5. Выпуск Энциклопедии Самарской губернии 1. Сбор материала о знаменитых людях и известных местах Самарской губернии 2. Оформление Энциклопедии 3. Представление учащимся 3 Б и 4 Б классов 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении социологического опроса среди жителей нашего города |
06-11.10 |
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Составление анкеты 4. Опрос жителей на улицах города 5. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении 16 ноября (Международный день толерантности) классного часа «Многонациональная Самарская губерния» |
13-19.10 |
2.7. Классный час «Многонациональная Самарская губерния» 1. Игра «Калейдоскоп народных традиций» 2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся 3. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении КВН «Знаменитые места Самарской губернии» |
20-22.10 |
2. 8. КВН «Знаменитые места Самарской губернии» 1. Выбор команд, названий, девизов, эмблем 2. Выбор жюри из числа родителей 3. Проведение КВН между 3 Б и 4 Б классами 4. Рефлексия: беседа, решение о выпуске карты «Путешествие по родному краю» |
24-26.10 |
2.9. Выпуск карты «Путешествие по родному краю» 1. Определение маршрутов, где были на выездных экскурсиях 2. Определение маршрутов, куда ещё хотелось бы поехать (наиболее интересные места губернии определять путем голосования) 3. Выбор редакционной коллегии и союза художников для оформления карты 4. Показ учащимся 3 Б и 4 Б классов карты «Путешествие по Самарской области» 5. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении интерактивной игры |
07-11.11 |
2.10. Интерактивная игра «Перекрестки Самарской истории» 1. Подготовка материала 2. Выбор ведущего – экскурсовода 3. Проведение игры и награждение победителей 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении лекции - экскурсии |
14-16.11 |
2.11. Лекция - экскурсия «Природные сообщества Самарской области» 1. Показ фильма «Жигули – заповедник» 2. Показ презентации «Самарская Лука – жемчужина Поволжья» 3. Рефлексия: беседа, принятие решения о постановке литературно-музыкальной композиции |
18.11 |
2.12. Литературно - музыкальная композиция «Легенды и были Жигулей» 1. Выбор сценария 2. Выбор участников 3. Представление композиции 1-ым и 2-ым классам |
21-24.11 |
3. Оформление материалов проекта |
28-30.11 |
6. Результаты
Результат |
Индикатор |
Привлекли внимание детей и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей малой родины. |
Участвовало (в разной форме) более 2/3 субъектов образовательного процесса класса – 47 детей, 25 родителей. Сложились устойчивые отношения с партнерами, установилось взаимодействие органов общественного самоуправления. |
Созданы энциклопедия (Приложение) и карта путешествия по Самарской губернии. Изготовлен макет первой крепости Самары. |
Проведение экскурсий и классных часов. |
Стимулирование и поддержка социально - значимой деятельности классного самоуправления. |
Проведение просветительских акций. |
Положительная ценностная мотивация участников образовательного процесса. |
Результаты бесед с учащимися, родителями, социальными партнерами показали положительную оценку проекта. |
7. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Ресурс |
Целевое использование |
Административный |
Нормативно-правовая база, ресурсная база школы, взаимодействие с партнерами уровня администрации |
Общественный |
Управление взаимодействием учеников и родителей, родителей и родителей, организация экскурсий, транспорт, сопровождение детей |
Ресурсы партнеров |
Помещения, партнерство воспитанников, педагогов, организационные вопросы, вопросы охраны жизни и здоровья |
Материальные ресурсы |
Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.), транспорт |
Интеллектуально-творческие |
Опыт проектной деятельности авторов проекта, творческие возможности детей |
8. К проекту прилагается мультимедийная презентация
Список литературы
1. Годы и события. Хроника, т.1. Самара,2000г.
2. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Самара, 1994г., 1995г.
3. Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953г.
4. Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самара,1994г.
5. Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии, том8, выпуск1-й, изд. Сам. Губ. Земства. Самара.1892г.
6. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. Самара,1991г.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС