Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд»
Одной из ключевых задач курса математики является формирование вычислительных навыков. Освоив все арифметические действия, дети все же допускают большое количество ошибок при решении примеров. Такое положение можно исправить, если использовать определенные типы заданий, направленных на отработку отдельных действий алгоритма какого- либо вычисления.
Мне посчастливилось обучиться и работать не один год по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе гимназии. Все содержание программы, технология РО подчинены основной цели: формированию учебной деятельности учащегося, умению учиться. Реализация этой цели начинается с формирования учебно-познавательного мотива у учащегося (я хочу знать и уметь). Этому способствует и создание на уроках учителем ситуации успеха. Если ребенок постоянно познает горечь поражения, вряд ли у него останется надежда на успех в будущем.
В настоящее время я работаю учителем математики в коррекционной школе VIII
вида и, к сожалению, не имею возможности работать в системе РО. Но я пришла к выводу, что эта система поможет мне решить многие проблемы на уроках математики. Некоторыми приемами, которые я использую, мне хотелось бы поделиться с коллегами.
При изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд» необходимо заранее определить алгоритм выполнения вычисления по данной теме:
§ Поразрядная запись чисел;
§ Определение разрядов, в которых будет переход в следующий или предыдущий разряд;
§ Определение количества цифр в результате;
§ Замена действия – на +и наоборот;
§ Вычислительные ошибки в пределах 10 и 20.
Таким образом, мы можем дифференцировать ошибки, которые могут быть допущены учениками непосредственно при выполнении действий с данными числами. Поэтому необходимо каждый этап вычисления отработать в том порядке, в котором мы его зафиксировали. Но в учебнике математики для коррекционных школ не предусмотрены задания для отработки каждого этапа алгоритма таких вычислений.
Возможны варианты определения этого алгоритма в зависимости от уровня класса:
1. В «сильном» классе (если можно так сказать) можно предложить детям решение нескольких примеров с переходом через разряд, в которых ученики обязательно допустят нами указанные ошибки. Тогда, анализируя допущенные ошибки и фиксируя их, этот алгоритм определяется на уроке вместе с детьми.
2. В «слабом» классе этот алгоритм дается учителем в готовом виде. Опять же здесь учитель может его озвучить, а может просто подбирать задания учащимся в соответствии с алгоритмом.
Такой подход к изучению данной темы позволяет учителю дифференцированно подходить к подбору заданий для каждого ученика, т.е. если учащийся справляется с заданиями 1 этапа, ему можно предложить задания следующего этапа. Сначала отрабатываются случаи сложения, а затем вычитания.
Вот примеры таких заданий на сложение:
1
этап.
а) Оцени правильность записанных примеров (Найди ошибки):
174 128 583 244...
+ 52 + 36_ + 200 + 602 + . ._
б) Запиши примеры столбиком для вычисления:
368+452 500+50
190+23 106+20
2
этап.
Покажи стрелками, если будет переполнение в разряде (считать не надо):
712 638 304 900
+ 169 + 471 +172 + 100
3
этап.
а) Не считая, определи, сколько цифр будет в сумме:
192 1 9 2 406 311 375
+ 908 + 9 0 8 + 193 + 26 + 650
. . . .
б) Проверь, правильно ли ученик поставил переполнение разрядов:
1 7 4 5 7 2 4 0 8
+ 4 2 + 4 5 3 + 3 9 2
Для предупреждения ошибок, связанных с заменой действия + на – или наоборот, необходимо учащимся дать установку обводить в кружок знак перед тем, как приступить к началу вычисления, таким образом, привлекая еще раз его внимание на определенное действие. Например:
463
+ 178
Безошибочное вычисление в пределах 10 и 20, отрабатывается многократными упражнениями.
Каждый учитель может самостоятельно разнообразить типы заданий в зависимости от ошибок, которые чаще всего встречаются в каждом конкретном классе. Для детей, которые более успешно справляются с решением примеров на сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд, можно предложить задания более высокого уровня: выступить в роли «учителя» или «консультанта» - проверить решение примеров у другого учащегося или составить (придумать) задания и примеры для другого ученика, например, соседа по парте.
Желаю успехов вам, дорогие коллеги и вашим ученикам!
Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд»
Одной из ключевых задач курса математики является формирование вычислительных навыков. Освоив все арифметические действия, дети все же допускают большое количество ошибок при решении примеров. Такое положение можно исправить, если использовать определенные типы заданий, направленных на отработку отдельных действий алгоритма какого- либо вычисления.
Мне посчастливилось обучиться и работать не один год по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе гимназии. Все содержание программы, технология РО подчинены основной цели: формированию учебной деятельности учащегося, умению учиться. Реализация этой цели начинается с формирования учебно-познавательного мотива у учащегося (я хочу знать и уметь). Этому способствует и создание на уроках учителем ситуации успеха. Если ребенок постоянно познает горечь поражения, вряд ли у него останется надежда на успех в будущем.
В настоящее время я работаю учителем математики в коррекционной школе VIII вида и, к сожалению, не имею возможности работать в системе РО. Но я пришла к выводу, что эта система поможет мне решить многие проблемы на уроках математики. Некоторыми приемами, которые я использую, мне хотелось бы поделиться с коллегами.
При изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд» необходимо заранее определить алгоритм выполнения вычисления по данной теме:
-
Поразрядная запись чисел;
-
Определение разрядов, в которых будет переход в следующий или предыдущий разряд;
-
Определение количества цифр в результате;
-
Замена действия – на + и наоборот;
-
Вычислительные ошибки в пределах 10 и 20.
Таким образом, мы можем дифференцировать ошибки, которые могут быть допущены учениками непосредственно при выполнении действий с данными числами. Поэтому необходимо каждый этап вычисления отработать в том порядке, в котором мы его зафиксировали. Но в учебнике математики для коррекционных школ не предусмотрены задания для отработки каждого этапа алгоритма таких вычислений.
Возможны варианты определения этого алгоритма в зависимости от уровня класса:
-
В «сильном» классе (если можно так сказать) можно предложить детям решение нескольких примеров с переходом через разряд, в которых ученики обязательно допустят нами указанные ошибки. Тогда, анализируя допущенные ошибки и фиксируя их, этот алгоритм определяется на уроке вместе с детьми.
-
В «слабом» классе этот алгоритм дается учителем в готовом виде. Опять же здесь учитель может его озвучить, а может просто подбирать задания учащимся в соответствии с алгоритмом.
Такой подход к изучению данной темы позволяет учителю дифференцированно подходить к подбору заданий для каждого ученика, т.е. если учащийся справляется с заданиями 1 этапа, ему можно предложить задания следующего этапа. Сначала отрабатываются случаи сложения, а затем вычитания.
Вот примеры таких заданий на сложение:
-
этап.
а) Оцени правильность записанных примеров (Найди ошибки):
174 128 583 244 . . .
+ 52 + 36_ + 200 + 602 + . ._
б) Запиши примеры столбиком для вычисления:
368+452 500+50
190+23 106+20
-
этап.
Покажи стрелками, если будет переполнение в разряде (считать не надо):
712 638 304 900
+ 169 + 471 + 172 + 100
-
этап.
а) Не считая, определи, сколько цифр будет в сумме:
192 1 9 2 406 311 375
+ 908 + 9 0 8 + 193 + 26 + 650
. . . .
б) Проверь, правильно ли ученик поставил переполнение разрядов:
1 7 4 5 7 2 4 0 8
+ 4 2 + 4 5 3 + 3 9 2
Для предупреждения ошибок, связанных с заменой действия + на – или наоборот, необходимо учащимся дать установку обводить в кружок знак перед тем, как приступить к началу вычисления, таким образом, привлекая еще раз его внимание на определенное действие. Например:
463
+ 178
Безошибочное вычисление в пределах 10 и 20, отрабатывается многократными упражнениями.
Каждый учитель может самостоятельно разнообразить типы заданий в зависимости от ошибок, которые чаще всего встречаются в каждом конкретном классе. Для детей, которые более успешно справляются с решением примеров на сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд, можно предложить задания более высокого уровня: выступить в роли «учителя» или «консультанта» - проверить решение примеров у другого учащегося или составить (придумать) задания и примеры для другого ученика, например, соседа по парте.
Желаю успехов вам, дорогие коллеги и вашим ученикам!
Пояснительная записка
Автор: Стоякина Анна Анатольевна; г.о.Электросталь Московской области
Учебное заведение: Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»
Дисциплина: математика
Тема: Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд»
Класс: 5 класс
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
Пожалуйста, добавьте файл пояснительной записки к предложенной Вами разработке. На нём необходимо разместить следующие данные:
* фамилию, имя, отчество автора;
* место проживания (город, поселок), область, край, регион;
* название учебного заведения;
* дисциплина;
* тема (для материалов типа «Урок», «Мероприятие», «Обобщение опыта» (при необходимости));
* класс (курс);
* использование информационных технологий;
* логотип Портала (в верхний колонтитул).
Также прошу Вас добавить логотип Портала в верхний колонтитул Вашей разработки.
.
С уважением, С.А. Колодин.