Интегрированный урок истории и географии "Семь чудес России"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:10просмотров: 11583 комментариев: 1
Интегрированный урок
«Семь чудес России»
История - география
Авторы-составители
(соавторы)
учитель истории: Шкровская Инна Николаевна,
учитель географии: Ивлева Юлия Анатольевна.
г. Омск — 2012
Пояснительная записка
Данная разработка подготовлена в соавторстве двумя преподавателями Казённого общеобразовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, IIвида»
а)
Шкровская Инна Николаевна, учитель истории.
б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, IIвида»
а)Ивлева Юлия Анатольевна, учитель географии.
б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, IIвида»
в)
Интегрированный урок «Семь чудес России». История - география
d) Данный урок разработан с целью расширение представлений о многообразии культурных и исторических достижений России через различные источники информации. На занятии ярко прослеживается интеграция различных школьных предметов, таких как история и география, воспитываются патриотические чувства к красоте природы и могуществу духа своей Родины. Развивается познавательная активность, общекультурный кругозор и тематический словарь детей со слуховой депривацией, что является одним из условий успешной социализации детей инвалидов по слуху.
Данное мероприятие проходило апробацию на уроках истории и географии в 7-8 классах. Из анализа реакции детей можно сделать вывод, что данные материалы (особенно Презентация) будут интересны ребятам разных возрастных категорий. Материалы можно использовать и во внеклассных мероприятиях общеобразовательных школ. Данная разработка может стать стимулом для развития дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.
Урок проходит в сопровождении Презентации.
(38 слайдов. Слайды меняются по щелчку)
Конспект занятия
Тема урока: Семь чудес России.
Цель:
познакомить слабослышащих учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России.
Задачи:
Обучающая:сформировать и углубить знания учащихся об особенностях историко-культурных объектов на территории России, учить интегрировать знания из различных областей наук.
Развивающая:развивать познавательный интерес; совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с информационными источниками и картами.
Воспитательная:воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество.
Коррекционная: работать над пополнением тематического словаря и правильным произношением детей со слуховой депривацией.
Форма проведения:урок-семинар, мультимедийное путешествие.
Возраст учащихся:7-8 класс (коррекционной школы)
Оборудование:ПК, мультимедийный проектор, физическая карта Российской Федерации, карточки с фотографиями «чудес Росси», таблички с названиями «чудес России», магниты, раздаточный материал по числу учеников (карты России в формате А-4, тестовые задания)
Ход занятия.
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, садитесь, настраиваемся на работу.
У нас сегодня урок необычный урок, мы проводим урок-семинар и отправимся в виртуальное путешествие по городам России, остановимся в самых интересных местах нашей прекрасной Родины.
Слайд 2
• Цель нашего урока: познакомиться с семью историческими, культурными и природными памятниками России.
• Мы будем: развивать познавательный интерес к различным историко-культурным и природным объектам на территории России.
• Мы будем: совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с проверочными материалами, информационными источниками и картами.
• Мы будем: работать над пополнением тематического словаря и следить за правильным произношением трудных слов.
II. Новый материала
Слайд 3
Учитель:В 2008 году газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» проводили конкурс «Семь чудес России». Выборы семи “чудес России” происходили через SMS и интернет голосование. В нем приняли участие около 26 миллионов человек. В редакцию газеты, так же пришло очень много писем от населения страны с предложениями «кандидатур» и были выбраны самые лучшие «Семь чудес России».
12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса.
Лучшими стали: Храм Василия Блаженного (по другому его называют Покровский собор), дворцово-фонтанный комплекс Петергоф, мемориальный комплекс в городе Волгограде « Родина-Мать», самое глубокое и чистое озеро в мире, расположенное на территории России – озеро Байкал, столбы выветривания на плато Мань-Пупу-нёр (республика Коми), самая высокая гора России – гора Эльбрус и чудесное место на Камчатке — Долина гейзеров.
(Учащиеся хором читают на доске таблички с названиями «Семи чудес России»)
Учитель: Ребята, а какое было домашнее задание?
Ученик: Надо было самостоятельно подготовить сообщения о чудесах России.
Учитель: Итак, начинаем наш семинар и путешествие! Кто подготовил сообщение о Храме Василия Блаженного?
Слайд 4, 5,6
Ученик:
Храм Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в <metricconverter productid=«1560 г» w:st=«on»>1560 г в честь военной победы – взятия Казани. По легенде это храм строили архитекторы Барма и Постник. Ивану Грозному так понравился этот храм, что он повелел выколоть им глаза. Царь считал, что незрячие мастера никогда не смогут повторить столь великолепный храм.
Этот собор состоит из 9 разных церквей, помещённых на одном основании. В храме захоронены останки «святого человека» нищего Василия Блаженного, от его имени возникло народное название собора.
Слайд 7
Учитель: (Вопрос классу) В каком году был построен храм Василия Блаженного?
(Ответы детей)
Работа с картой.
Учитель: Надо подойти к карте и показать место расположения «Чуда №1». На точку на карте прикрепляется небольшая карточка с фотографией Храма.
(Желающие ученики выходят для работы с картой)
Слайд 8
Ученик:
Петергофские фонтаны:
«Солнце», «Ева» и «Адам»…
Изогнув златые станы,
«Нимфы» воду льют к ногам.
От восторга обмирает,
Кто однажды видел сам,
Как друг друга обгоняя,
Струи рвутся к небесам. (из поэтического цикла «Пушкинские места» Елена Егорова)
Учитель: Из Москвы мы отправляемся в Санкт-Петербург, здесь вас ждёт прекрасный дворцовый комплекс — Петергоф.
Слайд 9,10,11,12,13
Ученик:
Недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива Балтийского моря, находится город Петергоф. Петергоф был построен как загородная резиденция Петра I. На территории Петергофа располагаются дворцы, парки, фонтаны, музеи.
Здесь когда-то действовала мастерская по обработке мрамора и часовой завод. На территории Петергофа есть многочисленные фонтаны-шутихи, которые задуманы как ловушки замечтавшихся посетителей.
Учитель: (Вопрос классу) Кто запомнил, на берегу какого залива был построен Петергоф? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой город Санкт-Петербург)
Учитель: Сейчас, прошу вашего внимания! Мы отправляемся на берега реки Волги в город-герой Волгоград (Сталинград). Здесь расположен памятник героям Великой Отечественной войны. В память о Сталинградской битве и первой великой победе советских солдат над грозным врагом, положившей начало краху завоевательным планам Гитлера, установлен мемориальный комплекс с величественным памятником «Родина-мать»
Слайд 14
Ученик:
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
(Виктор Боков)
Слайд 15
Ученик:
Историко–мемориальный комплекс «Мамаев курган» -это насыпной курган в городе Волгограде, высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. От подножия кургана до его вершины ведут 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Слайд 16
Ученик: «Родина-Мать зовёт!» — так называется центральная скульптура комплекса. Высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота «Родины-Матери» – 85 метров (вместе с мечом) Общий вес монумента – 8 тысяч тонн. В правой руке женщина держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, сколько дней длилась Сталинградская битва, сколько ступеней ведет на вершину кургана? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой с фотографией монумента «Родина-Мать» город Волгоград)
Слайд 17
Учитель: Давайте, теперь перенесёмся почти через всю страну и попадём в далёкий, таёжный карай, на берега озера Байкал, которое по праву модно назвать Чудом России. Это наше «чудо №4».
Ученик:
Жемчужина мира — чудесный Байкал,
Ты взоры людей уж давно привлекал,
Глубины твои и прозрачность их вод,
Весь мир покорили на сто лет вперед!
Прекрасны восходы, красивый закат,
Волны бирюзовой шуршащий накат,
Здесь люди добрее и чище душой,
Они молодеют, встречаясь с тобой! (Дрюккер В.)
Слайд 18,19,20
Ученик:
Озеро Байкал – это самое древнее озеро на Земле, оно существует уже 25 миллионов лет. Глубина Байкала до 1640 метров. В озеро впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает из него только одна река — Ангара.
Озеро Байкал имеет чистую прозрачную воду. Зимой озеро покрывается льдом.
Слайд 21,22
Ученик: На Байкале обитает множество видов животных и растений, из которых 70% это – эндемики. Эндемики – это биологические виды, представители которых обитают на ограниченной территории. Так к знаменитым эндемикам озера относится тюлень — байкальская нерпа, рыбка – голомянка. Эта рыбка, не имеющая чешуи, она розовато-белая, состоит из жира. Жир используют в лечебных целях. В озере обитает рыбы: хариус, байкальский омуль, сиг.
Слайд 23,24
Берега Байкала заняты тайгой. В тайге обитают различные животные: кабарга, соболь, лось, лисица бурундук.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, каких животных называют эндемиками? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой озеро Байкал)
Слайд 25,26
Учитель:
Пятое чудо природы нашей страны — это геологический памятник расположенный на территории Троицко-Печерского района Коми, между реками Ичотляга и Печора.
Ученик:
Столбы выветривания находятся в Республике Коми. Всего семь столбов высотой от 30 до <metricconverter productid=«42 метров» w:st=«on»>42 метров. Когда-то, несколько миллионов лет назад на их месте стояли высокие горы. Постепенно из-за дождя, снега мороза, жары и ветра мягкие породы гор разрушались — выветривались и вымывались водой, а твёрдые разрушались меньше, сохранившись до наших дней.
Столбы — это останцы древних твёрдых горных пород (метаморфических сланцев). Столбы образовывались в течение 200 миллионов лет с помощью морозного выветривания.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как называется выветривание, с помощью которого и образовалось это чудо природы? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой расположение Столбов)
Слайд 27
Учитель:Если двигаться на юго-запад через Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, то мы попадаем на Кавказ, где нас ждёт шестое чудо – это гора Эльбрус!
Слайд 28
Ученик:
Эльбрус — двуглавая гора на Кавказе. Самая высокая точка России и Европы, высотой 5642 метров. Название происходит от иранского слова Альборс, что означает «блестящая гора».
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как запомнил высоту Эльбруса?
(Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №6» горы Кавказа)
Слайд 29
Учитель:Вот и осталась наша последняя остановка в таинственной долине гейзеров на полуострове Камчатка. Кто подготовил сообщение об этом чуде?
Слайд 30
Ученик: Ученые геологи открыли на Камчатке –Долину гейзеров. Гейзер – это фонтан горячей воды и пара, вырывающийся из-под земли. В долине более 20 крупных гейзеров. Самый большой гейзер «Великан» во время извержения выбрасывает до 30 тонн кипятка.
Слайд 31
Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, другие один раз в 4-5 часов. Один из самых красивых гейзеров называется «Сахарный», он извергается каждые 2-3 минуты, а гейзеры «Факел» и «Вечный фонтан» работают почти непрерывно.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, на каком полуострове находится Долина гейзеров? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №7» полуостров Камчатка)
III. Актуализация знаний.
Слайд 32
Учитель:
Давайте ещё раз посмотрим на слайд и назовём «Семь чудес России»!
У вас есть чувство гордости за свою большую и очень красивую страну?
(Учащиеся говорят названия семи чудес России.)
Учитель: Ребята, вам было интересно готовится к семинару, вам понравились выступления ваших товарищей?
Чтобы полностью решить задачи нашего семинара, давайте выполним задание на закрепление.
Слайд 33
Задание №1
Работа с раздаточными картами (формат А-4)
(время выполнения задания 3 мин.)
(Правила.На полях карты помещены маленькие фотографии семи культурно-исторических и природных чудес России. У каждой фотографии стоит цифра, на карте белые кружочки обозначают место, где находится тот или иной памятник. Задача ученика– найти на карте место, где должно находится каждое «Чудо» и поставить цифру, какая стоит на его фотографии.)
Учитель: Ребята проведите взаимопроверку и подпишите и сдайте карты.
Слайд 34
Задание №2
Проверочное тестирование.
1.В каком году был построен Храм Василия Блаженного?
А) 1555 — 1560г.,
Б) 1600 — 1605г.,
В) 1707- 1709г.
2.При каком царе и когда был задуман Петергоф?
А) При Иване IVГрозном в 1534 г.,
Б) При Екатерине II в 1762 г.,
В) При Петре Iв 1714 г.
3.В память, о каких событиях был воздвигнут монумент «Родина–Мать»?
А) В память о Куликовской битве,
Б) В память об Отечественной войне 1812 г.,
В) В память о Сталинградской битве 1942-1943г.
4.Какое озеро имеет самую прозрачную и чистую воду в мире?
А) Чудское озеро,
Б) озеро Байкал,
В) озеро Тенгиз.
5. Где находятся Столбы выветривания?
А) В Омской области,
Б) На Кавказе,
В) В Республике Коми.
6.Какова высота горы Эльбрус?
А) 5642 м.,
Б) 4302 м.,
В) 7700 м.
7.Что такое гейзер?
А) Вулканическое озеро,
Б) Фонтан горячей воды и пара,
В) Это потухший вулкан.
Учитель:Подпишите и сдайте тесты на проверку.
IV. Подведение итогов
Слайд 35
Учитель:Давайте вспомним цель нашего занятия: «Познакомиться с историческими, культурными и природными памятниками России».
Как вы считаете, мы достигли нашей цели? (Ответы ребят)
Слайд 36
В итоге занятия давайте заполним таблицу на доске и разделим наши «чудеса» на две группы «Культурно-исторические чудеса России» и «Природные чудеса России»
(Ребята по очереди берут карточки с названиями «чудес» и прикрепляют их н доску в две колонки)
Слайд 37
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Урок окончен. До свидания.
Примерный список интернет источников.
http://www.epochtimes.ru/content/view/40198/8/
http://www.russia-miracles.ru/
http://www.turism.irnd.ru/page414.html
http://www.mandalay.ru/7-chudes-rossii-itogi.html
http://www.tomovl.ru/painting.htm
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=415
http://ru.wikipedia.org
ЭЛЬБРУС –
двуглавая гора на Кавказе.
Самая высокая точка Европы. Высота 5642м.
Долина ГЕЙЗЕРОВ расположена на полуострове Камчатка.
Более 20 гейзеров извергают фонтаны воды температурой 100 градусов.
Мемориальный комплекс
РОДИНА – МАТЬ
Город Волгоград.
Высота 85 метров.
Озеро БАЙКАЛ.
Самое глубокое
и чистое озеро
на Земле.
Глубина 1640 метров.
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»
Интегрированный урок
«Семь чудес России»
История - география
Авторы-составители
(соавторы)
учитель истории: Шкровская Инна Николаевна,
учитель географии: Ивлева Юлия Анатольевна.
г. Омск - 2012
Пояснительная записка
Данная разработка подготовлена в соавторстве двумя преподавателями Казённого общеобразовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»
а) Шкровская Инна Николаевна, учитель истории.
б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»
а) Ивлева Юлия Анатольевна, учитель географии.
б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»
в) Интегрированный урок «Семь чудес России». История - география
d) Данный урок разработан с целью расширение представлений о многообразии культурных и исторических достижений России через различные источники информации. На занятии ярко прослеживается интеграция различных школьных предметов, таких как история и география, воспитываются патриотические чувства к красоте природы и могуществу духа своей Родины. Развивается познавательная активность, общекультурный кругозор и тематический словарь детей со слуховой депривацией, что является одним из условий успешной социализации детей инвалидов по слуху.
Данное мероприятие проходило апробацию на уроках истории и географии в 7-8 классах. Из анализа реакции детей можно сделать вывод, что данные материалы (особенно Презентация) будут интересны ребятам разных возрастных категорий. Материалы можно использовать и во внеклассных мероприятиях общеобразовательных школ. Данная разработка может стать стимулом для развития дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.
Урок проходит в сопровождении Презентации.
(38 слайдов. Слайды меняются по щелчку)
Конспект занятия
Тема урока: Семь чудес России.
Цель:
познакомить слабослышащих учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России.
Задачи:
Обучающая: сформировать и углубить знания учащихся об особенностях историко-культурных объектов на территории России, учить интегрировать знания из различных областей наук.
Развивающая: развивать познавательный интерес; совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с информационными источниками и картами.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество.
Коррекционная: работать над пополнением тематического словаря и правильным произношением детей со слуховой депривацией.
Форма проведения: урок-семинар, мультимедийное путешествие.
Возраст учащихся: 7-8 класс (коррекционной школы)
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, физическая карта Российской Федерации, карточки с фотографиями «чудес Росси», таблички с названиями «чудес России», магниты, раздаточный материал по числу учеников (карты России в формате А-4, тестовые задания)
Ход занятия.
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, садитесь, настраиваемся на работу.
У нас сегодня урок необычный урок, мы проводим урок-семинар и отправимся в виртуальное путешествие по городам России, остановимся в самых интересных местах нашей прекрасной Родины.
Слайд 2
-
Цель нашего урока: познакомиться с семью историческими, культурными и природными памятниками России.
-
Мы будем: развивать познавательный интерес к различным историко-культурным и природным объектам на территории России.
-
Мы будем: совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с проверочными материалами, информационными источниками и картами.
-
Мы будем: работать над пополнением тематического словаря и следить за правильным произношением трудных слов.
II. Новый материала
Слайд 3
Учитель: В 2008 году газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» проводили конкурс «Семь чудес России». Выборы семи “чудес России” происходили через SMS и интернет голосование. В нем приняли участие около 26 миллионов человек. В редакцию газеты, так же пришло очень много писем от населения страны с предложениями «кандидатур» и были выбраны самые лучшие «Семь чудес России».
12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса.
Лучшими
стали: Храм Василия Блаженного (по
другому его называют Покровский собор),
дворцово-фонтанный комплекс Петергоф,
мемориальный комплекс в городе Волгограде
« Родина-Мать», самое глубокое и чистое
озеро в мире, расположенное на территории
России – озеро Байкал, столбы
выветривания на плато Мань-Пупу-нёр
(республика Коми), самая высокая гора
России – гора Эльбрус и чудесное место
на Камчатке - Долина гейзеров.
(Учащиеся
хором читают на доске таблички с
названиями «Семи чудес России»)
Учитель: Ребята, а какое
было домашнее задание?
Ученик: Надо было самостоятельно подготовить сообщения о чудесах России.
Учитель: Итак, начинаем наш семинар и путешествие! Кто подготовил сообщение о Храме Василия Блаженного?
Слайд 4, 5,6
Ученик: Храм Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в 1560 г в честь военной победы – взятия Казани. По легенде это храм строили архитекторы Барма и Постник. Ивану Грозному так понравился этот храм, что он повелел выколоть им глаза. Царь считал, что незрячие мастера никогда не смогут повторить столь великолепный храм.
Этот собор состоит из 9 разных церквей, помещённых на одном основании. В храме захоронены останки «святого человека» нищего Василия Блаженного, от его имени возникло народное название собора.
Слайд 7
Учитель: (Вопрос классу) В каком году был построен храм Василия Блаженного?
(Ответы детей)
Работа с картой.
Учитель: Надо подойти к карте и показать место расположения «Чуда №1». На точку на карте прикрепляется небольшая карточка с фотографией Храма.
(Желающие ученики выходят для работы с картой)
Слайд 8
Ученик: Петергофские
фонтаны:
«Солнце», «Ева» и «Адам»…
Изогнув златые станы,
«Нимфы»
воду льют к ногам.
От восторга обмирает,
Кто однажды видел сам,
Как друг
друга обгоняя,
Струи рвутся к
небесам. (из
поэтического цикла «Пушкинские места»
Елена Егорова)
Учитель: Из Москвы мы отправляемся в Санкт-Петербург, здесь вас ждёт прекрасный дворцовый комплекс - Петергоф.
Слайд 9,10,11,12,13
Ученик: Недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива Балтийского моря, находится город Петергоф. Петергоф был построен как загородная резиденция Петра I. На территории Петергофа располагаются дворцы, парки, фонтаны, музеи.
Здесь когда-то действовала мастерская по обработке мрамора и часовой завод. На территории Петергофа есть многочисленные фонтаны-шутихи, которые задуманы как ловушки замечтавшихся посетителей.
Учитель: (Вопрос классу) Кто запомнил, на берегу какого залива был построен Петергоф? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой город Санкт-Петербург)
Учитель: Сейчас, прошу вашего внимания! Мы отправляемся на берега реки Волги в город-герой Волгоград (Сталинград). Здесь расположен памятник героям Великой Отечественной войны. В память о Сталинградской битве и первой великой победе советских солдат над грозным врагом, положившей начало краху завоевательным планам Гитлера, установлен мемориальный комплекс с величественным памятником «Родина-мать»
Слайд 14
Ученик: На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна. (Виктор Боков)
Слайд 15
Ученик: Историко–мемориальный комплекс «Мамаев курган» - это насыпной курган в городе Волгограде, высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. От подножия кургана до его вершины ведут 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Слайд 16
Ученик: «Родина-Мать зовёт!» - так называется центральная скульптура комплекса. Высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота «Родины-Матери» – 85 метров (вместе с мечом) Общий вес монумента – 8 тысяч тонн. В правой руке женщина держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, сколько дней длилась Сталинградская битва, сколько ступеней ведет на вершину кургана? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой с фотографией монумента «Родина-Мать» город Волгоград)
Слайд 17
Учитель: Давайте, теперь перенесёмся почти через всю страну и попадём в далёкий, таёжный карай, на берега озера Байкал, которое по праву модно назвать Чудом России. Это наше «чудо №4».
Ученик:
Жемчужина мира - чудесный
Байкал,
Ты взоры людей уж давно
привлекал,
Глубины твои и прозрачность
их вод,
Весь мир покорили на сто лет
вперед!
Прекрасны восходы, красивый
закат,
Волны бирюзовой шуршащий
накат,
Здесь люди добрее и чище
душой,
Они молодеют, встречаясь с
тобой! (Дрюккер
В.)
Слайд 18,19,20
Ученик: Озеро Байкал – это самое древнее озеро на Земле, оно существует уже 25 миллионов лет. Глубина Байкала до 1640 метров. В озеро впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает из него только одна река - Ангара. Озеро Байкал имеет чистую прозрачную воду. Зимой озеро покрывается льдом.
Слайд 21,22
Ученик: На Байкале обитает множество видов животных и растений, из которых 70% это – эндемики. Эндемики – это биологические виды, представители которых обитают на ограниченной территории. Так к знаменитым эндемикам озера относится тюлень - байкальская нерпа, рыбка – голомянка. Эта рыбка, не имеющая чешуи, она розовато-белая, состоит из жира. Жир используют в лечебных целях. В озере обитает рыбы: хариус, байкальский омуль, сиг.
Слайд 23,24
Берега Байкала заняты тайгой. В тайге обитают различные животные: кабарга, соболь, лось, лисица бурундук.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, каких животных называют эндемиками? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой озеро Байкал)
Слайд 25,26
Учитель: Пятое чудо природы нашей страны - это геологический памятник расположенный на территории Троицко-Печерского района Коми, между реками Ичотляга и Печора.
Ученик: Столбы выветривания находятся в Республике Коми. Всего семь столбов высотой от 30 до 42 метров. Когда-то, несколько миллионов лет назад на их месте стояли высокие горы. Постепенно из-за дождя, снега мороза, жары и ветра мягкие породы гор разрушались - выветривались и вымывались водой, а твёрдые разрушались меньше, сохранившись до наших дней.
Столбы - это останцы древних твёрдых горных пород (метаморфических сланцев). Столбы образовывались в течение 200 миллионов лет с помощью морозного выветривания.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как называется выветривание, с помощью которого и образовалось это чудо природы? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой расположение Столбов)
Слайд 27
Учитель: Если двигаться на юго-запад через Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, то мы попадаем на Кавказ, где нас ждёт шестое чудо – это гора Эльбрус!
Слайд 28
Ученик: Эльбрус - двуглавая гора на Кавказе. Самая высокая точка России и Европы, высотой 5642 метров. Название происходит от иранского слова Альборс, что означает «блестящая гора».
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как запомнил высоту Эльбруса?
(Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №6» горы Кавказа)
Слайд 29
Учитель: Вот и осталась наша последняя остановка в таинственной долине гейзеров на полуострове Камчатка. Кто подготовил сообщение об этом чуде?
Слайд 30
Ученик: Ученые геологи открыли на Камчатке –Долину гейзеров. Гейзер – это фонтан горячей воды и пара, вырывающийся из-под земли. В долине более 20 крупных гейзеров. Самый большой гейзер «Великан» во время извержения выбрасывает до 30 тонн кипятка.
Слайд 31
Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, другие один раз в 4-5 часов. Один из самых красивых гейзеров называется «Сахарный», он извергается каждые 2-3 минуты, а гейзеры «Факел» и «Вечный фонтан» работают почти непрерывно.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, на каком полуострове находится Долина гейзеров? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №7» полуостров Камчатка)
III. Актуализация знаний.
Слайд 32
Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на слайд и назовём «Семь чудес России»!
У вас есть чувство гордости за свою большую и очень красивую страну?
(Учащиеся говорят названия семи чудес России.)
Учитель: Ребята, вам было интересно готовится к семинару, вам понравились выступления ваших товарищей?
Чтобы полностью решить задачи нашего семинара, давайте выполним задание на закрепление.
Слайд 33
Задание №1
Работа с раздаточными картами (формат А-4) (время выполнения задания 3 мин.)
(Правила. На полях карты помещены маленькие фотографии семи культурно-исторических и природных чудес России. У каждой фотографии стоит цифра, на карте белые кружочки обозначают место, где находится тот или иной памятник. Задача ученика– найти на карте место, где должно находится каждое «Чудо» и поставить цифру, какая стоит на его фотографии.)
Учитель: Ребята проведите взаимопроверку и подпишите и сдайте карты.
Слайд 34
Задание №2
Проверочное тестирование.
1.В каком году был построен Храм Василия Блаженного?
А) 1555 - 1560г.,
Б) 1600 - 1605г.,
В) 1707- 1709г.
2.При каком царе и когда был задуман Петергоф?
А) При Иване IV Грозном в 1534 г.,
Б) При Екатерине II в 1762 г.,
В) При Петре I в 1714 г.
3.В память, о каких событиях был воздвигнут монумент «Родина–Мать»?
А) В память о Куликовской битве,
Б) В память об Отечественной войне 1812 г.,
В) В память о Сталинградской битве 1942-1943г.
4.Какое озеро имеет самую прозрачную и чистую воду в мире?
А) Чудское озеро,
Б) озеро Байкал,
В) озеро Тенгиз.
5. Где находятся Столбы выветривания?
А) В Омской области,
Б) На Кавказе,
В) В Республике Коми.
6.Какова высота горы Эльбрус?
А) 5642 м.,
Б) 4302 м.,
В) 7700 м.
7.Что такое гейзер?
А) Вулканическое озеро,
Б) Фонтан горячей воды и пара,
В) Это потухший вулкан.
Учитель: Подпишите и сдайте тесты на проверку.
IV. Подведение итогов
Слайд 35
Учитель: Давайте вспомним цель нашего занятия: «Познакомиться с историческими, культурными и природными памятниками России».
Как вы считаете, мы достигли нашей цели? (Ответы ребят)
Слайд 36
В итоге занятия давайте заполним таблицу на доске и разделим наши «чудеса» на две группы «Культурно-исторические чудеса России» и «Природные чудеса России»
(Ребята по очереди берут карточки с названиями «чудес» и прикрепляют их н доску в две колонки)
Слайд 37
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Урок окончен. До свидания.
Примерный список интернет источников.
http://www.epochtimes.ru/content/view/40198/8/
http://www.russia-miracles.ru/
http://www.turism.irnd.ru/page414.html
http://www.mandalay.ru/7-chudes-rossii-itogi.html
http://www.tomovl.ru/painting.htm
Храм ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Покровский собор в городе Москве. Построен по приказу Ивана Грозного в 1560 году.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»