Имя числительное как часть речи
Краткое описание
Урок изучения новых знаний по морфологии по теме "Имя числительное как часть речи" на основе исторического материала о славном 1812 годе, о наградах Отечественной войны 1812 года .
Описание
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 797
Имя числительное как часть речи
Урок русского языка в 6 классе
Куляшова Лилия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2012 год
Цели:
обучающие:
ü Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
ü Сформировать понятие об имени числительном
ü Выработать умение находить числительные в текстах, отличать количественные числительные и порядковые. Различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи
развивающие:
ü развивать внимание, память, мыслительные операции;
ü развивать навыки монологической речи
воспитательные:
ü создать условия для формирования уважения к истории своего народа, используя информационный материал о славном 1812 годе, о наградах Отечественной войны 1812 года;
ü вызвать интерес к российской истории
• Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.
• Вид урока: учебная игра
• Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
• Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на занятии)
II. Мотивация учебной деятельности
─ Дорогие ребята, мы с вами сегодня будем говорить о героизме русского воинства в войне 1812 года.
III. Этап освоения новых знаний.
1.Эти события произошли 200 летназад. (Слайд №1)
Поход наполеоновской армии против России закончился изгнанием французов с нашей земли и вступлением русских войск в Париж. 18мая 1814года между двумядержавами, Россией и Францией, был подписан манифест о заключении мира. В этом документе есть такие строки: « 1812год тяжкими ранами … вознёс Россию наверх славы». О героизме русского воинства в Отечественной войне 1812года сегодня нам напоминают награды.
─ На какие вопросы отвечают выписанные слова?
200
18мая 1814
Двумя
1812
Что обозначают данные слова? (Количество и порядок при счёте)
Запись темы урока
2.Рассматриваем таблицу:
─ На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
─Что обозначают числительные? (Число и количество)
─Какие особенности данной части речи отражены в термине «имя числительное»? («Именует», называет число)
3.Мы ответили на поставленные вопросы и узнаем о названии имени числительного.
Один из учеников:
─Название «числительное» является производным от слова «число».По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, девять. Имя числительное – уникальная часть речи, Все числительные можно назвать, их чуть больше 50.
Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова –дцать. –дцать произошло от древнерусского «десяте» В результате фонетических изменений получилось один –над –цать – одиннадцать.
4. Давайте вспомним всё, что мы узнали о числительном.
(Работа с таблицей)
─ На какие вопросы отвечают числительные?
─ Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос: «Сколько?
─ Какой?»
─ Какая ещё часть речи отвечает на вопрос: «Какой?»
─ Чем они отличаются?
─ На какие разряды можно разделить числительные?
5.Мы сегодня получаем уникальную возможность перелистать Книгу Славы Отечественной войны 1812 года, из которой мы узнаем об истории наград.
(Слайд №2)Эти награды напоминают нам сегодня о героизме русских людей в годы Отечественной войны 1812 года. Давайте откроем книгу. Но, чтобы мы могли беспрепятственно перелистывать страницы, вы должны постоянно подавать мне сигналы. Если мы слышим количественное числительное, мы показываем карточку К. Если мы слышим порядковое числительное, то мы показываем карточку П
.
6.История наград Отечественной войны 1812 года.
5февраля 1813года император утвердил первуюмедаль «В память Отечественной войны 1812года». (Слайд №3)
Всего было изготовлено 260тысяч штук. Возможно, некоторые шестиклассники знают, что производилась двухвариантнаячеканка медали.
7. Нам сегодня на уроке помогает Мудрая сова. ( Мягкая игрушка либо иллюстрация). Она подаёт нам сигнал.
─ Что случилось?
─ Сова утверждает, что слова шестиклассники и двухвариантная - не числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.
─ Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящимся к другим частям речи?
─ Давайте определим, какие слова лишние? (Приложение 1)
Определяя части речи, работаем в парах.
─ Какие слова являются числительными?
Манифестом от 30 августа 1814 года была учреждена такая же медаль из тёмной бронзы. Её удостаивались представители дворянства и купечества, содействовавшие победе в войне с Наполеоном. С 1816 года медаль на владимирской разрешалось носить и некоторым женщинам ─ старейшим в дворянских родах, вдовам, ухаживавшим за ранеными. Всего для женщин было отчеканено 72 тысячи медалей.25 крестьян Московской губернии, которые особо отличились в партизанских боях, были награждены серебряной медалью «За любовь к Отечеству»(Слайд №5)
Задание:
─ Просклоняйте числительные: пять, пятый.
─ Как изменяются числительные? (По падежам)
С заданием мы справились, значит, переходим к следующей странице.
9. До 1856 года все российские награды по смерти награждённого возвращались в Капитул орденов. Это правило не распространялось лишь на медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Потомки дворян могли такую медаль хранить у себя без права ношения.
На следующей странице книги нас ждёт задание:
─ Укажите имя числительное и слова другой части речи, содержащее число.
Четырёхконечнымибронзовыми крестами награждались лица духовного звания, внесшие большой вклад с врагом в 1812 году. На пятиугольной колодке с владимирской лентой носили юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (Слайд №6)
10.Мы с вами должны определить, какими членами предложения являются числительные.
(По одному у доски учащиеся записывают предложения, определяют синтаксическую функцию числительного.)
Различными орденами и золотым холодным оружием «За храбрость» награждались офицеры в войну 1812года.(Слайд №7) Орден Святого Георгия – одиниз особо почётных. Принадлежность к Отечественной войне Георгиевского креста, утверждённого в 1807 году, устанавливалась по выбитой на нём дате. 505327– число выпущенных медалей «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Бронзовые медали 1814 года делились на два вида.
─ Какова же роль числительных в предложении?
Отечественная война 1812 года и последовавший за ней заграничный поход принесли русским воинам и патриотам три основные награды: медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль земскому войску «За любовь к отечеству» и медаль «За взятие Парижа»
IY. Рефлексивно-оценочный этап.
Скоро мы дочитаем нашу Книгу. Нам осталось пройти несколько тренажеров.(Приложение 3)
1.Тренажёр «Мозговой штурм»:
─ Что такое числительное?
─ На какие разряды делятся числительные?
─ Как изменяют числительные?
─ Какими членами предложения могут быть числительные?
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять эполет;
б) пятеро французов;
в) пятак;
г) пятый на батарее
2. Выберите правильный ответ:
Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) на втором редуте;
в) двухсотый юбилей;
г) семь тысяч наград.
4. Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) двести;
г) тысяча восемьсот двенадцатый.
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
(Взаимопроверка работ)
Y. Релаксация.
YI. Домашнее задание. Рабочая тетрадь Богдановой Г.А. №84, 85, 87.
Приложение 1
— Давайте определим, какие слова лишние?
Лист контроля
Приложение 3
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять эполет;
б) пятеро французов;
в) пятак;
г) пятый на батарее
2. Выберите правильный ответ:
Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) на втором редуте;
в) двухсотый юбилей;
г) семь тысяч наград.
4. Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) двести;
г) тысяча восемьсот двенадцатый
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Ответы: 1- в, 2- б, 3г, 4 – а — б
Литература
I.Материалы сайтов:
II1… Г.А.Богданова.Уроки русского языка в. 6 классе. Книга для учителя - М., «Просвещение», 2010
Имя числительное как часть речи
Урок русского языка в 6 классе
Куляшова Лилия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2012 год
Цели:
обучающие:
ü Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
ü Сформировать понятие об имени числительном
ü Выработать умение находить числительные в текстах, отличать количественные числительные и порядковые. Различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи
развивающие:
ü развивать внимание, память, мыслительные операции;
ü развивать навыки монологической речи
воспитательные:
ü создать условия для формирования уважения к истории своего народа, используя информационный материал о славном 1812 годе, о наградах Отечественной войны 1812 года;
ü вызвать интерес к российской истории
• Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.
• Вид урока: учебная игра
• Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
• Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на занятии)
II. Мотивация учебной деятельности
─ Дорогие ребята, мы с вами сегодня будем говорить о героизме русского воинства в войне 1812 года.
III. Этап освоения новых знаний.
1.Эти события произошли 200 летназад. (Слайд №1)
Поход наполеоновской армии против России закончился изгнанием французов с нашей земли и вступлением русских войск в Париж. 18мая 1814года между двумядержавами, Россией и Францией, был подписан манифест о заключении мира. В этом документе есть такие строки: « 1812год тяжкими ранами … вознёс Россию наверх славы». О героизме русского воинства в Отечественной войне 1812года сегодня нам напоминают награды.
─ На какие вопросы отвечают выписанные слова?
200
18мая 1814
Двумя
1812
Что обозначают данные слова? (Количество и порядок при счёте)
Запись темы урока
2.Рассматриваем таблицу:
─ На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
─Что обозначают числительные? (Число и количество)
─Какие особенности данной части речи отражены в термине «имя числительное»? («Именует», называет число)
3.Мы ответили на поставленные вопросы и узнаем о названии имени числительного.
Один из учеников:
─Название «числительное» является производным от слова «число».По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, девять. Имя числительное – уникальная часть речи, Все числительные можно назвать, их чуть больше 50.
Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова –дцать. –дцать произошло от древнерусского «десяте» В результате фонетических изменений получилось один –над –цать – одиннадцать.
4. Давайте вспомним всё, что мы узнали о числительном.
(Работа с таблицей)
─ На какие вопросы отвечают числительные?
─ Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос: «Сколько?
─ Какой?»
─ Какая ещё часть речи отвечает на вопрос: «Какой?»
─ Чем они отличаются?
─ На какие разряды можно разделить числительные?
5.Мы сегодня получаем уникальную возможность перелистать Книгу Славы Отечественной войны 1812 года, из которой мы узнаем об истории наград.
(Слайд №2)Эти награды напоминают нам сегодня о героизме русских людей в годы Отечественной войны 1812 года. Давайте откроем книгу. Но, чтобы мы могли беспрепятственно перелистывать страницы, вы должны постоянно подавать мне сигналы. Если мы слышим количественное числительное, мы показываем карточку К. Если мы слышим порядковое числительное, то мы показываем карточку П
.
Количественные |
Порядковые |
Сколько? |
Какой? |
6.История наград Отечественной войны 1812 года.
5февраля 1813года император утвердил первуюмедаль «В память Отечественной войны 1812года». (Слайд №3)
Всего было изготовлено 260тысяч штук. Возможно, некоторые шестиклассники знают, что производилась двухвариантнаячеканка медали.
7. Нам сегодня на уроке помогает Мудрая сова. ( Мягкая игрушка либо иллюстрация). Она подаёт нам сигнал.
─ Что случилось?
─ Сова утверждает, что слова шестиклассники и двухвариантная - не числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.
─ Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящимся к другим частям речи?
─ Давайте определим, какие слова лишние? (Приложение 1)
Два гусара Двое драгун Двоюродный Двойка Двойник императора |
Пятак Пятый в батарее Пять ополченцев Три фельдмаршала Утроить результат |
Определяя части речи, работаем в парах.
─ Какие слова являются числительными?
- ♪Сова принимает наш ответ. И к новой странице просит перейти маршем на вступление в Париж в 1814 году. (Физминутка)(Слайд №4)
- Продолжаем знакомство с Книгой Славы Отечественной войны 1812 года.
Манифестом от 30 августа 1814 года была учреждена такая же медаль из тёмной бронзы. Её удостаивались представители дворянства и купечества, содействовавшие победе в войне с Наполеоном. С 1816 года медаль на владимирской разрешалось носить и некоторым женщинам ─ старейшим в дворянских родах, вдовам, ухаживавшим за ранеными. Всего для женщин было отчеканено 72 тысячи медалей.25 крестьян Московской губернии, которые особо отличились в партизанских боях, были награждены серебряной медалью «За любовь к Отечеству»(Слайд №5)
Задание:
─ Просклоняйте числительные: пять, пятый.
─ Как изменяются числительные? (По падежам)
С заданием мы справились, значит, переходим к следующей странице.
9. До 1856 года все российские награды по смерти награждённого возвращались в Капитул орденов. Это правило не распространялось лишь на медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Потомки дворян могли такую медаль хранить у себя без права ношения.
На следующей странице книги нас ждёт задание:
─ Укажите имя числительное и слова другой части речи, содержащее число.
Четырёхконечнымибронзовыми крестами награждались лица духовного звания, внесшие большой вклад с врагом в 1812 году. На пятиугольной колодке с владимирской лентой носили юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (Слайд №6)
10.Мы с вами должны определить, какими членами предложения являются числительные.
(По одному у доски учащиеся записывают предложения, определяют синтаксическую функцию числительного.)
Различными орденами и золотым холодным оружием «За храбрость» награждались офицеры в войну 1812года.(Слайд №7) Орден Святого Георгия – одиниз особо почётных. Принадлежность к Отечественной войне Георгиевского креста, утверждённого в 1807 году, устанавливалась по выбитой на нём дате. 505327– число выпущенных медалей «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Бронзовые медали 1814 года делились на два вида.
─ Какова же роль числительных в предложении?
Отечественная война 1812 года и последовавший за ней заграничный поход принесли русским воинам и патриотам три основные награды: медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль земскому войску «За любовь к отечеству» и медаль «За взятие Парижа»
IY. Рефлексивно-оценочный этап.
Скоро мы дочитаем нашу Книгу. Нам осталось пройти несколько тренажеров.(Приложение 3)
1.Тренажёр «Мозговой штурм»:
─ Что такое числительное?
─ На какие разряды делятся числительные?
─ Как изменяют числительные?
─ Какими членами предложения могут быть числительные?
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять эполет;
б) пятеро французов;
в) пятак;
г) пятый на батарее
2. Выберите правильный ответ:
Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) на втором редуте;
в) двухсотый юбилей;
г) семь тысяч наград.
4. Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) двести;
г) тысяча восемьсот двенадцатый.
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
(Взаимопроверка работ)
Y. Релаксация.
YI. Домашнее задание. Рабочая тетрадь Богдановой Г.А. №84, 85, 87.
Приложение 1
Два гусара Двое драгун Двоюродный Двойка Двойник императора |
Пятак Пятый в батарее Пять ополченцев Три фельдмаршала Утроить результат |
— Давайте определим, какие слова лишние?
Лист контроля
Два гусара — числительное Двое драгун — числительное Двоюродный — прилагательное Двойка — существительное Двойник императора — существительное |
Пятак- существительное Пятый в батарее — числительное Пять ополченцев — числительное Три фельдмаршала — числительное Утроить результат — глагол |
Приложение 3
1. Тест.
Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять эполет;
б) пятеро французов;
в) пятак;
г) пятый на батарее
2. Выберите правильный ответ:
Имена числительные делятся на:
а) косвенные и нарицательные:
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
3. Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) на втором редуте;
в) двухсотый юбилей;
г) семь тысяч наград.
4. Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) двести;
г) тысяча восемьсот двенадцатый
5. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Ответы: 1- в, 2- б, 3г, 4 – а — б
Литература
I.Материалы сайтов:
- www.1zoom.ruМазуровский — отечественная война
- liveinternet.ru–книги
- web-shablony.ru — фон
- ru.wikipedia.org›wiki/Кутузов,_Михаил_Илларионович
- music.tonnel.ru ›index.php?l=music&alb=39626
- Московский журнал. История государства Российского. Приложение.1812 год. «Недаром помнит вся Россия…»ruskline.ru ›…smi/2004/02/01
- images.yandex.ru›медальЗа взятие Парижа
- borodino2012.net›?p=3822
- .belltower.kreml.ru
- ru.wikipedia.org ›ДавыдовЭфес наградной золотой сабли. Надпись «За храбрость» на гарде
- www.rumedal.comМедаль в память 100-летия Отечественной войны 1812 года.
- www.bsi-ekb.ru
II1… Г.А.Богданова.Уроки русского языка в. 6 классе. Книга для учителя - М., «Просвещение», 2010
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Русский язык
6 класс
14 марта 2012
Файлы
Приложение 2. Презентация.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Спасибо Вам огромное за внимание и понимание. Мне, действительно, хотелось принять участие в конкурсе. По своей вине, к сожалению, допустила массу "ляпсусов". Мне очень жаль.
Логотип мною в презентацию добавлен, замечания по поводу литературы приняты. Но я не знаю, как быть? Ведь возможность редактировать работу закрыта.
С уважением Куляшова Лилия Владимировна
Спасибо Вам огромное за внимание и понимание. Мне, действительно, хотелось принять участие в конкурсе. По своей вине, к сожалению, допустила массу "ляпсусов". Мне очень жаль.
Логотип мною в презентацию добавлен, замечания по поводу литературы приняты. Но я не знаю, как быть? Ведь возможность редактировать работу закрыта.
С уважением Куляшова Лилия Владимировна
Проверка показала, что использовался на 23% и этот ресурс тоже, внесите, пожалуйста, в список использованной литературы.
Пожалуйста, добавьте текстовый файл с конспектом своего урока, оформленный согласно критериям
С уважением, С.А. Колодин.
Постаралась учесть Ваши замечания.
Работу отправила. Спасибо за рекомендации.
С уважением Куляшова Лилия Владимировна