Интегрированный урок. Тема: "Раскол церкви.Боярыня Морозова"
Краткое описание
Интегрированный урок изобразительного искусства и истории
Описание
Интегрированный урок по истории, изобразительному искусству в 10 классе.
Тема урока:«Раскол церкви. «Боярыня Морозова»».
Цели:
— Воспитание и развитие российских духовно- нравственных традиций
— Обобщение и систематизация знаний учащихся по вопросу раскола церкви.
Задачи:
— Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, в жизни и искусстве;
— Воспитать мотивацию к учебной деятельности посредством использования новых педагогических технологий;
- Развить у школьников умение работать с дополнительными источниками;
- Научить осмысливанию изучаемого материала;
- Формировать умение выявлять проблемы, ставить вопросы;
— Совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение;
- Развить умение сравнительного анализа и обобщения, путем ведения диалога с использованием межпредметных связей;
- Продолжить развитие навыка работы в группах посредством творческого и критического мышления подростков.
Оборудование:
1. Сменный стенд «В.И. Суриков- художник исторического жанра»;
2. Видео фильм «Художник в Третьяковской галерее. В.И. Суриков»;
3. Раздаточный материал:
— «Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике.»
Составление и комментарии Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн.Л.; «Искусство»,1977.
— Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». В 3-х томах. Ростов-на-Дону. «Феникс».1998г.
Глава 4. Патриарх Никон.
Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
Часть 2. «Детство Никиты».
Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
— Старообрядчество;
— Раскол;
— Аввакум Петрович (1620 или 1621- 14.4.1682);
— Морозова Федосия Прокофьевна;
— Таблица « Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века
— Карточки-задания группам.
На школьной доске цитата: «….Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней…»
Наталья Кончаловская
Деятельность школьников:
1. Самостоятельное изучение источников (Исследовательская деятельность)
2. Коммуникативный диалог (Дискуссионная деятельность)
3. Моделирование (Игровая деятельность)
4. Сопереживание (Творческо-прикладная деятельность)
Формы работы на уроке:
1. На основе исследовательской деятельности – практическое задание, обмен знаниями, экспертиза.
2. На основе дискуссионной деятельности – диалоги, споры.
3. На основе игровой деятельности – игры, обсуждения.
4. На основе сопереживания – рисунки учащихся
Основные понятия:«Священство» и «царство», церковная реформа, раскол, старообрядчество.
Личности в истории: Царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон, Аввакум, Ф.П. Морозова, В.И. Суриков.
Ход урока:
1. Организационная часть.
Сегодняшний урок мы посвящаем обобщению материала связанного с расколом Русской церкви в 17 веке. Этот урок мы проведем, интегрировано, работая с двумя педагогами. Будут использованы: метод «Ажурная пила», дискуссия, практическая работа « Цветовое решение рисунка, через свое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века».
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия.
Учитель истории:
С именем Никона связан Церковный раскол 17 века. Царь Алексей Михайлович решил провести исправление церковных книг и обрядов по греческому образу.
1649 год, был годом составления нового кодекса российских законов – Соборное уложение. В нем была проведена тенденция к секуляризации церковных имуществ и ограничению автономных привилегий судебного ведомства Церкви. Это усиление государственного веса над бытовыми церковными привилегиями воспринималось всем епископатом как обида. Но один Никон был готов противопоставить этому факту не только обиду, но и православное богословие. С этого момента перед Никоном вырисовывается главнейшая цель его церковного служения - победа над светским, боярским, государственным мировоззрением, показавшимся Никону нечестивым и нецерковным, во имя православного церковного, и кононического (как казалось Никону — преобладание Церкви над государством). Это и привело Никона к падению. Сейчас мы обратимся к историческому источнику — Н.И. Костомаров. Русская история. Т.2. Попытаемся узнать, как простой мальчик Никита из крестьянской семьи стал Патриархом Никоном.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Анализ источников с последующим обсуждением
«Ажурная пила»
1. Учитель готовит материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. (Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том второй.)
Обратите внимание, он делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
«Патриарх Никон». (Приложение №1)
Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
Часть 2. «Детство Никиты».
Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
2. Создается 4 группы. (Учащиеся самостоятельно делятся на группы). Каждой группе присваивается номер: 1,2,3,4 и ученикам внутри группы, выдаются жетоны различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) соответственно выданному приложению: часть 1 – красный цвет, часть 2- синий цвет, часть 3- зеленый цвет, часть 4- желтый цвет). Так в каждой группе есть все куски одного текста. Учащиеся изучают предложенные отрывки текста.
3. По сигналу учителя учащиеся объединяются в новые группы.( 1 группа — красные (часть1), 2 группа — синие (часть2), 3 группа — зелёные (часть 3), 4 группа – желтые (часть4). Так каждый, становится экспертом по одному из периодов жизни Патриарха Никона). Идет обсуждение по тематике в каждой группе.
4. Учитель задает ребятам вопрос — каждой группе: «Вы познакомились с историческим источником. Кто такой патриарх Никон? ».
(Дети дают ответ на данный вопрос, работая в своей группе).
5. Снова сигнал учителя – ребята объединяются в первоначальные учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего ответа, обосновывая его.
6. «Ораторы» докладывают о результатах работы, своих групп всему классу.
(Схема примерного построения, альтернативного вопроса:
Он считал….
разработал…
предложил…
опроверг…
утверждал…)
Работа с раздаточным материалом (Приложение2)
1 группа — Аввакум
2 группа — Раскол
3 группа — Старообрядчество
4 группа – Морозова
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Вопросы учителя истории:
1. Какие две позиции выявились в российском обществе во время преобразований патриарха Никона?
2. Могло ли не быть церковного раскола в 17 веке? (Да. Нет. Почему?).
3. Как вы считаете, церковный раскол подтверждает характеристику 17 века как «бунтарского» или это совсем иная тема?
4. Патриарх Никон и прототип Аввакум – две грандиозные фигуры в истории России. Что между ними общего и в чем различие? Кто из них защищал старину, неизменность традиционных обрядов и представлений, а кто – требовал их изменения и обновления?
5. Как вы думаете, могли ли художники наряду с историками отобразить данные события 17 века в своих произведениях?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Возможен групповой опрос учащихся).
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Просмотр видеофильма «В.И. Суриков. Картина «Боярыня Морозова»».
Вопрос учителя истории:
— Ребята, как вы думаете, какое отношение к сегодняшнему занятию имеет показанный в фильме материал? (Учащиеся дают ответы)
Учитель изобразительного искусства:
(В качестве сопроводительного материала, использована демонстрация на экране (мультимедийный проектор). Раздаточный материал — В.И. Суриков. «Боярыня Морозова») (Приложение3).
Василий Иванович Суриков — великий художник исторического жанра.
Картины Сурикова показывают мощные, бунтарские русские характеры, поражающие своим размахом, самоотверженностью, отвагой в борьбе. Искусство Сурикова проникнуто горячей любовью к героическому началу в русском народе, и история является подтверждением неисчерпаемых творческих сил народа. Поэтому трагические события, раскрытые в ярких образах картин Сурикова, внушают не чувства уныния и отчаяния, а чувство исторического оптимизма.
Перед вами его картина «Боярыня Морозова». Её он писал семь лет. Делал эскизы, детализировал портреты.
— Какую видную представительницу старообрядцев изобразил в картине В.И.Суриков?
— Верно! Боярыню Федосию Прокофьевну Морозову. Особое место в раздумьях Сурикова занимает мысль о русской женщине, о её нравственной чистоте, о её страданиях и терпении, силе и стойкости.
Ученица неистового Аввакума боярыня Морозова, которая, не страшась пыток и смерти, ради древнего благочестия пламенно призывает народ не слушать царя и патриарха.
Выразил Суриков и непримиримую борьбу, которая шла по всей Руси между двумя началами: старой верой, обычаями и новым, но насажденным сверху, насильственно.
Давайте внимательно вглядимся в картину и обратимся к источнику: Н.А. и З.А. Радзимовских «Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике».
(Приложение4)
Задачи художника:
— Написание картины опирается на изучение натуры.
(Отсюда поиски прототипов)
— Красота композиции должна давать впечатление естественности.
(Неслучайны 35 эскизов композиции этой картины, отражающих процесс его работы)
Цель художника:
В «Морозовой» отразить не пытки боярыни и не смерть её в земляной тюрьме в Боровске, а провоз по улицам древней Москвы среди толпы народа, провоз, который рассчитан был на глум и унижение раскольницы, а превратился в её торжество, показав потрясенной толпе величие духа и силу подвига Морозовой.
Основная тема картины:
Русские сани и ворона на снегу. Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу – вечной антитезы черного с белым, как символ религиозного раскола.
Сколько вариантов пробовал Суриков!
В самой композиции происходят существенные изменения: Морозову вместо стула Суриков посадил на пол саней, вместо угрожающе поднятой левой руки у неё поднята правая с двуперстием, вместо скомороха слева бежит мальчик, изменена форма саней, вместо сидящего в фас нищего справа — сидит повернутый в профиль юродивый и т.д.
В картине мы видим контрасты роскоши и нищеты. Шёлк, парча и самоцветы боярышень соседствуют с лохмотьями нищих, рубищем и веригами юродивого. Показана и красота народного творчества, народных изделий и красота русского «узорочья» (платки, шали).
Великий колорист – он любуется русскими дровнями. Протяженность времени события в картине отмерена движением саней, бегом мальчика среди толпы. Мы видим, как изменяются выражения лиц, чувства, мысли, переживания столпившихся по мере того, как в поле их зрения попадает Морозова с истово поднятым двуперстием, бледным лицом и сверкающим взглядом.
Объективная основа колорита – природа и предметная среда, образующие в определенных условиях климата, погоды, освещения некую цветовую целостность.
Взгляните на правый угол картины. От двуперстия блаженного по диагонали к поднятой руке Морозовой – впереди храм, как знак неизбежного будущего. А взгляд Морозовой через жалованную шапочку княгини Урусовой падает к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе.
Именно в этом вновь разрешение всех живописных и исторических вопросов.
Вопросы учителя изобразительного искусства:
(Вопросы заранее розданы группам на карточках)
1 группе — Какой эпизод из истории раскола изображен на картине?
2 группе - Как в картине показан драматизм ситуации, отношение разных
сторон общества к происходящему?
3 группе — Какие слои русского общества представлены в картине?
4 группе - Каково отношение толпы к боярыне Морозовой?
(Заслушивается вопрос и ответ группы).
- Давайте попытаемся оживить картину, наполним её звуками, возгласами, словами. (Учащиеся комментируют происходящее на картине).
6. Этап применения знаний и способов действий.
Учитель истории:
- Можем ли, мы выявить основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века?
Учитель изобразительного искусства:
- Предлагаю вам заполнить таблицу на школьной доске. (Учащиеся выбирают одного представителя из группы для работы у доски)
Основные различия в обрядах и правилах
до и после церковной реформы 17 века.
7. Этап коррекции знаний и способов действий.
Учитель истории:
— Верно, ли заполнена таблица?
— У кого есть замечания, внесите изменения!
8. Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель изобразительного искусства проводит творческую, практическую работу по картине В.И. Сурикова: «Цветовое решение рисунка, через свое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века».
Материалы: Формат А3, фломастеры или масляные мелки.
Задание группам:
1 группа: « Главная героиня картины».
2 группа: «Динамика, движение в картине».
3 группа: « Цветовой колорит, колористическое богатство картины».
4 группа: « Архитектурная и природная среда картины».
По окончании работы в группах, «оратор» проводит презентацию творческой работы своей группы. Задаются вопросы к группам по интересующим деталям рисунка.
8. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Учитель просит ответить на вопросы:
· Чему я научился сегодня? (Что нового узнал?)
· Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
Каждой группе предлагается задать один или два вопроса по тематике занятия ко всей аудитории. (Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание).
(Пример: — Чем характерна церковная реформа 17 века? Что она дала России?
Каковы её последствия?
— Есть ли в России, Удмуртии, нашем районе старообрядцы?
— Что для тебя означало событие — открытие Собора Архангела
Михаила в г. Ижевске и приезд на его открытие Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2?
Учитель изобразительного искусства:
Закончить урок, я хочу следующими словами:
«Мы отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог родине своей!
Ждет тебя за труд награда-
Цель прекрасная в дали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней…»
Наталья Петровна Кончаловская
Историческая поэма «Наша древняя столица»
— Почему мы выбрали строки из поэмы Н. Кончаловской?
Все очень просто!
Её дед — известный художник — передвижник В.И. Суриков.
Она написала о нём книги: «Дар бесценный», «Суриково детство»
(с книгами можно познакомиться в школьной библиотеке).
Её муж, Сергей Владимирович Михалков – известный детский писатель.
Отец – художник, Петр Петрович Кончаловский.
Её дети, известные кинорежиссеры: Никита Михалков, Андрей Кончаловский.
Литература:
1. А.К. Лебедев, А.В. Солодников «В.В. Стасов» Москва «Искусство» 1982г;
2. Костомаров Н.И. русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. в 3-х томах. Том второй- Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение, 1995;
4. История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
5. Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
6. Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.:
7. Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958;
8. Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
9. Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906;
10. Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891;
11. Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898;
12. Смирнов П. С., История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895;
13. Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909;
14. Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912;
15. Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915];
16. Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931;
17. Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.
18. Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9;
19. Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901;
20. Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965.
21. Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев-Посад, 1909—12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.
Тема урока:«Раскол церкви. «Боярыня Морозова»».
Цели:
— Воспитание и развитие российских духовно- нравственных традиций
— Обобщение и систематизация знаний учащихся по вопросу раскола церкви.
Задачи:
— Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, в жизни и искусстве;
— Воспитать мотивацию к учебной деятельности посредством использования новых педагогических технологий;
- Развить у школьников умение работать с дополнительными источниками;
- Научить осмысливанию изучаемого материала;
- Формировать умение выявлять проблемы, ставить вопросы;
— Совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение;
- Развить умение сравнительного анализа и обобщения, путем ведения диалога с использованием межпредметных связей;
- Продолжить развитие навыка работы в группах посредством творческого и критического мышления подростков.
Оборудование:
1. Сменный стенд «В.И. Суриков- художник исторического жанра»;
2. Видео фильм «Художник в Третьяковской галерее. В.И. Суриков»;
3. Раздаточный материал:
— «Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике.»
Составление и комментарии Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн.Л.; «Искусство»,1977.
— Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». В 3-х томах. Ростов-на-Дону. «Феникс».1998г.
Глава 4. Патриарх Никон.
Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
Часть 2. «Детство Никиты».
Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
— Старообрядчество;
— Раскол;
— Аввакум Петрович (1620 или 1621- 14.4.1682);
— Морозова Федосия Прокофьевна;
— Таблица « Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века
— Карточки-задания группам.
На школьной доске цитата: «….Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней…»
Наталья Кончаловская
Деятельность школьников:
1. Самостоятельное изучение источников (Исследовательская деятельность)
2. Коммуникативный диалог (Дискуссионная деятельность)
3. Моделирование (Игровая деятельность)
4. Сопереживание (Творческо-прикладная деятельность)
Формы работы на уроке:
1. На основе исследовательской деятельности – практическое задание, обмен знаниями, экспертиза.
2. На основе дискуссионной деятельности – диалоги, споры.
3. На основе игровой деятельности – игры, обсуждения.
4. На основе сопереживания – рисунки учащихся
Основные понятия:«Священство» и «царство», церковная реформа, раскол, старообрядчество.
Личности в истории: Царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон, Аввакум, Ф.П. Морозова, В.И. Суриков.
Ход урока:
1. Организационная часть.
Сегодняшний урок мы посвящаем обобщению материала связанного с расколом Русской церкви в 17 веке. Этот урок мы проведем, интегрировано, работая с двумя педагогами. Будут использованы: метод «Ажурная пила», дискуссия, практическая работа « Цветовое решение рисунка, через свое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века».
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия.
Учитель истории:
С именем Никона связан Церковный раскол 17 века. Царь Алексей Михайлович решил провести исправление церковных книг и обрядов по греческому образу.
1649 год, был годом составления нового кодекса российских законов – Соборное уложение. В нем была проведена тенденция к секуляризации церковных имуществ и ограничению автономных привилегий судебного ведомства Церкви. Это усиление государственного веса над бытовыми церковными привилегиями воспринималось всем епископатом как обида. Но один Никон был готов противопоставить этому факту не только обиду, но и православное богословие. С этого момента перед Никоном вырисовывается главнейшая цель его церковного служения - победа над светским, боярским, государственным мировоззрением, показавшимся Никону нечестивым и нецерковным, во имя православного церковного, и кононического (как казалось Никону — преобладание Церкви над государством). Это и привело Никона к падению. Сейчас мы обратимся к историческому источнику — Н.И. Костомаров. Русская история. Т.2. Попытаемся узнать, как простой мальчик Никита из крестьянской семьи стал Патриархом Никоном.
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Анализ источников с последующим обсуждением
«Ажурная пила»
1. Учитель готовит материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. (Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том второй.)
Обратите внимание, он делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
«Патриарх Никон». (Приложение №1)
Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
Часть 2. «Детство Никиты».
Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
2. Создается 4 группы. (Учащиеся самостоятельно делятся на группы). Каждой группе присваивается номер: 1,2,3,4 и ученикам внутри группы, выдаются жетоны различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) соответственно выданному приложению: часть 1 – красный цвет, часть 2- синий цвет, часть 3- зеленый цвет, часть 4- желтый цвет). Так в каждой группе есть все куски одного текста. Учащиеся изучают предложенные отрывки текста.
3. По сигналу учителя учащиеся объединяются в новые группы.( 1 группа — красные (часть1), 2 группа — синие (часть2), 3 группа — зелёные (часть 3), 4 группа – желтые (часть4). Так каждый, становится экспертом по одному из периодов жизни Патриарха Никона). Идет обсуждение по тематике в каждой группе.
4. Учитель задает ребятам вопрос — каждой группе: «Вы познакомились с историческим источником. Кто такой патриарх Никон? ».
(Дети дают ответ на данный вопрос, работая в своей группе).
5. Снова сигнал учителя – ребята объединяются в первоначальные учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего ответа, обосновывая его.
6. «Ораторы» докладывают о результатах работы, своих групп всему классу.
(Схема примерного построения, альтернативного вопроса:
Он считал….
разработал…
предложил…
опроверг…
утверждал…)
Работа с раздаточным материалом (Приложение2)
1 группа — Аввакум
2 группа — Раскол
3 группа — Старообрядчество
4 группа – Морозова
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Вопросы учителя истории:
1. Какие две позиции выявились в российском обществе во время преобразований патриарха Никона?
2. Могло ли не быть церковного раскола в 17 веке? (Да. Нет. Почему?).
3. Как вы считаете, церковный раскол подтверждает характеристику 17 века как «бунтарского» или это совсем иная тема?
4. Патриарх Никон и прототип Аввакум – две грандиозные фигуры в истории России. Что между ними общего и в чем различие? Кто из них защищал старину, неизменность традиционных обрядов и представлений, а кто – требовал их изменения и обновления?
5. Как вы думаете, могли ли художники наряду с историками отобразить данные события 17 века в своих произведениях?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Возможен групповой опрос учащихся).
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Просмотр видеофильма «В.И. Суриков. Картина «Боярыня Морозова»».
Вопрос учителя истории:
— Ребята, как вы думаете, какое отношение к сегодняшнему занятию имеет показанный в фильме материал? (Учащиеся дают ответы)
Учитель изобразительного искусства:
(В качестве сопроводительного материала, использована демонстрация на экране (мультимедийный проектор). Раздаточный материал — В.И. Суриков. «Боярыня Морозова») (Приложение3).
Василий Иванович Суриков — великий художник исторического жанра.
Картины Сурикова показывают мощные, бунтарские русские характеры, поражающие своим размахом, самоотверженностью, отвагой в борьбе. Искусство Сурикова проникнуто горячей любовью к героическому началу в русском народе, и история является подтверждением неисчерпаемых творческих сил народа. Поэтому трагические события, раскрытые в ярких образах картин Сурикова, внушают не чувства уныния и отчаяния, а чувство исторического оптимизма.
Перед вами его картина «Боярыня Морозова». Её он писал семь лет. Делал эскизы, детализировал портреты.
— Какую видную представительницу старообрядцев изобразил в картине В.И.Суриков?
— Верно! Боярыню Федосию Прокофьевну Морозову. Особое место в раздумьях Сурикова занимает мысль о русской женщине, о её нравственной чистоте, о её страданиях и терпении, силе и стойкости.
Ученица неистового Аввакума боярыня Морозова, которая, не страшась пыток и смерти, ради древнего благочестия пламенно призывает народ не слушать царя и патриарха.
Выразил Суриков и непримиримую борьбу, которая шла по всей Руси между двумя началами: старой верой, обычаями и новым, но насажденным сверху, насильственно.
Давайте внимательно вглядимся в картину и обратимся к источнику: Н.А. и З.А. Радзимовских «Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике».
(Приложение4)
Задачи художника:
— Написание картины опирается на изучение натуры.
(Отсюда поиски прототипов)
— Красота композиции должна давать впечатление естественности.
(Неслучайны 35 эскизов композиции этой картины, отражающих процесс его работы)
Цель художника:
В «Морозовой» отразить не пытки боярыни и не смерть её в земляной тюрьме в Боровске, а провоз по улицам древней Москвы среди толпы народа, провоз, который рассчитан был на глум и унижение раскольницы, а превратился в её торжество, показав потрясенной толпе величие духа и силу подвига Морозовой.
Основная тема картины:
Русские сани и ворона на снегу. Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу – вечной антитезы черного с белым, как символ религиозного раскола.
Сколько вариантов пробовал Суриков!
В самой композиции происходят существенные изменения: Морозову вместо стула Суриков посадил на пол саней, вместо угрожающе поднятой левой руки у неё поднята правая с двуперстием, вместо скомороха слева бежит мальчик, изменена форма саней, вместо сидящего в фас нищего справа — сидит повернутый в профиль юродивый и т.д.
В картине мы видим контрасты роскоши и нищеты. Шёлк, парча и самоцветы боярышень соседствуют с лохмотьями нищих, рубищем и веригами юродивого. Показана и красота народного творчества, народных изделий и красота русского «узорочья» (платки, шали).
Великий колорист – он любуется русскими дровнями. Протяженность времени события в картине отмерена движением саней, бегом мальчика среди толпы. Мы видим, как изменяются выражения лиц, чувства, мысли, переживания столпившихся по мере того, как в поле их зрения попадает Морозова с истово поднятым двуперстием, бледным лицом и сверкающим взглядом.
Объективная основа колорита – природа и предметная среда, образующие в определенных условиях климата, погоды, освещения некую цветовую целостность.
Взгляните на правый угол картины. От двуперстия блаженного по диагонали к поднятой руке Морозовой – впереди храм, как знак неизбежного будущего. А взгляд Морозовой через жалованную шапочку княгини Урусовой падает к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе.
Именно в этом вновь разрешение всех живописных и исторических вопросов.
Вопросы учителя изобразительного искусства:
(Вопросы заранее розданы группам на карточках)
1 группе — Какой эпизод из истории раскола изображен на картине?
2 группе - Как в картине показан драматизм ситуации, отношение разных
сторон общества к происходящему?
3 группе — Какие слои русского общества представлены в картине?
4 группе - Каково отношение толпы к боярыне Морозовой?
(Заслушивается вопрос и ответ группы).
- Давайте попытаемся оживить картину, наполним её звуками, возгласами, словами. (Учащиеся комментируют происходящее на картине).
6. Этап применения знаний и способов действий.
Учитель истории:
- Можем ли, мы выявить основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы 17 века?
Учитель изобразительного искусства:
- Предлагаю вам заполнить таблицу на школьной доске. (Учащиеся выбирают одного представителя из группы для работы у доски)
Основные различия в обрядах и правилах
до и после церковной реформы 17 века.
До реформы- «староверы» (сторонники Аввакума) |
После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу. Написание имени Христа: Исус |
Крещение тремя перстами Поясной поклон Трехкратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца. Написание имени Христа: Иисус |
Учитель истории:
— Верно, ли заполнена таблица?
— У кого есть замечания, внесите изменения!
8. Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель изобразительного искусства проводит творческую, практическую работу по картине В.И. Сурикова: «Цветовое решение рисунка, через свое отношение к происходящим событиям церковной реформы 17 века».
Материалы: Формат А3, фломастеры или масляные мелки.
Задание группам:
1 группа: « Главная героиня картины».
2 группа: «Динамика, движение в картине».
3 группа: « Цветовой колорит, колористическое богатство картины».
4 группа: « Архитектурная и природная среда картины».
По окончании работы в группах, «оратор» проводит презентацию творческой работы своей группы. Задаются вопросы к группам по интересующим деталям рисунка.
8. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Учитель просит ответить на вопросы:
· Чему я научился сегодня? (Что нового узнал?)
· Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
Каждой группе предлагается задать один или два вопроса по тематике занятия ко всей аудитории. (Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание).
(Пример: — Чем характерна церковная реформа 17 века? Что она дала России?
Каковы её последствия?
— Есть ли в России, Удмуртии, нашем районе старообрядцы?
— Что для тебя означало событие — открытие Собора Архангела
Михаила в г. Ижевске и приезд на его открытие Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2?
Учитель изобразительного искусства:
Закончить урок, я хочу следующими словами:
«Мы отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог родине своей!
Ждет тебя за труд награда-
Цель прекрасная в дали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней…»
Наталья Петровна Кончаловская
Историческая поэма «Наша древняя столица»
— Почему мы выбрали строки из поэмы Н. Кончаловской?
Все очень просто!
Её дед — известный художник — передвижник В.И. Суриков.
Она написала о нём книги: «Дар бесценный», «Суриково детство»
(с книгами можно познакомиться в школьной библиотеке).
Её муж, Сергей Владимирович Михалков – известный детский писатель.
Отец – художник, Петр Петрович Кончаловский.
Её дети, известные кинорежиссеры: Никита Михалков, Андрей Кончаловский.
Литература:
1. А.К. Лебедев, А.В. Солодников «В.В. Стасов» Москва «Искусство» 1982г;
2. Костомаров Н.И. русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. в 3-х томах. Том второй- Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение, 1995;
4. История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
5. Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
6. Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.:
7. Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958;
8. Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
9. Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906;
10. Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891;
11. Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898;
12. Смирнов П. С., История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895;
13. Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909;
14. Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912;
15. Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915];
16. Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931;
17. Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.
18. Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9;
19. Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901;
20. Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965.
21. Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев-Посад, 1909—12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
ИЗО
9 класс
14 марта 2012
Файлы
Разработка урока.doc
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре