Лабораторная работа "Жанровая характеристика текста"
проводится сопоставительный анализ текстов разной жанровой принадлежности. Данный урок проводится с целью подготовки выпускников к части С ЕГЭ
Жанровая характеристика текста.
Цель.
1. уметь определять стилевую принадлежность текста,
2. умение создать собственный текст в конкретной речевой ситуации,
3. проводить сопоставительный анализ текстов разной жанровой принадлежности.
Форма.
Лабораторная работа.
Класс.11
Ход выполнения лабораторной работы.
Класс разбит на четыре группы.
1. Слово учителя.
На уроках русского языка, отведённых нам по учебному плану, мы занимались повторением материала, который поможет вам сдать государственный экзамен. На своих уроках мы говорили о морфологических признаках частей речи, закрепляли орфографические навыки написания слов, повторяли синтаксические конструкции и практически всё, что необходимо для успешного выполнения заданий типа А и В.
На прошлом уроке (он был две недели назад, т. к. выпал на праздники) мы начали подготовительную работу по заданию типа С. Мы начали работать над текстом с понимания авторской позиции. (Слайд 1) Немного вспомнили о видах текста (Слайд 2) таблица
Выяснили, что один из важных признаков текста является его информативность (Слайд 3)
И вот сегодня мы будем говорить о том, в каком жанре вам можно написать экзаменационное сочинение.
Сегодня на уроке мы будем проводить лабораторное исследование жанровой характеристики текстов.
Запишем тему урока.
— Как определить понятие «жанр»?
(Словарь С. И. Ожегова, прочитать определение)
Жанр как образ, модель текста, схема действия создателя текста. Жанровая форма - своеобразная кодовая форма, она эстетически оформлена. Создатель текста выбирает те параметры организации текстовой информации, которые помогают увидеть: представить его как форму, закреплённую в зрительной и интеллектуальной памяти. Вот почему мы легко узнаём и так же легко воспроизводим многие жанровые формы: заметку, рекламное объявление, письмо и т. д.
(Слайд 4)
Вот перед вами примерная схема действий создателя текста, т. е. ваша
Замысел автора (пишущего, говорящего) |
Текстовая информация (языковые средства) |
Ситуация общения (где? с кем? зачем?) Речевая ситуация |
Адресат (слушающий, читающий) На кого направлена |
ЖАНР |
2. Выполнение практических заданий.
(Переходим к практической работе)
Наши жанровые опыты будут объединены общей темой – культура речи, культура речевого поведения. Речь любого образованного человека должна быть культурна или, как сказал много-много лет назад (в 4 веке до н. э.) великий Аристотель, «удобочитаема и удобовоспроизводима», то есть иными словами, качественна.
— Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову. Что значит качественна?
(Грамотна, правильна, красива, выразительна)
Вы далеко не филологи, для вас, будущих активных членов языкового коллектива, слово должно иметь большое значение. Вновь обратимся к словарю Ожегова, прочтём определение слова «филолог»
(Словарь С. И. Ожегова, прочитать определение)
Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
— Попытайтесь выделить опорные слова в этом определении.
(Культура народа, в языке и литературном творчестве)
Т. е. дословно филология – люблю слово.
— Люблю слово. А если продолжить этот ряд?
(Ценю слово, берегу слово,
охраняю слово, отношусь к слову уважительно и трепетно)
Вот качественные ориентиры, показывающие, как мы должны относиться к слову, а соответственно и к языку и речи.
Жанр узнаваем и воспроизводим. Сейчас на примере текста Ю. Богачёва «Культура речи» попытаемся определить:
— как «работает» жанровая рамка?
— какие жанроопределяющие элементы использует автор при создании текста.
(Учитель читает текст вслух, текст на столе у каждой группы, на слайде. Учащиеся выделяют тематические и смысловые опоры, необходимые для анализа, в ходе анализа ребята заполняют самостоятельно таблицу создателя текста)
(Слайд 5) Культура речи.
…вообще все формы слов и все сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи в результате весьма сложной игры сложного речевого механизма человека в условиях конкретной обстановки данного момента.
Академик Л. В. Щерба.
Каково содержание термина «культура речи»? В сложившемся сейчас понимании это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать в разных условиях общения выразительные языковые средства в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи, иначе говоря, означает употребление языковых средств, оптимальных для конкретной речевой ситуации. При этом литературный язык характеризует правильность речи и речевое мастерство.
Если обратить внимание на приведённое выше определение культуры речи, то нетрудно заметить, что главное в нём – понятие нормы. Именно норма, т. е.
принятые в общественной речевой практике образованных людей правила орфоэпии, ударения, словоупотребления, грамматики, правописания, обеспечивает стабильность и единство национального языка.
Правда, в его пределах встречаются варианты, дублёры одних и тех же языковых единиц. Но исследователи справедливо утверждают, что вариативность – естественное состояние языка как конкретно-исторического явления, что она служит как бы компромиссом между постоянным стремлением к обновлению языка и оборонительной его реакцией на всё новое, необычное.
Всё более утверждается в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. Осознание общественной важности литературного языка и тревога о его судьбах естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики, которая, к сожалению, в последнее время проводится непоследовательно. Это звено современного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи. (По Ю. Богачёву)
Схема действия жанра для анализа:
1. С какой целью автор создал данное высказывание, каков его замысел?
(Просветить. Объяснить, помочь сделать правильные выводы.)
2. Где, в какой сфере общения может быть использован текст?
(В научной деятельности, в средствах массовой информации)
-
К какому жанрово-стилевому типу относится этот текст?
-
Как в организации текста «работает» жанровая рамка?
— Как вы думаете, почему автор использует эпиграф?
(Потому, что предмет речи, который определяет автор, с одной стороны, знаком, узнаваем, с другой – многоаспектен. Эпиграф помогает сузить данную проблему и определить авторскую точку зрения, т. е. то, что для автора важно в этой проблеме)
— Что же важно для автора в этой проблеме?Выделите в эпиграфе опорные слова. (В процессе речи, т. е. язык рассматривается как динамическая единица. В условиях конкретной обстановки данного момента, т. е. с учётом речевой ситуации).
— Таким образом, автор предполагает вести разговор о….Продолжите мою фразу, сформулируйте авторскую задачу (об употреблении языковых средств, оптимальных для конкретной речевой ситуации) — культуре речи
— Какие конкретные слова, обороты речи помогают нам понять авторское намерение? (Кроме заголовка и наличия эпиграфа, вопросы «каково содержание термина культура речи», вводные конструкции «иначе говоря, правда, к сожалению», метафора «тревога о судьбах литературного языка», образность «речь человека — это лакмусовая бумажка»)
— Так в каком же жанре представлен этот текст?
(научно-популярная статья)
3. Сравнительный жанрово-стилевой анализ текста.Следующий этап урока.
Текст А. Введенской «Глашатай, вития, краснослов» и Ю. Богачёва «Ораторское искусство». Предмет речи в этих текстах один и тот же, а вот авторская задача, вы увидите, разная. Сопоставьте эти тексты и подумайте, как принцип жанровой организации текста помогает реализовать задачи.
(Пример ответа ученика по плану)
(Слайд 6)
1. Предмет речи.
2. Сфера общения.
3. Задача автора.
4. Адресат.
5. Средства.
Предметом обоих текстов является искусство красноречия. И в том, и в другом тексте предмет речи определён уже в заголовке, но в тексте А. Введенской заголовок иносказательный, а в тексте Ю. Богачёва – тематический.
Первый текст — научная сфера общения, второй – публицистика.
Задача автора первого текста «просветить», объяснить значение представленного понятия. Задача же автора второго текста – привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься и, наконец, убедить в важности поставленной проблемы.
Исходя из авторской задачи, можно предположить, чтоадресатом первого текста является узкий круг людей, интересующихся этой проблемой и понимающих её практическую значимость. Адресат второго текста – широкая аудитория людей, каждый, кому небезразлична судьба нашего родного языка.
Средства, определяющие жанр первого текста: вопросы (кто же называется оратором? кто же прав?) ссылки на источник информации с целью расширения кругозора читателей (толковый словарь), иллюстрации (примеры словарных статей), обращения(имейте в виду, обратимся к словарям, обратите внимание). Жанроопределяющие средства второго текста: лексика общественно-политического характера (выступления депутатов Госдумы, совета федерации, на митинге), образность и эмоциональность (досадные ошибки, неприятные речевые ошибки), метафоричность (речь жалкая и серая, бесцветная либо туманная), употребление разговорных оборотов речи (чего греха таить, просто-напросто), градация (Мода на сленг, фразу, даже одно слово), использование вводных конструкций (как правило, а следовательно), призывность (обязаны бережно относиться, побуждает напоминать).
— Каков же вывод?
Первый текст относится к жанру научно-популярной статьи, второй — к жанру публицистической статьи.
Я думаю, что вы готовы к самостоятельным жанровым опытам на основе заявленной проблемы.
4.Творческая работа.(Слайд 7)
По опорным словам культура-язык – человек – общество попытайтесь создать свой текст: научно-популярную статья, проблемную, публицистическую (по 2 группы)
5. Домашняя работа.
Дома продолжить работу, начатую в классе.
Бобкова Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы I категории
Тема. Жанровая характеристика текста.
Цель.
-
уметь определять стилевую принадлежность текста,
-
умение создать собственный текст в конкретной речевой ситуации,
-
проводить сопоставительный анализ текстов разной жанровой принадлежности.
Форма.
Лабораторная работа.
Класс. 11
Ход выполнения лабораторной работы.
Класс разбит на четыре группы.
-
Слово учителя.
На уроках русского языка, отведённых нам по учебному плану, мы занимались повторением материала, который поможет вам сдать государственный экзамен. На своих уроках мы говорили о морфологических признаках частей речи, закрепляли орфографические навыки написания слов, повторяли синтаксические конструкции и практически всё, что необходимо для успешного выполнения заданий типа А и В.
На прошлом уроке (он был две недели назад, т. к. выпал на праздники) мы начали подготовительную работу по заданию типа С. Мы начали работать над текстом с понимания авторской позиции. (Слайд 1) Немного вспомнили о видах текста (Слайд 2) таблица
Выяснили, что один из важных признаков текста является его информативность (Слайд 3)
И вот сегодня мы будем говорить о том, в каком жанре вам можно написать экзаменационное сочинение.
Сегодня на уроке мы будем проводить лабораторное исследование жанровой характеристики текстов.
Запишем тему урока.
- Как определить понятие «жанр»?
(Словарь С. И. Ожегова, прочитать определение)
Жанр как образ, модель текста, схема действия создателя текста. Жанровая форма - своеобразная кодовая форма, она эстетически оформлена. Создатель текста выбирает те параметры организации текстовой информации, которые помогают увидеть: представить его как форму, закреплённую в зрительной и интеллектуальной памяти. Вот почему мы легко узнаём и так же легко воспроизводим многие жанровые формы: заметку, рекламное объявление, письмо и т. д.
(Слайд 4)
Вот перед вами примерная схема действий создателя текста, т. е. ваша
Замысел автора (пишущего, говорящего) |
Текстовая информация (языковые средства) |
Ситуация общения (где? с кем? зачем?) Речевая ситуация |
Адресат (слушающий, читающий) На кого направлена |
ЖАНР |
-
Выполнение практических заданий.
(Переходим к практической работе)
Наши жанровые опыты будут объединены общей темой – культура речи, культура речевого поведения. Речь любого образованного человека должна быть культурна или, как сказал много-много лет назад (в 4 веке до н. э.) великий Аристотель, «удобочитаема и удобовоспроизводима», то есть иными словами, качественна.
- Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову. Что значит качественна?
(Грамотна, правильна, красива, выразительна)
Вы далеко не филологи, для вас, будущих активных членов языкового коллектива, слово должно иметь большое значение. Вновь обратимся к словарю Ожегова, прочтём определение слова «филолог»
(Словарь С. И. Ожегова, прочитать определение)
Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
- Попытайтесь выделить опорные слова в этом определении.
(Культура народа, в языке и литературном творчестве)
Т. е. дословно филология – люблю слово.
- Люблю слово. А если продолжить этот ряд? (Ценю слово, берегу слово, охраняю слово, отношусь к слову уважительно и трепетно)
Вот качественные ориентиры, показывающие, как мы должны относиться к слову, а соответственно и к языку и речи.
Жанр узнаваем и воспроизводим. Сейчас на примере текста Ю. Богачёва «Культура речи» попытаемся определить:
- как «работает» жанровая рамка?
- какие жанроопределяющие элементы использует автор при создании текста.
(Учитель читает текст вслух, текст на столе у каждой группы, на слайде. Учащиеся выделяют тематические и смысловые опоры, необходимые для анализа, в ходе анализа ребята заполняют самостоятельно таблицу создателя текста)
(Слайд 5) Культура речи.
…вообще все формы слов и все сочетания слов нормально создаются нами в процессе речи в результате весьма сложной игры сложного речевого механизма человека в условиях конкретной обстановки данного момента.
Академик Л. В. Щерба.
Каково содержание термина «культура речи»? В сложившемся сейчас понимании это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать в разных условиях общения выразительные языковые средства в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи, иначе говоря, означает употребление языковых средств, оптимальных для конкретной речевой ситуации. При этом литературный язык характеризует правильность речи и речевое мастерство.
Если обратить внимание на приведённое выше определение культуры речи, то нетрудно заметить, что главное в нём – понятие нормы. Именно норма, т. е.
принятые в общественной речевой практике образованных людей правила орфоэпии, ударения, словоупотребления, грамматики, правописания, обеспечивает стабильность и единство национального языка.
Правда, в его пределах встречаются варианты, дублёры одних и тех же языковых единиц. Но исследователи справедливо утверждают, что вариативность – естественное состояние языка как конкретно-исторического явления, что она служит как бы компромиссом между постоянным стремлением к обновлению языка и оборонительной его реакцией на всё новое, необычное.
Всё более утверждается в сознании современников то, что речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. Осознание общественной важности литературного языка и тревога о его судьбах естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики, которая, к сожалению, в последнее время проводится непоследовательно. Это звено современного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи. (По Ю. Богачёву)
Схема действия жанра для анализа:
-
С какой целью автор создал данное высказывание, каков его замысел?
(Просветить. Объяснить, помочь сделать правильные выводы.)
-
Где, в какой сфере общения может быть использован текст?
(В научной деятельности, в средствах массовой информации)
-
К какому жанрово-стилевому типу относится этот текст?
(Научно-популярная статья)
-
Как в организации текста «работает» жанровая рамка?
(Заголовок данной статьи тематический, так как в нём определён предмет речи. Также присутствует эпиграф.)
- Как вы думаете, почему автор использует эпиграф?
(Потому, что предмет речи, который определяет автор, с одной стороны, знаком, узнаваем, с другой – многоаспектен. Эпиграф помогает сузить данную проблему и определить авторскую точку зрения, т. е. то, что для автора важно в этой проблеме)
- Что же важно для автора в этой проблеме? Выделите в эпиграфе опорные слова. (В процессе речи, т. е. язык рассматривается как динамическая единица. В условиях конкретной обстановки данного момента, т. е. с учётом речевой ситуации).
- Таким образом, автор предполагает вести разговор о…. Продолжите мою фразу, сформулируйте авторскую задачу (об употреблении языковых средств, оптимальных для конкретной речевой ситуации) - культуре речи
- Какие конкретные слова, обороты речи помогают нам понять авторское намерение? (Кроме заголовка и наличия эпиграфа, вопросы «каково содержание термина культура речи», вводные конструкции «иначе говоря, правда, к сожалению», метафора «тревога о судьбах литературного языка», образность «речь человека - это лакмусовая бумажка»)
- Так в каком же жанре представлен этот текст?
(научно-популярная статья)
3. Сравнительный жанрово-стилевой анализ текста. Следующий этап урока.
Текст А. Введенской «Глашатай, вития, краснослов» и Ю. Богачёва «Ораторское искусство». Предмет речи в этих текстах один и тот же, а вот авторская задача, вы увидите, разная. Сопоставьте эти тексты и подумайте, как принцип жанровой организации текста помогает реализовать задачи.
(Пример ответа ученика по плану)
(Слайд 6)
-
Предмет речи.
-
Сфера общения.
-
Задача автора.
-
Адресат.
-
Средства.
Предметом обоих текстов является искусство красноречия. И в том, и в другом тексте предмет речи определён уже в заголовке, но в тексте А. Введенской заголовок иносказательный, а в тексте Ю. Богачёва – тематический.
Первый текст - научная сфера общения, второй – публицистика.
Задача автора первого текста «просветить», объяснить значение представленного понятия. Задача же автора второго текста – привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься и, наконец, убедить в важности поставленной проблемы.
Исходя из авторской задачи, можно предположить, что адресатом первого текста является узкий круг людей, интересующихся этой проблемой и понимающих её практическую значимость. Адресат второго текста – широкая аудитория людей, каждый, кому небезразлична судьба нашего родного языка.
Средства, определяющие жанр первого текста: вопросы (кто же называется оратором? кто же прав?) ссылки на источник информации с целью расширения кругозора читателей (толковый словарь), иллюстрации (примеры словарных статей), обращения(имейте в виду, обратимся к словарям, обратите внимание). Жанроопределяющие средства второго текста: лексика общественно-политического характера (выступления депутатов Госдумы, совета федерации, на митинге), образность и эмоциональность (досадные ошибки, неприятные речевые ошибки), метафоричность (речь жалкая и серая, бесцветная либо туманная), употребление разговорных оборотов речи (чего греха таить, просто-напросто), градация (Мода на сленг, фразу, даже одно слово), использование вводных конструкций (как правило, а следовательно), призывность (обязаны бережно относиться, побуждает напоминать).
- Каков же вывод?
Первый текст относится к жанру научно-популярной статьи, второй - к жанру публицистической статьи.
Я думаю, что вы готовы к самостоятельным жанровым опытам на основе заявленной проблемы.
4.Творческая работа. (Слайд 7)
По опорным словам культура-язык – человек – общество попытайтесь создать свой текст: научно-популярную статья, проблемную, публицистическую (по 2 группы)
5. Домашняя работа.
Дома продолжить работу, начатую в классе.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»