Занятие - путешествие « Знай, люби, береги природу родного края».
Занятие-путешествие « Знай, люби, береги природу родного края».
Автор: Червоненко Нина Николаевна, педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка.
Занятие в творческом объединении первого года обучения «Природа и человек» станции юных натуралистов проводится в форме игры-путешествия по биологическим станциям. Этапами игры являются остановки на биологических станциях в пути следования. Учащиеся творческого объединения делятся на три команды (по 5 чел.). Каждой команде предлагается маршрутный лист. В маршрутном листе указываются: названия станций, количество набранных баллов, а также делается отметка о пребывании на той или иной станции. Для разных команд последовательность станций в маршрутном листе другая. На каждой из биологических станций учащихся встречает Флора ( это может быть как педагог так и учащаяся творческого объединения второго года обучения). Здесь ребят поджидают испытания. Если станция называется « Лесная», то и разговор пойдет о растениях астраханских лесов, а если «Заповедная-1» или «Заповедная-2», то придется блеснуть знаниями о животных и растениях, занесенных в Красную Книгу Астраханской области. В конце игры заполненный маршрутный лист сдается жюри для подведения итогов и определения команды-победителя. Возраст учащихся 11-12 лет. Время проведения — 1 час.
Данную игру целесообразно проводить как итоговое обобщающее занятие по теме «Разнообразие природы Астраханского края» образовательной программы эколого-биологической направленности «Природа и человек».
План проведения.
1.Подготовительный этап.
2.Игра.
3.Подведение итогов. Награждение.
Цель занятия:
· обобщить и закрепить знания учащихся о флоре и фауне родного края;
· развивать познавательную активность, творческое воображение учащихся;
· воспитывать бережное, доброе отношение к растениям и животным;
· выявить лидера в творческом объединении учащихся;
· прививать любовь к своей «малой Родине».
Место проведения: станция юных натуралистов.
Участники: учащиеся творческого объединения «Природа и человек».
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, игра.
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц» (станция Мастерская природы), «Вальс цветов» П.И.Чайковского (станция Гостиная природы), чучела птиц, плакаты из серии «Природа родного края», гербарии, спилы разных пород деревьев, природный материал.
1.Подготовительный этап.
На подготовительном этапе учащимся дается задание подготовить название своей команды, придумать девиз, выучить стихотворения о природе Астраханской области.
2.Игра.
Игра-путешествие начинается со сбора команд в актовом зале станции.
Каждая команда представляет свое название и девиз. После этого ребята получают маршрутный лист. Например,
№ п /п |
Название станции. |
Баллы. |
Отметка о пребывании на станции. |
1. |
Гостиная природы (кабинет цветоводства). | ||
2. |
Лесная (кабинет растениеводства). | ||
3. |
Заповедная-1 (кабинет охраны природы). | ||
4. |
Заповедная-2 (кабинет аквариумного рыбоводства). | ||
5. |
Мастерская природы (кабинет природы и фантазии). |
Задания на станциях:
Гостиная природы.
1.Перечислить города, в названиях которых содержатся названия растений.
Ответ: Астрахань, Петрозаводск, Ельня, Дубна, Иваново, Севастополь.
За каждый правильный ответ — 3балла.
2.Узнай кустарник по описанию:
«Путешествуя пустынными районами нашей области, нельзя не обратить внимание на своеобразные деревца с необыкновенными ветвями. Почти у каждого растения они бывают различных оттенков и составляют целую гамму цветов: от темно-бордового и ярко-красного тонов до матово-серого. У одних растений цветы имеют форму кистей, а у других — это метелки. Его назвали по имени реки, протекающей в горах Пиренеях. Это растение очень полезно в быту. Тонкие ветви идут на плетение корзин, мебели. Чтят его чабаны и пчеловоды».
Ответ: тамарикс.
«Живет это растение 150-200 лет. У нас растут два вида – черный и белый. У белого вида вместо листьев короткие острые чешуйки на тонких побегах, а черный вид таких не имеет. Их заменяют зеленые побеги, опадающие ежегодно, как листья. Природа обидела этот кустарник цветами, они у него мелкие, очень похожи на цветы лебеды».
Ответ: саксаул.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
3.Прочитать наизусть стихотворение о родной природе.
Лесная.
1.Сколько гектаров занимают леса в Астраханской области?
Ответ: 82600 га.
2. Какие деревья образуют ленточные леса?
Ответ: ива белая, ива ломкая, тополь, шелковица, лох, вяз, ясень, дуб.
3.Определить по спилу древесины какому дереву он принадлежит.
(Предлагаются спилы березы, дуба, сосны, акации, тутовника, клена, тополя).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Заповедная – 1.
Определить по описанию растения, занесенные в Красную Книгу Астраханской области.
1.Многолетнее растение из семейства ирисовых. Стебель 12-15 см… с 1 -2 цветками. Произрастает на глинистых почвах в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: ирис.
2.Многолетний полукустарник с ползучими или приподнимающимися стеблями из семейства губоцветных. Цветки в ложных мутовках, розовые. Встречается в окрестностях балок озера Баскунчак.
Ответ: чабрец.
3.Водное, многолетнее растение Астраханской области.
Ответ: лотос.
4.Раннее цветущее луковичное растение.
Ответ: тюльпан.
5.Чрезвычайно интересное многолетнее растение из семейства сложноцветных.
Стебель внизу и листья с обеих сторон волосистые. Высота стебля 25-75 см. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: василек.
6.Водное растение. В народе называемое «живым ископаемым».
Ответ: чилим.
7.Эндемичное растение из семейства злаковых. Однолетник высотой 10-30 см. Листовые пластинки плоские, голые. Растет в небольших понижениях в Черноярском районе. Декоративный вид.
Ответ: цингерия.
8.Многолетник из семейства злаковых, имеет слабораскидистую метелку. Листья длинные, линейные, очень узкие и часто свернуты в трубку. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: ковыль.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Заповедная – 2.
1.Рыба, имеющая по 7 отверстий по бокам. Питается растительностью, беспозвоночными, своими сородичами, пробуравливая их языком, высасывает кровь.
Ответ: минога.
2.Морское млекопитающее, занесенное в Красную Книгу.
Ответ: тюлень.
3.Реликтовое животное Астраханской области.
Ответ: выхухоль.
4.Самая крупная пресноводная рыба осетровых пород Астраханской области.
Ответ: белуга.
5.Самый мелкий и красивый гусь с вишневой окраской щек и с белым и черным опереньем крыльев.
Ответ: казарка.
6.Это довольно крупная птица с длинными ногами с круто — изогнутыми когтями, питается рыбой.
Ответ: скопа.
7. Птица, символ верности, счастья и добра.
Ответ: цапля.
7.Самая длинноногая птица в мире с длинной шеей, удивительным клювом, загнутым книзу. Название этой прекрасной редкой птицы переводится на русский язык как «пламя».
Ответ: фламинго.
8.Птица с огромным клювом, использует его как бредень.
Ответ: пеликан.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Мастерская природы.
Выполнить композицию из природного материала на тему «Знакомые незнакомцы».
Время: 10 минут.
Предлагаемый материал для выполнения работы: крылатки клена, ясеня, шишки ели и сосны, желуди, спилы, листья и веточки деревьев, цветная бумага, клей, пластилин.
Максимальное количество баллов -5.
Подведение итогов. Награждение.
Итоги игры подводит жюри при общем сборе трех команд в актовом зале.
Команда-победитель награждается грамотой и призами. Две другие команды получают сертификаты за участие в игре.
Литература.
1.Н.А.Никифорова, Г.Н.Протасевич. Природа нашего края. Учебное пособие для школ Астраханской области. — Астрахань,1996г.,98с.
Приложение.
Примерные стихотворения для чтения учащимися наизусть:
Луговой лирохвост,
И куриное просо,
Солерос травянистый,
Ползучий пырей –
Астраханские травы
Запомнить не просто,
Как не просто запомнить
И птиц, и зверей.
( С.Макаров).
…Тут кабан в камышах
Знает хитрые лазы,
Здесь орлан-белохвост
К нападенью готов.
А чирок-свистунок
И нырок белоглазый
Улетят от когтей камышовых котов!
( С.Макаров).
…Заповедное взморье
С распахнутой Волгой
Был я с вами два дня,
Отчего же в судьбе
Лотос, чуть розоватый
Под зоренькой волглой,
В сны врастает мои
Властно тянет к себе.
(С.Макаров.)
Ах ты, Ахтуба, река с норовом
Сестры к Волге все, а ты в сторону.
Через степи путь –
Не с твоей волной
То пески по грудь, то камыш степной…
Только Ахтуба – вот упрямица!-
Со своей водой в Каспий тянется…
Ах ты, Ахтуба, речка-вольница,
Мне твоя вода
Будет помниться…
(«Ахтуба», Н.Мордовина).
Иллюстративный материал к заданиям на станциях:
Ковыль. Чабрец.
Тюльпаны.
Тамарикс.
Лотос. Ирис.
Чилим.Цапля.
Пеликаны.
Ленточный лес. Ива белая.
Тюлень.
Занятие - путешествие « Знай, люби, береги природу родного края».
Автор: Червоненко Нина Николаевна, педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка.
Занятие в творческом объединении первого года обучения «Природа и человек» станции юных натуралистов проводится в форме игры-путешествия по биологическим станциям. Этапами игры являются остановки на биологических станциях в пути следования. Учащиеся творческого объединения делятся на три команды (по 5 чел.). Каждой команде предлагается маршрутный лист. В маршрутном листе указываются: названия станций, количество набранных баллов, а также делается отметка о пребывании на той или иной станции. Для разных команд последовательность станций в маршрутном листе другая. На каждой из биологических станций учащихся встречает Флора ( это может быть как педагог так и учащаяся творческого объединения второго года обучения). Здесь ребят поджидают испытания. Если станция называется « Лесная», то и разговор пойдет о растениях астраханских лесов, а если «Заповедная-1» или «Заповедная-2», то придется блеснуть знаниями о животных и растениях, занесенных в Красную Книгу Астраханской области. В конце игры заполненный маршрутный лист сдается жюри для подведения итогов и определения команды-победителя. Возраст учащихся 11-12 лет. Время проведения -1 час.
Данную игру целесообразно проводить как итоговое обобщающее занятие по теме «Разнообразие природы Астраханского края» образовательной программы эколого-биологической направленности «Природа и человек».
План проведения.
1.Подготовительный этап.
2.Игра.
3.Подведение итогов. Награждение.
Цель занятия:
-
обобщить и закрепить знания учащихся о флоре и фауне родного края;
-
развивать познавательную активность, творческое воображение учащихся;
-
воспитывать бережное, доброе отношение к растениям и животным;
-
выявить лидера в творческом объединении учащихся;
-
прививать любовь к своей «малой Родине».
Место проведения: станция юных натуралистов.
Участники: учащиеся творческого объединения «Природа и человек».
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, игра.
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц» (станция Мастерская природы), «Вальс цветов» П.И.Чайковского (станция Гостиная природы), чучела птиц, плакаты из серии «Природа родного края», гербарии, спилы разных пород деревьев, природный материал.
1.Подготовительный этап.
На подготовительном этапе учащимся дается задание подготовить название своей команды, придумать девиз, выучить стихотворения о природе Астраханской области.
2.Игра.
Игра-путешествие начинается со сбора команд в актовом зале станции.
Каждая команда представляет свое название и девиз. После этого ребята получают маршрутный лист. Например,
№ п /п |
Название станции. |
Баллы. |
Отметка о пребывании на станции. |
1. |
Гостиная природы (кабинет цветоводства). |
|
|
2. |
Лесная (кабинет растениеводства). |
|
|
3. |
Заповедная-1 (кабинет охраны природы). |
|
|
4. |
Заповедная-2 (кабинет аквариумного рыбоводства). |
|
|
5. |
Мастерская природы (кабинет природы и фантазии). |
|
|
маршрутный лист №1
Задания на станциях:
Гостиная природы.
1.Перечислить города, в названиях которых содержатся названия растений.
Ответ: Астрахань, Петрозаводск, Ельня, Дубна, Иваново, Севастополь.
За каждый правильный ответ - 3балла.
2.Узнай кустарник по описанию:
«Путешествуя пустынными районами нашей области, нельзя не обратить внимание на своеобразные деревца с необыкновенными ветвями. Почти у каждого растения они бывают различных оттенков и составляют целую гамму цветов: от темно-бордового и ярко-красного тонов до матово-серого. У одних растений цветы имеют форму кистей, а у других - это метелки. Его назвали по имени реки, протекающей в горах Пиренеях. Это растение очень полезно в быту. Тонкие ветви идут на плетение корзин, мебели. Чтят его чабаны и пчеловоды».
Ответ: тамарикс.
«Живет это растение 150-200 лет. У нас растут два вида – черный и белый. У белого вида вместо листьев короткие острые чешуйки на тонких побегах, а черный вид таких не имеет. Их заменяют зеленые побеги, опадающие ежегодно, как листья. Природа обидела этот кустарник цветами, они у него мелкие, очень похожи на цветы лебеды».
Ответ: саксаул.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
3.Прочитать наизусть стихотворение о родной природе.
Лесная.
1.Сколько гектаров занимают леса в Астраханской области?
Ответ: 82600 га.
2. Какие деревья образуют ленточные леса?
Ответ: ива белая, ива ломкая, тополь, шелковица, лох, вяз, ясень, дуб.
3.Определить по спилу древесины какому дереву он принадлежит.
(Предлагаются спилы березы, дуба, сосны, акации, тутовника, клена, тополя).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Заповедная – 1.
Определить по описанию растения, занесенные в Красную Книгу Астраханской области.
-
Многолетнее растение из семейства ирисовых. Стебель 12-15 см.. с 1 -2 цветками. Произрастает на глинистых почвах в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: ирис.
-
Многолетний полукустарник с ползучими или приподнимающимися стеблями из семейства губоцветных. Цветки в ложных мутовках, розовые. Встречается в окрестностях балок озера Баскунчак.
Ответ: чабрец.
-
Водное, многолетнее растение Астраханской области.
Ответ: лотос.
-
Раннее цветущее луковичное растение.
Ответ: тюльпан.
-
Чрезвычайно интересное многолетнее растение из семейства сложноцветных.
Стебель внизу и листья с обеих сторон волосистые. Высота стебля 25-75 см. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: василек.
-
Водное растение. В народе называемое «живым ископаемым».
Ответ: чилим.
-
Эндемичное растение из семейства злаковых. Однолетник высотой 10-30 см. Листовые пластинки плоские, голые. Растет в небольших понижениях в Черноярском районе. Декоративный вид.
Ответ: цингерия.
-
Многолетник из семейства злаковых, имеет слабораскидистую метелку. Листья длинные, линейные, очень узкие и часто свернуты в трубку. Произрастает в окрестностях озера Баскунчак.
Ответ: ковыль.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Заповедная – 2.
-
Рыба, имеющая по 7 отверстий по бокам. Питается растительностью, беспозвоночными, своими сородичами, пробуравливая их языком, высасывает кровь.
Ответ: минога.
-
Морское млекопитающее, занесенное в Красную Книгу.
Ответ: тюлень.
-
Реликтовое животное Астраханской области.
Ответ: выхухоль.
-
Самая крупная пресноводная рыба осетровых пород Астраханской области.
Ответ: белуга.
-
Самый мелкий и красивый гусь с вишневой окраской щек и с белым и черным опереньем крыльев.
Ответ: казарка.
-
Это довольно крупная птица с длинными ногами с круто - изогнутыми когтями, питается рыбой.
Ответ: скопа.
7. Птица, символ верности, счастья и
добра.
Ответ: цапля.
-
Самая длинноногая птица в мире с длинной шеей, удивительным клювом, загнутым книзу. Название этой прекрасной редкой птицы переводится на русский язык как «пламя».
Ответ: фламинго.
-
Птица с огромным клювом, использует его как бредень.
Ответ: пеликан.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Мастерская природы.
Выполнить композицию из природного материала на тему «Знакомые незнакомцы».
Время: 10 минут.
Предлагаемый
материал для выполнения работы: крылатки
клена, ясеня, шишки ели и сосны, желуди,
спилы, листья и веточки деревьев,
цветная бумага, клей, пластилин.
Максимальное
количество баллов -5.
Подведение итогов. Награждение.
Итоги игры подводит жюри при общем сборе трех команд в актовом зале.
Команда-победитель награждается грамотой и призами. Две другие команды получают сертификаты за участие в игре.
Литература.
1.Н.А.Никифорова, Г.Н.Протасевич. Природа нашего края. Учебное пособие для школ Астраханской области. - Астрахань,1996г.,98с.
Приложение.
Примерные стихотворения для чтения учащимися наизусть:
Луговой лирохвост,
И куриное просо,
Солерос травянистый,
Ползучий пырей –
Астраханские травы
Запомнить не просто,
Как не просто запомнить
И птиц, и зверей.
( С.Макаров).
…Тут кабан в камышах
Знает хитрые лазы,
Здесь орлан-белохвост
К нападенью готов.
А чирок-свистунок
И нырок белоглазый
Улетят от когтей камышовых котов!
( С.Макаров).
…Заповедное взморье
С распахнутой Волгой
Был я с вами два дня,
Отчего
же в судьбе
Лотос, чуть розоватый
Под зоренькой волглой,
В сны врастает мои
Властно тянет к себе.
(С.Макаров.)
Ах ты, Ахтуба, река с норовом
Сестры к Волге все, а ты в сторону.
Через степи путь –
Не с твоей волной
То пески по грудь, то камыш степной…
Только Ахтуба – вот упрямица!-
Со своей водой в Каспий тянется…
Ах ты, Ахтуба, речка-вольница,
Мне твоя вода
Будет помниться…
(«Ахтуба», Н.Мордовина).
Иллюстративный материал к заданиям на станциях:
Ковыль.
Чабрец.
Тюльпаны.
Тамарикс.
Лотос. Ирис.
Чилим. Цапля.
Пеликаны.
Ленточный лес. Ива белая.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
И ещё, для большей практической значимости работы, было-бы полено добавить в приложение рисунки и фото растений и животных, фигурирующих в конспекте.
С уважением, модератор: Ивлева Ю.А.
Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями
С уважением, С.А. Колодин.