Урок окружающего мира "Куликовская битва"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 19206
Куликовская битва
(урок окружающего мира)
Рожанская Марина Владимировна
МБОУ СОШ №8
Учитель начальных классов
с. Спасское Спасский район Приморский край 2012 г.
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество |
Рожанская Марина Владимировна |
Название образовательного учреждения |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с. Спасское Спасского района Приморского края |
Занимаемая должность |
Учитель начальных классов |
Название Конкурсной разработки |
Куликовская битва, урок окружающего мира |
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе |
В ходе изучения нового материала у учащихся формируется представление о значении битвы в истории Руси, подготовке и ходе сражения, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей; воспитывается чувство патриотизма.Урок начинается с актуализации знаний школьников о деятельности Ивана Калиты, о состоянии Руси накануне Куликовской битвы и личности Дмитрия Донского; анализируются причины начала борьбы за освобождение от ордынского ига в данный исторический период; проводится сравнительный анализ стратегии и тактики Куликовской битвы. В конце урока делаются выводы о роли сражения в истории нашей страны, проводится рефлексия. |
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой. |
Презентация, материалы для работы на интерактивной доске «TRACEBoard» |
Тема:Куликовская битва
Цели:— ознакомление с ходом и значением Куликовской битвы; качествами и ролью великого князя Дмитрия Донского;
— развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; формирование временных представлений;
— воспитание гордости за свою страну, народ-победитель.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование урока: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова (IIчасть); презентация; мультимедийный проектор; интерактивная доска; карточки с индивидуальными заданиями; компьютер
Ход урока
I.Организационный момент
II. Эмоциональный настрой урока
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
III. Проверка домашнего задания
Цель:
Проверка знания основных исторических дат соответствующих пройденной теме.
4 человека будут выполнять тест по теме «Русь расправляет крылья».
Работа в группах. Соотнеси даты и события на ленте времени
1223г. Нашествие монголо-татар на Русь
1237г. Битва на реке Калке
15 июля 1240г. Ледовое побоище
5 апреля 1242г. Невская битва
Фронтальная работа
1. Найдите на Ленте времени точку отсчёта татаро-монгольского ига. (1237 г. ) Слайд № 2
2. Объясните значение слова «иго». (Гнёт чьего-либо владычества, господства; порабощение) Слайд № 3
3. Сколько лет прошло от начала ига до 1380 г.? (143 года)
4. Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате? (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)
5. Какие изменения произошли на Руси к данному времени? (Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)
(Предложения на слайде появляются после ответов детей) Слайд № 4
1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;
6. Почему? Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва)
2) Москва стала центром объединения русских земель;
7. При каком князе это произошло? (при Иване Калите)
8. Почему у князя было такое прозвище? (Прозвали его так по названию кожаного мешка, который висел у него на поясе)
И пишет летописец… (дети читают) Слайд № 5
«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».
IV. Постановка проблемы и цели
1.Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди? (Чтобы сражаться за свою свободу.)
2. О каком событии мы будем говорить сегодня на уроке? (О какой-то битве…)
3. Подумайте, о какой битве пойдет речь (может кто-нибудь по дате узнает)? Зачем она была нужна?
Тема нашего урока сегодня «Куликовская битва» Слайд № 6
4. На какие вопросы истории нам предстоит ответить?
На уроке мы ответим на следующие вопросы: Слайд № 7
-
С кем была эта битва?
-
Почему она произошла?
-
Где она была?
-
Как происходил ход битвы?
-
Кто победил в этой битве?
А эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова московского князя того времени… (слова читают дети). Слайд № 8
« Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».
Дм. Донской «Куликовская битва»
5. Как вы понимаете эти слова?
V. Работа по теме
При правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от
нашествия татар. Самое главное – изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за её освобождение. Главное желание, которое зрело в сердцах людей, – победить свой страх и испытать себя в борьбе.
Восстановите порядок слов в предложении. (Использование интерактивной доски. Приложение 1)
(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)
Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.
Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок.
В Москве княжил – Дмитрий Иванович. Чьим же родственником был сей славный сын земли русской?
Работа с родословным древом.
Используя родословное древо московских князей, давайте разберёмся, кто чей родственник:
Даниил Московский (сын Александра Невского)
Иван Калита (сын Даниила Московского)
Дмитрий Донской
По родословному древу московских князей мы видим, что Дмитрий Иванович был сыном Ивана Красного и внуком Ивана Калиты. Слайд № 9
Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол в девятилетнем возрасте и уже в 10 лет возглавлял московскую рать. Командовали, конечно, опытные полководцы, но присутствие князя поднимало дух воинов. Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах, поэтому военачальником он был опытным.
Положение русских земель к концу XIV века.
По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды.
-Как обстояли дела с выплатой дани во времена Ивана Калиты?
Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани. Слайд № 10
— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором. (Использование интерактивной доски. Приложение 2)
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… |
…русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты… |
…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… |
…дань собирали монгольские баскаки. |
— Какое чувство у вас возникает?
боязнь, страх, испуг, ужас, гордость, удивление, недоумение, радость.
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
— О том, как отреагировал Мамай, нам расскажет…(Сообщение ученика)
Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у русских охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. И послал он на Москву войско во главе с военачальником Бегичем. 11 августа 1378 г. на реке Воже, в Рязанском княжестве, произошло сражение. Дмитрий разделил свое войско на три части и во главе главного полка атаковал ордынскую армию с фронта, в то время как князь Даниил Пронский и окольничий Тимофей Васильевич атаковали татар с флангов, в обхват. Ордынцы были разбиты наголову и бежали за р.Вожу, потеряв много убитых и обозы, которые русские войска захватили на другой день, бросившись преследовать татар.
Битва на р. Воже имела огромное моральное и военное значение как генеральная репетиция перед Куликовской битвой,
последовавшей спустя два года.
Разгневанный Мамай начал готовить новый поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами.
Кличет Дмитрий всю страну на священную войну,
«Не довольно ль, братцы, даром отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли? Сколько лет вас обирали!
Сколько сёл у вас сожгли! Скольких в рабство увели!
Отстоим святую Русь, я вас в бой вести берусь!»
И откликнулись тогда все соседи – города,
Все, от севера до юга: Кострома, Киржач, Калуга,
Углич, Пронск и Ярославль, Галич, Дмитров, Переславль.
И под городом Коломной все князья до одного
Ратью встретили огромной полководца своего.
Собралось в лесную глушь полтораста тысяч душ.
— Какие города откликнулись на призыв? Слайд № 12
За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии. Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси (работа с картой). Прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств.
Вооружение того времени было очень тяжёлое.
- Как были вооружены русские воины? Слайд № 13
— Как были вооружены татарские воины? Слайд № 14
— Какое оружие использовали воины с обеих сторон, охарактеризуйте.
Работа с учебником.
Патриотическое настроение народа поддержал церковный деятель Сергий Радонежский.
-Прочитайте на стр. 70 в учебнике, как поддержал Сергий Радонежский князя Дмитрия.(Благословил на бой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю).
Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».Слайд № 15
— Прочитайте следующий абзац.
— Почему не стали дожидаться прихода Мамая? (Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы)
Работа со схемой.
— Рассмотрите схему места битвы, какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва) Слайд № 16
— Почему выбрали это место? (Размышления детей).
Местом битвы Куликово поле было выбрано не случайно. Вся география Куликова поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Войско Мамая могло подойти к полю только с юга, со стороны возвышенности, называемой Красным холмом.
Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему? (Чтобы врагам некуда было бежать…)
Возникновение проблемной ситуации.
У полководца возникает проблема: как расставить войска. Поработайте в группах и расскажите, как бы вы расставили войска на данной местности (работа с картой-схемой на партах). (Рассказ детей)
— Посмотрите, как расставил свои войска князь Дмитрий? В чём проявился его талант как полководца? (Он спрятал засадный полк, а ещё отдельно оставил резерв…) Слайд №17
Закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения:
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
Работа по картине а. Бубнова «Утро на Куликовом поле»
— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.) Слайд № 18
Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что обратной дороги нет.
— А сам князь как поступил?
— Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача? (Чтобы быть наравне со всеми, рядом со своими воинами.)
Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. Воеводы и князья уговаривали Дмитрия Ивановича «Княже, не становись во главе биться…» Но ответил князь: «Да как же я скажу кому-нибудь: «Братья, встанем крепко на врага! – а сам встану сзади и лицо своё скрою? Не могу я так сделать». В засаде в лесу притаилась отборная русская рать под командованием князя Владимира Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца.
Туда! За Дон!.. настало время!
Надежда наша — бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.»
К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской»
Работа по картине М. Авилова «Бой Пересвета с Челубеем»
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей: Пересвета и Челубея…
— Что такое поединок?
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд Бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог.
- Как звали русского воина, участвовавшего в поединке?
— Как звали его противника? (Челубей)
— Какой момент сражения изображен?
— Назовите элементы вооружения русских воинов.
— Чем закончился поединок?
(Рассказ подготовленного ученика).
Слайд № 19
Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский монах Александр Пересвет. Они ударили друг друга копьями, и Челубей упал головой к своему войску — плохая примета, означавшая поражение. Пересвет, тоже пронзённый копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.
«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи». Слайд № 20
Сейчас вы просмотрите схему-ход Куликовской битвы. (Видеофрагмент) Слайд № 21
Вопросы после просмотра
1. Когда произошла Куликовская битва?
2. Как князь Дмитрий построил свои войска?
3. Почему в рядах монголо-татар началась паника?
Был снят мультфильм о Куликовской битве «Лебеди Непрявды», мы посмотрим фрагмент самой битвы, а после просмотра вы скажете:
— Какие эпизоды Куликовской битвы произвели на вас самое сильное впечатление? Слайд № 22
А что же великий князь? Слайд № 23
— Его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины, видно его оглушили ударом палицы или меча.
- Какие личные качества проявил Дмитрий Донской? (Смелость, храбрость, воинская тактика, военная смекалка, знания тактики ведения боя, чутье полководца) Слайд № 24
— Каковы итоги Куликовского сражения?
Итоги Куликовской битвы
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Рядом с общей могилой была выстроена церковь. В эти дни был узаконен обычай поминать убитых в так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Слайд № 25
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
В память битвы построил Дмитрий Донской в Москве храм Всех Святых, где много лет поминают павших героев Куликовской битвы. Слайд № 26. Со времен Дмитрия Донского и пошла традиция ставить храмы в честь побед русского воинства. Почему храмы? Потому, что всякая победа не только торжество, но и печаль по не вернувшимся с поля битвы. Много позже был поставлен памятник и к юбилейному году Куликовской битвы была отлита монета. Слайд № 27
Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Но благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. И враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях
Итоги Куликовской битвы. Слайд №28
• Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.
• Эта победа была началом возрождения новой Руси.
• Выросло значение Москвы и московского князя.
• Был уменьшен размер дани Золотой Орде.
• Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.
VI. Закрепление изученного. Итог
А теперь давайте восстановим всё, что вы узнали на уроке.
1. Кто из русских князей бросил вызов Орде?
2. Почему Мамай выступил против Руси?
3. Что предпринял князь Дмитрий?
4. Кто благословил князя на борьбу с врагом?
5. Какое вооружение было у русской дружины?
6. Когда состоялась битва?
7. Где находился князь во время боя?
8. Чем закончилась битва?
9. Как стали называть князя Дмитрия после Куликовской битвы.
10. Сколько лет прошло с этого памятного события?
11. Является ли оно важным в нашей истории?
Слайд № 29. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
VII
. Этап информации о домашнем задании
Учебник с. 70 – 74
Подготовить мини-сообщение о Дмитрии Донском
VIII. Рефлексия.
В результате урока «Куликовская битва
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
Выставление отметок за урок.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо
Используемая литература
1. Бабкин М. «Русское оружие». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1993. –Еременко В.Н. «Дмитрий Донской», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
2. Пятов Г.В. «Александр Невский», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
3. Романовская З. «Живое слово», 3 класс (учебник для трехлетней начальной школы), IIчасть. – М.: «Просвещение», 1998. – 272 с.
4. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю. 4 класс» – М.: «Дрофа», 2000. – 128 с.
5. CD– диск – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.
6. CD– диск – Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир».
7. Соколова Т.Е. «История – это интересно». – Обнинск: «Духовное возрождение», 1998. – 72 с.
8. Соловьев Н.М. «Сергий Радонежский», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
9. Тихомиров О. «На поле Куликовом». – М.: «Малыш», 1978. – 33 с.
10. Федоренко П. «История России в памятниках» (краткая энциклопедия для школьника). – М.: «Стрекоза», 2000. – 13 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
Куликовская битва
(урок окружающего мира)
Рожанская Марина Владимировна
МБОУ СОШ №8
Учитель начальных классов
с. Спасское Спасский район Приморский край
2012 г.
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество |
Рожанская Марина Владимировна |
Название образовательного учреждения |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с. Спасское Спасского района Приморского края |
Занимаемая должность |
Учитель начальных классов |
Название Конкурсной разработки |
Куликовская битва, урок окружающего мира |
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе |
В ходе изучения нового материала у учащихся формируется представление о значении битвы в истории Руси, подготовке и ходе сражения, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей; воспитывается чувство патриотизма. Урок начинается с актуализации знаний школьников о деятельности Ивана Калиты, о состоянии Руси накануне Куликовской битвы и личности Дмитрия Донского; анализируются причины начала борьбы за освобождение от ордынского ига в данный исторический период; проводится сравнительный анализ стратегии и тактики Куликовской битвы. В конце урока делаются выводы о роли сражения в истории нашей страны, проводится рефлексия. |
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой. |
Презентация, материалы для работы на интерактивной доске «TRACEBoard» |
Тема: Куликовская битва
Цели: - ознакомление с ходом и значением Куликовской битвы; качествами и ролью великого князя Дмитрия Донского;
- развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; формирование временных представлений;
- воспитание гордости за свою страну, народ-победитель.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова (II часть); презентация; мультимедийный проектор; интерактивная доска; карточки с индивидуальными заданиями; компьютер
Ход урока
I.Организационный момент
II. Эмоциональный настрой урока
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
III. Проверка домашнего задания
Цель: Проверка знания основных исторических дат соответствующих пройденной теме.
4 человека будут выполнять тест по теме «Русь расправляет крылья».
Работа в группах. Соотнеси даты и события на ленте времени
1223г. Нашествие монголо-татар на Русь
1237г. Битва на реке Калке
15 июля 1240г. Ледовое побоище
5 апреля 1242г. Невская битва
Фронтальная работа
1. Найдите на Ленте времени точку отсчёта татаро-монгольского ига. (1237 г. ) Слайд № 2
2. Объясните значение слова «иго». (Гнёт чьего-либо владычества, господства; порабощение) Слайд № 3
3. Сколько лет прошло от начала ига до 1380 г.? (143 года)
4. Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате? (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)
5. Какие изменения произошли на Руси к данному времени? (Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.) (Предложения на слайде появляются после ответов детей) Слайд № 4
1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;
6. Почему? Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва)
2) Москва стала центром объединения русских земель;
7. При каком князе это произошло? (при Иване Калите)
8. Почему у князя было такое прозвище? (Прозвали его так по названию кожаного мешка, который висел у него на поясе)
И пишет летописец... (дети читают) Слайд № 5
«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».
IV. Постановка проблемы и цели
1.Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди? (Чтобы сражаться за свою свободу.)
2. О каком событии мы будем говорить сегодня на уроке? (О какой-то битве…)
3. Подумайте, о какой битве пойдет речь (может кто-нибудь по дате узнает)? Зачем она была нужна?
Тема нашего урока сегодня «Куликовская битва» Слайд № 6
4. На какие вопросы истории нам предстоит ответить?
На уроке мы ответим на следующие вопросы: Слайд № 7
-
С кем была эта битва?
-
Почему она произошла?
-
Где она была?
-
Как происходил ход битвы?
-
Кто победил в этой битве?
А эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова московского князя того времени... (слова читают дети). Слайд № 8
« Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».
Дм. Донской «Куликовская битва»
5. Как вы понимаете эти слова?
V. Работа по теме
При правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от
нашествия татар. Самое главное – изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за её освобождение. Главное желание, которое зрело в сердцах людей, – победить свой страх и испытать себя в борьбе.
Восстановите порядок слов в предложении. (Использование интерактивной доски. Приложение 1)
русские
поняли,
неминуемо люди
что
иго падёт
золотоордынское
(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)
Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться. Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок.
В Москве княжил – Дмитрий Иванович. Чьим же родственником был сей славный сын земли русской?
Работа с родословным древом.
Используя родословное древо московских князей, давайте разберёмся, кто чей родственник:
Даниил Московский (сын Александра Невского)
Иван Калита (сын Даниила Московского)
Дмитрий Донской
По родословному древу московских князей мы видим, что Дмитрий Иванович был сыном Ивана Красного и внуком Ивана Калиты. Слайд № 9
Из-за ранней смерти отца князь Дмитрий вступил на престол в девятилетнем возрасте и уже в 10 лет возглавлял московскую рать. Командовали, конечно, опытные полководцы, но присутствие князя поднимало дух воинов. Юность Дмитрия Ивановича прошла в боях и походах, поэтому военачальником он был опытным.
Положение русских земель к концу XIV века.
По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды.
-Как обстояли дела с выплатой дани во времена Ивана Калиты?
Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани. Слайд № 10
- Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором. (Использование интерактивной доски. Приложение 2)
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… |
…русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты… |
…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… |
…дань собирали монгольские баскаки. |
- Какое чувство у вас возникает?
боязнь, страх, испуг, ужас, гордость, удивление, недоумение, радость.
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
- О том, как отреагировал Мамай, нам расскажет…(Сообщение ученика)
Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у русских охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. И послал он на Москву войско во главе с военачальником Бегичем. 11 августа 1378 г. на реке Воже, в Рязанском княжестве, произошло сражение. Дмитрий разделил свое войско на три части и во главе главного полка атаковал ордынскую армию с фронта, в то время как князь Даниил Пронский и окольничий Тимофей Васильевич атаковали татар с флангов, в обхват. Ордынцы были разбиты наголову и бежали за р.Вожу, потеряв много убитых и обозы, которые русские войска захватили на другой день, бросившись преследовать татар.
Битва на р. Воже имела огромное моральное и военное значение как генеральная репетиция перед Куликовской битвой, последовавшей спустя два года.
Разгневанный Мамай начал готовить новый поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами.
Кличет Дмитрий всю страну на священную войну,
«Не довольно ль, братцы, даром отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли? Сколько лет вас обирали!
Сколько сёл у вас сожгли! Скольких в рабство увели!
Отстоим святую Русь, я вас в бой вести берусь!»
И откликнулись тогда все соседи – города,
Все, от севера до юга: Кострома, Киржач, Калуга,
Углич, Пронск и Ярославль, Галич, Дмитров, Переславль.
И под городом Коломной все князья до одного
Ратью встретили огромной полководца своего.
Собралось в лесную глушь полтораста тысяч душ.
- Какие города откликнулись на призыв? Слайд № 12
За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Главные дружинники явились во всеоружии. Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси (работа с картой). Прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств.
Вооружение того времени было очень тяжёлое.
- Как были вооружены русские воины? Слайд № 13
- Как были вооружены татарские воины? Слайд № 14
- Какое оружие использовали воины с обеих сторон, охарактеризуйте.
Работа с учебником.
Патриотическое настроение народа поддержал церковный деятель Сергий Радонежский.
-Прочитайте на стр. 70 в учебнике, как поддержал Сергий Радонежский князя Дмитрия. (Благословил на бой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю).
Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Слайд № 15
- Прочитайте следующий абзац.
- Почему не стали дожидаться прихода Мамая? (Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы)
Работа со схемой.
- Рассмотрите схему места битвы, какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва) Слайд № 16
- Почему выбрали это место? (Размышления детей).
Местом битвы Куликово поле было выбрано не случайно. Вся география Куликова поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Войско Мамая могло подойти к полю только с юга, со стороны возвышенности, называемой Красным холмом.
Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему? (Чтобы врагам некуда было бежать…)
Возникновение проблемной ситуации.
У полководца возникает проблема: как расставить войска. Поработайте в группах и расскажите, как бы вы расставили войска на данной местности (работа с картой-схемой на партах). (Рассказ детей)
- Посмотрите, как расставил свои войска князь Дмитрий? В чём проявился его талант как полководца? (Он спрятал засадный полк, а ещё отдельно оставил резерв…) Слайд №17
Закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения:
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
Работа по картине а. Бубнова «Утро на Куликовом поле»
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.) Слайд № 18
Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что обратной дороги нет.
- А сам князь как поступил?
- Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача? (Чтобы быть наравне со всеми, рядом со своими воинами.)
Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска. Воеводы и князья уговаривали Дмитрия Ивановича «Княже, не становись во главе биться…» Но ответил князь: «Да как же я скажу кому-нибудь: «Братья, встанем крепко на врага! – а сам встану сзади и лицо своё скрою? Не могу я так сделать». В засаде в лесу притаилась отборная русская рать под командованием князя Владимира Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца.
Туда! За
Дон!... настало время!
Надежда наша -
бог и меч!
Сразим моголов и, как
бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"
Так Дмитрий,
рать обозревая,
Красуясь, на коне
гремел.»
К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"
Работа по картине М. Авилова «Бой Пересвета с Челубеем»
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей: Пересвета и Челубея…
- Что такое поединок?
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд Бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог.
- Как звали русского воина, участвовавшего в поединке?
- Как звали его противника? (Челубей)
- Какой момент сражения изображен?
- Назовите элементы вооружения русских воинов.
- Чем закончился поединок?
(Рассказ подготовленного ученика). Слайд № 19
Перед битвой встретились татарский богатырь Челубей и русский монах Александр Пересвет. Они ударили друг друга копьями, и Челубей упал головой к своему войску — плохая примета, означавшая поражение. Пересвет, тоже пронзённый копьем, несколько секунд продержался в седле и упал головой к татарам.
«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи». Слайд № 20
Сейчас вы просмотрите схему-ход Куликовской битвы. (Видеофрагмент) Слайд № 21
Вопросы после просмотра
1. Когда произошла Куликовская битва?
2. Как князь Дмитрий построил свои войска?
3. Почему в рядах монголо-татар началась паника?
Был снят мультфильм о Куликовской битве «Лебеди Непрявды», мы посмотрим фрагмент самой битвы, а после просмотра вы скажете:
- Какие эпизоды Куликовской битвы произвели на вас самое сильное впечатление? Слайд № 22
А что же великий князь? Слайд № 23
- Его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины, видно его оглушили ударом палицы или меча.
- Какие личные качества проявил Дмитрий Донской? (Смелость, храбрость, воинская тактика, военная смекалка, знания тактики ведения боя, чутье полководца) Слайд № 24
- Каковы итоги Куликовского сражения?
Итоги Куликовской битвы
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Рядом с общей могилой была выстроена церковь. В эти дни был узаконен обычай поминать убитых в так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Слайд № 25
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
В память битвы построил Дмитрий Донской в Москве храм Всех Святых, где много лет поминают павших героев Куликовской битвы. Слайд № 26. Со времен Дмитрия Донского и пошла традиция ставить храмы в честь побед русского воинства. Почему храмы? Потому, что всякая победа не только торжество, но и печаль по не вернувшимся с поля битвы. Много позже был поставлен памятник и к юбилейному году Куликовской битвы была отлита монета. Слайд № 27
Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Но благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. И враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях
Итоги Куликовской битвы. Слайд №28
-
Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.
-
Эта победа была началом возрождения новой Руси.
-
Выросло значение Москвы и московского князя.
-
Был уменьшен размер дани Золотой Орде.
-
Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.
VI. Закрепление изученного. Итог
А теперь давайте восстановим всё, что вы узнали на уроке.
-
Кто из русских князей бросил вызов Орде?
-
Почему Мамай выступил против Руси?
-
Что предпринял князь Дмитрий?
-
Кто благословил князя на борьбу с врагом?
-
Какое вооружение было у русской дружины?
-
Когда состоялась битва?
-
Где находился князь во время боя?
-
Чем закончилась битва?
-
Как стали называть князя Дмитрия после Куликовской битвы.
-
Сколько лет прошло с этого памятного события?
-
Является ли оно важным в нашей истории?
Слайд № 29. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
VII . Этап информации о домашнем задании
Учебник с. 70 – 74
Подготовить мини-сообщение о Дмитрии Донском
VIII. Рефлексия.
В результате урока «Куликовская битва
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
Выставление отметок за урок.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо
Используемая литература
-
Бабкин М. «Русское оружие». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1993. –Еременко В.Н. «Дмитрий Донской», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
-
Пятов Г.В. «Александр Невский», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
-
Романовская З. «Живое слово», 3 класс (учебник для трехлетней начальной школы), II часть. – М.: «Просвещение», 1998. – 272 с.
-
Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю. 4 класс» – М.: «Дрофа», 2000. – 128 с.
-
CD – диск – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.
-
CD – диск – Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир».
-
Соколова Т.Е. «История – это интересно». – Обнинск: «Духовное возрождение», 1998. – 72 с.
-
Соловьев Н.М. «Сергий Радонежский», из серии «Защитники Земли русской». – М.: изд. «Граница», 1933. – 16 с.
-
Тихомиров О. «На поле Куликовом». – М.: «Малыш», 1978. – 33 с.
-
Федоренко П. «История России в памятниках» (краткая энциклопедия для школьника). – М.: «Стрекоза», 2000. – 13 с.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО