Классный час "Сталинградская битва"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 17952 комментариев: 2
Название работы: Классный час «Сталинградская битва»
Автор: Патрина Вера Николаевна
Место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5», городского округа, г. Фролово
Внеклассное занятие: классный час.
Тема: «Сталинградская битва»
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 2.
Технологии: презентация.
Конспект классного часа.
Цели:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Подготовка к классному часу:
мультимедийная презентация, оформление выставки книг.
Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни
Сталинградской битвы.
Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.
Группа музыкальных оформителей – клипы о войне.
Ход классного часа.
— Сегодня необычный день. Может кто – нибудь из вас знает почему? (ответы детей)
— Сегодня 02 февраля 2012года. 69 лет тому назад закончилась Сталинградская битва. ( 1 слайд)
— И урок у нас, ребята, тоже необычный. Вы присутствуете на уроке мужества.
— Кто из вас догадался почему так назван урок? (ответы детей)
— Cегодня мы с вами совершим экскурсию назад, в историю города Волгограда.
— Как назывался раньше город? (Царицын, Сталинград, Волгограда)
— Итак, город Сталинград. Обычный город. Теперь говорят довоенный Сталинград. В городе жили мирные жители. Посмотрите на экран. (2 слайд)
(муз. клип «Священная война»)
— 23 августа 1942 года немецкие самолёты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолётовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации, и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолётов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года самая скорбная дата в истории этого города. (3 слайд)
— Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытие. (4,5 слайд)
— В таких условиях люди самоотверженно сражались с фашизмом. Сегодня мы вспомним поимённо некоторых из них.
— Может кто-то из вас знает героев Вов? (ответы детей)
(Дети читают подготовленные доклады)
Паникаха Михаил Аверьянович
(1918 – 2.10.1942)
Родился на Украине. Призван в ряды Красной Армии Царичанским райвоенкоматом Днепропетровской области в 1939 г. На защиту Сталинграда прибыл в составе бойцов Тихоокеанского флота. Рядовой (командир отделения 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии). Беспартийный. 2 октября 1942 г. в районе завода «Красный Октябрь» Паникаха и его фронтовой товарищ Бедеров находились в окопе, выдвинутым к позициям противника. Со стороны Мамаева кургана немецкие танки перешли в наступление. Бой завязался неравный. У бойца остались только две бутылки с горючей жидкостью «КС». Тогда М.А. Паникаха, взяв их, пополз вперед. Вражеская пуля попала в поднятую матросом бутылку и жидкость, растекшись по солдату, воспламенила его. Превозмогая боль, Михаил вскочил на головной танк и вместе с его экипажем сгорел. Советский боец пал смертью храбрых. Остальные немецкие танки и пехотинцы повернули назад. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь». Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Паникаха был награжден орденом Отечественной войны Iстепени посмертно. (6,7 слайд)
Василий Григорьевич Зайцев
Василий Григорьевич Зайцев родился 23 марта 1915 года в селе Еленинка Карталинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1930 году окончил строительный техникум в городе Магнитогорске, где получил специальность арматурщика.
С 1937 года служил на Тихоокеанском флоте, где его зачислили писарем артиллерийского отделения. После учёбы в Военно-хозяйственной школе его назначили начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображение. В этой должности его и застала война.
К лету 1942 года старшина 1-й статьи Зайцев подал пять рапортов с просьбой направить его на фронт. Наконец командир удовлетворил его просьбу и Зайцев уехал в действующую армию. Сентябрьской ночью 1942 года, вместе с другими тихоокеанцами, Зайцев переправился через Волгу и начал участвовать в боях за город Сталинград.
Он умел выбирать самые лучшие позиции, маскировать их; обычно скрывался от вражеских солдат там, где они не могли и предполагать русского снайпера. Прославленный снайпер бил врага беспощадно. Только в период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград В. Г. Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов, а его товарищи по оружию в 62-й армии — 6000. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. (8,9 слайд)
Яков Павлов
- Вечером 27 сентября 1942 г. Я. Павлов получил боевое задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) ему удалось выбить немцев из здания и полностью захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание, телефонную линию. Вместе со взводом лейтенанта И.Афанасьева численность защитников дошла до 24 человек.
Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Я. Ф. Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.
25 ноября во время атаки Я. Ф. Павлов был ранен в ногу. Лежал в госпитале, затем воевал наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. Вскоре после окончания войны (17 июня 1945 г.) младшему лейтенанту Я. Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. (10, 11,12, 13, 14 слайд)
Филиппов Александр Александрович
(26.06.1925 – 23.12.1942)
Саша родился в 1925 году в городе Сталинграде. Когда началась война, четыре его брата ушли на фронт. Летом же 1942 года на второй год тяжелой войны Саше было 16 лет, и он уже имел специальность слесаря и сапожника. Немецкие солдаты прорвались в Ворошиловский район, заняли район, где жила семья Филипповых. Ночью Саша связался с воинской частью старшего лейтенанта Семинихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так, Саша стал разведчиком под кличкой «школьник». С сумкой через плечо, с сапожным инструментом ходил Саша по немецким штабам чинить сапоги немцам. Днем работает, все высматривает, а ночью пробивается к штабу, и в окно летят гранаты. Немцы после взрыва бегают, ищут партизан, а Саша на улице с детьми в «классы» играет. Много раз ходил Саша в тыл противника. 23 декабря 1942 года после выполнения задания возвращался вместе с разведчицей Марией Усковой. При переходе линии фронта они были схвачены немецкими солдатами. После долгих пыток фашисты повесили Сашу вместе с Усковой и еще неизвестным юношей-партизаном недалеко от дома на глазах матери. Перед своей смертью Саша успел крикнуть: «Все равно наши придут и перебьют вас, как бешеных собак!» Посмертно Саша награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в сквере Ворошиловского района, на могиле установлен ему памятник. Его именем в Волгограде названы улица, где жил, школа, в которой учился и сквер, где похоронен. (15 слайд)
Владимир Васильевич Землянский
Родился 21.11.1906 г. в Москве. Русский. По окончании рабфака работал на заводе. В Вооруженных Силах с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1928 г. Севастопольскую военную авиационную школу, в 1933 г. Курсы усовершенствования командного состава. Служил в Тамбовском военном авиационном училище летчиков.
В действующей армии в период Великой Отечественной войны с декабря 1941 г., когда майор Землянский был назначен командиром 622 шап. Полк под его командованием прошел боевой путь, входя в состав 66 ад Южного фронта, 228 шад Юго-Западного и Сталинградского фронтов. За этот период майор Землянский совершил 45 боевых вылетов, в результате которых уничтожено 100 танков противника, несколько сот автомашин, подавлен огонь нескольких десятков зенитных батарей, разрушено 2 переправы, частично уничтожено более батальона пехоты.
07.08.42 г. во время атаки вражеских танков, прорывавшихся с юга к внешнему оборонительному обводу Сталинграда, Землянский показал образец мужества и бесстрашия, прицельным огнем уничтожил несколько танков и автомашин. При последнем заходе его Ил-2 был подбит огнем зенитной артиллерии. Мотор штурмовика загорелся, нарушилось управление. И тогда Землянский подал по радио команду своему заместителю возглавить группу, а сам направил горящий самолет на скопление войск противника. (16,17 слайд)
Каменщиков Владимир Григорьевич
Родился 18.3.1915 в Царицыне, в семье рабочего. Русский. В 1931 г. окончил школу фабрично-заводского ученичества при судоверфи. Работал токарем в паровозоремонтном депо. В 1934 г. окончил военно-строительный техникум.
В 1937 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был адъютантом эскадрильи 126-го иап 9-й сад Юго-Западного фронта. Весной 1942 г. майор Каменщиков был назначен заместителем командира 788-го истребительного авиаполка ПВО[4] 102-й истребительной авиадивизии ПВО, Сталинградского корпусного района ПВО. Летал на Як-1.
В середине июля 1942 г. развернулись ожесточенные бои на Сталинградском направлении, активное участие в которых приняла авиация ПВО города.
Первые бомбардировочные налеты на Сталинград противник предпринял в конце июля 1942 года группами в 20–45 самолетов на высоте 2000–5000 метров. Эти налеты совершались эпизодически, и зенитная артиллерия сравнительно легко отражала их, не давая противнику сбрасывать бомбы на обороняемые объекты. В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать истребителям 102-й истребительной авиационной дивизии, так как 8-я воздушная армия еще не прибыла».
В августе 1942 г. майор Каменщиков сбил Ju.88 и He.111 лично и три истребителя Bf.109 в группе. К этому времени он совершил 256 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника лично и 17 — в группе. В боях был дважды тяжело ранен. (18 слайд)
— Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.
Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
— Командир танковой части ставит новые задачи наступления. (19 слайд)
— Танки выдвигаются на боевые рубежи. (20 слайд)
— Автоматчики удерживают горный перевал. (21 слайд)
— Начались уличные бои в горящем городе. (22 слайд)
— Рабочие промышленных предприятий на защите родного города. (23 слайд)
— Южная группа немецких войск, в составе которой находился Паулюс, 31 января 1943 года капитулировала. (24 слайд)
— Знамя в честь победы советских войск. (25 слайд)
— Мамаев Курган. (26 слайд)
Учащиеся читают стихотворение
Скорбь…
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок…
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…(27 слайд)
На Мамаевом кургане тишина.
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.(28 слайд)
В. Леднева «Вечный огонь».
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь –
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.(29 слайд)
— Военные действия уничтожили почти весь жилой фонд города – 42 000 зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.(30 слайд)
— Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Люди жили в подвалах, землянках, развалинах домов.(31 слайд)
— Благодаря жителям город был восстановлен.(32 слайд)
(Звучит клип«Честь имею..»)
Список использованных источников.
1.http://battle.volgadmin.ru/
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://www.warheroes.ru/Stalingrad.asp
4. http://www.molodguard.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=319
5.http://www.togur-school.tom.ru/site1/stalingrad.htm
6.http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=3330&page=2
7. http://www.stalingrad-battle.ru/
8. http://frend.org.ua/post135753594/
9. http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/OPER/ARTICLES/018-stalingrad.htm
10.http://samsv.narod.ru/Oper/1942/stalingr.html
11. http://www.pageranker.ru/forum/showthread.php/1209-%D1%F2%E0%EB%E8%ED%E3%F0%E0%E4%F1%EA%E0%FF-%E1%E8%F2%E2%E0?s=566dd1c38fb5ecd8a7028d2e101d551c
12.http://www.otvoyna.ru/itogi_stal.htm
13. http://viki.rdf.ru/item/2428/
14.http://viki.rdf.ru/item/1520/
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
С ув. Юлия Анатольевна
В работе отсутствует текстовый файл конспекта урока.
С уважением, С.А. Колодин.