СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 25848 комментариев: 1
Вступительное слово учителя:
Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» — потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» — потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.
Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»
В процессе работы нам предстоит:
· выяснить и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;
· причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;
· проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.
· выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».
Презентация
1. Политическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве? Гр.№1
2. Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4
- Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?
- Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?
-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?
3. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева? ( Гр.№1)
4. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14) гр.№4
— Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных последствиях реабилитации Сталина?
5. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.? (гр.№2) Дайте общую оценку политическому развитию страны.
6. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? ( Гр.№3)
— Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?
7. Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?
— Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3
8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?
Презентация
2. Экономическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве? (Гр №1)
— Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?
2. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов? (Гр.№2)
-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь? (Гр.№4) (см. док.5 )
3. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны. ( Гр.№1)
4. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)
5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер? ( Гр №3)
6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4
— Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?
-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?
7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?
Презентация.
3. Духовное развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)
2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось? (Гр.№3)
3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства? (гр.№4)
-Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?
-О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?
4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?
Презентация
4. Внешняя политика СССР
Системный анализ по вопросам:
1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания. (Гр.№2)
2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий? (Гр.№3)
3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки? (Гр.№4)
4. В каких региональных конфликтах участвовал СССР? (Гр.№1)
5. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы? (Гр.№2)
6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)
7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему? (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)
8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы? (Гр.№4)
Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.
Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью«Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».
Выводы (см слайд итоги развития страны)
Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.
Заключительная речь учителя:
Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Самоконтроль (рефлексия)
Тема: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»
Цели урока:
Обучающие:
-
обобщить и систематизировать теоретический материал раздела «СССР в 19655 – 1985 гг.;
-
развивать навыки исследовательской работы;
-
воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему;
Репродуктивная подгруппа – качественное выполнение заданий низкой степени трудности, формирование устойчивой самооценки.
Цели:
-
пробудить интерес к предмету истории путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными особенностями;
-
систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»;
-
сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность посредством опережающего задания и по образцу (алгоритм «Памятка для проведения интервью» (приложение 1).
Продуктивная подгруппа – поддержание мотивации, формирование способов работы с информацией.
Цели:
-
развить устойчивый интерес к предмету;
-
систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.» посредством опережающего задания, анализа и синтеза;
-
дальнейшее формирование умения самостоятельно работать над созданием интерактивных средств.
Творческая подгруппа - формирование эффективных способов работы, поддержание учебной мотивации, выполнение творческих заданий повышенной степени сложности
Цели:
-
формировать эффективные способы работы над учебным материалом по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»; поддержание учебной мотивации через выполнение творческих заданий повышенной сложности;
-
развитие исследовательских навыков у учащихся с выходом на прогностический уровень;
-
дальнейшее формирование новых способов действий и умений решать нестандартные задачи.
Опережающие задания:
Репродуктивная подгруппа - взять интервью у родственников или знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» и подготовить сообщение «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».
Продуктивная подгруппа - создание презентаций по темам:
«Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;
«Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
Творческая подгруппа - анализ исторических документов периода «СССР в 1965 – 1985 гг.».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, интерактивный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.
Оборудование и оснащение урока:
-
демонстрационные материалы: презентация «СССР в 1965 – 1985 гг.», составленная с использованием учебной литературы – Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник, - М.:Клио-Софт,1997, выполненная в программе Power Point.
-
дидактический раздаточный материал: технологические карты, листы самоконтроля, ДМК – «СССР в 1965 – 1985 гг.»
-
технические средства информации: интерактивный комплекс.
ХОД УРОКА
-
Организация урока
-
готовность класса к уроку
-
психологический настрой учащихся на уроке
-
мотивация
-
цели и задачи урока
-
Активизация знаний, умений, навыков
-
1. Презентация «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
СЛАЙД 2-14
2. 2. Системный анализ учебного материала по теме «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
-
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)
2. 3. Презентация «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»
СЛАЙД 15-19
2. 4. Системный анализ учебного материала по теме «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
-
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)
2. 5. Презентация «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»
СЛАЙД 20-35
2. 6. Системный анализ учебного материала по теме «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».
-
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)
2. 7. Презентация «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
СЛАЙД 36-55
2. 8. Системный анализ учебного материала по теме «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».
-
беседа - анализ
Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)
2. 9. Итоги опережающего задания (репродуктивная группа, итоги интервью по теме «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг., глазами простого человека».
-
выступление учащихся
2. 10. Аналитическое заключение учителя.
-
результат работы учащихся
-
итоги развития страны
СЛАЙД 56
-
подведение итогов работы на уроке
-
Домашнее задание:
СЛАЙД 57
-
Рефлексия
СЛАЙД 58
Приложение 1
Алгоритм – памятка для проведения интервью
-
Постарайтесь не перебивать и не останавливать рассказчика. Если можно, запишите его рассказ на диктофон или видео.
-
Проанализируйте рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос: «Какое отношение к эпохе Брежнева доминирует в рассказе? С чем это связано?»
-
Сравните результаты своей работы с результатами интервью, проведенных вашими товарищами. На какие выводы наводит сравнение?
Приложение 2
Опережающие задания для репродуктивной подгруппы.
Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?
2) В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?
Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.?
2) Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны.
Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг.
2) Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?
Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.
1) В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?
2) Как складывались отношения СССР со странами социалистического лагеря?
Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 1.
Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?
2) Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?
Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?
2) Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?
Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Чем объясняется рост насыщенности духовной сферы СССР в 1960–1980 гг.?
Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?
2) Проанализируйте влияние событий 1968 года в Чехословакии на политику Советского государства.
Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 2.
Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? Дайте общую оценку политическому развитию страны в данный период.
2) Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?
Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?
2) Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?
Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?
Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?
2) В каких региональных конфликтах участвовал СССР?
Опережающие задания для творческой подгруппы.
Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени? (работа с документом 35)
2) Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1964 – 1984 гг.? (работа с документом 13 и 14)
3) Как вы думаете, какие изменения в политической сфере были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?
Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7)
2) Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?
Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Проследите динамику развития духовной сферы жизни в 1964 – 1984 гг. Каковы его основные тенденции? (работа с документ ом17)
2) Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?
Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.
1) Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?
2) Как отразились на внешнеполитическом курсе СССР внутренние проблемы развития страны?
3) Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30-31)
4) Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?
Самоанализ урока
Я представила вашему вниманию урок по теме: «СССР в середине 60-х-середине 80-х гг.: власть, общество, человек» в 11а классе. Урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок завершает учебный раздел программы по истории «СССР в годы «коллективного руководства»», учебник «История России. XX- начало XXI века «–автор Загладин Н. В.
11а класс- это класс социально-гуманитарного профиля обучения с изучением истории на профильном уровне. Сравнение стандартов по истории базового и профильного уровней позволяет наряду с общими целями изучения истории и требованиями к уровню подготовки выпускников выделить следующие основные отличия: большая глубина усвоения системы знаний, позволяющая решить проблему дальнейшей профессиональной подготовки учащихся; более высокий уровень оценочной деятельности;овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.
По результатам психологического мониторинга и рекомендациям школьного психолога, класс был разделен на три подгруппы: репродуктивная – 4 человека; продуктивная – 12 человек; творческая – 7 человек.
Дифференцированный подход на уроке проявился в следующем:
-
В индивидуализации опережающих заданий по группам: репродуктивная – взять интервью у близких и знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» опираясь на алгоритм – памятку и подготовить небольшое сообщение; продуктивная – сделать презентацию по 4 основным сферам развития страны; творческая – получила пакет документов с целью дальнейшего развития исследовательских навыков.
-
В дифференциации заданий для системного анализа учебного материала по группам
Обучение истории на профильном уровне диктует необходимость применения личностно-ориентированных технологий обучения, в частности, уже много лет я работаю, используя педагогическую технологию «Модульно-блочное обучение».
Модульно-блочная технология имеет следующие преимущества: четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивация учебной деятельности школьников; выполнение этапов урока в оптимальной последовательности; дифференцированный подход к учащимся; организация самостоятельной работы учащихся; самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений на более высоком уровне.
Следовательно, модульно-блочная технология обучения, интерактивный комплекс, использование при построении урока результатов психологического мониторинга, способствуют повышению качества знаний у обучающихся ,позитивному изменению состава групп ,т.е переходу учащихся из репродуктивной в продуктивную, а из продуктивной - в творческую. Кроме этого, позволяет осуществлять более качественную подготовку учащихся к ЕГЭ. Учителя истории и обществознания знают, что на каждом уроке учитель должен в соответствии с программой довести до учащегося большой объем учебного материала, а на профильном уровне обучения он еще более глубокий и объемный. Поэтому на уроке учитель решает очень важную методическую задачу – оптимизировать процесс обучения. Этому способствуют информационно-коммуникативные технологии обучения, которые были представлены на уроке с использованием интерактивного комплекса.
В своей работе придерживаюсь следующих правил:
-
Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.
-
Сравнивать успехи обучения самого ребенка с собой.
-
Поощрять даже незначительные успехи.
Хотелось закончить словами профессора Девида Харкнеса: «Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны, нашего континента, сталкивающегося с трудностями, и нашего «планетарного дома», которому многое угрожает. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано».
Технологическая карта ученика.
Группа №1.
Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»
Модуль 1МБ. 20.1.
СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Источники информации |
УЭ-0
|
Общая цель урока. По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо: Знать: - почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»; - проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества; - итоги развития страны к концу 80-х гг. Уметь: - осуществлять самостоятельную деятельность по образцу; - выделять главное, объяснять и определять понятия; - развивать внимание, память, воображение. Воспитывать: - трудолюбие; - уважение к роли личности в истории; - чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами. |
Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ-1
|
Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-2 |
Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-3 |
Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 36, 38 |
УЭ-4 |
Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 35 |
УЭ-5 |
Цель: выявить отношение людей к эпохе Л.И. Брежнева. Задание:
|
|
УЭ-6 |
Домашнее задание: Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения. |
|
УЭ-7 |
Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58). |
|
Технологическая карта ученика.
Группа №2
Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»
Модуль 1МБ. 20.1.
СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Источники информации |
УЭ-0
|
Общая цель урока. По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо: Знать: - почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»; - проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества; - итоги развития страны к концу 80-х гг. Уметь: - анализировать учебный материал; - формулировать выводы по изученному материалу; - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; - делать презентации. Воспитывать: - трудолюбие; - уважение к роли личности в истории; - чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами. |
Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ-1
|
Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-2 |
Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-3 |
Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 36, 38 |
УЭ-4 |
Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 35 |
УЭ-5 |
Домашнее задание: Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения. |
|
УЭ-7 |
Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58). |
|
Технологическая карта ученика.
Группа №3
Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»
Модуль 1МБ. 20.1.
СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Источники информации |
УЭ-0
|
Общая цель урока. По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо: Знать: - почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»; - проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества; - итоги развития страны к концу 80-х гг. Уметь: - анализировать учебный материал; - формулировать выводы по изученному материалу; - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; - делать презентации. Воспитывать: - трудолюбие; - уважение к роли личности в истории; - чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами. |
Внимательно прочитайте цели урока. |
УЭ-1
|
Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-2 |
Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-3 |
Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 36, 38 |
УЭ-4 |
Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 35 |
УЭ-5 |
Домашнее задание: Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения. |
|
УЭ-7 |
Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58). |
|
Технологическая карта ученика.
Группа №4
Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»
Модуль 1МБ. 20.1.
СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Источники информации |
УЭ-0
|
Общая цель урока. По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо: Знать: - почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»; - проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества; - итоги развития страны к концу 80-х гг. Уметь: - анализировать и обобщать учебный материал; - формулировать выводы по изученному материалу; - самостоятельно составлять схемы и таблицы; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к событиям и личностям в истории и их оценку; - прогнозировать дальнейшее развитие событий; - развивать исследовательские навыки. Воспитывать: - трудолюбие; - уважение к роли личности в истории; - чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами. |
Внимательно прочитайте цели урока. |
УЭ-1 |
Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-2 |
Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 34, 37 |
УЭ-3 |
Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 36, 38 |
УЭ-4 |
Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг. Задания:
|
Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века» § 35 |
УЭ-5 |
Домашнее задание: Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения. |
|
УЭ-7 |
Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58). |
|
РАЗРАБОТКА УРОКА
Вступительное слово учителя:
Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» - потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» - потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.
Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»
В процессе работы нам предстоит:
-
выяснить и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;
-
причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;
-
проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.
-
выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».
Презентация
-
Политическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве? Гр.№1
2. Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4
- Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?
- Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?
-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?
3. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева? ( Гр.№1)
4. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14) гр.№4
- Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных последствиях реабилитации Сталина?
5. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.? (гр.№2) Дайте общую оценку политическому развитию страны.
6. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? ( Гр.№3)
- Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?
7. Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?
- Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3
8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?
Презентация
-
Экономическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве? (Гр №1)
- Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?
2. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов? (Гр.№2)
-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь? (Гр.№4) (см. док.5 )
3. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны. ( Гр.№1)
4. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)
5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер? ( Гр №3)
6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4
- Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?
-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?
7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?
Презентация.
-
Духовное развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)
2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось? (Гр.№3)
3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства? (гр.№4)
-Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?
-О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?
4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?
Презентация
-
Внешняя политика СССР
Системный анализ по вопросам:
1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания. (Гр.№2)
2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий? (Гр.№3)
3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки? (Гр.№4)
4. В каких региональных конфликтах участвовал СССР? (Гр.№1)
5. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы? (Гр.№2)
6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)
7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему? (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)
8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы? (Гр.№4)
Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.
Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью «Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».
Выводы (см слайд итоги развития страны)
Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.
Заключительная речь учителя:
Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Самоконтроль (рефлексия)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Вы подготовили отличную разработку урока истории. Было бы лучше, если бы Вы загрузили её в секцию учителей истории и обсудили материал с коллегами. Название Конкурса - "Виват, Россия!" - слабо соотносится с заявленной Вами темой разработки.