В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек

Зиля Рахимова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 25788 комментариев: 1
Краткое описание
Урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок завершает учебный раздел программы по истории «СССР в годы «коллективного руководства»», учебник «История России. XX- начало XXI века «–автор Загладин Н. В.
Описание
РАЗРАБОТКА УРОКА
Вступительное слово учителя:
Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» — потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» — потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.
Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»
В процессе работы нам предстоит:
· выяснить  и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;
· причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;
· проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.
· выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».
Презентация
1. Политическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1.  Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?    Гр.№1
2.  Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4
 - Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?
 - Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?
-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?
3.  В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?   ( Гр.№1)
4.  Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14)   гр.№4
— Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных  последствиях реабилитации Сталина?
5.  В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?     (гр.№2)  Дайте общую оценку политическому развитию страны.
6.  Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры?     ( Гр.№3)
— Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?
7.  Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?
— Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3
8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?
Презентация
2. Экономическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве?   (Гр №1)
— Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?
2.  Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?    (Гр.№2)
-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь?    (Гр.№4) (см. док.5 )
3.   Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах  страны.   ( Гр.№1)
4.  Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)
5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?  ( Гр №3)
6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4
— Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?
-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?
7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?
Презентация.
3. Духовное развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)
2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?   (Гр.№3)
3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства?  (гр.№4)
    -Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?
   -О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?
4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?
Презентация
4. Внешняя политика СССР
Системный анализ по вопросам:
1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной    оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания.   (Гр.№2)
2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?   (Гр.№3)
3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?  (Гр.№4)
4.  В каких региональных конфликтах участвовал СССР?   (Гр.№1)
5.  Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?  (Гр.№2)
6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)
7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему?  (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)
8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?   (Гр.№4)
Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.
Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью«Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».
Выводы (см слайд итоги развития страны)
Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.
Заключительная речь учителя:
Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Самоконтроль (рефлексия)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложения к уроку.doc Скачать

Тема: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»

Цели урока:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать теоретический материал раздела «СССР в 19655 – 1985 гг.;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему;

Репродуктивная подгруппа – качественное выполнение заданий низкой степени трудности, формирование устойчивой самооценки.

Цели:

  • пробудить интерес к предмету истории путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»;

  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность посредством опережающего задания и по образцу (алгоритм «Памятка для проведения интервью» (приложение 1).

Продуктивная подгруппа – поддержание мотивации, формирование способов работы с информацией.

Цели:

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.» посредством опережающего задания, анализа и синтеза;

  • дальнейшее формирование умения самостоятельно работать над созданием интерактивных средств.

Творческая подгруппа - формирование эффективных способов работы, поддержание учебной мотивации, выполнение творческих заданий повышенной степени сложности

Цели:

  • формировать эффективные способы работы над учебным материалом по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»; поддержание учебной мотивации через выполнение творческих заданий повышенной сложности;

  • развитие исследовательских навыков у учащихся с выходом на прогностический уровень;

  • дальнейшее формирование новых способов действий и умений решать нестандартные задачи.

Опережающие задания:

Репродуктивная подгруппа - взять интервью у родственников или знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» и подготовить сообщение «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».

Продуктивная подгруппа - создание презентаций по темам:

«Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

Творческая подгруппа - анализ исторических документов периода «СССР в 1965 – 1985 гг.».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, интерактивный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.

Оборудование и оснащение урока:

  • демонстрационные материалы: презентация «СССР в 1965 – 1985 гг.», составленная с использованием учебной литературы – Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник, - М.:Клио-Софт,1997, выполненная в программе Power Point.

  • дидактический раздаточный материал: технологические карты, листы самоконтроля, ДМК – «СССР в 1965 – 1985 гг.»

  • технические средства информации: интерактивный комплекс.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока

  • готовность класса к уроку

  • психологический настрой учащихся на уроке

  • мотивация

  • цели и задачи урока

  1. Активизация знаний, умений, навыков

  1. 1. Презентация «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

СЛАЙД 2-14


2. 2. Системный анализ учебного материала по теме «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 3. Презентация «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»

СЛАЙД 15-19


2. 4. Системный анализ учебного материала по теме «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 5. Презентация «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»

СЛАЙД 20-35


2. 6. Системный анализ учебного материала по теме «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 7. Презентация «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

СЛАЙД 36-55


2. 8. Системный анализ учебного материала по теме «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 9. Итоги опережающего задания (репродуктивная группа, итоги интервью по теме «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг., глазами простого человека».

  • выступление учащихся


2. 10. Аналитическое заключение учителя.

  • результат работы учащихся

  • итоги развития страны

СЛАЙД 56

  • подведение итогов работы на уроке


  1. Домашнее задание:

СЛАЙД 57


  1. Рефлексия

СЛАЙД 58








Приложение 1

Алгоритм – памятка для проведения интервью

  1. Постарайтесь не перебивать и не останавливать рассказчика. Если можно, запишите его рассказ на диктофон или видео.

  2. Проанализируйте рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос: «Какое отношение к эпохе Брежнева доминирует в рассказе? С чем это связано?»

  3. Сравните результаты своей работы с результатами интервью, проведенных вашими товарищами. На какие выводы наводит сравнение?


Приложение 2

Опережающие задания для репродуктивной подгруппы.


Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?

2) В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.?

2) Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны.


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг.

2) Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

2) Как складывались отношения СССР со странами социалистического лагеря?


Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 1.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?

2) Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?

2) Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Чем объясняется рост насыщенности духовной сферы СССР в 1960–1980 гг.?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?

2) Проанализируйте влияние событий 1968 года в Чехословакии на политику Советского государства.


Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 2.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? Дайте общую оценку политическому развитию страны в данный период.

2) Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

2) Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?

2) В каких региональных конфликтах участвовал СССР?


Опережающие задания для творческой подгруппы.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени? (работа с документом 35)

2) Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1964 – 1984 гг.? (работа с документом 13 и 14)

3) Как вы думаете, какие изменения в политической сфере были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7)

2) Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Проследите динамику развития духовной сферы жизни в 1964 – 1984 гг. Каковы его основные тенденции? (работа с документ ом17)

2) Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?

2) Как отразились на внешнеполитическом курсе СССР внутренние проблемы развития страны?

3) Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30-31)

4) Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?






4


Самоанализ урока.doc Скачать

Самоанализ урока

Я представила вашему вниманию урок по теме: «СССР в середине 60-х-середине 80-х гг.: власть, общество, человек» в 11а классе. Урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок завершает учебный раздел программы по истории «СССР в годы «коллективного руководства»», учебник «История России. XX- начало XXI века «–автор Загладин Н. В.

11а класс- это класс социально-гуманитарного профиля обучения с изучением истории на профильном уровне. Сравнение стандартов по истории базового и профильного уровней позволяет наряду с общими целями изучения истории и требованиями к уровню подготовки выпускников выделить следующие основные отличия: большая глубина усвоения системы знаний, позволяющая решить проблему дальнейшей профессиональной подготовки учащихся; более высокий уровень оценочной деятельности;овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.

По результатам психологического мониторинга и рекомендациям школьного психолога, класс был разделен на три подгруппы: репродуктивная – 4 человека; продуктивная – 12 человек; творческая – 7 человек.

Дифференцированный подход на уроке проявился в следующем:

  1. В индивидуализации опережающих заданий по группам: репродуктивная – взять интервью у близких и знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» опираясь на алгоритм – памятку и подготовить небольшое сообщение; продуктивная – сделать презентацию по 4 основным сферам развития страны; творческая – получила пакет документов с целью дальнейшего развития исследовательских навыков.

  2. В дифференциации заданий для системного анализа учебного материала по группам

Обучение истории на профильном уровне диктует необходимость применения личностно-ориентированных технологий обучения, в частности, уже много лет я работаю, используя педагогическую технологию «Модульно-блочное обучение».

Модульно-блочная технология имеет следующие преимущества: четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивация учебной деятельности школьников; выполнение этапов урока в оптимальной последовательности; дифференцированный подход к учащимся; организация самостоятельной работы учащихся; самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений на более высоком уровне.

Следовательно, модульно-блочная технология обучения, интерактивный комплекс, использование при построении урока результатов психологического мониторинга, способствуют повышению качества знаний у обучающихся ,позитивному изменению состава групп ,т.е переходу учащихся из репродуктивной в продуктивную, а из продуктивной - в творческую. Кроме этого, позволяет осуществлять более качественную подготовку учащихся к ЕГЭ. Учителя истории и обществознания знают, что на каждом уроке учитель должен в соответствии с программой довести до учащегося большой объем учебного материала, а на профильном уровне обучения он еще более глубокий и объемный. Поэтому на уроке учитель решает очень важную методическую задачу – оптимизировать процесс обучения. Этому способствуют информационно-коммуникативные технологии обучения, которые были представлены на уроке с использованием интерактивного комплекса.

В своей работе придерживаюсь следующих правил:

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.

  2. Сравнивать успехи обучения самого ребенка с собой.

  3. Поощрять даже незначительные успехи.

Хотелось закончить словами профессора Девида Харкнеса: «Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны, нашего континента, сталкивающегося с трудностями, и нашего «планетарного дома», которому многое угрожает. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано».





Тех карта 1 группа.doc Скачать

Технологическая карта ученика.

Группа №1.

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»

Модуль 1МБ. 20.1.


СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.



№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

- выделять главное, объяснять и определять понятия;

- развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.


Внимательно прочитайте цели урока



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?

  2. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?


Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.?

  2. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны.


Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг.

  2. Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

  2. Как складывались отношения СССР со странами социалистического лагеря?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Цель: выявить отношение людей к эпохе Л.И. Брежнева.

Задание:

  1. Выступить с результатами интервью «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».


УЭ-6

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 2 группа.doc Скачать

Технологическая карта ученика.

Группа №2

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»

Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- делать презентации.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.

Внимательно прочитайте цели урока



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?

  2. Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?

  2. Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Чем объясняется рост насыщенности духовной сферы СССР в 1960–1980 гг.?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?

  2. Проанализируйте влияние событий 1968 года в Чехословакии на политику Советского государства.

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 3 группа.doc Скачать

Технологическая карта ученика.

Группа №3

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»


Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- делать презентации.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.

Внимательно прочитайте цели урока.



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры?

  2. Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

  2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?

  2. В каких региональных конфликтах участвовал СССР?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 4 группа.doc Скачать

Технологическая карта ученика.

Группа №4

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»


Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать и обобщать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- самостоятельно составлять схемы и таблицы;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к событиям и личностям в истории и их оценку;

- прогнозировать дальнейшее развитие событий;

- развивать исследовательские навыки.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.


Внимательно прочитайте цели урока.



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Насколько политика Л.И. Брежнева соответствовала требованиям времени? (см. документ 35)

  2. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14)

  3. Как вы думаете, какие изменения в политической сфере были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7)

  2. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Проследите динамику развития духовной сферы жизни в 1964 – 1984 гг. Каковы его основные тенденции? (работа с документ ом17)

  2. Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?

  2. Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях. (работа с документом 30-31)

  3. Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



урок.doc Скачать

РАЗРАБОТКА УРОКА

Вступительное слово учителя:

Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» - потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» - потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.


Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»

В процессе работы нам предстоит:

  • выяснить и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;

  • причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;

  • проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.

  • выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».


Презентация

  1. Политическое развитие СССР

Системный анализ по вопросам:


1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве? Гр.№1

2. Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4

- Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?

- Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?

-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?

3. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева? ( Гр.№1)

4. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14) гр.№4

- Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных последствиях реабилитации Сталина?

5. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.? (гр.№2) Дайте общую оценку политическому развитию страны.

6. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? ( Гр.№3)

- Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?

7. Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?

- Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3

8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?

Презентация


  1. Экономическое развитие СССР

Системный анализ по вопросам:

1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве? (Гр №1)

- Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?


2. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов? (Гр.№2)

-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь? (Гр.№4) (см. док.5 )

3. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны. ( Гр.№1)

4. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)

5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер? ( Гр №3)

6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4

- Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?

-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?

7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?

Презентация.


  1. Духовное развитие СССР

Системный анализ по вопросам:

1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)

2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось? (Гр.№3)

3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства? (гр.№4)

-Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?

-О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?

4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?

Презентация


  1. Внешняя политика СССР

Системный анализ по вопросам:

1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания. (Гр.№2)

2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий? (Гр.№3)

3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки? (Гр.№4)

4. В каких региональных конфликтах участвовал СССР? (Гр.№1)

5. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы? (Гр.№2)

6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)

7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему? (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)

8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы? (Гр.№4)

Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.

Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью «Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».


Выводы (см слайд итоги развития страны)

Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.


Заключительная речь учителя:

Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».


Подведение итогов урока

Домашнее задание

Самоконтроль (рефлексия)

Презентация урока.rar Скачать
урок.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
9.04.2012 22:47
Уважаемая Зиля Анваровна!

Вы подготовили отличную разработку урока истории. Было бы лучше, если бы Вы загрузили её в секцию учителей истории и обсудили материал с коллегами. Название Конкурса - "Виват, Россия!" - слабо соотносится с заявленной Вами темой разработки.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос