В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Крайний Север.

Крайний Север.

Оксана Амельчакова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 18869 комментариев: 4
Краткое описание
Необходимым аспектом в воспитательной работе является формирование у ребёнка интереса к получению знаний о России, чувства принадлежности к определённой культуре, уважения к культурам других народов, осознанного почитания традиций, обычаев и истории.Кто живёт на Крайнем Севере? Отправляясь в путешествие у детей сформируются реалистические представления о народах Крайнего Севера.
Описание
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о Крайнем Севере.

Задачи проекта:
познакомить детей с растительным и животным миром Крайнего Севера;
воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
дать представление о национальной культуре народов Крайнего Севера;
активизировать познавательные интересы дошкольников;
учить наблюдать, делать выводы;
формировать экологическую культуру.

Предполагаемый результат:
дети получат знания о родном крае, о жителях Крайнего Севера, о животном и растительном мире;
изготовление макета «Север»;
составление сборника игр, пословиц, мудрых выражений, поговорок, загадок о животных и растениях;
выставка детских рисунков «Животные Крайнего Севера»;
открытое занятие «Край ты мой родной – земля друзей».

Этапы работы.
I. Подготовительный этап
подбор книг, иллюстраций о животном и растительном мире Крайнего Севера;
изготовление макета «Север»;
подбор игр, пословиц, поговорок, мудрых выражений, загадок о животном и растительном мире.

II. Основной этап – реализация проекта
рассматривание иллюстраций о Крайнем Севере;
беседы, составление описательных рассказов;
чтение художественной литературы;
заучивание стихов, пословиц, загадок, мудрых выражений коренного народа Севера;
игры с макетом;
занятия.

III. Заключительный этап
открытое занятие по теме;
оформление наработанного материала;
презентация результатов проектной деятельности на педсовете.

Край ты мой – земля друзей!
Открытое занятие.
— Ребята, я рада пригласить вас сегодня в страну загадок и чудес. Туда, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санках. Там хвойные деревья сбрасывают свои иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Эта загадочная страна частичка нашего края Крайний Север.

Деление на группы
(животные наших лесов, животные Крайнего Севера)
1 группа. Задание. Вспомнить стихи о животных Крайнего Севера.
Олени северные– людям помогают
Их как лошадок в санки запрягают.
Белый мишка– чёрный нос
Любит зиму и мороз.
Большой, лохматый овцебык,
К морозу сильному привык.
Ведь шерсть у этого быка
И спину греет и бока.
Гагара– северная птица
На скалах у озер гнездится.
Только в тундре снежной
Можно, братцы,
На собаках лайках
Покататься.
Касатка – чёрно-белый кит
Просторы моря бороздит.
2 группа. Задание. Вспомнить загадки о животных нашего леса.

1. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (волк)

2.
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле, на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

3.
Летом — серый, зимой – белый. (заяц)

4. Косолапые ноги – зимой спит в берлоге. (медведь)

5. Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (ёж)
6.Кто на голове лес носит? (лось)
7. Рыжая, с пушистым хвостом
Живёт в лесу под кустом. (лиса)

Беседа.
— А знаете ли вы, какой национальности коренные жители севера? (эвенки, долганы, ненцы, энцы…)
— А ещё хочу сказать, что народы Севера очень бережно относятся к своему животному и растительному миру. А чем они занимаются? Какими промыслами? (охота, рыбалка, оленеводство).
— Кто из вас знает почему на Севере нельзя собирать грибы? (они оставляют это лакомство для оленей)
— Чем ещё питаются олени? (мох, ягель)
Игра на внимание.
— Сейчас, я буду называть растения. Если оно растёт на севере – поднимите руки, а если нет – не поднимайте. Карликовая берёза, морошка, мох, тополь, иван-чай, полярная ива, брусника, багульник, клён, ягель, лишайник, клюква, дуб.

— Как вы думаете, на севере есть птицы? Каких птиц вы знаете? (полярная сова, гагара, гага, альбатрос, белая куропатка).

Пальчиковая гимнастика «Совушка».
— В лесу темно, все спят давно
Лишь сова не спит – на суку сидит
Во все стороны глядит
Да как полетит.
— У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:
1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.
2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
3 3.Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.
4  4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Чтение стихотворения «Тундра»
Приезжайте в тундру, к нам
К белым, тающим снегам
Тундра щедро вас напоит
Стылой талою водой
Силой вас вода наполнит
Лёгкой силой молодой!
Опыт: «Впитывание воды»
— Сегодня мы с вами находимся в стране загадок и чудес на Крайнем Севере. Есть Северный полюс – где нет растительности, а только снег и лёд. Есть тундра, где появляется растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода). Выходит, что в тундре всё это есть. Но почему растительность так скудна? Только мхи, лишайники да низкорослые берёзы, прижавшиеся к земле.

— Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Вот загадка?! И мы попробуем в этом разобраться, проведём с вами эксперимент.

Два горшка: 1 – одна земля, 2 – посередине фольга.
Дети наливают воду. В 1 горшке земля впитала воду, во-2 вода стоит на поверхности.
Вывод:В тундре, конечно, нет фольги, вместо неё вечная мерзлота. За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота.

Итог занятия.
— А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут пробиться сквозь вечную мерзлоту).
— Какими же тогда вырастают растения? (низкие)
— Да, растения небольшие. Несмотря на то, что лето в тундре короткое, всё же цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
крайний север.doc Скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по одному из направлений развития детей

4 «Звездочка»








Проект: Крайний север.



Старший дошкольный возраст: 5-6лет.








Абрамова Нина Михайловна

Амельчакова Оксана Анатольевна



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»


воспитатели



п. Шушенское

2012г.





Пояснительная записка.



Фамилия, имя, отчество автора: Амельчакова Оксана Анатольевна.

Фамилия, имя, отчество соавтора: Абрамова Нина Михайловна





Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка».



Занимаемая должность автора: воспитатель.

Занимаемая должность соавтора: воспитатель.



Название Конкурсной разработки: Северный калейдоскоп.



Цель: расширить и систематизировать знания детей о Крайнем Севере.

Методика: проект.

Список используемых информационных ресурсов: Интернет-ресурсы.













Актуализация проекта.


Формирование самосознания ребёнка – дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти своё место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социо – культурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно – временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета).

Необходимым аспектом в воспитательной работе является формирование у ребёнка интереса к получению знаний о России, чувства принадлежности к определённой культуре, уважения к культурам других народов, осознанного почитания традиций, обычаев и истории.

Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свой язык и свою культуру. На севере Сибири широко раскинулась поросшая мхом тундра. Солнце прячется за горизонтом на долгие месяцы полярной ночи, и только необыкновенный свет Северного сияния изредка озаряет тёмное небо. Кто живёт на Крайнем Севере? Чем занимается? Что растёт в тундре? Какие животные севера населяют тундру?

Мы решили, что, отправляясь в путешествие по Крайнему Северу, у детей сформируются реалистические представления о растительном, животном мире, о народах Крайнего Севера.






















Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о Крайнем Севере.


Задачи проекта:

  • познакомить детей с растительным и животным миром Крайнего Севера;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

  • дать представление о национальной культуре народов Крайнего Севера;

  • активизировать познавательные интересы дошкольников;

  • учить наблюдать, делать выводы;

  • формировать экологическую культуру.

Предполагаемый результат:

  • дети получат знания о родном крае, о жителях Крайнего Севера, о животном и растительном мире;

  • изготовление макета «Север»;

  • составление сборника игр, пословиц, мудрых выражений, поговорок, загадок о животных и растениях;

  • выставка детских рисунков «Животные Крайнего Севера»;

  • открытое занятие «Край ты мой родной – земля друзей».


Этапы работы.

I. Подготовительный этап

  • подбор книг, иллюстраций о животном и растительном мире Крайнего Севера;

  • изготовление макета «Север»;

  • подбор игр, пословиц, поговорок, мудрых выражений, загадок о животном и растительном мире.


II. Основной этап – реализация проекта

  • рассматривание иллюстраций о Крайнем Севере;

  • беседы, составление описательных рассказов;

  • чтение художественной литературы;

  • заучивание стихов, пословиц, загадок, мудрых выражений коренного народа Севера.

  • игры с макетом;

  • занятия


III. Заключительный этап

  • открытое занятие по теме;

  • оформление наработанного материала;

  • презентация результатов проектной деятельности на педсовете.


Край ты мой – земля друзей!

Открытое занятие.
















- Ребята, я рада пригласить вас сегодня в страну загадок и чудес. Туда, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санках. Там хвойные деревья сбрасывают свои иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Эта загадочная страна частичка нашего края Крайний Север.


Деление на группы

(животные наших лесов, животные Крайнего Севера)

1 группа. Задание. Вспомнить стихи о животных Крайнего Севера.


Олени северные – людям помогают

Их как лошадок в санки запрягают.

Белый мишка – чёрный нос

Любит зиму и мороз.

Большой, лохматый овцебык,

К морозу сильному привык.

Ведь шерсть у этого быка

И спину греет и бока.

Гагара – северная птица

На скалах у озер гнездится.


Только в тундре снежной

Можно, братцы,

На собаках лайках

Покататься.

Касатка – чёрно-белый кит

Просторы моря бороздит.


2 группа. Задание. Вспомнить загадки о животных нашего леса.


  1. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (волк)

  1. Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу.

В дупле, на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

  1. Летом - серый, зимой – белый. (заяц)


  1. Косолапые ноги – зимой спит в берлоге. (медведь)


  1. Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками. (ёж)

  1. Кто на голове лес носит? (лось)

  2. Рыжая, с пушистым хвостом

Живёт в лесу под кустом. (лиса)


Беседа.

- А знаете ли вы, какой национальности коренные жители севера? (эвенки, долганы, ненцы, энцы…)

- А ещё хочу сказать, что народы Севера очень бережно относятся к своему животному и растительному миру. А чем они занимаются? Какими промыслами? (охота, рыбалка, оленеводство).

- Кто из вас знает почему на Севере нельзя собирать грибы? (они оставляют это лакомство для оленей)

- Чем ещё питаются олени? (мох, ягель)

Игра на внимание.

- Сейчас, я буду, называть растения. Если оно растёт на севере – поднимите руки, а если нет – не поднимайте. Карликовая берёза, морошка, мох, тополь, иван-чай, полярная ива, брусника, багульник, клён, ягель, лишайник, клюква, дуб.


- Как вы думаете, на севере есть птицы? Каких птиц вы знаете? (полярная сова, гагара, гага, альбатрос, белая куропатка).


Пальчиковая гимнастика «Совушка».

- В лесу темно, все спят давно

Лишь сова не спит – на суку сидит

Во все стороны глядит

Да как полетит.

- У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:

  1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.

  2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.

  3. Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.

  4. Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!


Чтение стихотворения «Тундра»


Приезжайте в тундру, к нам

К белым, тающим снегам

Тундра щедро вас напоит

Стылой талою водой

Силой вас вода наполнит

Лёгкой силой молодой!


Опыт: «Впитывание воды»

- Сегодня мы с вами находимся в стране загадок и чудес на Крайнем Севере. Есть Северный полюс – где нет растительности, а только снег и лёд. Есть тундра, где появляется растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода). Выходит, что в тундре всё это есть. Но почему растительность так скудна? Только мхи, лишайники да низкорослые берёзы, прижавшиеся к земле.


- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Вот загадка?! И мы попробуем в этом разобраться, проведём с вами эксперимент.


Два горшка: 1 – одна земля, 2 – посередине фольга.

Дети наливают воду. В 1 горшке земля впитала воду, во-2 вода стоит на поверхности.

Вывод: В тундре, конечно, нет фольги, вместо неё вечная мерзлота. За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота.


Итог занятия.

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут пробиться сквозь вечную мерзлоту).

- Какими же тогда вырастают растения? (низкие)

- Да, растения небольшие. Несмотря на то, что лето в тундре короткое, всё же цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре!










Обсуждение материала
Сергей Колодин
9.04.2012 06:44
В разработке нарушены критерии Положения Конкурса. Так, на данной странице указано одно название, между тем как разработка называется по-другому.
Оксана Амельчакова
10.04.2012 06:42
Спасибо. Ошибку исправили
Ивлева Юлия
12.04.2012 18:40
Интересный материал, мероприятие разработано согласно возрасту воспитанников. Но в тексте (на странице портала) есть пунктуационные недочёты. Нет списка литературы.
Оксана Амельчакова
16.04.2012 04:13
Пунктуационные недочёты постаралась устранить. Списка литературы нет, так как материал был собран уже давно, доработан только в этом году поэтому вспомнить литературу невозможно.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос