Крайний Север.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 18921 комментариев: 4
Задачи проекта:
познакомить детей с растительным и животным миром Крайнего Севера;
воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
дать представление о национальной культуре народов Крайнего Севера;
активизировать познавательные интересы дошкольников;
учить наблюдать, делать выводы;
формировать экологическую культуру.
Предполагаемый результат:
дети получат знания о родном крае, о жителях Крайнего Севера, о животном и растительном мире;
изготовление макета «Север»;
составление сборника игр, пословиц, мудрых выражений, поговорок, загадок о животных и растениях;
выставка детских рисунков «Животные Крайнего Севера»;
открытое занятие «Край ты мой родной – земля друзей».
Этапы работы.
I. Подготовительный этап
подбор книг, иллюстраций о животном и растительном мире Крайнего Севера;
изготовление макета «Север»;
подбор игр, пословиц, поговорок, мудрых выражений, загадок о животном и растительном мире.
II. Основной этап – реализация проекта
рассматривание иллюстраций о Крайнем Севере;
беседы, составление описательных рассказов;
чтение художественной литературы;
заучивание стихов, пословиц, загадок, мудрых выражений коренного народа Севера;
игры с макетом;
занятия.
III. Заключительный этап
открытое занятие по теме;
оформление наработанного материала;
презентация результатов проектной деятельности на педсовете.
Край ты мой – земля друзей!
Открытое занятие.
— Ребята, я рада пригласить вас сегодня в страну загадок и чудес. Туда, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санках. Там хвойные деревья сбрасывают свои иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Эта загадочная страна частичка нашего края Крайний Север.
Деление на группы
(животные наших лесов, животные Крайнего Севера)
1 группа. Задание. Вспомнить стихи о животных Крайнего Севера.
Олени северные– людям помогают
Их как лошадок в санки запрягают.
Белый мишка– чёрный нос
Любит зиму и мороз.
Большой, лохматый овцебык,
К морозу сильному привык.
Ведь шерсть у этого быка
И спину греет и бока.
Гагара– северная птица
На скалах у озер гнездится.
Только в тундре снежной
Можно, братцы,
На собаках лайках
Покататься.
Касатка – чёрно-белый кит
Просторы моря бороздит.
2 группа. Задание. Вспомнить загадки о животных нашего леса.
1. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (волк)
2. Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле, на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
3. Летом — серый, зимой – белый. (заяц)
4. Косолапые ноги – зимой спит в берлоге. (медведь)
5. Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (ёж)
6.Кто на голове лес носит? (лось)
7. Рыжая, с пушистым хвостом
Живёт в лесу под кустом. (лиса)
Беседа.
— А знаете ли вы, какой национальности коренные жители севера? (эвенки, долганы, ненцы, энцы…)
— А ещё хочу сказать, что народы Севера очень бережно относятся к своему животному и растительному миру. А чем они занимаются? Какими промыслами? (охота, рыбалка, оленеводство).
— Кто из вас знает почему на Севере нельзя собирать грибы? (они оставляют это лакомство для оленей)
— Чем ещё питаются олени? (мох, ягель)
Игра на внимание.
— Сейчас, я буду называть растения. Если оно растёт на севере – поднимите руки, а если нет – не поднимайте. Карликовая берёза, морошка, мох, тополь, иван-чай, полярная ива, брусника, багульник, клён, ягель, лишайник, клюква, дуб.
— Как вы думаете, на севере есть птицы? Каких птиц вы знаете? (полярная сова, гагара, гага, альбатрос, белая куропатка).
Пальчиковая гимнастика «Совушка».
— В лесу темно, все спят давно
Лишь сова не спит – на суку сидит
Во все стороны глядит
Да как полетит.
— У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:
1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.
2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
3 3.Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.
4 4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Чтение стихотворения «Тундра»
Приезжайте в тундру, к нам
К белым, тающим снегам
Тундра щедро вас напоит
Стылой талою водой
Силой вас вода наполнит
Лёгкой силой молодой!
Опыт: «Впитывание воды»
— Сегодня мы с вами находимся в стране загадок и чудес на Крайнем Севере. Есть Северный полюс – где нет растительности, а только снег и лёд. Есть тундра, где появляется растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода). Выходит, что в тундре всё это есть. Но почему растительность так скудна? Только мхи, лишайники да низкорослые берёзы, прижавшиеся к земле.
— Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Вот загадка?! И мы попробуем в этом разобраться, проведём с вами эксперимент.
Два горшка: 1 – одна земля, 2 – посередине фольга.
Дети наливают воду. В 1 горшке земля впитала воду, во-2 вода стоит на поверхности.
Вывод:В тундре, конечно, нет фольги, вместо неё вечная мерзлота. За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота.
Итог занятия.
— А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут пробиться сквозь вечную мерзлоту).
— Какими же тогда вырастают растения? (низкие)
— Да, растения небольшие. Несмотря на то, что лето в тундре короткое, всё же цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по одному из направлений развития детей
№4 «Звездочка»
Проект: Крайний север.
Старший дошкольный возраст: 5-6лет.
Абрамова Нина Михайловна
Амельчакова Оксана Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»
воспитатели
п. Шушенское
2012г.
Пояснительная записка.
Фамилия, имя, отчество автора: Амельчакова Оксана Анатольевна.
Фамилия, имя, отчество соавтора: Абрамова Нина Михайловна
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка».
Занимаемая должность автора: воспитатель.
Занимаемая должность соавтора: воспитатель.
Название Конкурсной разработки: Северный калейдоскоп.
Цель: расширить и систематизировать знания детей о Крайнем Севере.
Методика: проект.
Список используемых информационных ресурсов: Интернет-ресурсы.
Актуализация проекта.
Формирование самосознания ребёнка – дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти своё место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социо – культурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно – временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета).
Необходимым аспектом в воспитательной работе является формирование у ребёнка интереса к получению знаний о России, чувства принадлежности к определённой культуре, уважения к культурам других народов, осознанного почитания традиций, обычаев и истории.
Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свой язык и свою культуру. На севере Сибири широко раскинулась поросшая мхом тундра. Солнце прячется за горизонтом на долгие месяцы полярной ночи, и только необыкновенный свет Северного сияния изредка озаряет тёмное небо. Кто живёт на Крайнем Севере? Чем занимается? Что растёт в тундре? Какие животные севера населяют тундру?
Мы решили, что, отправляясь в путешествие по Крайнему Северу, у детей сформируются реалистические представления о растительном, животном мире, о народах Крайнего Севера.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей о Крайнем Севере.
Задачи проекта:
-
познакомить детей с растительным и животным миром Крайнего Севера;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
-
дать представление о национальной культуре народов Крайнего Севера;
-
активизировать познавательные интересы дошкольников;
-
учить наблюдать, делать выводы;
-
формировать экологическую культуру.
Предполагаемый результат:
-
дети получат знания о родном крае, о жителях Крайнего Севера, о животном и растительном мире;
-
изготовление макета «Север»;
-
составление сборника игр, пословиц, мудрых выражений, поговорок, загадок о животных и растениях;
-
выставка детских рисунков «Животные Крайнего Севера»;
-
открытое занятие «Край ты мой родной – земля друзей».
Этапы работы.
I. Подготовительный этап
-
подбор книг, иллюстраций о животном и растительном мире Крайнего Севера;
-
изготовление макета «Север»;
-
подбор игр, пословиц, поговорок, мудрых выражений, загадок о животном и растительном мире.
II. Основной этап – реализация проекта
-
рассматривание иллюстраций о Крайнем Севере;
-
беседы, составление описательных рассказов;
-
чтение художественной литературы;
-
заучивание стихов, пословиц, загадок, мудрых выражений коренного народа Севера.
-
игры с макетом;
-
занятия
III. Заключительный этап
-
открытое занятие по теме;
-
оформление наработанного материала;
-
презентация результатов проектной деятельности на педсовете.
Край ты мой – земля друзей!
Открытое занятие.
- Ребята, я рада пригласить вас сегодня в страну загадок и чудес. Туда, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санках. Там хвойные деревья сбрасывают свои иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. И только там можно увидеть северное сияние. Эта загадочная страна частичка нашего края Крайний Север.
Деление на группы
(животные наших лесов, животные Крайнего Севера)
1 группа. Задание. Вспомнить стихи о животных Крайнего Севера.
Олени северные – людям помогают
Их как лошадок в санки запрягают.
Белый мишка – чёрный нос
Любит зиму и мороз.
Большой, лохматый овцебык,
К морозу сильному привык.
Ведь шерсть у этого быка
И спину греет и бока.
Гагара – северная птица
На скалах у озер гнездится.
Только в тундре снежной
Можно, братцы,
На собаках лайках
Покататься.
Касатка – чёрно-белый кит
Просторы моря бороздит.
2 группа. Задание. Вспомнить загадки о животных нашего леса.
-
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (волк)
-
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле, на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
-
Летом - серый, зимой – белый. (заяц)
-
Косолапые ноги – зимой спит в берлоге. (медведь)
-
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (ёж)
-
Кто на голове лес носит? (лось)
-
Рыжая, с пушистым хвостом
Живёт в лесу под кустом. (лиса)
Беседа.
- А знаете ли вы, какой национальности коренные жители севера? (эвенки, долганы, ненцы, энцы…)
- А ещё хочу сказать, что народы Севера очень бережно относятся к своему животному и растительному миру. А чем они занимаются? Какими промыслами? (охота, рыбалка, оленеводство).
- Кто из вас знает почему на Севере нельзя собирать грибы? (они оставляют это лакомство для оленей)
- Чем ещё питаются олени? (мох, ягель)
Игра на внимание.
- Сейчас, я буду, называть растения. Если оно растёт на севере – поднимите руки, а если нет – не поднимайте. Карликовая берёза, морошка, мох, тополь, иван-чай, полярная ива, брусника, багульник, клён, ягель, лишайник, клюква, дуб.
- Как вы думаете, на севере есть птицы? Каких птиц вы знаете? (полярная сова, гагара, гага, альбатрос, белая куропатка).
Пальчиковая гимнастика «Совушка».
- В лесу темно, все спят давно
Лишь сова не спит – на суку сидит
Во все стороны глядит
Да как полетит.
- У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:
-
Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.
-
Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
-
Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.
-
Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Чтение стихотворения «Тундра»
Приезжайте в тундру, к нам
К белым, тающим снегам
Тундра щедро вас напоит
Стылой талою водой
Силой вас вода наполнит
Лёгкой силой молодой!
Опыт: «Впитывание воды»
- Сегодня мы с вами находимся в стране загадок и чудес на Крайнем Севере. Есть Северный полюс – где нет растительности, а только снег и лёд. Есть тундра, где появляется растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода). Выходит, что в тундре всё это есть. Но почему растительность так скудна? Только мхи, лишайники да низкорослые берёзы, прижавшиеся к земле.
- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Вот загадка?! И мы попробуем в этом разобраться, проведём с вами эксперимент.
Два горшка: 1 – одна земля, 2 – посередине фольга.
Дети наливают воду. В 1 горшке земля впитала воду, во-2 вода стоит на поверхности.
Вывод: В тундре, конечно, нет фольги, вместо неё вечная мерзлота. За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота.
Итог занятия.
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут пробиться сквозь вечную мерзлоту).
- Какими же тогда вырастают растения? (низкие)
- Да, растения небольшие. Несмотря на то, что лето в тундре короткое, всё же цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре!
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»