"Мой путь единственный к славе Отечества!"-А.В.Суворов
Ирина Шведул
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 3009 комментариев: 2
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 3009 комментариев: 2
Краткое описание
Обобщающие интегрированные уроки-занятия по окончании 2 триместра, посвящённые А.В.Суворову. Работая над проектом по теме «Игрушки», вышли на А.В.Суворова, захотелось больше узнать о великом полководце. Так родилась идея провести занятие, посвящённое А.В.Суворову.
Описание
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 116.
«Мой путь единственный к славе Отечества!» — А.В.Суворов.
Урок-занятие обобщающего повторения в конце триместра
Шведул Ирина Анатольевна, ГБОУ гимназия №116, учитель начальных классов
Санкт-Петербург, 2012 год
Пояснительная записка.
Наш класс работал над проектом по теме «Игрушки». Некоторые мальчики выбрали тему «Солдатики». Своей группой они посетили музей А.В.Суворова, так как узнали, что Суворов в детстве любил играть с солдатиками и приняли участие в интерактивной игре, проводимой музеем. На классном часе они поделились с ребятами своими знаниями и впечатлениями. Но им хотелось больше узнать о великом полководце. Так родилась идея провести занятие, посвящённое А.В.Суворову. В системе Л.В.Занкова в конце каждой четверти проводятся уроки обобщающего повторения с использованием различных организационных форм и интеграции. Своё занятие мы также провели в конце второго триместра как обобщающие уроки.
Цели занятия:
Познакомить детей с некоторыми историческими событиями, связанными с именем А.В.Суворова. Формировать уважительное отношение к своей стране, чувство гордости за Россию на примере личности А.В.Суворова. Вызвать интерес к чтению книг об интересных личностях в истории России. Обобщить знания за 2 триместр. Формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Методическое сопровождение:
Дети заранее прочитали книгу С.Алексеева «Рассказы о Суворове». У учителя книга Олега Орлова « Полководец». Карточки: Александр Васильевич Суворов, янычары, спаги. Задания для детей распечатаны на карточках разного цвета. Для проведения эстафет необходимы кегли, теннисные мячи, вёдра, листы картона. Небольшие портреты А.В.Суворова на каждого ученика.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель. Ребята, вот и закончился 2 триместр, и пришло время, проверить чему вы научились, что узнали нового и насколько хорошо вы умеете работать в группах. Сегодня наши уроки будут не совсем обычными, мы как жители огромной страны под названием Россия, перелистаем страницы истории нашей Родины и пройдём путь великого человека, который многое сделал для своей страны.
Чтобы прочитать имя этого человека, надо выполнить задания и вписать ответы в таблицу.(Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах. Для работы в парах уместно выяснить у ребят, как организовать работу, чтобы выполнить её быстро и без ошибок.)
Задание1.
3 13 19 7 30 3 6 4 20 30 16 51 53 20 53 51
(л) 30 – 17 = (к) 28: 4 = (с) 26 + 4 = (у) 2 * 8 =
(о) 41 + 12 = (е) 40 – 21 = (в) 37 + 14 = (н) 36 – 30 =
(р) 5 * 4 = (д) 12: 3 = (а) 15: 5 =
Ответ: Александр Суворов.
На доску прикрепляется табличка с именем Александра Васильевича Суворова.
2. Основная часть.
Первая страница. Что мы знаем об А.В.Суворове?
— Ребята, а вы знаете, что-нибудь об А.В.Суворове? Давайте проверим. На доске вы видите некоторые вопросы. Прочитайте их и выберите те, на которые можете ответить. (Вопросы на электронной доске. Слайд 2.)
• Чем известен А.В.Суворов?
• Что можете рассказать о его детстве?
• За что Суворова любили солдаты?
• Какими качествами восхищались его противники?
• В чём был смысл жизни для Суворова?
Дети отвечают на первые вопросы, дополняя друг друга. Затруднения могут возникнуть при ответах на два последних вопроса.
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы в конце нашего занятия. Чтобы помнить об этом повесим на доску «вопрос».
-Вы сказали, что А.В.Суворов участвовал более чем в 60 сражениях и ни одного не проиграл. Сегодня мы пройдём по местам сражений великого полководца и узнаем все его хитрости, житейские и военные премудрости, а так же попробуем составить живой портрет А.В.Суворова.
На доске, рядом с табличкой Александр Васильевич Суворов, отводится место для записей по составлению портрета Суворова.
Вторая страница. Где сражался Суворов?
-Для начала нужно собрать из рассыпавшихся слогов названия тех мест, где проходили наиболее интересные сражения. (Эту работу предлагается выполнить в мини группах по 4 человека.)
Задание 2.
Тур ту кай
Рым ник
Коз луд жи
Из ма ил
Кин бург Аль
пы Фок ша
ны
После выполнения задания проводится проверка. На электронной доске появляются правильные названия, и группы сами отмечают верные ответы. Слайд 3.
Первая наша остановка и следующая страница Туртукай.
-Что же нас здесь ждёт? Возьмите жёлтые листочки и соедините собственные названия с общими словами, выполняя работу в паре.
Задание 3.
Соедини имена собственные с общим словом.
Турция море
Чёрное крепость
Дунай река
страна
-Что у вас получилось? Какое слово лишнее? (крепость.) А лишнее ли это слово? Что может быть крепостью? Конечно же Туртукай.
Рассказ учителя о действиях под Туртукаем по книге Олега Орлова «Полководец».
Получил Суворов приказ взять крепость Туртукай. А под начальством Суворова солдат было намного меньше: всего около двух тысяч человек и семь пушек. Разведав местность вокруг Туртукая, Суворов задумался. Его солдаты – на этом берегу Дуная. Туртукай – на другом берегу высоком, глинистом и скользком. С земляных валов пушки смотрят, переправы через Дунай стерегут. Со стороны реки Туртукай взять трудно… Подумал Суворов и приказал своим солдатам готовить лодки и собирать по окрестным сёлам волов с телегами. И наказал это делать секретно! Чтобы турки ни о чём не догадались.
Офицеры спросили Суворова: — Какова будет диспозиция? Тот ответил: -Атака ночью! –А будут ли, — спрашивают, — к диспозиции подробности? -Будут,- отвечает Суворов. -Разум, искусство и твёрдость. Пули беречь! Стрелять редко, да метко!
И вот майская ночь и туман скрыли движение русских войск, двигавшихся вдоль берега. Обильно смазанные тележные колёса – не скрипнут. Молча тянут волы телеги, на которых покачиваются длинные плоскодонные лодки. За телегами шагает пехота. За пехотой – казачий полк. Тишина и на турецком берегу. Через семь вёрст в самом узком месте Дуная лодки скользнули в воду одна за другой. Десять, двадцать, тридцать лодок. Солдаты без шума разобрали вёсла, шесты, багры – поплыли.(Слайд 4. Иллюстрация из книги О.Орлова «Полководец» художника В.Шевченко. Переправа через Дунай.) Первая лодка ткнулась носом в турецкий берег, и первым из неё выпрыгнул Суворов. Построил он солдат колонной и повёл в обход крепости, чтобы зайти с тыла, где у турок меньше пушек. Не ожидали турки русских с той стороны и не смогли удержать крепость в своих руках.
Можем ли сказать что-то об А.В.Суворове, составить о нём какое-нибудь представление? ( Ребята высказывают свои мнения, а учитель записывает на доске, где отведено место.)
— Где же происходили все эти события? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник по окружающему миру (программа 2100 автор Вахрушев А.А.) на стр.98-99 и 113-112. Откройте. Что вы видите на этих страницах? Какое умение будем проверять? (Будем работать с картами, уметь читать карты.) Как вы думаете, полководцы должны уметь читать карты? Зачем? Для чего?(Дети высказывают свои мнения.)
-Представьте себе, что вы стали полководцем и вам надо просмотреть место сражения, определить, как оно выглядит, что расположено на данной местности. Для этого ответьте на некоторые вопросы. (Задания на электронной доске. Слайд 5.)
Задание 4.
• Найдите географические объекты с жёлтой карточки.
• Дайте описание местности, по которой протекает река Дунай.
• Найдите исток реки и её устье. Определите направление течения реки. Дайте характеристику этой реке.
• Сопоставьте местность на карте стр.99 с местностью на карте стр.113 и попробуйте определить, где могло проходить сражение.
Задания лучше разобрать, слово «сопоставить» объяснить.
Следующая страница и остановка у местечка Козлуджи. ( Слайд 6а, название местечка)
— Почему у местечка, — спросите вы? Потому что это маленький городок. Одна мечеть, 200 домов, полуразрушенная крепость и базар… А ещё 40000 янычар и конных турецких воинов спагов. (На доске карточки выделенных слов.) Как вы поняли, кто такие янычары и спаги?
А в корпусе А.В.Суворова всего 8000 конных и пеших воинов.
-Можно ли, используя эти данные составить задачу? Попробуйте. ( Работу можно предложить как в паре, так и в группе. Ребята представляют свои задачи и выясняется, какой вопрос задать уместнее. Предлагается решить эту задачу.)
-Кто может записать числа из задачи? (На уроках работа ведётся в пределах 100, поэтому задание с опережением.)
-Кто может сосчитать и ответить на вопрос нашей задачи?
-В военном деле чаще всего сравнивают противников, используя вопрос во сколько раз…. Как узнать сколько раз 8000 помещается в 40000. (Ребята не только считают, но и объясняют, как нашли ответ.)
— Да, силы противника в 5 раз превышали силы Суворова, но Александр Васильевич говорил, что чем больше у неприятеля солдат, тем больше в бою беспорядка.
Рассказ учителя о битве при Козлуджи по книге Олега Орлова «Полководец».
Нас впятеро меньше, да турки того не ведают. А в бою они нас считать не будут. Между нами и турками – густой лес. Турецкий лагерь – за лесом. Мы идём прямо через лес.
-Но там колючий терновник! – заметил офицер.
-А терновник будем рубить шашками и тесаками, — сказал Суворов. Когда выйдем из лесу, быстро построим пехоту в каре.
-Каре, — возразил второй офицер, — хороши только для обороны и медленного отступления. И против набегов конницы. Такова привычная тактика.
-А мы турок удивим! – воскликнул Суворов. Удивить врага – значит победить его! (Слайд 6б, слова Суворова)
В это время в шатре с золочёным верхом сидели, скрестив ноги, турецкий паша и янычарский ага. Они кушали халву и вели неспешный разговор о том, что скоро разобьют русских, о том как хороши шпионы паши. Как вдруг выстрелила первая русская пушка. И русская пехота, выйдя из лесу, начала спешно строиться в ровные квадраты каре. Каре вырастали прямо перед самым турецким лагерем, на взгорье которого стоял шатёр с золочёным верхом. Справа и слева лагерь уже начали обходить гусарские и казачьи полки. Эту картину и увидели выскочившие из шатра паша и ага. Толпа турок кинулась на передовое каре, но была отбита. А из леса выходили новые русские батальоны. «Сколько же этих проклятых русских скрывается там? – подумал паша. – Двадцать тысяч? Тридцать? Пятьдесят?» В результате, смешавшись турецкая армия бежала. Городок Козлуджи был взят.
-Что мы можем добавить к нашему портрету Суворова? (Удивлял врага, действовал не так как надо, а по обстоятельствам, неожиданно, внезапно и т.д.)
-А.В.Суворов выделял три воинских искусства: глазомер, быстрота и натиск. Давайте проверим, кто из вас соответствует требованиям Суворова.
Класс делится на 3 команды. Проводятся эстафеты.
1. « Попади мячом в корзину». У каждой команды по 2 теннисных мяча и одному ведру. Задание: добежать до середины, закинуть мячи в ведро, добежать до ведра, взять мячи, передать их следующему игроку.
2. « Мимо взрывов». Перед каждой командой на пути по 5 кеглей, и 2 картонки в руках. Задание: перекладывая картонки и наступая на них, пройти до конца между кеглями. Обратно бегом и передаём эстафету.
3. « Цепочка». Сначала бегут двое, взявшись за руки. Они обегают кеглю, возвращаются, берут за руку следующего игрока и обегают кеглю уже втроём и т.д.
Страница взятие Измаила.
-Ирмак – река. Денгиз – море. Кудюк-кисар – малая крепость. Ордукалеси – большая крепость… Крепость, где может укрыться целая армия. Измаил и есть настоящая ордукалеси.
-В какую крепость мы с вами отправляемся? (Измаил. Слайд 7 название крепости. ) Что из моих слов узнали об этой крепости?(Она неприступная)
-Два раза русские пытались взять эту крепость, но ничего не вышло. Тогда на помощь решили позвать А.В Суворова. Александр Васильевич послал ультиматум Мехмету-паше и получил от него ответ. Вы сейчас его прочитаете, но документу много лет, поэтому многие буквы стёрлись, да и предлоги пропали. Ваша задача восстановить документ, определить, где ультиматум Суворова, а где ответ паши.
Задание 5.
« Я в…йсками сюда прибыл. Дв…дцат… ч…тыре ч…са … размышление для сдачи – во…я. Первые м…и выстр…лы – уже неволя. Шту…м – смерт…!..»
«Ск…рей …унай ост…новится … св…ём т…чении и небо уп…дёт … землю, чем сдастся …змаил».
Задание выполняется в группах и обязательно проверяется.
-Как вы поняли смысл ультиматума? Что имел ввиду Суворов? А что ответил Мехмет-паша? Какие правила русского языка вам помогли прочитать эти записи?
-Знаете ли вы, как была взята неприступная крепость Измаил? (Дети отвечают, т.к. они читали рассказы Алексеева о Суворове. Слайд 8а, рисунок из книги О.Орлова "Полководец" художника В.Шевченко.Взятие Измаила.)
-Для чего Суворов тренировал своих солдат? Что он любил говорить? (Тяжело в ученье – легко в бою. Легко в ученье – тяжело в походе. Тяжело в ученье – легко в походе. Слайд 8б, Первое высказывание Суворова.)
-Можете ли вы добавить что-нибудь к портрету Суворова? (Дальновидный, заботиться о солдатах, готовится к серьёзному делу и т.д. )
Портрет А.В.Суворова.
-Слава о Суворове как о непобедимом полководце росла с каждым новым сражением. Услышав его имя, турки тут же пугались, так как знали, чем может закончится сражение. Россию на некоторое время оставили в покое и турки, и пруссаки, и французы, и шведы. Русская армия была сильна победами. А имя Суворова знали во всех государствах. Правда, многие, кто не видел полководца, представляли его совсем не так.
-Давайте посмотрим, какой портрет А.В.Суворова у нас получился. (Дети по опорным словам, которые записывались в ходе занятия, составляют рассказ об А.В.Суворове.)
-Как я уже сказала, многие представляли Суворова по его делам. А значит, он должен быть большого роста, крепкого телосложения, как богатырь, раз такой непобедимый. Один иностранный художник написал портрет Суворова, изобразив его великанского роста, в казачьей шапке, бородатого и с огромной саблей в руке.
-А вы знаете, как выглядел А.В.Суворов?(Ответы детей.)
-Давайте посмотрим на портрет Суворова. (Слайд 9.) Как же выглядел непобедимый и великий полководец? ( Небольшого роста, худенький, с седыми волосами, умными и проницательными глазами, скромный, и др.)
-Можно ли по портрету сказать, что перед нами великий полководец? (Да, потому что много медалей и, значит, заслужил и т.д. Нет, потому что не выпячивается, не хвастается своими наградами, его взгляд, осанка говорят о скромности.)
Отдельная страница: швейцарский поход.
В Швейцарии русские войска помогали союзникам в борьбе с французами. Армия Суворова оказалась в ловушке. Французы перекрыли все выходы из Швейцарии. Суворов решил пробиваться через Альпы. На одном из перевалов нужно было взять мост. Чёртов мост. Переход через мост – одна из легендарных страниц в истории русской армии. (Слайд 10 A. фон Коцебупереход Суворова через Чертов мост. .)
-Давайте узнаем, как это было. Но рассказ рассыпался. Попробуйте восстановить последовательность событий.
Работа проводится в группах.
Задание 6.
А мост этот был – знаменитый Чёртов мост.
_______________________________________________________________________
Даже смотреть на него было страшно, не то что идти по нему или бежать.
_______________________________________________________________________
Висел мост на огромной высоте, а под ним белой пеной клубилась, ревела и грохотала река – за версту слышно.
_______________________________________________________________________
Вброд не перейдёшь – и думать нечего! Атаковать мост? Но пригляделись: арка Чёртова моста разрушена. А на той стороне, за каждым камнем, притаились меткие французские стрелки.
_______________________________________________________________________
Оглянулся Суворов вокруг. Приметил неподалёку хижину.
_______________________________________________________________________
«Хижину можно разобрать по брёвнышку… И мост починить,» — подумал Суворов.
_______________________________________________________________________
Подошли сапёры, выслушали фельдмаршала.
_______________________________________________________________________
«Мост починить, возможно. Хотя и очень трудно. Ведь вся работа будет под прицельным огнём французов».
_______________________________________________________________________
-Как вы поняли, почему это одна из легендарных страниц в истории русской армии?
-Хочу предложить вашему вниманию ещё одну картину И.В.Сурикова. (Слайд 11. "Переход Суворова через Альпы") Рассмотрите её внимательно. Что вы видите на этой картине? Кто знает, какой момент запечатлел художник? (Варианты ответов детей.)
Учитель рассказывает, используя отрывок из книги Олега Орлова «Полководец».
-Французы заняли дороги, но самый высокий снежный хребет Паникс никем не охранялся: зимой его считали непроходимым. Но путь через Паникс был единственным выходом из окружения. Вьюга заметала следы тех, кто шёл впереди. Срывались камни. С диким ржанием падали в бездну лошади и уставшие замёрзшие люди. За одну ночь войска Суворова поднялись на Паникс. И на рассвете увидели, что с другой стороны хребта спуска нет – ледяной обрыв. И люди решились. Немногих оставшихся лошадей силой столкнули вниз. А затем и солдаты, прижимая к себе ружья и хватаясь один за другого, покатились вниз! Это была лавина из живых людей. Немногим удалось выжить, но уцелевшие вышли из окружения.
-Многие были потрясены и восхищены действиями русских войск под командованием Суворова. А французский генерал Массена сказал однажды, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова.
-Не только мы русские чтим память своего великого полководца, но и в далёкой Швейцарии люди хранят о нём память. (Слайд 12, 13 Памятник Суворову в швейцарских Альпах разные ракурсы).
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Но у нас есть вопросы, на которые мы не смогли ответить в начале нашего занятия. Можем ли мы это сделать сейчас? ( Да, противник уважал Суворова не только за отвагу, но и за непредсказуемость, безумные решения, умения действовать решительно и не по уставу и т.д. Главный смысл жизни для Суворова – это служение Родине, защита её от врагов, уважение противников.)
-Сам Суворов говорил так: «Мой путь единственный к славе Отечества»(Слайд 14)
Итог.
Возьмите листочки и попробуйте написать чувства, которые вы испытываете, когда произносите имя А.В.Суворова.
Обсудите в парах и допишите те чувства, которые вам понравились, но у вас они не записаны. Тоже самое проделайте в группах.
Прочитайте свои записи. (Проводится обсуждение, корректирование, исправление, дополнение)
Прочитайте про себя ещё раз ваши записи и выделите ту, которая вам больше нравится. Переверните листок и напишите это чувство крупно.
Давайте прикрепим наши листочки к портрету Суворова, озвучивая свои чувства. (Восхищение, гордость, что в России был такой человек, удивление, уважение к Суворову как к талантливому полководцу.)
-Сохраните эти чувства в своём сердце на всю жизнь. А на память о нашем занятии хочу предложить небольшие портреты А.В.Суворова.
-А мы закрываем эту страницу и прощаемся с великим полководцем (Слайд 15, полное имя А.В.Суворова с титулами и портрет Суворова 1799г), генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским.
Литература:
С.Алексеев «Рассказы о Суворове» О.Орлов «Полководец» Афоризмы и мысли генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского Материалы интернет-сайтов: http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch
«Мой путь единственный к славе Отечества!» — А.В.Суворов.
Урок-занятие обобщающего повторения в конце триместра
Шведул Ирина Анатольевна, ГБОУ гимназия №116, учитель начальных классов
Санкт-Петербург, 2012 год
Пояснительная записка.
Наш класс работал над проектом по теме «Игрушки». Некоторые мальчики выбрали тему «Солдатики». Своей группой они посетили музей А.В.Суворова, так как узнали, что Суворов в детстве любил играть с солдатиками и приняли участие в интерактивной игре, проводимой музеем. На классном часе они поделились с ребятами своими знаниями и впечатлениями. Но им хотелось больше узнать о великом полководце. Так родилась идея провести занятие, посвящённое А.В.Суворову. В системе Л.В.Занкова в конце каждой четверти проводятся уроки обобщающего повторения с использованием различных организационных форм и интеграции. Своё занятие мы также провели в конце второго триместра как обобщающие уроки.
Цели занятия:
Познакомить детей с некоторыми историческими событиями, связанными с именем А.В.Суворова. Формировать уважительное отношение к своей стране, чувство гордости за Россию на примере личности А.В.Суворова. Вызвать интерес к чтению книг об интересных личностях в истории России. Обобщить знания за 2 триместр. Формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Методическое сопровождение:
Дети заранее прочитали книгу С.Алексеева «Рассказы о Суворове». У учителя книга Олега Орлова « Полководец». Карточки: Александр Васильевич Суворов, янычары, спаги. Задания для детей распечатаны на карточках разного цвета. Для проведения эстафет необходимы кегли, теннисные мячи, вёдра, листы картона. Небольшие портреты А.В.Суворова на каждого ученика.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель. Ребята, вот и закончился 2 триместр, и пришло время, проверить чему вы научились, что узнали нового и насколько хорошо вы умеете работать в группах. Сегодня наши уроки будут не совсем обычными, мы как жители огромной страны под названием Россия, перелистаем страницы истории нашей Родины и пройдём путь великого человека, который многое сделал для своей страны.
Чтобы прочитать имя этого человека, надо выполнить задания и вписать ответы в таблицу.(Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах. Для работы в парах уместно выяснить у ребят, как организовать работу, чтобы выполнить её быстро и без ошибок.)
Задание1.
3 13 19 7 30 3 6 4 20 30 16 51 53 20 53 51
(л) 30 – 17 = (к) 28: 4 = (с) 26 + 4 = (у) 2 * 8 =
(о) 41 + 12 = (е) 40 – 21 = (в) 37 + 14 = (н) 36 – 30 =
(р) 5 * 4 = (д) 12: 3 = (а) 15: 5 =
Ответ: Александр Суворов.
На доску прикрепляется табличка с именем Александра Васильевича Суворова.
2. Основная часть.
Первая страница. Что мы знаем об А.В.Суворове?
— Ребята, а вы знаете, что-нибудь об А.В.Суворове? Давайте проверим. На доске вы видите некоторые вопросы. Прочитайте их и выберите те, на которые можете ответить. (Вопросы на электронной доске. Слайд 2.)
• Чем известен А.В.Суворов?
• Что можете рассказать о его детстве?
• За что Суворова любили солдаты?
• Какими качествами восхищались его противники?
• В чём был смысл жизни для Суворова?
Дети отвечают на первые вопросы, дополняя друг друга. Затруднения могут возникнуть при ответах на два последних вопроса.
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы в конце нашего занятия. Чтобы помнить об этом повесим на доску «вопрос».
-Вы сказали, что А.В.Суворов участвовал более чем в 60 сражениях и ни одного не проиграл. Сегодня мы пройдём по местам сражений великого полководца и узнаем все его хитрости, житейские и военные премудрости, а так же попробуем составить живой портрет А.В.Суворова.
На доске, рядом с табличкой Александр Васильевич Суворов, отводится место для записей по составлению портрета Суворова.
Вторая страница. Где сражался Суворов?
-Для начала нужно собрать из рассыпавшихся слогов названия тех мест, где проходили наиболее интересные сражения. (Эту работу предлагается выполнить в мини группах по 4 человека.)
Задание 2.
Тур ту кай
Рым ник
Коз луд жи
Из ма ил
Кин бург Аль
пы Фок ша
ны
После выполнения задания проводится проверка. На электронной доске появляются правильные названия, и группы сами отмечают верные ответы. Слайд 3.
Первая наша остановка и следующая страница Туртукай.
-Что же нас здесь ждёт? Возьмите жёлтые листочки и соедините собственные названия с общими словами, выполняя работу в паре.
Задание 3.
Соедини имена собственные с общим словом.
Турция море
Чёрное крепость
Дунай река
страна
-Что у вас получилось? Какое слово лишнее? (крепость.) А лишнее ли это слово? Что может быть крепостью? Конечно же Туртукай.
Рассказ учителя о действиях под Туртукаем по книге Олега Орлова «Полководец».
Получил Суворов приказ взять крепость Туртукай. А под начальством Суворова солдат было намного меньше: всего около двух тысяч человек и семь пушек. Разведав местность вокруг Туртукая, Суворов задумался. Его солдаты – на этом берегу Дуная. Туртукай – на другом берегу высоком, глинистом и скользком. С земляных валов пушки смотрят, переправы через Дунай стерегут. Со стороны реки Туртукай взять трудно… Подумал Суворов и приказал своим солдатам готовить лодки и собирать по окрестным сёлам волов с телегами. И наказал это делать секретно! Чтобы турки ни о чём не догадались.
Офицеры спросили Суворова: — Какова будет диспозиция? Тот ответил: -Атака ночью! –А будут ли, — спрашивают, — к диспозиции подробности? -Будут,- отвечает Суворов. -Разум, искусство и твёрдость. Пули беречь! Стрелять редко, да метко!
И вот майская ночь и туман скрыли движение русских войск, двигавшихся вдоль берега. Обильно смазанные тележные колёса – не скрипнут. Молча тянут волы телеги, на которых покачиваются длинные плоскодонные лодки. За телегами шагает пехота. За пехотой – казачий полк. Тишина и на турецком берегу. Через семь вёрст в самом узком месте Дуная лодки скользнули в воду одна за другой. Десять, двадцать, тридцать лодок. Солдаты без шума разобрали вёсла, шесты, багры – поплыли.(Слайд 4. Иллюстрация из книги О.Орлова «Полководец» художника В.Шевченко. Переправа через Дунай.) Первая лодка ткнулась носом в турецкий берег, и первым из неё выпрыгнул Суворов. Построил он солдат колонной и повёл в обход крепости, чтобы зайти с тыла, где у турок меньше пушек. Не ожидали турки русских с той стороны и не смогли удержать крепость в своих руках.
Можем ли сказать что-то об А.В.Суворове, составить о нём какое-нибудь представление? ( Ребята высказывают свои мнения, а учитель записывает на доске, где отведено место.)
— Где же происходили все эти события? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник по окружающему миру (программа 2100 автор Вахрушев А.А.) на стр.98-99 и 113-112. Откройте. Что вы видите на этих страницах? Какое умение будем проверять? (Будем работать с картами, уметь читать карты.) Как вы думаете, полководцы должны уметь читать карты? Зачем? Для чего?(Дети высказывают свои мнения.)
-Представьте себе, что вы стали полководцем и вам надо просмотреть место сражения, определить, как оно выглядит, что расположено на данной местности. Для этого ответьте на некоторые вопросы. (Задания на электронной доске. Слайд 5.)
Задание 4.
• Найдите географические объекты с жёлтой карточки.
• Дайте описание местности, по которой протекает река Дунай.
• Найдите исток реки и её устье. Определите направление течения реки. Дайте характеристику этой реке.
• Сопоставьте местность на карте стр.99 с местностью на карте стр.113 и попробуйте определить, где могло проходить сражение.
Задания лучше разобрать, слово «сопоставить» объяснить.
Следующая страница и остановка у местечка Козлуджи. ( Слайд 6а, название местечка)
— Почему у местечка, — спросите вы? Потому что это маленький городок. Одна мечеть, 200 домов, полуразрушенная крепость и базар… А ещё 40000 янычар и конных турецких воинов спагов. (На доске карточки выделенных слов.) Как вы поняли, кто такие янычары и спаги?
А в корпусе А.В.Суворова всего 8000 конных и пеших воинов.
-Можно ли, используя эти данные составить задачу? Попробуйте. ( Работу можно предложить как в паре, так и в группе. Ребята представляют свои задачи и выясняется, какой вопрос задать уместнее. Предлагается решить эту задачу.)
-Кто может записать числа из задачи? (На уроках работа ведётся в пределах 100, поэтому задание с опережением.)
-Кто может сосчитать и ответить на вопрос нашей задачи?
-В военном деле чаще всего сравнивают противников, используя вопрос во сколько раз…. Как узнать сколько раз 8000 помещается в 40000. (Ребята не только считают, но и объясняют, как нашли ответ.)
— Да, силы противника в 5 раз превышали силы Суворова, но Александр Васильевич говорил, что чем больше у неприятеля солдат, тем больше в бою беспорядка.
Рассказ учителя о битве при Козлуджи по книге Олега Орлова «Полководец».
Нас впятеро меньше, да турки того не ведают. А в бою они нас считать не будут. Между нами и турками – густой лес. Турецкий лагерь – за лесом. Мы идём прямо через лес.
-Но там колючий терновник! – заметил офицер.
-А терновник будем рубить шашками и тесаками, — сказал Суворов. Когда выйдем из лесу, быстро построим пехоту в каре.
-Каре, — возразил второй офицер, — хороши только для обороны и медленного отступления. И против набегов конницы. Такова привычная тактика.
-А мы турок удивим! – воскликнул Суворов. Удивить врага – значит победить его! (Слайд 6б, слова Суворова)
В это время в шатре с золочёным верхом сидели, скрестив ноги, турецкий паша и янычарский ага. Они кушали халву и вели неспешный разговор о том, что скоро разобьют русских, о том как хороши шпионы паши. Как вдруг выстрелила первая русская пушка. И русская пехота, выйдя из лесу, начала спешно строиться в ровные квадраты каре. Каре вырастали прямо перед самым турецким лагерем, на взгорье которого стоял шатёр с золочёным верхом. Справа и слева лагерь уже начали обходить гусарские и казачьи полки. Эту картину и увидели выскочившие из шатра паша и ага. Толпа турок кинулась на передовое каре, но была отбита. А из леса выходили новые русские батальоны. «Сколько же этих проклятых русских скрывается там? – подумал паша. – Двадцать тысяч? Тридцать? Пятьдесят?» В результате, смешавшись турецкая армия бежала. Городок Козлуджи был взят.
-Что мы можем добавить к нашему портрету Суворова? (Удивлял врага, действовал не так как надо, а по обстоятельствам, неожиданно, внезапно и т.д.)
-А.В.Суворов выделял три воинских искусства: глазомер, быстрота и натиск. Давайте проверим, кто из вас соответствует требованиям Суворова.
Класс делится на 3 команды. Проводятся эстафеты.
1. « Попади мячом в корзину». У каждой команды по 2 теннисных мяча и одному ведру. Задание: добежать до середины, закинуть мячи в ведро, добежать до ведра, взять мячи, передать их следующему игроку.
2. « Мимо взрывов». Перед каждой командой на пути по 5 кеглей, и 2 картонки в руках. Задание: перекладывая картонки и наступая на них, пройти до конца между кеглями. Обратно бегом и передаём эстафету.
3. « Цепочка». Сначала бегут двое, взявшись за руки. Они обегают кеглю, возвращаются, берут за руку следующего игрока и обегают кеглю уже втроём и т.д.
Страница взятие Измаила.
-Ирмак – река. Денгиз – море. Кудюк-кисар – малая крепость. Ордукалеси – большая крепость… Крепость, где может укрыться целая армия. Измаил и есть настоящая ордукалеси.
-В какую крепость мы с вами отправляемся? (Измаил. Слайд 7 название крепости. ) Что из моих слов узнали об этой крепости?(Она неприступная)
-Два раза русские пытались взять эту крепость, но ничего не вышло. Тогда на помощь решили позвать А.В Суворова. Александр Васильевич послал ультиматум Мехмету-паше и получил от него ответ. Вы сейчас его прочитаете, но документу много лет, поэтому многие буквы стёрлись, да и предлоги пропали. Ваша задача восстановить документ, определить, где ультиматум Суворова, а где ответ паши.
Задание 5.
« Я в…йсками сюда прибыл. Дв…дцат… ч…тыре ч…са … размышление для сдачи – во…я. Первые м…и выстр…лы – уже неволя. Шту…м – смерт…!..»
«Ск…рей …унай ост…новится … св…ём т…чении и небо уп…дёт … землю, чем сдастся …змаил».
Задание выполняется в группах и обязательно проверяется.
-Как вы поняли смысл ультиматума? Что имел ввиду Суворов? А что ответил Мехмет-паша? Какие правила русского языка вам помогли прочитать эти записи?
-Знаете ли вы, как была взята неприступная крепость Измаил? (Дети отвечают, т.к. они читали рассказы Алексеева о Суворове. Слайд 8а, рисунок из книги О.Орлова "Полководец" художника В.Шевченко.Взятие Измаила.)
-Для чего Суворов тренировал своих солдат? Что он любил говорить? (Тяжело в ученье – легко в бою. Легко в ученье – тяжело в походе. Тяжело в ученье – легко в походе. Слайд 8б, Первое высказывание Суворова.)
-Можете ли вы добавить что-нибудь к портрету Суворова? (Дальновидный, заботиться о солдатах, готовится к серьёзному делу и т.д. )
Портрет А.В.Суворова.
-Слава о Суворове как о непобедимом полководце росла с каждым новым сражением. Услышав его имя, турки тут же пугались, так как знали, чем может закончится сражение. Россию на некоторое время оставили в покое и турки, и пруссаки, и французы, и шведы. Русская армия была сильна победами. А имя Суворова знали во всех государствах. Правда, многие, кто не видел полководца, представляли его совсем не так.
-Давайте посмотрим, какой портрет А.В.Суворова у нас получился. (Дети по опорным словам, которые записывались в ходе занятия, составляют рассказ об А.В.Суворове.)
-Как я уже сказала, многие представляли Суворова по его делам. А значит, он должен быть большого роста, крепкого телосложения, как богатырь, раз такой непобедимый. Один иностранный художник написал портрет Суворова, изобразив его великанского роста, в казачьей шапке, бородатого и с огромной саблей в руке.
-А вы знаете, как выглядел А.В.Суворов?(Ответы детей.)
-Давайте посмотрим на портрет Суворова. (Слайд 9.) Как же выглядел непобедимый и великий полководец? ( Небольшого роста, худенький, с седыми волосами, умными и проницательными глазами, скромный, и др.)
-Можно ли по портрету сказать, что перед нами великий полководец? (Да, потому что много медалей и, значит, заслужил и т.д. Нет, потому что не выпячивается, не хвастается своими наградами, его взгляд, осанка говорят о скромности.)
Отдельная страница: швейцарский поход.
В Швейцарии русские войска помогали союзникам в борьбе с французами. Армия Суворова оказалась в ловушке. Французы перекрыли все выходы из Швейцарии. Суворов решил пробиваться через Альпы. На одном из перевалов нужно было взять мост. Чёртов мост. Переход через мост – одна из легендарных страниц в истории русской армии. (Слайд 10 A. фон Коцебупереход Суворова через Чертов мост. .)
-Давайте узнаем, как это было. Но рассказ рассыпался. Попробуйте восстановить последовательность событий.
Работа проводится в группах.
Задание 6.
А мост этот был – знаменитый Чёртов мост.
_______________________________________________________________________
Даже смотреть на него было страшно, не то что идти по нему или бежать.
_______________________________________________________________________
Висел мост на огромной высоте, а под ним белой пеной клубилась, ревела и грохотала река – за версту слышно.
_______________________________________________________________________
Вброд не перейдёшь – и думать нечего! Атаковать мост? Но пригляделись: арка Чёртова моста разрушена. А на той стороне, за каждым камнем, притаились меткие французские стрелки.
_______________________________________________________________________
Оглянулся Суворов вокруг. Приметил неподалёку хижину.
_______________________________________________________________________
«Хижину можно разобрать по брёвнышку… И мост починить,» — подумал Суворов.
_______________________________________________________________________
Подошли сапёры, выслушали фельдмаршала.
_______________________________________________________________________
«Мост починить, возможно. Хотя и очень трудно. Ведь вся работа будет под прицельным огнём французов».
_______________________________________________________________________
-Как вы поняли, почему это одна из легендарных страниц в истории русской армии?
-Хочу предложить вашему вниманию ещё одну картину И.В.Сурикова. (Слайд 11. "Переход Суворова через Альпы") Рассмотрите её внимательно. Что вы видите на этой картине? Кто знает, какой момент запечатлел художник? (Варианты ответов детей.)
Учитель рассказывает, используя отрывок из книги Олега Орлова «Полководец».
-Французы заняли дороги, но самый высокий снежный хребет Паникс никем не охранялся: зимой его считали непроходимым. Но путь через Паникс был единственным выходом из окружения. Вьюга заметала следы тех, кто шёл впереди. Срывались камни. С диким ржанием падали в бездну лошади и уставшие замёрзшие люди. За одну ночь войска Суворова поднялись на Паникс. И на рассвете увидели, что с другой стороны хребта спуска нет – ледяной обрыв. И люди решились. Немногих оставшихся лошадей силой столкнули вниз. А затем и солдаты, прижимая к себе ружья и хватаясь один за другого, покатились вниз! Это была лавина из живых людей. Немногим удалось выжить, но уцелевшие вышли из окружения.
-Многие были потрясены и восхищены действиями русских войск под командованием Суворова. А французский генерал Массена сказал однажды, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова.
-Не только мы русские чтим память своего великого полководца, но и в далёкой Швейцарии люди хранят о нём память. (Слайд 12, 13 Памятник Суворову в швейцарских Альпах разные ракурсы).
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Но у нас есть вопросы, на которые мы не смогли ответить в начале нашего занятия. Можем ли мы это сделать сейчас? ( Да, противник уважал Суворова не только за отвагу, но и за непредсказуемость, безумные решения, умения действовать решительно и не по уставу и т.д. Главный смысл жизни для Суворова – это служение Родине, защита её от врагов, уважение противников.)
-Сам Суворов говорил так: «Мой путь единственный к славе Отечества»(Слайд 14)
Итог.
Возьмите листочки и попробуйте написать чувства, которые вы испытываете, когда произносите имя А.В.Суворова.
Обсудите в парах и допишите те чувства, которые вам понравились, но у вас они не записаны. Тоже самое проделайте в группах.
Прочитайте свои записи. (Проводится обсуждение, корректирование, исправление, дополнение)
Прочитайте про себя ещё раз ваши записи и выделите ту, которая вам больше нравится. Переверните листок и напишите это чувство крупно.
Давайте прикрепим наши листочки к портрету Суворова, озвучивая свои чувства. (Восхищение, гордость, что в России был такой человек, удивление, уважение к Суворову как к талантливому полководцу.)
-Сохраните эти чувства в своём сердце на всю жизнь. А на память о нашем занятии хочу предложить небольшие портреты А.В.Суворова.
-А мы закрываем эту страницу и прощаемся с великим полководцем (Слайд 15, полное имя А.В.Суворова с титулами и портрет Суворова 1799г), генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским.
Литература:
С.Алексеев «Рассказы о Суворове» О.Орлов «Полководец» Афоризмы и мысли генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского Материалы интернет-сайтов: http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch
09 марта 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Пожалуйста, загрузите текстовую версию своей конкурсной разработки, оформленную согласно критериям
С уважением, С.А. Колодин.