В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Пётр 1 на Дону

Пётр 1 на Дону

Светлана Удовина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 4411
Краткое описание
Урок разработан для учащихся 4-5 классов.Можно применять для внеклассного мероприятия и классных часов.
Описание
Тема:  Пётр Первый на Дону
     Урок по окружающему миру
  Удовина Светлана Анатольевна
Учитель начальных классов Кировская СОШ №2
 п. Вороново    2012год 
Тема: Пётр Первый на Дону
Класс: 4-5
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работай.
Формы организации познавательной деятельности:
— фронтальный опрос;
— групповая работа.
Цели:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, временного пространственного мышления.
Продолжать знакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления.
Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Пётр Первый зовёт к себе
В град прекрасный на Неве.
2. Актуализация знаний.
— Послушайте стихотворение. О ком, и  каком городе написал своё стихотворение А.С.Пушкин?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
 Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
— О Петре Первом и городе Санкт-Петербурге.(презентация)
-Сейчас я предлагаю каждой группе ознакомиться с этим стихотворением, и один представитель от каждой группы прочитает нам выразительно это стихотворении.
Дети зачитывают стихотворение, класс выбирает лучшего чтеца.
— Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который проходил в декабре 2008г.? Среди 12 исторических личностей Пётр I занимает место в пятёрке лидеров (по голосованию граждан).
-Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования он сделал для России?
-А что вы уже знаете о Петре I?
(групповая работа. Прием «Таблица ЗУХ»)
— Заполните первую колонку таблицы.
(каждая группа имеет на столе карточки для работы, проверка выполнения задания.)
З- что я знаю о Петре I
Х- Что хочу узнать
У- что мы узнали
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города
2. Царь Пётр I ввёл календарь.
3. В 10 лет был провозглашён царём.
4. «Прорубил» окно в Европу



Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока
Пётр Великий на Дону.
-Но сегодня мы поговорим о Петре I и нашем родном крае.
Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины.
Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
 Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищающее южные рубежи Русского государства. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому…Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. Но когда всё это заканчивалось, народ строил, пахал землю. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди. И сегодня мы поговорим о тех временах, когда правил Пётр Великий.
 Может быть кто- то знает, когда  и зачем Пётр I бывал на Дону?
-Тогда я вам предлагаю заполнить вторую колонку таблицы: Что  бы мы хотели узнать?
З- что я знаю о Петре I
Х- Что хочу узнать
У- что мы узнали
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города
2. Царь Пётр I ввёл календарь.
3. В 10 лет был провозглашён царём.
4. «Прорубил» окно в Европу
1.Что ещё сделал для России?
2.Что сделал для нашего края?
3. Чем занимался на Дону?




— Печать, которую вы видите на слайде, наверное, видел каждый. А знаете ли вы, когда, кем и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать? (слайд)
Выступление ребёнка:
Печать была утверждена в 1704 году царём Петром I. В Черкеске (теперь станица Старочеркасская), когда одержали победу над Азовом, Пётр увидел голого казака, сидящего на бочке с вином с дорогим оружием.
   И произошёл примерно такой разговор:
   -Казак, что же ты продал одежду, а не ружьё?
   — Без оружия я не казак, не воин. А с оружием я и одежду добуду и Отечеству послужу.
Пётр предложил печать, изображавшую эту сцену, но казакам эта печать не нравилась.
— А сейчас я предлагаю каждой группе прочитать свой текст и осмыслить его. Читая текст делайте пометки на полях.
+ -я уже знал эти сведения;
! –новая информация;
? –это я не понял, у меня возник вопрос.
(У каждой группы свой текст. 1 группа: С Петром Великим у стен Азова…
2 группа: На мысу Таган – Рог;
3 группа: Взволновался Тихий Дон…) смотреть приложение.
— Вы познакомились с интересным материалом. Своё выступление от каждой группы предлагаю начать со слов «А знаете ли вы…»
Заслушивание ответов каждой группы.
— У кого возникли вопросы?
— А сейчас мы совершим виртуальную прогулку по городам, о которых мы сейчас узнали. (Показ презентации). Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.
Стадия рефлексии.
— давайте вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.
Групповая работа.
З- что я знаю о Петре I
Х- Что хочу узнать
У- что мы узнали
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города
2. Царь Пётр I ввёл календарь.
3. В 10 лет был провозглашён царём.
4. «Прорубил» окно в Европу
1.Что ещё сделал для России?
2.Что сделал для нашего края?
3. Чем занимался на Дону?
 Крепость Азов нужна была туркам, казакам и  России, но взятие Азова явилось крупной победой России. Впервые в русской истории в Москве был устроен триумфальный въезд победителей в город, в столице донского казачества Черкасске был произведен первый в истории России салют. Взятие Азова повысило международный престиж Русского государства. Петербург был окном в Европу, а в Азовское море Пётр прорубил окно на юг.
Таганрог строился по плану самого ПетраI.
12 сентября 1698 г. была заложена Троицкая крепость – будущий город Таганрог. И только через 12 лет в 1710году он был построен. Пётр мечтал перевести в Таганрог русскую столицу, но потом отказался от этой мысли.

-Ребята, вы, сегодня работали очень хорошо! И я предлагаю всё, что вы на уроке узнали, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные знания. (Работу можно выполнить под руководством учителя)
!!! Возможный вариант синквейна
ПётрI
неутомимый, волевой
Трудился, постигал, добивался
Быть русскому флоту!
Великий
— Ребята, А.М.Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение настоящего», и вы будете горды тем, что богатейшую историю, которую создавали ваши деды и отцы, предстоит продолжить вам, будущим хозяевам нашей Родины. Для домашней работы я предлагаю выбрать тот вопрос, который будет наиболее интересен. Как можно будет подготовиться?
Дети: – Прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной литературе (энциклопедии), подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.
1) Почему Петра I назвали Великим?
2)Узнайте о других заслугах Петра I.
3)Назовите недостатки правления Петра I.
— Благодарю всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.
Информационные ресурсы:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. –Ростов н./Д.: Баро-Пресс, 2003
2. Левченко В.С., Чеботарёв Б.В. История Донского края. Ростовское книжное издательство. 1975
3. Нагорный Б.А.Твой край родной. Ростовское книжное издательство. 1988

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская СОШ №2

Ростовская область Целинский р-он п. Вороново

Тема: Пётр Первый на Дону


Урок по окружающему миру








Удовина Светлана Анатольевна

Учитель начальных классов Кировская СОШ №2


















п. Вороново 2012год

Тема: Пётр Первый на Дону

Класс: 4-5

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работай.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальный опрос;

- групповая работа.



Цели:

Создать условия для развития познавательной активности учащихся, временного пространственного мышления.

Продолжать знакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления.

Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.





















Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Пётр Первый зовёт к себе

В град прекрасный на Неве.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение. О ком, и каком городе написал своё стихотворение А.С.Пушкин?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

- О Петре Первом и городе Санкт-Петербурге.(презентация)

-Сейчас я предлагаю каждой группе ознакомиться с этим стихотворением, и один представитель от каждой группы прочитает нам выразительно это стихотворении.

Дети зачитывают стихотворение, класс выбирает лучшего чтеца.

- Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который проходил в декабре 2008г.? Среди 12 исторических личностей Пётр I занимает место в пятёрке лидеров (по голосованию граждан).

-Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования он сделал для России?


-А что вы уже знаете о Петре I?

(групповая работа. Прием «Таблица ЗУХ»)

- Заполните первую колонку таблицы.

(каждая группа имеет на столе карточки для работы, проверка выполнения задания.)

З- что я знаю о Петре I

Х- Что хочу узнать

У- что мы узнали

1. Построил город Санкт-Петербург и другие города

2. Царь Пётр I ввёл календарь.

3. В 10 лет был провозглашён царём.

4. «Прорубил» окно в Европу




Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока

Пётр Великий на Дону.

- Но сегодня мы поговорим о Петре I и нашем родном крае.

Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины.

Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищающее южные рубежи Русского государства. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому…Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. Но когда всё это заканчивалось, народ строил, пахал землю. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди. И сегодня мы поговорим о тех временах, когда правил Пётр Великий.

Может быть кто- то знает, когда и зачем Пётр I бывал на Дону?

-Тогда я вам предлагаю заполнить вторую колонку таблицы: Что бы мы хотели узнать?

З- что я знаю о Петре I

Х- Что хочу узнать

У- что мы узнали

1. Построил город Санкт-Петербург и другие города

2. Царь Пётр I ввёл календарь.

3. В 10 лет был провозглашён царём.

4. «Прорубил» окно в Европу

1.Что ещё сделал для России?

2.Что сделал для нашего края?

3. Чем занимался на Дону?



- Печать, которую вы видите на слайде, наверное, видел каждый. А знаете ли вы, когда, кем и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать? (слайд)

Выступление ребёнка:

Печать была утверждена в 1704 году царём Петром I. В Черкеске (теперь станица Старочеркасская), когда одержали победу над Азовом, Пётр увидел голого казака, сидящего на бочке с вином с дорогим оружием.

И произошёл примерно такой разговор:

-Казак, что же ты продал одежду, а не ружьё?

- Без оружия я не казак, не воин. А с оружием я и одежду добуду и Отечеству послужу.

Пётр предложил печать, изображавшую эту сцену, но казакам эта печать не нравилась.

- А сейчас я предлагаю каждой группе прочитать свой текст и осмыслить его. Читая текст делайте пометки на полях.

+ -я уже знал эти сведения;

! –новая информация;

? –это я не понял, у меня возник вопрос.

(У каждой группы свой текст. 1 группа: С Петром Великим у стен Азова…

2 группа: На мысу Таган – Рог;

3 группа: Взволновался Тихий Дон…) смотреть приложение.

- Вы познакомились с интересным материалом. Своё выступление от каждой группы предлагаю начать со слов «А знаете ли вы…»

Заслушивание ответов каждой группы.

- У кого возникли вопросы?

- А сейчас мы совершим виртуальную прогулку по городам, о которых мы сейчас узнали. (Показ презентации). Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.

Стадия рефлексии.

- давайте вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.

Групповая работа.

З- что я знаю о Петре I

Х- Что хочу узнать

У- что мы узнали

1. Построил город Санкт-Петербург и другие города

2. Царь Пётр I ввёл календарь.

3. В 10 лет был провозглашён царём.

4. «Прорубил» окно в Европу

1.Что ещё сделал для России?

2.Что сделал для нашего края?

3. Чем занимался на Дону?

Крепость Азов нужна была туркам, казакам и России, но взятие Азова явилось крупной победой России. Впервые в русской истории в Москве был устроен триумфальный въезд победителей в город, в столице донского казачества Черкасске был произведен первый в истории России салют. Взятие Азова повысило международный престиж Русского государства. Петербург был окном в Европу, а в Азовское море Пётр прорубил окно на юг.

Таганрог строился по плану самого ПетраI.

12 сентября 1698 г. была заложена Троицкая крепость – будущий город Таганрог. И только через 12 лет в 1710году он был построен. Пётр мечтал перевести в Таганрог русскую столицу, но потом отказался от этой мысли.




-Ребята, вы, сегодня работали очень хорошо! И я предлагаю всё, что вы на уроке узнали, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные знания. (Работу можно выполнить под руководством учителя)

!!!Возможный вариант синквейна

ПётрI

неутомимый, волевой

Трудился, постигал, добивался

Быть русскому флоту!

Великий

- Ребята, А.М.Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение настоящего», и вы будете горды тем, что богатейшую историю, которую создавали ваши деды и отцы, предстоит продолжить вам, будущим хозяевам нашей Родины. Для домашней работы я предлагаю выбрать тот вопрос, который будет наиболее интересен. Как можно будет подготовиться?

Дети: – Прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной литературе (энциклопедии), подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.

1) Почему Петра I назвали Великим?

2)Узнайте о других заслугах Петра I.

3)Назовите недостатки правления Петра I.

- Благодарю всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.


Информационные ресурсы:

1. Астапенко М.П.,Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. –Ростов н./Д.: Баро-Пресс, 2003

2. Левченко В.С.,Чеботарёв Б.В. История Донского края. Ростовское книжное издательство. 1975

3. Нагорный Б.А.Твой край родной. Ростовское книжное издательство. 1988







удовина с.а.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос