Пётр 1 на Дону
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
просмотров: 4411
Урок по окружающему миру
Удовина Светлана Анатольевна
Учитель начальных классов Кировская СОШ №2
п. Вороново 2012год
Тема: Пётр Первый на Дону
Класс: 4-5
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работай.
Формы организации познавательной деятельности:
— фронтальный опрос;
— групповая работа.
Цели:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, временного пространственного мышления.
Продолжать знакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления.
Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Пётр Первый зовёт к себе
В град прекрасный на Неве.
2. Актуализация знаний.
— Послушайте стихотворение. О ком, и каком городе написал своё стихотворение А.С.Пушкин?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
— О Петре Первом и городе Санкт-Петербурге.(презентация)
-Сейчас я предлагаю каждой группе ознакомиться с этим стихотворением, и один представитель от каждой группы прочитает нам выразительно это стихотворении.
Дети зачитывают стихотворение, класс выбирает лучшего чтеца.
— Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который проходил в декабре 2008г.? Среди 12 исторических личностей Пётр I занимает место в пятёрке лидеров (по голосованию граждан).
-Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования он сделал для России?
-А что вы уже знаете о Петре I?
(групповая работа. Прием «Таблица ЗУХ»)
— Заполните первую колонку таблицы.
(каждая группа имеет на столе карточки для работы, проверка выполнения задания.)
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
|
На доске появляется тема урока
Пётр Великий на Дону.
-Но сегодня мы поговорим о Петре I и нашем родном крае.
Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины.
Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищающее южные рубежи Русского государства. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому…Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. Но когда всё это заканчивалось, народ строил, пахал землю. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди. И сегодня мы поговорим о тех временах, когда правил Пётр Великий.
Может быть кто- то знает, когда и зачем Пётр I бывал на Дону?
-Тогда я вам предлагаю заполнить вторую колонку таблицы: Что бы мы хотели узнать?
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
1.Что ещё сделал для России? 2.Что сделал для нашего края? 3. Чем занимался на Дону? |
|
— Печать, которую вы видите на слайде, наверное, видел каждый. А знаете ли вы, когда, кем и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать? (слайд)
Выступление ребёнка:
Печать была утверждена в 1704 году царём Петром I. В Черкеске (теперь станица Старочеркасская), когда одержали победу над Азовом, Пётр увидел голого казака, сидящего на бочке с вином с дорогим оружием.
И произошёл примерно такой разговор:
-Казак, что же ты продал одежду, а не ружьё?
— Без оружия я не казак, не воин. А с оружием я и одежду добуду и Отечеству послужу.
Пётр предложил печать, изображавшую эту сцену, но казакам эта печать не нравилась.
— А сейчас я предлагаю каждой группе прочитать свой текст и осмыслить его. Читая текст делайте пометки на полях.
+ -я уже знал эти сведения;
! –новая информация;
? –это я не понял, у меня возник вопрос.
(У каждой группы свой текст. 1 группа: С Петром Великим у стен Азова…
2 группа: На мысу Таган – Рог;
3 группа: Взволновался Тихий Дон…) смотреть приложение.
— Вы познакомились с интересным материалом. Своё выступление от каждой группы предлагаю начать со слов «А знаете ли вы…»
Заслушивание ответов каждой группы.
— У кого возникли вопросы?
— А сейчас мы совершим виртуальную прогулку по городам, о которых мы сейчас узнали. (Показ презентации). Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.
Стадия рефлексии.
— давайте вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.
Групповая работа.
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
1.Что ещё сделал для России? 2.Что сделал для нашего края? 3. Чем занимался на Дону? |
Крепость Азов нужна была туркам, казакам и России, но взятие Азова явилось крупной победой России. Впервые в русской истории в Москве был устроен триумфальный въезд победителей в город, в столице донского казачества Черкасске был произведен первый в истории России салют. Взятие Азова повысило международный престиж Русского государства. Петербург был окном в Европу, а в Азовское море Пётр прорубил окно на юг. Таганрог строился по плану самого ПетраI. 12 сентября 1698 г. была заложена Троицкая крепость – будущий город Таганрог. И только через 12 лет в 1710году он был построен. Пётр мечтал перевести в Таганрог русскую столицу, но потом отказался от этой мысли. |
-Ребята, вы, сегодня работали очень хорошо! И я предлагаю всё, что вы на уроке узнали, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные знания. (Работу можно выполнить под руководством учителя)
!!! Возможный вариант синквейна
ПётрI
неутомимый, волевой
Трудился, постигал, добивался
Быть русскому флоту!
Великий
— Ребята, А.М.Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение настоящего», и вы будете горды тем, что богатейшую историю, которую создавали ваши деды и отцы, предстоит продолжить вам, будущим хозяевам нашей Родины. Для домашней работы я предлагаю выбрать тот вопрос, который будет наиболее интересен. Как можно будет подготовиться?
Дети: – Прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной литературе (энциклопедии), подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.
1) Почему Петра I назвали Великим?
2)Узнайте о других заслугах Петра I.
3)Назовите недостатки правления Петра I.
— Благодарю всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.
Информационные ресурсы:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. –Ростов н./Д.: Баро-Пресс, 2003
2. Левченко В.С., Чеботарёв Б.В. История Донского края. Ростовское книжное издательство. 1975
3. Нагорный Б.А.Твой край родной. Ростовское книжное издательство. 1988
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская СОШ №2
Ростовская область Целинский р-он п. Вороново
Тема: Пётр Первый на Дону
Урок по окружающему миру
Удовина Светлана Анатольевна
Учитель начальных классов Кировская СОШ №2
п. Вороново 2012год
Тема: Пётр Первый на Дону
Класс: 4-5
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работай.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальный опрос;
- групповая работа.
Цели:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, временного пространственного мышления.
Продолжать знакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления.
Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Пётр Первый зовёт к себе
В град прекрасный на Неве.
2. Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение. О ком, и каком городе написал своё стихотворение А.С.Пушкин?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
- О Петре Первом и городе Санкт-Петербурге.(презентация)
-Сейчас я предлагаю каждой группе ознакомиться с этим стихотворением, и один представитель от каждой группы прочитает нам выразительно это стихотворении.
Дети зачитывают стихотворение, класс выбирает лучшего чтеца.
- Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который проходил в декабре 2008г.? Среди 12 исторических личностей Пётр I занимает место в пятёрке лидеров (по голосованию граждан).
-Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования он сделал для России?
-А что вы уже знаете о Петре I?
(групповая работа. Прием «Таблица ЗУХ»)
- Заполните первую колонку таблицы.
(каждая группа имеет на столе карточки для работы, проверка выполнения задания.)
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
|
|
Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока
Пётр Великий на Дону.
- Но сегодня мы поговорим о Петре I и нашем родном крае.
Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон – одна из крупнейших рек нашей Родины.
Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди. У этой большой земли яркая и богатая история. Здесь родилось донское казачество, на протяжении многих веков стойко защищающее южные рубежи Русского государства. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому…Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие ваши предки. Но когда всё это заканчивалось, народ строил, пахал землю. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, еще счастливее жили люди. И сегодня мы поговорим о тех временах, когда правил Пётр Великий.
Может быть кто- то знает, когда и зачем Пётр I бывал на Дону?
-Тогда я вам предлагаю заполнить вторую колонку таблицы: Что бы мы хотели узнать?
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
1.Что ещё сделал для России? 2.Что сделал для нашего края? 3. Чем занимался на Дону? |
|
- Печать, которую вы видите на слайде, наверное, видел каждый. А знаете ли вы, когда, кем и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать? (слайд)
Выступление ребёнка:
Печать была утверждена в 1704 году царём Петром I. В Черкеске (теперь станица Старочеркасская), когда одержали победу над Азовом, Пётр увидел голого казака, сидящего на бочке с вином с дорогим оружием.
И произошёл примерно такой разговор:
-Казак, что же ты продал одежду, а не ружьё?
- Без оружия я не казак, не воин. А с оружием я и одежду добуду и Отечеству послужу.
Пётр предложил печать, изображавшую эту сцену, но казакам эта печать не нравилась.
- А сейчас я предлагаю каждой группе прочитать свой текст и осмыслить его. Читая текст делайте пометки на полях.
+ -я уже знал эти сведения;
! –новая информация;
? –это я не понял, у меня возник вопрос.
(У каждой группы свой текст. 1 группа: С Петром Великим у стен Азова…
2 группа: На мысу Таган – Рог;
3 группа: Взволновался Тихий Дон…) смотреть приложение.
- Вы познакомились с интересным материалом. Своё выступление от каждой группы предлагаю начать со слов «А знаете ли вы…»
Заслушивание ответов каждой группы.
- У кого возникли вопросы?
- А сейчас мы совершим виртуальную прогулку по городам, о которых мы сейчас узнали. (Показ презентации). Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.
Стадия рефлексии.
- давайте вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.
Групповая работа.
З- что я знаю о Петре I |
Х- Что хочу узнать |
У- что мы узнали |
1. Построил город Санкт-Петербург и другие города 2. Царь Пётр I ввёл календарь. 3. В 10 лет был провозглашён царём. 4. «Прорубил» окно в Европу |
1.Что ещё сделал для России? 2.Что сделал для нашего края? 3. Чем занимался на Дону? |
Крепость Азов нужна была туркам, казакам и России, но взятие Азова явилось крупной победой России. Впервые в русской истории в Москве был устроен триумфальный въезд победителей в город, в столице донского казачества Черкасске был произведен первый в истории России салют. Взятие Азова повысило международный престиж Русского государства. Петербург был окном в Европу, а в Азовское море Пётр прорубил окно на юг. Таганрог строился по плану самого ПетраI. 12 сентября 1698 г. была заложена Троицкая крепость – будущий город Таганрог. И только через 12 лет в 1710году он был построен. Пётр мечтал перевести в Таганрог русскую столицу, но потом отказался от этой мысли. |
-Ребята, вы, сегодня работали очень хорошо! И я предлагаю всё, что вы на уроке узнали, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные знания. (Работу можно выполнить под руководством учителя)
!!!Возможный вариант синквейна
ПётрI
неутомимый, волевой
Трудился, постигал, добивался
Быть русскому флоту!
Великий
- Ребята, А.М.Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение настоящего», и вы будете горды тем, что богатейшую историю, которую создавали ваши деды и отцы, предстоит продолжить вам, будущим хозяевам нашей Родины. Для домашней работы я предлагаю выбрать тот вопрос, который будет наиболее интересен. Как можно будет подготовиться?
Дети: – Прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной литературе (энциклопедии), подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.
1) Почему Петра I назвали Великим?
2)Узнайте о других заслугах Петра I.
3)Назовите недостатки правления Петра I.
- Благодарю всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.
Информационные ресурсы:
1. Астапенко М.П.,Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. –Ростов н./Д.: Баро-Пресс, 2003
2. Левченко В.С.,Чеботарёв Б.В. История Донского края. Ростовское книжное издательство. 1975
3. Нагорный Б.А.Твой край родной. Ростовское книжное издательство. 1988
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»