Урок "Измерение углов. Транспортир" (5 класс)
УРОК ПО ТЕМЕ
«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР»
ЦЕЛИ УРОКА:
дидактическая- научить измерять углы с помощью транспортира, дать понятие "градус", познакомить с другими единицами измерения углов, с приборами: теодолит, гониометр, нивелир, кипрегель, познакомить с историей возникновения градусной единицей измерения углов
развивающая - развивать память, внимание, логическое мышление, уметь обобщать и делать
выводы, развивать навыки сравнения
воспитательная - воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения построения, культуру общения
ТИП УРОКА - Урок изучения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: заготовки для измерения углов, разноцветные макеты углов, часы, "мордочки» для определения настроения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1) словесный
-
наглядный
-
частично- поисковый
-
репродуктивный
-
практический
ПРИНЦИПЫ: актуализации и проблемности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
-
фронтальный
-
работа в парах
-
индивидуальный
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Активизация мыслительной деятельности.
-
Объяснение новой темы
-
Закрепление по ходу изложения нового материала.
-
Домашнее задание.
1.ВОПРОС Ы :
1. Что называют углом?
-
Какой угол называют развернутый?
-
Какой угол называют прямым ?
-
Сколько прямых углов содержит развернутый угол?
-
какой угол называют острым?
-
Какой угол называется тупым?
7.Какое время показывают часы если угол между стрелками прямой, развернутый?
2.
С помощью чертежного угольника определить
вид угла
На правильные ответы на вопросы в течении урока раздавать жетоны.
3. Работа в парах: Цветной набор моделей углов, разложить на парте в порядке их уменьшения. Повторить название видов углов.
Как легко проверить, правильно ли вы выполнили задачу? (наложением)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
ПРОБЛЕМА: На доске начерчены углы и даны градусы . Установить соответствие между углами и градусами.
1800,
300,
1500,
900.
Вам знакома эта запись? Что она обозначает?
Цель урока: Сегодня на уроке мы научимся измерять углы! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.
ЗАГАДКА:
Согласно словарю Даля: этот прибор - угломер.
Согласно словарю Ожегова: он - чертежный прибор - разделенный на градусы полукруг для измерения углов и нанесения их на чертеж
Большая Советская Энциклопедия говорит: это -приспособление для построения и измерения углов на чертежах.
Итак тема сегодняшнего урока «ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР».
Рассмотреть шкалу транспортира. Мы уже знаем один измерительный инструмент- линейка. Положите рядом линейку и транспортир. Что общего между ними? Обратить внимание на центр транспортира. Послушаем сообщения об истории возникновения транспортира:
Углы меряют в градусах, минутах и секундах. Эти угловые меры возникли в глубокой древности. Предполагают, что это было связано с созданием календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 366 и не 365 дней, а 360. Поэтому круг они разделили на 360 частей. Такое изображение года было очень полезным: на нем можно было отметить любой день.
Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей. А на всей окружности таких делений 360, как на древнем календаре. Древние греки уже знали, что в году не 360 дней, а больше, но деление круга на 360 равных частей сохранили. Древние римляне дали каждой такой части название "градус". Обозначается специальным значком 1°.
Слово "градус" - латинское слово, означает "шаг", "ступень". Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовалась шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби. Поэтому вавилонские математики, а за ними и греческие и индийские, полный оборот делили на 360 частей - градусов. Градусная мера сохранилась до наших дней. Используются более мелкие единицы измерения угла: минута и секунда. 1 градус=60 минутам, 1минуга=60 секундам, обозначается так:
1°= 60/. 1/=60"
Прочитать определение градуса в учебнике .Итак : 1/180 часть развернутого угла называют градусом. В каких единицах измеряют углы ?
На уроках математики мы с вами углы будем измерять только в градусах, а на уроках географии, астрономии будете измерять в других единицах: минутах и секундах. А сейчас ,ребята мы с вами научимся измерять углы с помощью транспортира. Транспортиры бывают с одной шкалой и двумя шкалами. Поднимите руки у кого транспортир с одной шкалой, а у кого с двумя.
Измерим угол АОВ (уже начерчен на доске, учитель показывает как его измерять, и рассмотреть неправильное приложение транспортира).
Ученики измеряют углы на заготовках, по рядам углы в 26, 60,154 градусов.
ЗАДАНИЕ КЛАССУ : Измерить на заготовке прямые углы (по рядам: 1 ряд - угол 1, 2 ряд- угол 3. 3 ряд – угол 6. ВЫВОД: Прямой угол =90 градусам. Углы 1, 3, 6 равны 90 градусам
Как не измеряя развернутый угол узнать его величину? Рассмотри рис. 183. Проверить угол МКР=180 градусов?
На этом же рисунке:
а) Назовите градусные меры углов АСЕ и FHL
б) Назовите углы равные 180 градусам, 90 градусам. Прочитать определение прямого угла.
Что можно сказать о градусных мерах равных углов? равные углы имеют равные градусные меры, больший угол имеет большую градусную меру, меньший угол имеет меньшую градусную меру.
ВЕРНЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ: найдем соответствие между углами и их градусными мерами.
Ребята! Какой угол мы называли острым? Попробуйте дать определение острого угла, используя градусную меру; также тупого, прямого и развернутого.
СОСТАВИМ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
На заготовке самостоятельно измерить все углы кроме прямых углов (по одному). Ученики измеряют каждый угол, проговаривают алгоритм измерения.
угол 2=133°, угол 4 =32°, угол 5= 112°, угол 7= 35°.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
В конце 8-го века при разработке метрической системы мер, французские ученые предложили делить прямой угол не на 90, а на 100 частей. Такой угол называют "град": 90° = 100 град.
В градах измеряют углы в геодезии; в некоторых строительных расчетах, но широкого распространения она не получила. Для точного измерения углов созданы различные инструменты. Основная часть этих приборов - шкала, похожая на шкалу транспортира.
Например: ТЕОДОЛИТ- для измерения углов при съемке ( круг- лимб, с угловыми делениями: градусы, полуградусы, грады и др.)
ГОНИОМЕТР- небольшой, удобный при передвижении инструмент , служит для измерения углов, построения прямых углов.
НИВЕЛИР -инструмент при помощи которого получается горизонтальная плоскость й-ти горизонтальный луч. позволяющий определять насколько точка находится выше или ниже другой.
КИПРЕГЕЛЬ- для визирования на определяемые точки местности.
Транспортир применяют и для построения углов.
Построим угол АОВ=50 градусам. Учитель объясняет построение.
Peбята! Кроме того, что мы должны научиться строить углы с помощью транспортира, но и строить их на глазок. Для этого проведем практическую работу: построим из одного узла клетки углы 10, 20, ….. 80 градусов.
Строят. Находят узлы. Заполняют таблицу для своего угла. Проверяем вместе с помощью таблицы. Меняются табличками: теперь сосед используя координаты из соседней таблички строит угол и проверяет его с помощью транспортира.
УГОЛ |
|
|
100 |
6 |
1 |
200 |
8 |
3 |
300 |
7 |
4 |
400 |
6 |
5 |
500 |
5 |
6 |
600 |
4 |
7 |
700 |
3 |
8 |
800 |
1 |
6 |
ИТОГ УРОКА:
1) Для чего служит транспортир?
-
На сколько делений разделена шкала транспортира?
-
Что такое градус?
-
Сколько градусов содержит развернутый угол?
-
Сколько градусов содержит прямой угол?
-
Какой угол называют острым?
-
Какой угол называют тупым?
-
Какой угол можно построить без транспортира?
Кому понравился урок тот пусть возьмет зеленую улыбающуюся рожицу, а кому нет- желтую .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 42 -выучить определения, № 1620, 1654, 1655.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
АСТРОЛЯБИЯ
Установка
теодолита в вершине угла
Гониометр
Кипрегель
Нивелир
технический НВ-1
ТЕОДОЛИТ
УРОК ПО ТЕМЕ
«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР»
ЦЕЛИ УРОКА:
дидактическая- научить измерять углы с помощью транспортира, дать понятие "градус", познакомить с другими единицами измерения углов, с приборами: теодолит, гониометр, нивелир, кипрегель, познакомить с историей возникновения градусной единицей измерения углов
развивающая - развивать память, внимание, логическое мышление, уметь обобщать и делать
выводы, развивать навыки сравнения
воспитательная - воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения построения, культуру общения
ТИП УРОКА - Урок изучения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: заготовки для измерения углов, разноцветные макеты углов, часы, "мордочки» для определения настроения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1) словесный
-
наглядный
-
частично- поисковый
-
репродуктивный
-
практический
ПРИНЦИПЫ: актуализации и проблемности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
-
фронтальный
-
работа в парах
-
индивидуальный
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Активизация мыслительной деятельности.
-
Объяснение новой темы
-
Закрепление по ходу изложения нового материала.
-
Домашнее задание.
1.ВОПРОС Ы :
1. Что называют углом?
-
Какой угол называют развернутый?
-
Какой угол называют прямым ?
-
Сколько прямых углов содержит развернутый угол?
-
какой угол называют острым?
-
Какой угол называется тупым?
7.Какое время показывают часы если угол между стрелками прямой, развернутый?
2.
С помощью чертежного угольника определить
вид угла
На правильные ответы на вопросы в течении урока раздавать жетоны.
3. Работа в парах: Цветной набор моделей углов, разложить на парте в порядке их уменьшения. Повторить название видов углов.
Как легко проверить, правильно ли вы выполнили задачу? (наложением)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
ПРОБЛЕМА: На доске начерчены углы и даны градусы . Установить соответствие между углами и градусами.
1800,
300,
1500,
900.
Вам знакома эта запись? Что она обозначает?
Цель урока: Сегодня на уроке мы научимся измерять углы! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.
ЗАГАДКА:
Согласно словарю Даля: этот прибор - угломер.
Согласно словарю Ожегова: он - чертежный прибор - разделенный на градусы полукруг для измерения углов и нанесения их на чертеж
Большая Советская Энциклопедия говорит: это -приспособление для построения и измерения углов на чертежах.
Итак тема сегодняшнего урока «ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР».
Рассмотреть шкалу транспортира. Мы уже знаем один измерительный инструмент- линейка. Положите рядом линейку и транспортир. Что общего между ними? Обратить внимание на центр транспортира. Послушаем сообщения об истории возникновения транспортира:
Углы меряют в градусах, минутах и секундах. Эти угловые меры возникли в глубокой древности. Предполагают, что это было связано с созданием календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 366 и не 365 дней, а 360. Поэтому круг они разделили на 360 частей. Такое изображение года было очень полезным: на нем можно было отметить любой день.
Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей. А на всей окружности таких делений 360, как на древнем календаре. Древние греки уже знали, что в году не 360 дней, а больше, но деление круга на 360 равных частей сохранили. Древние римляне дали каждой такой части название "градус". Обозначается специальным значком 1°.
Слово "градус" - латинское слово, означает "шаг", "ступень". Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовалась шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби. Поэтому вавилонские математики, а за ними и греческие и индийские, полный оборот делили на 360 частей - градусов. Градусная мера сохранилась до наших дней. Используются более мелкие единицы измерения угла: минута и секунда. 1 градус=60 минутам, 1минуга=60 секундам, обозначается так:
1°= 60/. 1/=60"
Прочитать определение градуса в учебнике .Итак : 1/180 часть развернутого угла называют градусом. В каких единицах измеряют углы ?
На уроках математики мы с вами углы будем измерять только в градусах, а на уроках географии, астрономии будете измерять в других единицах: минутах и секундах. А сейчас ,ребята мы с вами научимся измерять углы с помощью транспортира. Транспортиры бывают с одной шкалой и двумя шкалами. Поднимите руки у кого транспортир с одной шкалой, а у кого с двумя.
Измерим угол АОВ (уже начерчен на доске, учитель показывает как его измерять, и рассмотреть неправильное приложение транспортира).
Ученики измеряют углы на заготовках, по рядам углы в 26, 60,154 градусов.
ЗАДАНИЕ КЛАССУ : Измерить на заготовке прямые углы (по рядам: 1 ряд - угол 1, 2 ряд- угол 3. 3 ряд – угол 6. ВЫВОД: Прямой угол =90 градусам. Углы 1, 3, 6 равны 90 градусам
Как не измеряя развернутый угол узнать его величину? Рассмотри рис. 183. Проверить угол МКР=180 градусов?
На этом же рисунке:
а) Назовите градусные меры углов АСЕ и FHL
б) Назовите углы равные 180 градусам, 90 градусам. Прочитать определение прямого угла.
Что можно сказать о градусных мерах равных углов? равные углы имеют равные градусные меры, больший угол имеет большую градусную меру, меньший угол имеет меньшую градусную меру.
ВЕРНЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ: найдем соответствие между углами и их градусными мерами.
Ребята! Какой угол мы называли острым? Попробуйте дать определение острого угла, используя градусную меру; также тупого, прямого и развернутого.
СОСТАВИМ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
На заготовке самостоятельно измерить все углы кроме прямых углов (по одному). Ученики измеряют каждый угол, проговаривают алгоритм измерения.
угол 2=133°, угол 4 =32°, угол 5= 112°, угол 7= 35°.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
В конце 8-го века при разработке метрической системы мер, французские ученые предложили делить прямой угол не на 90, а на 100 частей. Такой угол называют "град": 90° = 100 град.
В градах измеряют углы в геодезии; в некоторых строительных расчетах, но широкого распространения она не получила. Для точного измерения углов созданы различные инструменты. Основная часть этих приборов - шкала, похожая на шкалу транспортира.
Например: ТЕОДОЛИТ- для измерения углов при съемке ( круг- лимб, с угловыми делениями: градусы, полуградусы, грады и др.)
ГОНИОМЕТР- небольшой, удобный при передвижении инструмент , служит для измерения углов, построения прямых углов.
НИВЕЛИР -инструмент при помощи которого получается горизонтальная плоскость й-ти горизонтальный луч. позволяющий определять насколько точка находится выше или ниже другой.
КИПРЕГЕЛЬ- для визирования на определяемые точки местности.
Транспортир применяют и для построения углов.
Построим угол АОВ=50 градусам. Учитель объясняет построение.
Peбята! Кроме того, что мы должны научиться строить углы с помощью транспортира, но и строить их на глазок. Для этого проведем практическую работу: построим из одного узла клетки углы 10, 20, ….. 80 градусов.
Строят. Находят узлы. Заполняют таблицу для своего угла. Проверяем вместе с помощью таблицы. Меняются табличками: теперь сосед используя координаты из соседней таблички строит угол и проверяет его с помощью транспортира.
УГОЛ |
|
|
100 |
6 |
1 |
200 |
8 |
3 |
300 |
7 |
4 |
400 |
6 |
5 |
500 |
5 |
6 |
600 |
4 |
7 |
700 |
3 |
8 |
800 |
1 |
6 |
ИТОГ УРОКА:
1) Для чего служит транспортир?
-
На сколько делений разделена шкала транспортира?
-
Что такое градус?
-
Сколько градусов содержит развернутый угол?
-
Сколько градусов содержит прямой угол?
-
Какой угол называют острым?
-
Какой угол называют тупым?
-
Какой угол можно построить без транспортира?
Кому понравился урок тот пусть возьмет зеленую улыбающуюся рожицу, а кому нет- желтую .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 42 -выучить определения, № 1620, 1654, 1655.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
АСТРОЛЯБИЯ
Установка
теодолита в вершине угла
Гониометр
Кипрегель
Нивелир
технический НВ-1
ТЕОДОЛИТ
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Прием и рассмотрение информации и сведений, поступающих из внутренних и внешних источников, о коррупционных правонарушениях в организации»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
Учитель преподносит интересную дополнительную информацию об углах, приборах для их измерения, исторические аспекты вопроса.
Некоторые шероховатости имеются. По ходу урока учитель ссылается на рис. 183, но в методической разработке не указано методическое обеспечение (какой учебник используется).
Слово «мордочки» лучше заменить на «смайлики».
Нет смысла строить углы большие 360 градусов, основная цель - научить отмечать острый, прямой и тупой углы согласно градусной мере.
Материалы урока можно рекомендовать для использования в учебном процессе.
Страницу с размещенным материалом следует оформить согласно требованиям портала.