Курс "Военная история"
Программа предназначена для преподавания в 5-9 классах в школах с углубленным изучением предмета, в частности, в кадетской школе.
(программа)
Городенко Александр Иванович,
Могочинская специальная
(коррекционная) школа-интернат,
директор, учитель истории
высшей квалификационной категории
МОГОЧА, 2012 Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Городенко Александр Иванович,
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Могочинская специальная коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIIIвида»
Программа Курс «Военная история»
Предлагаемая программа предназначена для преподавания в 5-9 классах в школах с углубленным изучением предмета, в частности в кадетской школе. Курс рассчитан на 180 часов (при одном часе в неделю).
Распределение материала по классам:
5 класс – военная история Древнего мира
6 класс- военная история средних веков VIII-XVI
вв.
7 класс — военная история XVII-XVIII
вв.
8 класс — военная история XIXв.
9 класс – военная история XX — XXI
вв.
Цель — изучение истории, стратегии и тактики войн и в целом, военного искусства и формирование положительного отношения к службе в Вооруженных силах РФ
Ресурсы:Учебно-тематическое планирование
Контрольные вопросы по курсу «Военная история»
Основные темы рефератов
Словарь военных терминов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Так как учебники и учебные пособия для учащихся по данному курсу отсутствуют, то основным методом работы являются лекции, которые и составляют основу теоретической подготовки учащихся. На них даются систематизированные знания по наиболее важным и сложным проблемам развития военного дела, проведения военных реформ, деятельности выдающихся военачальников, традициям и истории ВС. В целях повышения интереса к изучаемым вопросам в ходе изложения лекционного материала предусматривать просмотр отрывков из документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Семинарыпроводятся по наиболее сложным вопросам темы и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и военно-исторической литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Вопросы на семинары должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа в учебниках, лекциях. Они должны заинтересовывать обучающихся своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой, мотивировать творческий поиск.
Основной метод проведения семинаров — дискуссия. На семинарах большую часть времени необходимо отводить анализу военно-исторического опыта России и ведущих государств мира по защите их территориальной целостности, развитию способов и средств вооруженной борьбы и эволюции военной мысли.
Текущий контроль успеваемостиосуществлять на занятии, где оценивать устные и письменные ответы.
В целях расширения кругозора, повышения общей культуры обучаемых проводить просмотры документальных и художественных фильмов по военно-исторической тематике. С этой же целью целесообразно организовывать посещение выставок, музеев, экскурсии по местам боевой славы, встречи с участниками боевых действий и ветеранами Вооруженных Сил.
При планировании экскурсий в воинскую часть необходимо заранее посетить её, определить объекты изучения, согласовав с руководителями данной воинской части. Выбрать необходимые педагогические приемы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Первобытное общество.
Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов. Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах.
Древний Восток.
Войны древних египтян. Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. Военное дело в Древней Индии. Войны Древнего Китая.
Древняя Греция.
Троянская война. Спартанское войско. Спартанское военное воспитание
Великая греческая колонизация.Греко-персидские войны: Марафонская битва. Саламинское сражение. Палестра. Александр Македонский и его войско.
Древний Рим.
Военные победы римлян.Войны Рима и Карфагена. Ганнибал.
Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена.Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. Военное искусство римлян. Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи.
6 класс
Завоевания и военное искусство Карла Великого. Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. Крестьянские восстания.
Гуситские войны. Военная тактика гуситов. Завоевания Византийской империи. Завоевания арабов. Боевое искусство крестоносцев. Крестовые завоевательные походы. Войны Османской империи. Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки.
Восточные славяне и их соседи. Военная организация славянского общества. Князья и дружины.
Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв.
Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский. Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. Ливонская война.
7 класс
Смута. К.Минин и Д.Пожарский.Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. Разгром Сибирского ханства. Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов — великий полководец.
Всеобщая военная история XVII — XVIII века:Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий. Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. Война за независимость и образование США.
8 класс
Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века.Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции Отечественная война 1812 года Полководческое искусство М.И.Кутузова Заграничный поход русской армии. Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова. Военная реформа <metricconverter productid=«1874 г» w:st=«on»>1874 г.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии.
Всеобщая военная история (XIX век): Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. Начало борьбы за передел мира и создание военно — политических блоков.
9 класс
Всеобщая военная история (ХХ-ХХ1 вв.):Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. Основные военные конфликты после II Мировой войны Национально-освободительные и антивоенные движения Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны.
История России XX-XXIв. Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами.
Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта Х-Гола и советско-финской войны на развитие военного искусства. СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы — коренной перелом в ходе войны. СССР — освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии.
Военные итоги. «Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг. Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт. Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Так как учебники и учебные пособия для учащихся по данному курсу отсутствуют, то основным методом работы являются лекции, которые и составляют основу теоретической подготовки учащихся. На них даются систематизированные знания по наиболее важным и сложным проблемам развития военного дела, проведения военных реформ, деятельности выдающихся военачальников, традициям и истории ВС. В целях повышения интереса к изучаемым вопросам в ходе изложения лекционного материала предусматривать просмотр отрывков из документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Семинарыпроводятся по наиболее сложным вопросам темы и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и военно-исторической литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Вопросы на семинары должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа в учебниках, лекциях. Они должны заинтересовывать обучающихся своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой, мотивировать творческий поиск.
Основной метод проведения семинаров — дискуссия. На семинарах большую часть времени необходимо отводить анализу военно-исторического опыта России и ведущих государств мира по защите их территориальной целостности, развитию способов и средств вооруженной борьбы и эволюции военной мысли.
Текущий контроль успеваемостиосуществлять на занятии, где оценивать устные и письменные ответы.
В целях расширения кругозора, повышения общей культуры обучаемых проводить просмотры документальных и художественных фильмов по военно-исторической тематике. С этой же целью целесообразно организовывать посещение выставок, музеев, экскурсии по местам боевой славы, встречи с участниками боевых действий и ветеранами Вооруженных Сил.
При планировании экскурсий в воинскую часть необходимо заранее посетить её, определить объекты изучения, согласовав с руководителями данной воинской части. Выбрать необходимые педагогические приемы.
Требования к уровню подготовки учащихся (кадетов)
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать:
- важнейшие этапы мировой и российской военной истории, боевые традиции и направления эволюции военного искусства ведущих государств мира;
- основные причины возникновения прошлых войн, современных локальных войн, вооруженных конфликтов, условия их ведения, формирование обычаев и законов войны;
- основные направления развития средств и способов вооруженной борьбы, стратегии и тактики действий в прошлых войнах и вооруженных конфликтах современности
уметь:
- обобщать и творчески использовать боевой и военно- исторический опыт и традиции армий;
иметь представление:
- о военном и полководческом искусстве выдающихся военачальников;
- о формах и методах ведения военно-исторической работы.
В программе возможны изменения и дополнения в отдельных разделах и темах с учетом практического опыта её реализации, специфики обучения и учебно-материальной базы. При этом должны быть реализованы требования Федерального компонента государственного стандарта школьного исторического образования.
Ресурсы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс.
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Первобытное общество. Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов. | 1 |
2. | Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. | 1 |
3. | Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах. | 1 |
4. | Древний Восток. Войны древних египтян. | 2 |
5. | Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. | 2 |
6. | Военное дело в Древней Индии. | 1 |
7. | Войны Древнего Китая. | 1 |
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Зарождение принципов военного искусства» | 1 |
9. | Древняя Греция. Троянская война. | 1 |
10. | Спартанское войско | 1 |
11. | Спартанское военное воспитание | 2 |
12. | Великая греческая колонизация. | 1 |
13. | Греко-персидские войны: — Марафонская битва. Саламинское сражение. | 2 |
14. | Палестра. | 1 |
15. | Александр Македонский и его войско. | 2 |
16. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Военное искусство Древней Греции». | 1 |
17. | Древний Рим. Военные победы римлян. | 2 |
18. | Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. | 1 |
19. | Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена. | 2 |
20. | Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. | 1 |
21. | Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. | 2 |
22. | Военное искусство римлян. | 1 |
23. | Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи. | 1 |
24. | Повторительно-обобщающий урок по теме «военное искусство Древнего Рима» | 1 |
25. | Итоговое повторение. | 3 |
|
Итого: |
36 |
6 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Завоевания и военное искусство Карла Великого. | 2 |
2. | Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. | 2 |
3. | Крестьянские восстания. | 2 |
4. | Гуситские войны. Военная тактика гуситов. | 1 |
5. | Завоевания Византийской империи. | 2 |
6. | Завоевания арабов. | 2 |
7. | Боевое искусство крестоносцев. | 1 |
8. | Крестовые завоевательные походы. | 4 |
9. | Войны Османской империи. | 2 |
10. | Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки. | 1 |
11. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
12. | Восточные славяне и их соседи. | 1 |
13. | Военная организация славянского общества. Князья и дружины. | 1 |
14. | Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв. | 3 |
15. | Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский. | 4 |
16. | Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. | 2 |
17. | Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. | 2 |
18. | Ливонская война. | 2 |
19. | Повторительно-обобщающий урок. Итого: | 1 36ч. |
7 класс.
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1. | Смута. К.Минин и Д.Пожарский. | 2 |
2. | Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. | 2 |
3. | Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. | 2 |
4. | Разгром Сибирского ханства. | 1 |
5. | Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. | 14 |
6. | Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. | 1 |
7. | Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. | 1 |
8. | Русско-шведская война 1741-1743 гг. | 1 |
9. | Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. | 1 |
10. | Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов — великий полководец. | 2 |
11. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России в ХУП-ХУШ веках». | 1 |
12. | Всеобщая военная история XVII — XVIII века Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий. | 1 |
13. | Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. | 2 |
14. | Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. | 1 |
15. | Война за независимость и образование США. | 1 |
16. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история ХУП-ХУШ вв.» | 1 |
17. | Повторение. Итого: | 2 36 |
8 класс.
№ | Раздел, тема. | Кол-во часов |
1. | Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века. | 1 |
2. | Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции | 2 |
3. | Отечественная война 1812 года | 12 |
4. | Полководческое искусство М.И.Кутузова. | 1 |
5. | Заграничный поход русской армии. | 1 |
6. | Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. | 1 |
7. | Кавказская война 1817-1864 гг. | 1 |
8. | Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова… | 2 |
9. | Военная реформа <metricconverter productid=«1874 г» w:st=«on»>1874 г | .2 |
10. | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. | 3 |
11. | Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии. | 2 |
12. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России.XIX век» | 1 |
13. | Всеобщая военная история (XIX век) Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта. | 2 |
14. | Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. | 1 |
15. | Начало борьбы за передел мира и создание военно -политических блоков. | 1 |
16. | Повторительно — обобщаюший урок по теме «Всеобщая военная история. Х1Х в». | 1 |
17. | Повторительно-обобщающие уроки. Итого: | 2 36ч. |
9 класс.
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
1. | Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. | 1 | ||
2. | Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. | 2 | ||
3. | Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. | 1 | ||
4. | Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами. Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта Х-Гола и советско-финской войны на развитие военного искусства. | 1 | ||
5. | СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы — коренной перелом в ходе войны. СССР — освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии. Военные итоги. | 10 | ||
6. | «Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. | 1 | ||
7. | Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг | 1 | ||
8. | Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. | 1 | ||
9. | Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт | 3 | ||
10. | Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. | 1 | ||
11. | Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы. | 3 | ||
12. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России. ХХ-ХХ1 вв. | 1 | ||
| Всеобщая военная история (ХХ-ХХ1 вв.) |
| ||
13. | Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. | 1 | ||
14. | Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. | 1 | ||
15. | Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. | 1 | ||
16. | Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. | 1 | ||
17. | II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. | 2 | ||
18 | Основные военные конфликты после II Мировой войны | 1 | ||
19. | Национально-освободительные и антивоенные движения | 1 | ||
20. | Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны. | 1 | ||
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история.ХХ-ХХ1 вв.» | 1 | ||
22. | Урок-зачёт. | 1 | ||
|
Итого |
36ч | ||
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ
ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
1. Какова была военная организация древних славян? Чем они были вооружены?
2. Чем вам запомнился киевский князь Владимир Мономах?
3. В чем вы видите причины поражения русских войск при нашествии монголо-татар в XIII в.?
4. Когда и где была остановлена агрессия немецких и шведских феодалов-крестоносцев? Кто возглавил защиту северо-западных границ Руси?
5. Почему стала возможной победа русских войск в Куликовской битве? Каково ее значение?
6. В чем состоит отличие стрелецкого войска от дворянской конницы?
7. Кто стоял во главе народного ополчения, изгнавшего польских интервентов из Москвы? Где оно формировалось?
8. Какие преобразования в военной области были проведены после поражения под Нарвой? Какую роль в этом сыграл Петр I?
9. Каково значение Полтавской битвы?
10. Какое сражение Петр I называл «второй Полтавой»? Поясните смысл его высказывания.
11. С кем и почему воевала Россия в Семилетней войне 1756— 1763гг.?
12. Какие сражения с участием П.А. Румянцева вы знаете?
13. Что вам известно о суворовской «Науке побеждать»? Почему Суворов называл своих солдат «чудо-богатырями»?
14. Почему взятие Измаила вошло в историю как образец военного искусства?
15. Как русский флот способствовал сухопутной армии при осаде и штурме Измаила?
16. Каковы были цели и план Наполеона в войне с Россией?
17. Что представляла из себя «Великая армия» Наполеона?
18. Кто командовал русскими армиями на западных границах России в начале войны?
19. Когда произошло Бородинское сражение? Что вы можете о нем рассказать?
20. Каково значение партизанского движения в Отечественной войне <metricconverter productid=«1812 г» w:st=«on»>1812 г.? Кто из партизан стал героем этой войны?
21. Почему французская армия отступала по разоренным ею же областям?
22. Где произошло последнее сражение Отечественной войны 1812г.?
23. В каком морском сражении Крымской (Восточной) войны был уничтожен турецкий флот? Когда это произошло? Кто командовал русской эскадрой?
24. Назовите организаторов и других известных вам героев Севастопольской обороны. Какие события происходили в это время на других театрах военных действий?
25. Когда и почему в России была введена всесословная воинская повинность?
26. Чем знаменит Шипкинский перевал? Каковы были итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
27. Что известно вам об обороне Порт-Артура? В чем ее сходство с защитой Севастополя во время Крымской (Восточной), войны 1853—1856гг.?
28. Назовите главные события первой мировой войны на русском фронте. Когда и как Россия вышла из войны?
29. Когда были созданы Красная Армия и Красный Флот? Как они развивались в предвоенные годы?
30. Какие цели ставил Гитлер в войне против СССР? Какие страны были союзниками фашистской Германии?
31. Почему был сорван фашистский план «молниеносной войны»? Где советские войска впервые вынудили врага перейти к обороне?
32. Что вам известно об обороне Ленинграда?
33. Кто руководил защитой Москвы? Каково значение Московской битвы?
34. Почему победу под Сталинградом называют началом коренного перелома в войне?
35. Расскажите о планах командования вермахта в операции на Курской дуге и их выполнении.
36. Какие крупные операции провели партизанские соединения в <metricconverter productid=«1943 г» w:st=«on»>1943 г.?
37. Назовите государства, которые были союзниками СССР в войне против немецкого фашизма? Когда и где был открыт второй фронт?
38. Какие страны Европы были освобождены советскими войсками в ходе войны?
39. Что вы знаете о войне СССР против Японии?
РЕФЕРАТЫ
Основные темы рефератов по дням воинской славы России:
1. Ледовое побоище <metricconverter productid=«1242 г» w:st=«on»>1242 г.
2. Куликовская битва <metricconverter productid=«1380 г» w:st=«on»>1380 г.
3. Освобождение Москвы от польских интервентов в <metricconverter productid=«1612 г» w:st=«on»>1612 г.
4. Полтавское сражение 1709г.
5. Взятие крепости Измаил <metricconverter productid=«1790 г» w:st=«on»>1790 г.
6. Бородинское сражение 1812г.
7. День защитника Отечества.
8. Битва под Москвой.
9. Сталинградская битва.
10. Курская битва.
11. Снятие блокады Ленинграда.
12. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература:
1. Буганов В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов. — М., 1989.
2. Военный энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 1986.
3. Куликовская битва: Сб. ст. — М., 1980.
4. Российская Федерация в годы Великой Отечественной войны. -Воронеж, 1995.-152
Основные темы рефератов по военным реформам в истории России:
1. Военные реформы Ивана IVГрозного середины XVIвека.
2. Военные реформы Петра I(Великого).
3. Военные реформы 1860-1870 гг.
4. Военные реформы 1905-1912 гг.
5. Военные реформы 1924-1925 гг.
6. Современная концепция военной реформы.
Литература
1. Артамонов В.А. Петр Iи регулярная армия /В.А.Артамонов // Воен.-ист. Журн.- 1992. -№ 9
2. Военные реформы России: история и современность. М., 1992.
3. Военный энциклопедический словарь.-2-е изд.-М.,1986…
Основные темы рефератов по актуальным темам военной истории
1. Российская Федерация в системе международных военно-политических отношений.
2. Государственные символы России.
3. Выдающиеся российские полководцы, флотоводцы и военачальники.
4. Терроризм: сущность, цели, основные формы и методы действий.
5. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.
6.Место подвига — Афганистан.
7.Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинскому долгу российских солдат в контртеррористических и миротворческих операциях).
Литература:
1. Военный энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 1986.
2. Соколов Б.В. Сто великих войн. М.Вече <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г.
3. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М.Вече.2002 г.
СЛОВАРЬ ВОЕННЫХ ТЕРМИНОВ
Абордаж —старинный способ ведения морского боя — сцепление двух кораблей для рукопашной схватки экипажей.
Авангард — передовой отряд; часть войск, выдвинутая на походе вперед для прикрытия главных сил, для ведения разведки, захвата выгодных рубежей на местности и т. д.
Аванпост —передовой пост или линия передовых постов; в широком смысле — все части сторожевого охранения.
Алебарда —длинное копье с топориком в виде полумесяца на верхнем конце.
Андреевский флаг—русский военно-морской флаг — белое полотнище cголубым диагональным крестом.
Арбалет— метательное ручное оружие-самострел, усовершенствованный стальной лук, прикрепленный к деревянному ложу.
Арьергарод_—часть войск, предназначенная для прикрытия тыла главных сил армии, для задержки наступающего противника, разрушения мостов, переправ, дорог и т. п.
Багинет —штык в виде одностороннего клинка, вставляемый в дуло ружья.
Бастион— выдающаяся часть крепостной ограды; пятистороннее укрепление.
Баталия —бой, битва, сражение.
Бриг— морское двухмачтовое парусное судно.
Бруствер— земляная насыпь, вал для защиты от огня противника; броневая стенка на броненосцах для защиты оснований башен, труб и т. д.
Булава —жезл, палица с шаром на конце; в XVI — XVII вв. служила знаком власти у украинских казаков.
Виктория —победа.
Воевода — высшая административная должность в местном управлении, в которой соединялись функции гражданского и военного управления.
Вои —воины, воя — воинство
Галера— военное гребное судно, применявшееся до конца XVIII в.
Гаубица (голубица, гауфница)— артиллерийское орудие, стреляющее навесным огнем, среднее между пушкой и мортирой.
Гренадер —в XVI в. солдат, предназначавшийся для метания ручных гранат; гренадеры — особый вид пехоты, имевший назначение усиливать боевой порядок на флангах; впоследствии отборная часть пехоты.
Гусары —солдаты легкой кавалерии.
Денщик —доверенное лицо для особо важных поручений у Петра I, затем наряженный на день дежурный; впоследствии нестроевой солдат для обслуживания офицера.
Детинец—внутренняя крепость города (кремль).
Доспехи —предохранительное (защитное) снаряжение воина (латы, кольчуги, шлемы и т. д.).
Драгуны — первоначально конная пехота; позже кавалерия, действующая в конном и пешем строю.
Единорог —один из видов артиллерийских орудий (впервые отлит М. Осиповым в середине XVII в.); в XVII в. так назывались орудия, промежуточные между пушками и гаубицами.
Есаул —офицерский чин в казачьих войсках.
Жолнеры —название польских солдат.
Засада —древнерусское название гарнизона.
Засапожник —нож с кривым клинком.
Застава —древнерусская засада, в XVI в. гарнизон на засечной черте.
Инфантерия —пехота.
Карабинеры —конные войска, получившие свое название от карабинов, которыми они были вооружены.
Каре (карей) —боевой порядок, представляющий собой сомкнутый строй в виде четырехугольника; применялся для отражения кавалерийских атак.
Картечь —артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями для стрельбы на короткое расстояние.
Кирасиры —тяжелая кавалерия, носившая кирасы (металлические латы)
Кольчуга —защитный доспех, рубаха из железных колец.
Лава-боевой порядок казачьей конницы.
Ладья -древнерусское гребное морское судно; ладейный флот состоящий из ладей.
Латы —предохранительный (защитный) металлический доспех (снаряжен ние) воина (рыцаря).
Меч —холодное оружие, состоящее из обоюдоострого клинка и крыжа, или эфеса
Мисюрка — металлический головной убор
Мортира– короткоствольное артиллерийское орудие для навесной стрельбы.
Мушкет– огнестрельное ручное оружие.
Мушкетеры (мушкатеры) —солдаты, вооруженные мушкетами; позже так назывались солдаты, вооруженные фузеями.
Набат —большой медный барабан
Наряд —старинное название артиллерии.
Обсервация ~наблюдение
Острог —ограда из толстых кольев и плетня.
Острожек — небольшое укрепление.
Палаш —прямая, длинная и широкая сабля
Палисад —искусственное препятствие, состоящее на ряда столбов, вертикально врытых в землю и сверху заостренных.
Парировать— отражать, отбивать удары.
Паша — титул высших военных и гражданских сановников в султанской Турции.
Пикет —небольшой сторожевой отряд, пост.
Пищаль —древнерусское огнестрельное оружие (так называлось вначале ружье. а затем и пушка).
Пикинеры— солдаты полков нового строя в XVII в., вооруженные пиками.
Плашкоуты —плоскодонные лодки для перевозки грузов и наведения понтонов (мостов).
Подпоручик —обер-офицерский чин в русской армии до <metricconverter productid=«1917 г» w:st=«on»>1917 г.
Поручик —обер-офицерский чин в русской армии до <metricconverter productid=«1917 г» w:st=«on»>1917 г.
Посад —предместье, пригород или укрепленное поселение.
Прапорщик —обер-офицерский чин в русской армии до <metricconverter productid=«1917 г» w:st=«on»>1917 г.
Праща— ручное оружие для метания камней или свинцовых шаров.
Рада— сход у запорожских казаков, народное собрание на Украине.
Рать— старинное название войска, армии.
Редут —замкнутое полевое укрепление
Рейтары —конные наемные войска в Западной Европе; вид конницы нового строя в России в XVII в.
Рекрут —новобранец, молодой солдат в XVIII — XX вв.
Реляция —донесение.
Ретирада —отступление, отход.
Рожон —острый кол, укрепленный в наклонном положении; тяжелое копье с насаженным металлическим наконечником.
Ротмистр —офицерский чин в кавалерии, соответствующий чину капитана
Самопал —старинное огнестрельное ручное оружие; пищаль с замком и огнивом.
Сапа — траншея, прикрытая валами, или турами, для скрытного постепенного приближения к окопам или крепости противника; подземный ход для сближения с противником.
Сержант— старший унтер-офицерский чин в русской армии.
Ситуация —положение, обстановка.
Сотник— офицерский чин в казачьих войсках, соответствовал чину поручика.
Стрельцы —пешие воины, стреляющие из лука, а в XVI в. — войска, вооруженные огнестрельным оружием.
Стремянный полк— полк конных стрельцов.
Табор — временное полевое укрепление на соединенных между собой повозок.
Темник— начальник 10-тысячного отряда (тьмы) в монголо-татарских войсках
Тысяцкий —
воевода городского населения в древней Руси
Фальконет —полковая пушка одно- или двухфунтового калибра.
Фас —сторона укрепления; сторона каре.
Флешь —полевое укрепление; земляной вал с тупым исходящим углом.
Фрегат —трехмачтовый военный корабль.
Фузея —кремневое ружье.
Фурьер —приемщик фуража и провианта в роте.
Цитадель —сомкнутое укрепление внутри крепости.
Шанец – окоп.
Шелом(шлем) – военный головной убор из железа или меди.
Штабс-капитан– обер-офицерский чин в русской армии до <metricconverter productid=«1917 г» w:st=«on»>1917 г.
Штандарт – знамя, флаг кавалерийской части.
Шхуна – небольшое двух- или трехмачтовое судно.
Экзерциция – упражнение, учтение войск.
Эскорт-охрана, конвой.
Эстафета– конная почта.
Янычары (ени-чери) – постоянная турецкая пехота.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Военно — исторический календарь. 1993
2. Военный энциклопедический словарь М.,1993
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
4. Герои и битвы. Общедоступная военно- историческая хрестоматия. М., 1995.
5. Дюпои Р., Дюпои Э. Всемирная история войн. СПб., 1997-1998. Т. 1-3.
6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1971
7. Журнал «Преподавание истории в школе»2004 -2007
8. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» 2004-2007
9. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992-1994
10. Кожинов В.В. История Руси и русского слова М., 1997.
11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. М., 1990.
12. Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афганистана. М., 1995.
13. Мировая война (1939-1945). Сборник статей. М., 1957.
14. Панов Б.В… История военного искусства М., Воениздат, 1984
15. Программно-методические материалы. История, 5-9-й Кл. Сост.Т.И. Тюляева.-М.: Дрофа,1998.-128 с.
16. Разин Е.А. История военного искусства. Т. 1-<metricconverter productid=«3 М» w:st=«on»>3 М., Воениздат,1955-1961.
17. Советская военная энциклопедия в 8-ми т. М., 1976-1980
18. Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976.
19. Строков А.А. История военного искусства. Т.1-3.М.; Воениздат,1955-1967.
20. Соколов Б.В.Сто великих войн. М., Вече, 2004
21. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «История».- М., 2004
22. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М., Вече.2002
23. Энциклопедия для детей. История России. М., 1997.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«МОГОЧИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
VIII вида»
Курс «Военная история»
(программа)
Городенко Александр Иванович,
Могочинская специальная
(коррекционная) школа-интернат,
директор, учитель истории
высшей квалификационной категории
МОГОЧА, 2012 Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Городенко Александр Иванович,
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Могочинская специальная коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Программа Курс «Военная история»
Предлагаемая программа предназначена для преподавания в 5-9 классах в школах с углубленным изучением предмета, в частности в кадетской школе. Курс рассчитан на 180 часов (при одном часе в неделю).
Распределение материала по классам:
5 класс – военная история Древнего мира
6 класс- военная история средних веков VIII-XVI вв.
7 класс - военная история XVII-XVIII вв.
8 класс - военная история XIX в.
9 класс – военная история XX- XXI вв.
Цель - изучение истории, стратегии и тактики войн и в целом, военного искусства и формирование положительного отношения к службе в Вооруженных силах РФ
Ресурсы: Учебно-тематическое планирование
Контрольные вопросы по курсу «Военная история»
Основные темы рефератов
Словарь военных терминов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Так как учебники и учебные пособия для учащихся по данному курсу отсутствуют, то основным методом работы являются лекции, которые и составляют основу теоретической подготовки учащихся. На них даются систематизированные знания по наиболее важным и сложным проблемам развития военного дела, проведения военных реформ, деятельности выдающихся военачальников, традициям и истории ВС. В целях повышения интереса к изучаемым вопросам в ходе изложения лекционного материала предусматривать просмотр отрывков из документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам темы и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и военно-исторической литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Вопросы на семинары должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа в учебниках, лекциях. Они должны заинтересовывать обучающихся своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой, мотивировать творческий поиск.
Основной метод проведения семинаров - дискуссия. На семинарах большую часть времени необходимо отводить анализу военно-исторического опыта России и ведущих государств мира по защите их территориальной целостности, развитию способов и средств вооруженной борьбы и эволюции военной мысли.
Текущий контроль успеваемости осуществлять на занятии, где оценивать устные и письменные ответы.
В целях расширения кругозора, повышения общей культуры обучаемых проводить просмотры документальных и художественных фильмов по военно-исторической тематике. С этой же целью целесообразно организовывать посещение выставок, музеев, экскурсии по местам боевой славы, встречи с участниками боевых действий и ветеранами Вооруженных Сил.
При планировании экскурсий в воинскую часть необходимо заранее посетить её, определить объекты изучения, согласовав с руководителями данной воинской части. Выбрать необходимые педагогические приемы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Первобытное общество.
Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов. Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах.
Древний Восток.
Войны древних египтян. Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. Военное дело в Древней Индии. Войны Древнего Китая.
Древняя Греция.
Троянская война. Спартанское войско. Спартанское военное воспитание
Великая греческая колонизация. Греко-персидские войны: Марафонская битва. Саламинское сражение. Палестра. Александр Македонский и его войско.
Древний Рим.
Военные победы римлян. Войны Рима и Карфагена. Ганнибал.
Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена. Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. Военное искусство римлян. Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи.
6 класс
Завоевания и военное искусство Карла Великого. Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. Крестьянские восстания.
Гуситские войны. Военная тактика гуситов. Завоевания Византийской империи. Завоевания арабов. Боевое искусство крестоносцев. Крестовые завоевательные походы. Войны Османской империи. Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки.
Восточные славяне и их соседи. Военная организация славянского общества. Князья и дружины.
Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв.
Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский. Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. Ливонская война.
7 класс
Смута. К.Минин и Д.Пожарский. Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. Разгром Сибирского ханства. Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов - великий полководец.
Всеобщая военная история XVII - XVIII века: Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий. Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. Война за независимость и образование США.
8 класс
Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века. Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции Отечественная война 1812 года Полководческое искусство М.И.Кутузова Заграничный поход русской армии. Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова. Военная реформа 1874 г.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии.
Всеобщая военная история (XIX век): Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. Начало борьбы за передел мира и создание военно - политических блоков.
9 класс
Всеобщая военная история (ХХ-ХХ1 вв.): Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. Основные военные конфликты после II Мировой войны Национально-освободительные и антивоенные движения Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны.
История России XX-XXI в. Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами.
Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта Х-Гола и советско-финской войны на развитие военного искусства. СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы - коренной перелом в ходе войны. СССР - освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии.
Военные итоги. «Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг. Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт. Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Так как учебники и учебные пособия для учащихся по данному курсу отсутствуют, то основным методом работы являются лекции, которые и составляют основу теоретической подготовки учащихся. На них даются систематизированные знания по наиболее важным и сложным проблемам развития военного дела, проведения военных реформ, деятельности выдающихся военачальников, традициям и истории ВС. В целях повышения интереса к изучаемым вопросам в ходе изложения лекционного материала предусматривать просмотр отрывков из документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам темы и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и военно-исторической литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Вопросы на семинары должны формулироваться так, чтобы в них не было готового ответа в учебниках, лекциях. Они должны заинтересовывать обучающихся своей новизной, конкретностью поставленных проблем, связью с практикой, мотивировать творческий поиск.
Основной метод проведения семинаров - дискуссия. На семинарах большую часть времени необходимо отводить анализу военно-исторического опыта России и ведущих государств мира по защите их территориальной целостности, развитию способов и средств вооруженной борьбы и эволюции военной мысли.
Текущий контроль успеваемости осуществлять на занятии, где оценивать устные и письменные ответы.
В целях расширения кругозора, повышения общей культуры обучаемых проводить просмотры документальных и художественных фильмов по военно-исторической тематике. С этой же целью целесообразно организовывать посещение выставок, музеев, экскурсии по местам боевой славы, встречи с участниками боевых действий и ветеранами Вооруженных Сил.
При планировании экскурсий в воинскую часть необходимо заранее посетить её, определить объекты изучения, согласовав с руководителями данной воинской части. Выбрать необходимые педагогические приемы.
Требования к уровню подготовки учащихся (кадетов)
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать:
-
важнейшие этапы мировой и российской военной истории, боевые традиции и направления эволюции военного искусства ведущих государств мира;
-
основные причины возникновения прошлых войн, современных локальных войн, вооруженных конфликтов, условия их ведения, формирование обычаев и законов войны;
-
основные направления развития средств и способов вооруженной борьбы, стратегии и тактики действий в прошлых войнах и вооруженных конфликтах современности
уметь:
-
обобщать и творчески использовать боевой и военно- исторический опыт и традиции армий;
иметь представление:
-
о военном и полководческом искусстве выдающихся военачальников;
-
о формах и методах ведения военно-исторической работы.
В программе возможны изменения и дополнения в отдельных разделах и темах с учетом практического опыта её реализации, специфики обучения и учебно-материальной базы. При этом должны быть реализованы требования Федерального компонента государственного стандарта школьного исторического образования.
Ресурсы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1. |
Первобытное общество. Предмет, содержание, функции и задачи военной истории. Её роль в системе подготовки кадетов.
|
1 |
2. |
Зарождение военного дела в родовой общине. Вожди и воины. |
1 |
3. |
Причины и характер войн. Вооружение, комплектование, воспитание, стратегия и тактика в войнах. |
1 |
4. |
Древний Восток. Войны древних египтян.
|
2 |
5. |
Войны в Передней Азии. Ассирийская и Персидская военные державы. |
2 |
6. |
Военное дело в Древней Индии. |
1 |
7. |
Войны Древнего Китая. |
1 |
8. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Зарождение принципов военного искусства» |
1 |
9. |
Древняя Греция. Троянская война.
|
1 |
10. |
Спартанское войско |
1 |
11. |
Спартанское военное воспитание |
2 |
12. |
Великая греческая колонизация. |
1 |
13. |
Греко-персидские войны: - Марафонская битва. Саламинское сражение. |
2 |
14. |
Палестра. |
1 |
15. |
Александр Македонский и его войско. |
2 |
16. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военное искусство Древней Греции». |
1 |
17. |
Древний Рим. Военные победы римлян.
|
2 |
18. |
Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. |
1 |
19. |
Войны Рима с Македонией, Сирией и Египтом. Разрушение Коринфа и Карфагена. |
2 |
20. |
Гражданские войны в Древнем Риме. Спартак. |
1 |
21. |
Наёмная римская армия. Г.Ю.Цезарь. |
2 |
22. |
Военное искусство римлян. |
1 |
23. |
Военное искусство варваров. Падение Западной Римской империи. |
1 |
24. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «военное искусство Древнего Рима» |
1 |
25. |
Итоговое повторение. |
3 |
|
Итого: |
36 |
6 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1. |
Завоевания и военное искусство Карла Великого. |
2 |
2. |
Столетняя война: участники, состав, комплектование, вооружение. |
2 |
3. |
Крестьянские восстания. |
2 |
4. |
Гуситские войны. Военная тактика гуситов. |
1 |
5. |
Завоевания Византийской империи. |
2 |
6. |
Завоевания арабов. |
2 |
7. |
Боевое искусство крестоносцев. |
1 |
8. |
Крестовые завоевательные походы. |
4 |
9. |
Войны Османской империи. |
2 |
10. |
Военные успехи и потери средневековых Индии, Америки, Китая, Африки. |
1 |
11. |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
12. |
Восточные славяне и их соседи. |
1 |
13. |
Военная организация славянского общества. Князья и дружины. |
1 |
14. |
Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. В. Мономах. Войны русских земель и княжеств в XII- начале XIII вв. |
3 |
15. |
Походы монголов на Русь. Военная организация монгольского войска. Чингисхан. Батый. Борьба с западной экспансией (шведы, крестоносцы). А.Невский. |
4 |
16. |
Куликовская битва. Д.Донской. Свержение золотоордынского ига. |
2 |
17. |
Внутренние и внешние военные успехи Ивана Грозного. |
2 |
18. |
Ливонская война. |
2
|
19. |
Повторительно-обобщающий урок. Итого: |
1 36ч. |
7 класс.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1. |
Смута. К.Минин и Д.Пожарский. |
2 |
2. |
Народные выступления в XII веке: И. Болотников. Соляной бунт. Медный бунт. С. Разин. Старообрядцы. |
2 |
3. |
Войны России с Речью Посполитой, Швецией и Турцией в XII веке. |
2 |
4. |
Разгром Сибирского ханства. |
1 |
5. |
Азовские походы Петра I. Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и морского флота. Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 года. Полководческое искусство Петра I, П.С. Салтыкова, П.А. Румянцева. Складывание традиций и развитие военной мысли в русской армии. |
14 |
6. |
Народные движения в России в XVIII веке. Емельян Пугачёв. |
1 |
7. |
Русско-турецкие войны: 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. |
1 |
8. |
Русско-шведская война 1741-1743 гг. |
1 |
9. |
Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг. и разделе Речи Посполитой. |
1 |
10. |
Итальянский и Швейцарский походы А.В, Суворова. А.В. Суворов - великий полководец. |
2 |
11. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России в ХУП-ХУШ веках». |
1 |
12. |
Всеобщая военная история XVII - XVIII века Колониальные захваты в эпоху великих географических открытий.
|
1 |
13. |
Войны эпохи Реформации. Религиозные войны. |
2 |
14. |
Военная тактика участников Нидерландской, Английской и Великой французской революций. |
1 |
15. |
Война за независимость и образование США. |
1 |
16. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история ХУП-ХУШ вв.» |
1 |
17. |
Повторение. Итого: |
2 36 |
8 класс.
№ |
Раздел, тема. |
Кол-во часов |
1. |
Войны России с Ираном, Турцией и Швецией в начале XIX века. |
1 |
2. |
Участие России в войне с Наполеоном в составе коалиции |
2 |
3. |
Отечественная война 1812 года |
12 |
4. |
Полководческое искусство М.И.Кутузова. |
1 |
5. |
Заграничный поход русской армии. |
1 |
6. |
Войны России в 20-30-х годах с Ираном, Турцией и Польшей. |
1 |
7. |
Кавказская война 1817-1864 гг. |
1 |
8. |
Крымская война 1853-1856 гг. Полководческое искусство В.А. Корнилова, П.С. Нахимова.. |
2 |
9. |
Военная реформа 1874 г. |
2 |
10. |
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Полководческое искусство М.Д. Скобелева. |
3 |
11. |
Участие России в создании военно-политических блоков. Окончательное присоединение Средней Азии. |
2 |
12. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России.XIX век» |
1 |
13. |
Всеобщая военная история (XIX век) Войны наполеоновской Франции. Полководческое искусство Н. Бонапарта.
|
2 |
14. |
Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание Германской империи. О.Ф. Бисмарк. |
1 |
15. |
Начало борьбы за передел мира и создание военно -политических блоков. |
1 |
16. |
Повторительно - обобщаюший урок по теме «Всеобщая военная история. Х1Х в». |
1 |
17. |
Повторительно-обобщающие уроки. Итого: |
2 36ч. |
9 класс.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1. |
Состояние российской армии и флота в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-стратегические причины поражения России. |
1 |
2. |
Россия в I мировой войне. Развитие позиционных форм войны, военное искусство и тактика. Полководческое искусство А.А. Брусилова. |
2 |
3. |
Гражданская война. Создание белой и красной армий. Иностранная интервенция. Военное искусство красных и белых. |
1 |
4. |
Изменения в Советской армии между двумя мировыми войнами. Военная реформа 1924-25 гг. Влияние боевого опыта Х-Гола и советско-финской войны на развитие военного искусства. |
1 |
5. |
СССР во II Мировой войне. ВОВ 1941-45 гг.: этапы и крупнейшие сражения. Московское сражение. Сталинградская и Курская битвы - коренной перелом в ходе войны. СССР - освободитель Европы. Изменения и новые подходы в военном искусстве. Активная оборона. Партизанское движение. Советские военачальники и полководцы. Разгром японской армии. Военные итоги. |
10 |
6. |
«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. |
1 |
7. |
Преобразования в Советской армии в 50-80-е гг |
1 |
8. |
Военно-стратегический паритет СССР и США. Политика разрядки. |
1 |
9. |
Афганская война. Участие советских военных в международных конфликтах. Локальные войны и их уроки. Чеченский конфликт |
3 |
10. |
Реформы в современной Российской армии. Военная доктрина современной России. Укрепление национальной безопасности. |
1 |
11. |
Боевые традиции Российской армии. Воинские символы и знаки. Военно-историческая работа: формы и методы. Задачи кадетов по организации её работы. |
3 |
12. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Военная история России. ХХ-ХХ1 вв. |
1 |
|
Всеобщая военная история (ХХ-ХХ1 вв.) |
|
13. |
Международные отношения в начале XX века. I Мировая война: причины, участники, основные военные действия, итоги. |
1
|
14. |
Военные преобразования в мире в 20-30-е гг. XX века. |
1
|
15. |
Фашизм. Национал-социализм. Милитаризм. |
1
|
16. |
Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. |
1
|
17. |
II Мировая война: основные причины, этапы и участники военных действий. Вооруженные силы сторон. Итоги войны. |
2
|
18 |
Основные военные конфликты после II Мировой войны |
1 |
19. |
Национально-освободительные и антивоенные движения |
1
|
20. |
Войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Законы и обычаи войны. |
1
|
21. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая военная история .ХХ-ХХ1 вв.» |
1
|
22. |
Урок-зачёт. |
1
|
|
Итого |
36ч |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ
ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
-
Какова была военная организация древних славян? Чем они были вооружены?
-
Чем вам запомнился киевский князь Владимир Мономах?
-
В чем вы видите причины поражения русских войск при нашествии монголо-татар в XIII в.?
-
Когда и где была остановлена агрессия немецких и шведских феодалов-крестоносцев? Кто возглавил защиту северо-западных границ Руси?
-
Почему стала возможной победа русских войск в Куликовской битве? Каково ее значение?
-
В чем состоит отличие стрелецкого войска от дворянской конницы?
-
Кто стоял во главе народного ополчения, изгнавшего польских интервентов из Москвы? Где оно формировалось?
-
Какие преобразования в военной области были проведены после поражения под Нарвой? Какую роль в этом сыграл Петр I?
-
Каково значение Полтавской битвы?
-
Какое сражение Петр I называл "второй Полтавой"? Поясните смысл его высказывания.
-
С кем и почему воевала Россия в Семилетней войне 1756— 1763гг.?
-
Какие сражения с участием П.А. Румянцева вы знаете?
-
Что вам известно о суворовской "Науке побеждать"? Почему Суворов называл своих солдат "чудо-богатырями"?
-
Почему взятие Измаила вошло в историю как образец военного искусства?
-
Как русский флот способствовал сухопутной армии при осаде и штурме Измаила?
-
Каковы были цели и план Наполеона в войне с Россией?
-
Что представляла из себя "Великая армия" Наполеона?
-
Кто командовал русскими армиями на западных границах России в начале войны?
-
Когда произошло Бородинское сражение? Что вы можете о нем рассказать?
-
Каково значение партизанского движения в Отечественной войне 1812 г.? Кто из партизан стал героем этой войны?
-
Почему французская армия отступала по разоренным ею же областям?
-
Где произошло последнее сражение Отечественной войны 1812г.?
-
В каком морском сражении Крымской (Восточной) войны был уничтожен турецкий флот? Когда это произошло? Кто командовал русской эскадрой?
-
Назовите организаторов и других известных вам героев Севастопольской обороны. Какие события происходили в это время на других театрах военных действий?
-
Когда и почему в России была введена всесословная воинская повинность?
-
Чем знаменит Шипкинский перевал? Каковы были итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
-
Что известно вам об обороне Порт-Артура? В чем ее сходство с защитой Севастополя во время Крымской (Восточной), войны 1853—1856гг.?
-
Назовите главные события первой мировой войны на русском фронте. Когда и как Россия вышла из войны?
-
Когда были созданы Красная Армия и Красный Флот? Как они развивались в предвоенные годы?
-
Какие цели ставил Гитлер в войне против СССР? Какие страны были союзниками фашистской Германии?
-
Почему был сорван фашистский план "молниеносной войны"? Где советские войска впервые вынудили врага перейти к обороне?
-
Что вам известно об обороне Ленинграда?
-
Кто руководил защитой Москвы? Каково значение Московской битвы?
-
Почему победу под Сталинградом называют началом коренного перелома в войне?
-
Расскажите о планах командования вермахта в операции на Курской дуге и их выполнении.
-
Какие крупные операции провели партизанские соединения в 1943 г.?
-
Назовите государства, которые были союзниками СССР в войне против немецкого фашизма? Когда и где был открыт второй фронт?
-
Какие страны Европы были освобождены советскими войсками в ходе войны?
-
Что вы знаете о войне СССР против Японии?
РЕФЕРАТЫ
Основные темы рефератов по дням воинской славы России:
1. Ледовое побоище 1242 г.
2. Куликовская битва 1380 г.
3. Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.
4. Полтавское сражение 1709г.
5. Взятие крепости Измаил 1790 г.
6. Бородинское сражение 1812г.
7. День защитника Отечества.
8. Битва под Москвой.
9. Сталинградская битва.
10. Курская битва.
11. Снятие блокады Ленинграда.
12. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература:
-
Буганов В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов. - М., 1989.
-
Военный энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М., 1986.
-
Куликовская битва: Сб. ст. - М., 1980.
-
Российская Федерация в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 1995.-152
Основные темы рефератов по военным реформам в истории России:
-
Военные реформы Ивана IV Грозного середины XVI века.
-
Военные реформы Петра I (Великого).
-
Военные реформы 1860-1870 гг.
-
Военные реформы 1905-1912 гг.
-
Военные реформы 1924-1925 гг.
-
Современная концепция военной реформы.
Литература
-
Артамонов В.А. Петр I и регулярная армия /В.А.Артамонов // Воен.-ист. Журн.- 1992. -№ 9
-
Военные реформы России: история и современность. М., 1992.
-
Военный энциклопедический словарь.-2-е изд.-М.,1986..
Основные темы рефератов по актуальным темам военной истории
1. Российская Федерация в системе международных военно-политических отношений.
2. Государственные символы России.
3. Выдающиеся российские полководцы, флотоводцы и военачальники.
4. Терроризм: сущность, цели, основные формы и методы действий.
5. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.
6.Место подвига - Афганистан.
7.Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинскому долгу российских солдат в контртеррористических и миротворческих операциях).
Литература:
-
Военный энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М., 1986.
-
Соколов Б.В. Сто великих войн. М.Вече 2004 г.
-
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М.Вече.2002 г.
СЛОВАРЬ ВОЕННЫХ ТЕРМИНОВ
Абордаж — старинный способ ведения морского боя — сцепление двух кораблей для рукопашной схватки экипажей.
Авангард — передовой отряд; часть войск, выдвинутая на походе вперед для прикрытия главных сил, для ведения разведки, захвата выгодных рубежей на местности и т. д.
Аванпост — передовой пост или линия передовых постов; в широком смысле — все части сторожевого охранения.
Алебарда — длинное копье с топориком в виде полумесяца на верхнем конце.
Андреевский флаг— русский военно-морской флаг — белое полотнище c голубым диагональным крестом.
Арбалет — метательное ручное оружие-самострел, усовершенствованный стальной лук, прикрепленный к деревянному ложу.
Арьергарод_— часть войск, предназначенная для прикрытия тыла главных сил армии, для задержки наступающего противника, разрушения мостов, переправ, дорог и т. п.
Багинет — штык в виде одностороннего клинка, вставляемый в дуло ружья.
Бастион— выдающаяся часть крепостной ограды; пятистороннее укрепление.
Баталия — бой, битва, сражение.
Бриг— морское двухмачтовое парусное судно.
Бруствер — земляная насыпь, вал для защиты от огня противника; броневая стенка на броненосцах для защиты оснований башен, труб и т. д.
Булава — жезл, палица с шаром на конце; в XVI — XVII вв. служила знаком власти у украинских казаков.
Виктория — победа.
Воевода — высшая административная должность в местном управлении, в которой соединялись функции гражданского и военного управления.
Вои — воины, воя — воинство
Галера — военное гребное судно, применявшееся до конца XVIII в.
Гаубица (голубица, гауфница)— артиллерийское орудие, стреляющее навесным огнем, среднее между пушкой и мортирой.
Гренадер — в XVI в. солдат, предназначавшийся для метания ручных гранат; гренадеры — особый вид пехоты, имевший назначение усиливать боевой порядок на флангах; впоследствии отборная часть пехоты.
Гусары — солдаты легкой кавалерии.
Денщик — доверенное лицо для особо важных поручений у Петра I, затем наряженный на день дежурный; впоследствии нестроевой солдат для обслуживания офицера.
Детинец—внутренняя крепость города (кремль).
Доспехи — предохранительное (защитное) снаряжение воина (латы, кольчуги, шлемы и т. д.).
Драгуны — первоначально конная пехота; позже кавалерия, действующая в конном и пешем строю.
Единорог — один из видов артиллерийских орудий (впервые отлит М. Осиповым в середине XVII в.); в XVII в. так назывались орудия, промежуточные между пушками и гаубицами.
Есаул — офицерский чин в казачьих войсках.
Жолнеры — название польских солдат.
Засада — древнерусское название гарнизона.
Засапожник — нож с кривым клинком.
Застава — древнерусская засада, в XVI в. гарнизон на засечной черте.
Инфантерия — пехота.
Карабинеры — конные войска, получившие свое название от карабинов, которыми они были вооружены.
Каре (карей) — боевой порядок, представляющий собой сомкнутый строй в виде четырехугольника; применялся для отражения кавалерийских атак.
Картечь — артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями для стрельбы на короткое расстояние.
Кирасиры — тяжелая кавалерия, носившая кирасы (металлические латы)
Кольчуга — защитный доспех, рубаха из железных колец.
Лава -боевой порядок казачьей конницы.
Ладья -древнерусское гребное морское судно; ладейный флот состоящий из ладей.
Латы — предохранительный (защитный) металлический доспех (снаряжен ние) воина (рыцаря).
Меч — холодное оружие, состоящее из обоюдоострого клинка и крыжа, или эфеса
Мисюрка - металлический головной убор
Мортира – короткоствольное артиллерийское орудие для навесной стрельбы.
Мушкет – огнестрельное ручное оружие.
Мушкетеры (мушкатеры) — солдаты, вооруженные мушкетами; позже так назывались солдаты, вооруженные фузеями.
Набат — большой медный барабан
Наряд — старинное название артиллерии.
Обсервация ~ наблюдение
Острог — ограда из толстых кольев и плетня.
Острожек — небольшое укрепление.
Палаш — прямая, длинная и широкая сабля
Палисад — искусственное препятствие, состоящее на ряда столбов, вертикально врытых в землю и сверху заостренных.
Парировать — отражать, отбивать удары.
Паша — титул высших военных и гражданских сановников в султанской Турции.
Пикет — небольшой сторожевой отряд, пост.
Пищаль — древнерусское огнестрельное оружие (так называлось вначале ружье. а затем и пушка).
Пикинеры — солдаты полков нового строя в XVII в., вооруженные пиками.
Плашкоуты — плоскодонные лодки для перевозки грузов и наведения понтонов (мостов).
Подпоручик — обер-офицерский чин в русской армии до 1917 г.
Поручик — обер-офицерский чин в русской армии до 1917 г.
Посад — предместье, пригород или укрепленное поселение.
Прапорщик — обер-офицерский чин в русской армии до 1917 г.
Праща — ручное оружие для метания камней или свинцовых шаров.
Рада — сход у запорожских казаков, народное собрание на Украине.
Рать — старинное название войска, армии.
Редут — замкнутое полевое укрепление
Рейтары — конные наемные войска в Западной Европе; вид конницы нового строя в России в XVII в.
Рекрут — новобранец, молодой солдат в XVIII — XX вв.
Реляция — донесение.
Ретирада — отступление, отход.
Рожон — острый кол, укрепленный в наклонном положении; тяжелое копье с насаженным металлическим наконечником.
Ротмистр — офицерский чин в кавалерии, соответствующий чину капитана
Самопал — старинное огнестрельное ручное оружие; пищаль с замком и огнивом.
Сапа — траншея, прикрытая валами, или турами, для скрытного постепенного приближения к окопам или крепости противника; подземный ход для сближения с противником.
Сержант — старший унтер-офицерский чин в русской армии.
Ситуация — положение, обстановка.
Сотник — офицерский чин в казачьих войсках, соответствовал чину поручика.
Стрельцы — пешие воины, стреляющие из лука, а в XVI в. — войска, вооруженные огнестрельным оружием.
Стремянный полк — полк конных стрельцов.
Табор — временное полевое укрепление на соединенных между собой повозок.
Темник — начальник 10-тысячного отряда (тьмы) в монголо-татарских войсках
Тысяцкий — воевода городского населения в древней Руси
Фальконет — полковая пушка одно- или двухфунтового калибра.
Фас — сторона укрепления; сторона каре.
Флешь — полевое укрепление; земляной вал с тупым исходящим углом.
Фрегат — трехмачтовый военный корабль.
Фузея — кремневое ружье.
Фурьер — приемщик фуража и провианта в роте.
Цитадель — сомкнутое укрепление внутри крепости.
Шанец – окоп.
Шелом (шлем) – военный головной убор из железа или меди.
Штабс-капитан – обер-офицерский чин в русской армии до 1917 г.
Штандарт – знамя, флаг кавалерийской части.
Шхуна – небольшое двух- или трехмачтовое судно.
Экзерциция – упражнение, учтение войск.
Эскорт-охрана, конвой.
Эстафета – конная почта.
Янычары (ени-чери) – постоянная турецкая пехота.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Военно - исторический календарь. 1993
-
Военный энциклопедический словарь М.,1993
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
-
Герои и битвы. Общедоступная военно- историческая хрестоматия. М., 1995.
-
Дюпои Р., Дюпои Э. Всемирная история войн. СПб., 1997-1998. Т. 1-3.
-
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1971
-
Журнал «Преподавание истории в школе»2004 -2007
-
Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» 2004-2007
-
Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992-1994
-
Кожинов В.В. История Руси и русского слова М., 1997.
-
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. М., 1990.
-
Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афганистана. М., 1995.
-
Мировая война (1939-1945). Сборник статей. М., 1957.
-
Панов Б.В.. История военного искусства М.,Воениздат, 1984
-
Программно-методические материалы. История, 5-9-й Кл. Сост.Т.И. Тюляева.-М.: Дрофа,1998.-128 с.
-
Разин Е.А. История военного искусства. Т. 1-3 М., Воениздат,1955-1961.
-
Советская военная энциклопедия в 8-ми т. М., 1976-1980
-
Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976.
-
Строков А.А. История военного искусства. Т.1-3.М.;Воениздат,1955-1967.
-
Соколов Б.В.Сто великих войн. М., Вече, 2004
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «История».- М., 2004
-
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М., Вече.2002
-
Энциклопедия для детей. История России. М., 1997.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»