"Мир вашему дому!"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 2769 комментариев: 1
Гудникова Оксана Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Владимировская школа»,
заместитель директора по УВР, учитель православной культуры
МИР ВАШЕМУ ДОМУ!
Вечер, посвященный истории русского быта (7-9 классы)
Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни через изучение традиций, обычаев, особенности уклада жизни русского народа.
Задачи:
1. Познакомиться с обычаями русского народа;
2. Развивать у учащихся речь, привить умение экономного ведения хозяйства;
3. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре, к народным обрядам и традициям, чувства национального достоинства, самостоятельности, коллективизма и аккуратности.
Ресурсы:
1).Наглядность:
1. Оформление. В горнице стоит стол, покрытый яркой скатертью, скамья, стулья. В углу – прялка, корзиночки с рукоделием, цветной пряжей. В левом углу висит зыбка.
2) Музыкальное оформление:
1.
«Рассвет на Москве – реке» из оперы М. П.Мусоргского «Хованщина».
2. Песня «С Богом» муз. Г. Заволокина, сл. Г. Везиковой.)
Литература:
1.Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Русская книга, 1999.- 334 с.: ил.
2. Интернет – ресурсы
1. http://www.hnh.ru/culture/1275197133883
2. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1538560
МИР ВАШЕМУ ДОМУ!
Вечер, посвященный истории русского быта (7-11 классы)
(На сцене Хозяйка, девочки – занимаются рукоделием. Сбоку сцены – ведущие. На сцену выходят гости.)
Хозяйка (гостям): Здравствуйте, дорогие желанушки, проходите, а чтобы вам было тепло да уютно, накиньте на плечи шали.
(Девочки подают Гостям шали. Гости присаживаются.)
Учитель: До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии всех членов семьи. А в центре, на видном месте – портреты отца и матери. И глядя на эти поблекшие фотографии, спрашиваешь себя: «А как жили наши предки, чем занимались, что кушали, как печалились в горе и радовались в праздники?» И сегодня мы хотим с ребятами прожить всего лишь один день далекой старины, когда жили по закону, детей называли чадами, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили с молитвой и Богом в сердце.
(Звучит аудиозапись «Рассвет на Москве – реке» из оперы М. П.Мусоргского «Хованщина».)
Соизвольте выслушать чады милые, люди добрые, слово вестное, как в стары годы прежние жили люди русские. Жили –то по – православному. А житье – то было привольное да раздольное.
Хозяйка: Девочки, а где братья –то ваши запропастились?
Девочка 1: А сейчас заявятся.
(На сцену выходят Мальчики.)
Хозяйка: Ну что, управились по хозяйству?
Мальчик 1:Я всю скотину загнал во двор
Мальчик 2: А мы напоили ее.
Мальчик 3: А я… на ледянке катался!
(Мальчики рассаживаются вокруг стола.)
Хозяйка: И расскажу я вам, милые детки, одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до Великого князя. И он решил посетить эту семью. Когда Великий князь убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал бумагу князю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано одно и то же слово — «понимание». Да, доброта сердца, понимание, гостеприимство были отличительными чертами наших предков, и мы не будем изменять этому. Дорогие дети, давайте приветим наших званых гостей как положено – хлебом да солью.
(Дети выходят с караваем и поют)
Все(поют):
Величаем, величаем,
Радость в дом зовем!
Хлебом, солью угощаем,
Низкий вам поклон.
Величаем, величаем
Хлеб родных полей.
Хлебом, солью угощаем
Дорогих гостей.
(Гости отламывают хлеб и угощаются.)
Учитель: Вся жизнь большой семьи проходила в просторной и уютной горнице. Здесь обедали, занимались рукоделием, а по праздникам, в долгие зимние вечера устраивали вечерни да посиделки. В горнице было много сундуков. В них было приданое для девочек. Еще в них хранились большие куски ткани – платы. Отсюда и произошли слова «платье», «платок». Обед горожанина начинался в 12 часов дня, когда хозяин и хозяйка заканчивали свои дела. После обеда все занимались своими любимыми делами. Кто спал, кто читал, а кто рукодельничал.
(Девочки в это время занимаются рукоделием.)
Детей приучали с детства к работе. Мальчиков с девяти лет учили запрягать лошадь, загонять во двор скотину. В тринадцать лет мальчики уже умели пахать поле, косить траву, пасти скот, удить рыбу. В шестнадцать лет они были первыми помощниками отцу. Девочки с семи лет начинали заниматься рукоделием и к 14 годам уже хорошо пряли, плели, ткали, помогали на покосе, умели замесить тесто и испечь пироги.
(Фоном слышны звуки метели.)
Мальчик 1: Маменька, слышишь, как пурга метет, ветер в трубы да щели посвистывает? Страшно…
Мальчик 2: А я вот думаю, скоро Новый год, а куда старый год девается?
Хозяйка: Да, студен месяц. В медвежьей шкуре идет зима. Стучит по крышам домов – топи печи. Пройдет этак зима, и бело становится: приняла зима снег декабрьский. В декабре солнце просыпается и Новый год рождается. Чуть – чуть окрепнет, только семь дней ему и надобно, как встречайте его, люди! Здравствуй, Новый год! Постарайся хорошим быть! А Новый год про себя улыбается: мол, постараюсь, ведь и от вас, люди, зависит, каким мне быть. Вы уж тоже постарайтесь, чтобы потом меня не ругали.
Девочка 2: А я- то думала, что Старый год умирает.
Хозяйка: Старый смолодится – обернется новым. Потому и время не останавливается. Хорошо, когда Новый год в большом снегу рождается – значит, будет много хлеба. Так что, не только Новому году в декабре начало. Хлебу доброму начало. Всему светлому и хорошему начало. Ну, а теперь идите, поиграйте!
Мальчик 3: А во что играть – то будем?
Девочка 3: Давайте в «Ималко».
Мальчик 1: А может в «Оленя»?
Девочка 1 : А давайте в «Дедушку Матвея»?
Мальчик 2: Все, играем в «Клубок». Несите сюда стулья.
(Дети выносят стулья и ставят их в линию.)
Девочка 2: А кто водить будет?
(Все встают в круг, считаются.)
Мальчик 1:
Шишел – вышел, вон пошел,
На боярский двор зашел.
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
( Ребята сидят на стульях, а Ведущий конкурса, протянув правую руку, идет вдоль и поет: «Клубок – тоне, тоне, Нитка тянется». Сидящие по очереди подают друг другу руки, поднимаются, встают в хоровод. Повторяя фразу: «Клубок – тоне, тоне, Нитка доле, доле», дети все быстрее ходят по кругу. Ведущий произносит слова: «Я за ниточку взялась, Моя нитка порвалась», дотрагивается до последнего в хороводе и хоровод рассыпается. Все быстро садятся на свои стулья. Оставшийся выполняет пожелания участников: поет песню или частушку, отгадывает загадку.)
Хозяйка: Ну, все, ребятки, пора ужинать. Ну – кА, девоньки, накрывай на стол, несите все, что приготовили!
(Девочки накрывают на стол.)
Учитель: Ужин начинался в шесть часов вечера. В это время на небе загоралась самая яркая звезда. Ее называли южной. Отсюда и слово «ужин» Главной едой во время трапезы был хлеб. В начале еды молились именно хлебу. Говорили: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и везде тоска». Пекли круглые караваи и фигурные калачи. Самым распространенным блюдом были каши. Без них не могла прожить ни одна семья. Из моркови, бобов, гороха, репы, редьки готовили густые каши с постным маслом. Манной и рисовой каши в старину не было. Еще варили каши из овсянки, гречки и пшена. В старину готовили похлебку из кваса с овощами – окрошку. Самого слова «суп» в старину люди не говорили. Все называли «ухой», хотя не все было приготовлено из рыбы. По праздникам подавали пироги с мясом, грибами, капустой, яблоками. Отсюда и произошло слово «при». Очень любили угощать гостей пряниками. Были пряники в пуд и больше. Их возили в подарок на санях. Были и совсем маленькие, с ноготок. Сначала дети в них играли, а потом ели. Очень нравились пряники в форме букв – так учили азбуку.
Хозяйка: Я хочу угостить вас, дорогие Гости, необычным пряником.
(Показывает большой пряник Гостям, разрезает его.)
Это пряник готовили специально для гостей. Называется он «разгонный». Угощайтесь, Гости дорогие, не стесняйтесь.
(Хозяйка угощает Гостей Звуки колоколов в записи. Затемнение. Хозяйка зажигает свечи.)
Учитель: Вы слышите? Звонят колокола. Они всегда звали и зовут русского человека на вечернюю молитву. Нас же эти колокола перенесли из далекой старины в наши дни. Я не буду предсказывать, что будет с Россией в ближайшее время, не знаю, не имею права, я могу только желать ей счастливой судьбы, но в чем я твердо убеждена – этих детей, которые будут жить в новом тысячелетии, в новой России, никто и никогда не назовет «Иванами, не помнящими родства». Потому что эти дети, прикасаясь к истокам, к истории своего народа, зная ее фольклор, будут нести по жизни то, что завещано нам предками – ненаглядную русскую красоту, любовь, веру, мужество и честь!
(Звучит аудиозапись песни «С Богом» муз. Г. Заволокина, сл. Г. Везиковой.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Владимировская школа»
МИР ВАШЕМУ ДОМУ!
Вечер, посвященный истории русского быта (7-9 классы)
Гудникова Оксана Анатольевна, МБОУ «Основная
общеобразовательная школа», зам. директора
по УВР, учитель православной культуры
c. Владимировка, 2012 год
Пояснительная записка
Гудникова Оксана Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Владимировская школа»,
заместитель директора по УВР, учитель православной культуры
МИР ВАШЕМУ ДОМУ!
Вечер, посвященный истории русского быта (7-9 классы)
Цель мероприятия: пропаганда здорового
образа жизни через изучение традиций,
обычаев, особенности уклада жизни
русского народа.
Задачи:
1.
Познакомиться с обычаями русского
народа;
2. Развивать у учащихся речь, привить умение экономного ведения хозяйства;
3. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре, к народным обрядам и традициям, чувства национального достоинства, самостоятельности, коллективизма и аккуратности.
Ресурсы:
1).Наглядность:
1. Оформление. В горнице стоит стол, покрытый яркой скатертью, скамья, стулья. В углу – прялка, корзиночки с рукоделием, цветной пряжей. В левом углу висит зыбка.
2) Музыкальное оформление:
1. «Рассвет на Москве – реке» из оперы М. П.Мусоргского «Хованщина».
2. Песня «С Богом» муз. Г. Заволокина, сл. Г. Везиковой.)
Литература:
1.Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Русская книга, 1999.- 334 с.: ил.
2. Интернет – ресурсы
1. http://www.hnh.ru/culture/1275197133883
2. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1538560
МИР ВАШЕМУ ДОМУ!
Вечер, посвященный истории русского быта (7-11 классы)
(На сцене Хозяйка, девочки – занимаются рукоделием. Сбоку сцены – ведущие. На сцену выходят гости.)
Хозяйка (гостям): Здравствуйте, дорогие желанушки, проходите, а чтобы вам было тепло да уютно, накиньте на плечи шали.
(Девочки подают Гостям шали. Гости присаживаются.)
Учитель: До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии всех членов семьи. А в центре, на видном месте – портреты отца и матери. И глядя на эти поблекшие фотографии, спрашиваешь себя: «А как жили наши предки, чем занимались, что кушали, как печалились в горе и радовались в праздники?» И сегодня мы хотим с ребятами прожить всего лишь один день далекой старины, когда жили по закону, детей называли чадами, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили с молитвой и Богом в сердце.
(Звучит аудиозапись «Рассвет на Москве – реке» из оперы М. П.Мусоргского «Хованщина».)
Соизвольте выслушать чады милые, люди добрые, слово вестное, как в стары годы прежние жили люди русские. Жили –то по – православному. А житье – то было привольное да раздольное.
Хозяйка: Девочки, а где братья –то ваши запропастились?
Девочка 1: А сейчас заявятся.
(На сцену выходят Мальчики.)
Хозяйка: Ну что, управились по хозяйству?
Мальчик 1: Я всю скотину загнал во двор
Мальчик 2: А мы напоили ее.
Мальчик 3: А я… на ледянке катался!
(Мальчики рассаживаются вокруг стола.)
Хозяйка: И расскажу я вам, милые детки, одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до Великого князя. И он решил посетить эту семью. Когда Великий князь убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал бумагу князю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано одно и то же слово - «понимание». Да, доброта сердца, понимание, гостеприимство были отличительными чертами наших предков, и мы не будем изменять этому. Дорогие дети, давайте приветим наших званых гостей как положено – хлебом да солью.
(Дети выходят с караваем и поют)
Все (поют):
Величаем, величаем,
Радость в дом зовем!
Хлебом, солью угощаем,
Низкий вам поклон.
Величаем, величаем
Хлеб родных полей.
Хлебом, солью угощаем
Дорогих гостей.
(Гости отламывают хлеб и угощаются.)
Учитель: Вся жизнь большой семьи проходила в просторной и уютной горнице. Здесь обедали, занимались рукоделием, а по праздникам, в долгие зимние вечера устраивали вечерни да посиделки. В горнице было много сундуков. В них было приданое для девочек. Еще в них хранились большие куски ткани – платы. Отсюда и произошли слова «платье», «платок». Обед горожанина начинался в 12 часов дня, когда хозяин и хозяйка заканчивали свои дела. После обеда все занимались своими любимыми делами. Кто спал, кто читал, а кто рукодельничал.
(Девочки в это время занимаются рукоделием.)
Детей приучали с детства к работе. Мальчиков с девяти лет учили запрягать лошадь, загонять во двор скотину. В тринадцать лет мальчики уже умели пахать поле, косить траву, пасти скот, удить рыбу. В шестнадцать лет они были первыми помощниками отцу. Девочки с семи лет начинали заниматься рукоделием и к 14 годам уже хорошо пряли, плели, ткали, помогали на покосе, умели замесить тесто и испечь пироги.
(Фоном слышны звуки метели.)
Мальчик 1: Маменька, слышишь, как пурга метет, ветер в трубы да щели посвистывает? Страшно…
Мальчик 2: А я вот думаю, скоро Новый год, а куда старый год девается?
Хозяйка: Да, студен месяц. В медвежьей шкуре идет зима. Стучит по крышам домов – топи печи. Пройдет этак зима, и бело становится: приняла зима снег декабрьский. В декабре солнце просыпается и Новый год рождается. Чуть – чуть окрепнет, только семь дней ему и надобно, как встречайте его, люди! Здравствуй, Новый год! Постарайся хорошим быть! А Новый год про себя улыбается: мол, постараюсь, ведь и от вас, люди, зависит, каким мне быть. Вы уж тоже постарайтесь, чтобы потом меня не ругали.
Девочка 2: А я- то думала, что Старый год умирает.
Хозяйка: Старый смолодится – обернется новым. Потому и время не останавливается. Хорошо, когда Новый год в большом снегу рождается – значит, будет много хлеба. Так что, не только Новому году в декабре начало. Хлебу доброму начало. Всему светлому и хорошему начало. Ну, а теперь идите, поиграйте!
Мальчик 3: А во что играть – то будем?
Девочка 3: Давайте в «Ималко».
Мальчик 1: А может в «Оленя»?
Девочка 1 : А давайте в «Дедушку Матвея»?
Мальчик 2: Все, играем в «Клубок». Несите сюда стулья.
(Дети выносят стулья и ставят их в линию.)
Девочка 2: А кто водить будет?
(Все встают в круг, считаются.)
Мальчик 1:
Шишел – вышел, вон пошел,
На боярский двор зашел.
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
( Ребята сидят на стульях, а Ведущий конкурса, протянув правую руку, идет вдоль и поет: «Клубок – тоне, тоне, Нитка тянется». Сидящие по очереди подают друг другу руки, поднимаются, встают в хоровод. Повторяя фразу: «Клубок – тоне, тоне, Нитка доле, доле», дети все быстрее ходят по кругу. Ведущий произносит слова: «Я за ниточку взялась, Моя нитка порвалась», дотрагивается до последнего в хороводе и хоровод рассыпается. Все быстро садятся на свои стулья. Оставшийся выполняет пожелания участников: поет песню или частушку, отгадывает загадку.)
Хозяйка: Ну, все, ребятки, пора ужинать. Ну – кА, девоньки, накрывай на стол, несите все, что приготовили!
(Девочки накрывают на стол.)
Учитель: Ужин начинался в шесть часов вечера. В это время на небе загоралась самая яркая звезда. Ее называли южной. Отсюда и слово «ужин» Главной едой во время трапезы был хлеб. В начале еды молились именно хлебу. Говорили: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и везде тоска». Пекли круглые караваи и фигурные калачи. Самым распространенным блюдом были каши. Без них не могла прожить ни одна семья. Из моркови, бобов, гороха, репы, редьки готовили густые каши с постным маслом. Манной и рисовой каши в старину не было. Еще варили каши из овсянки, гречки и пшена. В старину готовили похлебку из кваса с овощами – окрошку. Самого слова «суп» в старину люди не говорили. Все называли «ухой», хотя не все было приготовлено из рыбы. По праздникам подавали пироги с мясом, грибами, капустой, яблоками. Отсюда и произошло слово «при». Очень любили угощать гостей пряниками. Были пряники в пуд и больше. Их возили в подарок на санях. Были и совсем маленькие, с ноготок. Сначала дети в них играли, а потом ели. Очень нравились пряники в форме букв – так учили азбуку.
Хозяйка: Я хочу угостить вас, дорогие Гости, необычным пряником.
(Показывает большой пряник Гостям, разрезает его.)
Это пряник готовили специально для гостей. Называется он «разгонный». Угощайтесь, Гости дорогие, не стесняйтесь.
(Хозяйка угощает Гостей Звуки колоколов в записи. Затемнение. Хозяйка зажигает свечи.)
Учитель: Вы слышите? Звонят колокола. Они всегда звали и зовут русского человека на вечернюю молитву. Нас же эти колокола перенесли из далекой старины в наши дни. Я не буду предсказывать, что будет с Россией в ближайшее время, не знаю, не имею права, я могу только желать ей счастливой судьбы, но в чем я твердо убеждена – этих детей, которые будут жить в новом тысячелетии, в новой России, никто и никогда не назовет «Иванами, не помнящими родства». Потому что эти дети, прикасаясь к истокам, к истории своего народа, зная ее фольклор, будут нести по жизни то, что завещано нам предками – ненаглядную русскую красоту, любовь, веру, мужество и честь!
(Звучит аудиозапись песни «С Богом» муз. Г. Заволокина, сл. Г. Везиковой.)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»