Герб Рязани
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 7879 комментариев: 1
«Детский сад № 21»
«Остров детства»
Конспект интегрированного
занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы
«Герб Рязани»
Воспитатель:
Терентьева Екатерина Геннадьевна
Рязань – 2012 год
Пояснительная записка.
a) автор – Терентьева Екатерина Геннадьевна
b) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»
c) На конкурс я представляю:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Герб Рязани»
d) Наблюдая тенденцию засилия западных образцов – забываются народные национальные традиции, дети мало видят и слышат русского вокруг себя.
В традиционных программах знакомство с историей России подаётся в общенациональных рамках без акцента на региональную культуру. Поэтому очень важно привить детям ростки национальной культуры с детства, чтобы ребёнок почувствовал, что он является частью древнего русского народа, так как именно старшим дошкольникам соответствует большая восприимчивость к образцам воспитания национальных черт. Знакомство с историей родного государства с детьми этого возраста можно проводить в разных формах работы.
e) Дополнительные материалы:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Герб Рязани»
Общеразвивающие упражнения с элементами народного фольклора.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
Стихи.
Описание герба Рязани
Цели.
Закреплять знания детей об истории родного города, его названии.
Закреплять знания детей о некоторых предметах русского быта, народного искусства.
Упражнять в разгадывании кроссворда, развивать мышление, речь.
Познакомить с отличительным знаком родного города – гербом.
Научить отличать герб Рязани от гербов других городов.
Воспитывать гордость за своих предков: воинов — защитников, мастеров народного творчества.
Познакомить с правилами д/и «Собери герб».
Закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах.
Закрепление основных движений.
Активизация словаря:Переславль Рязанский, монголо- татары, ряска, Русь, эмблема, герб.
Обогащение словаря:князь Олег Иванович, хлебосол, попировать, Знать, валик.
Материал.
Кроссворд, изображение российского и рязанского гербов, предметы русского быта, народного искусства, бутафорские грибы, цветы, солнце, мягкие спортивные круги ( кочки), туннель или дуги, коробочка- облако, перья Жар-Птицы из фольги и картона
Предварительная работа:занятие об истории г. Рязани, народных промыслах Рязанского края; скопинской керамике, михайловского кружева, других народных промыслов, занятие по ознакомлению с государственными символами; гербом, флагом, гимном России.
Ход занятия:
*Вводная беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о нашем городе. Как называется город, в котором мы живём? ( Рязань.) Город наш очень древний, старинный. И название ему было дано очень давно. Давайте вспомним, как же Рязань стала Рязанью.
Давным-давно был на Руси славный город с красивым названием… (Переславль.) А построен он был на болотистой местности. Кругом одна вода с ряской; ряска – это водоросли, которые растут на болоте. А суша была лишь местами, вода ее как будто резала, Переславль так и назвали « Резанским.» У Руси тогда было много врагов. Русь – это старинное название нашего государства – России. Набежали монголо-татары и сожгли славный город, людей убили, а живых увезли в рабство.
Спустя несколько лет, недалеко от сожженного Переславля Резанского, был построен новый город. И название ему дали Рязань. Буква «е» поменялась на «я», никто не знает почему… Может потому, что так было легче произносить. Наш город очень древний, старинный. Вот об этом мы и будем сегодня говорить.
У каждого города есть свой отличительный знак, своя эмблема. Чтобы узнать об истории рязанской эмблемы мы перенесемся в далекие давние времена. (Звучит народная мелодия, слышится стук в дверь).
*Сюрпризный момент.
— Ребята, слышите, кто-то стучится… (под дверью появляется перо Жар-Птицы с конвертом). Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята. Я Жар-птица. Давным-давно была я девицей- рукодельницей Марьюшкой. Диковинные плела я кружева, красоты невиданной. Не захотела я плести их для Кощея Бессмертного, обернулась Жар-Птицей и улетела из его плена. Теперь я летаю по белому свету и дарю людям рукоделие. А вас я приглашаю в гости, в своё золотое гнездо, у меня есть много интересного. Путь ко мне не близок, через дремучий лес. А баба Яга, злодейка, приготовила для вас ловушки, но в письме есть подсказки, если вы будете внимательны, то преодолеете все трудности, мне же принесите моизолотые пёрышки, разбросанные по лесу.»
Воспитатель: «Ну что? Отправляемся в путь? Но перед опасной дорогой нужно размяться.
*Разминка. (Приложение1)
*Основные движения.
(слышится пение птиц, звуки леса) Воспитатель: «Вот мы и в лесу, давайте рассмотрим подсказки, первая: здесь нарисована грибная поляна и чёрное солнышко, что бы это значило? Мы похоже на этой поляне и находимся, вот и грибы, и солнышко, но чего-то не хватает?» ( У солнышка нет лучей, баба Ягаспрятала их под грибами) (дети находят лучи, и вставляют в основаниесолнышка, расположенного так, что бы дети могли тянуться) Воспитатель:- Под какими грибами вы нашли лучи? (Под ядовитыми (дети называют грибы). — Баба Яга сама ядовитая, и лучи под такими же грибами спрятала. А где могут быть перья Жар-Птицы?(перья находят под съедобными грибами) Вторая подсказка: — Здесь нарисовано болото. Как его перейти? ( По кочкам)(под цветами лилий, там где закончатся кочки, дети находят перья) Третья подсказка: Большая гора, а за горой гнездо Жар-Птицы, мы почти пришли, но как нам преодолеть гору? (через туннель) (дети проползают через туннель)(правильное выполнение основных движений: прыжки по кочкам, проползание в тунель или под дуги, контролирует физкультурный работник или второй воспитатель) (Детей встречает Жар-Птица, дети отдают её перья)
*Дыхательная гимнастика.
— Вдохните мой сказочный воздух, вдох – потянитесь к солнышку, которое вы спасли, выдох, вдох – к пушистым облакам, выдох, вдох – к игривому ветерку.
*Рассматривание небольшой выставки предметов русского быта, народного творчества.
— Ребята, сколько интересных вещей! Давайте их рассмотрим.
(Воспитатель указывает на предметы, дети отвечают).
*Ответы детей с дополнениями воспитателя:
— Это старинная посуда. Её лепили из глины мастера – гончары или токари вытачивали из дерева. Сначала она была такой невзрачной, но крестьяне всегда стремились к красоте. Над этой посудой трудились художники и она становилась очень красивой. Это знаменитая хохлома, а это скопинская керамика.
— А это тряпичные игрушки, такими в старину играли дети. Тогда не было магазинов и рынков, да и денег у крестьян не было, вот и мастерили они для своих детей игрушки сами, шили, вязали, лепили из глины, вырезали из дерева. Вот известная деревянная кукла – Матрёшка. С ней всегда было интересно играть детям, потому что у неё есть секрет: она прячет в себе несколько кукол поменьше.
— А это михайловские кружева, очень яркие, красивые, дорогие. Кружевами крестьяне украшали свои избы, одежду, свою жизнь.
— Кружевами и сейчас украшают одежду, покрывала, скатерти. А вот посудой такой мы почти не пользуемся, но у многих она есть дома. Предметы старины украшают наш быт, мы бережём их, как сувениры.
— Жар-Птица, а что вот это? (А это мой валик с кленовыми коклюшками, на нём-то я и плету свои диковинные кружева. А вы помните, зачем ко мне пожаловали? (Что бы узнать об эмблеме нашего города.) Вот эту шкатулку с сюрпризами я дарю вам.)
-Ребята, как интересно, шкатулка тяжёлая, наверное много сюрпризов, спасибо. Садитесь, ребята, давайте посмотрим, что нам приготовила, Жар – Птица. Здесь кроссворд, давайте его разгадаем. А где же задания?
Жар-Птица:- А задания на пёрышках, которые вы нашли в лесу. ( Жар-Птицачитает задания, воспитатель выкладывает готовые слова ровно одно под другим, первые буквы слов выделены)
Говорят в Рязани они с глазами.(грибы)
Её наряжают на Новый Год.( ель )
Водоросли на болоте. (ряска )
Всеми любимое русское дерево.(берёза)
Дети читают ключевое слово (Герб)
ГР И Б Ы
ЕЛ Ь
РЯ С К А
БЕ Р Ё З А
— Герб, это и есть отличительный знак, эмблема города. Недавно мы познакомились с каким гербом? ( России) (показ герба) В России много городов, у каждого города свой герб, не похожий на герб другого города.
Мы сегодня рассмотрим и поговорим о нашем с вами гербе – гербе Рязани. Вот он наш Герб. Похож он на герб России? Чем? (формой) Какой он формы? (щита, жёлтого цвета) А почему оба герба формы щита? (Потому что мы защищаем свою Родину, свой город )Кто на гербе? ( воин ). У рязанского герба своя давняя история, и вот почему он такой, кто этот воин, послушайте.(Приложение 2).
— Вот какая интересная история у нашего Рязанского герба.
*Физкультминутка. (Приложение 3)
Давайте рассмотрим наш Рязанский герб повнимательней.
*Закрепление.
— Какую он имеет форму? (Форму щита). А как вы думаете, почему? (Чтобы защищаться, это символ защиты своего народа.).
— Кто на фоне щита? (Воин богатырь).
— Этот воин-князь. Кто запомнил, как его зовут? (Князь-Олег). Какое оружие у него в руках? (Меч). Почему?(Не для того, чтобы нападать, а для того, чтобы защищаться.Есть такая пословица «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет»).Во что одет воин? (В зеленое платье, красный плащ). Красный цвет – цвет власти. Мы уже знаем, что это изображение князя Олега, он предводитель. Это еще и цвет знати. Знать – это уважаемые люди, их все знают, им верят. Таким был великий князь Олег. На голове воина шапка. А какого цвета щит? (Желтого). Желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни.
Вот какой он – Герб Рязанский.
— Ребята, а в шкатулке еще что-то. «Собери Герб Рязани». Это игра! Как интересно. Нужно правильно собрать наш герб. Давайте разделимся на команды. И посмотрим, кто быстро и правильно соберет герб.
(Дети собирают герб.Находят нужную форму, правильный цвет, соответствующего воина.)
Подводятся итоги игры.
— Ребята, путешествие наше заканчивается. Нам пора возвращаться.
Жар-птица:- Как только выберетесь из туннеля, увидите узкую тропинку прямо до детского сада.( дети проползают туннель, проходят по канату боком, под звуки леса).
* Дыхательная гимнастика.
-Вдох, руки через стороны вверх, словно крылья Жар-Птицы, на выдох:
— Мы вер-ну-лись( 3р.)
*Анализ занятия.
— Ребята, с чем мы сегодня познакомились? (С гербом Рязани).
— Кто изображен на гербе?
— Почему он с мечем?
— Что означает слово – Герб?
— А как вы думаете, имеет ли еще какой-нибудь город такой же Герб?
(Нет).
— Конечно же, нет. У каждого города свой Герб. Свой отличительный знак. А в заключении послушайте стихотворение о нашем гербе города Рязани. (Приложение 4)
( после прочтения стихотворения воспитатель собирает детей под прикреплённой наверху коробочкой)
-А что на занятии вам понравилось? (выслушав ответы, дёргает за нитку, из коробочки высыпаются перья Жар-Птицы из фольги, слышится голос Жар-Птицы в записи) «Это вам на память, загадайте желание и оно обязательносбудется»
Приложение 1
Разминка.
Руки в боки, поворот – руки на пояс, повороты,
Собирайся народ! – руки в стороны, к плечам, в стороны, ладони в кулак,
В путь-дорогу мы идём – шаги на месте,
И Жар-Птицу мы найдём – руки через стороны вверх, вниз,
Гу-гу-гу, гу-гу-гу – рывки руками,
Не боимся мы Ягу – наклоны в стороны
Приложение 2
Герб Рязанский.
Впервые территориальная эмблема Рязанской земли встречается в XVIв. На государственной печати среди эмблем княжеств и земель, присоединенных к Москве, значится «печать рязанская» с изображением коня, идущего вправо. Около XVIIв. на эмблеме Рязанской земли (именно земли, а не города, так как центром был Переславль Рязанский, а не Рязань) появляется фигура воина. Это еще не князь, а простой воин «стоящий человек в плаще и плоской шапке с поднятой саблей в правой руке и ножнами в левой». Воин стал князем лишь в 1779 г., когда Рязанское наместничество получило официально узаконенный герб города вместе с гербами уездных городов.
На рязанском гербе изображают самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича.
Олег Иванович жил более 500 лет назад. Был он – князь храбрый, умный, большой хлебосол, любил попировать, повеселиться; младших родичей, других князей своих рязанских держал он в послушании, не давал им ссориться друг с другом, и во всех его походах они ему помогали. Свою Родину, Рязанскую Землю любил Олег больше всего на свете и только о том и думал, как бы уберечь ее от врагов, а врагов у нее было много: на севере за Окой росло Московское княжество и все больше и больше земель забирало себе в руки, с запада – росло и крепло литовское княжество, а с юга из степей то и дело набегали на рязанскую землю татары, и не было от них покоя: куда ни пойдут все им на пути Рязанская земля, все они ее разоряют.
Приложение 3
Физкультминутка.
А у нас в Рязани – выставить ногу на пятку,
Все грибы с глазами – сгибание ладоней у глаз,
Их едят, они глядят – повороты,
А у нас в Рязани – ногу на пятку,
Мы всё на свете знаем – наклоны в стороны,
Знаем в космос все пути – подняться на носочки,
И сквозь землю как пройти – наклон вперёд,
И где север, и где юг – ладонь ко лбу, посмотреть на право, на лево,
Всё расскажем тебе друг – вокруг себя,
Вот тут, вот тут самые умные дети живут – руки вперёд, повернуться к
гостям.
Приложение 4
Рязанский герб.
На золотом Гербе Рязани
Цвет Солнца, Жизни воплощён.
Стоит с суровыми глазами
Защитник Родины с мечом.
На нём пурпурный плащ атласный,
Травы весенней шапки цвет.
Он лишь мечтает, чтоб прекрасной
Была бы жизнь чрез много лет.
Что б синим – синим было небо,
Весёлый ручеёк журчал,
Чтоб нас земля кормила хлебом
И детский смех не исчезал.
Он никому не угрожает,
Но каждый знает пусть:
Он свою землю защищает,
Он охраняет РУСЬ!
Общеразвивающие упражнения
с элементами народного фольклора.
1. Стойка по команде « Смирно!»
« Выглянуло солнышко, выросли подсолнушки.
Цветки золотые, стебельки прямые.»
2. Ходьба в колонне по одному.
« Добры молодцы шагали, пред девицей воображали».
3. Ходьба на носках, руки в стороны.
« Шла девица за водой, за холодной, ключевой,
Как пава шла, коромысло несла.»
4. Ходьба на пятках, руки за голову.
« А малые ребятки разминали пятки,
Чтобы не упали, головы держали».
5. Ходьба змейкой.
« Мостовая запетляла, закривляла, закругляла».
6. Бег змейкой.
« По кривой дорожке побежали ножки».
7. Ходьба в колонне.
« Дружным кругом друг за другом,
И подруга за подругой».
8. Наклоны головой вперёд, назад, в стороны, круговые вращения.
« Ах, головка – плутовка, поворачивает ловко,
Глазками моргает, всё на свете знает».
9. Руки через стороны вверх, потянуться на носках, руки в стороны, повороты.
« Здравствуй, Ясно Солнышко, Родная Сторонушка! Поля золотые, луга заливные».
10. Плечи вверх, вниз, поочерёдно, вместе, руки на пояс.
« Молодцы гуляли, плечи разминали,
Вверх- вниз, вверх- вниз, любой недруг держись!»
11. Рывки руками.
« Молодцы гуляли, руки разминали,
Вперёд глядели, в стороны, прочь летите вороны!»
12. Упражнение « Мельница».
« Ветер – веретенница, закружилась мельница».
13. Наклоны к правой, левой ноге.
« Раз грибок, два грибок, полезай в кузовок!»
14. Наклоны в перёд, и.п.- ноги в стороны, руки над головой, пальцы сцеплены.
Упр. « Дровосек».
« И ух, и ух – раздаётся громкий стук!
Тарары – тарары, рубят ветки топоры».
15. Пружинистые выпады вперёд, в стороны.
« Ты качалка, покачай-ка Ваньку, Маньку, Вальку, Гальку».
16. Махи ногами.
« В огороде грабли, на болоте цапли,
На лице веснушки, на листе лягушки».
17. Приседания.
« Васильки, ромашки, приседай, Любашка».
18. Сидя на полу. Наклоны к правой, левой ноге.
« Греби, греби лодочка, плыви, плыви лебёдушка,
Вон на тот бережок, на зелёный лужок».
19. Лёжа на полу. ( можно использовать любые упражнения).
« Наигрались, нагулялись, и на травке распластались».
20. Прыжки.
« Прыг- скок, на мосток, по тропинке во лесок,
Испугается волчок, завалится на бочок».
Дыхательная гимнастика:
« Петушок у нас горластый, по утрам кричит он « Здравствуй!»
Вдох через нос, руки через стороны вверх,
4 подвыдоха – ку-ка-ре-ку, руки опускать.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
1. Собери герб нашего города – Рязани.
Цель: закреплять представление детей о гербе родного города – Рязани, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки, умение выделять герб Рязани из других знаков.
Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов ( например: красный квадрат, зелёный овал, оранжевый ромб, правильная форма – жёлтый щит), силуэты разных воинов в плащах и шапках разного цвета, с различными видами оружия.
Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу, находя правильную форму, воина в соответствующей одежде, с соответствующим оружием.
2. Дети собирают герб по памяти.
2. Собери герб государства – России.
Цель: закреплять представления детей о гербе своего государства – России, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки, умение выделять из других знаков.
Материалы: образец герба России, шаблоны разных форм и цветов ( среди которых правильная основа – красный щит ), изображения разных птиц, разные виды оружия.
Ход игры: дети собирают герб по образцу или по памяти.
3. Собери Российский флаг.
Цель: способствовать закреплению знаний государственной символики – флага.
Материалы: полосы или атласные ленты разного цвета.
Ход игры: 1. Дети по памяти или по образцу находят соответствующие цвета и собирают флаг.
2. Игра может проводиться в виде соревнования нескольких команд.
4. Путешествие из Рязани в Москву.
Цель: закреплять представления детей о населённых пунктах Рязанской и Московской областей, расположенных по направлению Рязань – Москва, их достопримечательностях, способствовать представлению о разных способах передвижения, знакомить с условными обозначениями, развивать интерес к путешествию.
Материалы: игровое поле – карта с изображением автотрассы, железной дороги, реки Оки, начальный пункт – Рязань(обозначение –купола), конечный - Москва(обозначение – кремлёвская башня с курантами), на карте условные обозначения населённых пунктов, мостов, переходов, светофоров и т.д., около названия населённых пунктов изображение достопримечательности данной местности (например – с.Константиново – С.Есенин, г.Рыбное – конь, и т.д.), кубик, три фишки – автомобиль, паровоз, пароход.
Ход игры: 1. Играют три игрока, бросают кубик, продвигаясь вперёд на разных видах транспорта, что бы попасть в Москву, останавливаясь около населённых пунктов или других обозначений, читают или объясняют, что это за остановка (станция, пристань), что интересного можно здесь увидеть.
2. Второй вариант игры – «Путешествие из Москвы в Рязань».
Подборка стихотворений собственного сочинения
Работая с детьми не творить не возможно!
Пчёлка.
— Прожужжи нам пчёлка полосатая
Где летала, где трудилась, ты, крылатая?
— Я любовалась на просторе широтой полей,
Высотой берёз Рязанских, лип и тополей.
Над рекой Окой я весело кружу – жу-жу,
О земле Рязанской всё вам раскажу – жу – жу!
Собирала я нектар в Мещерской стороне,
Ландыши лесные ласково кивали мне!
Я со зверями в заповеднике давно дружу!
О земле Рязанской всё вам расскажу – жу-жу!
Есенинская Русь.
Встану с первым солнечным светом,
Воды родниковой напьюсь.
Ты раскрой мне свои секреты,
Русь моя, Есенинская Русь!
Я в берёзовой роще тихо
По тропинке узкой пройдусь.
Знаю ты всегда жила лихо,
Русь моя, Есенинская Русь!
С берегов Оки, реки гордой,
Я в объятья твои окунусь!
Не меняй характер свой твёрдый,
Русь моя, Есенинская Русь!
Наши дети растут и смеются!
Я любуюсь, не нагляжусь!
Я от счастья боюсь захлебнуться,
Русь моя! Есенинская Русь!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 21»
«Остров детства»
Конспект интегрированного
занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы
«Герб Рязани»
Воспитатель:
Терентьева Екатерина Геннадьевна
Рязань – 2012 год
Пояснительная записка.
a) автор – Терентьева Екатерина Геннадьевна
b) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»
c) На конкурс я представляю:
-
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Герб Рязани»
d) Наблюдая тенденцию засилия западных образцов – забываются народные национальные традиции, дети мало видят и слышат русского вокруг себя.
В традиционных программах знакомство с историей России подаётся в общенациональных рамках без акцента на региональную культуру. Поэтому очень важно привить детям ростки национальной культуры с детства, чтобы ребёнок почувствовал, что он является частью древнего русского народа, так как именно старшим дошкольникам соответствует большая восприимчивость к образцам воспитания национальных черт. Знакомство с историей родного государства с детьми этого возраста можно проводить в разных формах работы.
e) Дополнительные материалы:
-
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Герб Рязани»
-
Общеразвивающие упражнения с элементами народного фольклора.
-
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
-
Стихи.
-
Описание герба Рязани
Цели.
-
Закреплять знания детей об истории родного города, его названии.
-
Закреплять знания детей о некоторых предметах русского быта, народного искусства.
-
Упражнять в разгадывании кроссворда, развивать мышление, речь.
-
Познакомить с отличительным знаком родного города – гербом.
-
Научить отличать герб Рязани от гербов других городов.
-
Воспитывать гордость за своих предков: воинов - защитников, мастеров народного творчества.
-
Познакомить с правилами д/и «Собери герб».
-
Закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах.
-
Закрепление основных движений.
Активизация словаря: Переславль Рязанский, монголо- татары, ряска, Русь, эмблема, герб.
Обогащение словаря: князь Олег Иванович, хлебосол, попировать, Знать, валик.
Материал.
Кроссворд, изображение российского и рязанского гербов, предметы русского быта, народного искусства, бутафорские грибы, цветы, солнце, мягкие спортивные круги ( кочки), туннель или дуги, коробочка- облако, перья Жар-Птицы из фольги и картона
Предварительная работа: занятие об истории г. Рязани, народных промыслах Рязанского края; скопинской керамике, михайловского кружева, других народных промыслов, занятие по ознакомлению с государственными символами; гербом, флагом, гимном России.
Ход занятия:
*Вводная беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о нашем городе. Как называется город, в котором мы живём? ( Рязань.) Город наш очень древний, старинный. И название ему было дано очень давно. Давайте вспомним, как же Рязань стала Рязанью.
Давным-давно был на Руси славный город с красивым названием… (Переславль.) А построен он был на болотистой местности. Кругом одна вода с ряской; ряска – это водоросли, которые растут на болоте. А суша была лишь местами, вода ее как будто резала, Переславль так и назвали « Резанским.» У Руси тогда было много врагов. Русь – это старинное название нашего государства – России. Набежали монголо-татары и сожгли славный город, людей убили, а живых увезли в рабство.
Спустя несколько лет, недалеко от сожженного Переславля Резанского, был построен новый город. И название ему дали Рязань. Буква «е» поменялась на «я», никто не знает почему… Может потому, что так было легче произносить. Наш город очень древний, старинный. Вот об этом мы и будем сегодня говорить.
У каждого города есть свой отличительный знак, своя эмблема. Чтобы узнать об истории рязанской эмблемы мы перенесемся в далекие давние времена. (Звучит народная мелодия, слышится стук в дверь).
*Сюрпризный момент.
- Ребята, слышите, кто-то стучится… (под дверью появляется перо Жар-Птицы с конвертом). Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята. Я Жар-птица. Давным-давно была я девицей- рукодельницей Марьюшкой. Диковинные плела я кружева, красоты невиданной. Не захотела я плести их для Кощея Бессмертного, обернулась Жар-Птицей и улетела из его плена. Теперь я летаю по белому свету и дарю людям рукоделие. А вас я приглашаю в гости, в своё золотое гнездо, у меня есть много интересного. Путь ко мне не близок, через дремучий лес. А баба Яга, злодейка, приготовила для вас ловушки, но в письме есть подсказки, если вы будете внимательны, то преодолеете все трудности, мне же принесите моизолотые пёрышки, разбросанные по лесу.»
Воспитатель: «Ну что? Отправляемся в путь? Но перед опасной дорогой нужно размяться.
*Разминка. (Приложение1)
*Основные движения.
(слышится пение птиц, звуки леса) Воспитатель: «Вот мы и в лесу, давайте рассмотрим подсказки, первая: здесь нарисована грибная поляна и чёрное солнышко, что бы это значило? Мы похоже на этой поляне и находимся, вот и грибы, и солнышко, но чего-то не хватает?» ( У солнышка нет лучей, баба Ягаспрятала их под грибами) (дети находят лучи, и вставляют в основаниесолнышка, расположенного так, что бы дети могли тянуться) Воспитатель:- Под какими грибами вы нашли лучи? (Под ядовитыми (дети называют грибы). - Баба Яга сама ядовитая, и лучи под такими же грибами спрятала. А где могут быть перья Жар-Птицы?(перья находят под съедобными грибами) Вторая подсказка: - Здесь нарисовано болото. Как его перейти? ( По кочкам)(под цветами лилий, там где закончатся кочки, дети находят перья) Третья подсказка: Большая гора, а за горой гнездо Жар-Птицы, мы почти пришли, но как нам преодолеть гору? (через туннель) (дети проползают через туннель)(правильное выполнение основных движений: прыжки по кочкам, проползание в тунель или под дуги, контролирует физкультурный работник или второй воспитатель) (Детей встречает Жар-Птица, дети отдают её перья)
*Дыхательная гимнастика.
- Вдохните мой сказочный воздух, вдох – потянитесь к солнышку, которое вы спасли, выдох, вдох – к пушистым облакам, выдох, вдох – к игривому ветерку.
*Рассматривание небольшой выставки предметов русского быта, народного творчества.
- Ребята, сколько интересных вещей! Давайте их рассмотрим.
(Воспитатель указывает на предметы, дети отвечают).
*Ответы детей с дополнениями воспитателя:
- Это старинная посуда. Её лепили из глины мастера – гончары или токари вытачивали из дерева. Сначала она была такой невзрачной, но крестьяне всегда стремились к красоте. Над этой посудой трудились художники и она становилась очень красивой. Это знаменитая хохлома, а это скопинская керамика.
- А это тряпичные игрушки, такими в старину играли дети. Тогда не было магазинов и рынков, да и денег у крестьян не было, вот и мастерили они для своих детей игрушки сами, шили, вязали, лепили из глины, вырезали из дерева. Вот известная деревянная кукла – Матрёшка. С ней всегда было интересно играть детям, потому что у неё есть секрет: она прячет в себе несколько кукол поменьше.
- А это михайловские кружева, очень яркие, красивые, дорогие. Кружевами крестьяне украшали свои избы, одежду, свою жизнь.
- Кружевами и сейчас украшают одежду, покрывала, скатерти. А вот посудой такой мы почти не пользуемся, но у многих она есть дома. Предметы старины украшают наш быт, мы бережём их, как сувениры.
- Жар-Птица, а что вот это? (А это мой валик с кленовыми коклюшками, на нём-то я и плету свои диковинные кружева. А вы помните, зачем ко мне пожаловали? (Что бы узнать об эмблеме нашего города.) Вот эту шкатулку с сюрпризами я дарю вам.)
-Ребята, как интересно, шкатулка тяжёлая, наверное много сюрпризов, спасибо. Садитесь, ребята, давайте посмотрим, что нам приготовила, Жар – Птица. Здесь кроссворд, давайте его разгадаем. А где же задания?
Жар-Птица:- А задания на пёрышках, которые вы нашли в лесу. ( Жар-Птицачитает задания, воспитатель выкладывает готовые слова ровно одно под другим, первые буквы слов выделены)
Говорят в Рязани они с глазами.(грибы)
Её наряжают на Новый Год.( ель )
Водоросли на болоте. (ряска )
Всеми любимое русское дерево.(берёза)
Дети читают ключевое слово (Герб)
ГР И Б Ы
ЕЛ Ь
Р Я С К А
Б Е Р Ё З А
- Герб, это и есть отличительный знак, эмблема города. Недавно мы познакомились с каким гербом? ( России) (показ герба) В России много городов, у каждого города свой герб, не похожий на герб другого города.
Мы сегодня рассмотрим и поговорим о нашем с вами гербе – гербе Рязани. Вот он наш Герб. Похож он на герб России? Чем? (формой) Какой он формы? (щита, жёлтого цвета) А почему оба герба формы щита? (Потому что мы защищаем свою Родину, свой город )Кто на гербе? ( воин ). У рязанского герба своя давняя история, и вот почему он такой, кто этот воин, послушайте.(Приложение 2).
- Вот какая интересная история у нашего Рязанского герба.
*Физкультминутка. (Приложение 3)
Давайте рассмотрим наш Рязанский герб повнимательней.
*Закрепление.
- Какую он имеет форму? (Форму щита). А как вы думаете, почему? (Чтобы защищаться, это символ защиты своего народа.).
- Кто на фоне щита? (Воин богатырь).
- Этот воин-князь. Кто запомнил, как его зовут? (Князь-Олег). Какое оружие у него в руках? (Меч). Почему?(Не для того, чтобы нападать, а для того, чтобы защищаться.Есть такая пословица «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет»).Во что одет воин? (В зеленое платье, красный плащ). Красный цвет – цвет власти. Мы уже знаем, что это изображение князя Олега, он предводитель. Это еще и цвет знати. Знать – это уважаемые люди, их все знают, им верят. Таким был великий князь Олег. На голове воина шапка. А какого цвета щит? (Желтого). Желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни.
Вот какой он – Герб Рязанский.
- Ребята, а в шкатулке еще что-то. «Собери Герб Рязани». Это игра! Как интересно. Нужно правильно собрать наш герб. Давайте разделимся на команды. И посмотрим, кто быстро и правильно соберет герб.
(Дети собирают герб.Находят нужную форму, правильный цвет, соответствующего воина.)
Подводятся итоги игры.
- Ребята, путешествие наше заканчивается. Нам пора возвращаться.
Жар-птица:- Как только выберетесь из туннеля , увидите узкую тропинку прямо до детского сада.( дети проползают туннель, проходят по канату боком, под звуки леса).
* Дыхательная гимнастика.
-Вдох, руки через стороны вверх, словно крылья Жар-Птицы, на выдох:
- Мы вер-ну-лись( 3р.)
*Анализ занятия.
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? (С гербом Рязани).
- Кто изображен на гербе?
- Почему он с мечем?
- Что означает слово – Герб?
- А как вы думаете, имеет ли еще какой-нибудь город такой же Герб?
(Нет).
- Конечно же, нет. У каждого города свой Герб. Свой отличительный знак. А в заключении послушайте стихотворение о нашем гербе города Рязани. (Приложение 4)
( после прочтения стихотворения воспитатель собирает детей под прикреплённой наверху коробочкой)
-А что на занятии вам понравилось? (выслушав ответы, дёргает за нитку, из коробочки высыпаются перья Жар-Птицы из фольги, слышится голос Жар-Птицы в записи) «Это вам на память, загадайте желание и оно обязательносбудется»
Приложение 1
Разминка.
Руки в боки, поворот – руки на пояс, повороты,
Собирайся народ! – руки в стороны, к плечам, в стороны, ладони в кулак,
В путь-дорогу мы идём – шаги на месте,
И Жар-Птицу мы найдём – руки через стороны вверх, вниз,
Гу-гу-гу, гу-гу-гу – рывки руками,
Не боимся мы Ягу – наклоны в стороны
Приложение 2
Герб Рязанский.
Впервые территориальная эмблема Рязанской земли встречается в XVI в. На государственной печати среди эмблем княжеств и земель, присоединенных к Москве, значится «печать рязанская» с изображением коня, идущего вправо. Около XVII в. на эмблеме Рязанской земли (именно земли, а не города, так как центром был Переславль Рязанский, а не Рязань) появляется фигура воина. Это еще не князь, а простой воин «стоящий человек в плаще и плоской шапке с поднятой саблей в правой руке и ножнами в левой». Воин стал князем лишь в 1779 г., когда Рязанское наместничество получило официально узаконенный герб города вместе с гербами уездных городов.
На рязанском гербе изображают самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича.
Олег Иванович жил более 500 лет назад. Был он – князь храбрый, умный, большой хлебосол, любил попировать, повеселиться; младших родичей, других князей своих рязанских держал он в послушании, не давал им ссориться друг с другом, и во всех его походах они ему помогали. Свою Родину, Рязанскую Землю любил Олег больше всего на свете и только о том и думал, как бы уберечь ее от врагов, а врагов у нее было много: на севере за Окой росло Московское княжество и все больше и больше земель забирало себе в руки, с запада – росло и крепло литовское княжество, а с юга из степей то и дело набегали на рязанскую землю татары, и не было от них покоя: куда ни пойдут все им на пути Рязанская земля, все они ее разоряют.
Приложение 3
Физкультминутка.
А у нас в Рязани – выставить ногу на пятку,
Все грибы с глазами – сгибание ладоней у глаз,
Их едят, они глядят – повороты,
А у нас в Рязани – ногу на пятку,
Мы всё на свете знаем – наклоны в стороны,
Знаем в космос все пути – подняться на носочки,
И сквозь землю как пройти – наклон вперёд,
И где север, и где юг – ладонь ко лбу, посмотреть на право, на лево,
Всё расскажем тебе друг – вокруг себя,
Вот тут , вот тут самые умные дети живут – руки вперёд, повернуться к
гостям.
Приложение 4
Рязанский герб.
На золотом Гербе Рязани
Цвет Солнца, Жизни воплощён.
Стоит с суровыми глазами
Защитник Родины с мечом.
На нём пурпурный плащ атласный,
Травы весенней шапки цвет.
Он лишь мечтает, чтоб прекрасной
Была бы жизнь чрез много лет.
Что б синим – синим было небо,
Весёлый ручеёк журчал,
Чтоб нас земля кормила хлебом
И детский смех не исчезал.
Он никому не угрожает,
Но каждый знает пусть:
Он свою землю защищает,
Он охраняет РУСЬ!
Общеразвивающие упражнения
с элементами народного фольклора.
1. Стойка по команде « Смирно!»
« Выглянуло солнышко, выросли подсолнушки.
Цветки золотые, стебельки прямые.»
2. Ходьба в колонне по одному.
« Добры молодцы шагали, пред девицей воображали».
3. Ходьба на носках, руки в стороны.
« Шла девица за водой, за холодной ,ключевой,
Как пава шла, коромысло несла.»
4. Ходьба на пятках, руки за голову.
« А малые ребятки разминали пятки,
Чтобы не упали, головы держали».
5. Ходьба змейкой.
« Мостовая запетляла, закривляла, закругляла».
6. Бег змейкой.
« По кривой дорожке побежали ножки».
7. Ходьба в колонне.
« Дружным кругом друг за другом,
И подруга за подругой».
8. Наклоны головой вперёд, назад, в стороны, круговые вращения.
« Ах, головка – плутовка, поворачивает ловко,
Глазками моргает, всё на свете знает».
9. Руки через стороны вверх, потянуться на носках, руки в стороны, повороты.
« Здравствуй, Ясно Солнышко, Родная Сторонушка!Поля золотые, луга заливные».
10. Плечи вверх, вниз, поочерёдно, вместе, руки на пояс.
« Молодцы гуляли, плечи разминали,
Вверх- вниз, вверх- вниз, любой недруг держись!»
11. Рывки руками.
« Молодцы гуляли, руки разминали,
Вперёд глядели, в стороны, прочь летите вороны!»
12. Упражнение « Мельница».
« Ветер – веретенница, закружилась мельница».
13. Наклоны к правой, левой ноге.
« Раз грибок, два грибок, полезай в кузовок!»
14. Наклоны в перёд, и.п.- ноги в стороны, руки над головой, пальцы сцеплены.
Упр. « Дровосек».
« И ух, и ух – раздаётся громкий стук!
Тарары – тарары, рубят ветки топоры».
15. Пружинистые выпады вперёд, в стороны.
« Ты качалка, покачай-ка Ваньку, Маньку, Вальку, Гальку».
16. Махи ногами.
« В огороде грабли, на болоте цапли,
На лице веснушки, на листе лягушки».
17. Приседания.
« Васильки, ромашки, приседай, Любашка».
18. Сидя на полу. Наклоны к правой, левой ноге.
« Греби, греби лодочка, плыви, плыви лебёдушка,
Вон на тот бережок, на зелёный лужок».
19. Лёжа на полу. ( можно использовать любые упражнения).
« Наигрались, нагулялись, и на травке распластались».
20. Прыжки.
« Прыг- скок, на мосток, по тропинке во лесок,
Испугается волчок, завалится на бочок».
Дыхательная гимнастика:
« Петушок у нас горластый, по утрам кричит он « Здравствуй!»
Вдох через нос, руки через стороны вверх,
4 подвыдоха – ку-ка-ре-ку, руки опускать.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
1. Собери герб нашего города – Рязани.
Цель: закреплять представление детей о гербе родного города – Рязани, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки, умение выделять герб Рязани из других знаков.
Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов ( например: красный квадрат, зелёный овал, оранжевый ромб, правильная форма – жёлтый щит), силуэты разных воинов в плащах и шапках разного цвета, с различными видами оружия.
Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу, находя правильную форму, воина в соответствующей одежде, с соответствующим оружием.
2. Дети собирают герб по памяти.
2. Собери герб государства – России.
Цель: закреплять представления детей о гербе своего государства – России, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки, умение выделять из других знаков.
Материалы: образец герба России, шаблоны разных форм и цветов ( среди которых правильная основа – красный щит ), изображения разных птиц, разные виды оружия.
Ход игры: дети собирают герб по образцу или по памяти.
3. Собери Российский флаг.
Цель: способствовать закреплению знаний государственной символики – флага.
Материалы: полосы или атласные ленты разного цвета.
Ход игры: 1. Дети по памяти или по образцу находят соответствующие цвета и собирают флаг.
2. Игра может проводиться в виде соревнования нескольких команд.
4. Путешествие из Рязани в Москву.
Цель: закреплять представления детей о населённых пунктах Рязанской и Московской областей , расположенных по направлению Рязань – Москва, их достопримечательностях, способствовать представлению о разных способах передвижения, знакомить с условными обозначениями, развивать интерес к путешествию.
Материалы: игровое поле – карта с изображением автотрассы, железной дороги, реки Оки, начальный пункт – Рязань(обозначение –купола), конечный - Москва(обозначение – кремлёвская башня с курантами), на карте условные обозначения населённых пунктов, мостов, переходов, светофоров и т.д., около названия населённых пунктов изображение достопримечательности данной местности (например – с.Константиново – С.Есенин, г.Рыбное – конь, и т.д.), кубик, три фишки – автомобиль, паровоз, пароход.
Ход игры: 1. Играют три игрока, бросают кубик, продвигаясь вперёд на разных видах транспорта, что бы попасть в Москву, останавливаясь около населённых пунктов или других обозначений, читают или объясняют, что это за остановка (станция, пристань), что интересного можно здесь увидеть.
2. Второй вариант игры – «Путешествие из Москвы в Рязань».
Подборка стихотворений собственного сочинения
Работая с детьми не творить не возможно!
Пчёлка.
- Прожужжи нам пчёлка полосатая
Где летала, где трудилась, ты, крылатая?
- Я любовалась на просторе широтой полей,
Высотой берёз Рязанских, лип и тополей.
Над рекой Окой я весело кружу – жу-жу,
О земле Рязанской всё вам раскажу – жу – жу!
Собирала я нектар в Мещерской стороне,
Ландыши лесные ласково кивали мне!
Я со зверями в заповеднике давно дружу!
О земле Рязанской всё вам расскажу – жу-жу!
Есенинская Русь.
Встану с первым солнечным светом,
Воды родниковой напьюсь.
Ты раскрой мне свои секреты,
Русь моя, Есенинская Русь!
Я в берёзовой роще тихо
По тропинке узкой пройдусь.
Знаю ты всегда жила лихо,
Русь моя, Есенинская Русь!
С берегов Оки, реки гордой,
Я в объятья твои окунусь!
Не меняй характер свой твёрдый,
Русь моя, Есенинская Русь!
Наши дети растут и смеются!
Я любуюсь, не нагляжусь!
Я от счастья боюсь захлебнуться,
Русь моя! Есенинская Русь!
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей