Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Средневековая деревня и ее обитатели»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 7918
1. Образовательные:
- приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
- систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»;
- применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
- формирование умения осуществлять самоконтроль;
- формирование умения рационально планировать работу;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.
- воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности и положительного отношения к учёбе,
- формировать навыки коллективного обсуждения проблем и умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение,
- расширение общего кругозора.
Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.
Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
- создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований;
- наглядность обучения;
- прием сравнения;
- позитивная эмоциональная окраска.
Форма обучения:фронтальная, групповая.
Технологии:игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Учебные пособия:
·А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., — М.: Просвещение, 2009;
·И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вводное повторение
Игра-разминка:
Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).
1 | 2 | 4 | 1 | ? |
3 | 4 | 1 | 2 | ? |
5 | 6 | 3 | ? | 7 |
Задание по группам:
— сделать вычисления;
— соотнести полученный результат с буквой;
— прикрепить букву вместо цифры;
— прочитать полученное слово.
Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.
Задания для команд:
1. Найти 1/2 от 300кг.
2. Найти 1/3 от 300кг.
3. Найти ¼ от 300кг.
4. Найти 20% от 300кг.
5. Найти 5/12 от 300кг.
6. Найти 15% от 300кг.
7. Найти 25% от 500кг
Л | О | И | Б | П | Д | Т | Р | В | Н | У | А | Ш |
125 | 150 | 600 | 100 | 90 | 75 | 120 | 60 | 15 | 200 | 20 | 45 | 450 |
Фронтальный опрос:
Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.
Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?
3. Закрепление изученного материала (фронтальное).
Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».
(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).
«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»
Фронтальная работа с классом — задачи, решаемые совместно:
1 задача.У барина 300 десятин пахотной земли. Он ½ своей земли отдает крестьянам в пользование. Сколько десятин пахотной земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?
1) 1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам
2) 2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор
2 задача.Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?
1) 1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает
7,5:3∙2=5 (дес) засевает крестьянин каждый год
Беседа с учащимися. Мало было земли у крестьянина, а платить надо. Как крестьяне выходили из создавшегося положения? (система трехполья). Что это такое?(Вызванный ученик иллюстрирует систему «трехполье» на интерактивной доске — в архиве размещены презентации (в форматах с расширениями.ppt и .notebook)).
4. Закрепление изученного материала (решение задач по группам).
Самостоятельная работа мини-групп.
Задачи, решаемые самостоятельно по группам:
Задача 1). 5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить барину оброк в размере 1/3 снятого урожая. Сколько кг зерна должен отдать крестьянин барину, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины? Данные округлите до десятых.
Ответ:
1) 10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2) 5000:3 = 1666,7(кг) отдает барину
Задача 2). Для посева нового урожая крестьянин должен отложить зерно с учетом 2ц на 1 десятину. Сколько кг зерна должен отложить крестьянин на посев, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины, и каждый год крестьянин засевает 5 десятин пахотной земли?
Ответ:
1) 2∙5 = 10ц = 1000(кг) на посев
Задача 3). 5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. На корм скоту уходит 20% всего урожая зерна. Сколько кг зерна должен отложить крестьянин на корм скоту, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?
Ответ:
1) 10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2) 5000:100∙20= 1000 (кг) на корм скоту
Задача 4). 5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить церковную десятину. Сколько кг зерна должен отдать крестьянин церкви, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?
Ответ:
1) 10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2) 5000:100∙10= 500 (кг) отдать церкви
Задача № 5, решаемая совместно, с учетом результатов, полученных группами:
Учитывая данные предыдущих задач, сколько кг зерна останется у крестьянина, если нужно еще на еду оставить 800кг зерна? Данные округлите до десятых.
5000 – (1666,7 + 1000 + 1000 + 500 + 800) = 33,3 (кг) останется
Работа с историческим источником «Крестьянское склонение»:
Падежи | Единственное число | Множественное число |
Именительный | этот крестьянин | эти проклятые |
Родительный | этой деревенщины | этих презренных |
Дательный | этому дьяволу | этим лжецам |
Винительный | этого вора | этих негодяев |
Творительный | этим грабителем | этими нечестивцами |
Предложный | о, разбойник | о, подлейшие |
Вопросы к источнику:
С какими чувствами автор говорит о крестьянах?
За какие «грехи» «склоняются» крестьяне?
О каких качествах крестьян автор забывает?
5. Контроль усвоения.
Графический тест.
(учащиеся записывают в тетради ответы: «^» — если утверждение верное, «_» — если утверждение ложно).
1.Оброк – это доля продуктов, производимых в хозяйстве крестьянина, которую он отдает феодалу.
2. Чтобы превратить обыкновенную дробь в десятичную, нужно числитель разделить на знаменатель.
3. Церковная десятина – это налог в пользу церкви.
4. Чтобы умножить дробь на дробь, нужно числитель умножить на числитель, знаменатель умножить на знаменатель.
5. Владельцами земли в феодальной вотчине являлись крестьяне.
6. Чтобы разделить число на обыкновенную дробь, нужно числитель разделить на числитель, знаменатель разделить на знаменатель.
7. В натуральном хозяйстве все изготавливалось на продажу.
8. Процент – это десятая часть числа.
Учитель проводит проверку ответов.
6. Рефлексия
Ученики записывают свои впечатления от урока в «книге отзывов».
7. Подведение итогов урока. Домашняя работа
Составить от имени крестьян «Дворянское склонение» по образцу «Крестьянского склонения»
Домашнее задание по математике: 2 задачи.
Конспект урока
Цели урока:
1. Образовательные:
-
приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
-
систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»
-
применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
-
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
-
формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
2. Развивающие:
-
формирование умения осуществлять самоконтроль;
-
формирование умения рационально планировать работу;
-
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.
3. Воспитательные:
-
воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности
-
положительного отношения к учёбе,
-
формировать навыки коллективного обсуждения проблем и умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение.
-
расширение общего кругозора.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории.
Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.
Приёмы:
-
создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
-
создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
-
оперативный контроль над выполнением требований;
-
наглядность обучения;
-
прием сравнения;
-
позитивная эмоциональная окраска.
Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Технологии: игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Учебные пособия:
-
А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., - М.: Просвещение, 2009;
-
И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вводное повторение
Игра-разминка:
Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).
1 |
2 |
4 |
1 |
? |
3 |
4 |
1 |
2 |
? |
5 |
6 |
3 |
? |
7 |
Задание по группам:
- сделать вычисления;
- соотнести полученный результат с буквой;
- прикрепить букву вместо цифры;
- прочитать полученное слово.
Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.
Задания для команд:
-
Найти 1/2 от 300кг.
-
Найти 1/3 от 300кг.
-
Найти ¼ от 300кг.
-
Найти 20% от 300кг.
-
Найти 5/12 от 300кг.
-
Найти 15% от 300кг.
-
Найти 25% от 500кг
Л |
О |
И |
Б |
П |
Д |
Т |
Р |
В |
Н |
У |
А |
Ш |
125 |
150 |
600 |
100 |
90 |
75 |
120 |
60 |
15 |
200 |
20 |
45 |
450 |
Фронтальный опрос:
Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.
Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?
3. Закрепление изученного материала (фронтальное).
Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».
(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).
«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»
Фронтальная работа с классом - задачи, решаемые совместно:
1 задача. У барина 300 десятин пахотной земли. Он ½ своей земли отдает крестьянам в пользование. Сколько десятин пахотной земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?
-
1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам
-
2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор
2 задача. Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?
-
1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает
Пояснительная записка
Данный урок проводится в целях интеграции школьных предметов, относящихся к разным образовательным областям. Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития личности. Интеграция математики и истории позволяет достичь высоких результатов в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. Учащиеся применяют математические знания при изучении истории, и наоборот. В ходе работы у учащихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции, обладая которыми, школьники оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Очерская средняя общеобразовательная школа №1»
Номинация: Как бывало в старину
Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
«Средневековая деревня и ее обитатели»
Крутько Светлана Александровна, учитель истории
Силичева Наталья Анатольевна, учитель математики
МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа №1» г.Очер Пермский край
г.Очер, 2012г.
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»