Русь забытая
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 1921
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»
Русь забытая
Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе
Андреева Алла Михайловна,
МБДОУ№16,воспитатель
.
г. Канск 2012 г.
Пояснительная записка.
Автор:
Андреева Алла Михайловна;
Название учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок», воспитатель;
Название конкурсной разработки:
Русь забытая;
Краткое описание цели создания разработки:
цель данного занятия состоит в том, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родине, к истории и культуре страны, созданной трудами людей, которых мы зовём соотечественниками. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить. Занятия такого типа учат детей доброте, милосердию и заботе. Знакомят с хозяйственным трудом, нераздельно связанным с рукотворным искусством жилища, домашней утвари и убранства . Занятие можно проводить в детских садах на внеклассных мероприятиях по нравственно-эстетическому воспитанию и на внеклассных мероприятиях в начальных классах по патриотическому воспитанию;
Перечень дополнительных материалов:
фотографии.
Программное содержание:
Формировать представление об облике русской избы.
Воспитывать чувство гордости за свою родину.
Воспитывать необходимость беречь народные традиции.
Развивать представление о старинном празднике «Славянские писанки».
Развивать речь, мышление у детей.
Знакомить с русским сувениром.
Знакомить с эстетикой быта.
Активизация словаря:
Лавка, скамья, роспись.
Обогащение словаря:
Ухват, прялка, писанки, лукошко, «красный угол».
Предварительная работа:
Беседа о родине, разучивание стихотворений, рассматривание картин, предметов народного быта.
Организация:
Занятие проводится в мини-музее «Русская изба». Дети одеты в народные костюмы.
Материал:
Вареные яйца, краски, кисточки , баночки с водой, сердечки из солёного теста.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми приходит в мини-музей «Русская изба».
(воспитатель читает стихотворение)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.
Ребята, а что такое Родина? Что такое Русь? (ответы детей)
Кто знает стихотворение о нашей Родине? (дети рассказывают стихи)
Жура-жура-журавель!
Облетал
он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Склонилась Русь над тихою рекою
И долго так смотрелась в гладь воды,
И любовалась долго так она собою,
Что месяц ей вдруг крикнул с высоты:
- Ой, хороша ты, Русь, я это знаю,
Такой всегда ты, матушка, и будь!
Смутилась Русь и тихо отвечает:
- Я так... поправить... локон чуть.
Храни огонь родной своей земли.
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши Предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут Отеческой земли,
Как ни лесист, как ни болотист он,
Не потянись за чернозёмом южным,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут Отеческой земли!
(воспитатель) Мы стоим с вами на пороге старинной русской избы. По-старому русскому обычаю, когда люди заходили в избу, они находили глазами в избе «Красный угол» и три раза крестились низким поклоном, лишь после этого здоровались с хозяевами и проходили дальше. Красный угол - это угол в избе напротив печи, где висели иконы, и горела лампадка. Да, здесь, в красном углу и гостей встречали, угощали их и все самые важные семейные вопросы решали.
(воспитатель) А с какими словами мы войдем в избу?
Показ воспитателя – поклон: «Мир вашему дому».
Как вы думаете, что означают эти слова?
(Вывод: пожелание хозяевам, чтобы все были здоровыми, никаких ссор в семье не было, чтоб в доме было мирно.)
Давайте сейчас с поклоном и добрыми словами войдем в избу.
Дети входят в мини-музей «Русская изба».
(воспитатель) Мы с вами в русской избе. Что вам здесь знакомо, а что нет?
(дети рассматривают экспонаты и рассказывают о том, что знают).
(воспитатель) Отгадайте загадки!
Медный бес на стол залез (Самовар)
Бабушка седа – бела, зимой всем мила,
А как лето настаёт, про бабушку забывает народ (Печь)
Из угла в угол железным плугом (Утюг)
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт (Ухват)
Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (Веретено)
(воспитатель) Это загадки на предметы быта, которые сейчас в нашем обиходе не встречаются, либо встречаются крайне редко в русских деревушках.
А сейчас давайте попробуем с помощью ухвата переставить чугун с лавки на стол.
( Несколько детей пробуют переставить с помощью ухвата чугунок).
(воспитатель) Мы с вами познакомились с бытом русской избы, а теперь давайте поиграем в игру «Старина». Я буду называть предметы, а вы внимательно слушайте и если я называю предмет современного мира, вы хлопаете в ладоши. Например: ухват, коромысло, холодильник. Веретено, прялка, пылесос.
Рушник, ступка, телефон.
(воспитатель) А какие старинные, народные праздники вы знаете? (ответы детей.)
(воспитатель) На Руси, очень много старинных праздников. Это Свистопляски, Крещение, Юровая, Улошно, Славянские писанки.
Но сегодня мы с вами вспомним праздник, который дошёл до нашего времени.
А сейчас отгадайте загадку.
Белый тулупчик сшит без рубчика. (Яйцо)
Давайте подумаем и вспомним, какой праздник с использованием яиц дошел до наших времен?
(воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что дети называют праздник Пасха).
Пасха - старинный русский праздник, который дошел к нам со времен древней Руси. По традиции на Пасху люди красят яйца краской.
(воспитатель) Откуда появился этот обычай в русской культуре?
А появился этот праздник от старинного русского праздника «Славянские писанки».
На Руси был праздник, который назывался «Славянские писанки».
Писанки - разрисованные куриные яички. В старину их готовили к всевозможным событиям: на рождение ребенка и его именины, на новоселье, на исцеление, для девичьего умывания, на Святую Троицу, на благодарственную молитву.
Разукрашенные яйца в старинные времена были как подарок, как сувенир. Люди шли в гости и несли с собой писанку в подарок, как маленький кусочек доброты, заботы .Сейчас мы с вами вспомним добрые слова, с которыми входили в избу и обращались к хозяевам.
(воспитатель начинает первый говорить: мир дому вашему, чести и любви нажить, красной одежды не сносить).Дети продолжают словесную игру и получают в подарок маленькие сердечки из соленого теста.
(воспитатель)Давайте сложим наши маленькие сердечки вместе и у нас получиться одно большое горячее сердце ,наполненное любовью к своей родине и своим близким. А сейчас мы отправимся в группу, где будем расписывать яйца, а потом подарим эти маленькие сувениры нашим близким в память о нашем забытом прошлом.
Использованная литература:
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России – М.:АРКТИ, 2005.
Ёлкина Н.В. и Тарабарина Т.И. Загадки. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Копица Ф.С. Славянские традиции, верования и ритуалы. Москва, «Наука», 2001.
Навицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.:Пинка – пресс, 2003.
Оситров Е. Святая Русь. – М .,1996.
Панкеев И. Русские праздники. – М ., 1998.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»