Русские традиции. Рождество.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 6559 комментариев: 6
Аксубаевского муниципального района РТ
Русские традиции. Рождество
Внеклассное мероприятие
Самаренкина Татьяна Николаевна,
МБОУ «Старомокшинская средняя
общеобразовательная школа
имени В.Ф. Тарасова», учитель
русского языка и литературы
п.Мюд,2012год
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора:Самаренкина Татьяна Николаевна
Полное название образовательного учреждения(должно соответствовать юридическому статусу), занимаемая должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Тарасова» Аксубаевского муниципального района РТ
Название Конкурсной разработки: Русские традиции. Рождество.
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 7,8-х классов. Это возраст, когда дети считают себя уже достаточно взрослыми и стремятся копировать их поведение. Меняются ценностные ориентиры. На первое место выходят материальные блага. В этот период важно продолжить формирование у учащихся духовных ценностей. Этому способствует обращение учеников к традициям, обычаям народа, т. е обращение к своим истокам. Решить эту задачу поможет наше мероприятие. В процессе подготовки к мероприятию учащимися была проведена огромная работа. Внеклассное занятие проводится в форме устного журнала.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
- Методика: конспект занятия
- Ресурсы:презентация, видеофрагмент фильма «Ночь перед Рождеством»
- Список используемых информационных ресурсов:
- Воздвиженский П. Н. «Священная история», М., «Белый град», <metricconverter productid=«2005 г» w:st=«on»>2005 г.
Цель:
* познакомить учащихся с традициями празднования Рождества;
* раскрыть духовное богатство русского народа;
* приобщить учащихся к истокам русской народной культуры;
* прививать любовь к старине, к родным корням.
Форма занятия:устный журнал.
Оборудование:
* вертеп;
* стол, усыпанный сеном и застланный скатертью;
* открытки, изготовленные учениками;
* маски для инсценирования;
* проектор.
Предварительная работа.
До мероприятия ученики изготавливают вертеп (см. Приложение 1), создают рождественские открытки, разучивают колядки (Приложение 2), стихи о Рождестве. Родители или учителя технологии помогают детям приготовить праздничные блюда.
Ход устного журнала
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. В нашей огромной стране живут люди разных профессий, национальностей, верований. Живут они дружно. Каждый народ стремиться соблюдать свои праздники, свои традиции. Сегодня, в канун Рождества, мы поговорим с вами об одном из самых удивительных и самом любимом празднике всего христианского мира — Рождестве. Католическая церковь отмечает этот праздник 25 декабря, православные христиане – 7 января. Я надеюсь, что все присутствующим узнают много нового и интересного об этом празднике.
2. Страницы журнала
Страница 1. Вводная
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). «Взрослость» праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала январь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям — 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова,
Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.
Напомним также о традиционной церковной дифференциации праздников. «В православной Восточной Церкви нашей, — писал архиепископ Иннокентий в книге „О великих Господских и Богородичных праздниках“, — издревле установлены и ежегодно в известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятая Его Матери. Торжества сии на простом церковном языке называются праздниками, первые — Господскими, а вторые — Богородичными, и притом, великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), — и совершаются с особенною торжественностию».
Этих особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось «двенадесятые» — от древнерусского «два на десяте» -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории. Первая категория — неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Страница 2. Историческая
О Рождестве Спасителя подробно рассказывает Евангелие.
Из Рима, от императора пришел приказ — переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие — рождение Спасителя.
Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.
Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.
Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).
Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев (царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель). Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил, что они ошиблись — младенец не родился, и успокоился.
Страница 3. Театральная
Инсценирование стихотворения Ф.Достоевского «Божий дар».
Участвуют:Ведущий, Ангел, маленький мальчик (малютка), дети (5-6 человек).
Дети сидят на стульчиках, на словах «Те, при виде Елки Божьей, все забыв, тянулись к ней» вскакивают и начинаю спорить.
Ангел несет в руках с маленькую украшенную елочку, на которую надета гирлянда, питающаяся от батарейки. На словах «И тогда каким-то чудом с неба звезды сорвались, и, сверкая изумрудом, в ветки елочки вплелись.» — гирлянда зажигается к общей радости участников.
Ведущий:Крошку Ангела в Сочельник
Бог на землю посылал.
-Как пойдешь ты через ельник, —
Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой,
Дашь, как память обо Мне.
И смутился Ангел-крошка:
Ангел: — Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?
Ведущий:Сам увидишь, — Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц вышел, путь был светел,
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет,
Вскинув елочку на плечи
Ангел радостно идет.
Загляните в окна сами,
Там большое торжество:
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому из деток
Елку Божью подарить.
И прекрасных, и послушных
Много видел он детей,
Те, при виде Елки Божьей,
Все забыв, тянулись к ней.
Вот кричит:
Ребенок 1-ый:«Я елки стою».
Тот корит за то его:
Ребенок 2-ой:«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего».
Девочка:«Нет, я Елочки достойна,
И достойнее других».
Ведущий:Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
И на улицу понурый
Ангел вышел:
Ангел: «Боже мой,
Как узнать, кому из деток
Дар отдать бесценный твой?»
Ведущий:И на улице встречает
Ангел крошку, он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взор горит.
Малютка: — «Елка, елочка, —
Ведущий:захлопал он в ладоши,
Малютка: — Жаль, что я
Этой елки недостоин,
И она не для меня!
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит елочки она.
Пусть не плачет понапрасну...», —
Ведущий:Мальчик Ангелу шепнул,
И с улыбкой Ангел ясной
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались,
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.
Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан,
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.
И любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую
Как бесценный дар понес.
Страница 4. Традиции и обычаи
Рождество — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака; кто по беднее — селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней — без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.
Традиции Рождества на Руси подразумевают пышные застолья. Дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями — «вертепами». Вертеп представлял собой небольшой ящичек, раскрашенный в разные цвета, который представлял собой переносной кукольный театр, где укрепленные на оси персонажи изображали библейский сюжет рождения Христа. За свое выступление, песни и колядки дети получали угощение, сласти и подарки. В некоторых селах эти традиции соблюдаются и по сей день.
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: «Бог, благослови дом и все, что в нем, — скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии — мясо, одежда, постели и здоровье!» А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою «работу», и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких — обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.
Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали.
Эти события нашли отражение в фильме «Ночь перед Рождеством» (по произведению Н. В. Гоголя)… Посмотрим фрагмент фильма.
Страница 5. Литературная.
О Рождестве писали стихи русские и зарубежные поэты и писатели. (Учащиеся читают наизусть стихотворения или отрывки из стихотворений на тему «Рождество»)
Б. Пастернак
(Отрывок)
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи,
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
К. Фофанов
«Еще те звезды не погасли»
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века… И Он распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…
Иван Бунин
«Вечерний ангел»
В вечерний час над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал,
Он видел сумрак предзакатный,
Уже седел вдали восток…
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая
И васильки, и пел в тиши,
И были в песне звуки рая
Невинной, неземной души.
«Дитя,- сказал посланник Бога,
И грусть и радость затая,-
Куда ведет твоя дорога,
И где сложилась песнь твоя?»
Ребенка взор был чист и светел,
Но он в смущении стоял.
«Не знаю...» — робко он ответил.
«Благослови меньшого брата,-
Сказал Господь,- благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!»
И осенил дитя с улыбкой
Вечерний ангел,- развернул
Свои воскрылья в сумрак зыбкий
И на закате потонул.
И как алтарь весенней ночи,
Заря сияла в вышине,
И долго молодые очи
Ей любовались в тишине.
И в созерцании впервые
Дитя познало красоту,
Лелея грезы золотые
И чистой радости мечту.
С. Надсон
«Есть страны»
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.
Г. Гейне
«Божья елка»
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева…
— Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
— Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые —
Для людей — благоволенье,
Мир и правда — для земли.
Г. Лонгфелло
«Рождество»
Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастья всем!»
М. Ю. Лермонтов
Стихи про Рождество
«…из пламя и света рожденное Cлово»
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Иосиф Бродский
Рождество 1963 года
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
Это первое стихотворение Бродского на рождественский сюжет. В последствии он почти на каждое Рождество будет писать по стихотворению, из которых впоследствии составится книга «Рождественский стихи».
Страница 6. Кулинарная
В России канун Рождества, 6 января называется Сочельником, Колядами. Этот день- заключительный день Рождественского поста. До самой вечерней службы церковью предписывается держать строжайший пост, а враждующим следует мириться. Сочельник в христианском мире считается семейным ужином.
Слово Сочельник происходит от слова «сочиво». Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера. Готовилось оно из миндального или макового «молока» смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак. Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник, при других важных событиях — крестинах, поминках. Подобную кашу, немного отличающуюся по составу, называемую «кутьей» варили и на поминках, крестинах, при рождении ребенка, но уже не всегда постную. Так, на второй день после Сочельника готовили «бабкину» кутью — «богатую».
Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом и другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок с кашей, жаркое, колядки, медовые пряники, взвары — по возможностям семьи. В Сочельник, под Рождество, не ели весь день до появления первой вечерней звезды, символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к колыбели младенца Христа. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение… Несмотря на церковное происхождение праздника, на Руси сохранился обычай колядования — пение колядок под окнами.
Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающему плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы — месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.
Колядки с постными начинками.
Тесто для калиток постное:
2 тонких стакана ржаной муки или смеси ржаной и пшеничной муки в соотношении 1:1
1 стакан воды
1 щепотка соли.
Калитки, или колядки (преснушки), — это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.
Замесить 2 тонких стакана ржаной муки или смеси ржаной и пшеничной муки в соотношении 1:1, 1 стакан воды, 1 щепотка соли.
Тесто получается легкое, податливое. Замешенное тесто должно «отдохнуть» 20—30 минут, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Затем тесто раскатывают в жгут, нарезают на равные кусочки, закатывают шарики, из них с помощью скалки раскатывают круглые или овальные лепешки, кладут на них начинки красиво защипывают края, придавая, по желанию, разную форму — круглую, овальную, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольную Выпекают при температуре 180—200° С.
Начинки для калиток- преснушек:
Из дикорастущих или садовых ягод:1 стакан ягод (земляники, черники, малины, голубики, ежевики, брусники), 2 столовые ложки сахара, 1 чайная ложка крахмала.
Если ягода сочная, как, скажем, голубика или черника, то необходимо обязательно добавлять крахмал, чтобы связать сок, иначе донышко изделия отмокнет. Можно на тесто под начинку подсылать толченые сухари.
Из моркови:<metricconverter productid=«300 г» w:st=«on»>300 г сырой моркови, 1 чайная ложка сахара, 1 чайная ложка растительного масла, соль и сок лимона по вкусу.
Морковь натереть на средней терке, припустить с добавлением 1— 2 столовых ложек воды, приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона, растительным маслом. Чтобы морковь не пригорела, ее следует почаще помешивать, а посуду поставить на чугунную подставку.
Из свежих грибов:<metricconverter productid=«1 кг» w:st=«on»>1 кг свежих грибов, 1 —2 столовые ложки растительного масла, 1 головка репчатого лука, соль, зелень укропа или петрушки.
Очищенные промытые грибы отварить до полной готовности, нарезать или нарубить сечкой в деревянной миске, обжарить в растительном масле. Отдельно обжарить мелко нарезанный репчатый лук, соединить с грибами, приправить солью, мелко нарезанной зеленью укропа. Можно добавить и черный молотый перец, это только улучшит вкус изделия.
Из каши:1 стакан пшена, 2 стакана воды, соль, щепотка сахара, растительное масло. Пшено промыть в семи водах, поместить в глиняный горшочек, приправить маслом и солью, залить горячей водой, закрыть крышкой, поставить в духовку и сварить рассыпчатую кашу.
Вместо пшена можно использовать пшеничку, перловку или гречку.
Большой рождественский пирог.
На 18 человек:
1-<metricconverter productid=«1,2 кг» w:st=«on»>1,2 кг пшеничной муки, 350 мл молока, 3 столовые ложки сметаны, <metricconverter productid=«150 г» w:st=«on»>150 г кукурузного или оливкового масла, <metricconverter productid=«50 г» w:st=«on»>50 г сахара, 1 чайная ложка соли, <metricconverter productid=«50 г» w:st=«on»>50 г дрожжей, 1 яйцо. Для начинки: <metricconverter productid=«1,5 кг» w:st=«on»>1,5 кг свежей капусты, 4-5 яиц, 1 луковица, <metricconverter productid=«150 г» w:st=«on»>150 г сливочного масла, <metricconverter productid=«20 г» w:st=«on»>20 г соли, лимонная кислота, 1 столовая ложка сахара.
Приготовить дрожжевое тесто опарным способом, дать ему подойти. Раскатать тесто пластом толщиной <metricconverter productid=«1 см» w:st=«on»>1 см и разделить на две неодинаковые части. Меньшую часть положить на смазанный жиром лист и переложить подготовленной начинкой. Большей частью теста покрыть начинку, края загнуть за края первого пласта. Дать подойти, обмазать взбитым яйцом, наколоть вилкой и выпекать в духовке при умеренном жаре. Остывший пирог нарезать квадратными кусочками.
Для начинки капусту нашинковать, посыпать солью, положить в посуду и трамбовать толкушкой, пока не появится сок. Лук порубить, обжарить в части масла, добавить капусту с соком и в закрытом котле тушить до мягкости на слабом огне, постепенно добавляя оставшееся масло, а также лимонную кислоту и сахар. К остывшей капусте добавить сваренные вкрутую рубленые яйца.
Большой пирог можно начинить молотой отварной говядиной. В этом случае надо отварить <metricconverter productid=«1,4 кг» w:st=«on»>1,4 кг говядины, пропустить ее дважды через мясорубку, добавить мелко нарубленный репчатый лук, обжаренный в маргарине (<metricconverter productid=«50 г» w:st=«on»>50 г), <metricconverter productid=«20 г» w:st=«on»>20 г соли, перец, 1 столовую ложку рубленой зелени, немного бульона и сметаны.
На заметку
Название происходит от «коляды» — древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Колядки — это и рождественские песни, распеваемые колядовальщиками, и угощение, которое выпекали к этому дню, чтобы одаривать колядовальщиков. Это очень древнее изделие в Новгородской области называют преснушками, на Русском Севере, в Карелии — калитками. Но суть от этого не меняется. Изготавливают калитки (преснушки) из пресного ржаного теста из муки и воды, а начинками может служить все, чем одаривает человека природа: грибы, черника, земляника, голубика. Используют для начинок также картофельное пюре, разнообразные каши.
Калитки подавали к щам, борщам, супам, к чаю и квасу. В русской кухне принято было подавать каши вместо хлеба к борщу и щам, что и подтверждается пословицей: «Борщ без каши вдовец, а каша без борща — вдова».
С Рождеством! Приятного аппетита!
Учащиеся поют колядки (см Приложение 2), дарят друг другу рождественские открытки, сделанные своими руками, и угощают присутствующих праздничными блюдами.
Приложение 1. Как сделать вертеп.
Как сделать праздник Рождества еще более осязаемым в доме?
Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети?
Одно из возможных решений – сделать вертеп. Вместе с детьми и другими домочадцами. В зависимости от возраста и умения – вертепы можно сделать разные, сложные и совсем простые – но совместный труд в любом случае подарит радость.
Картонные коробки
Пенопласт.
Белые салфетки.
Водоэмульсионная краска.
Лак с блестками.
Фольга или цветная бумага для оклеивания вертепа изнутри.
Из картонной коробки вырезаем детали и склеиваем их. Внутреннюю сторону мы обклеили фольгой – при включении подсветки вертеп весь светился, можно обклеить цветной бумагой – выбрав цвет по желанию.
Наверх наклеиваем кусочки пенопласта.
Обклеиваем белыми бумажными салфетками, чтобы получился «каменный» рельеф.
Дать хорошо просохнуть.
Покрасить на два-три раза водоэмульсионной краской – цвет по желанию. Мы предпочли белый – как будто вертеп покрыт снегом. А сверху покрыли лаком с блестками. А можно покрасить «под камень».
Оформление внутри – по желанию. Можно внутрь вертепа поместить икону Рождества или красивую открытку Рождества. Можно самим изготовить фигурки животных – мы их слепили из глины, потом раскрасили – все зависит от ваших умения и возможностей.
А совсем хорошо будет сделать в вертепе подсветку – вечером, погасив свет можно будет уютно устроившись около вертепа рассказывать святочные истории…
Приложение 2. Колядки
В Вифлиеме тишина
1. В Вифлиеме тишина,
Спят луга, и спят стада.
Ночь светла как никогда
В небе яркая звезда
Освещает все вокруг:
Реки, горы, лес и луг.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
2.«Чтобы так гореть везде,
Мы не видели нигде».
Говорили пастухи,
Отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костер.
Ангел крылья распростер.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
3.« О не бойтесь, пастухи,
Бог сошел простить грехи,
Он рожден в вертепе ныне»,-
И промолвил Ангел Имя.
И запело все вокруг,
Небо, горы, лес и луг.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
4.Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-мать сидела,
На дитя свое смотрела.
И сияло все вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Припев.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Тарасова»
Аксубаевского муниципального района РТ
Русские традиции. Рождество
Внеклассное мероприятие
Самаренкина Татьяна Николаевна,
МБОУ «Старомокшинская средняя
общеобразовательная школа
имени В.Ф. Тарасова», учитель
русского языка и литературы
п.Мюд,2012год
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора: Самаренкина Татьяна Николаевна
Полное название образовательного учреждения (должно соответствовать юридическому статусу), занимаемая должность: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Тарасова» Аксубаевского муниципального района РТ
Название Конкурсной разработки: Русские традиции. Рождество.
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе: Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 7,8-х классов. Это возраст, когда дети считают себя уже достаточно взрослыми и стремятся копировать их поведение. Меняются ценностные ориентиры. На первое место выходят материальные блага. В этот период важно продолжить формирование у учащихся духовных ценностей. Этому способствует обращение учеников к традициям, обычаям народа, т. е обращение к своим истокам. Решить эту задачу поможет наше мероприятие. В процессе подготовки к мероприятию учащимися была проведена огромная работа. Внеклассное занятие проводится в форме устного журнала.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
-
Методика: конспект занятия
-
Ресурсы: презентация, видеофрагмент фильма «Ночь перед Рождеством»
-
Список используемых информационных ресурсов:
-
Воздвиженский П. Н. «Священная история», М., «Белый град», 2005 г.
-
«Библейская энциклопедия архимандрита Никифора» статья «Рождество Христово».
-
Ляховская Л.П. «Энциклопедия православной обрядовой кухни».
-
Интернет – ресурс: www. best- animation.ru
Цель:
* познакомить учащихся с традициями празднования Рождества;
* раскрыть духовное богатство русского народа;
* приобщить учащихся к истокам русской народной культуры;
* прививать любовь к старине, к родным корням.
Форма занятия: устный журнал.
Оборудование:
* вертеп;
* стол, усыпанный сеном и застланный скатертью;
* открытки, изготовленные учениками;
* маски для инсценирования;
* проектор.
Предварительная работа.
До мероприятия ученики изготавливают вертеп (см. Приложение 1), создают рождественские открытки, разучивают колядки (Приложение 2), стихи о Рождестве. Родители или учителя технологии помогают детям приготовить праздничные блюда.
Ход устного журнала
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. В нашей огромной стране живут люди разных профессий, национальностей, верований. Живут они дружно. Каждый народ стремиться соблюдать свои праздники, свои традиции. Сегодня, в канун Рождества, мы поговорим с вами об одном из самых удивительных и самом любимом празднике всего христианского мира - Рождестве. Католическая церковь отмечает этот праздник 25 декабря, православные христиане – 7 января. Я надеюсь, что все присутствующим узнают много нового и интересного об этом празднике.
2. Страницы журнала
Страница 1. Вводная
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа - организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала январь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям - 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова,
Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.
Напомним также о традиционной церковной дифференциации праздников. "В православной Восточной Церкви нашей, - писал архиепископ Иннокентий в книге "О великих Господских и Богородичных праздниках", - издревле установлены и ежегодно в известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятая Его Матери. Торжества сии на простом церковном языке называются праздниками, первые - Господскими, а вторые - Богородичными, и притом, великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), - и совершаются с особенною торжественностию".
Этих особых праздников - двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" - от древнерусского "два на десяте" -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории. Первая категория - неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово - 25 декабря (7 января), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне - 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля), Преображение Господне - 6 (19) августа. Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа.
Страница 2. Историческая
О Рождестве Спасителя подробно рассказывает Евангелие.
Из Рима, от императора пришел приказ - переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя.
Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.
Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.
Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).
Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду, так как царь издал указ об избиении младенцев (царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель). Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет. А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил,что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.
Страница 3. Театральная
Инсценирование стихотворения Ф.Достоевского «Божий дар».
Участвуют: Ведущий, Ангел, маленький мальчик (малютка), дети (5-6 человек).
Дети сидят на стульчиках, на словах «Те, при виде Елки Божьей, все забыв, тянулись к ней» вскакивают и начинаю спорить.
Ангел несет в руках с маленькую украшенную елочку, на которую надета гирлянда, питающаяся от батарейки. На словах «И тогда каким-то чудом с неба звезды сорвались, и, сверкая изумрудом, в ветки елочки вплелись.» - гирлянда зажигается к общей радости участников.
Ведущий: Крошку Ангела в Сочельник
Бог на землю посылал.
-Как пойдешь ты через ельник, -
Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой,
Дашь, как память обо Мне.
И смутился Ангел-крошка:
Ангел: - Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?
Ведущий: Сам увидишь, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц вышел, путь был светел,
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет,
Вскинув елочку на плечи
Ангел радостно идет.
Загляните в окна сами,
Там большое торжество:
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому из деток
Елку Божью подарить.
И прекрасных, и послушных
Много видел он детей,
Те, при виде Елки Божьей,
Все забыв, тянулись к ней.
Вот кричит:
Ребенок 1-ый: «Я елки стою».
Тот корит за то его:
Ребенок 2-ой: «Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего».
Девочка: «Нет, я Елочки достойна,
И достойнее других».
Ведущий: Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
И на улицу понурый
Ангел вышел:
Ангел: «Боже мой,
Как узнать, кому из деток
Дар отдать бесценный твой?»
Ведущий: И на улице встречает
Ангел крошку, он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взор горит.
Малютка: - «Елка, елочка, -
Ведущий: захлопал он в ладоши,
Малютка: - Жаль, что я
Этой елки недостоин,
И она не для меня!
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит елочки она.
Пусть не плачет понапрасну...», -
Ведущий: Мальчик Ангелу шепнул,
И с улыбкой Ангел ясной
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались,
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.
Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан,
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.
И любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую
Как бесценный дар понес.
Страница 4. Традиции и обычаи
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто по беднее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней - без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.
Традиции Рождества на Руси подразумевают пышные застолья. Дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями - «вертепами». Вертеп представлял собой небольшой ящичек, раскрашенный в разные цвета, который представлял собой переносной кукольный театр, где укрепленные на оси персонажи изображали библейский сюжет рождения Христа. За свое выступление, песни и колядки дети получали угощение, сласти и подарки. В некоторых селах эти традиции соблюдаются и по сей день.
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою "работу", и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких - обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.
Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали.
Эти события нашли отражение в фильме «Ночь перед Рождеством» (по произведению Н. В. Гоголя).. Посмотрим фрагмент фильма.
Страница 5. Литературная.
О Рождестве писали стихи русские и зарубежные поэты и писатели. (Учащиеся читают наизусть стихотворения или отрывки из стихотворений на тему "Рождество")
Б. Пастернак
(Отрывок)
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи,
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
К. Фофанов
«Еще те звезды не погасли»
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века… И Он распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…
Иван Бунин
«Вечерний ангел»
В вечерний час над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал,
Он видел сумрак предзакатный,
Уже седел вдали восток...
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая
И васильки, и пел в тиши,
И были в песне звуки рая
Невинной, неземной души.
"Дитя,- сказал посланник Бога,
И грусть и радость затая,-
Куда ведет твоя дорога,
И где сложилась песнь твоя?"
Ребенка взор был чист и светел,
Но он в смущении стоял.
"Не знаю..." - робко он ответил.
"Благослови меньшого брата,-
Сказал Господь,- благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!"
И осенил дитя с улыбкой
Вечерний ангел,- развернул
Свои воскрылья в сумрак зыбкий
И на закате потонул.
И как алтарь весенней ночи,
Заря сияла в вышине,
И долго молодые очи
Ей любовались в тишине.
И в созерцании впервые
Дитя познало красоту,
Лелея грезы золотые
И чистой радости мечту.
С. Надсон
«Есть страны»
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.
Г. Гейне
«Божья елка»
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева…
— Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
— Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые —
Для людей — благоволенье,
Мир и правда — для земли.
Г. Лонгфелло
«Рождество»
Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастья всем!»
М. Ю. Лермонтов
Стихи про Рождество
«…из пламя и света рожденное Cлово»
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Иосиф Бродский
Рождество 1963 года
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
Это первое стихотворение Бродского на рождественский сюжет. В последствии он почти на каждое Рождество будет писать по стихотворению, из которых впоследствии составится книга «Рождественский стихи».
Страница 6. Кулинарная
В России канун Рождества, 6 января называется Сочельником, Колядами. Этот день- заключительный день Рождественского поста. До самой вечерней службы церковью предписывается держать строжайший пост, а враждующим следует мириться. Сочельник в христианском мире считается семейным ужином.
Слово Сочельник происходит от слова "сочиво". Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера. Готовилось оно из миндального или макового «молока» смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак. Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник, при других важных событиях - крестинах, поминках. Подобную кашу, немного отличающуюся по составу, называемую «кутьей» варили и на поминках, крестинах, при рождении ребенка, но уже не всегда постную. Так, на второй день после Сочельника готовили "бабкину" кутью - "богатую".
Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом и другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок с кашей, жаркое, колядки, медовые пряники, взвары - по возможностям семьи. В Сочельник, под Рождество, не ели весь день до появления первой вечерней звезды, символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к колыбели младенца Христа. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение... Несмотря на церковное происхождение праздника, на Руси сохранился обычай колядования - пение колядок под окнами.
Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающему плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы - месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.
Колядки с постными начинками.
Тесто для калиток постное:
2 тонких стакана ржаной муки или смеси ржаной и пшеничной муки в соотношении 1:1
1 стакан воды
1 щепотка соли.
Калитки, или колядки (преснушки), — это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.
Замесить 2 тонких стакана ржаной муки или смеси ржаной и пшеничной муки в соотношении 1:1, 1 стакан воды, 1 щепотка соли.
Тесто получается легкое, податливое. Замешенное тесто должно «отдохнуть» 20—30 минут, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Затем тесто раскатывают в жгут, нарезают на равные кусочки, закатывают шарики, из них с помощью скалки раскатывают круглые или овальные лепешки, кладут на них начинки красиво защипывают края, придавая, по желанию, разную форму — круглую, овальную, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольную Выпекают при температуре 180—200° С.
Начинки для калиток- преснушек:
Из дикорастущих или садовых ягод: 1 стакан ягод (земляники, черники, малины, голубики, ежевики, брусники), 2 столовые ложки сахара, 1 чайная ложка крахмала.
Если ягода сочная, как, скажем, голубика или черника, то необходимо обязательно добавлять крахмал, чтобы связать сок, иначе донышко изделия отмокнет. Можно на тесто под начинку подсылать толченые сухари.
Из моркови: 300 г сырой моркови, 1 чайная ложка сахара, 1 чайная ложка растительного масла, соль и сок лимона по вкусу.
Морковь натереть на средней терке, припустить с добавлением 1— 2 столовых ложек воды, приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона, растительным маслом. Чтобы морковь не пригорела, ее следует почаще помешивать, а посуду поставить на чугунную подставку.
Из свежих грибов: 1 кг свежих грибов, 1 —2 столовые ложки растительного масла, 1 головка репчатого лука, соль, зелень укропа или петрушки.
Очищенные промытые грибы отварить до полной готовности, нарезать или нарубить сечкой в деревянной миске, обжарить в растительном масле. Отдельно обжарить мелко нарезанный репчатый лук, соединить с грибами, приправить солью, мелко нарезанной зеленью укропа. Можно добавить и черный молотый перец, это только улучшит вкус изделия.
Из каши: 1 стакан пшена, 2 стакана воды, соль, щепотка сахара, растительное масло. Пшено промыть в семи водах, поместить в глиняный горшочек, приправить маслом и солью, залить горячей водой, закрыть крышкой, поставить в духовку и сварить рассыпчатую кашу.
Вместо пшена можно использовать пшеничку, перловку или гречку.
Большой рождественский пирог.
На 18 человек:
1-1,2 кг пшеничной муки, 350 мл молока, 3 столовые ложки сметаны, 150 г кукурузного или оливкового масла, 50 г сахара, 1 чайная ложка соли, 50 г дрожжей, 1 яйцо. Для начинки: 1,5 кг свежей капусты, 4-5 яиц, 1 луковица, 150 г сливочного масла, 20 г соли, лимонная кислота, 1 столовая ложка сахара.
Приготовить дрожжевое тесто опарным способом, дать ему подойти. Раскатать тесто пластом толщиной 1 см и разделить на две неодинаковые части. Меньшую часть положить на смазанный жиром лист и переложить подготовленной начинкой. Большей частью теста покрыть начинку, края загнуть за края первого пласта. Дать подойти, обмазать взбитым яйцом, наколоть вилкой и выпекать в духовке при умеренном жаре. Остывший пирог нарезать квадратными кусочками.
Для начинки капусту нашинковать, посыпать солью, положить в посуду и трамбовать толкушкой, пока не появится сок. Лук порубить, обжарить в части масла, добавить капусту с соком и в закрытом котле тушить до мягкости на слабом огне, постепенно добавляя оставшееся масло, а также лимонную кислоту и сахар. К остывшей капусте добавить сваренные вкрутую рубленые яйца.
Большой пирог можно начинить молотой отварной говядиной. В этом случае надо отварить 1,4 кг говядины, пропустить ее дважды через мясорубку, добавить мелко нарубленный репчатый лук, обжаренный в маргарине (50 г), 20 г соли, перец, 1 столовую ложку рубленой зелени, немного бульона и сметаны.
На заметку
Название происходит от «коляды» — древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Колядки — это и рождественские песни, распеваемые колядовальщиками, и угощение, которое выпекали к этому дню, чтобы одаривать колядовальщиков. Это очень древнее изделие в Новгородской области называют преснушками, на Русском Севере, в Карелии — калитками. Но суть от этого не меняется. Изготавливают калитки (преснушки) из пресного ржаного теста из муки и воды, а начинками может служить все, чем одаривает человека природа: грибы, черника, земляника, голубика. Используют для начинок также картофельное пюре, разнообразные каши.
Калитки подавали к щам, борщам, супам, к чаю и квасу. В русской кухне принято было подавать каши вместо хлеба к борщу и щам, что и подтверждается пословицей: «Борщ без каши вдовец, а каша без борща — вдова».
С Рождеством ! Приятного аппетита!
Учащиеся поют колядки (см Приложение 2), дарят друг другу рождественские открытки, сделанные своими руками, и угощают присутствующих праздничными блюдами.
Приложение 1. Как сделать вертеп.
Как сделать праздник Рождества еще более осязаемым в доме?
Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети?
Одно из возможных решений – сделать вертеп. Вместе с детьми и другими домочадцами. В зависимости от возраста и умения – вертепы можно сделать разные, сложные и совсем простые – но совместный труд в любом случае подарит радость.
Картонные коробки
Пенопласт.
Белые салфетки.
Водоэмульсионная краска.
Лак с блестками.
Фольга или цветная бумага для оклеивания вертепа изнутри.
Из картонной коробки вырезаем детали и склеиваем их. Внутреннюю сторону мы обклеили фольгой – при включении подсветки вертеп весь светился, можно обклеить цветной бумагой – выбрав цвет по желанию.
Наверх наклеиваем кусочки пенопласта.
Обклеиваем белыми бумажными салфетками, чтобы получился «каменный» рельеф.
Дать хорошо просохнуть.
Покрасить на два-три раза водоэмульсионной краской – цвет по желанию. Мы предпочли белый – как будто вертеп покрыт снегом. А сверху покрыли лаком с блестками. А можно покрасить «под камень».
Оформление внутри – по желанию. Можно внутрь вертепа поместить икону Рождества или красивую открытку Рождества. Можно самим изготовить фигурки животных – мы их слепили из глины, потом раскрасили – все зависит от ваших умения и возможностей.
А совсем хорошо будет сделать в вертепе подсветку – вечером, погасив свет можно будет уютно устроившись около вертепа рассказывать святочные истории…
Приложение 2. Колядки
В Вифлиеме тишина
1. В Вифлиеме тишина,
Спят луга, и спят стада.
Ночь светла как никогда
В небе яркая звезда
Освещает все вокруг:
Реки, горы, лес и луг.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
2.«Чтобы так гореть везде,
Мы не видели нигде».
Говорили пастухи,
Отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костер.
Ангел крылья распростер.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
3.« О не бойтесь, пастухи,
Бог сошел простить грехи,
Он рожден в вертепе ныне»,-
И промолвил Ангел Имя.
И запело все вокруг,
Небо, горы, лес и луг .
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.
4.Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-мать сидела,
На дитя свое смотрела.
И сияло все вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Припев.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
С ув. Н.И.Дулатова
С ув.Татьяна
Ход описанного мероприятия (классного часа) соответствует поставленным целям и выбранной номинации конкурса. Содержание отражает свободу совести и вероисповедания, способствует расширению общекультурного кругозора. Автор использует активные формы развития познавательного интереса – устный журнал, театрализация.
К сожалению, методика проведения мероприятия не прописана до конца. А презентация несет мало информации и зрительных образов.
Но к сожалению, у меня не загружается презентация. Очень обидно.
С уважением Ивлева Ю.А.