СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Краткое описание
Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» (учебник «Математика. 6 класс» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд) разработан с использованием компьютерных технологий.
Описание
«Сложение и вычитание рациональных чисел»
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел».
2. Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний, формировать навыки самоконтроля.
3. Вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: систематизация и контроль знаний, умений и навыков.
Оборудование урока:
фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
— по источникам знаний: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
— по степени взаимодействия учителя с учащимися: самостоятельная работа, рассказ.
— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично- поисковый.
— по характеру движения мысли: продуктивный
— методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль (1 уровень), самоконтроль (рефлексия 2 уровень).
Ход урока
I. Организационный момент:
· Готовность класса к уроку
· Психологический настрой учащихся на уроке
· Цели, задачи урока
· Объяснение, как работать с раздаточным дидактическим материалом
· Объяснение, как работать с зачетными листами после каждого этапа урока
II. Работа, направленная на реализацию цели и задач урока:
1.Блиц-опрос (слайды №2,3)
Задания с помощью проектора выводятся на экран. Учащиеся находят неизвестные числа и формулируют правила, которые применялись при решении примеров. Ответы записать на листочках
Ответ: 1) – 9; 2) 7; 3) 6; 4) – 34; 5) 0; 6) -15; 7) 26; 8) -7; 9) – 3; 10) – 31; 11) 499.
2. Индивидуальная работа на компьютере (тест 1 уровня).
3. Решение задач
Математическая зоркость ( слайды №5,6)
«Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501».
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Решение
Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + …+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от– 499 до 501 равна 1001.
Вспомогательные вопросы
«Отгадай слово» ( слайд №5,6) ( на компьютере)
На земном шаре живут птицы– безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Задание выполняется на компьютере. Ученик вводит ответ в компьютер, если он правильный, то появляется буква из ключевого слова. Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово. Если нет возможности работать с компьютером, то карточки раздаются, а ответы проверяются с помощью проектора.
Отгадай слово
Ключ: ФЛАМИНГО
Фламинго строят гнезда в виде усеченного конуса; в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота зависит от того каким будет лето: высокие – к дождливому лету, чтобы их не затопило; более низкие – к сухому. (Учитель показывает ученикам модель конуса).
4. Сравнение рациональных чисел.
Рациональные числа можно не только складывать и вычитать, но и сравнивать
Учащиеся объясняют постановку знаков и формулируют соответствующие правила.
5. Индивидуальная работа на компьютере (тест 2 уровня) программа составлена для случайных величин.
Повторить алгоритм решение уравнений (слайд № 13)
Кто сделает это задание раньше отведенного времени, тому предлагается решить дополнительное уравнение (слайды № 13, 15, 16, 17): 1)
2) . Рассмотреть решения учащихся на доске. Сравнить с правильным решением (слайд № 17).
6. Кросс-опрос (слайды 19, 20). Вопросы спроектированы на экран.
III.Итоги урока.
Самоконтроль 1 уровня
1. Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
Рефлексия (слайд №21). Самоконтроль 2 уровня
2. Уходя приклеить полоску соответствующего цвета.
Спасибо всем за урок. Выключите компьютеры. Урок закончен.
Приложение 1
Методическая часть
Цель использования презентации и компьютерной программы «Сложение и вычитание рациональных чисел»- это повышение мотивации учеников к изучению к изучению предмета математика, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, развитие интереса к изучаемому предмету.
Приложение №2
Отгадай слово
Приложение №3
Сравните (вместо звездочки поставьте знаки =, <, >)
Приложение №5
Зачетная карточка )Ф.И )______________________________
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел».
2. Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний, формировать навыки самоконтроля.
3. Вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: систематизация и контроль знаний, умений и навыков.
Оборудование урока:
- Информационные учебно-наглядные пособия: раздаточный дидактический материал по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
- Учебно–наглядные пособия для упражнений: презентация «Сложение и вычитание рациональных чисел»
- Контрольные учебно-наглядные пособия: тесты 1 и 2 уровня, программа создана в среде программирования Microsoft Visual Basic 6.0
- Технические средства: компьютер Intel (R) Core(TM) 2CPU; операционная система Microsoft Windows XP; система программирования Microsoft Visual Basik 6.0; интерактивная доска StarBoard.
фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
— по источникам знаний: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
— по степени взаимодействия учителя с учащимися: самостоятельная работа, рассказ.
— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично- поисковый.
— по характеру движения мысли: продуктивный
— методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль (1 уровень), самоконтроль (рефлексия 2 уровень).
Ход урока
I. Организационный момент:
· Готовность класса к уроку
· Психологический настрой учащихся на уроке
· Цели, задачи урока
· Объяснение, как работать с раздаточным дидактическим материалом
· Объяснение, как работать с зачетными листами после каждого этапа урока
II. Работа, направленная на реализацию цели и задач урока:
1.Блиц-опрос (слайды №2,3)
Задания с помощью проектора выводятся на экран. Учащиеся находят неизвестные числа и формулируют правила, которые применялись при решении примеров. Ответы записать на листочках
– 6 +? = – 15; | – 5 + 5 = ? | ? – 5 = – 8; |
– 16 + 23 = ? | 15 +? = 0 | – 15 + (– 16) = ? |
-6 +? =0 | – 37 +? = – 11; | – 499 +? = 0 |
– 16 – 18 = ? | 0 + ?=- 7 | |
Ответ: 1) – 9; 2) 7; 3) 6; 4) – 34; 5) 0; 6) -15; 7) 26; 8) -7; 9) – 3; 10) – 31; 11) 499.
2. Индивидуальная работа на компьютере (тест 1 уровня).
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.( а)… надо сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус; б)… надо из большего модуля слагаемых вычесть меньший и перед полученным числом поставить знак большего модуля)
- Как найти длину отрезка на числовой прямой? ( а) …надо из координаты правого конца вычесть координату левого конца; б) … надо сложить координаты концов)
- Вычислите:
- а) – 3 + 10; ( а) 7; б) 13)
- б) 10 – (– 3). ( а) 7; б) 13)
- Закончите предложение.
3. Решение задач
Математическая зоркость ( слайды №5,6)
«Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501».
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501?
Решение
Так как сумма противоположных чисел равна 0, то
– 499 + (– 498) + (– 497) + …+ 497 + 498+ 499 + 500 + 501 =
= 501 + 500 + (– 499 + 499) + (– 498 + 498) + (– 497 + 497) + …+ (– 1 + 1) + 0 =
= 501 + 500 + 0 = 1001.
Ответ: сумма всех целых чисел от– 499 до 501 равна 1001.
Вспомогательные вопросы
- Какими числами являются некоторые слагаемые?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какие свойства сложения можно применить?
«Отгадай слово» ( слайд №5,6) ( на компьютере)
На земном шаре живут птицы– безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Задание выполняется на компьютере. Ученик вводит ответ в компьютер, если он правильный, то появляется буква из ключевого слова. Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово. Если нет возможности работать с компьютером, то карточки раздаются, а ответы проверяются с помощью проектора.
Отгадай слово
№ п/п | Пример | Ответ | Буква | ||||||||
1 | – 3,8 – 5,7 | | | ||||||||
2 | – 8,4 + 3,7 | | | ||||||||
3 | 3,9 – 8,4 | | | ||||||||
4 | – 2,9 + 7,3 | | | ||||||||
5 | | | | ||||||||
6 | -7,4-2,12 | | | ||||||||
7 | – 3,5 + 8,1 | | | ||||||||
8 | – 2,9 – 3,6 | | | ||||||||
– 4,5 | 4,6 | | 4,4 | -9,52 | – 6,5 | – 4,7 | – 9,5 | ||||
А | Г | И | М | Н | О | Л | Ф | ||||
Ключ: ФЛАМИНГО
Фламинго строят гнезда в виде усеченного конуса; в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота зависит от того каким будет лето: высокие – к дождливому лету, чтобы их не затопило; более низкие – к сухому. (Учитель показывает ученикам модель конуса).
4. Сравнение рациональных чисел.
Рациональные числа можно не только складывать и вычитать, но и сравнивать
- как сравнить отрицательные числа?
- как сравнить числа с разными знаками?
- как сравнить число с нулем?
- – 5,6 + 1,8 * – 3,8;
- – 5,6 + 1,8 * 3,8;
- – 5,6 + (– 1,8) * – 3,8.
Учащиеся объясняют постановку знаков и формулируют соответствующие правила.
5. Индивидуальная работа на компьютере (тест 2 уровня) программа составлена для случайных величин.
Повторить алгоритм решение уравнений (слайд № 13)
1.а) Решите уравнение: 7,1 + у = – 1,8.
| б) Решите уравнение: + х = –
|
|
3. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами– 5,6 и 3,5. 3; 2. -11; 3. -9; 4. -15 |
Кто сделает это задание раньше отведенного времени, тому предлагается решить дополнительное уравнение (слайды № 13, 15, 16, 17): 1)
2) . Рассмотреть решения учащихся на доске. Сравнить с правильным решением (слайд № 17).
6. Кросс-опрос (слайды 19, 20). Вопросы спроектированы на экран.
- Число, которому соответствует точка на координатной прямой …(координата)
- Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено…(правее)
- Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …(ноль)
- Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …(модуль)
- Натуральные числа, им противоположные и нуль…(целые)
III.Итоги урока.
Самоконтроль 1 уровня
1. Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
1 | Блиц-опрос | 11 |
2 | правила | 4 |
4 | Математическая зоркость | 4 |
5 | Отгадай слово | 8 |
6 | Сравните | 3 |
7 | Тест | 5 |
8 | Кросс-опрос | 5 |
| Всего баллов | 40 |
Оценка «5»– 33 балла и более «4»– 23-32 баллов «3»– 15-22 баллов | |
Рефлексия (слайд №21). Самоконтроль 2 уровня
- Я не готов идти дальше |
2. Уходя приклеить полоску соответствующего цвета.
Спасибо всем за урок. Выключите компьютеры. Урок закончен.
Приложение 1
Методическая часть
Цель использования презентации и компьютерной программы «Сложение и вычитание рациональных чисел»- это повышение мотивации учеников к изучению к изучению предмета математика, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, развитие интереса к изучаемому предмету.
Элемент ИКТ | Какие цели используются применением этого элемента на уроке | Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей. |
Слайды №1,4,7,9,12,14,18,21 | Развитие интереса к предмету | Активизируют мыслительную деятельность на различных этапах урока |
Слайды № 2,3 | Применение умений сложения и вычитания целых чисел, повторение правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел | Помогает проверить уровень сформированности навыков устного счета целых чисел |
Слайды №5,6 Математическая зоркость | Развитие интереса к предмету | Формирование умения рассуждать, анализировать, выявление закономерностей, развитие мышления |
Слайд №8 Отгадай слово | Повторение знаний сложения и вычитания рациональных чисел, умение применять соответствующие правила | Помогает проверить уровень сформированности навыков счета рациональных чисел |
Слайды №10,11 Сравните | Повторение знаний сложения, вычитания, сравнения рациональных чисел, умение применять соответствующие правила | Помогает проверить уровень сформированности навыков счета, умение сравнивать рациональные числа |
Слайды № 13,15,16 Уравнения с модулем | Знание определения и свойств модуля | Помогает проверить умение решать простейшие уравнения с модулем |
Слайды №19,20 Кросс-опрос | Повторение определений по теме «Положительные и отрицательные числа» | Помогает оперативно проверить знание определений |
Слайд №22 рефлексия | Самооценка готовности обучающегося к дальнейшей работе по теме | |
Компьютерная программа Тест 1 уровня | Проверить уровень сформированности у обучающихся учебных знаний, умений и навыков по теме «Положительные и отрицательные числа» | Оперативная проверка результата по теме, оценка ЗУН в баллах |
Компьютерная программа «Отгадай слово», тест 2 уровня | Повторение знаний сложения, вычитания, сравнения рациональных чисел, умение применять соответствующие правила в решении уравнений, нахождении значений выражения | Оперативная оценка ЗУН |
Приложение №2
Отгадай слово
№ п/п | Пример | Ответ | Буква |
1 | – 3,8 – 5,7 | | |
2 | – 8,4 + 3,7 | | |
3 | 3,9 – 8,4 | | |
4 | – 2,9 + 7,3 | | |
5 | | | |
6 | -7,4-2,12 | | |
7 | – 3,5 + 8,1 | | |
8 | – 2,9 – 3,6 | | |
– 4,5 | 4,6 | | 4,4 | -9,52 | – 6,5 | – 4,7 | – 9,5 |
А | Г | И | М | Н | О | Л | Ф |
Приложение №3
Сравните (вместо звездочки поставьте знаки =, <, >)
- – 5,6 + 1,8 * – 3,8;
- – 5,6 + 1,8 * 3,8;
- – 5,6 + (– 1,8) * – 3,8.
1.Число, которому соответствует точка на координатной прямой …(координата) 2.Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено…(правее) 3.Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …(ноль) 4.Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …(модуль) 5.Натуральные числа, им противоположные и нуль…(целые) | |
Зачетная карточка )Ф.И )______________________________
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
1 | Блиц-опрос | 11 |
2 | правила | 4 |
4 | Математическая зоркость | 4 |
5 | Отгадай слово | 8 |
6 | Сравните | 3 |
7 | Тест | 5 |
8 | Кросс-опрос | 5 |
| Всего баллов | 40 |
Оценки «5» – 33 балла и более «4» – 23-32 баллов «3» – 15-22 баллов | |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Математика
6 класс
05 марта 2012
Файлы
Сложение и вычитание рациональных числел 1.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Современные практики организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ в системе среднего профессионального образования»
Но работа имеет множество мелких недочетов, которые, в целом, создают «картину» незавершенности методической разработки.
Хотелось бы посмотреть на тесты 1 и 2 уровня (программа создана в среде программирования Microsoft Visual Basic 6.0), с которыми работали учащиеся за компьютером.
Интересно услышать (или увидеть описанным) подробнее «Психологический настрой учащихся на уроке».
В таблицах не отображены некоторые элементы. Если бы материал был размещен на странице правильно, то есть в виде файла, а не аннотации, этого, возможно, и не было бы.
Ключ «Фламинго» не имеет прямого отношения к теме урока, его лучше заменить на термин по теме или с нею связанный. Дополнительная информация про усеченный конус отвлекает учащихся от главного, что они должны усвоить в этой теме. Здесь нарушается дидактический принцип целеполагания.
Имеются опечатки и неточности.
Невольно возникает вопрос: если преподаватель использует интерактивную доску, то почему нет интерактивных элементов?
Повторения по ходу проведения урока и информация в приложении ухудшают качество методической разработки.
Не совсем уместна вставка уравнений с модулями в один ряд с заданиями. Эту тему лучше изучать отдельно, разбирая различные случаи использования модуля.