В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

"Свет - самое "темное" пятно в физике"

"Свет - самое "темное" пятно в физике"

Ирина Гавьюк
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 4018 комментариев: 5
Краткое описание
Данный урок разработан для учащихся 11 класса для обобщения и закрепления знаний, умений поразделу "Оптика"
Описание
Тема урока: Свет — самое «темное» пятно в физике.

«В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки»

     Уильям Брегг

 
Тип урока: урок – обобщение по теме «Оптика»
Цель: Обобщить  и  закрепить знания и умения учащихся по теме «Оптика». Развить умения применения своих знаний в различных ситуациях, активизация познавательной деятельности учащихся.
 
Класс делится на три команды (по желанию). Каждая команда придумывает название из области оптики и эмблему.
 
Вступительное слово учителя:  Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые загадочны, потому что мы не  можем объяснить их причины или просто не  задумываемся над ними. Основной орган, с помощью которого мы осязаем окружающий мир это наши глаза. Давайте сегодня вместе разберемся,  раскроем «темную» тайну света и проследим связь между светом, глазами, окружающим миром. 
 
1тур: Объясни увиденное

  1)ОБОРУДОВАНИЕ: закопченный шарик на нити, прозрачный стакан с водой.
   ВОПРОС:  Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?
(ответ: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей шарик, поэтому вокруг шарика,  погруженного в воду, остается тонкий слой воздуха. Лучи света испытывают полное  отражение от границы раздела»вода-слой воздуха» около шарика, поэтому он кажется серебристым в воде, а вынимая его из воды эффект исчезает)
2)ОБОРУДОВАНИЕ: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, фигурка    (маленькая игрушка)
ВОПРОС: На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим игрушку, освещаем ее и  зеркало пучком света. При этом на экране видны две тени-изображения игрушки: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?
   (ответ: Прямое изображение получаем потому, что игрушка стоит на пути лучей, отразившихся от зеркала. Обратное — так как игрушка стоит на пути падающих на    зеркало лучей.)
3)ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачная стеклянная пластина, сосуд с водой, сосуд с толченным  стеклом, экран, кодоскоп.
   ВОПРОС: Стеклянная пластинка прозрачна. Почему же толченное стекло непрозрачно?
   (ответ: Поверхность частиц толченного стекла неровная, поэтому большинство падающих  на их поверхность лучей рассеивается, а, те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.
  
2 тур: Физика в литературе

  1)И.Гете: «Утверждение Ньютона — чудовищное предположение. Да и как это может быть чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет — белый – оказался  смесью цветных лучей?» ВОПРОС: О каком явлении идет речь? Верно ли утверждение что красок в природе нет? Докажите.   
  (ответ: дисперсия)
2)Ф.И.Тютчев: «День вечереет, ночь близка,
   Длинней с горы ложится тень.
    На небе гаснут облака…
   ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?
   (ответ: за счет увеличения угла падения лучей)
3)С.Я Маршак: «Горит, как хвост павлиний,
 Каких цветов в нем нет!
   Лиловый, красный, синий,
   Зеленый, желтый цвет.
   Огнями на просторе
   Играет легкий шар
   То в нем синее море,
     То в нем горит пожар.
     В нем столько блеску было.
     Была такая спесь
А он- воды и мыла
Раздувшаяся смесь
   ВОПРОС: Почему мыльный пузырь — шар?
   ( ответ: согласно закона Паскаля ….)
4)В.Катаев повесть «Белеет парус одинокий»
    «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную воду, казалось    сломанным»
   ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?
   (ответ: из-за  преломления лучей водой)
5) Г.Хаггард «Копи царя Соломона»
   «С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывал на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно – серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну – оно теперь заволокло более половины ее кроваво – красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше…»

    ВОПРОС: Какое явление описывается в отрывке романа? Какова его причина? Почему  Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво – красной?
   (ответ: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеиванию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, оказавшейся в тени Земли)
6)Отрывок из французской сказки: « Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».
   ВОПРОС: Какое явление природы описано в этом отрывке?
(ответ: миражи. Этот мираж мог возникнуть, так как показатель преломления воздуха    выше у поверхности воды и уменьшается с высотой. Световые лучи изгибаются так, что их траектория как в данном случае будет обращена выпуклостью вверх, поэтому матросы увидели замок вверху, как бы висящим над линией горизонта.)
 
3 тур:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…»
 
Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон исследуя преломление светового луча, направил его на трехгранную стеклянную призму и получил разложение света в спектр. 
1)Где должно находиться Солнце, когда вы смотрите на радугу? Можно ли на небе увидеть две радуги – одну перед собой, а вторую позади себя?
(ответ: Две радуги увидеть в противоположных сторонах неба нельзя, так как радуга должна быть только в противоположной стороне от Солнца)
2)Почему радуга имеет форму дуги?
(ответ: Радуга появляется в следствии полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. Цветные лучи рассеиваются больше в направлении, образующем угол около 42 с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек дающих лучи под 42 есть дуга окружности.)
3)Почему днем не видно звезд?
(ответ: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд)
4)Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?
(ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечным светом, отраженным от земной атмосферы.)
5)Длина волны красного света в вода равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом?
(ответ: Красный, так как при переходе света из одной среды в другую частота света не меняется и она не определяет цвет лучей)
6)Почему Солнце у горизонта кажется большим, красным и сжатым сверху и снизу?
(ответ: Причина сплющенности в преломлении лучей в атмосфере. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем сильнее оно сплющено, так как толщина атмосферы по направлению
к горизонту увеличивается.)
    
4 тур: Черный ящик.

Выносится черный ящик с неизвестным содержимым.
ВОПРОС:   Этот прибор описывается в одном из произведений Жюль Верна. Он очень прост
в применении. Для того, чтобы изготовить его нужно взять: 2 стекла от часов, соломинку и кусочек смолы, а также стакан воды. Что это за прибор? Где он применяется?  В каком произведении описывается?   
(ответ: Лупа. «Капитан Немо»)
 
 5 тур: Иллюзии    

 
1.Какой отрезок больше: АС или ВС 
 

2. АВ – прямая ли это линия?   
 
3.Какие фигуры больше: белые или черные?
 

4.Что напоминают вам эти фигуры? Какой квадрат больше?
 
5.Какие отрезки длиннее: левые или правые?   
 
 
6.Прямая ли это линия?
 
 

6 тур: Кто как смотрит и кто что видит

 
 Мы с вами живем в прекрасном мире света, который доставляет нам много радости.
Внешний мир мы видим благодаря зрению. « Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов — они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитана» (И. Лигинецкий)
  В этом туре ребятам предлагается показать свои знания, эрудицию по особенностям 
зрения у человека, у животных, у рыб, о применении законов оптики в криминалистике,
искусстве, фотографии и т.д (задание готовится заранее, дома).
 
Подведение итогов урока Присвоение командам званий: «  Самая лучезарная»,
«Самая светлая» ,  « Самая загадочная», Вручение дипломов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:  Чудный дар природы вечной,
  Дар бесценный и святой,
   В нем источник бесконечный
    Наслажденья красотой.
     Солнце, небо,, звезд сиянье,
    Море в блеске голубом-
     Всю природу и созданья
Мы  лишь в свете познаем.
     ( опера « Иоланта.». М.И.Чайковский)  
    
Список использованной литературы:
  1. Тихомирова С.А, Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М. Школьная Пресса, 2000.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика.Книга 1и2.-М.,2007.
  3. ТарасовЛ.В. Физика в природе.-М.: Вербум-М, 2002
  4. Зверева С.В. В мире солнечного света.- М.Гидрометеоиздат,2008

 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
оптика.doc Скачать

  • фамилия, имя, отчество автора: Гавьюк Ирина Борисовна

  • квалификационная категория: высшая

  • место проживания: городской округ ЗАТО Большой Камень

  • название учебного заведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

  • дисциплина: физика

  • учебник, по которому ведется обучение: Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11 класс.

  • тема: «Свет – самое «темное» пятно в физике»

  • класс: 11

  • продолжительность урока: 45 минут



































Тема урока: Свет - самое «темное» пятно в физике.

«В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки»

Уильям Брегг


Тип урока: урок – обобщение по теме «Оптика»

Цель: Обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Оптика». Развить умения применения своих знаний в различных ситуациях, активизация познавательной деятельности учащихся.


Класс делится на три команды (по желанию). Каждая команда придумывает название из области оптики и эмблему.


Вступительное слово учителя: Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые загадочны, потому что мы не можем объяснить их причины или просто не задумываемся над ними. Основной орган, с помощью которого мы осязаем окружающий мир это наши глаза. Давайте сегодня вместе разберемся, раскроем «темную» тайну света и проследим связь между светом, глазами, окружающим миром.

1тур: Объясни увиденное


1)ОБОРУДОВАНИЕ: закопченный шарик на нити, прозрачный стакан с водой.

ВОПРОС: Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?

(ответ: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей шарик, поэтому вокруг шарика, погруженного в воду, остается тонкий слой воздуха. Лучи света испытывают полное отражение от границы раздела»вода-слой воздуха» около шарика, поэтому он кажется серебристым в воде, а вынимая его из воды эффект исчезает)

2)ОБОРУДОВАНИЕ: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, фигурка (маленькая игрушка)

ВОПРОС: На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим игрушку, освещаем ее и зеркало пучком света. При этом на экране видны две тени-изображения игрушки: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?

(ответ: Прямое изображение получаем потому, что игрушка стоит на пути лучей, отразившихся от зеркала. Обратное - так как игрушка стоит на пути падающих на зеркало лучей.)

3)ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачная стеклянная пластина, сосуд с водой, сосуд с толченным стеклом, экран, кодоскоп.

ВОПРОС: Стеклянная пластинка прозрачна. Почему же толченное стекло непрозрачно?

(ответ: Поверхность частиц толченного стекла неровная, поэтому большинство падающих на их поверхность лучей рассеивается, а ,те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.

2 тур: Физика в литературе


1)И.Гете: «Утверждение Ньютона - чудовищное предположение. Да и как это может быть чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет - белый – оказался смесью цветных лучей?» ВОПРОС: О каком явлении идет речь? Верно ли утверждение что красок в природе нет? Докажите.

(ответ: дисперсия)

2)Ф.И.Тютчев: «День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень.

На небе гаснут облака…

ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?

(ответ: за счет увеличения угла падения лучей)

3)С.Я Маршак: «Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Огнями на просторе

Играет легкий шар

То в нем синее море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было.

Была такая спесь

А он- воды и мыла

Раздувшаяся смесь

ВОПРОС: Почему мыльный пузырь - шар?

( ответ: согласно закона Паскаля ….)

4)В.Катаев повесть «Белеет парус одинокий»

«Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную воду, казалось сломанным»

ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?

(ответ: из-за преломления лучей водой)

5) Г.Хаггард «Копи царя Соломона»

«С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывал на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно – серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну – оно теперь заволокло более половины ее кроваво – красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше…»

ВОПРОС: Какое явление описывается в отрывке романа? Какова его причина? Почему Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво – красной?

(ответ: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеиванию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, оказавшейся в тени Земли)

6)Отрывок из французской сказки: « Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».

ВОПРОС: Какое явление природы описано в этом отрывке?

(ответ: миражи. Этот мираж мог возникнуть ,так как показатель преломления воздуха выше у поверхности воды и уменьшается с высотой. Световые лучи изгибаются так, что их траектория как в данном случае будет обращена выпуклостью вверх, поэтому матросы увидели замок вверху, как бы висящим над линией горизонта.)


3 тур: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…»


Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон исследуя преломление светового луча, направил его на трехгранную стеклянную призму и получил разложение света в спектр.

1)Где должно находиться Солнце, когда вы смотрите на радугу? Можно ли на небе увидеть две радуги – одну перед собой, а вторую позади себя?

(ответ: Две радуги увидеть в противоположных сторонах неба нельзя, так как радуга должна быть только в противоположной стороне от Солнца)

2)Почему радуга имеет форму дуги?

(ответ: Радуга появляется в следствии полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. Цветные лучи рассеиваются больше в направлении, образующем угол около 42 с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек дающих лучи под 42 есть дуга окружности.)

3)Почему днем не видно звезд?

(ответ: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд)

4)Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

(ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечным светом, отраженным от земной атмосферы.)

5)Длина волны красного света в вода равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом?

(ответ: Красный, так как при переходе света из одной среды в другую частота света не меняется и она не определяет цвет лучей)

6)Почему Солнце у горизонта кажется большим, красным и сжатым сверху и снизу?

(ответ: Причина сплющенности в преломлении лучей в атмосфере. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем сильнее оно сплющено, так как толщина атмосферы по направлению

к горизонту увеличивается.)

4 тур: Черный ящик.


Выносится черный ящик с неизвестным содержимым.

ВОПРОС: Этот прибор описывается в одном из произведений Жюль Верна. Он очень прост

в применении. Для того, чтобы изготовить его нужно взять: 2 стекла от часов, соломинку и кусочек смолы, а также стакан воды. Что это за прибор? Где он применяется? В каком произведении описывается?

(ответ: Лупа. «Капитан Немо»)


5 тур: Иллюзии


1.Какой отрезок больше: АС или ВС

А В

С

2. АВ – прямая ли это линия?

А

В

3.Какие фигуры больше: белые или черные?


4.Что напоминают вам эти фигуры? Какой квадрат больше?




5.Какие отрезки длиннее: левые или правые?


6.Прямая ли это линия?



6 тур: Кто как смотрит и кто что видит


Мы с вами живем в прекрасном мире света, который доставляет нам много радости.

Внешний мир мы видим благодаря зрению. « Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитана» (И. Лигинецкий)

В этом туре ребятам предлагается показать свои знания, эрудицию по особенностям

зрения у человека, у животных, у рыб, о применении законов оптики в криминалистике,

искусстве, фотографии и т.д (задание готовится заранее, дома).


Подведение итогов урока Присвоение командам званий: « Самая лучезарная»,

«Самая светлая» , « Самая загадочная» , Вручение дипломов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо,,звезд сиянье,

Море в блеске голубом-

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

( опера « Иоланта.». М.И.Чайковский)

Список использованной литературы:

  1. Тихомирова С.А, Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М. Школьная Пресса, 2000.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика.Книга 1и2.-М.,2007.

  3. ТарасовЛ.В. Физика в природе.-М.: Вербум-М, 2002

  4. Зверева С.В. В мире солнечного света.- М.Гидрометеоиздат,2008

Обсуждение материала
Ирина Гавьюк
16.03.2012 12:00
Ирина Борисовна, большое спасибо за разработку. Считаю, что ее можно использовать и во внеурочное время.
Татьяна Коврова
19.03.2012 12:10
Ирина Борисовна, спасибо за подробный, содержательный  материал. Собраны интересные факты, которые можно использовать  на классном часу и форма работы вполне приемлима. Успехов Вам!!!
Зинаида Александрова
10.05.2012 19:39
Уважаемая Ирина Борисовна!
Спасибо за представленный материал, который является привлекательным и вызывает интерес за счёт приведённых примеров оптических явлений из литературных произведений.

В предыдущем комментарии отмечено, что "можно использовать на классном часу". Позволю себе отметить, что  многие моменты разработки могут украсить любое внеклассное мероприятие по предмету, но никак ни классный час!

К сожалению, я уже знакома с материалом, представленным Гавьюк Ириной Борисовной. Ранее он опубликован здесь: http://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/fisika/685-gavyuk.html

Для урока обобщения и повторения материала по "Оптике" в 11 классе содержание разработки является недостаточным по сложности, т.к. задания слишком простые и отсутствуют расчётные задачи. Может быть, для класса с гуманитарным направлением такая разработка вполне приемлема, но это не отражено в конспекте.  

Желаю Вам творческих находок!
Надежда Семакова
13.05.2012 21:03
Уважаемая Ирина Борисовна!
Полностью согласна с мнением Зинаиды Александровой. Хотелось бы добавить:
1) вопросы хорошие, но однообразная работа на уроке вызывает быстрое утомление обучающихся;
2) данные задания я использую на уроках в 8 классе;
3) и раз уж это урок обобщения, то очень бы хотелось увидеть и экспериментальные задания;
4) тема урока интересна, но привлечения к ней внимания обучающихся я не нашла.

От всей души желаю Вам творческих успехов!
Людмила Новикова
12.06.2012 19:44
Уважаемая Ирина Борисовна! Спасибо за представленную разработку. Мне кажется, что данный урок более подходит для класса с гуманитарным профилем. Для  "физ-мата" нужны задачи гораздо сложнее. Желаю Вам здоровья и всего хорошего!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос