В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

По страничкам жизни И.Я.Яковлева

По страничкам жизни И.Я.Яковлева

наталия кузьмина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 8921 комментариев: 1
Краткое описание
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за город, в котором он родился  и живет. Эти чувства не появляются  из ниоткуда, они формируются  благодаря увлекательным рассказам  об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный  педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любовь к родной стране.
Описание
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной  к школе группе
Тема «По страничкам жизни И. Я. Яковлева»
 .
Программное содержание:
Образовательная задача:
— Доказать значимость вклада И. Яковлева в историю страны.
Развивающая задача:
— Развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа.
Воспитательная задача:
— Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителями чувашского народа.
Материал:
— Электронные слайды: слайд с записью чувашской мелодии, с изображениями выдающихся людей Чуваши, чувашского алфавита,  первого  чувашского  букваря, изображение ЧГПУ им.И. Яковлева, памятника И. Яковлеву  и проспекта И. Яковлева, девиз и заповедь  великого просветителя в письменном варианте.
— Книга — фотоальбом «И. Я. Яковлев»
— Карточки  со словами для составления девиза и заповеди.
— Карта Чувашской Республики.
— Современные русский и чувашский алфавиты.
— Карточки-изображения для отгадывания загадок.
.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей  в круг.
 - Послушайте,  ребята, какая красивая песня в этот замечательный весенний день  сегодня  нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит  эта песня? (ответы детей)
— Правильно, на чувашском. Я думаю, что  это неспроста, она зовет  нас, чтобы мы вновь собрались вместе, и  узнали что-то новое и интересное. И я предлагаю вам нашу сегодняшнюю встречу, как всегда, начать  с приветствия на   чувашском языке.
Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга  на чувашском языке:
     Ырă кун, ырă кун!
     Çитрě  ырă кун!
 Эпě сире курма хавас,
 Ыр сунатăп кăмăлтан.
— В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок — город, деревня, где он родился, провел свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом — его малая Родина. И где бы  ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее. Скажите мне, ребята, а как называется  ваша малая Родина? (Ответы детей).
— Правильно,   город Чебоксары — столица нашей  Республики Чувашии.
Сейчас я  хочу пригласить сюда Диану. Она  прочтёт стихотворение о нашей Родине. (Чтение стихотворения).
   Над Волгою в Чувашии
   Шумит листвой бульвар.
     Для сердца в мире краше нет,
  Чем ты, мой  Шупашкар.
 Стоят, сверкая маяками,
Мои дворцы на берегу.
     И песни, впитанные в камень,
     Забыть бы мне — да не могу.
   В тех песнях есть души частица,
    Мои труды, мечты полет.
Люблю тебя, моя столица,
   И оттого душа поет.
— Присаживайтесь, ребята. Чувашская земля родила многих выдающихся людей-героев войны, космонавтов,  просветителей, писателей, ученых, поэтов и артистов. Прошу обратить ваше внимание на экран. (Воспитатель предлагает назвать фамилии выдающихся людей, изображенных на слайдах)
— Давайте, ребята, вспомним с кем из выдающихся людей, родившихся на нашей земле,  мы с вами ранее знакомились.
  Ответы детей:
Первый слайд
— А. Г. Николаев —  космонавт из села Шоршелы;
Второй слайд
— В. И. Чапаев — герой гражданской войны;
Третий слайд
— Поэт — Михаил Сеспель;
Четвертый слайд
— А. Павлова — известная балерина.
— Правильно,  ребята. Жизнь этих людей является частицей истории, национальной гордостью. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас еще с одним великим человеком – сыном чувашского народа — И. Я. Яковлевым, с некоторыми страничками  его жизни, и нашу встречу посвятить ему.
Посмотрите, у меня в руках  очень старая книга. Называется она  «Иван Яковлевич Яковлев. Фотоальбом». В этой книге собрано множество фотографий и описана  его жизнь. Открыв первую страницу,  мы  видим портрет этого человека.
 - Вот  он,  И. Я. Яковлев. (Показывает портрет в книге)
Ребята, что вы можете сказать об этом человеке,  внимательно рассмотрев его лицо. (Ответы детей)
— Правильно, по его глазам можно определить, что это человек умный, добрый, честный, искренний.
Любая биография человека начинается с его рождения.
Итак, И. Я. Яковлев родился  много лет назад в чувашской семье, в деревне Кошки-Новотимбаево (показывает  изображение деревни в книге). Его родители  умерли рано, поэтому ему пришлось жить в чужой семье. Ванечка не был здесь чужим, его полюбили, окружили заботой, лаской и добротой. Семья Кирилловых его любила и воспитывала как своего ребёнка. Ему приходилось выполнять всякую работу. Часто по ночам пас лошадей с другими мальчиками, ездил в город продавать огурцы, картошку, бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил, водил лошадей на водопой. В 8 лет мальчика забрали в удельное училище. Учителя хвалили его за добросовестность и упорство, хотя учиться было трудно. Ведь Ваня не знал русского языка, на котором велось обучение. В 19 лет он поступил   учиться в  гимназию.  Гимназия находилась  в городе Симбирск, а сейчас, ребята, это город Ульяновск. (Показывает город  на географической карте). Светлая мысль сделать свой народ грамотным появилась у И. Яковлева еще в юности. Во время учебы он начинает составлять первый  чувашский алфавит,  первый чувашский букварь, другие учебники для чувашских детей и организовывать национальные школы, благодаря  которым чувашские дети научились бы читать и писать. В те времена школ  для сельских детей было очень мало.
 И. Я. Яковлев  окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.
 В первый же год учебы  он создал  чувашский алфавит, а через год был выпущен первый чувашский букварь. Обращаю ваше  внимание на экран: вот он  чувашский алфавит, (слайд 5)  а  вот изображение   первой чувашской азбуки (слайд 6)
Слайд 5
    Слайд 6
Вы, наверное,  помните ребята, когда мы с вами рассматривали детскую энциклопедию, то говорили, что   создателями русского  алфавита были, напомните мне пожалуйста, кто?
Ответы детей:
  - Кирилл и Мефодий.
— Совершенно верно, а  вот создателем чувашского алфавита стал И. Я. Яковлев. Посмотрите, ребята (показывает современные алфавиты), перед вами  два алфавита — русский и чувашский. Согласитесь, они очень похожи, но в чувашском алфавите, который издал И. Я. Яковлев, есть   буквы,  которых нет в русском алфавите. Например, буква  ă(произносит и показывает). Оля, как ты думаешь, какой русский звук напоминает данная буква? Правильно, звук о. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слова на чувашском языке. Если вы в названном слове  услышите звук  ă — хлопайте  в ладоши, если этого звука нет в слове — то  будете  прыгать. Будьте, пожалуйста, очень внимательны.
Воспитатель в порядке очередности называет  знакомые детям   слова на чувашском языке:  шăши  (мышь), кушак (кошка),
кайăк (птица), череп (еж), мулкач (заяц), йытă(собака), чăх (курица), ěне (корова), лаша (лошадь). Дети выполняют условия игры.
— Молодцы, ребята! Маттур,  ачасем. Скоро вы пойдете в школу, вы обязательно продолжите  изучение  чувашского  языка и более подробно познакомитесь с чувашским   алфавитом, который создал И. Я. Яковлев.
Итак, мы с вами узнали, что И. Я. Яковлев был  составителем чувашского алфавита  и первого  чувашского букваря. Так из чего же состоял его первый букварь?
В первый его  букварь входили старинные чувашские, народные песни,  пословицы,  поговорки, и, конечно же загадки.
 У вас на столе лежат картинки. Сейчас я вам буду загадывать загадки из букваря И. Яковлева, а вам  среди множества картинок-отгадок предстоит найти правильную и показать ее.
1. В сенях Альдюк пляшет (метла).
2. Не живой, а дышит (тесто).
3. Отец прямой, мать кривая, а детишки пухленькие (хмель).
4. В поле лежит белый сурбан (лыжня).
— Также в его букварь входило много поучительных рассказов, которые он писал сам. Присаживайтесь поудобнее и послушайте один из них «Как мужик лошадь искал».
Чтение рассказа воспитателем:
Три дня искал мужик лошадь, на которой сидел верхом. Приезжает он в одну деревню и спрашивает:
— Братцы, не видел ли кто-нибудь приблудную лошадь?
— Нет, не видели.
Приезжает в другую деревню.
— Братцы, не видел ли кто приблудную лошадь?
— Нет, не видели.
Из сил выбился мужик, а лошади нет как нет. Повстречал, наконец, он рассудительного старика.
— Не видел ли,  дед, где приблудную лошадь?
— Нет, не  видел. А когда она у тебя пропала?
— Да вот, третий день ищу.
— А какой она масти?
— Пегая, дед, пегая.
— А не то, что под тобой?
Мужика как ветром сдуло с коня. Соскочил и смотрит. Смотрел, смотрел на  лошадь, что была под ним, да как закричит:
— Эта! Эта! Эта!
Проворно взобрался на нее и, радостный, вихрем помчался домой.
Воспитатель:

— Все его рассказы поучительные. В  этом вы убедились, прослушав рассказ. Если мужик был бы повнимательнее, то не тратил бы времени на напрасные поиски приблудной лошади.
Следующая заслуга Яковлева в том, что он на свои средства создал Симбирскую учительскую школу, которой руководил более 50 лет. Из нее вышло более тысячи учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ, один из них это  Константин  Иванов — известный чувашский поэт, написавший известную поэму «Нарспи». Одна из улиц нашего города носит его имя.
 - Ребята, скажите, каков девиз нашей группы?
— Правильно, «Один за всех и все за одного!» Я неспроста задала этот вопрос, потому что у И. Я. Яковлева тоже был свой девиз и своя заповедь, которых он придерживался всю свою жизнь. Хотите узнать? 
— Для того, чтобы их узнать, я предлагаю вам  разделиться на две подгруппы и выполнить  следующее задание.
Сейчас я обеим подгруппам  раздам карточки, на которых  написаны отдельные слова. Эта команда будет  составлять девиз. А другая команда будет составлять  заповедь. Ваша задача – правильно расположить    карточки  со словами и прочитать  девиз и заповедь  просветителя И. Яковлева.
Дошкольники выполняют задание, при необходимости воспитатель помогает. После выполнения задания девиз и заповедь появляются на экране. Ребята проверяют правильность выполнения задания (слайд 7).
Девиз: «Ничего для себя — и все для народа».
Заповедь «Доброта — главное в человеке, доброта есть человечность».
— Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием.  Действительно, со всех концов  шли к Яковлеву  чувашские крестьяне-ходоки, которых он принимал как своих родных братьев. Имя Яковлева живет в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и  для всей нашей Родины.
Его имя присвоено Чувашскому Государственному  Педагогическому университету (слайд 9). В нашем городе перед зданием Национальной  библиотеки в сквере воздвигнут  бронзовый памятник И. Я. Яковлеву (слайд 10). Один из проспектов города назван в его честь (слайд 11-12) — проспект И. Яковлева, а день его рождения — 25 апреля — объявлен днем  чувашского языка.
     Слайд 10   слайд 11
Сегодня Егор подготовил  для нас замечательный сюрприз — он выучил  отрывок из стихотворения, посвященный 150-летию чувашского просветителя Ивана Яковлева «Сбылась его мечта». Пожалуйста, Егор.
(рассказ стихотворения  ребенком)
Хотел помочь тебе, земля родная,
Чтоб свет увидел край привольный наш,
Учились дети, радость познавая,
Чтоб жили в дружбе русский и чуваш.
Он верил, это  будет, точно будет.
За парту сядут дети чувашей.
Нас только выведет учеба в люди
И труд  во имя Родины своей.
 - Спасибо, Егор. Очень трогательные стихи, правда, ребята?
Ну что же, и в завершении нашей сегодняшней встречи давайте снова соберемся в круг, возьмем наш волшебный клубочек и расскажем ему, все, что узнали сегодня нового (каждый ребенок  в порядке очередности,  тезисно,  обобщает тему занятия, передавая клубочек рядом стоящему).
 В следующий раз мы с вами узнаем, почему  чувашский букварь назвали Золотой книгой чувашей, продолжим путешествие по книге «И. Я. Яковлев. Фотоальбом», а также знакомство с рассказами,  старинными пословицами, загадками и с народной мудростью,  которые написал  великий просветитель — И. Я. Яковлев.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №72»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно-образовательной  деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема  «По страничкам жизни И.Я. Яковлева»
Составитель:
старший воспитатель
Кузьмина Наталия
Германовна
Чебоксары, 2012

Пояснительная записка
1. Кузьмина Наталия  Германовна
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» городаЧебоксары Чувашской Республики, старший воспитатель.
3. Название конкурсной разработки — «По страничкам жизни И.Я.Яковлева»
4. Цель методической разработки:
— Определить педагогические основы проблемы формирования  представлений о родной стране   у детей старшего дошкольного возраста.
— Выяснить влияние знаний о родной республике на становление  и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников.
— Систематизировать знания педагогов, родителей и детей об истории своей страны.
Исходя из этих целей были определены следующие задачи: 
1. Пробудить у дошкольников интерес к истории своей страны, своей республики.
2. Развивать любовь детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа, уважение к его традициям и обычаям.
3. Доказать значимость И. Я. Яковлева  в истории страны.
4. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира  путем изучения культурного наследия  разных эпох и народов.
5. Подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие  и познавательную стимуляцию  детей старшего дошкольного возраста.
В сердце каждого человека особое место занимает чувство любви к Родине, гордости за город, в котором он родился  и живет. Эти чувства не появляются  из ниоткуда, они формируются  благодаря увлекательным рассказам  об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный  педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любовь к родной стране. Патриотическое  воспитание детей — одна из основных задач дошкольного  учреждения. Приступая к воспитанию любви к родному краю, к родной стране  педагог обязан продумать, что целесообразнее  показать и рассказать  детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление  о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога — рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В настоящее время нужно заострить внимание на нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения в связи с тем, что за многие десятилетия были утрачены нравственные ценности, в том числе те, которые определяют этническое своеобразие народа.
Воспитание духовно развитой личности возможно при  ознакомлении   детей  с патриотами своей страны, в частности  с   И. Я. Яковлевым. Изучение биографии, творческой деятельности  И. Я. Яковлева, его жизненных принципов, нравственных поступков имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения. Очевидна необходимость разработки конспекта  по   ознакомлению  дошкольников с замечательным просветителем  И. Я.  Яковлевым.  В год истории обращение к данной теме наиболее актуально и своевременно.
Данная разработка может использоваться  в рамках празднования дня рождения И. Я. Яковлева в детском саду в русле решения проблемы  диалога двух культур — чувашской и русской, а также предусматривает   решение  программных образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей  и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при  проведении  режимных моментов.
5. Перечень  дополнительных материалов, предоставляющихся  вместе с разработкой:
5.1 Методика: конспект непосредственно-образовательной  деятельности «По    страничкам истории И.Я. Яковлева»;
5.2 Ресурсы: презентация «По страничкам жизни И.Яковлева»;
5.3 Список используемых  информационных ресурсов.
Литература:
  1. И.Я.Яковлев. Детские рассказы.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1968.
2. Н.Г.Краснов. Выдающийся чувашский педагог-просветитель.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1998 г.
3. Н.Г.Краснов. Иван Яковлев и его потомки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1998.
4. Культура чувашского края. Учебное пособие. Сост. М. И. Скворцов. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.
5. çăлкуç.Родник: хрестоматия. — Чебоксары: Чувашский республиканский  институт образования, 2006.
6. Праздники на земле Улыпа. методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Под. ред. Р. Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова,2006.
7. Иван Яковлевич Яковлев. Фотоальбом. Составители: И. И. Одюков, Ю. И. Богдяж. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект И.Я.Яковлев.на конкурс.doc Скачать

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема «По страничкам жизни И. Я. Яковлева»

.

Программное содержание:

Образовательная задача:

- Доказать значимость вклада И. Яковлева в историю страны.

Развивающая задача:

- Развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа.

Воспитательная задача:

- Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителями чувашского народа.

Материал:

- Электронные слайды: слайд с записью чувашской мелодии, с изображениями выдающихся людей Чуваши, чувашского алфавита, первого чувашского букваря, изображение ЧГПУ им.И. Яковлева, памятника И. Яковлеву и проспекта И. Яковлева, девиз и заповедь великого просветителя в письменном варианте.

- Книга - фотоальбом «И. Я. Яковлев»

- Карточки со словами для составления девиза и заповеди.

- Карта Чувашской Республики.

- Современные русский и чувашский алфавиты.

- Карточки-изображения для отгадывания загадок.

.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:


Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.

- Послушайте, ребята, какая красивая песня в этот замечательный весенний день сегодня нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит эта песня? (ответы детей)

- Правильно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она зовет нас, чтобы мы вновь собрались вместе, и узнали что-то новое и интересное. И я предлагаю вам нашу сегодняшнюю встречу, как всегда, начать с приветствия на чувашском языке.

Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга на чувашском языке:


Ырă кун, ырă кун!

Çитрě ырă кун!

Эпě сире курма хавас,

Ыр сунатăп кăмăлтан.


- В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок - город, деревня, где он родился, провел свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом - его малая Родина. И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее. Скажите мне, ребята, а как называется ваша малая Родина? (Ответы детей).

- Правильно, город Чебоксары - столица нашей Республики Чувашии.

Сейчас я хочу пригласить сюда Диану. Она прочтёт стихотворение о нашей Родине. (Чтение стихотворения).


Над Волгою в Чувашии

Шумит листвой бульвар.

Для сердца в мире краше нет,

Чем ты, мой Шупашкар.

Стоят, сверкая маяками,

Мои дворцы на берегу.

И песни, впитанные в камень,

Забыть бы мне - да не могу.

В тех песнях есть души частица,

Мои труды, мечты полет.

Люблю тебя, моя столица,

И оттого душа поет.


- Присаживайтесь, ребята. Чувашская земля родила многих выдающихся людей-героев войны, космонавтов, просветителей, писателей, ученых, поэтов и артистов. Прошу обратить ваше внимание на экран. (Воспитатель предлагает назвать фамилии выдающихся людей, изображенных на слайдах)

- Давайте, ребята, вспомним с кем из выдающихся людей, родившихся на нашей земле, мы с вами ранее знакомились.

Ответы детей:

Первый слайд

- А. Г. Николаев - космонавт из села Шоршелы;

Второй слайд

- В. И. Чапаев - герой гражданской войны;

Третий слайд

- Поэт - Михаил Сеспель;

Четвертый слайд

- А. Павлова - известная балерина.

- Правильно, ребята. Жизнь этих людей является частицей истории, национальной гордостью. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас еще с одним великим человеком – сыном чувашского народа - И. Я. Яковлевым, с некоторыми страничками его жизни, и нашу встречу посвятить ему.

Посмотрите, у меня в руках очень старая книга. Называется она «Иван Яковлевич Яковлев. Фотоальбом». В этой книге собрано множество фотографий и описана его жизнь. Открыв первую страницу, мы видим портрет этого человека.

- Вот он, И. Я. Яковлев. (Показывает портрет в книге)

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке, внимательно рассмотрев его лицо. (Ответы детей)

- Правильно, по его глазам можно определить, что это человек умный, добрый, честный, искренний.

Любая биография человека начинается с его рождения.

Итак, И. Я. Яковлев родился много лет назад в чувашской семье, в деревне Кошки-Новотимбаево (показывает изображение деревни в книге). Его родители умерли рано, поэтому ему пришлось жить в чужой семье. Ванечка не был здесь чужим, его полюбили, окружили заботой, лаской и добротой. Семья Кирилловых его любила и воспитывала как своего ребёнка. Ему приходилось выполнять всякую работу. Часто по ночам пас лошадей с другими мальчиками, ездил в город продавать огурцы, картошку, бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил, водил лошадей на водопой. В 8 лет мальчика забрали в удельное училище. Учителя хвалили его за добросовестность и упорство, хотя учиться было трудно. Ведь Ваня не знал русского языка, на котором велось обучение. В 19 лет он поступил учиться в гимназию. Гимназия находилась в городе Симбирск, а сейчас, ребята, это город Ульяновск. (Показывает город на географической карте). Светлая мысль сделать свой народ грамотным появилась у И. Яковлева еще в юности. Во время учебы он начинает составлять первый чувашский алфавит, первый чувашский букварь, другие учебники для чувашских детей и организовывать национальные школы, благодаря которым чувашские дети научились бы читать и писать. В те времена школ для сельских детей было очень мало.

И. Я. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.

В первый же год учебы он создал чувашский алфавит, а через год был выпущен первый чувашский букварь. Обращаю ваше внимание на экран: вот он чувашский алфавит, (слайд 5) а вот изображение первой чувашской азбуки (слайд 6)



Слайд 1













Слайд 5

Слайд 6


Вы, наверное, помните ребята, когда мы с вами рассматривали детскую энциклопедию, то говорили, что создателями русского алфавита были, напомните мне пожалуйста, кто?

Ответы детей:

- Кирилл и Мефодий.

- Совершенно верно, а вот создателем чувашского алфавита стал И. Я. Яковлев. Посмотрите, ребята (показывает современные алфавиты), перед вами два алфавита - русский и чувашский. Согласитесь, они очень похожи, но в чувашском алфавите, который издал И. Я. Яковлев, есть буквы, которых нет в русском алфавите. Например, буква ă (произносит и показывает). Оля, как ты думаешь, какой русский звук напоминает данная буква? Правильно, звук о. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слова на чувашском языке. Если вы в названном слове услышите звук ă - хлопайте в ладоши, если этого звука нет в слове - то будете прыгать. Будьте, пожалуйста, очень внимательны.

Воспитатель в порядке очередности называет знакомые детям слова на чувашском языке: шăши (мышь), кушак (кошка), кайăк (птица), череп (еж), мулкач (заяц), йытă (собака), чăх (курица), ěне (корова), лаша (лошадь). Дети выполняют условия игры.

- Молодцы, ребята! Маттур, ачасем. Скоро вы пойдете в школу, вы обязательно продолжите изучение чувашского языка и более подробно познакомитесь с чувашским алфавитом, который создал И. Я. Яковлев.

Итак, мы с вами узнали, что И. Я. Яковлев был составителем чувашского алфавита и первого чувашского букваря. Так из чего же состоял его первый букварь?

В первый его букварь входили старинные чувашские, народные песни, пословицы, поговорки, и, конечно же загадки.

У вас на столе лежат картинки. Сейчас я вам буду загадывать загадки из букваря И. Яковлева, а вам среди множества картинок-отгадок предстоит найти правильную и показать ее.

1. В сенях Альдюк пляшет (метла).

2. Не живой, а дышит (тесто).

3. Отец прямой, мать кривая, а детишки пухленькие (хмель).

4. В поле лежит белый сурбан (лыжня).

- Также в его букварь входило много поучительных рассказов, которые он писал сам. Присаживайтесь поудобнее и послушайте один из них «Как мужик лошадь искал».

Чтение рассказа воспитателем:

Три дня искал мужик лошадь, на которой сидел верхом. Приезжает он в одну деревню и спрашивает:

- Братцы, не видел ли кто-нибудь приблудную лошадь?

- Нет, не видели.

Приезжает в другую деревню.

- Братцы, не видел ли кто приблудную лошадь?

- Нет, не видели.

Из сил выбился мужик, а лошади нет как нет. Повстречал, наконец, он рассудительного старика.

- Не видел ли, дед, где приблудную лошадь?

- Нет, не видел. А когда она у тебя пропала?

- Да вот, третий день ищу.

- А какой она масти?

- Пегая, дед, пегая.

- А не то, что под тобой?

Мужика как ветром сдуло с коня. Соскочил и смотрит. Смотрел, смотрел на лошадь, что была под ним, да как закричит:

- Эта! Эта! Эта!

Проворно взобрался на нее и, радостный, вихрем помчался домой.

Воспитатель:

- Все его рассказы поучительные. В этом вы убедились, прослушав рассказ. Если мужик был бы повнимательнее, то не тратил бы времени на напрасные поиски приблудной лошади.

Следующая заслуга Яковлева в том, что он на свои средства создал Симбирскую учительскую школу, которой руководил более 50 лет. Из нее вышло более тысячи учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ, один из них это Константин Иванов - известный чувашский поэт, написавший известную поэму «Нарспи». Одна из улиц нашего города носит его имя.

- Ребята, скажите, каков девиз нашей группы?

- Правильно, «Один за всех и все за одного!» Я неспроста задала этот вопрос, потому что у И. Я. Яковлева тоже был свой девиз и своя заповедь, которых он придерживался всю свою жизнь. Хотите узнать?

- Для того, чтобы их узнать, я предлагаю вам разделиться на две подгруппы и выполнить следующее задание.

Сейчас я обеим подгруппам раздам карточки, на которых написаны отдельные слова. Эта команда будет составлять девиз. А другая команда будет составлять заповедь. Ваша задача – правильно расположить карточки со словами и прочитать девиз и заповедь просветителя И. Яковлева.

Дошкольники выполняют задание, при необходимости воспитатель помогает. После выполнения задания девиз и заповедь появляются на экране. Ребята проверяют правильность выполнения задания (слайд 7).

Девиз: «Ничего для себя - и все для народа».

Заповедь «Доброта - главное в человеке, доброта есть человечность».

- Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. Действительно, со всех концов шли к Яковлеву чувашские крестьяне-ходоки, которых он принимал как своих родных братьев. Имя Яковлева живет в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины.

Его имя присвоено Чувашскому Государственному Педагогическому университету (слайд 9). В нашем городе перед зданием Национальной библиотеки в сквере воздвигнут бронзовый памятник И. Я. Яковлеву (слайд 10). Один из проспектов города назван в его честь (слайд 11-12) - проспект И. Яковлева, а день его рождения - 25 апреля - объявлен днем чувашского языка.

















Слайд 8 Слайд 9














Слайд 10 слайд 11

Сегодня Егор подготовил для нас замечательный сюрприз - он выучил отрывок из стихотворения, посвященный 150-летию чувашского просветителя Ивана Яковлева «Сбылась его мечта». Пожалуйста, Егор.

(рассказ стихотворения ребенком)


Хотел помочь тебе, земля родная,

Чтоб свет увидел край привольный наш,

Учились дети, радость познавая,

Чтоб жили в дружбе русский и чуваш.


Он верил, это будет, точно будет.

За парту сядут дети чувашей.

Нас только выведет учеба в люди

И труд во имя Родины своей.


- Спасибо, Егор. Очень трогательные стихи, правда, ребята?

Ну что же, и в завершении нашей сегодняшней встречи давайте снова соберемся в круг, возьмем наш волшебный клубочек и расскажем ему, все, что узнали сегодня нового (каждый ребенок в порядке очередности, тезисно, обобщает тему занятия, передавая клубочек рядом стоящему).

В следующий раз мы с вами узнаем, почему чувашский букварь назвали Золотой книгой чувашей, продолжим путешествие по книге «И. Я. Яковлев. Фотоальбом», а также знакомство с рассказами, старинными пословицами, загадками и с народной мудростью, которые написал великий просветитель - И. Я. Яковлев.




































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №72»

города Чебоксары Чувашской Республики




Конспект


непосредственно-образовательной деятельности


в подготовительной к школе группе


Тема «По страничкам жизни И.Я. Яковлева»














Составитель:

старший воспитатель

Кузьмина Наталия

Германовна




Чебоксары, 2012

Пояснительная записка



1. Кузьмина Наталия Германовна


2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» городаЧебоксары Чувашской Республики, старший воспитатель.


3. Название конкурсной разработки - «По страничкам жизни И.Я.Яковлева»


4. Цель методической разработки:

- Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о родной стране у детей старшего дошкольного возраста.

- Выяснить влияние знаний о родной республике на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников.

- Систематизировать знания педагогов, родителей и детей об истории своей страны.

Исходя из этих целей были определены следующие задачи:

1. Пробудить у дошкольников интерес к истории своей страны, своей республики.

2. Развивать любовь детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа, уважение к его традициям и обычаям.

3. Доказать значимость И. Я. Яковлева в истории страны.

4. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

5. Подготовить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей старшего дошкольного возраста.


В сердце каждого человека особое место занимает чувство любви к Родине, гордости за город, в котором он родился и живет. Эти чувства не появляются из ниоткуда, они формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любовь к родной стране. Патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного учреждения. Приступая к воспитанию любви к родному краю, к родной стране педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога - рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В настоящее время нужно заострить внимание на нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения в связи с тем, что за многие десятилетия были утрачены нравственные ценности, в том числе те, которые определяют этническое своеобразие народа.

Воспитание духовно развитой личности возможно при ознакомлении детей с патриотами своей страны, в частности с И. Я. Яковлевым. Изучение биографии, творческой деятельности И. Я. Яковлева, его жизненных принципов, нравственных поступков имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения. Очевидна необходимость разработки конспекта по ознакомлению дошкольников с замечательным просветителем И. Я. Яковлевым. В год истории обращение к данной теме наиболее актуально и своевременно.

Данная разработка может использоваться в рамках празднования дня рождения И. Я. Яковлева в детском саду в русле решения проблемы диалога двух культур - чувашской и русской, а также предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.


5. Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:

5.1 Методика: конспект непосредственно-образовательной деятельности «По страничкам истории И.Я. Яковлева»;

5.2 Ресурсы: презентация «По страничкам жизни И.Яковлева»;

5.3 Список используемых информационных ресурсов.

Литература:

1. И.Я.Яковлев. Детские рассказы.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1968.

2. Н.Г.Краснов. Выдающийся чувашский педагог-просветитель.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1998 г.

3. Н.Г.Краснов. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1998.

4. Культура чувашского края. Учебное пособие. Сост. М. И. Скворцов. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.

5. çăлкуç.Родник: хрестоматия. - Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.

6. Праздники на земле Улыпа. методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Под. ред. Р. Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова,2006.

7. Иван Яковлевич Яковлев. Фотоальбом. Составители: И. И. Одюков, Ю. И. Богдяж. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971.

Яковлев_конкурс.rar Скачать
Обсуждение материала
Анжела Желтышева
12.04.2012 12:57
Во время мероприятия ребята-дошкольники знакомятся с жизнью замечательного земляка, его жизненных принципов. К сожалению, отдельные изображения некачественные, в конспекте, начиная с  6 страницы, другой размер шрифта.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос