Конспект утренника на тему "Хлеб - всему голова"
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.
2. Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна.
4. Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.
У т р е н н и к
Учитель начальных классов:
Касаева Людмила Яковлевна
Категория: высшая Контактный телефон: 21-4-01
Для начальных классов
с использованием компьютерной презентации.
2012год.
Цель: формирование нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.
2. Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна.
4. Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.
Оформление зала:
1. Выставка семян зерновых культур, выращиваемых в СПК «Искра».
2. Выставка рисунков «Берегите хлеба каждую крупицу».
3. Выставка книг о хлебе «Хлеб всему – голова».
4. Выставка хлебобулочных изделий, выпускаемых кондитерским цехом СПК «Искра».
5. Столы с разнообразием хлебобулочных изделий от каждого класса.
6. Компьютерные презентации.
7. Музыкальное оформление.
Звучат песни «Золотые просторы России» муз. Э. Юнкман, слова Г. Ворониной.
«Хлеб –всему голова» в исполнении Ольги Воронец. (Слайд №1)
Ведущая:
Осень – время уборки урожая: хлеба, овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша страна. А хлеб – основной продукт питания. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова!».
(Дети рассматривают рисунки, книги о хлебе).
Наш праздник мы посвящаем вам, дорогие труженики полей и тем, кто печет для нас хлеб.
Девочка:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
(Слайд №2,3)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук».
(Дети вручают гостям каравай.)
Ведущий:Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
«Земля — матушка, а хлеб – батюшка»,
«Без печки холодно- без хлеба голодно»,
«Хлеб в закромах – счастье в домах»
«Без золота проживешь, а без хлеба – нет»,
«Хлеб — всему голова» В этих пословицах заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь народа нашей страны.
(Слайд №4,5)
Ведущая:Много хлеба — вот заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведущий:Святое дело — вырастить хлеб. (Слайд №6)
Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода.
В лабораториях ученых, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, — здесь, начало всех начал.
Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, в пекарню — чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки -вот таким приходит хлеб на наш стол.
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Дети:
1.В нем — здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(Слайд №7,8)
2.Ведь не сразу стали зерна
Хлебом — тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(Слайд №9)
3.Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
4.В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
(Слайд №11)
5.Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
(Слайд №12,13)
6.Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста — готово,
В ящик сыплется оно.
(Слайд №14,15,16,17)
7.Вот на ток пришла пшеница,
(Слайд №18)
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
Перевеют, пересушат,
Начисто переберут.
А на мельнице потом,
В порошок ее сотрут!
(Слайд №19,20)
8.На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
(Слайд №21,22)
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», — шепчет тесто.
9.Ладно, пустим,
В печь давай —
Нарядился каравай.
(Слайд №23)
10.Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
(Слайд №25)
Песня «Зёрнышко»
Ведущая:Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе!?
Кому сегодня мы должны сказать слова благодарности?
Всем, кого вы видели на этих фотографиях. Это наши односельчане, участвующие в уборке урожая 2011года в нашем колхозе.
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль,
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт.
(водитель)
Выступление водителя СПК «Искра» Карташова И.В.
Ведущий:
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
(Выступление Простовой У.В., о работе хлебопекарни нашего посёлка)
(Слайд №25,26,27,28,29,30,31)
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,-
Им спасибо говорим
Их за хлеб благодарим
(Дети вручают цветы)
Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
Дети:
Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущая:Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Когда немцы кольцом окружили город и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше 125г на день и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. (Слайд №32,33)
Ведь нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой — значит победа!
Ведущаий:Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой,
Во время блокады Ленинграда Таня не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина, сестра Тани. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Первые её записи:(Слайд №34)
«Бабушкаумерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Ведущая:Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась.Истощённая голодом девочка умерла.
641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. ( Слайд №35)
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
(показать кусок чёрного хлеба)
(Слайд №36)
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб!
(Слайд №37)
Ведущий:
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.
«При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, тяжёлые военные годы, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. (Слайд №38,39)
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Ведущая:А в наше время мы бережем и ценим хлеб?
Дети:
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Чтение стихотворения «Булка»
(Инсценирование стихотворения)
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
(С. Михалков)
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку.
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком,
Он встретил пятитонку.
И не доеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке – о чуде –
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
И что он много испытал,
Хоть очень свеж и молод,
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот.
В пекарнях на дрожках бродил,
Прошел огонь и воду,
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–
Понятия святые!
Ведущий:«Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с уважением и считали его главным богатством. Они обращаются ко всем мальчикам, кто узнал себя в этих строчках.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В машины……
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущая:
(Слайд №40)
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. А что бы его не выбрасывать, надо брать его столько, чтобы не было лишнего.
А сколько хлеба вы берёте? Какой вы хлеб любите?
(Выступление детей)
Но получилось так, что хлеб остался, вы свежего купили. Как поступить с тем хлебом, который остался?
(Выступление детей) Приложение 1
Ведущий:
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила: (Слайд №41)
Помни правила:
-Обращайся с хлебом бережно(не пинай, не топчи, не кидайся).
-Бери хлеба столько, сколько съешь.
-Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда, покорми птиц.
Ведущий:
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
«Урожайные частушки» слова и музыка Ю. Кулешова
Убран хлеб, и тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
— Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Ну — ка, быстро, не стесняйтесь
Добрым хлебом угощайтесь!
Ешьте, не стесняйтесь,
здоровья набирайтесь
(Слайд №42)
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами.
Приложение 1
Блюда из черствого хлеба
Шарлотка с яблоками
Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу.
Батон—1 шт., яблоки — 4 шт., сахар — 0,5 стакана, яйца — 2 шт., молоко—1 стакан, масло сливочное—1 ст. ложка, сухари молотые — 1 ст. ложка, корица.
Пудинг из белого хлеба
Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40— 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, молоко — 1,5 стакана, яйца — 3 шт., малина свежая— 1 стакан, сахар — 2 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, масло сливочное— 1 ст. ложка, сахарная пудра — 1 ст. ложка или фруктовый сироп — 2 ст. ложки.
Тертый хлеб с курагой
Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3—4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой.
Хлеб ржаной — 0,4 булки, курага — 1 стакан, сахар—1,5 ст. ложки, сливки — 0,5 стакана, сахарная пудра — 1 ст. ложка, вода — 1,5 стакана, лимонная кислота.
Каравай
Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40—50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30—40 минут. Посыпать сахарной пудрой.
Хлеб — 0,5 булки, яйца — 3 шт., молоко — 1,5 стакана, масло сливочное — 3 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, пудра сахарная — 1 ст. ложка, сахар — 3 ст. ложки, сахар ванильный.
Хлебный суп
Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10—15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками.
Хлеб ржаной — 0,5 булки, изюм — 1,5 ст. ложки, сахар — 2 ст. ложки, яблоки — 1 шт., маргарин — 2
Кисель хлебный
Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром
Хлеб пшеничный черствый — 0,3 булки, сухофрукты — 0,5 банки или 2 стакана, сахар — 3 ст. ложки крахмал картофельный — 4 ч. ложки, водя—6 стаканов
Сладкий пирог из сухарей
Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом.
Хлеб ржаной (молотый)—2 стакана, яблоки— 5 шт., сахар — 5 ст. ложек, масло сливочное — 2 ст. ложки, повидло — 2 ст. ложки.
Гренки с фруктами
Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения.
Хлеб белый — 0,4 булки, яйца — 1 шт., сахар— 1,5 ст. ложки, молоко — 0,5 стакана, маргарин — 2 ст. ложки, фрукты консервированные— 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов — 0,5 стакана, сахар — 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный — 1 ч. ложка.
Кекс из белого хлеба
Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30—40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С.
Хлеб белый (молотый) — 2 стакана, изюм — 2 ст. ложки, мука пшеничная — 1 ст. ложка, молоко—1,5 стакана, яйца — 2 шт., маргарин — 3 ст. ложки, сухари молотые— 1 ст. ложка, сахар — 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль.
Тертый хлеб со взбитыми сливками
Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него — взбитые сливки, полить вареньем.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, масло сливочное— 2,5 ст. ложки, сахарная пудра — 1,5 ст. ложки, сливки—1 стакан, варенье — 4 ст. ложки.
Министерство образования Российской федерации
Комитет по образованию Локтевского района, Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
658430,Алтайский край, Локтевский район,
п. Масальский, ул. Советская 11
Тел.(286) 21-3-66
Номинация
«Мое лучшее нестандартное занятие с детьми и подростками»
У т р е н н и к
Учитель начальных классов:
Касаева Людмила Яковлевна
Категория: высшая Контактный телефон: 21-4-01
Для начальных классов с использованием компьютерной презентации.
2012год.
Цель: формирование нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.
2. Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна.
4. Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.
Оформление зала:
-
Выставка семян зерновых культур, выращиваемых в СПК «Искра».
-
Выставка рисунков «Берегите хлеба каждую крупицу».
-
Выставка книг о хлебе «Хлеб всему – голова».
-
Выставка хлебобулочных изделий, выпускаемых кондитерским цехом СПК «Искра».
-
Столы с разнообразием хлебобулочных изделий от каждого класса.
6. Компьютерные презентации.
7. Музыкальное оформление.
Звучат песни «Золотые просторы России» муз. Э. Юнкман, слова Г. Ворониной.
«Хлеб –всему голова» в исполнении Ольги Воронец. (Слайд №1)
Ведущая:
Осень
– время уборки урожая: хлеба, овощей и
фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче
наша страна. А хлеб – основной продукт
питания. Не зря говорят: «Хлеб
– всему голова!».
(Дети рассматривают рисунки, книги о хлебе).
Наш праздник мы посвящаем вам, дорогие труженики полей и тем, кто печет для нас хлеб.
Девочка:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
(Слайд №2,3)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук».
(Дети вручают гостям каравай.)
Ведущий: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
«Земля - матушка, а хлеб – батюшка»,
«Без печки холодно- без хлеба голодно»,
«Хлеб в закромах – счастье в домах»
«Без золота проживешь, а без хлеба – нет»,
«Хлеб - всему голова» В этих пословицах заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь народа нашей страны.
(Слайд №4,5)
Ведущая: Много хлеба - вот заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведущий: Святое дело - вырастить хлеб. (Слайд №6)
Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода.
В лабораториях ученых, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь, начало всех начал.
Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, в пекарню - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки -вот таким приходит хлеб на наш стол.
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Дети:
1.В нем - здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(Слайд №7,8)
2.Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(Слайд №9)
3.Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
4.В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
(Слайд №11)
5.Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
(Слайд №12,13)
6.Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
(Слайд №14,15,16,17)
7.Вот на ток пришла пшеница,
(Слайд №18)
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
Перевеют, пересушат,
Начисто переберут.
А на мельнице потом,
В порошок ее сотрут!
(Слайд №19,20)
8.На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
(Слайд №21,22)
Тесту тесно, мало места,
"Ох, пустите", - шепчет тесто.
9.Ладно, пустим,
В печь давай -
Нарядился каравай.
(Слайд №23)
10.Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
(Слайд №25)
Песня «Зёрнышко»
Ведущая: Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе!?
Кому сегодня мы должны сказать слова благодарности?
Всем, кого вы видели на этих фотографиях. Это наши односельчане, участвующие в уборке урожая 2011года в нашем колхозе.
Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль,
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт.
(водитель)
Выступление водителя СПК «Искра» Карташова И.В.
Ведущий:
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
(Выступление Простовой У.В., о работе хлебопекарни нашего посёлка)
(Слайд №25,26,27,28,29,30,31)
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,-
Им спасибо говорим
Их за хлеб благодарим
(Дети вручают цветы)
Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
Дети:
Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущая: Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Когда немцы кольцом окружили город и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше 125г на день и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. (Слайд №32,33)
Ведь нужно было работать , нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!
Ведущаий: Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой,
Во время блокады Ленинграда Таня не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина, сестра Тани. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Первые её записи: (Слайд №34)
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Ведущая: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась.Истощённая голодом девочка умерла.
641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. ( Слайд №35)
В
дыму ленинградское небо,
Но горше
смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного
хлеба
Сто двадцать пять грамм!
(показать кусок чёрного хлеба)
(Слайд №36)
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб!
(Слайд №37)
Ведущий:
Никто
из нас не остается равнодушным к
историческим документам, говорящим о
судьбах людей, которым не хватало
«крошечки» хлеба, и они умирали.
«При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, тяжёлые военные годы, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. (Слайд №38,39)
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Ведущая: А в наше время мы бережем и ценим хлеб?
Дети:
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Чтение стихотворения «Булка»
(Инсценирование стихотворения)
Три
паренька по переулку
Играя будто бы
в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И
забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый
дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на
ребят почти не глядя,
К той булке руку
протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он
долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно
и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы
кто такой? – спросили дети,
Забыв на
время про футбол.
- Я пекарь! – человек
ответил,
И с булкой медленно ушел.
И
это слово пахло хлебом
И той особой
теплотой,
Которой налиты под небом
Моря
пшеницы золотой.
(С. Михалков)
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку.
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком,
Он встретил пятитонку.
И не доеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке – о чуде –
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
И что он много испытал,
Хоть очень свеж и молод,
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот.
В пекарнях на дрожках бродил,
Прошел огонь и воду,
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–
Понятия святые!
Ведущий: «Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с уважением и считали его главным богатством. Они обращаются ко всем мальчикам, кто узнал себя в этих строчках.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В машины…..
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущая:
(Слайд №40)
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. А что бы его не выбрасывать, надо брать его столько, чтобы не было лишнего.
А сколько хлеба вы берёте? Какой вы хлеб любите?
(Выступление детей)
Но получилось так, что хлеб остался, вы свежего купили. Как поступить с тем хлебом, который остался?
(Выступление детей) Приложение 1
Ведущий:
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила: (Слайд №41)
Помни правила:
-Обращайся
с хлебом бережно(не пинай, не топчи, не
кидайся).
-Бери хлеба столько, сколько
съешь.
-Учись готовить из чёрствого
хлеба различные блюда, покорми птиц.
Ведущий:
Мы
будем помнить о людях, которые растят
пшеницу, из зерен делают муку, из муки
хлеб, булочки, кондитерские изделия, и
низко поклонимся им.
Почет
и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный
урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый
хлеба каравай!
«Урожайные частушки» слова и музыка Ю. Кулешова
Убран хлеб, и тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
- Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Ну - ка, быстро, не стесняйтесь
Добрым хлебом угощайтесь!
Ешьте, не стесняйтесь,
здоровья набирайтесь
(Слайд №42)
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Праздник заканчивается дружным, весёлым чаепитием с душистым хлебом и сладкими пирогами.
Приложение 1
Блюда из черствого хлеба
Шарлотка с яблоками
Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу.
Батон—1 шт., яблоки — 4 шт., сахар — 0,5 стакана, яйца — 2 шт., молоко—1 стакан, масло сливочное—1 ст. ложка, сухари молотые — 1 ст. ложка, корица.
Пудинг из белого хлеба
Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40— 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, молоко — 1,5 стакана, яйца — 3 шт., малина свежая— 1 стакан, сахар — 2 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, масло сливочное— 1 ст. ложка, сахарная пудра — 1 ст. ложка или фруктовый сироп — 2 ст. ложки.
Тертый хлеб с курагой
Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3—4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой.
Хлеб ржаной — 0,4 булки, курага — 1 стакан, сахар—1,5 ст. ложки, сливки — 0,5 стакана, сахарная пудра — 1 ст. ложка, вода — 1,5 стакана, лимонная кислота.
Каравай
Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40—50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30—40 минут. Посыпать сахарной пудрой.
Хлеб — 0,5 булки, яйца — 3 шт., молоко — 1,5 стакана, масло сливочное — 3 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, пудра сахарная — 1 ст. ложка, сахар — 3 ст. ложки, сахар ванильный.
Хлебный суп
Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10—15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками.
Хлеб ржаной — 0,5 булки, изюм — 1,5 ст. ложки, сахар — 2 ст. ложки, яблоки — 1 шт., маргарин — 2
Кисель хлебный
Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром
Хлеб пшеничный черствый — 0,3 булки, сухофрукты — 0,5 банки или 2 стакана, сахар — 3 ст. ложки крахмал картофельный — 4 ч. ложки, водя—6 стаканов
Сладкий пирог из сухарей
Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом.
Хлеб ржаной (молотый)—2 стакана, яблоки— 5 шт., сахар — 5 ст. ложек, масло сливочное — 2 ст. ложки, повидло — 2 ст. ложки.
Гренки с фруктами
Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения.
Хлеб белый — 0,4 булки, яйца — 1 шт., сахар— 1,5 ст. ложки, молоко — 0,5 стакана, маргарин — 2 ст. ложки, фрукты консервированные— 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов — 0,5 стакана, сахар — 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный — 1 ч. ложка.
Кекс из белого хлеба
Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30—40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С.
Хлеб белый (молотый) — 2 стакана, изюм — 2 ст. ложки, мука пшеничная — 1 ст. ложка, молоко—1,5 стакана, яйца — 2 шт., маргарин — 3 ст. ложки, сухари молотые— 1 ст. ложка, сахар — 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль.
Тертый хлеб со взбитыми сливками
Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него — взбитые сливки, полить вареньем.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, масло сливочное— 2,5 ст. ложки, сахарная пудра — 1,5 ст. ложки, сливки—1 стакан, варенье — 4 ст. ложки.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»