Изготовление декоративного панно в этническом стиле «Суляко – весенний оленёнок»
Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала, развитие творческих навыков.
Практическое занятие для детей по предмету
Художественная культура народов Ямала
«Изготовление декоративного панно в этническом стиле
«Суляко – весенний оленёнок»
Составитель: Ангелова Татьяна Пирчевна, преподаватель отделения изобразительного искусства.
г. Муравленко
2011г.
Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала. Задачи:
— расширить представления детей о северном крае и формировать навыки работы в технике аппликация;
— развитие творческих способностей, умение украшать силуэт оленя и задуманную композицию в целом;
— формировать духовно-нравственные ценности, воспитывать интерес и отзывчивость к национальной культуре северных народов.
Инструменты и материалы: / на 1 участника/
· ножницы;
· швейная и бисерная игла;
· портняжный мел;
· бисер разноцветный;
· нитки швейные;
· основа изделия: лоскут фетры — формат — А4;
· готовые детали: фигура и рога оленя;
· для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов.
Учебно — методические пособия, наглядность:
· Изделия, выполненные в традициях народного ремесла и современные сувениры из личного фонда преподавателя.
· Набор открыток «Орнаменты лесных ненцев», Центр культуры и науки самодийских народов «Часелькы», 2001г.
· Видеоряд: презентация «Символ жизни тундры — олень», составитель Ангелова Т.П.
Используемый словарь: Олень, «суляко» — весенний оленёнок, орнамент, сувенир.
Используемая литература:
1. Арктика мой дом. Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника.Москва, Северные просторы, 2001 год.
2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
5. Ядне Н.Н. В краю моём, в краю оленьем [Фотоальбом] / [фото Н. Ядне, Х. Яунгад]. – Курган: Зауралье, 2006.
План мероприятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
2. Теоретическая часть:
- Просмотр презентации «Символ жизни тундры — олень» - 10мин.
3. Практическая часть:изготовление композиции «Суляко – весенний олененок». - 30мин.
— художественно-конструктивный анализ выполнения изделия;
— самостоятельное изготовление изделия учащимися.
4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ — 10мин. Фотосессия.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие дети! (Преподаватель в национальном ненецком костюме.)
Обратите внимание на нарядность национальных костюмов и интересные орнаменты. Стилизованные орнаменты открывают тайну о растительном и животном мире севера. Каждый костюм может нам о многом рассказать: о народе, его истории и традициях.
Теоретическая часть:
— Мы с вами живём на Крайнем Севере. Как вы думаете, какое животное является символом жизни тундры?
— олень.
— Северный олень — млекопитающее, парнокопытное жвачное животное из семейства оленей. Обитает в тундровой и лесотундровой зонах. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Олень приручен человеком одним из первых животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.
Просмотр презентации «Символ жизни тундры — олень».
3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок».
— В ходе практического занятия вам предстоит украсить вашего олененка и создать сюжетную композицию о северном крае.
Вместе с детьми рассмотреть предложенные на столах материалы и определить их назначение: основа изделия — лоскут фетры (формат — А 4); готовые детали — фигура и рога оленя; для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов, бисер.
Затем провести художественно-конструктивный анализ выполнения композиции.
Анализ композиции– цвет и размеры.
Предложенная основа композиции — лоскут фетры, его цвет подскажет каждому время года или часть суток. Особое внимание уделить сочетанию и расположению деталей аппликации. Они могут перекрывать друг друга, что создаст дополнительный объём.
Анализ фигуры оленя. Вспомнить характерные особенности северного оленя: туловище, рога ветвистые, копыта. Предложить детям рассмотреть и ощутить мягкость оленьего меха, лоскут меха прикреплён у каждого к игольнице.
Сюжет композиции. Творческое задание: самостоятельно дополнить композицию необходимыми образами по замыслу автора.
Самостоятельное изготовление композиции.
1 этап: создание образа олененка – для достижения выразительного образа имеющиеся детали: туловище и рога оленя украсить тесьмой или бисером. Выполнить соединение элементов композиции с основой с помощью швейной иглы. Определить длину нитки, вдеть её в иголку, использовать шов «вперёд иголка» (тонкая пунктирная линия).
2 этап: работа над сюжетом композиции. Дополнение композиции необходимыми образами в зависимости от времени года и части суток по замыслу автора (солнце, ягоды, снег, чумы и др).
3 этап: выполнение декоративного оформления композиции. При необходимости оформить работу в паспарту, затем в раму.
4. Итог мероприятия.
Для коренного жителя олень — прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы. Каждый год весной проводятся праздник «День оленевода». Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках, северные мастерицы представляют нарядную одежду и сувениры. Народное искусство живет веками.
Анализ и выставка выполненных работ.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Практическое занятие для детей по предмету
Художественная культура народов Ямала
«Изготовление декоративного панно в этническом стиле
«Суляко – весенний оленёнок»
Составитель: Ангелова Татьяна Пирчевна, преподаватель отделения изобразительного искусства.
г. Муравленко
2011г.
Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала. Задачи:
- расширить представления детей о северном крае и формировать навыки работы в технике аппликация;
- развитие творческих способностей, умение украшать силуэт оленя и задуманную композицию в целом;
- формировать духовно-нравственные ценности, воспитывать интерес и отзывчивость к национальной культуре северных народов.
Инструменты и материалы: / на 1 участника/
-
ножницы;
-
швейная и бисерная игла;
-
портняжный мел;
-
бисер разноцветный;
-
нитки швейные;
-
основа изделия: лоскут фетры - формат - А4;
-
готовые детали: фигура и рога оленя;
-
для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов.
Учебно - методические пособия, наглядность:
-
Изделия, выполненные в традициях народного ремесла и современные сувениры из личного фонда преподавателя.
-
Набор открыток «Орнаменты лесных ненцев», Центр культуры и науки самодийских народов «Часелькы», 2001г.
-
Видеоряд: презентация «Символ жизни тундры - олень», составитель Ангелова Т.П.
Используемый словарь: Олень, «суляко» - весенний оленёнок, орнамент, сувенир.
Используемая литература:
-
Арктика мой дом. Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника.Москва,Северные просторы , 2001 год.
-
Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
-
Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
-
Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
-
Ядне Н.Н. В краю моём, в краю оленьем [Фотоальбом] / [фото Н. Ядне, Х. Яунгад]. – Курган: Зауралье, 2006.
План мероприятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
2. Теоретическая часть:
- Просмотр презентации «Символ жизни тундры - олень» - 10мин.
3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок». - 30мин.
- художественно-конструктивный анализ выполнения изделия;
- самостоятельное изготовление изделия учащимися.
4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ - 10мин. Фотосессия.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие дети! (Преподаватель в национальном ненецком костюме.)
Обратите внимание на нарядность национальных костюмов и интересные орнаменты. Стилизованные орнаменты открывают тайну о растительном и животном мире севера. Каждый костюм может нам о многом рассказать: о народе, его истории и традициях.
Теоретическая часть:
- Мы с вами живём на Крайнем Севере. Как вы думаете, какое животное является символом жизни тундры?
- олень.
- Северный олень - млекопитающее, парнокопытное жвачное животное из семейства оленей. Обитает в тундровой и лесотундровой зонах. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Олень приручен человеком одним из первых животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.
Просмотр презентации «Символ жизни тундры - олень».
3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок».
- В ходе практического занятия вам предстоит украсить вашего олененка и создать сюжетную композицию о северном крае.
Вместе с детьми рассмотреть предложенные на столах материалы и определить их назначение: основа изделия - лоскут фетры (формат - А 4); готовые детали - фигура и рога оленя; для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов,бисер.
Затем провести художественно-конструктивный анализ выполнения композиции.
Анализ композиции – цвет и размеры.
Предложенная основа композиции - лоскут фетры, его цвет подскажет каждому время года или часть суток. Особое внимание уделить сочетанию и расположению деталей аппликации. Они могут перекрывать друг друга, что создаст дополнительный объём.
Анализ фигуры оленя. Вспомнить характерные особенности северного оленя: туловище, рога ветвистые, копыта. Предложить детям рассмотреть и ощутить мягкость оленьего меха, лоскут меха прикреплён у каждого к игольнице.
Сюжет композиции. Творческое задание: самостоятельно дополнить композицию необходимыми образами по замыслу автора.
Самостоятельное изготовление композиции.
1 этап: создание образа олененка – для достижения выразительного образа имеющиеся детали: туловище и рога оленя украсить тесьмой или бисером. Выполнить соединение элементов композиции с основой с помощью швейной иглы. Определить длину нитки, вдеть её в иголку, использовать шов «вперёд иголка» (тонкая пунктирная линия).
2 этап: работа над сюжетом композиции. Дополнение композиции необходимыми образами в зависимости от времени года и части суток по замыслу автора (солнце, ягоды, снег, чумы и др).
3 этап: выполнение декоративного оформления композиции. При необходимости оформить работу в паспарту, затем в раму.
4. Итог мероприятия.
Для коренного жителя олень — прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы. Каждый год весной проводятся праздник «День оленевода». Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках, северные мастерицы представляют нарядную одежду и сувениры. Народное искусство живет веками.
Анализ и выставка выполненных работ.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре