Урок во 2 классе на тему "Православная икона"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 10702 комментариев: 2
средняя общеобразовательная школа №40
г. Смоленск
Православная икона
Урок во 2 классе
Киселева Ольга Дмитриевна
МБОУ СОШ №40 г. Смоленск
учитель начальных классов
Смоленск
2012
Пояснительная записка
1. Киселева Ольга Дмитриевна
2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 г. Смоленск, учитель начальных классов (молодой специалист)
3. Урок во 2 классе «Православная икона»
4. Разработка представляет собой урок с использованием ИКТ. Материал урока подобран в соответствии с психологическими и возрастными особенностям младших школьников. Основная цель урока: уделить особое внимание воспитанию православной культуры учащихся через уточнение и формирование представлений детей о православной иконе. Материал урока имеет занимательный характер, приводятся интересные факты истории, пополняется багаж знаний учащихся о своем родном крае через объекты культуры (храм и иконы). Материал урока доступен для усвоения, яркий, эмоциональный, с побуждающим позывом узнать что-то новое, рассказать об этом и воплотить в минутке творчества в виде итогового мини-сочинения. Презентация позволяет образно, наглядно окунутся в красоту и чистоту православной культуры, насладиться объектами векового творчества.
5. Перечень материалов:
1. Конспект урока
2. Презентация
3. Список использованной литературы
Конспект урока во 2 «Б» классе
Тема: «Православная икона»
Цели:
Обучающие:
1. Расширить представление учащихся о православных иконах, о православном храме.
2. Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами.
3. Пополнить знания учащихся о достопримечательностях своей малой Родины.
Воспитывающие:
1. Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего.
2. Воспитывать чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Развивающие:
1. Развитие воображения, речь.
2. Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение.
3. Учить предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы.
Ход урока
1. Оргмомент
— Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Священное изображение
В летах – учение
Всех людей освещает
Умом разумом наделяет
(Икона)
— Ребята, а как выглядит православная икона? (дощечка с изображением святых)
— Что на ней изображено? (Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Чудотворец и др.)
3. Сообщение темы и целей урока
— Тема нашего урока: «Православная икона». Слайд 2.
— Ребята, а вы знаете, как появились иконы? Кто их создатель?
— Сегодня на уроке мы откроем некоторые тайны православных икон, узнаем, как появились иконы, что они нам рассказывают. Узнаем, когда нужно обращаться к православной иконе, о чем гласит православная вера.
4. Работа по теме урока
— Что же такое икона?
— Заглянем в толковый словарь
«Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ» Слайд 3
— Верно, ребята, само слово икона в переводе с греческого языка означает образ. Икона пришла к нам из Византии в Х веке – много-много лет назад, и вскоре на Руси (так раньше называли наше государство) появились свои иконописцы. Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира. Слайд 4.
— Давайте, рассмотрим некоторые из них и познакомимся с преданием появления этих икон.
Спас Нерукотворный. Слайд 5.
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный».
Одигитрия. Слайд 6.
Одигитрия – смоленская икона Божьей Матери. Одигитрия – значит «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизниПресвятой Богородицы. Одигитрия — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя, к спасению.
Троица. Слайд 7.
«Троица». Давным-давно жил в монастыре иконописец Андрей Рублев. Однажды задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Так появилась икона «Троица» Андрея Рублева.
— Ребята, а где можно увидеть много икон? (в храме) Слайд 8.
— А какой храм у нас на Смоленщине хранит иконы? (Успенский собор)
— А что вы знаете об этом соборе? Слайд 9, 10.
Успенский собор был заложен около тысячи лет назад. Он радует нас не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Здесь хранятся иконы, известные по всей России. Например, икона Божией Матери Одигитрии, которая украшала еще старый собор больше тысячи лет назад. Несмотря на долгие скитания нашей смоленской иконы в периоды разных воин Одигитрия вернулась в Смоленск. К тому времени Одигитрия уже славилась своими чудесными свойствами, она лечила и исцеляла людей.
Успенский собор расположен на холме, виден практически из всех частей города. Он величественно возвышается над
Смоленском,хранит сам город и его жителей. Успенский собор – это сердце города.
— Ребята, а где нужно ставить иконы в доме?
— Где расположены иконы у Вас дома? Слайд 11.
— Раньше было время, когда в самом светлом и чистом углу каждого дома на особой полке зажигали лампадку. Такие места сохранились и у многих православных людей. Это место укрывалось белой тканью и содержалось всегда в порядке. Каждый знал икону с образом своего небесного покровителя.
Не случайно существуют именные иконы. Слайд 12 – 13.
— Какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей)
— Заглянем в словарь, именная икона —
икона с изображением святого-покровителя в честь которого при
крещении дано имя её владельцу.
— Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Слайд 14.Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть — чуть закоптела от дыма.
Чудотворная икона «Троеручница». Слайд 14. Ее чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника;
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.
Чудотворная икона «Нерушимая стена». Слайд 15. Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет зашел солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.
5. Закрепление изученного материала
— Что такое икона?
— Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
— Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
— Какой Храм на Смоленщине хранит известную смоленскую икону «Одигитрию»?
— Где расположены иконы в доме?
— Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?
6. Минутка творчества. Слайд 16.
Сочинение размышление на тему «Почему икона называется святой?»
7. Итог урока. Слайд 17.
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
— Сегодня на уроке я узнал, что…
— Сегодня на уроке я понял, что…
— Мне очень хочется, чтобы…
8. Домашнее задание.
Подготовиться к экскурсии в храм.
По возможности принести и рассказать о своей именной иконе.
Список использованной литературы
1. http://www/images.yandex.ru/
2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4319.htm
3. http://www.festival.1september.ru/articles/519175/
4. Камкин А. В. ИСТОКИ (Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души). Учебное пособие для 2 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2003.
5. http://www.ru.wikipedia.org
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
г. Смоленск
Православная икона
Урок во 2 классе
Киселева Ольга Дмитриевна
МБОУ СОШ №40 г. Смоленск
учитель начальных классов
Смоленск
2012
Пояснительная записка
-
Киселева Ольга Дмитриевна
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 г. Смоленск, учитель начальных классов (молодой специалист)
-
Урок во 2 классе «Православная икона»
-
Разработка представляет собой урок с использованием ИКТ. Материал урока подобран в соответствии с психологическими и возрастными особенностям младших школьников. Основная цель урока: уделить особое внимание воспитанию православной культуры учащихся через уточнение и формирование представлений детей о православной иконе. Материал урока имеет занимательный характер, приводятся интересные факты истории, пополняется багаж знаний учащихся о своем родном крае через объекты культуры (храм и иконы). Материал урока доступен для усвоения, яркий, эмоциональный, с побуждающим позывом узнать что-то новое, рассказать об этом и воплотить в минутке творчества в виде итогового мини-сочинения. Презентация позволяет образно, наглядно окунутся в красоту и чистоту православной культуры, насладиться объектами векового творчества.
-
Перечень материалов:
-
Конспект урока
-
Презентация
-
Список использованной литературы
Конспект урока во 2 «Б» классе
Тема: «Православная икона»
Цели:
Обучающие:
-
Расширить представление учащихся о православных иконах, о православном храме.
-
Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами.
-
Пополнить знания учащихся о достопримечательностях своей малой Родины.
Воспитывающие:
-
Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего.
-
Воспитывать чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Развивающие:
-
Развитие воображения, речь.
-
Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение.
-
Учить предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы.
Ход урока
-
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
-
Актуализация знаний.
Священное изображение
В летах – учение
Всех людей освещает
Умом разумом наделяет
(Икона)
- Ребята, а как выглядит православная икона? (дощечка с изображением святых)
- Что на ней изображено? (Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Чудотворец и др.)
-
Сообщение темы и целей урока
- Тема нашего урока: «Православная икона». Слайд 2.
- Ребята, а вы знаете, как появились иконы? Кто их создатель?
- Сегодня на уроке мы откроем некоторые тайны православных икон, узнаем, как появились иконы, что они нам рассказывают. Узнаем, когда нужно обращаться к православной иконе, о чем гласит православная вера.
-
Работа по теме урока
- Что же такое икона?
- Заглянем в толковый словарь
«Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ» Слайд 3
- Верно, ребята, само слово икона в переводе с греческого языка означает образ. Икона пришла к нам из Византии в Х веке – много-много лет назад, и вскоре на Руси (так раньше называли наше государство) появились свои иконописцы. Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира. Слайд 4.
- Давайте, рассмотрим некоторые из них и познакомимся с преданием появления этих икон.
Спас Нерукотворный. Слайд 5.
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный».
Одигитрия. Слайд 6.
Одигитрия – смоленская икона Божьей Матери. Одигитрия – значит «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы. Одигитрия - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя, к спасению.
Троица. Слайд 7.
«Троица». Давным-давно жил в монастыре иконописец Андрей Рублев. Однажды задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Так появилась икона «Троица» Андрея Рублева.
- Ребята, а где можно увидеть много икон? (в храме) Слайд 8.
- А какой храм у нас на Смоленщине хранит иконы? (Успенский собор)
- А что вы знаете об этом соборе? Слайд 9, 10.
Успенский собор был заложен около тысячи лет назад. Он радует нас не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Здесь хранятся иконы, известные по всей России. Например, икона Божией Матери Одигитрии, которая украшала еще старый собор больше тысячи лет назад. Несмотря на долгие скитания нашей смоленской иконы в периоды разных воин Одигитрия вернулась в Смоленск. К тому времени Одигитрия уже славилась своими чудесными свойствами, она лечила и исцеляла людей.
Успенский собор расположен на холме, виден практически из всех частей города. Он величественно возвышается над Смоленском, хранит сам город и его жителей. Успенский собор – это сердце города.
- Ребята, а где нужно ставить иконы в доме?
- Где расположены иконы у Вас дома? Слайд 11.
- Раньше было время, когда в самом светлом и чистом углу каждого дома на особой полке зажигали лампадку. Такие места сохранились и у многих православных людей. Это место укрывалось белой тканью и содержалось всегда в порядке. Каждый знал икону с образом своего небесного покровителя.
Не случайно существуют именные иконы. Слайд 12 – 13.
- Какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей)
- Заглянем в словарь, именная икона — икона с изображением святого-покровителя в честь которого при крещении дано имя её владельцу.
- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Слайд 14. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма.
Чудотворная икона «Троеручница». Слайд 14. Ее чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника;
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.
Чудотворная икона «Нерушимая стена». Слайд 15. Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет зашел солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.
5. Закрепление изученного материала
- Что такое икона?
- Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
- Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
- Какой Храм на Смоленщине хранит известную смоленскую икону «Одигитрию»?
- Где расположены иконы в доме?
- Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?
6. Минутка творчества. Слайд 16.
Сочинение размышление на тему «Почему икона называется святой?»
7. Итог урока. Слайд 17.
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
8. Домашнее задание.
Подготовиться к экскурсии в храм.
По возможности принести и рассказать о своей именной иконе.
Список использованной литературы
-
Камкин А. В. ИСТОКИ (Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души). Учебное пособие для 2 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2003.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
г. Смоленск
Православная икона
Урок во 2 классе
Киселева Ольга Дмитриевна
МБОУ СОШ №40 г. Смоленск
учитель начальных классов
Смоленск
2012
Пояснительная записка
-
Киселева Ольга Дмитриевна
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 г. Смоленск, учитель начальных классов (молодой специалист)
-
Урок во 2 классе «Православная икона»
-
Разработка представляет собой урок с использованием ИКТ. Материал урока подобран в соответствии с психологическими и возрастными особенностям младших школьников. Основная цель урока: уделить особое внимание воспитанию православной культуры учащихся через уточнение и формирование представлений детей о православной иконе. Материал урока имеет занимательный характер, приводятся интересные факты истории, пополняется багаж знаний учащихся о своем родном крае через объекты культуры (храм и иконы). Материал урока доступен для усвоения, яркий, эмоциональный, с побуждающим позывом узнать что-то новое, рассказать об этом и воплотить в минутке творчества в виде итогового мини-сочинения. Презентация позволяет образно, наглядно окунутся в красоту и чистоту православной культуры, насладиться объектами векового творчества.
-
Перечень материалов:
-
Конспект урока
-
Презентация
-
Список использованной литературы
Конспект урока во 2 «Б» классе
Тема: «Православная икона»
Цели:
Обучающие:
-
Расширить представление учащихся о православных иконах, о православном храме.
-
Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами.
-
Пополнить знания учащихся о достопримечательностях своей малой Родины.
Воспитывающие:
-
Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего.
-
Воспитывать чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Развивающие:
-
Развитие воображения, речь.
-
Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение.
-
Учить предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы.
Ход урока
-
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
-
Актуализация знаний.
Священное изображение
В летах – учение
Всех людей освещает
Умом разумом наделяет
(Икона)
- Ребята, а как выглядит православная икона? (дощечка с изображением святых)
- Что на ней изображено? (Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Чудотворец и др.)
-
Сообщение темы и целей урока
- Тема нашего урока: «Православная икона». Слайд 2.
- Ребята, а вы знаете, как появились иконы? Кто их создатель?
- Сегодня на уроке мы откроем некоторые тайны православных икон, узнаем, как появились иконы, что они нам рассказывают. Узнаем, когда нужно обращаться к православной иконе, о чем гласит православная вера.
-
Работа по теме урока
- Что же такое икона?
- Заглянем в толковый словарь
«Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ» Слайд 3
- Верно, ребята, само слово икона в переводе с греческого языка означает образ. Икона пришла к нам из Византии в Х веке – много-много лет назад, и вскоре на Руси (так раньше называли наше государство) появились свои иконописцы. Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира. Слайд 4.
- Давайте, рассмотрим некоторые из них и познакомимся с преданием появления этих икон.
Спас Нерукотворный. Слайд 5.
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный».
Одигитрия. Слайд 6.
Одигитрия – смоленская икона Божьей Матери. Одигитрия – значит «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы. Одигитрия - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя, к спасению.
Троица. Слайд 7.
«Троица». Давным-давно жил в монастыре иконописец Андрей Рублев. Однажды задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Так появилась икона «Троица» Андрея Рублева.
- Ребята, а где можно увидеть много икон? (в храме) Слайд 8.
- А какой храм у нас на Смоленщине хранит иконы? (Успенский собор)
- А что вы знаете об этом соборе? Слайд 9, 10.
Успенский собор был заложен около тысячи лет назад. Он радует нас не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Здесь хранятся иконы, известные по всей России. Например, икона Божией Матери Одигитрии, которая украшала еще старый собор больше тысячи лет назад. Несмотря на долгие скитания нашей смоленской иконы в периоды разных воин Одигитрия вернулась в Смоленск. К тому времени Одигитрия уже славилась своими чудесными свойствами, она лечила и исцеляла людей.
Успенский собор расположен на холме, виден практически из всех частей города. Он величественно возвышается над Смоленском, хранит сам город и его жителей. Успенский собор – это сердце города.
- Ребята, а где нужно ставить иконы в доме?
- Где расположены иконы у Вас дома? Слайд 11.
- Раньше было время, когда в самом светлом и чистом углу каждого дома на особой полке зажигали лампадку. Такие места сохранились и у многих православных людей. Это место укрывалось белой тканью и содержалось всегда в порядке. Каждый знал икону с образом своего небесного покровителя.
Не случайно существуют именные иконы. Слайд 12 – 13.
- Какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей)
- Заглянем в словарь, именная икона — икона с изображением святого-покровителя в честь которого при крещении дано имя её владельцу.
- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Слайд 14. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма.
Чудотворная икона «Троеручница». Слайд 14. Ее чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника;
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.
Чудотворная икона «Нерушимая стена». Слайд 15. Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет зашел солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.
5. Закрепление изученного материала
- Что такое икона?
- Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
- Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
- Какой Храм на Смоленщине хранит известную смоленскую икону «Одигитрию»?
- Где расположены иконы в доме?
- Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?
6. Минутка творчества. Слайд 16.
Сочинение размышление на тему «Почему икона называется святой?»
7. Итог урока. Слайд 17.
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
8. Домашнее задание.
Подготовиться к экскурсии в храм.
По возможности принести и рассказать о своей именной иконе.
Список использованной литературы
-
Камкин А. В. ИСТОКИ (Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души). Учебное пособие для 2 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2003.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»