Своя игра. Интеллектуальная викторина для учащихся 7 - 9 классов.
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:4просмотров: 27761 комментариев: 3
«Своя игра»
Интеллектуальная викторина для учащихся 7 — 9 классов
Стефанова Лариса Михайловна,
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»,
учитель русского языка и литературы
Республика Коми, г. Сыктывкар
Цель игры: обобщение и расширение знаний учащихся по истории России и связанных с ней предметов гуманитарного цикла.
Задачи:
• образовательные: повторить изученный ранее материал, познакомить учащихся с историей возникновения фразеологизмов;
• развивающие: развивать у учащихся умение использовать полученные знания на практике, логическое мышление и устную речь учащихся, интерес к изучению предметов гуманитарного цикла; формировать навыки общения и работы в команде.
• воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к родной стране, её истории, чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества.
Подготовительная работа: формирование команд (количество команд зависит от численности учащихся в классе).
Ход игры:
Вступительное слово учителя. 2012 год в России ознаменован рядом знаменательных исторических дат: 1150-летие зарождения российской государственности, 770 лет со дня Ледового, 400 лет со дня освобождения Москвы от польско-шведских интервентов народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 200-летие Бородинского сражения. В связи с этим, Президент РФ Дмитрий Медведев своим Указом объявил о проведении в Российской Федерации в 2012 году Года российской истории.
Великий русский художник В. М. Васнецов справедливо считал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Сегодня мы с вами вспомним некоторые страницы из истории нашей Родины и проверим свои знания о героическом прошлом своего Отечества.
Представление жюри. Знакомство с правилами игры.
Правила игры:
1) Перед началом игры проводится жеребьёвка и определяется порядок выбора категории и вопросов участниками команд.
2) Каждый вопрос имеет стоимость в баллах в зависимости от уровня сложности.
3) На обсуждение вопроса даётся 30 секунд.
4) Право выбора вопроса предоставляется команде, ответившей правильно на последний вопрос.
5) Если команда даёт правильный ответ, то стоимость вопроса засчитывается в копилку команды. При неверном ответе баллы снимаются.
6) Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов.
Познакомьтесь с представленными категориями!
Исторические события |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Деятели истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Государственные символы России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Откуда эти строки? |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Почему мы так говорим? |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
10 баллов. Перед какой битвой состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
(Поединок Пересвета с Челубеем состоялся перед Куликовской битвой.)
20 баллов.Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь — «Медный бунт». Восстание было вызвано выпуском обесцененных медных денег.)
30 баллов. Назовите самую известную битву Северной войны. (Полтавская битва, 1709 г.)
40 баллов.За что Александр IIв народе получил прозвище «освободитель»? (За отмену крепостного права в 1861 году.)
50 баллов.С каким событием в истории России и СССР связаны даты: 1918, 1924, 1936, 1977, 1993 гг.? (С Принятием Конституции.)
Вопросы для категории « Исторические деятели».
10 баллов.Какой князь провозгласил Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег, 882 г.)
20 баллов.Назовите русского князя, разгромившего в XIIIвеке немецких и шведских рыцарей, впоследствии канонизированного Русской Православной церковью. (Александр Ярославович Невский.)
30 баллов.Назовите руководителей второго народного ополчения 1611 – 1612 годов. (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.)
40 баллов.Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков. (Емельян Пугачёв.)
50 баллов. Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I получил прозвище «Палкин» из-за жестоких телесных наказаний в армии, впоследствии это прозвище получило большую известность благодаря рассказу Л. Н. Толстого «После бала».)
Вопросы для категории «Государственные символы России».
10 баллов.Назовите науку, которая изучает гербы и их историю.
(Геральдика.)
20 баллов.Как называется краткое изречение, которое обычно помещается на ленте внизу щита? (Девиз.)
30 баллов.Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?
(Гимн — торжественная, хвалебная песня.)
40 баллов.Назовите авторов музыки и слов современного гимна Российской Федерации? (Слова С. В. Михалкова, музыка А. В. Александрова.)
50 баллов.Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа — День Государственного флага Российской Федерации, установлен Указом Президента РФ от 20 августа 1994 года.)
Вопросы для категории «Откуда эти строки?»
Задание:назовите автора, произведение и историческое событие, которому посвящены эти поэтические строки.
10 баллов.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
(М. Ю. Лермонтов, «Бородино», Бородинское сражение, 1812 год.)
20 баллов.
Швед, русский — колет, рубит, режет;
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье стон —
И смерть и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин, поэма «Полтава», Полтавская битва, 1709 год.)
30 баллов.
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьётся войско князя удалого,
И растёт кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
(«Слово о полку Игореве», поход Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев, 1185 год.)
40 баллов.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течёт;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветёт.
(М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».)
50 баллов.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора….
(А. С. Пушкин, «Во глубине сибирских руд...», восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 декабря 1825 года.)
Вопросы для категории «Почему мы так говорим?»
Задание:объяснить значение выражений, рассказать об истории их возникновения.
10 баллов.Коломенская верста.
Во времена своего правления царь Алексей Михайлович расставил от Москвы до своей летней дачи в селе Коломенском высокие столбы — вёрсты. Позже и о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую версту.
20 баллов.Казанские сироты.
После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил некоторых татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой — притворяться бедняком.
30 баллов.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
На Руси крестьяне имели право, рассчитавшись с предыдущим помещиком, перейти к новому. По закону, изданному Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещён, и произошло закрепление крестьян к земле. Тогда и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств.
40 баллов.Шемякин суд.
В XV веке после смерти великого князя Василия I московский престол занял Дмитрий Шемяка. Во время его правления не выполнялись древние уставы, он устраивал расправы и неправые суды, чем вызвал всеобщее недовольство. Отсюда пошло выражение «шемякин суд», которое означает «несправедливый, неправедный суд».
50 баллов.Аника-воин.
В одном из произведений русской народной поэзии рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был ею побеждён.
В переносном смысле так говорят о хвастливом и самонадеянном человеке.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Использованные источники:
1. Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Издательство «Панорама», Волгоград, 2006, с. 69-70.
2. http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm — М. Ю. Лермонтов, «Бородино»;
3. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0791.htm — А. С. Пушкин, поэма «Полтава»;
4. http://old-russian.chat.ru/08slovo.htm — «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого;
5. http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm -
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»;
6. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0432.htm — А. С. Пушкин, «Во глубине сибирских руд...»
7. http://www.junior.ru/students/gavrilova/main.htm — значение и история возникновения крылатых выражений.
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора: Стефанова Лариса Михайловна.
Полное название образовательного учреждения, занимаемая должность: Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республика Коми, учитель русского языка и литературы.
Название Конкурсной разработки: «Своя игра», интеллектуальная викторина для учащихся 7 - 9 классов.
Цель игры: обобщение и расширение знаний учащихся по истории России и связанных с ней предметов гуманитарного цикла.
Задачи:
• образовательные: повторить изученный ранее материал, познакомить учащихся с историей возникновения фразеологизмов;
• развивающие: развивать у учащихся умение использовать полученные знания на практике, логическое мышление и устную речь учащихся, интерес к изучению предметов гуманитарного цикла; формировать навыки общения и работы в команде.
• воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к родной стране, её истории, чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: текстовый документ.
Список используемых информационных ресурсов:
1. Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Издательство «Панорама», Волгоград, 2006, с. 69-70.
2. http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm - М. Ю. Лермонтов, «Бородино»;
3. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0791.htm - А. С. Пушкин, поэма «Полтава»;
4. http://old-russian.chat.ru/08slovo.htm - «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого;
5. http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm - М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»;
6. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0432.htm - А. С. Пушкин, «Во глубине сибирских руд...»
7. http://www.junior.ru/students/gavrilova/main.htm - значение и история возникновения крылатых выражений.
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования»
«Своя игра»
Интеллектуальная викторина для учащихся 7 - 9 классов
Стефанова Лариса Михайловна,
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»,
учитель русского языка и литературы
Республика Коми, г. Сыктывкар
Цель игры: обобщение и расширение знаний учащихся по истории России и связанных с ней предметов гуманитарного цикла.
Задачи:
• образовательные: повторить изученный ранее материал, познакомить учащихся с историей возникновения фразеологизмов;
• развивающие: развивать у учащихся умение использовать полученные знания на практике, логическое мышление и устную речь учащихся, интерес к изучению предметов гуманитарного цикла; формировать навыки общения и работы в команде.
• воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к родной стране, её истории, чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества.
Подготовительная работа: формирование команд (количество команд зависит от численности учащихся в классе).
Ход игры:
Вступительное слово учителя. 2012 год в России ознаменован рядом знаменательных исторических дат: 1150-летие зарождения российской государственности, 770 лет со дня Ледового, 400 лет со дня освобождения Москвы от польско-шведских интервентов народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 200-летие Бородинского сражения. В связи с этим, Президент РФ Дмитрий Медведев своим Указом объявил о проведении в Российской Федерации в 2012 году Года российской истории.
Великий русский художник В. М. Васнецов справедливо считал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Сегодня мы с вами вспомним некоторые страницы из истории нашей Родины и проверим свои знания о героическом прошлом своего Отечества.
Представление жюри. Знакомство с правилами игры.
Правила игры:
-
Перед началом игры проводится жеребьёвка и определяется порядок выбора категории и вопросов участниками команд.
-
Каждый вопрос имеет стоимость в баллах в зависимости от уровня сложности.
-
На обсуждение вопроса даётся 30 секунд.
4) Право выбора вопроса предоставляется команде, ответившей правильно на последний вопрос.
5) Если команда даёт правильный ответ, то стоимость вопроса засчитывается в копилку команды. При неверном ответе баллы снимаются.
6) Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов.
Познакомьтесь с представленными категориями!
Исторические события |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Деятели истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Государственные символы России |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Откуда эти строки? |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Почему мы так говорим? |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Вопросы для категории «Исторические события».
10 баллов. Перед какой битвой состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
(Поединок Пересвета с Челубеем состоялся перед Куликовской битвой.)
20 баллов. Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь - «Медный бунт». Восстание было вызвано выпуском обесцененных медных денег.)
30 баллов. Назовите самую известную битву Северной войны. (Полтавская битва, 1709 г.)
40 баллов. За что Александр II в народе получил прозвище «освободитель»? (За отмену крепостного права в 1861 году.)
50 баллов. С каким событием в истории России и СССР связаны даты: 1918, 1924, 1936, 1977, 1993 гг.? (С Принятием Конституции.)
Вопросы для категории « Исторические деятели».
10 баллов. Какой князь провозгласил Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег, 882 г.)
20 баллов. Назовите русского князя, разгромившего в XIII веке немецких и шведских рыцарей, впоследствии канонизированного Русской Православной церковью. (Александр Ярославович Невский.)
30 баллов. Назовите руководителей второго народного ополчения 1611 – 1612 годов. (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.)
40 баллов. Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков. (Емельян Пугачёв.)
50 баллов. Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I получил прозвище «Палкин» из-за жестоких телесных наказаний в армии, впоследствии это прозвище получило большую известность благодаря рассказу Л. Н. Толстого «После бала».)
Вопросы для категории «Государственные символы России».
10 баллов. Назовите науку, которая изучает гербы и их историю.
(Геральдика.)
20 баллов. Как называется краткое изречение, которое обычно помещается на ленте внизу щита? (Девиз.)
30 баллов. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?
(Гимн - торжественная, хвалебная песня.)
40 баллов. Назовите авторов музыки и слов современного гимна Российской Федерации? (Слова С. В. Михалкова, музыка А. В. Александрова.)
50 баллов. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа - День Государственного флага Российской Федерации, установлен Указом Президента РФ от 20 августа 1994 года.)
Вопросы для категории «Откуда эти строки?»
Задание: назовите автора, произведение и историческое событие, которому посвящены эти поэтические строки.
10 баллов.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
(М. Ю. Лермонтов, «Бородино», Бородинское сражение, 1812 год.)
20 баллов.
Швед, русский — колет, рубит, режет;
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье стон -
И смерть и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин, поэма «Полтава», Полтавская битва, 1709 год.)
30 баллов.
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьётся войско князя удалого,
И растёт кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
(«Слово о полку Игореве», поход Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев, 1185 год.)
40 баллов.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течёт;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветёт.
(М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».)
50 баллов.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора….
(А. С. Пушкин, «Во глубине сибирских руд...», восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 декабря 1825 года.)
Вопросы для категории «Почему мы так говорим?»
Задание: объяснить значение выражений, рассказать об истории их возникновения.
10 баллов. Коломенская верста.
Во времена своего правления царь Алексей Михайлович расставил от Москвы до своей летней дачи в селе Коломенском высокие столбы - вёрсты. Позже и о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую версту.
20 баллов. Казанские сироты.
После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил некоторых татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой - притворяться бедняком.
30 баллов. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
На Руси крестьяне имели право, рассчитавшись с предыдущим помещиком, перейти к новому. По закону, изданному Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещён, и произошло закрепление крестьян к земле. Тогда и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств.
40 баллов. Шемякин суд.
В XV веке после смерти великого князя Василия I московский престол занял Дмитрий Шемяка. Во время его правления не выполнялись древние уставы, он устраивал расправы и неправые суды, чем вызвал всеобщее недовольство. Отсюда пошло выражение «шемякин суд», которое означает «несправедливый, неправедный суд».
50 баллов. Аника-воин.
В одном из произведений русской народной поэзии рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был ею побеждён.
В переносном смысле так говорят о хвастливом и самонадеянном человеке.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Использованные источники:
-
Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Издательство «Панорама», Волгоград, 2006, с. 69-70.
-
http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm - М. Ю. Лермонтов, «Бородино»;
-
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0791.htm - А. С. Пушкин, поэма «Полтава»;
-
http://old-russian.chat.ru/08slovo.htm - «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого;
-
http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm - М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»;
-
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0432.htm - А. С. Пушкин, «Во глубине сибирских руд...»
-
http://www.junior.ru/students/gavrilova/main.htm - значение и история возникновения крылатых выражений.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна