Орган зрения
Образовательное учреждение: МОУ «Чойская СОШ».
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
УМК: «Начальная школа XXIвека». Учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 4 класс, Издательство « Вентана – Граф» 2002 г.
Тип урока: Урок новых знаний.
Оборудованиепроектор, карточки- кроссворды. Таблица « Строение глаза», очки, книга «Петергоф»
Тема: «Орган зрения. Береги глаза».
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся со строением органа зрения, с болезнями глаз и мерами их профилактики;
2. Расширить знания обучающихся о бережном отношении к глазам;
3. Научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения;
4. Побудить обучающихся дорожить тем, чем наделила природа человека.
Ход урока.
1.Организационный момент (слайд 1).
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны,
Чтобы мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать.
Учитель: у вас на столах лежат фишки. За каждое выступление, за правильный ответ будете брать фишку, чтобы в конце урока подвести итоги нашей работы.
Вступительное слово учителя (слайд 2).
Прочитайте запись на слайде и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения? Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом — это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для детей, но и для взрослых.
Поэтому так не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Впрочем, отгадайте(слайд 3).
2.Формирование новых знаний.
Объяснение нового материала (слайд 4).
Тема урока: «Орган зрения. Береги глаза».
Какие цели вы можете поставить перед собой? Чтобы вы хотели сегодня узнать?
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его: то с восхищением, то с опаской. Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств. Назовите, какие органы чувств вам знакомы?
Дети: нам известны 5 органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган осязания, орган вкуса, орган обоняния.
Беседа по картине (слайд 5).
— Что вы можете рассказать, глядя на эти эпизоды? Где происходит действие? Когда? Почему вы так думаете? Какой орган помогает нам воспринимать окружающую действительность?
Дети: орган зрения – глаза.
-Правильно. Глаз — орган зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир.(слайд 6).
Примерно 70 % всей информации мы получаем с помощью зрения.
(слайд 7).
Что вы видите? Можно ли описать форму, размер, цвет, место. Благодаря зрению мы можем изучать историю – опыт накопленный человечеством.
Строение глаза (слайд 8).
Как вы думаете, как устроены наши глаза?
— Дети: глаз состоит из ресниц, есть веки, зрачки.
Правильно, орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: брови, веки и ресницы, слёзная железа, слёзные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. У глаз есть защита.
Как вы думаете, ребята, что является защитой для глаз? Отчего защищены глаза? Правильно, веки, на которых находятся ресницы, защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови не позволяют капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если соринка попадёт в глаза, выступают слёзы, которые смывают её. Человек постоянно моргает. Он делает от двух до пяти движений веками в минуту. Для чего он это делает? Оказывается, поверхность глаз в момент моргания смачивается слёзной жидкостью, предохраняющей её от высыхания, слёзные железы. Они содержат 99% воды и 1 % соли. Слёзная жидкость собирается во внутреннем углу глаза, а затем попадает в слёзные канальцы, которые выводят её в носовую полость. Если человек плачет, слёзная жидкость не успевает уйти по канальцам в носовую полость,
тогда слёзы протекают через нижнее веко и каплями стекают по лицу.
Глаз можно сравнить с фотоаппаратом (слайд 9)
Практическая работа. Посмотрите в глаза друг друга. Что вы видите? Небольшой тёмный кружок- это зрачок. Какого цвета зрачок у товарища? А у вас? Какой цвет окружает зрачок? Это радужная оболочка, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз. Какой цвет зрачка у вашего соседа? Через зрачок внутрь глаза, как через объектив фотоаппарата проходят лучи света. Предметы вокруг нас излучают свет сами либо отражают свет других тел. Мы видим предметы, когда свет попадает в наши глаза. При этом на сетчатке возникает перевёрнутое изображение. Световой сигнал по зрительным нервам поступает в мозг. Мозг обрабатывает сигнал и зрительный отдел головного мозга переворачивает изображение и мы видим предмет.
В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Цвета сообщают нам много полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами. Таких людей называют дальтониками.
Не все животные могут различать цвета, подобно людям. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишён способности различать цвета. У насекомых сложные фасеточные глаза, которые не дают единого изображения, а создают мозаику из тысячи изображений. Об этом вы будете изучать в средних классах.
Очень часто глаза устают во время работы, например, при длительном письме, чтении, при работе с компьютером. Что надо делать, если глаза устали?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)
Потерянный глаз ничем не заменишь. Испорченное зрение трудно исправить. Поэтому глаза надо беречь!
Советы для чтения.
Ребята, какие советы вы можете дать для чтения? А теперь обратите внимание на слайды (слайды 11, 12). Прочитайте эти советы. Может быть, кто-то из вас ими уже пользуется.
Работа с текстом учебника.Каждый человек может и должен защищать глаза от болезней и травм.
(слайд 13) Задание: прочитайте правила на странице 27 учебника.
Как предупредить заболевания глаз?
Ребята, как вы думаете, меняется ли зрение людей с возрастом?
ДЕТИ: Да.
Верно. Так как хрусталик теряет свою эластичность, способность менять свою кривизну. Изображение близко расположенных предметов расплывается — у человека развивается дальнозоркость (слайд 14). И наоборот, когда люди плохо видят удалённые предметы – это близорукость. Она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения, неправильного режима труда. Можно ли предупредить близорукость? (слайд 15)
Закрепление знаний (слайд 16).
1. Самостоятельная работа в парах (на парте распечатанный текст к кроссворду)
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
4.Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет.
5. Отсутствие зрения.
6. Орган зрения.
7.Род оптического стекла с криволинейными или сферически
поверхностями.
8.Волосок на краю глазного яблока.
9.Подвижный кожный покров глазного яблока.
По вертикали:
1.Дугообразная полоска волос над глазной впадиной.
2.Оптический прибор из двух линз или стёкол.
3.Часть глаза в виде прозрачной двояковыпуклой эластичной линзы.
А теперь проверьте себя (слайд 17)
2.Работа с фразеологизмами.
Очень часто в нашей речи звучат фразеологизмы со словом «глаз». Давайте и мы попробуем объяснить значение некоторых устойчивых выражений (слайд 18).
3. Игра «Третий глаз».
Слышали ли вы, ребята, про одноглазого Циклопа? А знаете ли вы, что иногда у человека «открывается третий глаз»? (слайд 19)
А как назвать человека, который замечает что-то такое вокруг себя, что не видят другие?
ДЕТИ: Наблюдательный.
Сейчас и мы проверим вашу наблюдательность. Перед вами три картинки. Что на них изображено? (слайд 20, 21. 22)
(Правильные ответы: лошадь, лягушка; кошка, птичка; фужер, два лица-нос к носу)
4 «Волшебные очки».
Кому из вас хотелось бы носить очки? А если это волшебные очки? Иногда их выдают в кинотеатре, при просмотре фильма «5Д», «3Д»
А можно совершить экскурсию в город Санкт- Петербург, проехать на электричке 29 км и попасть в настоящую сказку. Название этой «сказки» ПЕТЕРГОФ. Слово «Петергоф» переводится с голландского языка как «двор Петра» Этот великолепный комплекс дворцов, парко и фонтанов когда-то был летней резиденцией (проще говоря – дачей) русских императоров, начиная с Петра1.
Сейчас я вам покажу репродукции картин, а вы смело надевайте очки и смотрите, как удивительные фонтаны и дворцы Петергофа оживают на страницах книги.
( Дети по очереди надевают очки и рассматривают репродукции картин в книге « Петергоф»)
Какое впечатление у вас осталось?
Дети: Как будто фонтаны, лестницы, дворцы находятся рядом с нами.
Они как настоящие.
Итог урока.
Вам понравилось на уроке? А строение глаза запомнили?
Работа с таблицей « Строение глаза»
Покажите зрачок, хрусталик, радужную оболочку. Что является защитой для глаз?
А теперь посчитайте свои фишки. Кто набрал шесть и более фишек? Молодцы!
Домашнее задание: (слайд 25)
Выставление оценок за урок. Спасибо за внимание (слайд 26)
Учитель: Зайцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение: МОУ «Чойская СОШ».
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
УМК: «Начальная школа XXI века». Учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 4 класс, Издательство « Вентана – Граф» 2002 г.
Тип урока: Урок новых знаний.
Оборудование проектор, карточки- кроссворды. Таблица « Строение глаза», очки, книга «Петергоф»
Тема: «Орган зрения. Береги глаза».
Цели урока:
-
Познакомить обучающихся со строением органа зрения, с болезнями глаз и мерами их профилактики;
-
Расширить знания обучающихся о бережном отношении к глазам;
-
Научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения;
-
Побудить обучающихся дорожить тем, чем наделила природа человека.
Ход урока.
1.Организационный момент (слайд 1).
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны,
Чтобы мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать.
Учитель: у вас на столах лежат фишки. За каждое выступление, за правильный ответ будете брать фишку, чтобы в конце урока подвести итоги нашей работы.
Вступительное слово учителя (слайд 2).
Прочитайте запись на слайде и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения? Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом - это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для детей, но и для взрослых.
Поэтому так не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Впрочем, отгадайте (слайд 3).
2.Формирование новых знаний.
Объяснение нового материала (слайд 4).
Тема урока: «Орган зрения. Береги глаза».
Какие цели вы можете поставить перед собой? Чтобы вы хотели сегодня узнать?
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его: то с восхищением, то с опаской. Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств. Назовите, какие органы чувств вам знакомы?
Дети: нам известны 5 органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган осязания, орган вкуса, орган обоняния.
Беседа по картине (слайд 5).
- Что вы можете рассказать, глядя на эти эпизоды? Где происходит действие? Когда? Почему вы так думаете? Какой орган помогает нам воспринимать окружающую действительность?
Дети: орган зрения – глаза.
-Правильно. Глаз - орган зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. (слайд 6).
Примерно 70 % всей информации мы получаем с помощью зрения.
(слайд 7).
Что вы видите? Можно ли описать форму, размер, цвет, место. Благодаря зрению мы можем изучать историю – опыт накопленный человечеством.
Строение глаза (слайд 8).
Как вы думаете, как устроены наши глаза?
- Дети: глаз состоит из ресниц, есть веки, зрачки.
Правильно, орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: брови, веки и ресницы, слёзная железа, слёзные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. У глаз есть защита.
Как вы думаете, ребята, что является защитой для глаз? Отчего защищены глаза? Правильно, веки, на которых находятся ресницы, защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови не позволяют капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если соринка попадёт в глаза, выступают слёзы, которые смывают её. Человек постоянно моргает. Он делает от двух до пяти движений веками в минуту. Для чего он это делает? Оказывается, поверхность глаз в момент моргания смачивается слёзной жидкостью, предохраняющей её от высыхания, слёзные железы. Они содержат 99% воды и 1 % соли. Слёзная жидкость собирается во внутреннем углу глаза, а затем попадает в слёзные канальцы, которые выводят её в носовую полость. Если человек плачет, слёзная жидкость не успевает уйти по канальцам в носовую полость,
тогда слёзы протекают через нижнее веко и каплями стекают по лицу.
Глаз можно сравнить с фотоаппаратом (слайд 9)
Практическая работа. Посмотрите в глаза друг друга. Что вы видите? Небольшой тёмный кружок- это зрачок. Какого цвета зрачок у товарища? А у вас? Какой цвет окружает зрачок? Это радужная оболочка, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз. Какой цвет зрачка у вашего соседа? Через зрачок внутрь глаза, как через объектив фотоаппарата проходят лучи света. Предметы вокруг нас излучают свет сами либо отражают свет других тел. Мы видим предметы, когда свет попадает в наши глаза. При этом на сетчатке возникает перевёрнутое изображение. Световой сигнал по зрительным нервам поступает в мозг. Мозг обрабатывает сигнал и зрительный отдел головного мозга переворачивает изображение и мы видим предмет.
В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Цвета сообщают нам много полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами. Таких людей называют дальтониками.
Не все животные могут различать цвета, подобно людям. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишён способности различать цвета. У насекомых сложные фасеточные глаза, которые не дают единого изображения, а создают мозаику из тысячи изображений. Об этом вы будете изучать в средних классах.
Очень часто глаза устают во время работы, например, при длительном письме, чтении, при работе с компьютером. Что надо делать, если глаза устали?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)
Потерянный глаз ничем не заменишь. Испорченное зрение трудно исправить. Поэтому глаза надо беречь!
Советы для чтения.
Ребята, какие советы вы можете дать для чтения? А теперь обратите внимание на слайды (слайды 11, 12). Прочитайте эти советы. Может быть, кто-то из вас ими уже пользуется.
Работа с текстом учебника. Каждый человек может и должен защищать глаза от болезней и травм.
(слайд 13) Задание: прочитайте правила на странице 27 учебника.
Как предупредить заболевания глаз?
Ребята, как вы думаете, меняется ли зрение людей с возрастом?
ДЕТИ: Да.
Верно. Так как хрусталик теряет свою эластичность , способность менять свою кривизну. Изображение близко расположенных предметов расплывается - у человека развивается дальнозоркость (слайд 14). И наоборот, когда люди плохо видят удалённые предметы – это близорукость. Она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения, неправильного режима труда. Можно ли предупредить близорукость? (слайд 15)
Закрепление знаний (слайд 16).
1. Самостоятельная работа в парах (на парте распечатанный текст к кроссворду)
Разгадайте кроссворд .
По горизонтали:
4.Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет.
5. Отсутствие зрения.
6. Орган зрения.
7.Род оптического стекла с криволинейными или сферически
поверхностями.
8.Волосок на краю глазного яблока.
9.Подвижный кожный покров глазного яблока.
По вертикали:
1.Дугообразная полоска волос над глазной впадиной.
2.Оптический прибор из двух линз или стёкол.
3.Часть глаза в виде прозрачной двояковыпуклой эластичной линзы.
А теперь проверьте себя (слайд 17)
2.Работа с фразеологизмами.
Очень часто в нашей речи звучат фразеологизмы со словом «глаз». Давайте и мы попробуем объяснить значение некоторых устойчивых выражений (слайд 18).
3. Игра «Третий глаз».
Слышали ли вы, ребята, про одноглазого Циклопа? А знаете ли вы, что иногда у человека «открывается третий глаз»? (слайд 19)
А как назвать человека, который замечает что-то такое вокруг себя, что не видят другие?
ДЕТИ: Наблюдательный.
Сейчас и мы проверим вашу наблюдательность. Перед вами три картинки. Что на них изображено? (слайд 20, 21. 22)
(Правильные ответы: лошадь, лягушка; кошка, птичка; фужер, два лица-нос к носу)
4 «Волшебные очки».
Кому из вас хотелось бы носить очки? А если это волшебные очки? Иногда их выдают в кинотеатре, при просмотре фильма «5Д», «3Д»
А можно совершить экскурсию в город Санкт- Петербург, проехать на электричке 29 км и попасть в настоящую сказку. Название этой «сказки» ПЕТЕРГОФ. Слово «Петергоф» переводится с голландского языка как «двор Петра» Этот великолепный комплекс дворцов, парко и фонтанов когда-то был летней резиденцией (проще говоря – дачей) русских императоров, начиная с Петра1.
Сейчас я вам покажу репродукции картин, а вы смело надевайте очки и смотрите, как удивительные фонтаны и дворцы Петергофа оживают на страницах книги.
( Дети по очереди надевают очки и рассматривают репродукции картин в книге « Петергоф»)
Какое впечатление у вас осталось?
Дети: Как будто фонтаны, лестницы, дворцы находятся рядом с нами.
Они как настоящие.
Итог урока.
Вам понравилось на уроке? А строение глаза запомнили?
Работа с таблицей « Строение глаза»
Покажите зрачок, хрусталик, радужную оболочку. Что является защитой для глаз?
А теперь посчитайте свои фишки. Кто набрал шесть и более фишек? Молодцы!
Домашнее задание: (слайд 25)
Выставление оценок за урок. Спасибо за внимание (слайд 26)
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО