Литературная композиция "Блокада Ленинграда"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 9185 комментариев: 1
Литературная композиция
«Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы!»
Ведущий 1.Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)— 872 дня.
Ведущий 2. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде, нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты Великой Отечественной войны. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все из них брали в руки оружие и встречались с немецкими фашистами в лицо. Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда, холод, тьма и блокада…
Ведущий 3.Взметает ракеты космический век
В тревожную звёздную степь.
Не хлебом единым живёт человек,
А всё-таки помни про хлеб!
Чтоб ты от успехов в пути не ослеп,
Пекись не о злачных местах
И время цени, как блокадный тот хлеб,
Будь твёрдым в делах и в мечтах.
И в жизни должны мы оставить свой след
Во имя свободы Земли,
Чтоб зёрна давал нам блокадный тот хлеб,
Чтоб всходы в душе проросли.
(Валерий Шумилин)
Ведущий 1.Стихи, которые прозвучат сегодня, написаны в блокаду. Сначала вернемся мысленно назад и вместе с ленинградцами проживем те бесконечно долгие 872 дня.
Ведущий 2.Надо знать не только тех, кто воевал, но и тех, кто выстоял: людей, не имевших оружия, которые лишь стойкостью и терпением могли что-то сказать миру. Необходимо знать, какой бывает война…
Ведущий 3.22 июня 1941 года, в половине первого ночи, в штабе Ленинградского военного округа получили телеграмму от маршала Тимошенко Семена Константиновича и начальника генерального штаба генерала рами Георгия Константиновича Жукова, в которой они предупреждали о возможном нападении Германии на Советский Союз.
Ведущий 1.Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, другие в госпитали, на фабрики и заводы.
Ведущий 2.Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тыс. человек. Город отдавал в армию лучших.
Ведущий 3.Горожане создали оборонительный пояс противо-танковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 14 часов в сутки, нередко в непогоду в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.
Ведущий 1.До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировали музеи, театры, научно-исследовательские институты. Население неохотно расставалось с городом, люди не допускали мысли, что немцы могут войти в город. Из города выехало 630 тыс. человек и когда кольцо блокады замкнулось в городе оставалось 2 млн. 544 тыс.ч. гражданского населения, в том числе около 400 тыс. детей. Массовая эвакуация началась только в январе 1942 года по ледовой дороге через Ладожское озеро.
Ведущий 2.
Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.
Ведущий 3.
Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.
Ведущий 1.
Немецко–фашистское командование рассчитало захватить Ленинград к исходу 3-ей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в госпитале «Астория». Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, во 2-ой и 3-ей декадах июля – уже по 5 км, а в августе только по 2 км.
Ведущий 2.Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду «Разгромить русских как народ». То есть уничтожить, истребить как биологическое, географическое, историческое понятие.
Ведущий 3.Перед командующим группой армий «Север» генерал-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось.
Ведущий 1.«Вряд ли в летописях истории войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей, мирных жителей, сколько это сделал Кюхлер» — такую оценку дал новому командованию Павлов в книге «Ленинград в блокаде»
Ведущий 2.
С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы, Эрмитаж, Дворец пионеров, институт охраны материнства и младенчества.
Ведущий 3.29 августа 1941 года Иосифу Виссарионовичу Сталину доложили: муки и зерна в городе осталось на 17 суток. На другой же день Государственный Комитет Обороны приказал направлять в Ленинград, ежедневно по 8 составов с продовольствием и по 2 с боеприпасам, по 1 с горючим. Но было уже поздно, 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась.
Ведущий 1.
Всего в ноябре голод унес свыше 11 тыс. жизней, в декабре около 53 тыс, в январе и феврале 199 187 ленинградцев, в марте ещё 89 968
Ведущий 2.Зима в этот год пришла необычно рано. Уже в самом начале ноября город завалило снегом. Убирать было некому. Преодолеть сугробы могли не все. Не хватало сил.
Ведущий 3.
Наш город в снег до пояса закопан,
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть
Но в то, что умер город наш, — не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх…
Мы знаем от людей, сраженных смертью
Что означает «Смертью смерть поправ»
Ведущий 1.
Как ни странно, многие писали дневники и сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книга» 10 % писали стихи. У ленинградцев была своя муза Сострадания и Надежды, она разговаривала с блокадниками.
Ведущий 2.
Мы с тобою танков не взрывали
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали, —
Но на карте нет таких высот
Где помечена твоя крутая
Лестница, ведущая домой,
По которой с голоду шатаясь,
Ты ходила с ведрами зимой?
Где помечена твоя дорога,
По которой десять раз прошла
И сама – в пургу, в мороз, в тревогу –
Пятерых на кладбище везла?
Ольга Берггольц
Ведущий 2.Удивительно и то, что те, кто спасал, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, кто из последних сил выполнял свой долг, а не лежал сохраняя силы, — те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила здесь нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики. В душах людей происходил выбор: либо поступать по совести, либо выжить во что бы то ни стало, любым способом, за счет ближнего, родного, кого угодно. И последнее тоже было. Но для большинства ленинградцев не способы выжить, а способы жить.
Ведущий 3.
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам
И женщине дорогу уступаешь,
Пока ребенку руку подаешь,
И через лед заботливо ведешь
Старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережешь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадешь!
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить. З. Шишова
Ведущий 1.До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной победе. Они не знали, выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранялось в самых отчаянных обстоятельствах.
Ведущий 2.Из дневника Юры Рябинкина «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, якая керосиновая лампа… Это называется завистью»
Ведущий 3.«Эх как хочется спать, спать, есть, есть… спать, есть, спать, есть… А что ещё человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь ещё. Месяц назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
Ведущий 1.«У мамы я давно не вижу спокойных слов. Чего не коснется в разговоре – ругань, крик или истерика… Мама что-то делит, Ира и я зорко следим – точно ли… Просто как-то не по себе, когда пишешь такие слова».
Ведущий 2.«Меня уже не радует начавшееся по всему фронту наступление»
Ведущий 3.«Боюсь, что и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет слово «смерть».
Ведущий 1.
Так и случилось, Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором: кого спасать, сына или дочь выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал двоих.
Ведущий 2.Не все выдерживали испытание. Было разное: и мародерство, и спекуляция. Но в дневниках такие случаи приводятся редко. Вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной. Конечно, легче, удобнее не вспоминать. Но тогда мы не поймем человеческой высоты тех, кто устоял, не перешел последнюю черту. А таких было больше.
Ведущий 3.Вот что рассказал Алеша Глушков: «В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мама от голода. Я остался с братом Павликом. Он был послабее и в магазин ходил я… Я решил продать морской бушлат отцовский. На рынке ко мне подошел мужчина. Я продал. Иду в магазин. Спохватился: карточки-то остались в кармане бушлата. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл. Рассказал все Павлику, оба долго и горько плакали. Утром слышим стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещиться… — Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял, что это не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живет».
Ведущий 1.18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Ведущий 2.27 января 1944 года город был освобожден.
Ведущий 3.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
И ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Ведущий 1.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут… Ю. Воронов
Ведущий 2.
Страшным был итог блокады. За 872 дня погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»
Ведущий 3.
Вечная им память!
(Минута молчания)
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
Литературная композиция
«Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы!»
Ведущий 1. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
Ведущий 2. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде, нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты Великой Отечественной войны. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все из них брали в руки оружие и встречались с немецкими фашистами в лицо. Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда, холод, тьма и блокада…
Ведущий 3. Взметает ракеты космический век
В тревожную звёздную степь.
Не хлебом единым живёт человек,
А всё-таки помни про хлеб!
Чтоб ты от успехов в пути не ослеп,
Пекись не о злачных местах
И время цени, как блокадный тот хлеб,
Будь твёрдым в делах и в мечтах.
И в жизни должны мы оставить свой след
Во имя свободы Земли,
Чтоб зёрна давал нам блокадный тот хлеб,
Чтоб всходы в душе проросли.
(Валерий Шумилин)
Ведущий 1. Стихи, которые прозвучат сегодня, написаны в блокаду. Сначала вернемся мысленно назад и вместе с ленинградцами проживем те бесконечно долгие 872 дня.
Ведущий 2. Надо знать не только тех, кто воевал, но и тех, кто выстоял: людей, не имевших оружия, которые лишь стойкостью и терпением могли что-то сказать миру. Необходимо знать, какой бывает война…
Ведущий 3. 22 июня 1941 года, в половине первого ночи, в штабе Ленинградского военного округа получили телеграмму от маршала Тимошенко Семена Константиновича и начальника генерального штаба генерала рами Георгия Константиновича Жукова, в которой они предупреждали о возможном нападении Германии на Советский Союз.
Ведущий 1. Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, другие в госпитали, на фабрики и заводы.
Ведущий 2. Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тыс. человек. Город отдавал в армию лучших.
Ведущий 3. Горожане создали оборонительный пояс противо-танковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 14 часов в сутки, нередко в непогоду в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.
Ведущий 1. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировали музеи, театры, научно-исследовательские институты. Население неохотно расставалось с городом, люди не допускали мысли, что немцы могут войти в город. Из города выехало 630 тыс. человек и когда кольцо блокады замкнулось в городе оставалось 2 млн. 544 тыс.ч. гражданского населения, в том числе около 400 тыс. детей. Массовая эвакуация началась только в январе 1942 года по ледовой дороге через Ладожское озеро.
Ведущий 2. Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.
Ведущий 3. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.
Ведущий 1. Немецко–фашистское командование рассчитало захватить Ленинград к исходу 3-ей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в госпитале «Астория». Но триумфального марша не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, во 2-ой и 3-ей декадах июля – уже по 5 км, а в августе только по 2 км.
Ведущий 2. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду «Разгромить русских как народ». То есть уничтожить, истребить как биологическое, географическое, историческое понятие.
Ведущий 3. Перед командующим группой армий «Север» генерал-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось.
Ведущий 1. «Вряд ли в летописях истории войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей, мирных жителей, сколько это сделал Кюхлер» - такую оценку дал новому командованию Павлов в книге «Ленинград в блокаде»
Ведущий 2. С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы, Эрмитаж, Дворец пионеров, институт охраны материнства и младенчества.
Ведущий 3. 29 августа 1941 года Иосифу Виссарионовичу Сталину доложили: муки и зерна в городе осталось на 17 суток. На другой же день Государственный Комитет Обороны приказал направлять в Ленинград, ежедневно по 8 составов с продовольствием и по 2 с боеприпасам, по 1 с горючим. Но было уже поздно, 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась.
Ведущий 1. Всего в ноябре голод унес свыше 11 тыс. жизней, в декабре около 53 тыс, в январе и феврале 199 187 ленинградцев, в марте ещё 89 968
Ведущий 2. Зима в этот год пришла необычно рано. Уже в самом начале ноября город завалило снегом. Убирать было некому. Преодолеть сугробы могли не все. Не хватало сил.
Ведущий 3.
Наш город в снег до пояса закопан,
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх…
Мы знаем от людей, сраженных смертью
Что означает «Смертью смерть поправ»
Ведущий 1. Как ни странно, многие писали дневники и сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книга» 10 % писали стихи. У ленинградцев была своя муза Сострадания и Надежды, она разговаривала с блокадниками.
Ведущий 2.
Мы с тобою танков не взрывали
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали, -
Но на карте нет таких высот
Где помечена твоя крутая
Лестница, ведущая домой,
По которой с голоду шатаясь,
Ты ходила с ведрами зимой?
Где помечена твоя дорога,
По которой десять раз прошла
И сама – в пургу, в мороз, в тревогу –
Пятерых на кладбище везла?
Ольга Берггольц
Ведущий 2. Удивительно и то, что те, кто спасал, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, кто из последних сил выполнял свой долг, а не лежал сохраняя силы, - те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила здесь нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики. В душах людей происходил выбор: либо поступать по совести, либо выжить во что бы то ни стало, любым способом, за счет ближнего, родного, кого угодно. И последнее тоже было. Но для большинства ленинградцев не способы выжить, а способы жить.
Ведущий 3.
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам
И женщине дорогу уступаешь,
Пока ребенку руку подаешь,
И через лед заботливо ведешь
Старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережешь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадешь!
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить. З. Шишова
Ведущий 1. До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной победе. Они не знали, выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранялось в самых отчаянных обстоятельствах.
Ведущий 2. Из дневника Юры Рябинкина «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, якая керосиновая лампа… Это называется завистью»
Ведущий 3. «Эх как хочется спать, спать, есть, есть… спать, есть, спать, есть… А что ещё человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь ещё. Месяц назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
Ведущий 1. «У мамы я давно не вижу спокойных слов. Чего не коснется в разговоре – ругань, крик или истерика… Мама что-то делит, Ира и я зорко следим – точно ли… Просто как-то не по себе, когда пишешь такие слова».
Ведущий 2. «Меня уже не радует начавшееся по всему фронту наступление»
Ведущий 3. «Боюсь, что и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет слово «смерть».
Ведущий 1. Так и случилось, Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором: кого спасать, сына или дочь выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал двоих.
Ведущий 2. Не все выдерживали испытание. Было разное: и мародерство, и спекуляция. Но в дневниках такие случаи приводятся редко. Вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной. Конечно, легче, удобнее не вспоминать. Но тогда мы не поймем человеческой высоты тех, кто устоял, не перешел последнюю черту. А таких было больше.
Ведущий 3. Вот что рассказал Алеша Глушков: «В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мама от голода. Я остался с братом Павликом. Он был послабее и в магазин ходил я… Я решил продать морской бушлат отцовский. На рынке ко мне подошел мужчина. Я продал. Иду в магазин. Спохватился: карточки-то остались в кармане бушлата. Я бегом на рынок, а рыжей бородки и след простыл. Рассказал все Павлику, оба долго и горько плакали. Утром слышим стук в дверь, входит мужчина с рыжей бородкой. Я сперва подумал, что от голода мерещиться… - Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял, что это не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, жив ли тот человек, но в моей душе он живет».
Ведущий 1.18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Ведущий 2. 27 января 1944 года город был освобожден.
Ведущий 3.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
И ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом !
Ведущий 1.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут… Ю. Воронов
Ведущий 2. Страшным был итог блокады. За 872 дня погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»
Ведущий 3. Вечная им память!
(Минута молчания)
Журавлева Ольга Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества № 1»
Должность: методист
Литературная композиция «Блокада Ленинграда»
Цель: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ. Расширять представления обучающихся о блокаде Ленинграда, героизме ленинградцев.
Сценарий литературной композиции «Блокада Ленинграда» может использоваться для проведения тематического вечера к празднику 9 Мая, «Дня мужества», «Дня памяти»
Методика: сценарий литературной композиции.
Ресурсы: электронные слайды
Список литературы:
-
Барышников Н.И. Блокада Ленинграда и Финляндия 1941-1945. СПб-Хельсинки, 2002
-
Баженов В.В. Ленинградская оборона – М. ООО «Издательство АСТ», Харвест, 2005
-
Непокоренный Ленинград, Военная литература, militera.lib.ru
-
Скрябина Е.А. «Годы скитаний. Из дневника одной ленинградки»
-
ru.wikipedia.org > Блокада Ленинграда
-
rupoem.ru > berggolc/war.aspx
Красноярск, 2012
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
В разработке отсутствует титульный лист. В презентации имеются искажённые, размытые изображения.
Вызывает уважение тот труд, который Вы вложили в разработку, собрав такое количество материала. Большое спасибо за то, что учите детей хранить нашу общую память о жертвах Великой Отечественной войны.
С уважением, С.А. Колодин.