Как бывало в старину на Ставрополье
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 5510 комментариев: 2
Казаки Ставропольского городского казачьего активно участвуют в культурных, общественных, спортивных и политических мероприятиях города, края и страны.Вся работа в городском казачьем обществе строится на добровольной и безвозмездной основе и на средства от членских взносов каждого казака.
Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска». В современно время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье войско» используется только различными казачьими организациями, которых набольшими являются «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» — провозглашающие независимость от государства.
Наибольшее количество членов имеют финансируемые государством «реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.
«Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.
Кроме них существует множество мелких организаций, претендующих на представление интересов казачества. В редких случаях (станица Павлодольская Моздокского района РСО-А), низовые территориальные объединения казаков регистрируют себя как независимое юридическое лицо.
Казаки старших поколений выработали целую школу обретения моральной устойчивости, сформулированную в 5 правилах:
1) Первое правило. Не причинять вреда окружающему ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, как вы относитесь к родным. Пытаться улаживать конфликты мирно с теми, кто несет зло. Осуждать тех, кто считает, что проще уничтожить зло силой и на этом покончить борьбу со злом...
2) Второе правило. Быть всегда правдивым и искренним в мыслях, словах и делах...
3) Третье правило. Нестяжательство в мыслях, словах и делах. Неприсвоение чужого. Избавление от алчности, зависти, от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, калечат их сознание...
4) Четвертое правило. Воздержание и умеренность во всем – в мыслях, словах и делах. Это культура чувств и эмоций. Стремление к наслаждению, обладание богатством, удовлетворение страстей – есть пустая трата времени, и сил.
5) Пятое правило. Свобода от накопительства. Настоящий казак не приобретет вещи, в которой нет нужды. Казак не примет незаслуженных даров и подарков, потому что они ставят его в зависимость от того, кто дарит. Но примет подарки, преподнесенные от чистого сердца, и в которых есть истинная нужда.
В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии и т.п. Фактически, и в случае «реестровиков» и в случае «общественников», казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных».
В настоящее время терские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе Кавминвод. В других республиках РСО-А, КБР, этническое казачество смешано неказачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.
Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.
Характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь — не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице — она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы — это было заботой о нравственности устоев молодежи — ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги — за приданое — так называемую «кладку» — отец жениха.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей — от' пяти до двенадцати (не то что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались, среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались, усложнялись, менялись их названия. Но уж Коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.
На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости, переходили от народа к народу.
О Казачестве много сложено песен, стихов, прозы.
Проза:
- Н.В. Гоголь — «Тарас Бульба».
- Л. Н. Толстой — «Казаки» и «После боя».
- М. А. Шолохов— «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
- К. Ф. Седых — «Даурия», «Отчий край».
- Д. И. Петров (Бирюк) — «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
- Г. И. Мирошниченко — «Азов».
- А. В. Калинин — «На юге».
- М. А. Никулин — «Полая вода».
- П. Н. Краснов — «От Двуглавого Орла к красному знамени».
- А. Туроверов — «Конь боевой с походным вьюком».
- Н. Н. Туроверов — сборник «Стихи».
- А. В. Софронов — стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».
Тест
1. Союз казаков России образован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
2. Первым Атаманом союза казаков России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
3. Союз казачеств Юга России
организован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
4. Первым Атаманом союза казаков Юга России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
5. Сколько существовало казачьих войсккначалу первой мировой войны:
а) 19;
б) 11;
в) 12.
6. Как назывались на Ставрополье первые казачьи войска:
а) Терское и Кубанское;
б) Сибирское и Уральское;
в) Амурское и Уссурийское.
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а.
Литература
1. Белозёрова Е. В. Особенности вхождения казачьего офицерства Кубани в дворянское сословие Российской империи (конец XVIII — первая половина XIX вв.) // Российский исторический журнал. 2006. № 1. С. 50-53.
2. Большой толковый словарь донского казачества.
3. Савельев Е.П.
История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.
4. Великая Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп. — М.: НЭИ «Академическая мысль», 2006.
5. Казачьи войска. — С-Пб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909.— 496 с.на сайте Руниверс
6. Хорошхин М., Казачьи войска — С-Пб, 1881.
7. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История края. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правл., 1910. — Т. 1.
8. Казин В. Х., Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. Справочная книжка императорской главной квартиры. СПб., 1912.
9. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по <metricconverter productid=«1860 г» w:st=«on»>1860 г. / — Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. — Т. 2.
ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж»
Как бывало в старину казачество на Ставрополье.
Внеклассное мероприятие
Гриценко Анна Валериевна,
Региональный многопрофильный колледж,
преподаватель
г. Ставрополь
Пояснительная записка
Гриценко Анна Валериевна
ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж», преподаватель биологии и химии.
Как бывало в старину казачество на Ставрополье.
Основным направлением работы изначально стало возрождение казачьих обычаев, традиций казачьей культуры, патриотизма среди населения и особенно среди казачьей молодежи города.
Вместе с разработкой представлены дополнительные материалы: презентация, тесты, буклет.
Классный час
«Как бывало в старину казачество на Ставрополье»
Цели:
- дать представление о быте казаков, их традициях, обычаях, обрядах;
- развить творческие способности учащихся;
- воспитать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Задачи:
- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края,
- воспитание любви к родному краю, через познание его истории;
- формирование чувства патриотизма, уважения к прошлому края.
Слово «казак» - тюркское, оно встречается в нескольких вариантах, чаще всего в формах «казак» и «козак». Так называли людей независимых, свободных лично или порвавших со своей социальной средой.
Казаки́ — этносоциальная группа смешанного этногенеза, первоначально проживавшая в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной России и Украины, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижний чин казачьих войск.
Возрождение казачества.
Союз казаков России был образован 28—30 июня 1990 года на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Первым Атаманом назначен Александр Мартынов. В 2000 году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».
Союз казачеств Юга России был организован 17 ноября 1991 года на Большом Совете атаманов Донского казачьего войска и некоторых других южнороссийских казачьих сообществ. Атаманом Союза назначен атаман Донского казачьего войска Сергей Мещеряков.
В 1990—2000 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, в основном объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска).
Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований. 20 ноября 1991 на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске было провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ). Однако вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики не были организованы.
К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск.
-
Донское казачье войско, старшинство — 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
-
Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
-
Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
-
Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
-
Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 — Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
-
Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия)
-
Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
-
Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)
-
Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)
-
Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)
-
Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский)
Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:
Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:
-
Амурские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем
-
Астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
-
Волжские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
-
Донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
-
Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем
-
Забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем
-
Кубанские казаки — чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие
-
Оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
-
Сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
-
Терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем
-
Уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
-
Уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем
Казачество на Ставрополье
Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска». В современно время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье войско» используется только различными казачьими организациями, которых набольшими являются «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» - провозглашающие независимость от государства.
Наибольшее количество членов имеют финансируемые государством «реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.
«Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.
Кроме них существует множество мелких организаций, претендующих на представление интересов казачества. В редких случаях (станица Павлодольская Моздокского района РСО-А), низовые территориальные объединения казаков регистрируют себя как независимое юридическое лицо.
Казаки старших поколений выработали целую школу обретения моральной устойчивости, сформулированную в 5 правилах:
-
Первое правило. Не причинять вреда окружающему ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, как вы относитесь к родным. Пытаться улаживать конфликты мирно с теми, кто несет зло. Осуждать тех, кто считает, что проще уничтожить зло силой и на этом покончить борьбу со злом...
-
Второе правило. Быть всегда правдивым и искренним в мыслях, словах и делах...
-
Третье правило. Нестяжательство в мыслях, словах и делах. Неприсвоение чужого. Избавление от алчности, зависти, от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, калечат их сознание...
-
Четвертое правило. Воздержание и умеренность во всем – в мыслях, словах и делах. Это культура чувств и эмоций. Стремление к наслаждению, обладание богатством, удовлетворение страстей – есть пустая трата времени, и сил.
-
Пятое правило. Свобода от накопительства. Настоящий казак не приобретет вещи, в которой нет нужды. Казак не примет незаслуженных даров и подарков, потому что они ставят его в зависимость от того, кто дарит. Но примет подарки, преподнесенные от чистого сердца, и в которых есть истинная нужда.
В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии и т.п. Фактически, и в случае «реестровиков» и в случае «общественников», казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных».
В настоящее время терские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе Кавминвод. В других республиках РСО-А, КБР, этническое казачество смешано неказачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.
Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.
Характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любили
казаки застолье, общение, любили и
выпить, но не напиться, а попеть песни,
повеселиться, поплясать. За столом у
казаков горилку не разливали, а подносили
на разносе (подносе) и, если кто уже
перехватил "лишку", то его просто
обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было неволить: хочешь -пей.
Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять
и пригубить, поговорка говорила "подавать
можно, неволить нельзя". Застольная
песнь напоминала: "Пей, но ум не
пропивай".
В обиходе казачьей
жизни было много и других особенностей
быта, которые были порождены условиями
их жизни. Нередко, особенно от людей,
интересующихся прошлым (чаще от женщин)
можно было услышать: "Вот вы, казаки,
как дикари, никогда под ручку с женой
не появлялись на улице - она идет сзади
или сбоку, вы даже ребенка на руках на
улице не носили" и прочее.
Длительный
период у казаков были в обычае мужские
беседы (гуляние отдельно от женщин), так
и женские без мужчин. А когда собирались
вместе (свадьбы, крестины, именины), то
женщины садились по одну сторону стола,
а мужчины - по другую. Это вызывалось
тем, что под воздействием хмельного
казак по отношению к чужой жене мог
допустить какие-то вольности, а казаки
скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков
в свадебных торжествах могли участвовать
только женатые и замужние. Для неженатой
молодежи отдельно проводились вечеринки
и в доме жениха, и в доме невесты до
основной свадьбы - это было заботой о
нравственности устоев молодежи - ибо
на свадьбе в торжествах и пожеланиях
допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ
подарков и гостинцев. Никогда казак не
возвращался после долгой отлучки из
дома без подарков, а при посещении гостей
и в гости не ходили без гостинца.
У терских и отчасти у кубанских казаков
был принят обычай: перед засылкой сватов
жених кидал свою палку во двор невесты.
У Яицких казаков отец невесты не справлял
приданое, по договоренности уплачивал
деньги - за приданое - так называемую
"кладку" - отец жениха.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей — от' пяти до двенадцати (не то что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались, среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались, усложнялись, менялись их названия. Но уж Коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.
На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости, переходили от народа к народу.
Игры
Домашние Детские Символические
Игры
с игрушками
Фанты,
соседи, игра в веревочки и т.д. Солнце
и луна, казаки, гуси и коршун и т.д.
Камушки
и
казанки
Игры
в мяч Игры
со жгутами, палками и ножом
О Казачестве много сложено песен, стихов, прозы.
Проза:
-
Н.В. Гоголь — «Тарас Бульба».
-
Л. Н. Толстой — «Казаки» и «После боя».
-
М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
-
К. Ф. Седых — «Даурия», «Отчий край».
-
Д. И. Петров (Бирюк) — «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
-
Г. И. Мирошниченко — «Азов».
-
А. В. Калинин — «На юге».
-
М. А. Никулин — «Полая вода».
Поэзия:
-
А. Туроверов — «Конь боевой с походным вьюком».
-
Н. Н. Туроверов — сборник «Стихи».
-
А. В. Софронов — стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».
Возрождение казачества – это святое дело.
Тест
1. Союз казаков России образован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
2. Первым Атаманом союза казаков России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
3. Союз казачеств Юга России организован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
4. Первым Атаманом союза казаков Юга России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
5. Сколько существовало казачьих войск к началу первой мировой войны:
а) 19;
б) 11;
в) 12.
6. Как назывались на Ставрополье первые казачьи войска:
а) Терское и Кубанское;
б) Сибирское и Уральское;
в) Амурское и Уссурийское.
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а.
Литература
1. Белозёрова Е. В. Особенности вхождения казачьего офицерства Кубани в дворянское сословие Российской империи (конец XVIII — первая половина XIX вв.) // Российский исторический журнал. 2006. № 1. С. 50-53.
2. Большой толковый словарь донского казачества.
3. Савельев Е.П. История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.
4. Великая Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп. — М.: НЭИ «Академическая мысль», 2006.
5. Казачьи войска. — С-Пб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909.— 496 с. на сайте Руниверс
6. Хорошхин М., Казачьи войска — С-Пб, 1881.
7. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История края. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правл., 1910. — Т. 1.
8. Казин В. Х., Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. Справочная книжка императорской главной квартиры. СПб., 1912.
9. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по 1860 г. / — Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. — Т. 2.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»