Рабочая программа по истории средних веков
по истории средних веков
6 класс
№ модуля |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание |
Дата проведения | |||
План |
Факт | ||||||||||
Iблок «Введение» (1 ч.) | |||||||||||
1. |
Что изучает история средних веков |
1 |
Вводный |
Беседа |
Вопросы |
Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. |
с.6-11 |
|
| ||
IIблок «Раннее средневековье» (9 ч.) | |||||||||||
1. |
Древние германцы и Римская империя |
|
Урок изучения нового материала |
Работа по карте, беседа |
Тест | Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров. |
§ 1 |
|
| ||
2. |
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIIIвеках |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест | Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла |
§ 2 |
|
| ||
3. |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа |
Тест | Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. |
§ 3 |
|
| ||
4. |
Западная Европа в IX-XIвеках |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач, работа с терминами |
Тест | Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. |
§ 4 |
|
| ||
5. |
Культура раннего Средневековья |
1 |
Урок-семинар |
Дискуссия, презентация, беседа |
Тест | Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения. |
§ 5 |
|
| ||
6. |
Византийская империя. Культура Византии. |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач |
Тест | Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана. |
§ 6-7 |
|
| ||
7. |
Образование славянских государств |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, по учебнику |
Тест | Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами. |
§ 8 |
|
| ||
8. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад |
1 |
Урок изучения нового материала |
Беседа |
Тест | Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. |
§ 9 |
|
| ||
9. |
Культура стран халифата |
1 |
Урок-семинар |
Дискуссия, презентация, беседа |
Тест |
Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов. |
§ 10 |
|
| ||
IIIблок «Расцвет средневековья» (8 ч.) | |||||||||||
1. |
Средневековый замок и рыцари |
1 |
Урок-лекция/презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест | Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». |
§ 11 |
|
| ||
2. |
Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Работа по карте, беседа, самостоятельная работа с текстом |
Тест | Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства. |
§ 12 |
|
| ||
3. |
Формирование средневековых городов |
1 |
Урок-практикум |
Анализ источников, работа по карте, практическая работа |
Тест | Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли. |
§ 13 |
|
| ||
4. |
Горожане и их образ жизни |
1 |
Урок-семинар |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Иметь представление о жизни горожан в средневековье |
§ 14 |
|
| ||
5. |
Католическая церковь и духовенство. Церковь и ересь |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Беседа, самостоятельная работа с текстом |
Тест | Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси. |
§ 15 |
|
| ||
6. |
Крестовые походы |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, анализ источников |
Тест | Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. |
§ 16 |
|
| ||
7. |
Объединение Франции |
1 |
Урок-презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест | Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. |
§ 17 |
|
| ||
8. |
Англия в XI-XIIвв. |
1 |
Комбинированный |
Работа по учебнику, беседа, работа по карте |
Тест | Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. |
§ 18 |
|
| ||
IIIблок «Позднее Средневековье» (8 ч.) | |||||||||||
1. |
Столетняя война |
1 |
Урок изучении нового материала |
Работа по карте, беседа, работа по учебнику |
Тест | Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк. |
§ 19 |
|
| ||
2. |
Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, анализ источников, беседа |
Тест | Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. |
§ 21 |
|
| ||
3. |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест | Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове. |
§ 22 |
|
| ||
4. |
Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XVвв. |
1 |
Медиаурок |
Анализ источников, работа с картой, беседа |
Тест | Определять условия и причины роста богатств городов Италии. |
§ 23-24 |
|
| ||
5. |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест | Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн. |
§ 25 |
|
| ||
6. |
Османская империя в XIV-XVIвв. |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач |
Тест | Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. |
§ 26 |
|
| ||
7. |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
1 |
Урок-презентация |
Беседа, просмотр иллюстраций |
Тест | Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. |
§ 27-28 |
|
| ||
8, |
Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения |
1 |
Урок-семинар |
Беседа, дискуссия |
Тест | Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека. |
§ 29-30 |
|
| ||
IVблок «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» (4 ч.) | |||||||||||
1. |
Средневековый Китай |
1 |
Урок-лекция/презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест | Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. |
§ 31 |
|
| ||
2. |
Индия. Государства и культура. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест | Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. |
§ 32 |
|
| ||
3. |
Цивилизации Американского континента |
1 |
Урок-практикум |
Работа с картой, беседа, работа с источниками |
Тест |
Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. |
§ 33 |
|
| ||
4. |
Африка |
1 |
Медиаурок |
Беседа, самостоятельная работа с текстом, дискуссия |
Тест |
Определять особенности развития народов стран Африканского континента |
§ 34 |
|
| ||
Итоговое повторение (1 ч) | |||||||||||
1 |
Средние века в истории человечества |
1 |
Контроль ный |
|
Контрольная работа № 1 |
|
|
|
| ||
Учебно-тематическое планирование
по истории средних веков
6 класс
№ модуля |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание |
Дата проведения |
|||
План |
Факт |
||||||||||
I блок «Введение» (1 ч.) |
|||||||||||
1. |
Что изучает история средних веков |
1 |
Вводный |
Беседа |
Вопросы |
Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. |
с.6-11 |
|
|
||
II блок «Раннее средневековье» (9 ч.) |
|||||||||||
1. |
Древние германцы и Римская империя |
|
Урок изучения нового материала |
Работа по карте, беседа |
Тест |
Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров. |
§ 1 |
|
|
||
2. |
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест |
Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла |
§ 2 |
|
|
||
3. |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа |
Тест |
Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. |
§ 3 |
|
|
||
4. |
Западная Европа в IX-XI веках |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач, работа с терминами |
Тест |
Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. |
§ 4 |
|
|
||
5. |
Культура раннего Средневековья |
1 |
Урок-семинар |
Дискуссия, презентация, беседа |
Тест |
Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения. |
§ 5 |
|
|
||
6. |
Византийская империя. Культура Византии. |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач |
Тест |
Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана. |
§ 6-7 |
|
|
||
7. |
Образование славянских государств |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, по учебнику |
Тест |
Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами. |
§ 8 |
|
|
||
8. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад |
1 |
Урок изучения нового материала |
Беседа |
Тест |
Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. |
§ 9 |
|
|
||
9. |
Культура стран халифата |
1 |
Урок-семинар |
Дискуссия, презентация, беседа |
Тест |
Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов. |
§ 10 |
|
|
||
III блок «Расцвет средневековья» (8 ч.) |
|||||||||||
1. |
Средневековый замок и рыцари |
1 |
Урок-лекция/презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». |
§ 11 |
|
|
||
2. |
Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Работа по карте, беседа, самостоятельная работа с текстом |
Тест |
Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства. |
§ 12 |
|
|
||
3. |
Формирование средневековых городов |
1 |
Урок-практикум |
Анализ источников, работа по карте, практическая работа |
Тест |
Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли. |
§ 13 |
|
|
||
4. |
Горожане и их образ жизни |
1 |
Урок-семинар |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Иметь представление о жизни горожан в средневековье |
§ 14 |
|
|
||
5. |
Католическая церковь и духовенство. Церковь и ересь |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Беседа, самостоятельная работа с текстом |
Тест |
Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси. |
§ 15 |
|
|
||
6. |
Крестовые походы |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, анализ источников |
Тест |
Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. |
§ 16 |
|
|
||
7. |
Объединение Франции |
1 |
Урок-презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. |
§ 17 |
|
|
||
8. |
Англия в XI-XII вв. |
1 |
Комбинированный |
Работа по учебнику, беседа, работа по карте |
Тест |
Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. |
§ 18 |
|
|
||
III блок «Позднее Средневековье» (8 ч.) |
|||||||||||
1. |
Столетняя война |
1 |
Урок изучении нового материала |
Работа по карте, беседа, работа по учебнику |
Тест |
Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк. |
§ 19 |
|
|
||
2. |
Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии |
1 |
Урок-практикум |
Работа по карте, анализ источников, беседа |
Тест |
Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. |
§ 21 |
|
|
||
3. |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
Лабораторное занятие по учебнику и документу |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест |
Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове. |
§ 22 |
|
|
||
4. |
Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв. |
1 |
Медиаурок |
Анализ источников, работа с картой, беседа |
Тест |
Определять условия и причины роста богатств городов Италии. |
§ 23-24 |
|
|
||
5. |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест |
Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн. |
§ 25 |
|
|
||
6. |
Османская империя в XIV-XVI вв. |
1 |
Комбинированный |
Решение творческих задач |
Тест |
Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. |
§ 26 |
|
|
||
7. |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
1 |
Урок-презентация |
Беседа, просмотр иллюстраций |
Тест |
Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. |
§ 27-28 |
|
|
||
8, |
Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения |
1 |
Урок-семинар |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека. |
§ 29-30 |
|
|
||
IV блок «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» (4 ч.) |
|||||||||||
1. |
Средневековый Китай |
1 |
Урок-лекция/презентация |
Беседа, дискуссия |
Тест |
Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. |
§ 31 |
|
|
||
2. |
Индия. Государства и культура. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
Тест |
Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. |
§ 32 |
|
|
||
3. |
Цивилизации Американского континента |
1 |
Урок-практикум |
Работа с картой, беседа, работа с источниками |
Тест |
Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. |
§ 33 |
|
|
||
4. |
Африка |
1 |
Медиаурок |
Беседа, самостоятельная работа с текстом, дискуссия |
Тест |
Определять особенности развития народов стран Африканского континента |
§ 34 |
|
|
||
Итоговое повторение (1 ч) |
|||||||||||
1 |
Средние века в истории человечества |
1 |
Контроль ный |
|
Контрольная работа № 1 |
|
|
|
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»