Урок "Падеж имён существительных" (3 класс)
Раздел: Грамматические признаки имени существительного
№ урока 1
Цели:
1. Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
2. Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям через помощь персонажу урока.
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией;
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации (использование планшета G-Pen 340)
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, планшет G-Pen 340 для самостоятельной работы ученика с кадрами презентации, презентация по теме урока, карточки для минутки чистописания, для работы с текстом, напоминалочки с падежами, вопросами, словами-помощниками, музыкальное сопровождение для релаксации: «Звуки моря», жетоны.
План урока:
I Актуализация знаний: минутка чистописания
словарная работа
озвучивание темы и постановка целей урока
II Формирование новых знаний: ознакомление с названиями падежей, падежными вопросами, словами помощниками, письменное и устное склонение имён существительных
III Формирование новых умений и навыков: отработка навыка определения падежа с помощью таблицы и алгоритма в учебнике, коллективная и самостоятельная работа по постановке падежных вопросов к словам
IV Подведение итога: повторение названий падежей, вопросов, слов-помощников.
Ход урока
1.Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка, откройте тетради и запишите число, классная работа…
— Ребята, вы наверное помните Аню Незнайкину? Мы не раз исправляли ошибки, допущенные ею, помогали девочке в выполнении заданий, и в этот раз Ане необходима наша помощь. За то, что девочка халатно относилась к выполнению заданий, жители страны Грамматики её наказали. Они отправили её на свой остров, окружили его различными заданиями и пока она их не выполнит, не видать девочке родного дома. Давайте поможем Анюте вернуться домой?
— А что нам необходимо взять с собой в путешествие? (Дружбу, знания.)
За каждый правильный ответ во время путешествия вы будете получать жетоны, а в конце урока подсчитаете их количество и узнаете свой балл.
— Ребята, а что называется островом? (Часть суши, окружённая со всех сторон водами океана.)
— Приведите примеры островов?( Называются 2 — 3 острова, сопровождаемые показом на карте.)
— А наш остров находится в море русского языка страны Грамматики.
2. Минутка чистописания
— Чтобы оказаться на острове, нам необходима волшебная палочка. И она есть у каждого из вас. Это ваша ручка. Сейчас мы пропишем ею волшебные знаки, и наше путешествие начнётся ( прописывание через кальку: Прописывание элементов и предложения. Прописывание элементов происходит на заготовленных карточках (см. приложения)
— Из какого произведения эти строки? Кто его написал?
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
— Ребята, найдите в словах опасные места, где можно допустить ошибку.
3. Словарная работа
— Слово «остров» — словарное. Как вы думаете почему? (проставление ударения, подчёркивание второй безударной гласной в слове) (Слово «остров» — словарное, так как вторая гласная «о» является непроверяемой безударной гласной, которую необходимо запомнить).
-Давайте составим предложение со словом остров. (выслушивание 2 – 3 предложений, запись понравившегося в тетрадях)
— И так в путь.
Физминутка на снятие зрительного напряжения.
Обведение глазами контура волшебного острова по стрелочкам, по контуру цветных участков.
— Ребята посмотрите на волшебный остров. Обведите его контур глазами по стрелочкам, а теперь обведите цветные участки острова. Закройте глаза, откройте. Что изменилось? (Пока глаза детей закрыты учитель меняет цветные участки острова)
4.Озвучивание темы и постановка целей урока.
— Испытания волшебного острова продолжаются.
Капитан корабля делал записи во время нашего путешествия, но пока мы с вами выполняли зарядку, налетел ветер и забрал с собой несколько слов из записей капитана. Давайте поможем и вернём слова в текст.
Проверка осуществляется через прочтение получившегося текста и через показ восстановленного текста на экране компьютера
Ученики выполняет работу на карточках, вставляют слова
«Волшебный остров – это цель нашего путешествия. Такого острова нет на карте. Подойти к волшебному острову очень непросто. Подводные скалы охраняют остров от путешественников, а над островом сгущается туман. Но нас это не пугает, потому что на этом острове ждёт помощи Аня Незнайкина.»
— Что же мы с вами сейчас делали? (Мы вставляли слово «остров», изменяя его форму.)
— Изменение формы слова другими словами называется склонением или изменением слова по падежам.
А это и есть тема нашего урока.
Физминутка на снятие мышечного напряжения (зарядка под песню о море)
5. Формирование новых знаний
— Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения? (- Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение._
— Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение. Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам.
— Так для чего нужны падежи? Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 6
— Посмотрите, волшебный остров предлагает следующее задание.
— Как это понять? Наверное, нам нужно узнать что-то из истории падежей. А мы с вами будем не только слушать, но и записывать. Для начала запомните, что в русском языке 6 падежей.
Ребята подготовили для вас информацию о падежах.
(Сообщение 1 ученика «Слово падеж произошло от латинского (падение). Это значит, слова «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских.»
2 ученик — Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
3 ученик - Родительный буквально означает «полученный с рождения». 4 ученик — Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
5 ученик — Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
6 ученик — Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
7 ученик — Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным))
Запись в тетрадях:
И.п. (кто? что?) есть девочка море
Р.п. (кого? чего?) нет девочки моря
Д.п. (кому? чему?) рад девочке морю
В.п. (кого? что?) вижу девочку море
Т.п. (кем? чем?) любуюсь девочкой морем
П.п. (о ком? о чём?) говорю о девочке о море
Окончания проговаривают хором и выделяют, после записи слов.
— А теперь ребята, отложите ручки. Мы с вами поиграем в игру «Изменяй-ка». Я покажу вам слово, а вы должны задать к нему падежный вопрос и изменить форму слова. (Показ слов «капитан», «корабль».Работа выполняется с опорой на таблицу на доске. Проговаривают так: «Именительный кто? капитан Родительный нет кого? капитана…»)
-А почему, ребята вы к слову «капитан» поставили вопрос «кто?», а к слову «корабль» — «что?» ?
(Потому что «капитан» — одушевлённое существительное, а «корабль» — неодушевлённое)
-Что мы меняли в слове, изменяя его форму? (Мы изменяли окончания)
-Получается, почему необходимо изменение формы слова? Потому что в слове изменяется окончание, которое служит для связи слов в предложении. (например: Капитан сошёл на берег. У капитана хорошее настроение.)
6. Формирование новых умений и навыков
— Волшебный остров предлагает нам своё задание, и знаете что? С каждым выполненным заданием мы приближаемся к спасению Анюты. Давайте посмотрим, что же ждёт нас сейчас.
«Волны тихо плескались под ногами. Я стоял на берегу и любовался закатом.»
— А поможет вам алгоритм определения падежа имени существительного. Откройте стр. 8 и прочитайте порядок определения падежа.
— Молодцы, ребята. Но жители страны Грамматики хотят убедиться в том, что вы усвоили новый материал и предлагают вам ещё одно задание, часть которого мы выполним с вами вместе, а часть вы будете выполнять самостоятельно. Выполнить это задание нам поможет в учебнике на стр.6 (или эта же таблица на доске)
Текст задания:
Играл на скрипке, пишу карандашом, иду к дому, говорю с мамой, рассказываю о животных .
Проверка второй части задания осуществляется через компьютер. (Ученики комментируют работу, остальные в тетрадях. Играл (на чём?) на скрипке (П.п.), пишу (чем?) карандашом (Т.п.);
самостоятельно : иду (к чему?) к дому(Д.п.), говорю (с кем?) с мамой (Т.п.), рассказываю (о ком?) о животных (П.п.) ).
— Молодцы, ребята, вы справились с последним заданием острова…
Посмотрите ребята, жители страны Грамматики отпустили Анюту домой, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями. Анюте придётся ещё многому научиться, как и нам, но если что-то у неё не будет получаться, то мы поможем ей ?
7. Подведение итога урока
— Жители страны грамматики, за ваше старание на уроке передают вам вот эти напоминалочки, которые вы возьмёте после звонка, но сначала давайте вспомним все, что было сегодня на уроке.
— На этом мы закончим урок. Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и заработали баллы на оценку. У кого 2 жетона за работу на уроке получают «4», ну а у кого 3 – 4 жетона – «5».
Минутка чистописания.
|
Минутка чистописания.
|
Тема: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Раздел: Грамматические признаки имени существительного
№ урока 1
Цели:
-
Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
-
Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам
-
Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям через помощь персонажу урока.
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией;
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации (использование планшета G-Pen 340)
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, планшет G-Pen 340 для самостоятельной работы ученика с кадрами презентации, презентация по теме урока, карточки для минутки чистописания, для работы с текстом, напоминалочки с падежами, вопросами, словами-помощниками, музыкальное сопровождение для релаксации: «Звуки моря», жетоны.
План урока: I Актуализация знаний: минутка чистописания
словарная работа
озвучивание темы и постановка целей урока
II Формирование новых знаний: ознакомление с названиями падежей, падежными вопросами, словами помощниками, письменное и устное склонение имён существительных
III Формирование новых умений и навыков: отработка навыка определения падежа с помощью таблицы и алгоритма в учебнике, коллективная и самостоятельная работа по постановке падежных вопросов к словам
IV Подведение итога: повторение названий падежей, вопросов, слов-помощников.
Ход урока
Действия учителя |
Действия учеников |
Предполагаемые ответы |
1. Актуализация знаний |
||
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка, откройте тетради и запишите число, классная работа… - Ребята, вы наверное помните Аню Незнайкину? Мы не раз исправляли ошибки, допущенные ею, помогали девочке в выполнении заданий, и в этот раз Ане необходима наша помощь. За то, что девочка халатно относилась к выполнению заданий, жители страны Грамматики её наказали. Они отправили её на свой остров, окружили его различными заданиями и пока она их не выполнит, не видать девочке родного дома. Давайте поможем Анюте вернуться домой? А что нам необходимо взять с собой в путешествие? За каждый правильный ответ во время путешествия вы будете получать жетоны, а в конце урока подсчитаете их количество и узнаете свой балл. - Ребята, а что называется островом?
- Приведите примеры островов?
- а наш остров находится в море русского языка страны Грамматики. |
|
Дружбу, знания. - Часть суши, окружённая со всех сторон водами океана. Называются 2 - 3 острова, сопровождаемые показом на карте. |
2. Минутка чистописания |
||
Чтобы оказаться на острове, нам необходима волшебная палочка. И она есть у каждого из вас. Это ваша ручка. Сейчас мы пропишем ею волшебные знаки, и наше путешествие начнётся ( прописывание через кальку): Из какого произведения эти строки? Кто его написал? Ребята, найдите в словах опасные места, где можно допустить ошибку. |
Прописывание элементов и предложения. Прописывание элементов происходит на заготовленных карточках
|
|
3. Словарная работа |
||
- Слово «остров» - словарное. Как вы думаете почему? (проставление ударения, подчёркивание второй безударной гласной в слове) Давайте составим предложение со словом остров. (выслушивание 2 – 3 предложений, запись понравившегося в тетрадях) И так в путь. |
Ответ ученика |
Слово «остров» - словарное, так как вторая гласная «о» является непроверяемой безударной гласной, которую необходимо запомнить. |
Физминутка на снятие зрительного напряжения Обведение глазами контура волшебного острова по стрелочкам, по контуру цветных участков. Ребята посмотрите на волшебный остров. Обведите его контур глазами по стрелочкам, а теперь обведите цветные участки острова. Закройте глаза, откройте. Что изменилось? (Пока глаза детей закрыты учитель меняет цветные участки острова) |
||
4. Озвучивание темы и постановка целей урока. |
||
- Испытания волшебного острова продолжаются. - Капитан корабля делал записи во время нашего путешествия, но пока мы с вами выполняли зарядку, налетел ветер и забрал с собой несколько слов из записей капитана. Давайте поможем и вернём слова в текст.
Проверка осуществляется через прочтение получившегося текста и через показ восстановленного текста на экране компьютера Что же мы с вами сейчас делали? Изменение формы слова другими словами называется склонением или изменением слова по падежам. А это и есть тема нашего урока. |
Ученики выполняет работу на карточках, вставляют слова «Волшебный остров – это цель нашего путешествия. Такого острова нет на карте. Подойти к волшебному острову очень непросто. Подводные скалы охраняют остров от путешественников, а над островом сгущается туман. Но нас это не пугает, потому что на этом острове ждёт помощи Аня Незнайкина.» |
Мы вставляли слово «остров», изменяя его форму. |
Физминутка на снятие мышечного напряжения (зарядка под песню о море) |
||
5. Формирование новых знаний |
||
- Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения? - Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение. Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам. Так для чего нужны падежи? Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 6 - Посмотрите, волшебный остров предлагает следующее задание. - Как это понять? Наверное, нам нужно узнать что-то из истории падежей. Ребята подготовили для вас информацию о падежах. А мы с вами будем не только слушать, но и записывать. Для начала запомните, что в русском языке 6 падежей. А теперь ребята, отложите ручки. Мы с вами поиграем в игру «Изменяй-ка». Я покажу вам слово, а вы должны задать к нему падежный вопрос и изменить форму слова. «капитан», « корабль» А почему, ребята вы к слову «капитан» поставили вопрос «кто?», а к слову «корабль» - «что?» ? Что мы меняли в слове, изменяя его форму? Получается, почему необходимо изменение формы слова? Потому что в слове изменяется окончание, которое служит для связи слов в предложении. (например: Капитан сошёл на берег. У капитана хорошее настроение.) |
Отвечают на вопросы учителя Чтение правила в учебнике стр. 6 Выступления детей, запись в тетрадях: И.п. (кто? что?) есть девочка море Р.п. (кого? чего?) нет девочки моря Д.п. (кому? чему?) рад девочке морю В.п. (кого? что?) вижу девочку море Т.п. (кем? чем?) любуюсь девочкой морем П.п. (о ком? о чём?) говорю о девочке о море Окончания проговаривают хором и выделяют, после записи слов. Работа выполняется с опорой на таблицу на доске. Проговаривают так: «Именительный кто? капитан Родительный нет кого? капитана…» |
- Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение. - Только в нужном падеже существительные могут войти в состав предложения. Сообщение 1 ученика «Слово падеж произошло от латинского (падение). Это значит, слова «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских.» 2 ученик - Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. 3 ученик - Родительный буквально означает «полученный с рождения». 4 ученик - Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. 5 ученик - Винительный назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие. 6 ученик - Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия. 7 ученик - Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным) Потому что «капитан» - одушевлённое существительное, а «корабль» - неодушевлённое. Мы изменяли окончания. |
6. Формирование новых умений и навыков |
||
Волшебный остров предлагает нам своё задание, и знаете что? С каждым выполненным заданием мы приближаемся к спасению Анюты. Давайте посмотрим, что же ждёт нас сейчас. «Волны тихо плескались под ногами. Я стоял на берегу и любовался закатом.» А поможет вам алгоритм определения падежа имени существительного. Откройте стр. 8 и прочитайте порядок определения падежа. Молодцы, ребята. Но жители страны Грамматики хотят убедиться в том, что вы усвоили новый материал и предлагают вам ещё одно задание, часть которого мы выполним с вами вместе, а часть вы будете выполнять самостоятельно. Выполнить это задание нам поможет в учебнике на стр.6 (или эта же таблица на доске) Текст задания: Играл на скрипке, пишу карандашом, иду к дому, говорю с мамой, рассказываю о животных . Проверка второй части задания осуществляется через компьютер. - Молодцы, ребята, вы справились с последним заданием острова… Посмотрите ребята, жители страны Грамматики отпустили Анюту домой, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями. Анюте придётся ещё многому научиться, как и нам, но если что-то у неё не будет получаться, то мы поможем ей ? |
Работа выполняется по алгоритму в учебнике. Ученики комментируют работу, остальные в тетрадях. Играл (на чём?) на скрипке (П.п.), пишу (чем?) карандашом (Т.п.), самостоятельно иду (к чему?) к дому(Д.п.), говорю (с кем?) с мамой (Т.п.), рассказываю (о ком?) о животных (П.п.) . |
- Да! |
7. Подведение итога урока |
||
Жители страны грамматики, за ваше старание на уроке передают вам вот эти напоминалочки, которые вы возьмёте после звонка, но сначала давайте вспомним все, что было сегодня на уроке. - На этом мы закончим урок. Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и заработали баллы на оценку. У кого 2 жетона за работу на уроке получают «4», ну а у кого 3 – 4 жетона – «5». |
Отвечают на вопрос Ани |
Мы познакомились с падежами имени существительного. Они называются так: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. У каждого из падежей есть свои вопросы и слова-помощники. |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО