Тема: «Знакомство детей с историей символов Российской Федерации»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 7218 комментариев: 1
Тема: «Знакомство детей с историей символов
Российской Федерации»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ИКТ
Составила конспект
Лобова Наталья Александровна
воспитатель МБДОУ№ 35
ст.Кирпильская 2012год
Цели и задачи:
· Познакомить детей с государственными символами России
· Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
- Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).
- Способствовать развитию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.
- Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки, умение сравнивать.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к государственным символам РФ (гербу, флагу).
Музыка:бой курантов, гимн Российской Федерации.
Предварительная работа:
- Чтение стихов о Родине.
- Дидактические игры по теме.
- Рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Города России» и др.
- Прослушивание песен о Родине.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Игра «Добрые ладошки»
Воспитатель:Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло).
– Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед!
2. Повторение ранее полученных знаний
Воспитатель:
В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось…
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось!
Осветило звезды,
Разные кометы…
И согрело маленькую,
Круглую планету.
На планете этой
Есть леса и горы,
Океаны синие,
Бескрайние просторы!
На планете этой
Мы живем, друзья
.И гордо называем
Мы ее… (Земля).
(Воспитатель на кальке маркерами рисует контурное изображение солнца, звезд, комет, планету Земля).
– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия).
(Воспитатель обводит контур России красным маркером)
3.Изучение нового материала
Беседа о стране
– Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. А как мы еще можем называть Россию? (Отечеством, Родиной – матушкой, Русью, Отчизной). Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне).Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свои места. Где бы вы ни родились, все люди, которые проживают в определенном государстве (стране), считают эту страну своей «большой родиной». Наша «большая Родина» — это страна, которая называется Россия, одна из самых больших в мире. Посмотрите на карту мира (показываю детям Россию). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
1. Главное богатство в России живет.
Великий, могучий российский…(народ).
2. Нет богатства драгоценнее на свете.
Это большие и малые…(дети).
– Мы сказали, что главное богатство нашей страны – это народ. А чем же еще богата наша Родина? (леса, реки, поля, газ, нефть и мн. др.)
— Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).
-Посмотрите внимательно на карту (показ). Леса — народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса. Поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны (показ иллюстраций). Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
Наша Родина — государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена, еще не было ни городов, ни деревень, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, на которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки — это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов и других рек и речушек.Потом я покажу вам некоторые из них. Славяне были очень гостеприимные; когда к ним заходил какой — нибудь странник, они ласково его принимали и угощали. Этот обычай остался до сих пор. Ведь когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое и угощает их.
Жили славяне в небольших избах. Главным у них был князь, все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств било в Древней Руси — так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга, земли. Но когда на, Русь нападали враги из других стран, князья объединялись и вместе побеждали своих врагов. И наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда, их никто не сможет победить. Как говорится в пословице: " Один в поле не воин", « Один за всех, все за одного ", " Дружно — не грузно, а поврозь — хоть брось ". ( Дети помогают с пословицами). И князья объединились. А самки главным стал князь Иван III. Все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Было оно большим и сильным. Вопросы детям:
1) Кто были наши предки?
2) Кто был главным у славян?
3) Как звали князя, который стал главным в государстве?
Беседа о Москве
– В каждом государстве есть самый главный город. Главный город называется столица. И у нас в России такой город то же есть. А название столицы я предлагаю вам отгадать:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава
Столица наша, славная …(Москва)
В Москве на Красной площади
Крепость возвышается.
С башнями красивыми –
Кремль называется.
А на башне со звездой
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают:
Их Курантами люди называют.
(Звучит бой курантов. )
Работа над поговоркой «Москва – сердце России»
– Как вы понимаете поговорку: «Москва – сердце России»?
– Почему Москву называют сердцем?
Просмотр иллюстраций о Москве.
Знакомство с Символами. Флаг
– Как вы думаете, чем отличается одно государство от другого? (Ответы).
– Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.
(Слайд№ 2)
А еще над Кремлем
Гордо развивается
Символ России –
Как он называется? (Флаг).
– Скажите ребята, как выглядит флаг России?
Рассматривание Государственного флага России.
– Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех цветов: верхний – белого, средний – синего и нижний – красного.
– А что же обозначают эти цвета?
Цветовое решение – прием ассоциаций.
– Ребята, что всегда бывает красным? (Огонь…)
Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли все красивое, например:
Весна-красна.
Солнышко какое?
Девица какая? (Красная)
– Самая красивая площадь Москвы, какая? (Красная).То есть красный цвет обозначает красоту.
– Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Этот цвет обозначает верность, правду, свободу.
– Что бывает белым? (Облака, пена на море, снег…)
Белый снег – цвет чистоты, миролюбия, символ мудрости.
У каждой страны есть флаг или еще его называют знаменем или стягом. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пушек травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было " стянуть к себе " воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин приклеивали к древку. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых — " знамения " (показ). Так появилось слово " знамя ". Знамена тогда имели различные цвета — зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. А впоследствии царь Петр 1 — дал русскому флоту и армии вот такой бело-сине-красный флаг.
И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Во времена правления Петра I — белый цвет означал мир и чистоту совести; синий — небо, верность и правду; красный — огонь и отвагу .(Слайд№ 8)
В наше время значение несколько по-иному истолковывается. Постарайтесь запомнить: белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера.верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Флаг — символ власти в стране. Президент России имеет свой флаг. Он называется штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полосв центре расположен герб Россия. Края штандарта украшает золотая бахрома.
Кроме того под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимается во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах, то поднимается флаг родины победителей и звучит гимн страны. (слайд № 4,5,6) Гимн так же как герб и флаг, есть у каждой страны. Гимн — это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самих торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях, таких например, как прибытие высокого гостя из другой страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Прослушивание фонограммы гимна РФ
Вопросы к детям:
1) Как по- другому можно назвать флаг?
2) Что означает каждый цвет на флаге?
3) Что такое гимн и когда его исполняют?
Физминутка. «Игра с лентами»
(На столе коробка с лентами. Воспитатель приглашает детей подойти к столу и взять ленты).
Белые платочки – снежинки; (руки вверх, покачивание из стороны в сторону).
Синие – ручейки (руки вперед, машем руками перед собой).
Красные – солнышко (руки вверх, покружились).
(Звучит легкая музыка, дети с платочками танцуют под нее). Дети по команде воспитателя выполнят соответствующие цвету ленточки движения.
Герб
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей и остались, но у нового Государства Русского появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Что же такое — герб? Герб — это отличительный знак страны Есть слова, которые имеют похожее значение –«эмблема», « символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орёл — эмблема или символ России.
Давайте внимательно рассмотрим наш герб. Все гербы изображаются на щитах, вот он (показ).
- Что вы видите в центре? (Орла).
- Расскажите о нем, какой он?
- Почему же на гербе России изображай орел?
Орел — это значит, что государство на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. (слайд 7)
Россия в то время и была таким государством. Князь Иван Ш женился на дочери императора Византии. Византия была очень сильным государством к у нее на гербе был изображен орел. Князь Иван Ш тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна !
- Но почему у орла две головы? ( Предположения детей).
- Русское государство очень большое, и две головы орла смотрят в разные стороны и на запад, и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое и врагу отпор даст всегда.
- А что еще вы видите? (корону).
- Как вы думаете, что она означает? (предположения детей).
Корона означает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
- А что в лапах у Орла? ( Ответы детей).
- Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти. Это значит, что в России в те времена правил царь. А в другой лапе у орла шар, или как его еще называют — держава. Держава — это могущество, т.е. страна в которой правит царь, могучая.
- А что-нибудь в этом гербе вам уже знакомо?
- Да, это герб города Москва в центре.
- Как вы думаете, почему на гербе страны в самом центре герб Москвы?
- Правильно, потому что Москва — главный город России – её столица.
- Какую пословицу мы знаем о Москве? — «Москва всем городам мать».
Этому Российскому гербу много — много лет. Конечно нет сейчас царей, но корона, скипетр и держава, напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая .
- Где можно увидеть герб в наше время?
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах, а также в местах, предназначенных для проезда в нашу страну.Так же герб изображают на современных монетах, чтобы можно было отличить наша монеты от иностранных денежных знаков. ( Показ монет)
Кроме того герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов. (Показ).
Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Вот перед вами герб Краснодара и Краснодарского края (Показ)
Вопросы к детям:
1) Что означает орел, изображенный на гербе России?
2) На гербе какой империи так же был изображен орел?
Где можно увидеть герб России?
4. Подведение итога занятия
Мы сегодня совершили с вами небольшое путешествие в прошлое нашей Родины. Все хорошо работали, и я надеюсь многое запомнили и сможете рассказать дома своим папам и мамам .
В заключение занятия давайте вспомним некоторые пословицы о Родине .
Нет ничего краше чем Родина наша .
СМЕЛО иди в бой — Родина за тобой !
С родной земли — умри не сходи .
Кто на нашу землю с мечом придет, то от него и погибнет.
– Дети, мы говорили о самой красивой планете на свете? (Да).
-Как она называется? (Земля).
-На планете Земля есть большая страна моя, как она называется? (Россия).
-И всему голова столица нашей Родины…(Москва).
-Три полоски на нем, как мы его назовем? (Российский флаг).
– Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Воспитатель прощается с детьми.
Используемая литература:
1.А.Ишимова «История России в рассказах для детей» — Эксмо.2007
2. Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России»- Москва.2003
3. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» — Москва, 2008
4. Т.И.Подрезова «Патриотическое воспитание» — ООО «Издательство «АЙРИС пресс», 2007
5. В.А.Степанов «Моя Родина – Россия» -ООО «Издательство «Фламинго», 2006
6. Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, поговорки» М. Просвещение, <metricconverter productid=«1990 г» w:st=«on»>1990 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 Краснодарского края Усть-Лабинского района станица Кирпильская
Тема: «Знакомство детей с историей символов
Российской Федерации»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ИКТ
Составила конспект
Лобова Наталья Александровна
воспитатель МБДОУ№ 35
ст.Кирпильская 2012год
Цели и задачи:
-
Познакомить детей с государственными символами России
-
Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
-
Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).
-
Способствовать развитию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.
-
Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки, умение сравнивать.
-
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к государственным символам РФ (гербу, флагу).
Материалы к занятию: магнитная доска, схематические изображения планеты Земля, карты России, кремля, российского флага, мультимедийная приставка, презентация «Символы России», ленты трех цветов, прозрачная коробка.
Музыка: бой курантов, гимн Российской Федерации.
Предварительная работа:
-
Чтение стихов о Родине.
-
Дидактические игры по теме.
-
Рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Города России» и др.
-
Прослушивание песен о Родине.
Речевой материал: страна, россияне, кремль, куранты, флаг, древко, символ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Игра «Добрые ладошки»
Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло).
– Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед!
2. Повторение ранее полученных знаний
Воспитатель:
В космосе
бескрайнем
Что-то вдруг случилось…
Ярким-ярким
светом
Солнце засветилось!
Осветило
звезды,
Разные кометы…
И согрело
маленькую,
Круглую планету.
На планете
этой
Есть леса и горы,
Океаны
синие,
Бескрайние просторы!
На планете
этой
Мы живем, друзья
.И гордо
называем
Мы ее… (Земля).
(Воспитатель на кальке маркерами рисует контурное изображение солнца, звезд, комет, планету Земля).
– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия).
(Воспитатель обводит контур России красным маркером)
3.Изучение нового материала
Беседа о стране
– Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. А как мы еще можем называть Россию? (Отечеством, Родиной – матушкой, Русью, Отчизной). Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне). Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свои места. Где бы вы ни родились, все люди, которые проживают в определенном государстве (стране), считают эту страну своей «большой родиной». Наша «большая Родина» - это страна, которая называется Россия, одна из самых больших в мире. Посмотрите на карту мира (показываю детям Россию). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
1. Главное
богатство в России живет.
Великий,
могучий российский…(народ).
2. Нет богатства
драгоценнее на свете.
Это большие и
малые…(дети).
– Мы сказали, что главное богатство нашей страны – это народ. А чем же еще богата наша Родина? (леса, реки, поля, газ, нефть и мн. др.)
- Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).
-Посмотрите внимательно на карту (показ). Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса. Поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны (показ иллюстраций). Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
Наша Родина - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена , еще не было ни городов , ни деревень , в которых мы живем . А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, на которых жили наши предки . Предки – это люди , от которых мы произошли . Наши предки - это восточные славяне . Они жили возле рек Ока, Днепр , Волхов и других рек и речушек .Потом я покажу вам некоторые из них . Славяне были очень гостеприимные ; когда к ним заходил какой - нибудь странник , они ласково его принимали и угощали . Этот обычай остался до сих пор . Ведь когда к вам приходят гости , ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое и угощает их .
Жили славяне в небольших избах. Главным у них был князь, все его слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств било в Древней Руси - так называлась тогда Россия . Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга, земли . Но когда на, Русь нападали враги из других стран , князья объединялись и вместе побеждали своих врагов . И наконец князья поняли , что если они объединятся навсегда, а не только на время войн , то будут намного сильнее . Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда, их никто не сможет победить. Как говорится в пословице: " Один в поле не воин", « Один за всех, все за одного ", " Дружно - не грузно , а поврозь - хоть брось ". ( Дети помогают с пословицами). И князья объединились. А самки главным стал князь Иван III. Все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Было оно большим и сильным. Вопросы детям:
-
Кто были наши предки?
-
Кто был главным у славян?
-
Как звали князя, который стал главным в государстве?
Беседа о Москве
– В каждом государстве есть самый главный город. Главный город называется столица. И у нас в России такой город то же есть. А название столицы я предлагаю вам отгадать:
Здесь твое
сердце, Русская земля,
У древних стен
великого Кремля.
Всем городам российским
ты глава
Столица наша, славная
…(Москва)
В Москве на Красной
площади
Крепость возвышается.
С
башнями красивыми –
Кремль называется.
А
на башне со звездой
Каждый час мы
слышим бой.
Часы огромные время
отбивают:
Их Курантами люди называют.
(Звучит бой курантов. )
Работа над поговоркой «Москва – сердце России»
– Как вы
понимаете поговорку: «Москва – сердце
России»?
– Почему Москву называют
сердцем?
Просмотр иллюстраций о Москве.
Знакомство с Символами. Флаг
– Как вы думаете, чем отличается одно государство от другого? (Ответы).
– Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.
(Слайд№ 2)
А еще над
Кремлем
Гордо развивается
Символ
России –
Как он называется? (Флаг).
– Скажите ребята, как выглядит флаг России?
Рассматривание Государственного флага России.
– Правильно,
это полотнище прямоугольной формы,
состоящее из трех цветов: верхний –
белого, средний – синего и нижний –
красного.
– А что же обозначают эти
цвета?
Цветовое решение – прием ассоциаций.
– Ребята,
что всегда бывает красным? (Огонь…)
Красный
цвет обозначает отвагу, мужество,
храбрость, силу, могущество и жизнь. А
еще в древности красным называли все
красивое, например:
Весна-красна.
Солнышко
какое?
Девица какая? (Красная)
– Самая
красивая площадь Москвы, какая?
(Красная).То
есть красный цвет обозначает красоту.
– Что бывает
синим? (Реки,
моря, небо).
Этот цвет обозначает верность, правду,
свободу.
– Что бывает
белым? (Облака,
пена на море, снег…)
Белый
снег – цвет чистоты, миролюбия, символ
мудрости.
У каждой страны есть флаг или еще его называют знаменем или стягом. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пушек травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было " стянуть к себе " воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин приклеивали к древку. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - " знамения " (показ). Так появилось слово " знамя ". Знамена тогда имели различные цвета - зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. А впоследствии царь Петр 1 - дал русскому флоту и армии вот такой бело-сине-красный флаг.
И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Во времена правления Петра I - белый цвет означал мир и чистоту совести ; синий - небо, верность и правду ; красный - огонь и отвагу .(Слайд№ 8)
В наше время значение несколько по-иному истолковывается. Постарайтесь запомнить: белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера .верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Флаг - символ власти в стране. Президент России имеет свой флаг . Он называется штандартом Президента Российской Федерации . Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб Россия. Края штандарта украшает золотая бахрома .
Кроме того под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимается во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах, то поднимается флаг родины победителей и звучит гимн страны. (слайд № 4,5,6) Гимн так же как герб и флаг, есть у каждой страны. Гимн - это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самих торжественных случаях - во время праздников и других важных событиях, таких например, как прибытие высокого гостя из другой страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Прослушивание фонограммы гимна РФ
Вопросы к детям:
-
Как по- другому можно назвать флаг?
-
Что означает каждый цвет на флаге?
-
Что такое гимн и когда его исполняют?
Физминутка. «Игра с лентами»
(На столе коробка с лентами. Воспитатель приглашает детей подойти к столу и взять ленты).
Белые платочки
– снежинки; (руки вверх, покачивание из
стороны в сторону).
Синие – ручейки
(руки вперед, машем руками перед
собой).
Красные – солнышко (руки вверх,
покружились).
(Звучит легкая музыка, дети с платочками танцуют под нее). Дети по команде воспитателя выполнят соответствующие цвету ленточки движения.
Герб
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей и остались, но у нового Государства Русского появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Что же такое - герб? Герб - это отличительный знак страны Есть слова, которые имеют похожее значение –«эмблема», « символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орёл - эмблема или символ России.
Давайте внимательно рассмотрим наш герб. Все гербы изображаются на щитах, вот он (показ).
-
Что вы видите в центре? (Орла).
-
Расскажите о нем, какой он?
-
Почему же на гербе России изображай орел?
Орел - это значит, что государство на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. (слайд 7)
Россия в то время и была таким государством. Князь Иван Ш женился на дочери императора Византии . Византия была очень сильным государством к у нее на гербе был изображен орел . Князь Иван Ш тоже изобразил на гербе России орла , чтобы все знали , что Россия - сильная страна !
-
Но почему у орла две головы? ( Предположения детей).
-
Русское государство очень большое, и две головы орла смотрят в разные стороны и на запад, и на восток, как бы показывая ,что государство большое , но единое и врагу отпор даст всегда .
-
А что еще вы видите? (корону).
-
Как вы думаете, что она означает? (предположения детей).
Корона означает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь. -
А что в лапах у Орла? ( Ответы детей).
-
Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти. Это значит, что в России в те времена правил царь. А в другой лапе у орла шар, или как его еще называют - держава. Держава - это могущество, т.е. страна в которой правит царь, могучая.
-
А что-нибудь в этом гербе вам уже знакомо?
-
Да, это герб города Москва в центре.
-
Как вы думаете, почему на гербе страны в самом центре герб Москвы?
-
Правильно, потому что Москва - главный город России – её столица.
-
Какую пословицу мы знаем о Москве? - "Москва всем городам мать".
Этому Российскому гербу много - много лет. Конечно нет сейчас царей, но корона, скипетр и держава, напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая .
- Где можно увидеть герб в наше время?
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах, а также в местах, предназначенных для проезда в нашу страну. Так же герб изображают на современных монетах , чтобы можно было отличить наша монеты от иностранных денежных знаков. ( Показ монет)
Кроме того герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов. (Показ).
Кроме гербов стран, существуют гербы городов . Вот перед вами герб Краснодара и Краснодарского края (Показ)
Вопросы к детям:
-
Что означает орел, изображенный на гербе России?
-
На гербе какой империи так же был изображен орел?
Где можно увидеть герб России?
4. Подведение итога занятия
Мы сегодня совершили с вами небольшое путешествие в прошлое нашей Родины . Все хорошо работали, и я надеюсь многое запомнили и сможете рассказать дома своим папам и мамам .
В заключение занятия давайте вспомним некоторые пословицы о Родине .
Нет ничего краше чем Родина наша .
СМЕЛО иди в бой - Родина за тобой !
С родной земли - умри не сходи .
Кто на нашу землю с мечом придет, то от него и погибнет.
– Дети, мы говорили о самой красивой планете на свете? (Да).
-Как она называется? (Земля).
-На планете Земля есть большая страна моя, как она называется? (Россия).
-И всему голова столица нашей Родины…(Москва).
-Три полоски на нем, как мы его назовем? (Российский флаг).
– Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Воспитатель прощается с детьми.
Используемая литература:
1.А.Ишимова «История России в рассказах для детей» - Эксмо.2007
2. Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России»- Москва.2003
3. Н.Г.Зеленова , Л.Е.Осипова «Мы живём в России» - Москва, 2008
4. Т.И.Подрезова «Патриотическое воспитание» - ООО «Издательство «АЙРИС пресс», 2007
5. В.А.Степанов «Моя Родина – Россия» -ООО «Издательство «Фламинго», 2006
6. Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, поговорки» М. Просвещение, 1990 г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
В конспекте занятия отсутствует ссылка на музыкальный файл Государственного гимна России.
С уважением, С.А. Колодин.