Урок окружающего мира во 2 классе по теме"Какой бывает транспорт"
Урок окружающего мира
во 2 классе по теме :
«Какой бывает транспорт»
Автор: Учитель начальных классов Улитина Ольга Ивановна
2011 год
Тема урока: «Какой бывает транспорт»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: 1 Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.
Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.
2. Развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных операций.
3. Познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.
Оборудование: учебник " Мир вокруг нас" А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы -цветные карандаши, презентация «Транспорт».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка дом. задания.
— Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
. — Что является основным помощником в строительстве?
— Какие машины нужны на стройке?
— К какой отрасли экономики мы их отнесём?
2.Новый материал.
У. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Какая будет у нас тема урока?
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город — великан
На работу в океан. (Корабль)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?
Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
— Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
— Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
— Какой транспорт вы знаете?
— Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство — лошадь)
— Какие современные виды транспорта вы знаете?
— Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
— На какие группы можно разделить весь транспорт?
У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Д. Это воздушный транспорт.
У. Какой вы знаете водный транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи.
У. Почему этот транспорт мы называем водным?
Д. Потому, что он передвигается по воде.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту?
Д. Метро.
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема — опора)
У. Все эти средства служат для одной цели — перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы.
У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
Игра «Что у кого?»
— У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
— У человека сердце, … (мотор)
— У автомобиля колёса, … (ноги)
— У человека кровь, … (бензин)
— Человек вытирает руками, … (дворниками)
— Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
— Человек может заболеть, … (ломается)
У. Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем?
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.
Игра «Отгадай»
— Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить на работу. (Водитель)
2. С огнём бороться мы должны -
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
3. — Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. — Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Физминутка. (учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят к одной из групп, выполняют движения)
" Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук. (Поезд)
Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.
" В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.
Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их «лодочкой» вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.
" Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.
" А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
" Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали. (Легковой автомобиль)
Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, «едут», приседают, делают поворот, «едут», останавливаются.
Пароход большой плывет,
Капитан его ведет. (Пароход)
Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как «ковшик» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.
— Транспорт какого вида мы не назвали? (воздушный и подземный)
— Что мы отнесём к подземным средствам передвижения? (метро)
— Почему называем транспорт воздушным? Что к нему отнесём?
— Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
— Что же они перевозят? (грузы, людей)
— Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. На какие?
— Если транспорт перевозит грузы, то его называют …..
— Если транспорт перевозит людей (пассажиров), то это ….
— А ещё ребята есть специальный вид транспорта. Как вы думаете, что мы к нему отнесём?
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для их вызова.
Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это — машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(получается следующая схема)
3. Закрепление изученного
А)Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай -
Отправляется… (трамвай - общественное, наземное, пассажирское транспортное средство.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни… (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет -
Это мой… (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора… (парусник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый… (вертолет)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит… (автомобиль)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в… (ракетах)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это… (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая?… (электричка)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в… (плот)
— Какой же бывает транспорт?
— Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
— Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
— Как же быть?
Ведь мы не можем отказаться от современных транспортных средств? (велосипед, троллейбусы, трамваи, весельные и парусные лодки. а также изобретать современные транспортные средства, которые не будут загрязнять окружающий мир)
Самостоятельная работа
Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
4. Итог урока.
— Какие виды транспорта вы знаете?
— Основное назначение транспорта?
— Какой транспорт мы называем специальным?
5. Домашнее задание. (по выбору)
1. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
2. Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
МКОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района Алтайского края
Урок окружающего мира
во 2 классе по теме :
«Какой бывает транспорт»
Автор: Учитель начальных классов Улитина Ольга Ивановна
2011 год
Тема урока : «Какой бывает транспорт»
Тип урока: комбинированный
Цели урока : 1 Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.
Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.
2. Развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных операций.
3. Познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.
Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы –цветные карандаши, презентация «Транспорт».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка дом. задания.
- Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
. - Что является основным помощником в строительстве?
- Какие машины нужны на стройке?
- К какой отрасли экономики мы их отнесём?
2.Новый материал.
У. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Какая будет у нас тема урока?
Что
за чудо – синий
дом!
Ребятишек
много в нём.
Носи
обувь из резины
И питается
бензином. (Автобус)
Ходит
город – великан
На
работу в океан.
(Корабль)
Что
за птица:
Песен
не поёт,
Гнезда
не вьёт,
Людей
и груз везёт.
(Самолёт)
Я
в любое время
года
И в любую
непогоду
Очень
быстро в час
любой
Провезу
вас под землёй.
(Метро)
О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?
Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
- Какой транспорт вы знаете?
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
- На какие группы можно разделить весь транспорт?
У. Я буду называть
транспортные
средства. А вы
определите
каким образом
они передвигаются.
По воде, по земле,
по суше или по
воздуху?
Трамвай,
троллейбус,
автобус, автомобиль?
Д.
Этот транспорт
передвигается
по земле.
У.
Как можно назвать
такой транспорт?
Д.
Это наземный
транспорт
У.
Вертолёт, самолёт,
аэроплан?
Д.
Это воздушный
транспорт.
У.
Какой вы знаете
водный транспорт?
Д.
Пароходы, теплоходы,
баржи.
У.
Почему этот
транспорт мы
называем водным?
Д.
Потому, что он
передвигается
по воде.
У.
Что мы отнесём
к подземному
транспорту?
Д.
Метро.
Вывод:
транспорт
бывает наземным,
воздушным,
водным, подземным
(на доске вывешивается
схема – опора)
У.
Все эти средства
служат для
одной цели –
перевозке. Что
они перевозят?
Д.
Людей и грузы.
У.
Как называется
транспорт. Если
он занимается
перевозкой
людей?
Д.
Пассажирский.
У.
Если транспорт
перевозит
только грузы?
Д.
Грузовой.
У.
Но есть ещё
транспорт,
который выполняет
специальные
перевозки:
милиция, скорая
помощь, пожарная.
Такой транспорт
называется
специальным.
Игра «Что у кого?»
–
У человека
глаза, а у автомобиля?
(фары)
– У человека
сердце, … (мотор)
–
У автомобиля
колёса, … (ноги)
–
У человека
кровь, … (бензин)
–
Человек вытирает
руками, …
(дворниками)
–
Для переноски
вещей у человека
есть сумка, …
(багажник)
–
Человек может
заболеть, …
(ломается)
У.
Ребята, а как
называется
профессия
человека, который
управляет
автомобилем?
Д. Водитель,
шофёр.
У.
Какие ещё профессии,
связанные с
работой на
транспорте
вы знаете?
Д.
Машинист, таксист,
капитан, пилот,
проводник и
др.
Игра «Отгадай»
–
Подумайте,
ребята, людям
каких профессий
принадлежат
эти слова?
1.
Встаём мы очень
рано,
Ведь наша
забота –
Всех
отвозить на
работу. (Водитель)
2.
С огнём бороться
мы должны –
С
водою мы напарники.
Мы
очень людям
все нужны,
Так
кто же мы? (Пожарники)
3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Физминутка. (учитель показывает изображение транспортного средства, дети называют его, относят к одной из групп, выполняют движения)
-
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук. (Поезд)
Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес.
Загудел паровоз
И вагончики
повез
Чох-чох,
чох-чох, чу-чу
Я
далеко укачу.
-
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.
Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их “лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.
-
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.
-
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
-
Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали. (Легковой автомобиль)
Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, “едут”, приседают, делают поворот, “едут”, останавливаются.
Пароход большой
плывет,
Капитан
его ведет. (Пароход)
Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как “ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.
- Транспорт какого вида мы не назвали? (воздушный и подземный)
- Что мы отнесём к подземным средствам передвижения? (метро)
- Почему называем транспорт воздушным? Что к нему отнесём?
- Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
- Что же они перевозят? (грузы, людей)
- Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. На какие?
- Если транспорт перевозит грузы, то его называют …..
- Если транспорт перевозит людей (пассажиров), то это ….
- А ещё ребята есть специальный вид транспорта. Как вы думаете, что мы к нему отнесём?
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для их вызова.
Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(получается следующая схема)
3. Закрепление изученного
А)Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом
на рельсах тут
как тут
Всех
умчит он в пять
минут.
Ты садись
и не зевай
–
Отправляется
... (трамвай
– общественное,
наземное,
пассажирское
транспортное
средство.)
Не поедет без
бензина
Ни
автобус, ни ...
(машина)
Едет
он на двух колесах,
Не буксует
на откосах,
И
бензина в баке
нет –
Это мой
... (велосипед)
Бежит при ветре
споро
Без весел
и мотора ... (парусник)
Без
разгона ввысь
взлетает,
Стрекозу
напоминает.
Отправляется
в полет
Винтокрылый
... (вертолет)
Накорми меня
бензином,
На
копытца дай
резины,
И тогда,
поднявши пыль,
Бежит
.... (автомобиль)
Весь
мир прочитал
Сообщенье
в газетах,
Что
Белка и Стрелка
Летали
в ... (ракетах)
В этом доме
тишина,
Много
окон, дверь
одна.
Дом летит
под небеса.
За
окошком вся
страна.
Дом
отправился
в полет.
Значит
это ... (самолет)
Мимо
рощи, мимо яра,
Мчит
без дыма, мчит
без пара
Паровоза
сестричка
...
Кто такая? ...
(электричка)
Создавать я
начал флот.
Превратилась
губка в ... (плот)
- Какой же бывает транспорт?
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть?
Ведь мы не можем отказаться от современных транспортных средств? (велосипед, троллейбусы, трамваи, весельные и парусные лодки. а также изобретать современные транспортные средства, которые не будут загрязнять окружающий мир)
Самостоятельная работа
Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
-
Итог урока.
–
Какие виды
транспорта
вы знаете?
–
Основное назначение
транспорта?
–
Какой транспорт
мы называем
специальным?
-
Домашнее задание. (по выбору)
-
Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
-
Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО