Моя семья защищала Москву
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 2964 комментариев: 3
Цели патриотической акции (к годовщине битвы за Москву):
1.Собрать, обобщить, проанализировать и сохранить материал учащихся школы по теме «Моя семья защищала Москву»(что помнят в семьях об этом времени, что было на фронте и в тылу, какие реликвии сохранились и награды)
2.Увидеть войну через воспоминания родных и очевидцев
3.Подготовить и провести в школе торжественную линейку, посвященную годовщине сражения под Москвой, на основе собранного материала, отдать дань уважения старшему поколению.
4. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое нашего народа у учащихся.
5.Сформировать и отработать навыки общения, умения брать интервью, работать в группе, фиксировать сведения, работать с документами, проводить обобщения и анализ работ.
Способы ее применения. Патриотическую акцию можно проводить в любых образовательных учреждениях среди учащихся 9-11 классов. Место проведения – любая рекреация школы, музей, зал, где есть место для размещения работ учащихся.Отдельные фрагменты возможно использовать на уроках истории, обществознания, классных часах соответствующей тематике. Часть работ возможно представить на различные конкурсы для учащихся, например конкурс проектов, исследовательских работ и т. д.
Такую акцию можно приурочить к любому военно-историческому событию.
Технология организации и проведения.
Приблизительно за месяц до осенних каникул учащимся 9-11 классов школы дается задание написать работу «Моя семья защищала Москву», в которой отразить события лета-осени 1941 года по воспоминаниям родственников, найти в семейных архивах, или в музеях, или в библиотеках сведения о реликвиях, наградах, документах, фотографиях того времени, зафиксировать это для своего задания, проанализировать. Работы сдавать на листах формата А-4 с обязательным указанием источников информации (легче потом использовать для оформления выставки работ на «Линии времени» для линейки). Вместо подлинных фотографий и медалей времен войны принимать ксерокопии с объяснительным текстом. Одному из классов поручается оказывать всяческое содействие в подготовке оформления торжественного мероприятия, для него необходимо заранее приготовить 12-15 вырезанных из бумаги белых журавлей и столько же голубей. На одном из уроков еще в начале сентября дается пятиминутное письменное размышление «Чем бы я помог в боях за Москву» для всех учащихся. Потом готовятся фрагменты из различных работ учащихся, распечатываются крупным шрифтом в формате А-4 и используются для оформления на «Линию времени», вырезаются в виде свитков и прикрепляются на крылья голубей степлером. Все это размещается на стене рекреации таким образом, чтобы голуби и журавли составили клин, внутри которого «Линия времени» с ксерокопиями документов времен войны. Таким же образом на крылья журавлей прикрепляются фрагменты писем бойцов, написанных перед последним боем, взятых их хрестоматий или любой другой литературы (получается перекличка времен). В промежутках между голубями, журавлями помещаются портреты родных и фотографии военного времени(копии).
На каникулах учитель обрабатывает данные творческих работ-исследований. Весь материал делится на группы: рассказы родных об участии в битве за Москву, исследования в области деятельности родных в тылу на территории родного края и сопредельных территорий, все остальные работы. Затем готовится распечатка материала из работ учащихся по выделенным группам и составляется по ним текст для торжественной линейки, для озвучивания материала на местном радио, для публикаций в местной газете. Готовятся музыкальные фрагменты, приглашаются ветераны на торжественную линейку, посвященную битве за Москву. Из каждого класса выбираются чтецы (по 6-8 человек) и проводятся репетиции. Стены оформляются в виде журавлино-голубиного клина, внутри которого проходит линия времени с фрагментами работ учащихся. Рядом на стенах можно прикрепить рисунки военного времени, фронтовые песни, плакаты, стихотворения учащихся о войне.
Вот как проходила торжественная линейка в нашей школе.
1 Музыкальный фрагмент-вступление
УЧИТЕЛЬ. Внимание, слушайте линию времени! Слушайте все!
Ведущие:
1.В кабинет истории были представлены 119 работ о войне старшеклассников
2.Из них 52 работы связаны с битвой за Москву
3.67 других работ — об участии родственников в Великой отечественной войне
4.Сегодня мы вспоминаем наших героев, наших родных
5.О них мы узнали от пап и мам, бабушек и дедушек.
6.Их фотографии мы искали в домашних архивах…
7.На нашей торжественной линейке, посвященной годовщине битвы под Москвой, присутствуют ветераны, старшеклассники, учителя, гости.
2 Музыкальный фрагмент-заставка
Ведущие:
1.Сегодня мы отмотали ленту времени назад. На нас безмолвно смотрят наши родные и близкие люди военных и послевоенных лет. Молодые, полные сил, умные, талантливые, заботливые, любимые…
2.Но война безжалостно разделила их на живых и мертвых, не все вернулись домой. Черное горе задело своим крылом почти каждую семью.
3.Прошло много лет с дней битвы за Москву-столицу нашей родины. Ушли из жизни многие ветераны, но до сих пор в наших семьях хранится память военных лет…
4.Это из наших домов уходили на фронт защищать столицу наши прадедушки и прабабушки, стояли насмерть и отбросили врага ценой своей жизни, пропали без вести, попадали в плен и бежали к своим.
5.Почти каждая вторая работа дополняет учебник истории о том, как это было. В 20 семьях наших старшеклассников жива память о героях – участниках той знаменитой битвы за Москву, Нарофоминск, Дмитров, Волоколамск, Можайск, Каширу.
6.О трудных боях за столицу вспоминают семьи наших учеников(называются семьи учащихся, в воспоминаниях которых отражена эта тема)
7.В 31 семье - своим героическим трудом в тылу мужчины и женщины, дети Подмосковья, Ступинской земли, Каширского района, Калужской, Тульской, Рязанской областей помогали общей победе. Низкий им поклон и вечная память
3 Музыкальный фрагмент-заставка
Ведущие:
1.На ленте времени есть копии настоящих документов времен войны: письма и открытки, извещения о ранении, хлебные карточки, документы о награждении, ордена и медали, которые бережно хранятся, как бесценные реликвии в наших домашних архивах.
2.До сих пор у наших стариков наворачиваются горькие слезы тяжелых воспоминаний военных лет. Сохраните и передайте будущим поколениям то, что сегодня здесь представлено в работах.
4 Музыкальный фрагмент. Песня Журавли.(Гамзатов.Френкель)
3.Ведущий. На журавлиных крыльях Ленты времени(экспозиции) фрагменты писем из прошлого родным и близким людям, написанные героями перед последним боем, перед своею смертью осенью-зимой 1941 года.
4.Ведущий. На крыльях голубей –письма в прошлое, размышления старшеклассников «Чем бы я помог в боях за Москву», написанные осенью этого года.
5.Ведущий. Слушайте голос времени! Память – это письма с фронта. Пожелтевшие листки, неровные карандашные строчки, доносившие родным и близким голоса живых и мертвых, тех, кто шел в бой с мыслью о них.
5 мальчиков и 5 девочек озвучивают попеременно фрагменты писем с фронта и писем – размышлений старшеклассников «Чем бы я помог в боях за Москву» :(стоят почти напротив друг друга клином).
(Письмо гвардии генерал-майора И. Панфилова жене 13 ноября 1941 года.)
1.Ты себе представить не можешь, какие у меня хорошие бойцы, командиры – это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердце каждого одно – не допустить врага к родной столице…
2.Я убежал бы наверное на фронт и прибился бы к какой–нибудь воинской части…или вступил бы в истребительный батальон. А, может быть, уехал рыть окопы под Москву.
(Записка матроса- пулеметчика А. Калюжного.20 декабря 1941 года.)
3.Родина моя! Земля русская! Я дрался так, как подсказывало мне сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим… Клятву воина я сдержал…
4…Я хотела бы, если б можно было, записаться в Красную армию, хоть я и девушка, но мне бы хотелось участвовать в сражениях и погибнуть на поле боя…
(Обращение старшины Г.Исланова к товарищам по фронту 28 декабря 1941 года)
5.Прошу сообщить моим детям…что я погиб на поле битвы в неравном бою, храбро…Пусть они не забывают меня никогда, они будут жить счастливо, без войн.
6.Я знаю наверняка, что я записалась бы на курсы медсестер, чтобы помогать раненым. Если оставалось бы время, помогала собирать урожай. Вечерами можно было бы шить вещмешки для солдат. По окончании курсов попросила, чтобы меня отправили туда, где нужны медсестры. Если бы пришлось идти в бой, я бы пошла.
(Письмо смертельно раненого танкиста И. Колосова невесте 25 октября 1941 года.)
7…Мы сделали все, что смогли. Наши товарищи гонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам… Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда…Спасибо тебе, родная! Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов…Я ухожу от вас с великой любовью к тебе.
8. Чем бы я помог в боях за Москву? Я бы помог рыть окопы, стрелять из винтовки по наступающим фашистам. Я бы бросился под танк, если бы это помогло для победы Красной Армии.
(Письмо политрука Н. Гатальского родным. Ноябрь 1941 года.)
9.Может быть это письмо будет последним, мои дорогие. Дорогая жена, смотри дочь и досмотри мою мать. Если от меня больше весточки не получишь, то знай, что я отдал свою жизнь честно за вас и за свою любимую Родину. Будьте счастливы…
10.Если б я был старшеклассником, то пошел бы на фронт в первых рядах, и мне не жалко было бы отдать жизнь за Россию, за свою любимую Родину.
5.Музыкальный фрагмент. Журавли.
6.Ведущий История сохранила имена не всех героев, рассказы не обо всех подвигах, вот почему важно знать историю своей семьи-( из работы Бутенко Маши).
Стихотворение ученицы о своем дедушке.
7. Ведущий. Рассказ о битве за Москву продолжат воспоминания родных о военном времени.(звучат воспоминания родных о битве)
Свое стихотворение девочки о войне.
Учитель-Ведущий. Настало время минуты молчания.
Возложение цветов к портретам родных(на экспозиции).
6.Музыкальная пауза.(Чайковский)
Далее выступление ветеранов по классам.
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность История 8 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность История 9 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность История 10 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность История 11 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Другой тип материала
- Общеобразовательное учреждение Классный руководитель, воспитатель Технологии, методики, формы работы
Конспект внеклассного мероприятия: «Моя семья защищала Москву» для учащихся 9-11 классов.
Цели патриотической акции (к годовщине битвы за Москву):
1.Собрать,обобщить, проанализировать и сохранить материал учащихся школы по теме «Моя семья защищала Москву»(что помнят в семьях об этом времени, что было на фронте и в тылу, какие реликвии сохранились и награды)
2.Увидеть войну через воспоминания родных и очевидцев
3.Подготовить и провести в школе торжественную линейку, посвященную годовщине сражения под Москвой, на основе собранного материала, отдать дань уважения старшему поколению.
4. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое нашего народа у учащихся.
5.Сформировать и отработать навыки общения, умения брать интервью, работать в группе, фиксировать сведения, работать с документами, проводить обобщения и анализ работ.
Способы ее применения. Патриотическую акцию можно проводить в любых образовательных учреждениях среди учащихся 9-11 классов. Место проведения – любая рекреация школы, музей, зал, где есть место для размещения работ учащихся.Отдельные фрагменты возможно использовать на уроках истории, обществознания, классных часах соответствующей тематике. Часть работ возможно представить на различные конкурсы для учащихся, например конкурс проектов, исследовательских работ и т. д.
Такую акцию можно приурочить к любому военно-историческому событию.
Технология организации и проведения.
Приблизительно за месяц до осенних каникул учащимся 9-11 классов школы дается задание написать работу «Моя семья защищала Москву», в которой отразить события лета-осени 1941 года по воспоминаниям родственников, найти в семейных архивах, или в музеях, или в библиотеках сведения о реликвиях, наградах, документах, фотографиях того времени, зафиксировать это для своего задания, проанализировать. Работы сдавать на листах формата А-4 с обязательным указанием источников информации (легче потом использовать для оформления выставки работ на «Линии времени» для линейки). Вместо подлинных фотографий и медалей времен войны принимать ксерокопии с объяснительным текстом. Одному из классов поручается оказывать всяческое содействие в подготовке оформления торжественного мероприятия, для него необходимо заранее приготовить 12-15 вырезанных из бумаги белых журавлей и столько же голубей. На одном из уроков еще в начале сентября дается пятиминутное письменное размышление «Чем бы я помог в боях за Москву» для всех учащихся. Потом готовятся фрагменты из различных работ учащихся, распечатываются крупным шрифтом в формате А-4 и используются для оформления на «Линию времени», вырезаются в виде свитков и прикрепляются на крылья голубей степлером. Все это размещается на стене рекреации таким образом, чтобы голуби и журавли составили клин, внутри которого «Линия времени» с ксерокопиями документов времен войны. Таким же образом на крылья журавлей прикрепляются фрагменты писем бойцов, написанных перед последним боем, взятых их хрестоматий или любой другой литературы (получается перекличка времен). В промежутках между голубями, журавлями помещаются портреты родных и фотографии военного времени(копии).
На каникулах учитель обрабатывает данные творческих работ-исследований. Весь материал делится на группы: рассказы родных об участии в битве за Москву, исследования в области деятельности родных в тылу на территории родного края и сопредельных территорий, все остальные работы. Затем готовится распечатка материала из работ учащихся по выделенным группам и составляется по ним текст для торжественной линейки, для озвучивания материала на местном радио, для публикаций в местной газете. Готовятся музыкальные фрагменты, приглашаются ветераны на торжественную линейку, посвященную битве за Москву. Из каждого класса выбираются чтецы (по 6-8 человек) и проводятся репетиции . Стены оформляются в виде журавлино-голубиного клина, внутри которого проходит линия времени с фрагментами работ учащихся. Рядом на стенах можно прикрепить рисунки военного времени, фронтовые песни, плакаты, стихотворения учащихся о войне.
Вот как проходила торжественная линейка в нашей школе.
1 Музыкальный фрагмент-вступление
УЧИТЕЛЬ. Внимание, слушайте линию времени! Слушайте все!
Ведущие:
1.В кабинет истории были представлены 119 работ о войне старшеклассников
2.Из них 52 работы связаны с битвой за Москву
3.67 других работ - об участии родственников в Великой отечественной войне
4.Сегодня мы вспоминаем наших героев, наших родных
5.О них мы узнали от пап и мам, бабушек и дедушек.
6.Их фотографии мы искали в домашних архивах…
7.На нашей торжественной линейке, посвященной годовщине битвы под Москвой, присутствуют ветераны, старшеклассники, учителя, гости.
2 Музыкальный фрагмент-заставка
Ведущие:
1.Сегодня мы отмотали ленту времени назад. На нас безмолвно смотрят наши родные и близкие люди военных и послевоенных лет. Молодые, полные сил, умные, талантливые, заботливые, любимые…
2.Но война безжалостно разделила их на живых и мертвых, не все вернулись домой. Черное горе задело своим крылом почти каждую семью.
3.Прошло много лет с дней битвы за Москву-столицу нашей родины. Ушли из жизни многие ветераны, но до сих пор в наших семьях хранится память военных лет…
4.Это из наших домов уходили на фронт защищать столицу наши прадедушки и прабабушки, стояли насмерть и отбросили врага ценой своей жизни, пропали без вести, попадали в плен и бежали к своим.
5.Почти каждая вторая работа дополняет учебник истории о том, как это было. В 20 семьях наших старшеклассников жива память о героях – участниках той знаменитой битвы за Москву, Нарофоминск, Дмитров, Волоколамск, Можайск, Каширу.
6.О трудных боях за столицу вспоминают семьи наших учеников(называются семьи учащихся, в воспоминаниях которых отражена эта тема)
7.В 31 семье - своим героическим трудом в тылу мужчины и женщины, дети Подмосковья, Ступинской земли, Каширского района, Калужской, Тульской, Рязанской областей помогали общей победе. Низкий им поклон и вечная память
3 Музыкальный фрагмент-заставка
Ведущие:
1.На ленте времени есть копии настоящих документов времен войны : письма и открытки, извещения о ранении, хлебные карточки, документы о награждении, ордена и медали, которые бережно хранятся, как бесценные реликвии в наших домашних архивах.
2.До сих пор у наших стариков наворачиваются горькие слезы тяжелых воспоминаний военных лет. Сохраните и передайте будущим поколениям то, что сегодня здесь представлено в работах.
4 Музыкальный фрагмент. Песня Журавли.(Гамзатов.Френкель)
3.Ведущий. На журавлиных крыльях Ленты времени(экспозиции) фрагменты писем из прошлого родным и близким людям, написанные героями перед последним боем, перед своею смертью осенью-зимой 1941 года.
4.Ведущий. На крыльях голубей –письма в прошлое, размышления старшеклассников «Чем бы я помог в боях за Москву», написанные осенью этого года.
5.Ведущий. Слушайте голос времени! Память – это письма с фронта. Пожелтевшие листки, неровные карандашные строчки, доносившие родным и близким голоса живых и мертвых, тех, кто шел в бой с мыслью о них.
5 мальчиков и 5 девочек озвучивают попеременно фрагменты писем с фронта и писем – размышлений старшеклассников «Чем бы я помог в боях за Москву» :(стоят почти напротив друг друга клином).
(Письмо гвардии генерал-майора И. Панфилова жене 13 ноября 1941 года.)
1.Ты себе представить не можешь, какие у меня хорошие бойцы, командиры – это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердце каждого одно – не допустить врага к родной столице…
2.Я убежал бы наверное на фронт и прибился бы к какой–нибудь воинской части…или вступил бы в истребительный батальон. А, может быть, уехал рыть окопы под Москву.
(Записка матроса- пулеметчика А. Калюжного.20 декабря 1941 года.)
3.Родина моя! Земля русская! Я дрался так, как подсказывало мне сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим… Клятву воина я сдержал…
4…Я хотела бы, если б можно было, записаться в Красную армию, хоть я и девушка, но мне бы хотелось участвовать в сражениях и погибнуть на поле боя…
(Обращение старшины Г.Исланова к товарищам по фронту 28 декабря 1941 года)
5.Прошу сообщить моим детям…что я погиб на поле битвы в неравном бою, храбро…Пусть они не забывают меня никогда, они будут жить счастливо, без войн.
6.Я знаю наверняка, что я записалась бы на курсы медсестер, чтобы помогать раненым. Если оставалось бы время, помогала собирать урожай. Вечерами можно было бы шить вещмешки для солдат. По окончании курсов попросила, чтобы меня отправили туда, где нужны медсестры. Если бы пришлось идти в бой, я бы пошла.
(Письмо смертельно раненого танкиста И. Колосова невесте 25 октября 1941 года.)
7…Мы сделали все, что смогли. Наши товарищи гонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам… Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда…Спасибо тебе, родная! Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов…Я ухожу от вас с великой любовью к тебе.
8. Чем бы я помог в боях за Москву? Я бы помог рыть окопы, стрелять из винтовки по наступающим фашистам. Я бы бросился под танк, если бы это помогло для победы Красной Армии.
(Письмо политрука Н. Гатальского родным . Ноябрь 1941 года.)
9.Может быть это письмо будет последним, мои дорогие. Дорогая жена, смотри дочь и досмотри мою мать. Если от меня больше весточки не получишь, то знай, что я отдал свою жизнь честно за вас и за свою любимую Родину. Будьте счастливы…
10.Если б я был старшеклассником, то пошел бы на фронт в первых рядах, и мне не жалко было бы отдать жизнь за Россию, за свою любимую Родину.
5.Музыкальный фрагмент. Журавли.
6.Ведущий История сохранила имена не всех героев, рассказы не обо всех подвигах, вот почему важно знать историю своей семьи-( из работы Бутенко Маши).
Стихотворение ученицы о своем дедушке.
7. Ведущий . Рассказ о битве за Москву продолжат воспоминания родных о военном времени.(звучат воспоминания родных о битве)
Свое стихотворение девочки о войне.
Учитель-Ведущий. Настало время минуты молчания.
Возложение цветов к портретам родных(на экспозиции).
6.Музыкальная пауза.(Чайковский)
Далее выступление ветеранов по классам.
Пояснительная записка.
a)Автор: Ершова Людмила Васильевна
b) Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района. Учитель истории.
c) Моя семья защищала Москву, мероприятие.
d) Данная разработка мероприятия посвящена военно-патриотической тематике и носит краеведческий характер. Битва за Москву раскрывается через воспоминания родных и близких. Дети копируют данные домашних архивов, записывают воспоминания родных о войне, из которых потом учитель составляет текст для патриотической акции, добавляя в содержание стихи, музыкальные фрагменты, рисунки и т.д. Акция проходит в той рекреации школы, где расположены материалы, собранные учащимися 9-11 класса. Можно использовать на уроках.
e) Презентация: «Моя семья защищала Москву.ppt»,
Фото: «сканирование0005.jpg», «сканирование0007.jpg»
Список используемой литературы:
-
«Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков «1941-1945» Составитель В. А. Кондратьев, З. Н. Политов. М.: Политиздат, 1982 г.
Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ступинского муниципального района
Моя семья защищала Москву
Внеклассное мероприятие
Номинация История в событиях и лицах
Ершова Л.В.,
МБОУ «СОШ №8»
г. Ступино
учитель истории
Г.Ступино 2012г
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
Пожалуйста, удалите эту разработку, так как она дублирует загруженную Вами
С уважением, С.А. Колодин.
В личном кабинете и в контекстном меню:
[*]
[*]
[*]Конкурсные работы
отсутствует техническая возможность удаления выложенной работы.
Подскажите, пожалуйста, как это сделать?
С уважением,
Ершова Л. В.
Для раскрытия темы педагог использует такую актуальную форму, как патриотическая акция. Заслуживает внимание подробное описание методики подготовки к мероприятию, хода торжественной линейки, оформления школы.
Презентация является иллюстрированным подтверждением проделанной работы.К сожалению, ход торжественной линейки не отформатирован, не выделены заголовки и пр. Библиография состоит из одного источника.