Классный час "Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 2607 комментариев: 2
Цели и задачи:
1. формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности;
2. активизация интереса к изучению истории Отечества;
3. формирование чувства уважения к прошлому Малой Родины.
средняя общеобразовательная школа №5
села Журавского
Новоселицкого района Ставропольского края
«Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского»
Классный час
Михайлова Ольга Игоревна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №5 села Журавского
Журавское, 2012 год
Михайлова Ольга Игоревна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 села Журавского
Новоселицкого района Ставропольского края
учитель истории и обществознания
Классный час «Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского»
Цели и задачи:
1. формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности;
2. активизация интереса к изучению истории Отечества;
3. формирование чувства уважения к прошлому Малой Родины.
Классный час «Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского»
Цели и задачи:
1. формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности;
2. активизация интереса к изучению истории Отечества;
3. формирование чувства уважения к прошлому Малой Родины.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Упражнение “Во что мы играем” для разминки.
Продолжить фразу – “Я люблю играть………………….”
В подведении итога подчеркивается, что кто-то серьезно отнесся к выполнению этого упражнения, кто-то в шуточной форме, но в итоге мы узнали какие игры предпочитают дети сегодня.
2. Основная часть
Рассказ учителя. В культуре Журавских крестьян тесно переплетались русские, украинские и казачьи традиции, а также инновации, возникшие под влиянием новых условий или же представлявшие собой заимствование из хозяйственной практики и материальной культуры местных кочевых народов, в основном ногайцев и туркмен.
В различные времена года молодежь свободное время проводила в играх. Самыми массовыми были игры в лапту, по местному «в набуя», шары, городки, кремушки, чижика и другие игры с мячом (с самодельным, тряпичным). В зимний период дети катались на санках, катках, коньках, играли в снежки улица на улицу. На ледяных просторах или просто на укатанных снежных дорогах взрослые ребята и молодые мужики играли в «бабки», получившие новое название «казанки». Это кости суставов овец и «быкачие» — аналогичные кости коров. Лошадиные и свиные не применялись. Героями чувствовали себя победители — казаночники. Игра в казанки строилась по таким правилам: играющие (состав их не ограничивался), если игра проходила на льду, ставили в один ряд по нескольку казанков. Получался кон от 10 до 30 и больше казанков. Линия метания от первого казанка находилась в десяти шагах. Играющие по уговору путем канания метали голыш самых разных размеров от 5 до 10 см в диаметре, дискообразный булыжник. Их подбирали на природе. Задача была сбить с кона казанок. Каждый сбитый считался выигранным. На снежных дорогах играли в «понки». Понка — это самый массивный казанок с просверленным отверстием, залитым свинцом для утяжеления. И эта игра строилась по тому же принципу, что и на льду, только построение казанков производилось не вдоль, а поперек дороги. Играющий сбивал простым метким попаданием казанки и тоже овладевал ими. «Всякий сбитый мною на кону казанок — мой». Таковы правила игры. Эти игры поощрялись взрослыми. Польза от них была многократная. Они занимали молодежь полезным делом, отвлекая их от правонарушений. Все игры представляли из себя своего рода спорт, вырабатывали смекалку, сноровку, ловкость и волю к победе. Собирали игры большое количество играющих и зевак на воздух из сырых и душных изб, а значит выполняли оздоровительную функцию и компенсировали отсутствие спортивных и других развлекательных сооружений. Вплоть до 40-х годов XXстолетия, а вернее, до появления спортсооружений, клубов, кинотеатров и других учреждений, эти игры занимали досуг сельской молодежи.
«Игра»Давайте попробуем поиграть в игры наших предков, переделав их в игру для классной комнаты (Проводится игра).
Беседа.
С приходом холодов в осенне-зимний период наступала пора девишников.
— А вы знаете, что такое девишник?
— Как его проводить?
На вечеринках (девишниках), устраиваемых молодыми перед свадьбой, собирались подруги невесты, друзья жениха и все желающие весело провести время. На девишниках молодежь танцевала, играла в различные игры, веселилась. Здесь же происходило знакомство парней с девушками. Начало девишников объявлялось после сватовства. Девишники проходили не раньше чем за неделю перед свадьбой. Открывался девишник поздно вечером и длился до полуночи. После девишника, когда молодежь расходилась по домам, было принято оставаться ночевать. Невеста приглашала переночевать двух-трех подруг, жених — столько же ребят. Это был обязательный минимум, а остальные девушки и парни оставались по желанию. Жених с невестой ложились спать на кровать или примост, а парни с девушками на полу. Кому с кем ночевать, решали сами девушки по соглашению с парнями. Парни через невесту передавали просьбу понравившейся девушке, чтобы та оставила его ночевать рядом с собой. Девушки в свою очередь также передавали парням приглашение ночевать рядом с ними через невесту или подруг. Прямо без посредников это делать стеснялись из-за боязни отказа со стороны парня. Отпуская ночевать дочь у подруги, мать всегда наставляла ее: «Спи и ум держи». Хотя ничего недозволенного, когда парни с девушками ночевали рядом, не допускалось, однако в наиболее строгих семьях девушек все равно не отпускали ночевать к подруге. Заканчивались девишники в пятницу. Это был последний день девишника, а в субботу уже день свадьбы. Свадьбы праздновали практически всем селом и гуляли несколько дней подряд. Жениха с невестой обязательно после венчания в церкви провозили по главной улице и не только по ней, на тачанке запряженной тройкой самых резвых лошадей в селе. На столах выставлялись самые лучшие блюда, приготовленные лучшими поварами села. А заканчивалось пиршество традиционным густым киселём: отрезали тебе кусочек, значит, пора уходить домой.
Девушки выходили замуж 17-18 лет, а иногда и раньше. Женихи были постарше на год-два. В 16 лет выдавали девушек замуж с разрешения духовенства. При выборе жениха или невесты родители не считались с их желаниями. Часто в селе бывали случаи, когда девушка долго дружила с парнем, а родители выдавали ее замуж за человека, которого она до этого совсем не знала.
В конце XIXвека возрос протест этому насилию. Бывали случаи «убегов невест». Все чаще повторялись случаи, когда парни тайно увозили понравившихся им девушек. В таком случае родители примирялись с желаниями детей. В начале XXвека наблюдалась некоторая демократизация семейного быта, что отразилось на отношении родителей к бракам детей по их выбору. При выборе невесты учитывалось такое качество как целомудрие. Рождение ребенка у незамужней девушки считалось большим позором для всей ее семьи.
Выступление вокальной группы. Исполнение свадебных песен с инсценировкой обряда сватовства.
3.Заключение.
В заключении учащиеся делятся впечатлениями от мероприятия. Применяется упражнение «Мне понравилось…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
села Журавского
Новоселицкого района Ставропольского края
"Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского"
Классный час
Михайлова Ольга Игоревна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №5 села Журавского
Журавское, 2012 год
Михайлова Ольга Игоревна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 села Журавского
Новоселицкого района Ставропольского края
учитель истории и обществознания
Классный час «Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского»
Цели и задачи:
-
формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности;
-
активизация интереса к изучению истории Отечества;
-
формирование чувства уважения к прошлому Малой Родины.
Классный час «Игры, обряды, забавы поселенцев села Журавского»
Цели и задачи:
-
формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности;
-
активизация интереса к изучению истории Отечества;
-
формирование чувства уважения к прошлому Малой Родины.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Упражнение “Во что мы играем” для разминки.
Продолжить фразу – “Я люблю играть………………….”
В подведении итога подчеркивается, что кто-то серьезно отнесся к выполнению этого упражнения, кто-то в шуточной форме, но в итоге мы узнали какие игры предпочитают дети сегодня.
2. Основная часть
Рассказ учителя. В культуре Журавских крестьян тесно переплетались русские, украинские и казачьи традиции, а также инновации, возникшие под влиянием новых условий или же представлявшие собой заимствование из хозяйственной практики и материальной культуры местных кочевых народов, в основном ногайцев и туркмен.
В различные времена года молодежь свободное время проводила в играх. Самыми массовыми были игры в лапту, по местному «в набуя», шары, городки, кремушки, чижика и другие игры с мячом (с самодельным, тряпичным). В зимний период дети катались на санках, катках, коньках, играли в снежки улица на улицу. На ледяных просторах или просто на укатанных снежных дорогах взрослые ребята и молодые мужики играли в «бабки», получившие новое название «казанки». Это кости суставов овец и "быкачие" - аналогичные кости коров. Лошадиные и свиные не применялись. Героями чувствовали себя победители - казаночники. Игра в казанки строилась по таким правилам: играющие (состав их не ограничивался), если игра проходила на льду, ставили в один ряд по нескольку казанков. Получался кон от 10 до 30 и больше казанков. Линия метания от первого казанка находилась в десяти шагах. Играющие по уговору путем канания метали голыш самых разных размеров от 5 до 10 см в диаметре, дискообразный булыжник. Их подбирали на природе. Задача была сбить с кона казанок. Каждый сбитый считался выигранным. На снежных дорогах играли в «понки». Понка - это самый массивный казанок с просверленным отверстием, залитым свинцом для утяжеления. И эта игра строилась по тому же принципу, что и на льду, только построение казанков производилось не вдоль, а поперек дороги. Играющий сбивал простым метким попаданием казанки и тоже овладевал ими. «Всякий сбитый мною на кону казанок - мой». Таковы правила игры. Эти игры поощрялись взрослыми. Польза от них была многократная. Они занимали молодежь полезным делом, отвлекая их от правонарушений. Все игры представляли из себя своего рода спорт, вырабатывали смекалку, сноровку, ловкость и волю к победе. Собирали игры большое количество играющих и зевак на воздух из сырых и душных изб, а значит выполняли оздоровительную функцию и компенсировали отсутствие спортивных и других развлекательных сооружений. Вплоть до 40-х годов XX столетия, а вернее, до появления спортсооружений, клубов, кинотеатров и других учреждений, эти игры занимали досуг сельской молодежи.
«Игра» Давайте попробуем поиграть в игры наших предков, переделав их в игру для классной комнаты (Проводится игра).
Беседа.
С приходом холодов в осенне-зимний период наступала пора девишников.
- А вы знаете, что такое девишник?
- Как его проводить?
На вечеринках (девишниках), устраиваемых молодыми перед свадьбой, собирались подруги невесты, друзья жениха и все желающие весело провести время. На девишниках молодежь танцевала, играла в различные игры, веселилась. Здесь же происходило знакомство парней с девушками. Начало девишников объявлялось после сватовства. Девишники проходили не раньше чем за неделю перед свадьбой. Открывался девишник поздно вечером и длился до полуночи. После девишника, когда молодежь расходилась по домам, было принято оставаться ночевать. Невеста приглашала переночевать двух-трех подруг, жених - столько же ребят. Это был обязательный минимум, а остальные девушки и парни оставались по желанию. Жених с невестой ложились спать на кровать или примост, а парни с девушками на полу. Кому с кем ночевать, решали сами девушки по соглашению с парнями. Парни через невесту передавали просьбу понравившейся девушке, чтобы та оставила его ночевать рядом с собой. Девушки в свою очередь также передавали парням приглашение ночевать рядом с ними через невесту или подруг. Прямо без посредников это делать стеснялись из-за боязни отказа со стороны парня. Отпуская ночевать дочь у подруги, мать всегда наставляла ее: «Спи и ум держи». Хотя ничего недозволенного, когда парни с девушками ночевали рядом, не допускалось, однако в наиболее строгих семьях девушек все равно не отпускали ночевать к подруге. Заканчивались девишники в пятницу. Это был последний день девишника, а в субботу уже день свадьбы. Свадьбы праздновали практически всем селом и гуляли несколько дней подряд. Жениха с невестой обязательно после венчания в церкви провозили по главной улице и не только по ней, на тачанке запряженной тройкой самых резвых лошадей в селе. На столах выставлялись самые лучшие блюда, приготовленные лучшими поварами села. А заканчивалось пиршество традиционным густым киселём: отрезали тебе кусочек, значит, пора уходить домой.
Девушки выходили замуж 17-18 лет, а иногда и раньше. Женихи были постарше на год-два. В 16 лет выдавали девушек замуж с разрешения духовенства. При выборе жениха или невесты родители не считались с их желаниями. Часто в селе бывали случаи, когда девушка долго дружила с парнем, а родители выдавали ее замуж за человека, которого она до этого совсем не знала.
В конце XIX века возрос протест этому насилию. Бывали случаи «убегов невест». Все чаще повторялись случаи, когда парни тайно увозили понравившихся им девушек. В таком случае родители примирялись с желаниями детей. В начале XX века наблюдалась некоторая демократизация семейного быта, что отразилось на отношении родителей к бракам детей по их выбору. При выборе невесты учитывалось такое качество как целомудрие. Рождение ребенка у незамужней девушки считалось большим позором для всей ее семьи.
Выступление вокальной группы. Исполнение свадебных песен с инсценировкой обряда сватовства.
3.Заключение.
В заключении учащиеся делятся впечатлениями от мероприятия. Применяется упражнение «Мне понравилось…»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»