Интерактивная игра "Подгруппа азота" (9 класс)
Пояснительная записка.
При обучении химии реализуются различные формы и методы, но недостаточно используется такая перспективная форма, как игровая. Она в свое время позволяет эффективно повышать качество подготовки учащихся. Обязательно нужно обращать внимание на содержание самой игры, кроме того она должна удовлетворять такому требованию, как динамичность.
Предлагаю такую игру по «Подгруппе азота». Игра должна способствовать укреплению знаний учащихся по разделу данного курса, стимулировать развитие творческих способностей, склонностей и дарований. Чтобы игра прошла успешно, необходима тщательная подготовка, планирование, определение времени, должны быть продуманы формы организации, выбор актива, согласование действий отдельных групп учащихся, оформление помещения, подведение итогов. Я провела бы данную игру как коллективную с предварительной подготовкой по отдельным вопросам.
Политова Светлана Викторовна - учитель химии.
МАОУ СОШ № 3 Щелковского муниципального района Московской области.
Игра «Подгруппа азота» |
||
Титульный слайд презентации |
Мотивирующая игра с применением или полностью основанная на информационных технологиях. |
|
Слайд № 2. |
Главный слайд: на нем находится информация об играх. |
Переход к играм осуществляется по гиперссылкам. Случайный переход слайдов отключен. |
Слайд № 3. |
Управление презентацией. |
|
Слайд № 4. |
Игра. Выстрел. |
Ответ: |
Идея. Выбрать объект, который соответствует заданию. Электронная конфигурация атома азота в свободном состоянии. 1s22s22p5 1s22s22p3 1s22s22p63s23p3 1s22s22p63s23p5 |
1s22s22p3 |
Слайд № 5. |
Игра. Весы. |
Ответ: |
Идея. Даны электронные конфигурации атомов. На весах должны оказаться соответствующие азоту и фосфору. |
Электронная конфигурация азота: 1s22s22p3 Электронная конфигурация фосфора: 1s22s22p63s23p3 |
Слайд № 6. |
Игра. Пьедестал. |
Ответ: |
Идея. Расположите указанные вещества в порядке убывания их относительных молекулярных масс. |
N2O5 NaNO3 NH3 |
Слайд № 7-12. |
Игра. Слова в словах. |
||||||||||||||
Идея. Дано слово и ряд пустых клеточек. Необходимо угадать новое слово, в составе которого уже имеется данное изначально слово. В колбах имеются буквы, которые можно использовать при построении нового слова. При нажатии на «подсказку» появится информация о зашифрованном слове.
|
Cлайды № 13-19. |
Игра. Шанс. Идея. Необходимо найти относительную атомную массу и порядковый номер предлагаемого химического элемента.
|
Внимательно прочитай инструкцию по выполнению задания. Пользуйся кнопкой «задание» и «действие». |
Слайды № 20 - 26. |
Игра. Объект в небе. Идея. Предлагается выбрать правильный вариант, убрав лишнее. На слайде находятся значения радиусов атомов. Можно нажать на ответ и узнать правильный ответ. |
Внимательно читай инструкцию по выполнению задания (слайд № 21) |
Слайд № 27. |
Игра. Покупка. Идея. Нужно правильно совершить покупку, необходимо знать формулы предложенных кислот для того, чтобы правильно их соединить с названием. Можно нажать на подсказку и тогда каждая формула переместится в нужную корзину. |
Ортофосфорная кислота: H3PO4 Азотная кислота: HNO3 Метафосфорная кислота: (HPO3)n Азотистая кислота: HNO2 Фосфористая кислота: H3PO3 |
Слайд № 28-34. |
Игра. Что в имени тебе моем… Идея. Даны задания (их 5). По гиперссылке можно попасть на слайды с оксидами азота и из предложенных вариантов выбрать правильный. При нажатии на каждый из вариантов будет высвечиваться «Правильно» или «Ошибка». Ответы:
|
Слайды № 35-40. |
Игра. Зашифрованные слова. |
Подсказка: чтобы прочитать эти слова, нужно заменить картинки первыми буквами названий нарисованных предметов. |
Bi |
Идея: зашифрованные слова. Висмут: В + И + С + М + У + Т Элемент № 83, символ впервые введен в химическую номенклатуру в 1819 г. шведским химиком Берцелиусом. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Волк + индюк + слон + малина + утка + тыква |
|
N |
Азот: А + З + О + Т Трудно найти более неподходящее название для этого химического элемента. В переводе с греческого означает «не жизнь», «не поддерживающий жизнь», «отрицающий жизнь». Картинки, начинающиеся на следующие слова: Апельсин + зонт + очки + тарелка |
|
P |
Фосфор: Ф + О + С + Ф + О + Р Элемент мысли. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Факел + облако + солнце + факел + облако + роза |
|
Sb |
Сурьма: С + У + Р + Ь + М + А В России она не производилась, и это сырье ввозилось из-за границы в количестве около тысячи тонн. Первые в нашей стране 150 г были получены в 1935 г. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Снеговик + удав + рыба + ь + муха + ананас |
|
As |
Мышьяк: М + Ы + Ш + Ь + Я + К Его соединения применяются в качестве инсектицида, для пропитки дерева, консервирования кож, в военной промышленности. Картинки, начинающиеся на следующие слова: Мяч + ы + шляпа + ь + яблоко + корова |
Слайды № 41-45. |
Идея: химия + грамматика. В слове спрятались слова, которые легко составить из букв, имеющихся в составе данного слова. |
|
Селитра = ? + ? + ? |
Селитра = сера+лира+лес |
|
Нитраты = ? + ? + ? |
Нитраты =тиран+тина+трата |
|
Разбавленная = ? + ? + ? |
Разбавленная =базар+нарзан+база |
|
Взаимодействие = ? + ? + ? |
Взаимодействие =мода+Мазай+зима |
Слайды № 46-51. |
Ребусы. 1. Ребус – это шифровка, носящая увлекательный характер. 2. Чтобы решить ребус нужно расшифровать его по частям, т. е записать подряд наименования всех изображенных букв, рисунков, цифр. 3. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то название его нужно читать справа налево. 4. Если слева или справа от предмета находятся запятые, то в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы. Если над рисунком или под ним стоят цифры, то буквы из названия предмета нужно читать в порядке этих цифр. |
Ответы: |
Мышь + якорь = мышьяк |
||
Таз + крот = азот |
||
Камень + ми (нота) + мак = аммиак |
||
Банан + гит(д)ара + диван (навид – слово наоборот) = ангидрид |
Слайд № 52. |
Игра. Охота. 1. Задание основано на знании модификаций фосфора. 2. Подумай, какой из предложенных ответов правильный? 3. Нажми на каждую кнопку: белый, красный, черный (ты узнаешь правильный ответ). 4. Подсказка покажет путь к правильному ответу (следы собаки приведут тебя к правильному решению). |
Ответ: чесночный запах имеет белый фосфор. |
||||||||||
Слайд № 54. |
Игра. Тайна в коробке. Задание: какие степени окисления азот проявляет в предложенных соединениях. |
|
Слайды № 55-58. |
Игра. Почтальон. |
|||||||||||||||||||
Идея. Почтальон – это концентрированная азотная кислота. Необходимо узнать в каком доме почтальону не откроют (то есть, с какими металлами конц. азотная кислота не реагирует). Выбери металл или неметалл и перейди по гиперссылке на слайды с домиками, где они живут. Нажимай на интересующий тебя домик и узнавай, реагирует ли это вещество с конц. азотной кислотой. Если металл(неметалл) взаимодействует с концентрированной азотной кислотой, то появится внизу на слайде уравнение реакции, если не взаимодействует, то уравнения не будет и тогда будет понятно, что в этом доме почтальону не откроют, значит, этот металл(неметалл) не взаимодействует с конц. азотной кислотой.
|
Слайд № 59. |
Игра. Аист. Счастливые родители (Zn и HNO3) ожидают младенца (NO2 или NO). |
Ответ. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с Zn образуется NO2. |
Слайды № 60-65. |
Игра. Путешествие. |
||||||||||||||||||||||||
Идея: азоту не везло с названием. Пять знаменитых химиков XVIII века дали ему пять различных названий. Необходимо выбрать из пяти предложенных названий то, которое соответствует имени ученого.
|
Слайд № 66. |
Игра. Детектор лжи. В качестве ведущего выступает азотная кислота. Каждому участнику задают вопрос «Встречался ли он с азотной кислотой?» Если ответ верный, будет высвечиваться «Это правда», если нет, то «Это ложь». Таким образом, выяснится, кто говорит правду, а кто нет. |
Ответ. При взаимодействии с металлами никогда не может выделиться водород, но в зависимости от природы металла и концентрации кислоты могут образоваться: NO , NO2 . |
Слайды № 67-74. |
Игра с болельщиками «Химическое ассорти». Предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения. Ответы.
|
Слайды № 75-79. |
Игра. Гордиев узел. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело или трудноразрешимый вопрос. Задание дается небольшими порциями, если участник затрудняется ответить, то нужно нажать кнопку «ответ»
|
Слайд № 80. |
Игра. Чей дом? Идея. На слайде появляются пять домиков с двумя жильцами и один с одним. Необходимо прочитать задание: «В каждом домике живут по два вещества и только в одном – одно». На слайде появятся оксиды. Их, подумав, нужно распределить в домики. Далее проверить, нажав на ответ. |
Ответы. |
||||||||||||||||||||||||
|
Слайды № 81-84. |
Игра. Болото. Идея. Даны характеристики оксидов фосфора. Вступив на каждую кочку, можно узнать, соответствует ли она данному оксиду. При правильном ответе высветится зеленый прямоугольник, при неправильном – красный (кочка провалится и можно будет услышать всплеск воды).
|
Слайд № 85-86. |
Игра. Кошки-мышки. Идея. Взаимодействие цинка с азотной кислотой. Выделяется аммиак или оксид азота (II), можно узнать, если кошка поймает соответствующую мышку. Нажми на кнопку «начать игру» и узнаешь при каких условиях происходит взаимодействие.
|
Слайды № 87-88. |
Игра. Выбор. Идея. Какой из солей аммиак обязан своим названием? Нажми на соответствующую колбу, и ты узнаешь ответ. Узнай более подробно об этом, перейдя по гиперссылке. |
Ответ. |
NH4Cl В древности эту соль получали в ливийской пустыне недалеко от святилища бога Амона сжиганием верблюжьего навоза. В 1808 г. английский химик Дэви перенес ее название (аммоний) на другие соли, при нагревании которых образуется резко пахнущий газ, названный аммиаком. |
Литература: |
1. Диогенов Г.Г., Леонов С.Б. Экономические очерки о химических элементах – Москва: Знание, 1989 (22). 2. Популярная библиотека химических элементов – Москва: Наука, 1971 (120). 3. Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах – Москва: Арт-диал, 2007. 4. Внеклассная работа по химии. Под редакцией Злотникова Э.Г.-Москва: Владос, 2004. 5. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химии. 8-11 класс – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. -248 с. |
Политова Светлана Викторовна - учитель химии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Щелковского муниципального района Московской области.
Подгруппа азота. Игра в 9 классе.
Пояснительная записка.
При обучении химии реализуются различные формы и методы, но недостаточно используется такая перспективная форма, как игровая. Она в свое время позволяет эффективно повышать качество подготовки учащихся. Обязательно нужно обращать внимание на содержание самой игры, кроме того она должна удовлетворять такому требованию, как динамичность.
Предлагаю такую игру по «Подгруппе азота». Игра должна способствовать укреплению знаний учащихся по разделу данного курса, стимулировать развитие творческих способностей, склонностей и дарований. Чтобы игра прошла успешно, необходима тщательная подготовка, планирование, определение времени, должны быть продуманы формы организации, выбор актива, согласование действий отдельных групп учащихся, оформление помещения, подведение итогов. Я провела бы данную игру как коллективную с предварительной подготовкой по отдельным вопросам.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»