"Мы вас в гости звали, мы вас очень ждали"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 2950 комментариев: 1
г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область «Познание», «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.
Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини — музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как «Святки», «Масленица», в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной
Методика: конспект занятия.
Использованные информационные ресурсы:
Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева
Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик
Конспект занятия
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область «Познание», «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Программное содержание:
Познакомить детей с устройством русской избы.
Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.
Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование: Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.
Ход занятия.
Хозяйка приглашает детей к себе в горницу.
Хозяйка: Заходите, детушки,
Заходите, малые ребятушки.
Здравствуйте, здравствуйте.
Проходите, проходите.
Мы вас в гости звали,
Мы вас очень ждали.
Хозяйка: Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.
Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.
Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо — печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).
Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?
Дети: С добром.
Хозяйка: Заходите, за стол проходите.
Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.
Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.
Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
Предложения детей.
Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.
Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.
Загадки из сундучка:
Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
Из липы свито
Дырявое корыто, по дороге идет
Клетки кладет. (Лапти)
Хозяйка с детьми рассматривает лапти.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (Глиняный горшок)
Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице.
Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Проводится игра.
Дид.игра «Узнай, что это»
Цель. Развитие внимания, воображения.
Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.
Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Дети:
Баю – баюшки – баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
У ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
Воспитатель: Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Дети называют отличия.
Проводиться игра.
Игра “Скажи по-другому”.
Цель: закрепить значение старинных слов.
Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.
дом — …(изба)
комната — …(горница)
угол — …(кут)
шторы — …(занавески)
шкаф — …(сундук)
ковер — …(половик)
кровать — …(полати)
кормить — …(потчевать)
женщина — …(баба)
Физминутка.
Хозяюшка предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.
Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,
Песню, пляску затевайте.
Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Хозяюшка: Кто с платочком пляшет
Да на балалайке играет,
Тому скучно не бывает!
Хозяюшка: Гости кончили плясать,
Надо чаем угощать.
Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята?
Дети: Из самовара чай пьют.
Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.
Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.
Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.
Сам чайком угощает.
Самовар недаром зовется
Самоваром! Са – мо – ва – ром!
Всех гостей мы зазываем,
Всех мы чаем угощаем.
Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?
Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.
Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.
Дети: Хотим попить чайку.
Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.
В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.
Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.
За угощенье.
За приветливое слово.
Да за ласку.
Пора по домам расходиться.
А хозяевам оставаться.
Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.
г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Тип материала: мероприятие – занятие
Бондаренко Татьяна Николаевна
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино», старший воспитатель
г. Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
Бондаренко Татьяна Николаевна
г.Когалым, Тюменской области, ХМАО ЮГРА
МБДОУ ЦРР д/с «Буратино»
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область «Познание», «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.
Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.
Создавая систему приобщения, мы привлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини - музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
Одним из интереснейших предметов для детей является сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т.п. которые принадлежали прабабушкам. Как само пространство «мини-музея», так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Мини-музей «Русская горница» помог разнообразить предметную среду группы, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной
Методика: конспект занятия.
Использованные информационные ресурсы:
Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева
Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик
Конспект занятия
Познавательно – речевое развитие
Образовательная область «Познание», «Социализация»
Совместная деятельность педагога с детьми
Тема: « В русской горнице»
старший дошкольный возраст (продолжительность 25 мин.)
Программное содержание:
Познакомить детей с устройством русской избы.
Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.
Воспитывать уважение к традициям русского народа. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование: Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, народные костюмы.
Ход занятия.
Хозяйка приглашает детей к себе в горницу.
Хозяйка: Заходите, детушки,
Заходите, малые ребятушки.
Здравствуйте, здравствуйте.
Проходите, проходите.
Мы вас в гости звали,
Мы вас очень ждали.
Хозяйка: Проходите, садитесь. Позвала я вас сюда в горницу позабавить да потешиться.
Воспитатель: Подожди, подожди хозяюшка, ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.
Хозяйка: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Хозяйка горницы перечисленное сопровождает медленным показом).
Хозяйка: А с добром ли вы ко мне пожаловали?
Дети: С добром.
Хозяйка: Заходите, за стол проходите.
Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
Дети: При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.
Хозяйка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.
Хозяйка: Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
Предложения детей.
Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.
Хозяйка: Провести экскурсию по горнице поможет нам сундучок загадок.
Загадки из сундучка:
Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
Хозяйка демонстрирует ухват. Предлагает детям рассмотреть.
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
Из липы свито
Дырявое корыто, по дороге идет
Клетки кладет. (Лапти)
Хозяйка с детьми рассматривает лапти.
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (Глиняный горшок)
Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице.
Хозяйка: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Проводится игра.
Дид.игра «Узнай, что это»
Цель. Развитие внимания, воображения.
Правила. Узнать предмет из горницы по контурному изображению на карточке.
Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Дети:
Баю – баюшки – баю,
Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
У ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
Воспитатель: Ребята, а вам нравится в горнице у Хозяюшки. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
Дети: Хозяюшкина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Дети называют отличия.
Проводиться игра.
Игра “Скажи по-другому”.
Цель: закрепить значение старинных слов.
Правило. Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.
дом - …(изба)
комната - …(горница)
угол - …(кут)
шторы - …(занавески)
шкаф - …(сундук)
ковер - …(половик)
кровать - …(полати)
кормить - …(потчевать)
женщина - …(баба)
Физминутка.
Хозяюшка предлагает гостям повеселиться, поиграть в игру.
Хозяюшка: Эй, гости, все вставайте,
Песню, пляску затевайте.
Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Хозяюшка: Кто с платочком пляшет
Да на балалайке играет,
Тому скучно не бывает!
Хозяюшка: Гости кончили плясать,
Надо чаем угощать.
Хозяюшка: А из чего мы чай будем пить, ребята?
Дети: Из самовара чай пьют.
Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю это сделаем.
Звучит песня «На столике самовар». Слова народные.
Хозяюшка: Самовар свистит, сверкает.
Сам чайком угощает.
Самовар недаром зовется
Самоваром! Са – мо – ва – ром!
Всех гостей мы зазываем,
Всех мы чаем угощаем.
Воспитатель: Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?
Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.
Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. ( раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.
Дети: Хотим попить чайку.
Хозяюшка и воспитатель разливают чай, раздают угощенье.
В конце занятия дети прощаются с хозяюшкой.
Дети: Спасибо, хозяюшка, за хлеб – соль.
За угощенье.
За приветливое слово.
Да за ласку.
Пора по домам расходиться.
А хозяевам оставаться.
Хозяюшка: До свидания! Приходите еще.
Приложение
Использованные информационные технологии:
Красна изба…. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Народные праздники на Святой Руси Н.П.Степанов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д. Маханева
Путешествие в мир фольклора Г.А.Загогуля, А.М.Мазурик
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»