Учебный кейс "Нитяная графика"
Краткое описание
Учебный элемент для самостоятельного изучения технологии вышивки на картоне "изонить"
Описание
МБОУ «Шуруповская основная общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Разработка учебного элемента
«НИТЯНАЯ ГРАФИКА»
Выполнила: учитель технологии
МБОУ «Шуруповская основная
общеобразовательная школа»
Ерохина Наталия Евгеньевна
Первая квалификационная категория.
Фролово 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)- графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону и другой плотной бумаге.
Ввиду того, что данная техника и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, «Изонить» получила широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах. Известны временные объединения (кружки) по обучению ниточному дизайну даже в оздоровительных лагерях.
Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. С помощью техники нитяной графики можно украсить практически любую открытку и картину, а также применение изонити не ограничивается плоской поверхностью картона.
Цели: изучив данный УЭ, вы сможете:
Задачи:
· Иметь понятие о правилах деления окружности и угла – основ формирования графического изображения;
· Уметь подбирать основу, иглу, нить и нить в зависимости от частоты стежков, размеров рисунка и его чёткости, подбирать цветовое решение, как фона, так и нити.
· Уметь прошивать окружность, угол, спираль, самостоятельно составлять сложные композиции их отдельных элементов.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Инструменты и приспособления
Иголки должны быть прямыми, острыми, хорошо отполированными. Выпускают их под номерами от 1 до 12. Самая тонкая №1. Иглы нечётных номеров длиннее чётных и имеют большое ушко. Их удобно использовать для вышивания. А также можно использовать специальные иглы с тупым кончиком.
Для нанесения рисунка на основу используются карандаш, линейка и циркуль. Прежде чем вышивать, рисунок нужно «наколоть» на листе картона, для этого используют мягкую губчатую резину или поролоновую подушку, которые облегчают прокол картона и оберегают его от сминания.
Рисунок «накалывается» при помощи шила или большой иглы с использованием лекал для вычерчивания дуг, овалов, завитков.
Материалы
зонить выполняется цветными нитками любого типа, но при освоении техники лучше пользоваться х/б нитками №20 – 40. Рисунок наносится на картон или «бархатную» бумагу, размер основы зависит от вышиваемого рисунка. Изделие может состоять из нескольких листов картона соединённых между собой.
В работе используют шаблоны – трафареты с наколотым рисунком, который переносится на картон.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Чтобы было удобно работать и работа не вызывала утомления, нужно правильно организовать рабочее место и соблюдать определённые правила труда:
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула; Во время работы необходимо делать перерывы.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При работе ножницами, иголками необходимо знать и соблюдать следующие правила:
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут кого-либо поранить;
3. Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. Шить с напёрстком, чтобы избежать прокола пальца;
5. Не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец;
6. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
7. Нельзя перекусывать нитку зубами;
8. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вы всегда мечтали заняться каким-нибудь творчеством, но рисовать картины у вас не получается, а вышивку гладью вы считаете слишком трудоёмким занятием? Тогда посмотрим, что вы скажете об удивительной технике «изонить», с помощью которой без особых хлопот можно сделать необычную поделку.
Изонить – изображение нитью, или ниткография, -как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получились ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жёсткую основу – толстую бумагу или картон – с помощью иголки.
В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу, это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста. Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники – ниткография. При обучении вышивке рекомендуется повышение сложности изделий по мере приобретения навыков. Сначала изготавливаются простые работы, анализируется их структура и приёмы выполнения. Потом задания усложняются, вы учитесь самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем осваиваете составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Последовательное освоение техники изонити, прошивание углов и окружностей – основ формирования графических изображений – позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Очень важную роль во всех видах творчества играет гармоничное сочетание цветов и оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с формой изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
Всё многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим оттенках относят цвета солнечного спектра: основные – красный, жёлтый, синий и промежуточные – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Есть так же бесцветные или нейтральные цвета, т.е. такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, чёрный, серые цвета и все их оттенки.
Хроматические цвета в свою очередь делятся на тёплые и холодные. К тёплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь – жёлтый, оранжевый, красный, к холодным – синий. Зелёный, фиолетовый и все их оттенки. Самый тёплый цвет – красный, самый холодный – синий.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но их промежуточные оттенки, такие сочетания более мягкие, спокойные, лучше воспринимаются.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Подготовка к работе
Для освоения техники необходимо знать несколько основных приёмов, главными из которых являются заполнение (прошивание) угла и окружности. Начинать следует с прошивания угла. Но вначале нужно освоить нанесение разметки на основу будущего изделия.
.
Правило деления: сторона делится пополам, затем каждая часть ещё раз пополам и т. д. до нужной частоты наколов.
Прошивание основных элементов
РАБОТА С ТРАФАРЕТОМ
Для сложных фигур удобнее сделать трафарет — сколок, который в последствии можно использовать несколько раз. Для этого на листе картона нарисуйте эскиз. На эскизе можно прорисовать карандашами или фломастерами все детали, внести изменения. После окончательной проработки рисунка разметьте его. Размеры трафарета должны совпадать с размерами будущего изделия. После разметки трафарет положите на резину или пенопласт и проколите дырочки, которые на лицевой стороне повторят рисунок с изнанки.
Обратите внимание! На лицевой стороне получится зеркальное изображение того, что нарисовано на изнаночной.
1.Для перенесения сколков, под картон подкладываем старые газеты, журналы или поролоновую подушку
2.Сколок надо обязательно прикреплять скрепками к картону, т. к. если сколок сдвинется, очень сложно вернуть его на место.
3.Для прокола используем усиленные кнопки, дешево и доступно. Прокалывать не сильно, чтобы не было больших дырочек.
4.После накалывание сколка, посмотреть на свет, так хорошо видно, все ли точки наколоты.
5.Нитки мы используем простые — катушечные, люрекс, мулине. Игла должна быть тонкая. Для закрепления нити используем скотч (лучше малярный, его можно и руками отрывать, быстрее получается)
6.Так выглядит закрепленный с изнанки конец нити. Скотч крепить рядом с проколами!
7.А здесь закрепление начла и конца предыдущей нити.
8.Чтобы ориентироваться в сколках и схемах, мы пользуемся линейкой. Так видно, где будет проходить нить.
ВЫШИВКА НА ДИСКАХ
В качестве основы можно применять использованные СD
диски. Изделия получаются необычные, яркие, красивые
Технология проделывания отверстий
Отверстия в дисках можно просверлить дрелью или на станке сверлом 1мм (в отдельных случаях и при толстой нитке — 2мм). Можно проткнуть отверстия раскаленной иглой. Можно шилом проковырять. В-общем, чем сможете — тем и «сверлите».
Советы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнение №1
Прошивание различных углов (острого, тупого, имеющего стороны разной длины). Разметка и вышивание выполняется по общим правилам.
Упражнение №2
Прошивание четырёхконечной звезды с использованием треугольников имеющих общую сторону.
Упражнение №3
Прошивание всех углов квадрата.
Упражнение №4
Прошивание окружности стежками разной длины(1) и стежками равными диаметру окружности (2).
1. 2.
Упражнение №5
Прошивание овала и спирали осуществляется с применением правил прошивания окружности.
Упражнение №6
Прошивание дуги треугольниками.
Упражнение №7
Прошивание окружности с применением прошивания углов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Выполнить упражнение №1;
2. Выполнить упражнение №2;
3. Выполнить упражнение №3;
4. Выполнить упражнение №4;
5. Выполнить упражнение №5;
6. Выполнить упражнение №6;
7. Выполнить упражнение №7;
8.Самостоятельно составить композицию, разметить и вышить её.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛ
«НИТЯНАЯ ГРАФИКА»
Игра «Меткий ответ»
Принцип игры:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА МЕТКОСТЬ!
Контрольные вопросы
Кто придумал вышивку в технике изонити?
Как расшифровывается слово «изонить»?
Как организовать рабочее место для вышивки?
Для чего применяется поролоновая подушка или резина?
Что указывают цифры и стрелки на схемах прошивания?
Что может служить в качестве основы для выполнения вышивки?
Какие приёмы прошивания являются основными?
Как правильно закрепляется нить при выполнении вышивки?
Какие фигуры кроме угла и окружности используются в изонити?
Если прошиваемое изображение сложное, то, что необходимо сначала
сделать?
Тестовые задания
1.При помощи чего английские ткачи изготавливали изделия в технике изонити?
а) игла и плотная ткань;
б) кожа и шило;
в) дощечка и гвозди
2. Что такое сколок?
а) лекало;
б) трафарет;
в) образец
3. Подчеркните лишнее.
Шило, линейка, ножницы, напёрсток, пряжа, иголка, крючок, скрепка
4. Продолжите предложение. Начинать прошивание элементов нужно……
а) с прокалывания отверстий;
б) выбора направления прошивания;
в) нанесения разметки
5. На какое кол-во частей нужно делить окружность для вышивания?
а) чётное;
б) нечётное;
в) всё равно
6. Как распределяется нумерация точек при делении угла?
а) на верхней стороне от вершины к краю, на нижней от края к вершине;
б) на верхней стороне от края к вершине, на нижней от вершины к краю;
в) и нижняя и верхняя стороны – от вершины к краю
7. Используя рисунок, определите, что нужно для того, чтобы окружность была более заполнена?
а) наколоть больше точек;
б) использовать толстую нитку;
в) делать более длинные стежки
8. Для чего изготавливается трафарет?
а) чтобы быстрее воспроизвести изображение;
б) чтобы правильно сделать разметку;
в) для многократного воспроизведения изображения
9. Подписать название каждой из представленных фигур для вышивки.
1. 2. 3. 4. 5.
10. Как должны выглядеть лицевая и изнаночная стороны вышитого изделия?
а) с лицевой стороны короткие стежки по линии изображения, с изнаночной
стороны длинные стежки;
б) с лицевой стороны длинные стежки по линии изображения, с
изнаночной стороны короткие стежки;
в) и с лицевой, и с изнаночной стороны длинные стежки
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ответы к контрольным вопросам
Изонить – изображение нитью рисунка;
Свет с левой стороны, расстояние от глаз до работы – 35-<metricconverter productid=«40 см» w:st=«on»>40 см.,
инструменты и материалы в коробочке;
Вышивку придумали английские ткачи;
Поролоновую подушку и резину подкладывают под картон
при прокалывании дырочек и чтобы картон не мялся;
Цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки, стрелки
направление перемещения при прокалывании;
Картон, бархатная бумага, диски;
Прошивание угла, прошивание окружности;
Нить закрепляется с изнаночной стороны при помощи скотча или делается
Узелок
Спираль, дуга, овал;
Разбить рисунок на фрагменты и определить к какой фигуре – углу или
окружности – относится тот или иной фрагмент.
Ответы к тестам
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МИНИ КЕЙС-ЗАДАНИЯМИ
«Нитяная графика»
«Подбери из нижеприведённых ответов правильные обоснование и предложения для 7-ми описанных мини кейс-заданий)
1.Вашей маме понравилась рисованная картина с журнала и она попросила её вышить в технике «изонить».
Вопрос: Как это можно сделать? Опишите последовательность выполнения этой
работы.
2. Тебе необходимо вышить несколько одинаковых картинок, но сделать это нужно как можно быстрее.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы сэкономить время изготовления картинок?
Ваши предложения по решению этой задачи.
3. Вы плохо прикрепили трафарет и во время работы он сместился, а это грозит неправильным выполнением отверстий и в результате вышивка не получится.
Вопрос: Как исправить положение и вернуть сколок в исходное положение?
4. Вышивка на дисках смотрится очень красиво и оригинально, но они имеют жёсткую основу и при этом очень хрупкие, при сильном нажатии диск ломается.
Вопрос: Как проделать отверстия небольшого диаметра и не поломать диск?
5. Во время вышивки х/б нитки постоянно путаются, узелки прорывают картон и портят изделие.
Вопрос: Что следует сделать, чтобы нить была скользкой и не образовывала
узелки. Обоснуйте свои предложения.
6. Во время вышивки вы обнаружили, что неправильно сделали стежок и необходимо вернуться назад.
Вопрос: Как вернуться на несколько действий назад, не вынимая нить из иглы и
не прорвав отверстия?
7. В конце вышивки элемента вы обнаружили, что одно отверстие осталось пустым.
Вопрос: Как вы думаете почему? Как устранить это?
Выбери правильный ответ к соответствующему мини кейсу.
А – Отверстия проделываются раскалённой иглой или тонким шилом.
Б – Необходимо изготовить трафарет – сколок картинки и использовать его
столько раз, сколько нужно.
В – Необходимо проколоть ещё одно отверстие в нужном месте, учитывая
правила вышивки данной фигуры.
Г – Пропустить нить через парафиновую свечку.
Д – Картинка переводится на картон, разбивается на элементы, затем
определяется к какой фигуре относится каждый из этих элементов (угол,
круг, овал, дуга).
Е – Вколоть иглу назад в отверстие не остриём, а ушком с продетой ниткой.
Ж – Воткнуть иглу в отверстие на сколке и постараться найти эту же точку на
основе и воткнуть в неё иголку, торчащую из сколка. Не убирая первой иглы,
тоже самое сделать с другой точкой на трафарете и основе и не вынимая
иголок продолжить накалывать остальные точки.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Используя полученные знания, выполните вышивку на дисках
ГЛОССАРИЙ
Изонить – способ натяжения в определённом порядке ниток на твёрдой основе;
Композиция – взаимное расположение фигур на выбранном формате;
Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся
элементов;
Пропорция – соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких
фигур между собой;
Стилизация – применение условной декоративной формы, то есть упрощение
природных форм;
Трафарет – лист картона, в котором проколоты дырочки для многократного
воспроизведения изображения;
Шаблон – образец из картона, обводя который можно многократно повторять
Фигуры
БИБЛИОГРАФИЯ
МБОУ «Шуруповская основная общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Разработка учебного элемента
«НИТЯНАЯ ГРАФИКА»
Выполнила: учитель технологии
МБОУ «Шуруповская основная
общеобразовательная школа»
Ерохина Наталия Евгеньевна
Первая квалификационная категория.
Фролово 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)- графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону и другой плотной бумаге.
Ввиду того, что данная техника и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, «Изонить» получила широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах. Известны временные объединения (кружки) по обучению ниточному дизайну даже в оздоровительных лагерях.
Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. С помощью техники нитяной графики можно украсить практически любую открытку и картину, а также применение изонити не ограничивается плоской поверхностью картона.
Цели: изучив данный УЭ, вы сможете:
- Освоить технологию выполнения вышивки в технике «изонить», применять полученный опыт в самостоятельной практической деятельности;
- Овладеть основными приёмами вышивки на картоне или другой твёрдой поверхности;
- Развить абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, познавательный интерес, творческие способности;
- Воспитать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Задачи:
· Иметь понятие о правилах деления окружности и угла – основ формирования графического изображения;
· Уметь подбирать основу, иглу, нить и нить в зависимости от частоты стежков, размеров рисунка и его чёткости, подбирать цветовое решение, как фона, так и нити.
· Уметь прошивать окружность, угол, спираль, самостоятельно составлять сложные композиции их отдельных элементов.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
наименование | количество |
Иглы вышивальные Напёрсток Ножницы Губчатая резина или пенопласт Циркуль Шило Линейка Карандаш Нитки х/б № 20-40 |
2 1 1 1 1 1 1 1 разных цветов |
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
- Организация рабочего места;
- Беседа по теме «Нитяная графика»;
- Использование наглядных пособий;
- Самостоятельная работа;
- Последовательность выполнения работы;
- Анализ выполненной работы.
Инструменты и приспособления
Иголки должны быть прямыми, острыми, хорошо отполированными. Выпускают их под номерами от 1 до 12. Самая тонкая №1. Иглы нечётных номеров длиннее чётных и имеют большое ушко. Их удобно использовать для вышивания. А также можно использовать специальные иглы с тупым кончиком.
Для нанесения рисунка на основу используются карандаш, линейка и циркуль. Прежде чем вышивать, рисунок нужно «наколоть» на листе картона, для этого используют мягкую губчатую резину или поролоновую подушку, которые облегчают прокол картона и оберегают его от сминания.
Рисунок «накалывается» при помощи шила или большой иглы с использованием лекал для вычерчивания дуг, овалов, завитков.
Материалы
зонить выполняется цветными нитками любого типа, но при освоении техники лучше пользоваться х/б нитками №20 – 40. Рисунок наносится на картон или «бархатную» бумагу, размер основы зависит от вышиваемого рисунка. Изделие может состоять из нескольких листов картона соединённых между собой.
В работе используют шаблоны – трафареты с наколотым рисунком, который переносится на картон.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Чтобы было удобно работать и работа не вызывала утомления, нужно правильно организовать рабочее место и соблюдать определённые правила труда:
- Рабочее место должно быть хорошо освещено;
- Свет должен падать с левой стороны;
- Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-<metricconverter productid=«40 см» w:st=«on»>40 см .;
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При работе ножницами, иголками необходимо знать и соблюдать следующие правила:
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут кого-либо поранить;
3. Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. Шить с напёрстком, чтобы избежать прокола пальца;
5. Не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец;
6. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
7. Нельзя перекусывать нитку зубами;
8. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вы всегда мечтали заняться каким-нибудь творчеством, но рисовать картины у вас не получается, а вышивку гладью вы считаете слишком трудоёмким занятием? Тогда посмотрим, что вы скажете об удивительной технике «изонить», с помощью которой без особых хлопот можно сделать необычную поделку.
Изонить – изображение нитью, или ниткография, -как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получились ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жёсткую основу – толстую бумагу или картон – с помощью иголки.
В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу, это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста. Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники – ниткография. При обучении вышивке рекомендуется повышение сложности изделий по мере приобретения навыков. Сначала изготавливаются простые работы, анализируется их структура и приёмы выполнения. Потом задания усложняются, вы учитесь самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем осваиваете составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Последовательное освоение техники изонити, прошивание углов и окружностей – основ формирования графических изображений – позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Очень важную роль во всех видах творчества играет гармоничное сочетание цветов и оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с формой изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
Всё многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим оттенках относят цвета солнечного спектра: основные – красный, жёлтый, синий и промежуточные – оранжевый, зелёный и фиолетовый. Есть так же бесцветные или нейтральные цвета, т.е. такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, чёрный, серые цвета и все их оттенки.
Хроматические цвета в свою очередь делятся на тёплые и холодные. К тёплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь – жёлтый, оранжевый, красный, к холодным – синий. Зелёный, фиолетовый и все их оттенки. Самый тёплый цвет – красный, самый холодный – синий.
В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но их промежуточные оттенки, такие сочетания более мягкие, спокойные, лучше воспринимаются.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
В данной технике встречаются следующие условные обозначения: Арабские цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки: Прошивание начинать в точке 1, сделать стежок, вкалывая иголку в точку 2, затем – в точку 3, затем – в точку4 и так далее. Если фигуры прошиваются несколько раз стежками разной длины, то линии, определяющие длину стежка, обозначаются римскими цифрами, которые определяют порядок прошивания. Стрелки указывают направление перемещения при прошивании по окружности, дуге, замкнутому контуру или вдоль сторон угла. Тонкая линия внутри окружности, дуги или замкнутого контура определяет длину стежка, которым прошивается соответствующая фигура. |
Для освоения техники необходимо знать несколько основных приёмов, главными из которых являются заполнение (прошивание) угла и окружности. Начинать следует с прошивания угла. Но вначале нужно освоить нанесение разметки на основу будущего изделия.
.
Правило деления: сторона делится пополам, затем каждая часть ещё раз пополам и т. д. до нужной частоты наколов.
При помощи линейки и карандаша на листе цветного картона с изнаночной стороны нарисовать угол. На его стороны штрихами нанести метки в места предполагаемых проколов. При разметке стороны угла делятся на равное кол-во. если стороны не равны, то деление начинать с меньшей. Минимальное расстояние между дырочками <metricconverter productid=«2 мм» w:st=«on»>2 мм |
Окружность делится на чётное число частей тем же способом что и угол: сначала пополам, затем каждую половинку ещё раз пополам и т.д. до нужной частоты. Если изображение, которое нужно прошить, сложное, то сначала необходимо его фрагментировать и определить, к какой фигуре – углу либо окружности – отнести тот лил иной фрагмент композиции. Каждый элемент размечается по вышеуказанным правилам. |
Прошивание основных элементов
1.Начертите на изнаночной стороне картона любой угол; 2.Разделите его стороны на равное кол-во отрезков; 3.На изнаночной стороне карандашом обозначьте каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4, и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8. Обратите внимание! Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю. 4.Проколите дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления; 5.На изнаночной стороне своей работы найдите точку 1 на верхней стороне угла (крайняя верхняя). Введите иглу в дырочку, соответствующую точке 1, с изнаночной стороны и протяните нитку до упора. Определите дырочку на нижней стороне угла, соответствующую точке 1 (вершина), вколите иголку в эту дырочку с лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. Сделайте короткий стежок на изнаночной стороне между точками 2 и 3 на той стороне угла, где вы сейчас находитесь, и так далее до стежка между точками 8 на лицевой стороне угла, затем в точку 1 (вершина) и по лицевой стороне – стежок между точками 1 и 9. Обратите внимание! На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне – длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно. |
1.На изнаночной стороне картона по трафарету начертите окружность; 2.Разделите её на 16 равных частей (четыре раза пополам); 3.Положив картон на пенопласт, шилом проколите отверстия по разметке; 4.Стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; 5.Вденьте нитку в иголку и сделайте узелок; 6.Введите иглу с ниткой в точку 1 и заполните окружность по предлагаемой схеме: стежок между точками 1 и 5 по лицевой стороне, по изнаночной стороне стежок между точками 5 и 6, большой стежок между точками 6 и 2 по лицевой стороне, далее по изнанке стежок между точками 2 и 3, затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 7, по изнанке стожок между точками 7 и 8, по лицевой стороне большой стежок между точками 8 и 4 и так далее. При правильном выполнении задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной – повторяет линию окружности. Одну и ту же окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность. |
РАБОТА С ТРАФАРЕТОМ
Для сложных фигур удобнее сделать трафарет — сколок, который в последствии можно использовать несколько раз. Для этого на листе картона нарисуйте эскиз. На эскизе можно прорисовать карандашами или фломастерами все детали, внести изменения. После окончательной проработки рисунка разметьте его. Размеры трафарета должны совпадать с размерами будущего изделия. После разметки трафарет положите на резину или пенопласт и проколите дырочки, которые на лицевой стороне повторят рисунок с изнанки.
Обратите внимание! На лицевой стороне получится зеркальное изображение того, что нарисовано на изнаночной.
1.Для перенесения сколков, под картон подкладываем старые газеты, журналы или поролоновую подушку
2.Сколок надо обязательно прикреплять скрепками к картону, т. к. если сколок сдвинется, очень сложно вернуть его на место.
3.Для прокола используем усиленные кнопки, дешево и доступно. Прокалывать не сильно, чтобы не было больших дырочек.
4.После накалывание сколка, посмотреть на свет, так хорошо видно, все ли точки наколоты.
5.Нитки мы используем простые — катушечные, люрекс, мулине. Игла должна быть тонкая. Для закрепления нити используем скотч (лучше малярный, его можно и руками отрывать, быстрее получается)
6.Так выглядит закрепленный с изнанки конец нити. Скотч крепить рядом с проколами!
7.А здесь закрепление начла и конца предыдущей нити.
8.Чтобы ориентироваться в сколках и схемах, мы пользуемся линейкой. Так видно, где будет проходить нить.
ВЫШИВКА НА ДИСКАХ
В качестве основы можно применять использованные СD
диски. Изделия получаются необычные, яркие, красивые
Технология проделывания отверстий
Отверстия в дисках можно просверлить дрелью или на станке сверлом 1мм (в отдельных случаях и при толстой нитке — 2мм). Можно проткнуть отверстия раскаленной иглой. Можно шилом проковырять. В-общем, чем сможете — тем и «сверлите».
Советы
- Для нагревания иглы или шила лучше использовать свечу;
- Рисунок наносить с использованием трафарета;
- Трафарет-сколок накладывать на изнаночную сторону диска;
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнение №1
Прошивание различных углов (острого, тупого, имеющего стороны разной длины). Разметка и вышивание выполняется по общим правилам.
Упражнение №2
Прошивание четырёхконечной звезды с использованием треугольников имеющих общую сторону.
Упражнение №3
Прошивание всех углов квадрата.
Упражнение №4
Прошивание окружности стежками разной длины(1) и стежками равными диаметру окружности (2).
1. 2.
Упражнение №5
Прошивание овала и спирали осуществляется с применением правил прошивания окружности.
Упражнение №6
Прошивание дуги треугольниками.
Упражнение №7
Прошивание окружности с применением прошивания углов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Выполнить упражнение №1;
2. Выполнить упражнение №2;
3. Выполнить упражнение №3;
4. Выполнить упражнение №4;
5. Выполнить упражнение №5;
6. Выполнить упражнение №6;
7. Выполнить упражнение №7;
8.Самостоятельно составить композицию, разметить и вышить её.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛ
«НИТЯНАЯ ГРАФИКА»
Игра «Меткий ответ»
Принцип игры:
- Каждому цвету окружности соответствует вопрос по изучаемой теме;
- Каждой цифре окружности соответствует определённый тест, чем больше цифра, тем сложнее задание.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА МЕТКОСТЬ!
Контрольные вопросы
Кто придумал вышивку в технике изонити?
Как расшифровывается слово «изонить»?
Как организовать рабочее место для вышивки?
Для чего применяется поролоновая подушка или резина?
Что указывают цифры и стрелки на схемах прошивания?
Что может служить в качестве основы для выполнения вышивки?
Какие приёмы прошивания являются основными?
Как правильно закрепляется нить при выполнении вышивки?
Какие фигуры кроме угла и окружности используются в изонити?
Если прошиваемое изображение сложное, то, что необходимо сначала
сделать?
Тестовые задания
1.При помощи чего английские ткачи изготавливали изделия в технике изонити?
а) игла и плотная ткань;
б) кожа и шило;
в) дощечка и гвозди
2. Что такое сколок?
а) лекало;
б) трафарет;
в) образец
3. Подчеркните лишнее.
Шило, линейка, ножницы, напёрсток, пряжа, иголка, крючок, скрепка
4. Продолжите предложение. Начинать прошивание элементов нужно……
а) с прокалывания отверстий;
б) выбора направления прошивания;
в) нанесения разметки
5. На какое кол-во частей нужно делить окружность для вышивания?
а) чётное;
б) нечётное;
в) всё равно
6. Как распределяется нумерация точек при делении угла?
а) на верхней стороне от вершины к краю, на нижней от края к вершине;
б) на верхней стороне от края к вершине, на нижней от вершины к краю;
в) и нижняя и верхняя стороны – от вершины к краю
7. Используя рисунок, определите, что нужно для того, чтобы окружность была более заполнена?
а) наколоть больше точек;
б) использовать толстую нитку;
в) делать более длинные стежки
8. Для чего изготавливается трафарет?
а) чтобы быстрее воспроизвести изображение;
б) чтобы правильно сделать разметку;
в) для многократного воспроизведения изображения
9. Подписать название каждой из представленных фигур для вышивки.
1. 2. 3. 4. 5.
10. Как должны выглядеть лицевая и изнаночная стороны вышитого изделия?
а) с лицевой стороны короткие стежки по линии изображения, с изнаночной
стороны длинные стежки;
б) с лицевой стороны длинные стежки по линии изображения, с
изнаночной стороны короткие стежки;
в) и с лицевой, и с изнаночной стороны длинные стежки
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ответы к контрольным вопросам
Изонить – изображение нитью рисунка;
Свет с левой стороны, расстояние от глаз до работы – 35-<metricconverter productid=«40 см» w:st=«on»>40 см.,
инструменты и материалы в коробочке;
Вышивку придумали английские ткачи;
Поролоновую подушку и резину подкладывают под картон
при прокалывании дырочек и чтобы картон не мялся;
Цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки, стрелки
направление перемещения при прокалывании;
Картон, бархатная бумага, диски;
Прошивание угла, прошивание окружности;
Нить закрепляется с изнаночной стороны при помощи скотча или делается
Узелок
Спираль, дуга, овал;
Разбить рисунок на фрагменты и определить к какой фигуре – углу или
окружности – относится тот или иной фрагмент.
Ответы к тестам
- в;
- б;
- крючок;
- в;
- а;
- а;
- в;
- а, в;
- углы, имеющие общую сторону; треугольник; спираль; овал; дуга;
- б.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МИНИ КЕЙС-ЗАДАНИЯМИ
«Нитяная графика»
«Подбери из нижеприведённых ответов правильные обоснование и предложения для 7-ми описанных мини кейс-заданий)
1.Вашей маме понравилась рисованная картина с журнала и она попросила её вышить в технике «изонить».
Вопрос: Как это можно сделать? Опишите последовательность выполнения этой
работы.
2. Тебе необходимо вышить несколько одинаковых картинок, но сделать это нужно как можно быстрее.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы сэкономить время изготовления картинок?
Ваши предложения по решению этой задачи.
3. Вы плохо прикрепили трафарет и во время работы он сместился, а это грозит неправильным выполнением отверстий и в результате вышивка не получится.
Вопрос: Как исправить положение и вернуть сколок в исходное положение?
4. Вышивка на дисках смотрится очень красиво и оригинально, но они имеют жёсткую основу и при этом очень хрупкие, при сильном нажатии диск ломается.
Вопрос: Как проделать отверстия небольшого диаметра и не поломать диск?
5. Во время вышивки х/б нитки постоянно путаются, узелки прорывают картон и портят изделие.
Вопрос: Что следует сделать, чтобы нить была скользкой и не образовывала
узелки. Обоснуйте свои предложения.
6. Во время вышивки вы обнаружили, что неправильно сделали стежок и необходимо вернуться назад.
Вопрос: Как вернуться на несколько действий назад, не вынимая нить из иглы и
не прорвав отверстия?
7. В конце вышивки элемента вы обнаружили, что одно отверстие осталось пустым.
Вопрос: Как вы думаете почему? Как устранить это?
Выбери правильный ответ к соответствующему мини кейсу.
А – Отверстия проделываются раскалённой иглой или тонким шилом.
Б – Необходимо изготовить трафарет – сколок картинки и использовать его
столько раз, сколько нужно.
В – Необходимо проколоть ещё одно отверстие в нужном месте, учитывая
правила вышивки данной фигуры.
Г – Пропустить нить через парафиновую свечку.
Д – Картинка переводится на картон, разбивается на элементы, затем
определяется к какой фигуре относится каждый из этих элементов (угол,
круг, овал, дуга).
Е – Вколоть иглу назад в отверстие не остриём, а ушком с продетой ниткой.
Ж – Воткнуть иглу в отверстие на сколке и постараться найти эту же точку на
основе и воткнуть в неё иголку, торчащую из сколка. Не убирая первой иглы,
тоже самое сделать с другой точкой на трафарете и основе и не вынимая
иголок продолжить накалывать остальные точки.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Используя полученные знания, выполните вышивку на дисках
ГЛОССАРИЙ
Изонить – способ натяжения в определённом порядке ниток на твёрдой основе;
Композиция – взаимное расположение фигур на выбранном формате;
Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся
элементов;
Пропорция – соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких
фигур между собой;
Стилизация – применение условной декоративной формы, то есть упрощение
природных форм;
Трафарет – лист картона, в котором проколоты дырочки для многократного
воспроизведения изображения;
Шаблон – образец из картона, обводя который можно многократно повторять
Фигуры
БИБЛИОГРАФИЯ
- Леонова, О.В. Рисуем нитью: Ажурные картинки/ О.В. Леонова. — М.: «Литера», 2005 г
- Браницкий, Г.А. Картинки из цветных ниток и гвоздей/ Г.А. Браницкий.- Минск: «Полыня», 1995 г
- Чибрикова, О.А Забавные поделки по поводу и без/ О.А. Чибрикова. – М.: «Эксмо», 2006 г
- Чибрикова, О.А. Поделки из дисков/ О.А. Чибрикова.-М.: «Эксмо», 2007 г
- Википедия – свободная энциклопедия поделок.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Технология
8 класс
24 февраля 2012
Файлы
Учебный кейс Нитяная графика.doc
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»