«С чего начинается Родина?»
Валентина Березина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4326 комментариев: 1
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4326 комментариев: 1
Краткое описание
Внеклассное мероприятие: «С чего начинается Родина?» 4 класс.
Актуальность: уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. Если ребенок будет с малых лет ценить семью и Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Актуальность: уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. Если ребенок будет с малых лет ценить семью и Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. А.К.Просоедова
города Георгиевска
«С чего начинается Родина?»
Внеклассное мероприятие
Березина Валентина Петровна,
учитель начальных классов
город Георгиевск
2012год
Пояснительная записка
Учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 им. А.К.Просоедова города Георгиевска: Березина Валентина Петровна.
Название внеклассного мероприятия: «С чего начинается Родина?» 4 класс.
Актуальность: уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. Если ребенок будет с малых лет ценить семью и Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Цели: познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи: развивать коммуникативную, поликультурную компетенцию учащихся; сформировать у детей чувство гордости за семью, свою малую родину и Россию; развивать навыки творческой деятельности у учащихся, через подготовку выставки «Семейные традиции класса»; расширить знания о символике России;
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера); национальные танцы и песни народов России (аудиозапись); презентационное оборудование, мультимедиа оборудование.
Используемые технологии: ИКТ, игровые технологии. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
В целях обеспечения способности воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию мною использовался системно — деятельностный подход. Реализация данного подхода просматривалась на всех этапах воспитательного мероприятия и была направлена на развитие чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. В результате получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, патриотизм.
Организация и проведение праздника осуществлялось на основе коллективной творческой деятельности:
На этапе коллективного планирования мы разработали сценарный ход праздника и разбили его на блоки: «Все мы Россияне!» «Я гражданин России!» «Георгиевск — моя малая родина»
На этапе подготовки праздника были распределены ответственные:
за подбор музыкального сопровождения
за выставку
«Георгиевск — моя малая родина». В этом блоке мною использовалась информационно-коммуникационная технологии, позволяющие учащимся добывать и перерабатывать информацию, работать в проектном режиме. Итогом этой деятельности стал собственный совместный продукт в форме презентации. «Все мы Россияне!» В этом блоке ведущие использовали игровые технологии, которые позволили активизировать познавательную деятельность участников праздника в области знаний символики России. «Я гражданин России!» В этом блоке я использовала прием повтора, с целью непроизвольного запоминания.
Считаю, что выбранные мною технологии, формы и методы работы способствовали реализации цели воспитательного мероприятия, которое стало настоящим событием для субъектов образовательного процесса.
Ход занятия.
Сл. 1-4. Звучит песня «С чего начинается Родина? »
сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Сл.5А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Сл.6. С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
Сл.7. А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
Сл.8. С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
Сл.9-11.А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
Сл.12,13. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.(Ю. Яковлев)
Сл.14-19. Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическими особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
Ответы учащихся.
Сл.20.Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России.)
Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Сл.21-22. Ответы учащихся.
-Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд леса.
Сл.23-32.Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажей русской природы, фотографии из классного альбома, а в это время учащийся читает стихотворение С.Васильева “Россия».
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою.
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Сл.33. Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народов населяют огромную страну?
Ответы учащихся.
- По данным последней переписи населения, которая проходила в 20010 году, население России составляет более 143 миллиона человек. А как всех их можно назвать одним словом?
Ответы учащихся.
Сл.34.Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и этнических групп. Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев,10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных мелодий.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «… государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
Сл.35.Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Учитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? Основные права детей, перечислите их. Ответы учащихся
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке».
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным — все равно!
Вместе: Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
Сл.36. Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
Сценка из рассказа А.П. Чехова "Ванька”
О каких нарушениях статьей Конвенции идет речь в данном отрывке? (Ответы)
В каких произведениях русских и зарубежных писателей показано бесправное положение детей и подростков? (А. Некрасов "Крестьянские дети”; В. Короленко "Дети подземелья”; В. Гюго "Отверженные”, "Человек, который смеется”; Э. Мало "Без семьи”.) Назовите художников и их картины, в которых отражена бесправная жизнь детей. (В. Перов "Тройка”; К. Маковский "Свидание”.) 3. Психотренинг.
(Дети и учитель встают в круг, берутся за руки и поворачиваясь к соседу говорят:)
- Я, уважаю, твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроках.
- Я, уважаю, твоё право на владение личным имуществом и не буду без разрешения брать линейку: т.д.
- Очень хорошо, что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.
- Скажите, пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?
(Когда все выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
Анализ рисунков.
Продолжая нашу беседу, хочется обратить внимание на выставку. Каждая группа ребят рисовала рисунки по сказкам, где на их взгляд нарушаются права героев. Внимательно рассмотрите их.
- А сейчас задания для каждой группы.
1. Каждой группе даётся право выбрать 2 любых рисунка "соседей".
2. Обсудить сюжет, проиллюстрированный в нём, назвать сказку и автора.
3. Зачитать из резюме права героев, нарушенные в сказке.
Выслушиваются все мнения желающих высказаться.
- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, забывая свои обязанности, совершает насилие над животными, над человеком. Я призываю вас быть очень внимательными и осторожными.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ», какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
Сл.36. Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Сл.37. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те ученики, кто может описать Государственный Герб и Государственный Флаг России.
Ответы учащихся.
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, на груди орла на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос6 верхней – белого цвета, средней – синего , а нижней – красного цвета».
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают их иллюстрации.
Сл.38. А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.
Учащиеся слушают, Государственный Гимн России.
- Не правда, ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и свою историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Сл.39-40. Учащийся читает стихотворение А.Прокофьева.
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Песня: «Моя Россия» сл. Ю. Чичкова муз. Г. Струве, исполняет классный хор.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Сл.41.Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют.
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.
города Георгиевска
«С чего начинается Родина?»
Внеклассное мероприятие
Березина Валентина Петровна,
учитель начальных классов
город Георгиевск
2012год
Пояснительная записка
Учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 им. А.К.Просоедова города Георгиевска: Березина Валентина Петровна.
Название внеклассного мероприятия: «С чего начинается Родина?» 4 класс.
Актуальность: уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. Если ребенок будет с малых лет ценить семью и Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Цели: познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи: развивать коммуникативную, поликультурную компетенцию учащихся; сформировать у детей чувство гордости за семью, свою малую родину и Россию; развивать навыки творческой деятельности у учащихся, через подготовку выставки «Семейные традиции класса»; расширить знания о символике России;
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера); национальные танцы и песни народов России (аудиозапись); презентационное оборудование, мультимедиа оборудование.
Используемые технологии: ИКТ, игровые технологии. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
В целях обеспечения способности воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию мною использовался системно — деятельностный подход. Реализация данного подхода просматривалась на всех этапах воспитательного мероприятия и была направлена на развитие чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. В результате получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, патриотизм.
Организация и проведение праздника осуществлялось на основе коллективной творческой деятельности:
На этапе коллективного планирования мы разработали сценарный ход праздника и разбили его на блоки: «Все мы Россияне!» «Я гражданин России!» «Георгиевск — моя малая родина»
На этапе подготовки праздника были распределены ответственные:
за подбор музыкального сопровождения
за выставку
«Георгиевск — моя малая родина». В этом блоке мною использовалась информационно-коммуникационная технологии, позволяющие учащимся добывать и перерабатывать информацию, работать в проектном режиме. Итогом этой деятельности стал собственный совместный продукт в форме презентации. «Все мы Россияне!» В этом блоке ведущие использовали игровые технологии, которые позволили активизировать познавательную деятельность участников праздника в области знаний символики России. «Я гражданин России!» В этом блоке я использовала прием повтора, с целью непроизвольного запоминания.
Считаю, что выбранные мною технологии, формы и методы работы способствовали реализации цели воспитательного мероприятия, которое стало настоящим событием для субъектов образовательного процесса.
Ход занятия.
Сл. 1-4. Звучит песня «С чего начинается Родина? »
сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Сл.5А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Сл.6. С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
Сл.7. А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
Сл.8. С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
Сл.9-11.А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
Сл.12,13. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.(Ю. Яковлев)
Сл.14-19. Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение этого года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическими особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
Ответы учащихся.
Сл.20.Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России.)
Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Сл.21-22. Ответы учащихся.
-Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд леса.
Сл.23-32.Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажей русской природы, фотографии из классного альбома, а в это время учащийся читает стихотворение С.Васильева “Россия».
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою.
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Сл.33. Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народов населяют огромную страну?
Ответы учащихся.
- По данным последней переписи населения, которая проходила в 20010 году, население России составляет более 143 миллиона человек. А как всех их можно назвать одним словом?
Ответы учащихся.
Сл.34.Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и этнических групп. Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев,10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных мелодий.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «… государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
Сл.35.Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Учитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? Основные права детей, перечислите их. Ответы учащихся
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке».
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным — все равно!
Вместе: Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
Сл.36. Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
Сценка из рассказа А.П. Чехова "Ванька”
О каких нарушениях статьей Конвенции идет речь в данном отрывке? (Ответы)
В каких произведениях русских и зарубежных писателей показано бесправное положение детей и подростков? (А. Некрасов "Крестьянские дети”; В. Короленко "Дети подземелья”; В. Гюго "Отверженные”, "Человек, который смеется”; Э. Мало "Без семьи”.) Назовите художников и их картины, в которых отражена бесправная жизнь детей. (В. Перов "Тройка”; К. Маковский "Свидание”.) 3. Психотренинг.
(Дети и учитель встают в круг, берутся за руки и поворачиваясь к соседу говорят:)
- Я, уважаю, твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроках.
- Я, уважаю, твоё право на владение личным имуществом и не буду без разрешения брать линейку: т.д.
- Очень хорошо, что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.
- Скажите, пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?
(Когда все выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
Анализ рисунков.
Продолжая нашу беседу, хочется обратить внимание на выставку. Каждая группа ребят рисовала рисунки по сказкам, где на их взгляд нарушаются права героев. Внимательно рассмотрите их.
- А сейчас задания для каждой группы.
1. Каждой группе даётся право выбрать 2 любых рисунка "соседей".
2. Обсудить сюжет, проиллюстрированный в нём, назвать сказку и автора.
3. Зачитать из резюме права героев, нарушенные в сказке.
Выслушиваются все мнения желающих высказаться.
- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, забывая свои обязанности, совершает насилие над животными, над человеком. Я призываю вас быть очень внимательными и осторожными.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ», какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
Сл.36. Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Сл.37. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те ученики, кто может описать Государственный Герб и Государственный Флаг России.
Ответы учащихся.
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, на груди орла на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос6 верхней – белого цвета, средней – синего , а нижней – красного цвета».
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают их иллюстрации.
Сл.38. А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.
Учащиеся слушают, Государственный Гимн России.
- Не правда, ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и свою историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Сл.39-40. Учащийся читает стихотворение А.Прокофьева.
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Песня: «Моя Россия» сл. Ю. Чичкова муз. Г. Струве, исполняет классный хор.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Сл.41.Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют.
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
23 февраля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Пожалуйста, добавьте разработку, оформленную согласно критериям
С уважением, С.А. Колодин.