Элективный курс по математике "Решение текстовых задач" 9 класс
Автор: Каменщикова Валентина Вениаминовна, учитель математики Iкатегории
МОУ «Токтайбелякская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Решение текстовых задач» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только наиболее сильных. Для кого — то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Я думаю, что при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в углубленной подготовке к экзаменам.
Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако прежде всего необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них.
В настоящее время на экзаменах предлагаются задачи, решение которых требует составления уравнения или неравенства, а также их систем на основании условия задач. Также текстовые задачи включены в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи вызывают затруднения у многих учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решения задач, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
1. Организационно – методический раздел
Цель курса:
1. Научить различать основные типы задач и научить их решать
2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых им для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации.
Задачи курса:
1. Сформировать умение решать задачи на «движение».
2. Сформировать умение решать задачи «на совместную работу»
3. Сформировать умение решать задачи «на планирование»
4. Сформировать умение решать задачи «на проценты»
5. Сформировать умение решать задачи «на смеси»
6. Сформировать умение решать задачи «на разбавление»
7. Сформировать умение решать задачи «на зависимость между компонентами арифметических действий»
8. Рассмотреть различные способы их решения, применять формулу сложных процентов.
9. Привить учащимся основы экономической грамотности.
10. Помочь ученику оценить свой потенциал.
2. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь решать различные типы задач, четко записывать ответ. Они должны четко различать типы задач, знать широту применения процентных вычислений в жизни. Рационально использовать приемы решения задач.
В технологии проведения занятий предусмотрены этапы изучения теории, решение типовых задач, обучающие самостоятельные работы. Формой итогового контроля может стать контролирующая самостоятельная работа. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых задач до достаточно сложных. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные формы организации: рассказ, беседа, семинар.
3. Учебно – тематический план
№п/п |
Тема курса |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Задачи на движение |
2 |
Лекция. Практика. Обучающая самостоятельная работа |
2 |
Задачи на совместную работу |
2 |
Рассказ учителя. Аналитическая работа. |
3 |
Задачи на планирование |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
4 |
Задачи на проценты |
3 |
Беседа учителя. Составление алгоритма. Обучающая самостоятельная работа. |
5 |
Задачи на смеси |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
6 |
Задачи на разбавление |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
7 |
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
8 |
Другие задачи |
2 |
Совместная работа учителя с учениками. Контролирующая самостоятельная работа. |
Литература
1. Л.В.Кузнецова. Е.А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М. – Дрофа, 2010г.
2. Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя.- М. Просвещение, 1981г.
3. Я.И.Перельман. Занимательная Алгебра. – М. Просвещение,1981г.
4. В.С. Крамор. Повторяем и Систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа.- М. Просвещение,1993г.
5. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. – М. Высшая школа,1990г.
6. Задачи ЕГЭ 2001 – 2011 г
7. Итоговые тесты. Алгебра 9 класс. Варианты централизованного тестирования., 2001, 2002. 2003, 2005, 2006г.
Программа
Руководитель: Каменщикова Валентина Вениаминовна
учитель математики I категории
2010 - 2011 уч.год
Тема: «Решение текстовых задач»
Автор: Каменщикова Валентина Вениаминовна, учитель математики I категории
МОУ «Токтайбелякская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Решение текстовых задач» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 класса, которым интересна математика. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только наиболее сильных. Для кого - то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Я думаю, что при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в углубленной подготовке к экзаменам.
Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако прежде всего необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них.
В настоящее время на экзаменах предлагаются задачи, решение которых требует составления уравнения или неравенства, а также их систем на основании условия задач. Также текстовые задачи включены в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи вызывают затруднения у многих учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решения задач, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
1. Организационно – методический раздел
Цель курса:
1. Научить различать основные типы задач и научить их решать
2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых им для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации.
Задачи курса:
-
Сформировать умение решать задачи на «движение».
-
Сформировать умение решать задачи «на совместную работу»
-
Сформировать умение решать задачи «на планирование»
-
Сформировать умение решать задачи «на проценты»
-
Сформировать умение решать задачи «на смеси»
-
Сформировать умение решать задачи «на разбавление»
-
Сформировать умение решать задачи «на зависимость между компонентами арифметических действий»
-
Рассмотреть различные способы их решения, применять формулу сложных процентов.
-
Привить учащимся основы экономической грамотности .
-
Помочь ученику оценить свой потенциал.
2. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь решать различные типы задач, четко записывать ответ. Они должны четко различать типы задач, знать широту применения процентных вычислений в жизни. Рационально использовать приемы решения задач.
В технологии проведения занятий предусмотрены этапы изучения теории, решение типовых задач, обучающие самостоятельные работы. Формой итогового контроля может стать контролирующая самостоятельная работа. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых задач до достаточно сложных. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные формы организации: рассказ, беседа, семинар.
3. Учебно – тематический план
№п/п |
Тема курса |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Задачи на движение |
2 |
Лекция. Практика. Обучающая самостоятельная работа |
2 |
Задачи на совместную работу |
2 |
Рассказ учителя. Аналитическая работа. |
3 |
Задачи на планирование |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
4 |
Задачи на проценты |
3 |
Беседа учителя. Составление алгоритма. Обучающая самостоятельная работа. |
5 |
Задачи на смеси |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
6 |
Задачи на разбавление |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
7 |
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий |
2 |
Лекция. Самостоятельная работа. |
8 |
Другие задачи |
2 |
Совместная работа учителя с учениками. Контролирующая самостоятельная работа. |
Литература
-
Л.В.Кузнецова. Е.А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М. – Дрофа, 2010г.
-
Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя.- М. Просвещение, 1981г.
-
Я.И.Перельман. Занимательная Алгебра. – М. Просвещение,1981г.
-
В.С. Крамор. Повторяем и Систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа.- М. Просвещение,1993г.
-
Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. – М. Высшая школа,1990г.
-
Задачи ЕГЭ 2001 – 2011 г
-
Итоговые тесты. Алгебра 9 класс. Варианты централизованного тестирования., 2001, 2002. 2003, 2005, 2006г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
Поэтому значимость данного материала очень низкая. Кроме этого, не соблюдаются правила по размещению материала на странице портала, нет логотипа на первой странице.