Рабочая программа
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2011г.
Программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Разработчики:
Лебедкова Н.В., преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении в сфере деятельности «Менеджмент (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Банковское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Определять организационно-правовые формы организаций;
2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
2. Основные принципы построения экономической системы организации;
3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
4. Методы оценки эффективности их использования;
5. Организацию производственного и технологического процессов;
6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
7. Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
8. Механизмы ценообразования;
9. Формы оплаты труда;
10.
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
26 |
в том числе: |
|
практические занятия |
14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
88 |
в том числе: |
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
|
Итоговая аттестацияв форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экономика организации
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка |
|
18 |
|
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике |
Содержание учебного материала Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам. Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия). |
2 |
1 |
Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций |
Содержание учебного материала Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово – промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
— Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается? — Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается? — Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
|
(14) |
| |
Раздел 2. Материально-техническая база организации |
|
22 |
|
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве |
Содержание учебного материала Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала. Практическая работа:Расчет показателей использования основного капитала |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
— Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом? — Какие методы ускоренной амортизации применяются в России? 3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(14) |
| |
Тема 2.2. Оборотный капитал |
Содержание учебного материала Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств. Практическая работа: 1. Расчет показателей использования оборотного капитала. |
2 |
2 |
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность |
Содержание учебного материала Проблемы обновления материально – технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета. Практическая работа: 1. Расчет показателей эффективности капитальных вложений. |
2 |
2 |
Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы |
Содержание учебного материала Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов. |
2 |
|
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации |
|
26 |
|
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда |
Содержание учебного материала Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Расчет показателей производительности труда и планирование кадров. 2. Подготовка сообщения «Социально-психологические особенности трудового коллектива в условиях новых форм экономических отношений и хозяйствования».
— Что в экономической статистике понимается под безработицей? — Чем занимается биржа труда? |
(14) |
| |
Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда |
Содержание учебного материала Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно — квалификационный справочник) и его значения. Бестарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации. Практическая работа: 1. Расчет фонда оплаты труда. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Определение ЗП различных категорий работников. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(8) |
| |
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации |
|
28 |
|
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции |
Содержание учебного материала Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирование. Значения себестоимости и пути ее оптимизации. Практическая работа: 1. Расчет себестоимости продукции |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление калькуляции и сметы затрат. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(8) |
| |
Тема 4.2. Ценообразование |
Содержание учебного материала Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
Что такое цена денег и как она возникла? |
(8) |
| |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность |
Содержание учебного материала Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Расчет прибыли и рентабельности и производства. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(6) |
| |
Раздел 5. Планирование деятельности организации |
|
20 |
|
Тема 5.1. Планирование деятельности организации |
Содержание учебного материала Планирование как основа рационального функционирования организации. Бизнес–план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования. Практическая работа: 1. Составление бизнес – плана |
2 |
2 |
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации |
Содержание учебного материала Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Практическая работа: 1. Расчет показателей производственной программы предприятия. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
— Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности? 4. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(16) |
| |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе: |
114 |
| |
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося |
26 |
| |
самостоятельной работы обучающегося |
88 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя,
-
рабочие места в соответствии с числом учащихся,
-
доска,
-
наглядные пособия, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературыОсновные источники:
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.
2. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник.-М.: ИД «ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.
3. Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.:
ИНФРА, 2004.
4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений.-М.: Экономист, 2005.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.:Финансы и статистика, 2005.
Дополнительные источники:
1.
Грузинов В.П., Гритов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
2.
Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М., 2004.
3. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.
4. Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.
5. Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000
6.
Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 2006.
Интернет источники:
http://www.glavbukh.ru/ Главбух. Практический журнал для бухгалтера
http://www.buhgalteria.ru/ Бухгалтерия. ру
http://www.audit-it.ru/ Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
1. определять организационно-правовые формы организаций | Практическая работа, тестирование |
2. находить и использовать необходимую экономическую информацию; | Устный экзамен |
3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; | Практическая работа |
4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; | Практическая работа, письменный экзамен |
5. рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; | Решение задач |
знания: | |
1. сущность организации как основного звена экономики отраслей; | Устный экзамен |
2. основные принципы построения экономической системы организации; | Устный экзамен |
3. принципы и методы управления основными и оборотными средствами; | Тестирование |
4. методы оценки эффективности их использования; | Письменный экзамен |
5. организацию производственного и технологического процессов; | Тестирование |
6. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; | Практическая работа |
7. способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; | Практическая работа |
8. механизмы ценообразования; | Решение задач |
9. формы оплаты труда; | Решение задач |
10. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта | Решение задач |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2011г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Разработчики:
Лебедкова Н.В., преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
|
4 |
|
5 |
|
8 |
|
8 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении в сфере деятельности «Менеджмент (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Банковское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Определять организационно-правовые формы организаций;
-
Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
-
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
-
Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
-
Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
-
Основные принципы построения экономической системы организации;
-
Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
-
Методы оценки эффективности их использования;
-
Организацию производственного и технологического процессов;
-
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
-
Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
-
Механизмы ценообразования;
-
Формы оплаты труда;
-
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
26 |
в том числе: |
|
практические занятия |
14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
88 |
в том числе: |
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экономика организации
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка |
|
18 |
|
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике |
Содержание учебного материала Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам. Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия). |
2 |
1 |
Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций |
Содержание учебного материала Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово – промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
- Основные проблемы развития акционерной формы, хозяйствования в России? - Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается? - Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается? - Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
|
(14) |
|
|
Раздел 2. Материально-техническая база организации |
|
22 |
|
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве |
Содержание учебного материала Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала. Практическая работа: Расчет показателей использования основного капитала |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
- Какие существуют методы начисления амортизации? - Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом? - Какие методы ускоренной амортизации применяются в России? 3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(14) |
|
|
Тема 2.2. Оборотный капитал |
Содержание учебного материала Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств. Практическая работа: 1. Расчет показателей использования оборотного капитала. |
2 |
2 |
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность |
Содержание учебного материала Проблемы обновления материально – технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета. Практическая работа: 1. Расчет показателей эффективности капитальных вложений. |
2 |
2 |
Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы |
Содержание учебного материала Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов. |
2 |
|
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации |
|
26 |
|
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда |
Содержание учебного материала Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Расчет показателей производительности труда и планирование кадров. 2. Подготовка сообщения «Социально-психологические особенности трудового коллектива в условиях новых форм экономических отношений и хозяйствования».
- В чем состоит государственное регулирование уровня оплаты труда и занятости? - Что в экономической статистике понимается под безработицей? - Чем занимается биржа труда? |
(14) |
|
|
Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда |
Содержание учебного материала Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно - квалификационный справочник) и его значения. Бестарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации. Практическая работа: 1. Расчет фонда оплаты труда. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Определение ЗП различных категорий работников. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(8) |
|
|
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации |
|
28 |
|
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции |
Содержание учебного материала Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирование. Значения себестоимости и пути ее оптимизации. Практическая работа: 1. Расчет себестоимости продукции |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление калькуляции и сметы затрат. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(8) |
|
|
Тема 4.2. Ценообразование |
Содержание учебного материала Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
Чем отличаются виды цен в централизованной и рыночной экономике? Что такое цена денег и как она возникла? |
(8) |
|
|
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность |
Содержание учебного материала Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Расчет прибыли и рентабельности и производства. 2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(6) |
|
|
Раздел 5. Планирование деятельности организации |
|
20 |
|
Тема 5.1. Планирование деятельности организации |
Содержание учебного материала Планирование как основа рационального функционирования организации. Бизнес–план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования. Практическая работа: 1. Составление бизнес – плана |
2 |
2 |
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации |
Содержание учебного материала Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Практическая работа: 1. Расчет показателей производственной программы предприятия. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся:
- Какие существуют виды стратегий предприятия? - Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности? 4. Подготовка к практическим занятиям, их оформление. |
(16) |
|
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе: |
114 |
|
|
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося |
26 |
|
|
самостоятельной работы обучающегося |
88 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя,
-
рабочие места в соответствии с числом учащихся,
-
доска,
-
наглядные пособия, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.
-
Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник.-М.: ИД «ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.
-
Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА, 2004.
-
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений.-М.:Экономист, 2005.
-
Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.
Дополнительные источники:
-
Грузинов В.П., Гритов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
-
Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М., 2004.
-
Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.
-
Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.
-
Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000
-
Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 2006.
Интернет источники:
http://www.glavbukh.ru/ Главбух. Практический журнал для бухгалтера
http://www.buhgalteria.ru/ Бухгалтерия. ру
http://www.audit-it.ru/ Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
1. определять организационно-правовые формы организаций |
Практическая работа, тестирование |
2. находить и использовать необходимую экономическую информацию; |
Устный экзамен |
3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; |
Практическая работа |
4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; |
Практическая работа, письменный экзамен |
5. рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
Решение задач |
знания: |
|
1. сущность организации как основного звена экономики отраслей; |
Устный экзамен |
2. основные принципы построения экономической системы организации; |
Устный экзамен |
3. принципы и методы управления основными и оборотными средствами; |
Тестирование |
4. методы оценки эффективности их использования; |
Письменный экзамен |
5. организацию производственного и технологического процессов; |
Тестирование |
6. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; |
Практическая работа |
7. способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; |
Практическая работа |
8. механизмы ценообразования; |
Решение задач |
9. формы оплаты труда; |
Решение задач |
10. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта |
Решение задач |
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
При чтении возникает вопрос: как можно за 2 часа изучить новый материал и составить бизнес – план?
Непонятны формы контроля: устный экзамен, письменный экзамен (некорректная формулировка). Как следует из п.2 Структура и содержание учебной дисциплины, экзамен один – это форма итоговой аттестации.
В целом программу можно рекомендовать для использования в образовательном процессе СПО по назначению с устранением недочетов.