Программа "Первые шаги в мир литературы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале
Составитель: учитель начальных классов
Мертюкова Т.А.
2012г
Пояснительная записка
“От педагога зависит, чем станет сердце ребёнка -
нежным цветком или засушенной корой”
В. А. Сухомлинский
Воспитательные мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, выявление интересов ребёнка (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста), формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей детей.
В основе его лежат элементы драматического кружка, то есть постановка
костюмированных спектаклей, обыгрывание известных и новых сказок,
перекладывание старых сказок на новый лад и т.д. Это даёт волю фантазии и
творчеству юных поэтов и писателей, модельеров-конструкторов и маленьких
актёров. Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело.
Перед педагогом встаёт масса труднейших вопросов, как научить детей найти
Своё место в новом коллективе, как воспитать в каждом ребёнке любовь к
Родине, к месту где он родился и живёт, чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу, сформировать потребность к труду на благо общества, развить его художественные способность.
Воспитывая, педагог постоянно анализирует, как идёт развитие ребёнка, причины вызывающие те или иные его поступки, задумывается об индивидуальных особенностях детей. Факторов, влияющих на развитие ребёнка, много, и все их необходимо учитывать в воспитательной работе с детьми.
Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные занятия по литературному творчеству.
На занятиях кружка литературного творчества предполагается работа по нескольким направлениям:
1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,
2) развитие навыков выразительного чтения,
3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,
4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.
Программа кружка «Первые шаги в мир литературы»
составлена на два года, 1занятие в неделю.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие темы:
1. Работа над текстами сказок, правильным произношением отдельных фраз, интонацией, образом выбранных персонажей.
2.Работа над характером сказки, созданием сценического образа.
3.Работа над словом, дикцией, движением на сцене.
4.Работа над созданием костюмов.
5.Подбор репертуара к концертам, праздникам.
6.Репетиции, работа над отдельными фразами в сказке.
Во втором классе идет работа над речью. Ребенок должен приемами тренинга, комплексом упражнений для тренировки и развития голоса, получить навык исполнительского общения, конечно же, совершенствование общей культуры речи.
Ожидаемые результаты кружка
-
реализовать творческий потенциал детей;
-
научить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
-
научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
-
сформировать способности любить, сострадать, понимать и принимать ближнего;
-
помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
-
сформировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
-
развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
-
стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности.
Способы и средства достижения целей.
Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:
-
современные инновационные технологии
-
проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)
-
экскурсии
-
диспуты
-
читательские конференции
-
уроки - размышления
-
литературно-музыкальные композиции
-
викторины
-
читательские дневники
-
сочинения
-
выступления учащихся
-
конкурс рисунков, чтецов
Тематическое планирование занятий кружка
1год
-
№
занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
1
Введение.
1
2
Теоретические основы инсценировки стихотворений.
1
3-4
Театрализованное представление. Спор овощей.
2
5
Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.
1
6-7
Чтение по ролям. Заучивание наизусть.
2
8-9
Работа над скороговорками, чистоговорками.
2
10-11
Сочиняем сказку (каждый ребенок добавляет по слову).
2
12
Мои любимые сказки (инсценировка).
1
13-17
Подбор репертуара и репетиция к новогоднему утреннику.
5
18
Театрализованные представления с приглашением родителей.
1
19
Литературное лото «Герои книг — мои герои» .
1
20-26
Чтение по ролям. Инсценирование сказок.
7
27-29
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.
3
30-31
Театрализованное представление к празднику 8 марта.
3
32-34
Подбор репертуара и репетиция к утреннику, посвящённому окончанию учебного года
2
2год
№/№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
1. |
Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. |
1 |
|
2. |
Веселые стихи Б. Заходера. |
1 |
|
3. |
Русские народные потешки и прибаутки. |
1 |
|
4. |
Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея». |
1 |
|
5. |
Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». |
1 |
|
6. |
Сказки о богатырях. Былины. |
1 |
|
7. |
Веселые книги о школе и школьниках. |
1 |
|
8. |
Стихи о Родине «С чего начинается Родина». |
1 |
|
9. |
Конкурс чтецов «Золотая осень». |
1 |
|
10. |
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. |
1 |
|
11. |
Стихи об игрушках «Друг детства». |
1 |
|
12. |
Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». |
1 |
|
13. |
Любимые стихи А. Барто. |
1 |
|
14. |
Сказочные загадки. |
1 |
|
15. |
Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». |
1 |
|
16. |
Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не выговоришь – не перевыговоришь». |
1 |
|
17. |
Рассказы Н.Носова. |
1 |
|
18. |
Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». |
1 |
|
19. |
Считалки и небылицы. |
1 |
|
20. |
Составление рассказов по сюжетным картинкам. |
1 |
|
21. |
Стихи о маме. «Мама – главное слово». |
1 |
|
22. |
Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. |
1 |
|
23. |
Веселые рассказы Ю. Драгунского. |
1 |
|
24. |
Создание сборника любимых стихов о природе. |
1 |
|
25. |
Рассказы Б. Житкова о животных. |
1 |
|
26. |
Конференция «Мой любимый литературный герой» |
1 |
|
27. |
Стихи русских поэтов о весне. |
1 |
|
28. |
В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. |
1 |
|
29. |
Рассказы о природе В. Бианки. |
1 |
|
30. |
Путешествие по сказкам братьев Гримм. |
1 |
|
31. |
Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского. |
1 |
|
32. |
Детские стихи С. Михалкова. |
1 |
|
33. |
Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». |
1 |
|
34. |
Викторина «По страницам любимых книг». |
1 |
|
Список литературы
-
Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведения занятий). Вып. 2/Рос. Академия образования; Гос. науч. пед. Библиотека им. К.Д. Ушинского; Сост. Чулкина Г.В. – М., 2000 г. – 140 с.
-
Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2007.
-
Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
-
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
-
Николаева Л.А. Учись быть читателем. – М., 2010.
-
Осипов В.О. Книга в вашем доме. – М., 2005.
-
Поварин С.А. Как читать книги. – М., 1978.
-
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М: Просвещение, 2008.
-
Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 2007.
-
Сикорский Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: Сборник краеведческих работ – М.., 1979.
-
Библиотечно – библиографические знания школьникам: практическое пособие для руководителей детского чтения (сост. В.Т. Валькова, М.Д. Коноплева, Г.Ф. Мозолевская) – М., 2007.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КРУЖКА
1. Музыкальный центр.
2. Краски акварельные, карандаши, фломастеры.
3. Цветная бумага, картон, клей.
4. Коллекция аудиокассет, детских художественных книг.
5. Импровизированные костюмы для выступлений.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
Для достижения поставленных целей, педагог использует различные технологии, формы и методы работы:
Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями
* фамилия, имя, отчество автора;
* место проживания (город, поселок), область, край, регион;
* название учебного заведения;
* дисциплина;
* учебник, по которому ведется обучение;
* класс (курс);
* использование информационных технологий;
* логотип Портала (помещается в верхний колонтитул разработки).
Пояснительная записка, сопровождающая Вашу разработку, должна включать следующие элементы:
* аналитический блок;
* конструктивный блок;
* технологический блок.
В содержании программы необходимо кратко указать следующие элементы:
* раскрытие каждой темы, тематическое планирование;
* применение технических средств обучения.
Пожалуйста, добавьте файл методических рекомендаций по использованию предложенной Вами разработки в учебно-воспитательном процессе. Также прошу Вас указать список рекомендуемой литературы для детей и педагогов.
С уважением, С.А. Колодин.
Поясните, пожалуйста, это мне нужно доработать программу и загрузить новым файлом. И ждать опять рецензии на работу? С уважением Мертюкова
Поясните, пожалуйста, это мне нужно доработать программу и загрузить новым файлом. И ждать опять рецензии на работу? С уважением Мертюкова