В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по теме "М.Ю.Лермонтов. "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко" (3 класс)

Урок по теме "М.Ю.Лермонтов. "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко" (3 класс)

Елена Сергеева
Тип материала: Урок
просмотров: 28202 комментариев: 1
Краткое описание
Представляю план-конспект и авторскую презентацию для урока литературного чтения в 3 классе по учебнику "Родная речь". Автор: Л.Ф.Климанова. УМК "Школа России".
Описание

Сергеева Елена Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 409
Пушкинского района 
Санкт-Петербурга
 
 План-конспект урока литературного чтения в 3 классе
 по учебнику «Родная речь». Авторы: Л. Ф. Климанова и др.
 УМК «Школа России»
  
 Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» 
 Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова
 Задачи: 
 Образовательные: 
1.Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
2.Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.
3.Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.
4.Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
 Развивающие: 
1.Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.
2.Формировать читательскую самостоятельность.
3.Расширять кругозор детей.
 Воспитательные: 
1.Прививать любовь к русской поэзии и приучать к слушанию классической музыки.
2.Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.
3.Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.
 Оборудование: ПК, колонки, проектор, экран, авторская презентация
 Ход урока:
 I. Организационный момент.
 II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
 III.Введение в тему, сопровождается показом презентации.
1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове
 
    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его отец – армейский капитан. Мать – единственная наследница богатой и влиятельной семьи. Брак был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. На экране вы видите портрет Михаила Юрьевича в детстве. Художник неизвестен  (слайд 2)
   После ранней смерти матери ребёнка взяла на воспитание бабушка Арсентьева Елизавета Алексеевна (слайд 3) Женщина умная, твёрдая, властная. 
Проживала в селе Тарханы Пензенской губернии. В усадьбе «Тарханы» ныне находится Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.
   Михаил Юрьевич получил  домашнее образование. Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками (слайд 4)
   В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в  раннем творчества Лермонтова.
   Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку на собственные стихи. 
  Давайте прочитаем о нём текст на страницах 142-143 учебника.
2.Чтение учениками текста о поэте.
 
 
 
3. Беседа после чтения. 
 

 Учитель: что нового узнали о поэте?
 Дети: в детстве уже говорил  в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила называли Мишелем. Когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» и прославился.
 Физкультминутка
Как живешь? Вот так!
 (Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
 (Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
 (Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
 (Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
 (Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
 (Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
 (Садятся за парты).
 IV.Изучение новой темы.
 1.Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины» 
 Учитель: прочитайте стихотворение «Горные вершины» про себя.  Подумайте, какую интонацию выбрать при чтении. 
 Учитель: Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
 Дети: стало хорошо, спокойно.
 Учитель: что нужно, чтобы прочитать  стихотворение выразительно?
 Дети: понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.
 Учитель: найдите рифмующиеся слова. Как надо читать это стихотворение? 
 Дети: медленно, торжественно.
 Учитель: почему?
 Учитель: какой художественный приём поэт использует в стихотворении? 
 Дети: олицетворение
 Учитель: найдите олицетворение в этом стихотворении  
 Дети: вершины спят
 Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»
 Дети:  печальную, грустную, протяжную.
 Учитель: послушаем романс «Горные вершины»
 2.Слушание романса А. Варламова «Горные вершины» (слайд 5)
Звук включается автоматически!
 3.Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком» (слайд 6)
 Учитель: рассмотрите репродукцию картины  художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?
 Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»
 Учитель: послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»
 4.Чтение учителем стихотворения «На севере диком стоит одиноко» 
 Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?
 Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению
 5.Словарная работа (слайд 7)
 Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?
 Дети: риза, утёс
 Учитель: попробуйте объяснить их значение
 Риза – облачение, одежда священника при богослужении
 Утёс – высокая скала
 6.Выразительное чтение стихотворения учащимися
 Учитель: как нужно читать это стихотворение?
 V.Итог урока.
 Учитель: с  творчеством  какого поэта познакомились сегодня на уроке?
 Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова
 Учитель: понравились ли вам его стихи?
 VI.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко»
 
 Литература:
1.Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009. 
2.Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ сост. Л. Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
 Ресурсы Интернет:
1.Арсентьева Елизавета Алексеевна. Портрет.
 http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-poet/0013-008-Elizaveta-Alekseevna-Arseneva-17731845-babushka-Lermontova-po.jpg
2.Варламов А.Е. Романс «Горные вершины. Аудиофрагмент. Исполнитель: А.Огнивцев, Гос. Академ.русский нар.оркестр им. Н.Осипова. Дирижер В.Гнутов
 http://cor.edu.27.ru/catalog/res/3e71364c-382f-02ee-d618-376521b56fd7/?from=f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164&interface=themcol
3.Горы Кавказа. Фотография. http://silm-fire.narod.ru/gallery/ithil.jpg
4.Заболотский П. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.1837  http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=TODAY:15_10&direction=next&oldid=7840
5.Лермонтов М.Ю. в детстве. 1820-1822 годы. Портрет. Неизвестный художник http://www.hrono.ru/img/pisateli/lermont1822.jpg
6.Тарханы. Усадьба. Ныне — Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова 
 http://www.hrono.ru/img/pisateli/tarhany.jpg
7.Шишкин И.И. На севере диком http://www.smr.ru/centr/win/pics/pic0112/p0112_1024.htm
 
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Пояснительная записка к авторскому материалу.docx Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Сергеева Елена Викторовна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

ГБОУ СОШ № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга,

учитель начальных классов.

  1. Предмет

Литературное чтение

  1. Класс

3

  1. Название материала

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия

  1. Название темы или раздела учебного курса

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК «Школа России», Литературное чтение. Авторы: Л. Ф. Климанова и др.

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

  2. Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.

  3. Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.

  4. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.

  2. Формировать читательскую самостоятельность.

  3. Расширять кругозор детей.


Воспитательные:

  1. Прививать любовь к русской поэзии и приучать к слушанию классической музыки.

  2. Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.

  3. Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

MsOffice 2003 Word - план-конспект урока, презентация MsOffice 2003 Power Point

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, проектор, экран, колонки для показа презентации, учебник «Родная речь» 3 класс. Автор: Л. Ф. Климанова и др.

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Урок получения новых знаний.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

План-конспект урока, презентация, аудиозапись

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Презентация

Слайд 1. Открыть презентацию.

Слайд 2. Репродукция портрета М.Ю.Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы. Неизвестный художник

Слайд 3. Репродукция портрета бабушки поэта Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, фотография усадьбы «Тарханы» (Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова)

Слайд 4. Репродукция портрета поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Художник П. Заболотский

Звук включается автоматически при переходе на 5 слайд!

Слайд 5. Романс А. Варламова «Горные вершины», фотография Кавказских гор

Слайд 6. Репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»

Слайд 7. Словарная работа со словами риза, утёс

Слайд 8. Используемая литература и ресурсов Интернет

Этапы урока расписаны в плане - конспекте. Работа с презентацией - в плане-конспекте.

  1. Список используемых источников

Литература:

  1. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ сост. Л. Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Ресурсы Интернет:
1. Арсентьева Елизавета Алексеевна. Портрет.
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-poet/0013-008-Elizaveta-Alekseevna-Arseneva-17731845-babushka-Lermontova-po.jpg
2. Варламов А.Е. Романс «Горные вершины. Аудиофрагмент. Исполнитель: А.Огнивцев, Гос. Академ.русский нар.оркестр им. Н.Осипова. Дирижер В.Гнутов
http://cor.edu.27.ru/catalog/res/3e71364c-382f-02ee-d618-376521b56fd7/?from=f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164&interface=themcol
3. Горы Кавказа. Фотография. http://silm-fire.narod.ru/gallery/ithil.jpg

4. Заболотский П. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837 http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=TODAY:15_10&direction=next&oldid=7840

  1. Лермонтов М.Ю. в детстве. 1820-1822 годы. Портрет. Неизвестный художник http://www.hrono.ru/img/pisateli/lermont1822.jpg

  1. Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
    http://www.hrono.ru/img/pisateli/tarhany.jpg

  1. Шишкин И.И. На севере диком http://www.smr.ru/centr/win/pics/pic0112/p0112_1024.htm


  1. Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался


  1. Совет коллегам

Если после скачивания звукозапись в презентации на слайде № 5 не слышна, нажмите на значок , удалите звук, а затем вставьте звук из файла и сохраните презентацию.





план-конспект урока Сергеева ЕВ.doc Скачать


Сергеева Елена Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 409

Пушкинского района

Санкт-Петербурга



План-конспект урока литературного чтения в 3 классе

по учебнику «Родная речь». Авторы: Л. Ф. Климанова и др.

УМК «Школа России»


Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

Цель: знакомство учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова


Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с биографией и стихами М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»

  2. Учить видеть скрытый смысл стихотворений М. Ю. Лермонтова.

  3. Совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, скорость, осознанность, выразительность.

  4. Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.


Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, мышление, фонематический слух.

  2. Формировать читательскую самостоятельность.

  3. Расширять кругозор детей.


Воспитательные:

  1. Прививать любовь к русской поэзии и приучать к слушанию классической музыки.

  2. Воспитывать интерес к творчеству талантливых людей.

  3. Воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.


Оборудование: ПК, колонки, проектор, экран, авторская презентация


Ход урока:


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Чтение наизусть басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»


  1. Введение в тему, сопровождается показом презентации.


  1. Слово учителя о М. Ю. Лермонтове


Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Его отец – армейский капитан. Мать – единственная наследница богатой и влиятельной семьи. Брак был неравным и несчастливым. Мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. На экране вы видите портрет Михаила Юрьевича в детстве. Художник неизвестен (слайд 2)

После ранней смерти матери ребёнка взяла на воспитание бабушка Арсентьева Елизавета Алексеевна (слайд 3) Женщина умная, твёрдая, властная.

Проживала в селе Тарханы Пензенской губернии. В усадьбе «Тарханы» ныне находится Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова.

Михаил Юрьевич получил домашнее образование. Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками (слайд 4)

В одиннадцать лет бабушка повезла его на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчества Лермонтова.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Давайте прочитаем о нём текст на страницах 142-143 учебника.


  1. Чтение учениками текста о поэте.


  1. Беседа после чтения.


Учитель: что нового узнали о поэте?


Дети: в детстве уже говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила называли Мишелем. Когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» и прославился.


Физкультминутка


Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
(Маха руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты).

  1. Изучение новой темы.


  1. Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины»


Учитель: прочитайте стихотворение «Горные вершины» про себя. Подумайте, какую интонацию выбрать при чтении.

Учитель: Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Дети: стало хорошо, спокойно.

Учитель: что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

Дети: понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт.

Учитель: найдите рифмующиеся слова. Как надо читать это стихотворение?

Дети: медленно, торжественно.

Учитель: почему?

Учитель: какой художественный приём поэт использует в стихотворении?

Дети: олицетворение

Учитель: найдите олицетворение в этом стихотворении

Дети: вершины спят

Учитель: какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины?»

Дети: печальную, грустную, протяжную.

Учитель: послушаем романс «Горные вершины»


  1. Слушание романса А. Варламова «Горные вершины» (слайд 5)

Звук включается автоматически!


  1. Работа с репродукцией И.И. Шишкина «На севере диком» (слайд 6)


Учитель: рассмотрите репродукцию картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?

Дети: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь», «Грусть»

Учитель: послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»


  1. Чтение учителем стихотворения «На севере диком стоит одиноко»


Учитель: совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?

Дети: Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению


  1. Словарная работа (слайд 7)


Учитель: какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»?

Дети: риза, утёс

Учитель: попробуйте объяснить их значение


Риза – облачение, одежда священника при богослужении

Утёс – высокая скала


  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися


Учитель: как нужно читать это стихотворение?


  1. Итог урока.


Учитель: с творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?

Дети: Михаила Юрьевича Лермонтова

Учитель: понравились ли вам его стихи?


  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ««На севере диком стоит одиноко»




Литература:


  1. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  2. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ сост. Л. Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.


Ресурсы Интернет:

  1. Арсентьева Елизавета Алексеевна. Портрет.

http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-poet/0013-008-Elizaveta-Alekseevna-Arseneva-17731845-babushka-Lermontova-po.jpg

  1. Варламов А.Е. Романс «Горные вершины. Аудиофрагмент. Исполнитель: А.Огнивцев, Гос. Академ.русский нар.оркестр им. Н.Осипова. Дирижер В.Гнутов

http://cor.edu.27.ru/catalog/res/3e71364c-382f-02ee-d618-376521b56fd7/?from=f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164&interface=themcol

  1. Горы Кавказа. Фотография. http://silm-fire.narod.ru/gallery/ithil.jpg

  2. Заболотский П. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837 http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=TODAY:15_10&direction=next&oldid=7840

  3. Лермонтов М.Ю. в детстве. 1820-1822 годы. Портрет. Неизвестный художник http://www.hrono.ru/img/pisateli/lermont1822.jpg

  4. Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

http://www.hrono.ru/img/pisateli/tarhany.jpg

  1. Шишкин И.И. На севере диком http://www.smr.ru/centr/win/pics/pic0112/p0112_1024.htm






4


СергееваЕВ_Начальная_школа.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос