"Автор и его герой"
Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)
Класс:1
Продолжительность урока: 40 минут
Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы
Цель урока:
продолжить знакомство с жанром рассказа (обнаружить юмористический характер рассказа).
Задачи:
предметные
-
выявить отношение автора к герою; выявить жанровую принадлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персонажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спецификой научного и художественного текстов; прививать любовь к чтению;
метапредметные
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авт. В.Ю. Свиридова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями ученого и писателя, листки с напечатанными предложениями для работы в парах (для 2-го варианта).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель:Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы были учеными, писателями. Попробовали себя в этих ролях и дома. Давайте вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о своих домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?
Ответы детей.
Учитель:А как вы думаете, легко ли быть ученым или писателем?
Ответы детей.
Учитель:Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?
Возможные ответы детей:Наблюдательность, внимательность, сила воли, сосредоточенность, аккуратность, терпение...
Учитель:Как вы считаете, эти качества в большей степени присущи ученому или писателю?
Ответы детей.
Учитель:Значит, мы сегодня постараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с произведением Евгения Чарушина «Томка испугался».
Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы показать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о животных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество самых разных животных: кошки, собаки, кролики, козлята, двадцать певчих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым крылом, раненые утки и тетерки, которых Женя вместе с мамой лечили.
Учитель:Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: кем стал Женя Чарушин — ученым или писателем?
II. Работа по теме урока
Знакомство с произведением
Возможны два варианта:
1) самостоятельное знакомство детей с произведением;
2) чтение учителя.
Анализ произведения
Учитель:Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас настроение? Почему?
Ответы детей.
Учитель:Как вы думаете: это научный текст? Докажите свой ответ.
Возможные ответы детей:Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яркими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя — Томка. В тексте есть другие персонажи.
Учитель:Так кем стал Женя? Писателем или ученым?
Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.
Учитель:Какие названия животных встретились в рассказе?
Дети:корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учитель демонстрирует картинки с изображением животных и их названия на доске.)
Учитель:Кто из этих животных является персонажем рассказа? А кто главным героем?
Дети (или учитель, если ученики испытывают затруднение):Герой рассказа — Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испугаться машины или лошади.
Учитель:Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком могла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Дети:Вспомнить содержание рассказа.
— Найти доказательство своего мнения в тексте.
Учитель:Совершенно верно. Ответьте на вопросы, опираясь на текст.
Ответы детей.
Учитель:Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?
Ответы детей.
Учитель:Почему в конце рассказа стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы закончить рассказ?
При затруднении можно предложить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой оказалась встреча», «Вот такой урок получил щенок», «Побежал — только пятки сверкали!», «Так Томка открывал этот прекрасный мир».
Учитель:Что еще вы можете сказать о рассказе?
Дети:Рассказ веселый, легко читается, с юмором.
Физкультминутка
Учитель:Представьте, что вы — щенок Томка и выполняете его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!
Увидел корову и побежал к ней.
Бежит загрызать корову.
Хвост кверху поднял.
Побежал потише.
Страшно стало ему.
Да как Томка замычит.
Нюхает.
Шевельнулась корова.
И побежал от коровы щенок.
Дети выполняют движения, изображая действия щенка.
Учитель:Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?
Анализ языковых средств рассказа
Учитель:Путешествие в тайны литературы продолжается. Подберите к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, щенок) подходящие слова-характеристики в рассказе.
В результате работы появятся ряды:
Корова — огромная, маленькая.
Воробей — малюсенький, небольшой.
Щенок — … Кошка — … Коза — ...
Учитель:Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?
Дети:Корова названа и маленькой, и огромной. И про щенка говорится, что он трусливый и смелый.
Учитель:Что за волшебство? Может, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?
Ответы детей. Важно, чтобы учитель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном существе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изображает в рассказе.
III. Домашнее задание
Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя.
Урок: литературное чтение
Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)
Класс:1
Продолжительность урока: 40 минут
Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы
Цель урока:
продолжить знакомство с жанром рассказа (обнаружить юмористический характер рассказа).
Задачи:
предметные
-
выявить отношение автора к герою; выявить жанровую принадлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персонажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спецификой научного и художественного текстов; прививать любовь к чтению;
метапредметные
-
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авт. В.Ю. Свиридова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями ученого и писателя, листки с напечатанными предложениями для работы в парах (для 2-го варианта).
ХОД УРОКА
Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы были учеными, писателями. Попробовали себя в этих ролях и дома. Давайте вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о своих домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?
Ответы детей.
Учитель: А как вы думаете, легко ли быть ученым или писателем?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?
Возможные ответы детей: Наблюдательность, внимательность, сила воли, сосредоточенность, аккуратность, терпение...
Учитель: Как вы считаете, эти качества в большей степени присущи ученому или писателю?
Ответы детей.
Учитель: Значит, мы сегодня постараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с произведением Евгения Чарушина «Томка испугался».
Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы показать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о животных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество самых разных животных: кошки, собаки, кролики, козлята, двадцать певчих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым крылом, раненые утки и тетерки, которых Женя вместе с мамой лечили.
Учитель: Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: кем стал Женя Чарушин - ученым или писателем?
Знакомство с произведением
Возможны два варианта:
-
самостоятельное знакомство детей с произведением;
-
чтение учителя.
Анализ произведения
Учитель: Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас настроение? Почему?
Ответы детей.
Учитель: Как вы думаете: это научный текст? Докажите свой ответ.
Возможные ответы детей: Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яркими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя - Томка. В тексте есть другие персонажи.
Учитель: Так кем стал Женя? Писателем или ученым?
Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.
Учитель: Какие названия животных встретились в рассказе?
Дети: корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учитель демонстрирует картинки с изображением животных и их названия на доске.)
Учитель: Кто из этих животных является персонажем рассказа? А кто главным героем?
Дети (или учитель, если ученики испытывают затруднение): Герой рассказа - Томка. Писатель рассматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испугаться машины или лошади.
Учитель: Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком могла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Дети: Вспомнить содержание рассказа.
- Найти доказательство своего мнения в тексте.
Учитель: Совершенно верно. Ответьте на вопросы, опираясь на текст.
Ответы детей.
Учитель: Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?
Ответы детей.
Учитель: Почему в конце рассказа стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы закончить рассказ?
При затруднении можно предложить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой оказалась встреча», «Вот такой урок получил щенок», «Побежал - только пятки сверкали!», «Так Томка открывал этот прекрасный мир».
Учитель: Что еще вы можете сказать о рассказе?
Дети: Рассказ веселый, легко читается, с юмором.
Физкультминутка
Учитель: Представьте, что вы - щенок Томка и выполняете его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!
Увидел корову и побежал к ней.
Бежит загрызать корову.
Хвост кверху поднял.
Побежал потише.
Страшно стало ему.
Да как Томка замычит.
Нюхает.
Шевельнулась корова.
И побежал от коровы щенок.
Дети выполняют движения, изображая действия щенка.
Учитель: Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?
Анализ языковых средств рассказа
Учитель: Путешествие в тайны литературы продолжается. Подберите к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, щенок) подходящие слова-характеристики в рассказе.
В результате работы появятся ряды:
Корова - огромная, маленькая.
Воробей - малюсенький, небольшой.
Щенок - ... Кошка - ... Коза - ...
Учитель: Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?
Дети: Корова названа и маленькой, и огромной. И про щенка говорится, что он трусливый и смелый.
Учитель: Что за волшебство? Может, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?
Ответы детей. Важно, чтобы учитель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном существе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изображает в рассказе.
Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО