Конспект занятия "Зима" (подготовительная группа)
Краткое описание
Закрепление и расширение знаний детей по лексической теме "Зима".
Описание
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении Детский сад компенсирующего вида №26
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
тема: «Зима»
подготовили и провели:
учитель-логопед Дуганова Ольга Александровна
воспитатель Козлова Лариса Александровна
г. Вологда
2011г.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о признаках зимы.
2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных)
4. Развивать связную речь (пересказ рассказа «Зимний лес» с опорой на мнемотаблицу).
5. Продолжать работу по предупреждению дисграфии и дислексии.
6. Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.
7. Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Ход:
Педагог: ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: доброе утро!
Педагог: сегодня доброе утро, а ещё какое?
Дети: сегодня зимнее утро
(декабрьское, морозное, пасмурное, тёмное и т. д.).
Педагог: о чём сегодня мы будем говорить, вы поймёте, соединив первые звуки названий данных предметов (с опорой на иллюстрационный материал: заяц, индюк, морковь, апельсины).
Педагог: итак, мы будем продолжать разговор о чём?
Дети: о зиме.
Педагог: и я вашему вниманию предлагаю «зимний ребус»:
Педагог: откройте тетради, где вложена закладка, зачеркните в первом и во втором ряду букв - 3-ю букву, прочитайте получившиеся слова (СНДЕГ, ЛЁКД).
Дети: снег, лёд.
Педагог: давайте сравним эти два явления и расскажем об этом:
— Снег мягкий, а лёд твёрдый.
— Снег пушистый, а лёд гладкий.
— Снег белый, а лёд прозрачный.
— Снег тает быстрее, а лёд тает медленнее.
Педагог: Сейчас, давайте, образуем слова из одной семейки со словом снег.
Д/и «Снежки»
Педагог: Рома, начинай.
Дети: снег, снежная, снеговик, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоход, снежинка, заснеженный, снежок.
Педагог: у нас получилась большая «снежная» семейка.
Педагог: теперь отгадайте зимнюю загадку, будьте внимательны.
«Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?»
(- Это вьюга.)
Педагог: что такое вьюга?
Дети: сильный ветер со снегом, метель, буран.
Педагог: «изобразим» вьюгу, игра вам знакома.
Педагог: вы будете петь У то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поёте, и наоборот.
Дети выполняют задание по цепочке.
Педагог: сейчас послушайте загадочное зимнее стихотворение, которое называется «Художник невидимка» (автор Н.Нищева), прочтёт его Лера.
По городу идёт:
Всем щёки нарумянит,
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока ты спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья».
Педагог: скажите, что же это за художник-невидимка?
Дети: художник-невидимка мороз.
Педагог: давайте, поиграем со словом мороз. Послушайте, слова и составьте из них предложение:
ОКНО, МОРОЗ, НА, УЗОР, НАРИСОВАЛ.
Дети: мороз нарисовал на окне узор.
Педагог: послушайте, ряд слов и назовите лишнее слово, объясните почему:
МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОСИТ, ЗАМОРОЗИЛ.
Дети: я думаю, лишнее слово — моросит, например, моросит осенний дождь. Остальные слова – слова из одной семейки.
Педагог: молодцы, время отдохнуть и похвалить зимушку.
Пальчиковая гимнастика «Зима» (Автор Н. Нищева).
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети «лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, «Подбрасывают».
Два — поймаем, «Ловят».
Три — уроним «Роняют».
И… сломаем. Топают.
Педагог: всю красоту этого времени года можно увидеть в лесу. Послушайте рассказ, который так и называется «Зимний лес».
«Зимний лес»
Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо. Лес стоит, словно богатырь в хвойной кольчуге. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет. На поляне стоят крохотные ёлочки. Их замело снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега. Белая берёза распустила ветки, опушённые инеем. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне. Хорош лес в зимнем уборе! (В.Сергеев).
Педагог: давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Переверните лист бумаги, данная таблица поможет вам ответить на мои вопросы.
Педагог: с чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?
Дети: пробушевала метель, и лес чудесно преобразился.
Педагог: что значит преобразился? Как вы понимаете это слово?
Дети: стал другим, изменился.
Педагог: и кого же напомнил автору зимний лес?
Дети: лес напомнил богатыря в хвойной кольчуге.
Педагог: о ком дальше говорит автор?
Дети: о синичке, о крохотной ёлочке.
Педагог: как описаны в рассказе крохотные ёлочки?
Дети: ёлочки хороши и пригожи.
Педагог: как вы понимаете слово, пригожи?
Дети: очень красивы.
Педагог: о каких деревьях говорится дальше? Какие причёски у стройных сосен? Что у них на макушках?
Дети: вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега.
Педагог: как описана в рассказе берёзка, её ветви?
Дети: белая берёза распустила ветки, опушённые инеем.
Педагог: как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?
Дети: деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.
Педагог: как заканчивается рассказ?
Дети: хорош лес в зимнем уборе!
Педагог: молодцы! Сейчас попытаемся пересказать этот рассказ, с опорой на таблицу. Обязательно следите за правильным звукопроизношением и слушайте внимательно друг друга, чтобы смогли продолжить рассказ.
Пересказы детей.
Педагог: ребята, зимний лес полон тайн и чудес и если мы даже в нём никого не повстречаем, то обязательно сможем заметить на снегу чьи-то следы.
Педагог: мы отправимся на «необычном поезде» и остановки его будут тоже необычными. Остановка — зимнее слово. Дети идут друг за другом услышав зимнее слова останавливаются.
ЖАРА, ЛИВЕНЬ, СНЕГОПАД, ЛИСТОПАД, ГРОЗА, РАДУГА, ДЕКАБРЬ, СЕНТЯБРЬ, РОСА, ГОЛОЛЁД.
Дети проходят на ковёр и садятся на стулья перед мольбертом.
Д/и «Чьи следы» (предлагается демонстрационный материал с изображением дикого животного и его следов).
Педагог: ребята, в зимнем лесу мы можем увидеть следы диких животных.
Давайте посмотрим. Педагог: как думаете, чьи это следы?
Дети: это волчьи следы.
Волчий след похож на собачий. Волк идёт таким образом, что каждый раз в след правой ноги ступает левою заднею и наоборот, так что следы тянутся лентою; если волков несколько, то следующие за первым идут след в след, от чего получается впечатление, что прошёл только один зверь.
— Посмотрите, это чьи следы?
Дети: это лисьи следы.
Педагог: лисица не делает троп: постоянно вступает очень аккуратно в прежние свои следы.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это рысьи следы.
Педагог: след рыси похож на кошачий, причём когти видны только в случае самого быстрого бега.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это кабаньи следы.
Педагог: след кабана очень сходен со следом домашней свиньи, только относительно больше и резче его.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это заячьи следы.
Педагог: Интересно, что перед тем, как залечь, заяц начинает делать петли, т. е. закругляет свой ход, снова пересекая свой след, причём следы бывают наложены один на другой. Весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца, начиная от места, где он дневал до места где он кормился и обратно на лёжку – называется маликом.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это беличьи следы.
Педагог: легко и просто разобрать и запомнить белки почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрется, — длинные задние далеко вперед вынесет, широко расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних — след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.
Педагог: это кого следы?
Дети: это следы тигра, тигриные.
Педагог: следы тигра напоминают следы рыси, но только больше по размеру. На передних лапах у тигра по 5 пальцев, а на задних по 4. Тигриные когти достигают длины 8-10 см.
Педагог: ребята, интересно, а чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: мы не увидим барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.
Педагог: правильно, но у нас необычная лесная полянка и на ней происходят необыкновенные истории.
Дети надевают маски.
Сценка «Спор животных» (Автор С.А. Смирнов).
Под ветвями старой ели
На полянке звери сели
И начался разговор
А, верней, шутливый спор!
Мы полянку ту нашли
И тихонько подошли
Слышим — тигр говорит
Говорит, а сам рычит.
ТИГР: Посмотрите-ка, зверята, я красивый полосатый!
Вы признайтесь от души-тигры очень хороши!
Лиса: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя!
Лёгкая, чистая, как огонь искристая!
Волк: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,
Прочная хорошая, самая пригожая
Заяц: Шубка лучшая — моя! красивее, чем твоя,
Белая как снежная, теплая и нежная!
Мишка: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя,
Модная и славная! Моя шубка-главная!
ЕЖ: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,
Жесткая и лучшая, самая колючая!
СОВА: Спорить вам совсем не надо! Я признаться всем вам рада-
Шубка каждая нужна! Шубка каждая важна!
Рыжая и серая, черная и белая!
Помиритесь поскорей! Праздник будет веселей!
Педагог: Вот какую интересную историю мы услышали. А теперь я предлагаю вам вернуться за столы и сделать шубки диким животным.
Продуктивная деятельность
Дети дарят свои работы гостям.
Литература:
1.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.
2.Коррекция и психологическое развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий. / Под ред. Лосева П.А.М.: 2005.
3. Иллюстрации авторские.
Использованные интернет ресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
тема: «Зима»
подготовили и провели:
учитель-логопед Дуганова Ольга Александровна
воспитатель Козлова Лариса Александровна
г. Вологда
2011г.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о признаках зимы.
2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных)
4. Развивать связную речь (пересказ рассказа «Зимний лес» с опорой на мнемотаблицу).
5. Продолжать работу по предупреждению дисграфии и дислексии.
6. Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.
7. Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Ход:
Педагог: ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: доброе утро!
Педагог: сегодня доброе утро, а ещё какое?
Дети: сегодня зимнее утро
(декабрьское, морозное, пасмурное, тёмное и т. д.).
Педагог: о чём сегодня мы будем говорить, вы поймёте, соединив первые звуки названий данных предметов (с опорой на иллюстрационный материал: заяц, индюк, морковь, апельсины).
Педагог: итак, мы будем продолжать разговор о чём?
Дети: о зиме.
Педагог: и я вашему вниманию предлагаю «зимний ребус»:
Педагог: откройте тетради, где вложена закладка, зачеркните в первом и во втором ряду букв - 3-ю букву, прочитайте получившиеся слова (СНДЕГ, ЛЁКД).
Дети: снег, лёд.
Педагог: давайте сравним эти два явления и расскажем об этом:
— Снег мягкий, а лёд твёрдый.
— Снег пушистый, а лёд гладкий.
— Снег белый, а лёд прозрачный.
— Снег тает быстрее, а лёд тает медленнее.
Педагог: Сейчас, давайте, образуем слова из одной семейки со словом снег.
Д/и «Снежки»
Педагог: Рома, начинай.
Дети: снег, снежная, снеговик, снегурочка, подснежник, снегопад, снегоход, снежинка, заснеженный, снежок.
Педагог: у нас получилась большая «снежная» семейка.
Педагог: теперь отгадайте зимнюю загадку, будьте внимательны.
«Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?»
(- Это вьюга.)
Педагог: что такое вьюга?
Дети: сильный ветер со снегом, метель, буран.
Педагог: «изобразим» вьюгу, игра вам знакома.
Педагог: вы будете петь У то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поёте, и наоборот.
Дети выполняют задание по цепочке.
Педагог: сейчас послушайте загадочное зимнее стихотворение, которое называется «Художник невидимка» (автор Н.Нищева), прочтёт его Лера.
По городу идёт:
Всем щёки нарумянит,
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока ты спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья».
Педагог: скажите, что же это за художник-невидимка?
Дети: художник-невидимка мороз.
Педагог: давайте, поиграем со словом мороз. Послушайте, слова и составьте из них предложение:
ОКНО, МОРОЗ, НА, УЗОР, НАРИСОВАЛ.
Дети: мороз нарисовал на окне узор.
Педагог: послушайте, ряд слов и назовите лишнее слово, объясните почему:
МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОСИТ, ЗАМОРОЗИЛ.
Дети: я думаю, лишнее слово — моросит, например, моросит осенний дождь. Остальные слова – слова из одной семейки.
Педагог: молодцы, время отдохнуть и похвалить зимушку.
Пальчиковая гимнастика «Зима» (Автор Н. Нищева).
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети «лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, «Подбрасывают».
Два — поймаем, «Ловят».
Три — уроним «Роняют».
И… сломаем. Топают.
Педагог: всю красоту этого времени года можно увидеть в лесу. Послушайте рассказ, который так и называется «Зимний лес».
«Зимний лес»
Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо. Лес стоит, словно богатырь в хвойной кольчуге. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет. На поляне стоят крохотные ёлочки. Их замело снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега. Белая берёза распустила ветки, опушённые инеем. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне. Хорош лес в зимнем уборе! (В.Сергеев).
Педагог: давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Переверните лист бумаги, данная таблица поможет вам ответить на мои вопросы.
Педагог: с чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?
Дети: пробушевала метель, и лес чудесно преобразился.
Педагог: что значит преобразился? Как вы понимаете это слово?
Дети: стал другим, изменился.
Педагог: и кого же напомнил автору зимний лес?
Дети: лес напомнил богатыря в хвойной кольчуге.
Педагог: о ком дальше говорит автор?
Дети: о синичке, о крохотной ёлочке.
Педагог: как описаны в рассказе крохотные ёлочки?
Дети: ёлочки хороши и пригожи.
Педагог: как вы понимаете слово, пригожи?
Дети: очень красивы.
Педагог: о каких деревьях говорится дальше? Какие причёски у стройных сосен? Что у них на макушках?
Дети: вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега.
Педагог: как описана в рассказе берёзка, её ветви?
Дети: белая берёза распустила ветки, опушённые инеем.
Педагог: как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?
Дети: деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.
Педагог: как заканчивается рассказ?
Дети: хорош лес в зимнем уборе!
Педагог: молодцы! Сейчас попытаемся пересказать этот рассказ, с опорой на таблицу. Обязательно следите за правильным звукопроизношением и слушайте внимательно друг друга, чтобы смогли продолжить рассказ.
Пересказы детей.
Педагог: ребята, зимний лес полон тайн и чудес и если мы даже в нём никого не повстречаем, то обязательно сможем заметить на снегу чьи-то следы.
Педагог: мы отправимся на «необычном поезде» и остановки его будут тоже необычными. Остановка — зимнее слово. Дети идут друг за другом услышав зимнее слова останавливаются.
ЖАРА, ЛИВЕНЬ, СНЕГОПАД, ЛИСТОПАД, ГРОЗА, РАДУГА, ДЕКАБРЬ, СЕНТЯБРЬ, РОСА, ГОЛОЛЁД.
Дети проходят на ковёр и садятся на стулья перед мольбертом.
Д/и «Чьи следы» (предлагается демонстрационный материал с изображением дикого животного и его следов).
Педагог: ребята, в зимнем лесу мы можем увидеть следы диких животных.
Давайте посмотрим. Педагог: как думаете, чьи это следы?
Дети: это волчьи следы.
Волчий след похож на собачий. Волк идёт таким образом, что каждый раз в след правой ноги ступает левою заднею и наоборот, так что следы тянутся лентою; если волков несколько, то следующие за первым идут след в след, от чего получается впечатление, что прошёл только один зверь.
— Посмотрите, это чьи следы?
Дети: это лисьи следы.
Педагог: лисица не делает троп: постоянно вступает очень аккуратно в прежние свои следы.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это рысьи следы.
Педагог: след рыси похож на кошачий, причём когти видны только в случае самого быстрого бега.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это кабаньи следы.
Педагог: след кабана очень сходен со следом домашней свиньи, только относительно больше и резче его.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это заячьи следы.
Педагог: Интересно, что перед тем, как залечь, заяц начинает делать петли, т. е. закругляет свой ход, снова пересекая свой след, причём следы бывают наложены один на другой. Весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца, начиная от места, где он дневал до места где он кормился и обратно на лёжку – называется маликом.
Педагог: это чьи следы?
Дети: это беличьи следы.
Педагог: легко и просто разобрать и запомнить белки почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрется, — длинные задние далеко вперед вынесет, широко расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних — след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.
Педагог: это кого следы?
Дети: это следы тигра, тигриные.
Педагог: следы тигра напоминают следы рыси, но только больше по размеру. На передних лапах у тигра по 5 пальцев, а на задних по 4. Тигриные когти достигают длины 8-10 см.
Педагог: ребята, интересно, а чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: мы не увидим барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.
Педагог: правильно, но у нас необычная лесная полянка и на ней происходят необыкновенные истории.
Дети надевают маски.
Сценка «Спор животных» (Автор С.А. Смирнов).
Под ветвями старой ели
На полянке звери сели
И начался разговор
А, верней, шутливый спор!
Мы полянку ту нашли
И тихонько подошли
Слышим — тигр говорит
Говорит, а сам рычит.
ТИГР: Посмотрите-ка, зверята, я красивый полосатый!
Вы признайтесь от души-тигры очень хороши!
Лиса: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя!
Лёгкая, чистая, как огонь искристая!
Волк: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,
Прочная хорошая, самая пригожая
Заяц: Шубка лучшая — моя! красивее, чем твоя,
Белая как снежная, теплая и нежная!
Мишка: Шубка лучшая моя, красивее, чем твоя,
Модная и славная! Моя шубка-главная!
ЕЖ: Шубка лучшая моя красивее, чем твоя,
Жесткая и лучшая, самая колючая!
СОВА: Спорить вам совсем не надо! Я признаться всем вам рада-
Шубка каждая нужна! Шубка каждая важна!
Рыжая и серая, черная и белая!
Помиритесь поскорей! Праздник будет веселей!
Педагог: Вот какую интересную историю мы услышали. А теперь я предлагаю вам вернуться за столы и сделать шубки диким животным.
Продуктивная деятельность
Дети дарят свои работы гостям.
Литература:
1.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.
2.Коррекция и психологическое развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий. / Под ред. Лосева П.А.М.: 2005.
3. Иллюстрации авторские.
Использованные интернет ресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Логопед
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Подготовительная группа
18 февраля 2012
Файлы
занятие зима газета.doc
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»