программа элективного курса "Медицинская помощь без врача" (9 - 11 классы)
Предлагаемый элективный курс «Медицинская помощь без врача» предназначен для учащихся 10-х классов гуманитарного и технического профиля и представляет собой коммуникативно-когнетивную линейную программу. Курс можно использовать в 10-х классах – 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа составлена в соответствии с современной концепцией обучения «Основам безопасности жизнедеятельности», которая состоит в синтезе личностно-ориентированного и коммуникативно-когнетивного подходов.
По новизне данная программа относится к дополняющим, так как её цель:
— поддержать и развить содержание базисной программы обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10 классе за счёт расширения тем, касающихся обучению учащихся основам оказания первой медицинской помощи.
Программа имеет практическую направленность, конечным результатом которой является:
-обучение и овладение обучающимися практических навыков оказания экстренной помощи.
Курс также способствует:
— развитию универсальных способностей учащихся, таких, как умение учиться самостоятельно, умение осуществлять и организовывать коммуникацию, умения самостоятельно принимать решения;
— расширению практики применения полученных знаний;
— психологической готовности к оказанию первой медицинской помощи.
По окончанию курса «Экстренная медицина» учащиеся смогут:
— самостоятельно определять по внешним признакам опасные для жизни пострадавшего последствия травмирования или болезненного состояния;
— самостоятельно составить алгоритм действий в экстренных ситуациях;
— правильно и быстро оказывать первую помощь пострадавшему;
— прогнозировать и решать ситуативные задачи;
— изготовить учебные пособия и презентации по оказанию первой медицинской помощи;
— развивать ответственное отношение к собственному здоровью и безопасности;
— определить отношение к собственному учению в средней школе и в дальнейшем.
Учебный материал и темы занятий подобраны по принципу актуальности, т. е. рассматриваются наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в повседневной жизни.
Для успешной реализации программы используются различные формы учебных занятий:
— лекции;
— семинарские занятия;
— практические занятия;
— «круглый стол».
Все эти элементы программы способствуют практической направленности данного курса.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля | ||
теория |
практика |
всего | |||
<place w:st=«on»>I. | Экстренная медицина. Общие понятия и определения.
1 |
1 |
2 |
|
|
1.1 1.2 |
Понятие об экстренной медицине. Значимость знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи. Возможные случаи травмирования и болезненных состояний, при которых необходима неотложная медицинская помощь. |
1 - |
- 1 |
Л СЗ | |
II. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии. |
4 |
5 |
9 |
| |
2.1 2.2 2.3 2.4 / 2.6 2.7 2.8 2.9 |
Понятие дорожно-транспортного проис-шествия. Основные причины авто-дорожных происшествий. Основные виды травм при дорожном происшествии. Основные причины гибели пострадавших в дорожных происшествиях и типичные ошибки при оказании первой помощи. Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговой травме. Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы и клинической смерти Алгоритм действий после оживления. Правила транспортировки пострадавшего. Решение ситуативных задач. |
- - 1 1 1 1 |
1 1 - 2 1 |
СЗ СЗ Л Л ПР Л Л ПР | |
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля | ||
теория |
практика |
всего | |||
III. Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнии. |
3 |
2 |
5 |
| |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 |
Основные причины поражения людей электрическим током или молнией. Поражающее действие электрического тока. Типичные ошибки при оказании первой помощи. Правила обесточивания и безопасного подхода в зону электри-ческого кратера. Понятие о фибрилляции сердца и дефиб-рилляции. Первая помощь при поражении электри-ческим током. Решение ситуативных задач. |
1 - 1 1 - |
- 1 - - 1 |
Л СЗ Л Л ПР | |
IV. Болезни сердечно-сосудистой системы человека. |
2 |
1 |
3 | ||
4.1 4.2 4.3 |
Болезни цивилизации (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца). Современный взгляд на проблему роста сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика ССЗ. ПМП при резком скачке артериального давления. |
1 1 - |
- - 1 |
Л Л ПР | |
V. Влияние внешних факторов на здоровье человека (эко — безопасность) |
2 |
1 |
3 | ||
5.1 5.2 | Проблемы экологии. Среда обитания и здоровье. Влияние факторов среды на здоровье: химические и биологические загрязнители, естественные шумы, погодные и сезонные изменения, питание, адаптация. |
1 1 |
- - |
Л Л |
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля | ||
теория |
практика |
всего | |||
5.3 | Как приспособиться и адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. |
- |
1 |
|
ПР |
VI. Пагубность вредных привычек. |
2 |
2 |
4 |
| |
6.1 6.2 6.3 6.4 |
Вредные привычки и факторы зависимости. Возраст и наркотики. Патология личности. Как оказать первую помощь при токсичном отравлении. ПМП при токсичном отравлении. |
1 - 1 - |
- 1 - 1 |
Л ПР Л СЗ | |
VII. Оказание первой медицинской помощи при алкогольном отравлении. |
2 |
2 |
4 | ||
7.1 7.2 7.3 7.4 |
Причины алкоголизма и механизм развития алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм. Патологические изменения личности при злоупотреблении алкоголем. Обстоятель-ства алкоголизма. Признаки алкогольного опьянения. Развитие алкогольной комы. Первая помощь при алкогольном опьянении. Безопасное потребление алкогольных напитков. |
1 - 1 - |
- 1 - 1 |
Л СЗ Л КС | |
VIII. Изготовление наглядных пособий по оказанию первой медицинской помощи. | — |
4 |
4 |
ПР | |
Итого: 34 часа |
Примечания: Л – лекция СЗ – семинарское занятие ПР – практическая работа
КС – «круглый стол»
Содержание изучаемого курса
Тема I. «Экстренная медицина. Общие понятия и определения» -2 часа.
Что такое экстренная медицина. В каких случаях применяется. Психологические особенности готовности к оказанию первой помощи. Значимость правильности, быс-троты и последовательности действий при оказании первой неотложной помощи.
Самые распространённые случаи травматизма: порезы, кровотечения, переломы, ушибы, травмы головы, опорно-двигательного аппарата и т. д… Их краткая характерис-тика.
Болезненные состояния организма человека: резкое повышение артериального давления, гипертоническая болезнь, аллергическая реакция, отравление, в том числе алкоголем и наркотическими веществами и т. д… Их опасность для жизни.
Тема II. «Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии» — 9 часов.
Что такое дорожно-транспортное происшествие. Основные причины дорожно- транспортных происшествий: несоблюдение «Правил дорожного движения», управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, высокая интенсивность движения, техническая неисправность транспортного средства. Собственная беспечность и невнимательность и т. д..
Основные травмы, которые возможны при ДТП: черепно-мозговая травма, кровотечение, сотрясение головного мозга, переломы, сдавливания, ожоги, травмы опорно-двигательного аппарата, ушибы и т.д… Механизм получения данных травм.
Причины гибели пострадавших: несовместимость с жизнью, несвоевременное прибытие «Скорой помощи», безучастность и безграмотность очевидцев. Самые распространённые ошибки при оказании ПМП при дорожной аварии.
Понятие о черепно-мозговой травме. Признаки черепно-мозговой травмы. Состояние комы, признаки и его опасность. Реанимационные меры при коме, их последовательность и правильность действий.
Понятие клинической смерти, её признаки. Опасность такого состояния. Меры по реанимации пострадавшего. Алгоритм действий: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких. Правила выполнения непрямого массажа сердца. Координация действий «помощников» при выполнении сердечно-лёгочной реанимации.
Основные мероприятия и действия после оживления.
Правильная транспортировка пострадавшего. Её значимость. Положение пострадавшего при транспортировке при различных видах травм.
Тема III. «Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнией» — 5 часов.
Основные причины поражения электрическим током. Поражающее воздействие электрического тока на организм человека. Характер повреждений при поражении. Прохождение электрического тока по телу (электрическая петля).
Типичные ошибки при оказании первой помощи пострадавшему: несоблюдение техники безопасности, потеря времени и т. д… Правила подхода к пострадавшему и обесточивания.
Что такое фибрилляция сердца. Что может спровоцировать фибрилляцию сердца. Наиболее частые причины гибели при поражении электрическим током: внезапная остановка сердца (фибрилляция желудочков), отёк головного мозга, удушье, повреждение внутренних органов, кровотечения, ожоги.
Что такое дефибрилляция. Когда можно предположить фибрилляцию желудочков сердца. Когда можно воспользоваться дефибриллятором.
Основные действия при оказании ПМП при поражении электрическим током.
Прогнозирование возможных ситуаций, при которых возможно поражение электрическим током, и решение ситуативных задач.
Тема IV. «Болезни сердечно-сосудистой системы человека» — 3часа.
Виды болезней сердечно-сосудистой системы. Причины роста болезней сердечно-сосудистой системы. Современные подходы к проблеме и пути их решения.
Как правильно оказать ПМП при резком скачке артериального давления.
Тема V. «Влияние внешних факторов на здоровье человека (эко — безопасность)» -3 часа.
Актуальность обострения экологических проблем и усиление их влияния на здоровье. Понятие среды обитания человека. Влияние агрессивных факторов внешней среды на самочувствие и здоровье человека.
Как правильно адаптироваться к условиям внешней среды.
Тема VI. «Пагубность вредных привычек.» — 4 часа.
Молодежь и наркотики. Вредные привычки и факторы зависимости. Типология наркотических веществ. Лекарственная зависимость и ее причины. Как распознать будущего наркомана. Влияние наркотических и токсических средств на организм. От чего следует отказаться.
Курение и здоровье. Причины смертности. Психология курения.
Оказание ПМП при токсичном отравлении.
Тема VII. «. Оказание первой медицинской помощи при алкогольном отравлении» -4 часа.
Причины возникновения алкогольной зависимости. Механизм развития алкогольной зависимости. Патологические изменения личности, её деградация при злоупотреблении алкоголем. Сексуальные отклонения при алкоголизме. Влияние алкоголя на организм человека. Обстоятельства, провоцирующие алкоголизм.
Признаки алкогольного опьянения. Как развивается алкогольная кома. Распространённые причины смерти в состоянии алкогольной комы.
Как оказать ПМП при алкогольной коме.
Как уберечься от похмельного синдрома.
Обсуждение: возможно ли безопасное потребление алкоголя.
Тема VIII. «Изготовление наглядных пособий по оказанию первой медицинской помощи» — 4часа.
Изготовление таблиц по оказанию ПМП при ранее рассмотренных случаях, презентаций ЗОЖ и других наглядных пособий.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Бубнов В. Г., Бубнова Н. В., «Основы медицинских знаний», Москва, АСТ, 2000г.
Горбанов А. П., Ерохин С. Н., «Методическое пособие. Правила и порядок поведения при возникновении угрозы проведения террористического акта», Волгоград, 2005г..
Руина О. В., «Доврачебная медицинская помощь. Действия до прихода врача», Москва.: ЗАО Центрополиграф, 2005г..
Программа элективного курса
«Медицинская помощь без врача»
(теоретические основы и практические навыки оказания первой медицинской помощи)
для учащихся 10 класса профильной школы
(гуманитарный и технический профили)
Разработал
преподаватель-организатор ОБЖ
Репушкин В. М.
Волгоград
2010
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… 3
Учебно-тематический план……………………………………………. 4 -6
Содержание курса………………………………………………………. 7 -9
Информационно-методическое обеспечение.............................. 10
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс «Медицинская помощь без врача» предназначен для учащихся 10-х классов гуманитарного и технического профиля и представляет собой коммуникативно-когнетивную линейную программу. Курс можно использовать в 10-х классах – 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа составлена в соответствии с современной концепцией обучения «Основам безопасности жизнедеятельности», которая состоит в синтезе личностно-ориентированного и коммуникативно-когнетивного подходов.
По новизне данная программа относится к дополняющим, так как её цель:
- поддержать и развить содержание базисной программы обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10 классе за счёт расширения тем, касающихся обучению учащихся основам оказания первой медицинской помощи.
Программа имеет практическую направленность, конечным результатом которой является:
-обучение и овладение обучающимися практических навыков оказания экстренной помощи.
Курс также способствует:
- развитию универсальных способностей учащихся, таких, как умение учиться самостоятельно, умение осуществлять и организовывать коммуникацию, умения самостоятельно принимать решения;
- расширению практики применения полученных знаний;
- психологической готовности к оказанию первой медицинской помощи.
По окончанию курса «Экстренная медицина» учащиеся смогут:
- самостоятельно определять по внешним признакам опасные для жизни пострадавшего последствия травмирования или болезненного состояния;
- самостоятельно составить алгоритм действий в экстренных ситуациях;
- правильно и быстро оказывать первую помощь пострадавшему;
- прогнозировать и решать ситуативные задачи;
- изготовить учебные пособия и презентации по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать ответственное отношение к собственному здоровью и безопасности;
- определить отношение к собственному учению в средней школе и в дальнейшем.
Учебный материал и темы занятий подобраны по принципу актуальности, т. е. рассматриваются наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в повседневной жизни.
Для успешной реализации программы используются различные формы учебных занятий:
- лекции;
- семинарские занятия;
- практические занятия;
- «круглый стол».
Все эти элементы программы способствуют практической направленности данного курса.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
|
I. Экстренная медицина. Общие понятия и определения. |
1 |
1 |
2 |
|
1.1 1.2 |
Понятие об экстренной медицине. Значимость знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи. Возможные случаи травмирования и болезненных состояний, при которых необходима неотложная медицинская помощь. |
1 - |
- 1 |
|
Л СЗ |
|
II. Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии. |
4 |
5 |
9 |
|
2.1 2.2 2.3 2.4 / 2.6 2.7 2.8 2.9 |
Понятие дорожно-транспортного проис-шествия. Основные причины авто-дорожных происшествий. Основные виды травм при дорожном происшествии. Основные причины гибели пострадавших в дорожных происшествиях и типичные ошибки при оказании первой помощи. Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговой травме. Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы и клинической смерти Алгоритм действий после оживления. Правила транспортировки пострадавшего. Решение ситуативных задач. |
- - 1 1 1 1 |
1 1 - 2 1 |
|
СЗ СЗ Л Л ПР Л Л ПР |
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
|
III. Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнии. |
3 |
2 |
5 |
|
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 |
Основные причины поражения людей электрическим током или молнией. Поражающее действие электрического тока. Типичные ошибки при оказании первой помощи. Правила обесточивания и безопасного подхода в зону электри-ческого кратера. Понятие о фибрилляции сердца и дефиб-рилляции. Первая помощь при поражении электри-ческим током. Решение ситуативных задач. |
1 - 1 1 - |
- 1 - - 1 |
|
Л СЗ Л Л ПР |
|
IV. Болезни сердечно-сосудистой системы человека. |
2 |
1 |
3 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Болезни цивилизации (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца). Современный взгляд на проблему роста сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика ССЗ. ПМП при резком скачке артериального давления. |
1 1 - |
- - 1 |
|
Л Л ПР |
|
V. Влияние внешних факторов на здоровье человека (эко - безопасность) |
2 |
1 |
3 |
|
5.1 5.2 |
Проблемы экологии. Среда обитания и здоровье. Влияние факторов среды на здоровье: химические и биологические загрязнители, естественные шумы, погодные и сезонные изменения, питание, адаптация. |
1 1 |
- - |
|
Л Л |
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Формы контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
5.3 |
Как приспособиться и адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. |
- |
1 |
|
ПР |
|
VI. Пагубность вредных привычек. |
2 |
2 |
4 |
|
6.1 6.2 6.3 6.4 |
Вредные привычки и факторы зависимости. Возраст и наркотики. Патология личности. Как оказать первую помощь при токсичном отравлении. ПМП при токсичном отравлении. |
1 - 1 - |
- 1 - 1 |
|
ПР Л СЗ |
|
VII. Оказание первой медицинской помощи при алкогольном отравлении. |
2 |
2 |
4 |
|
7.1 7.2 7.3 7.4 |
Причины алкоголизма и механизм развития алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм. Патологические изменения личности при злоупотреблении алкоголем. Обстоятель-ства алкоголизма. Признаки алкогольного опьянения. Развитие алкогольной комы. Первая помощь при алкогольном опьянении. Безопасное потребление алкогольных напитков. |
1 - 1 - |
- 1 - 1 |
|
Л СЗ Л КС |
|
VIII. Изготовление наглядных пособий по оказанию первой медицинской помощи. |
- |
4 |
4 |
ПР |
Итого: 34 часа |
Примечания: Л – лекция СЗ – семинарское занятие ПР – практическая работа
КС – «круглый стол»
Содержание изучаемого курса
Тема I. «Экстренная медицина. Общие понятия и определения» -2 часа.
Что такое экстренная медицина. В каких случаях применяется. Психологические особенности готовности к оказанию первой помощи. Значимость правильности, быс-троты и последовательности действий при оказании первой неотложной помощи.
Самые распространённые случаи травматизма: порезы, кровотечения, переломы, ушибы, травмы головы, опорно-двигательного аппарата и т. д.. Их краткая характерис-тика.
Болезненные состояния организма человека: резкое повышение артериального давления, гипертоническая болезнь, аллергическая реакция, отравление, в том числе алкоголем и наркотическими веществами и т. д.. Их опасность для жизни.
Тема II. «Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии» - 9 часов.
Что такое дорожно-транспортное происшествие. Основные причины дорожно- транспортных происшествий: несоблюдение «Правил дорожного движения», управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, высокая интенсивность движения, техническая неисправность транспортного средства. Собственная беспечность и невнимательность и т. д..
Основные травмы, которые возможны при ДТП: черепно-мозговая травма, кровотечение, сотрясение головного мозга, переломы, сдавливания, ожоги, травмы опорно-двигательного аппарата, ушибы и т.д.. Механизм получения данных травм.
Причины гибели пострадавших: несовместимость с жизнью, несвоевременное прибытие «Скорой помощи», безучастность и безграмотность очевидцев. Самые распространённые ошибки при оказании ПМП при дорожной аварии.
Понятие о черепно-мозговой травме. Признаки черепно-мозговой травмы. Состояние комы, признаки и его опасность. Реанимационные меры при коме, их последовательность и правильность действий.
Понятие клинической смерти, её признаки. Опасность такого состояния. Меры по реанимации пострадавшего. Алгоритм действий: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких. Правила выполнения непрямого массажа сердца. Координация действий «помощников» при выполнении сердечно-лёгочной реанимации.
Основные мероприятия и действия после оживления.
Правильная транспортировка пострадавшего. Её значимость. Положение пострадавшего при транспортировке при различных видах травм.
Тема III. «Оказание первой помощи при поражении электрическим током или молнией» - 5 часов.
Основные причины поражения электрическим током. Поражающее воздействие электрического тока на организм человека. Характер повреждений при поражении. Прохождение электрического тока по телу (электрическая петля).
Типичные ошибки при оказании первой помощи пострадавшему: несоблюдение техники безопасности, потеря времени и т. д.. Правила подхода к пострадавшему и обесточивания.
Что такое фибрилляция сердца. Что может спровоцировать фибрилляцию сердца. Наиболее частые причины гибели при поражении электрическим током: внезапная остановка сердца (фибрилляция желудочков), отёк головного мозга, удушье, повреждение внутренних органов, кровотечения, ожоги.
Что такое дефибрилляция. Когда можно предположить фибрилляцию желудочков сердца. Когда можно воспользоваться дефибриллятором.
Основные действия при оказании ПМП при поражении электрическим током.
Прогнозирование возможных ситуаций, при которых возможно поражение электрическим током, и решение ситуативных задач.
Тема IV. «Болезни сердечно-сосудистой системы человека» - 3часа.
Виды болезней сердечно-сосудистой системы. Причины роста болезней сердечно-сосудистой системы. Современные подходы к проблеме и пути их решения.
Как правильно оказать ПМП при резком скачке артериального давления.
Тема V. «Влияние внешних факторов на здоровье человека (эко - безопасность)» -3 часа.
Актуальность обострения экологических проблем и усиление их влияния на здоровье. Понятие среды обитания человека. Влияние агрессивных факторов внешней среды на самочувствие и здоровье человека.
Как правильно адаптироваться к условиям внешней среды.
Тема VI. «Пагубность вредных привычек.» - 4 часа.
Молодежь и наркотики. Вредные привычки и факторы зависимости. Типология наркотических веществ. Лекарственная зависимость и ее причины. Как распознать будущего наркомана. Влияние наркотических и токсических средств на организм. От чего следует отказаться.
Курение и здоровье. Причины смертности. Психология курения.
Оказание ПМП при токсичном отравлении.
Тема VII. «. Оказание первой медицинской помощи при алкогольном отравлении» -4 часа.
Причины возникновения алкогольной зависимости. Механизм развития алкогольной зависимости. Патологические изменения личности, её деградация при злоупотреблении алкоголем. Сексуальные отклонения при алкоголизме. Влияние алкоголя на организм человека. Обстоятельства, провоцирующие алкоголизм.
Признаки алкогольного опьянения. Как развивается алкогольная кома. Распространённые причины смерти в состоянии алкогольной комы.
Как оказать ПМП при алкогольной коме.
Как уберечься от похмельного синдрома.
Обсуждение: возможно ли безопасное потребление алкоголя.
Тема VIII. «Изготовление наглядных пособий по оказанию первой медицинской помощи» - 4часа.
Изготовление таблиц по оказанию ПМП при ранее рассмотренных случаях, презентаций ЗОЖ и других наглядных пособий.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Бубнов В. Г., Бубнова Н. В., «Основы медицинских знаний», Москва, АСТ, 2000г.
Горбанов А. П., Ерохин С. Н., «Методическое пособие. Правила и порядок поведения при возникновении угрозы проведения террористического акта», Волгоград, 2005г..
Руина О. В., «Доврачебная медицинская помощь. Действия до прихода врача», Москва.: ЗАО Центрополиграф, 2005г..
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»