Уроки по социально-бытовой ориентировке в 5 классе
Уход за мебелью", "Уход за мебелью", "ПР Уборка спальни, кабинета".
Электрическая плита, стиральная машина, холодильник, утюг.
Техника безопасности. ПР «Усвоение правил работы с техническими предметами быта».
Цель: — Познакомить обучающихся предметами быта.
— Дать понятие электрической плите, пылесосу, холодильнику, утюгу.
Задачи:
— образовательная: сообщение сведений о предметах быта
— коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
— воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Бытовые электроприборы. Какие они?», слов. слова – Электрическая плита, пылесос, холодильник, утюг, миксер; карандаши.
Ход урока.
1. Орг.момент
— дидактические требования.
— Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
— Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке… ОТРАВЛЕНИЕ
— Назовите причины отравления:
· Некачественные продукты
· Грязная вода
· Личная гигиена
— Назовите признаки отравления
· Боль в животе
· Тошнота
· Головокружение
· Рвота
· Диарея
— Расскажите, как правильно оказать первую помощь при отравлениях
· Выпить раствор марганцовки (розового цвета)
· Выпить сладкий чай или кофе
· Обеспечить полный покой
·
Вызвать скорую помощь 03
3.Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
— запись числа.
— запись темы урока.
— словарная работа.
Электрическая плита
стиральная машина
холодильник
утюг
— определение новых слов.
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА — это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ — это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
— Что общего в этих словах….все они электроприборы.
— С правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
— Не отставлять включенными.
— Не включать (выключать) мокрыми руками.
— Обращаться бережно.
— При неисправности вызвать мастера.
3.Физ.минутка
— физ.минутка для глаз.
— красный цвет – шагом марш.
— желтый цвет – на месте стой.
— зеленый цвет — садитесь
4
Сегодня мы с вами поговорим об утюге.
— Для чего нужен утюг?
— Как выглядит утюг?
— Что нужно знать при обращении с утюгом?
· Не прикасаться к нагретому утюгу!
· Никогда не оставлять утюг включенным!
· При включенном утюге не прикасайтесь к проводу и вилке мокрыми руками!
· Подбирайте для каждой ткани подходящую температуру.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
— Раскрасьте макет утюга
6. Итог урока.
— Назовите помощников, которые помогают нам в быту.
— Что нужно знать при обращении с утюгом?
7.Оценка детей.
Тема: МЕБЕЛЬ.
Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др).
Цель: — Познакомить предметами мебели, их назначением.
- Дать понятие кухонной, спальной, кабинетной мебели.
Задачи:
— образовательная: сообщение сведений о предметах мебели, их назначением.
— коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
— воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Мебель. Какая она?», слов. слова – кухонная, спальная, кабинетная; карандаши.
Ход урока.
2. Орг.момент
— дидактические требования.
— Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
— Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке…
— Помощнике в доме.
— С какими помощниками мы с вами познакомились?
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА — это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ — это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
— Что общего в этих словах…все они электроприборы.
— С какими правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
— Не отставлять включенными.
— Не включать (выключать) мокрыми руками.
— Обращаться бережно.
— При неисправности вызвать мастера.
3.Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
— запись числа.
— запись темы урока.
— словарная работа.
МЕБЕЛЬ
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Познакомимся с предметами мебели назначение предметов мебели.
Что такое мебель?
Мебель – это предметы обстановка помещения, служащие для удобства людей.
Мебель в доме берегут:
Создает она уют.
Дом без мебели пустой
И как будто нежилой.
Мы за стол садимся… (что делать?) есть,
Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть,
На диване или в кресле
Смотрим фильм мы интересный.
С полки книги мы… (что делаем?) берем,
В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем,
А удобная кровать
Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать.
— Мебель бывает разных видов, в зависимости от помещения и назначения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КУХОННАЯ
СПАЛЬНАЯ
КАБИНЕТНАЯ
— Запишите виды мебели в тетрадь (запись в тетради)
Назначение мебели:
(стр 8 Для чего нужна мебель? Книга Мебель. Какая она?)
Разбор назначения мели.
(наглядный материал)
4.Физ.минутка
— физ.минутка для глаз.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
— Что такое мебель?
— Для чего она нужна?
— Назовите виды мебели.
Послушай стихотворение, и скажите, о каком предмете мебели оно.
Дети во дворе играют,
Только Васи с ними нет:
Нынче Вася не гуляет,
Нынче Вася – домосед.
Почему он изменился?-
Все друзья его в тревоге.
В доме Васи появился
Верный друг четвероногий
Он конечно не живой,
Но так мягок и удобен
И как мебель бесподобен.
(диван, кресло)
6. Итог урока.
— Раскрасьте макет мебели.
7.Оценка детей.
8. Домашнее задание
Изготовить макет мебели
Тема: Мягкая мебель. Её назначение.
Уход за мебелью.
Цель: — Познакомить видами мягкой мебели, для чего она предназначена.
Задачи:
— образовательная: сообщение сведений о видах мебели, ее предназначение.
— коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
— воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга Е.В. Саплина « Путешествие в историю», слов. слова — стол, книжный шкаф; карандаши. Карточки – стол, стул, книжный шкаф, сундук.
Ход урока.
1. Орг.момент
— дидактические требования.
— Ребята, скажите, на чем вы сидите……(стул).
— На чем вы пишите……..(стол).
— Где хранятся ваши школьные принадлежности…….(в книжном шкафу).
— Объедините все эти предметы в одно слово………(мебель).
— Молодцы, сегодня мы с вами продолжим знакомится с видами мебели.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Помогите мне разгадать кроссворд.
(приложение № 1)
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — МЕБЕЛЬ
— Что такое мебель?
— Для чего она нужна?
— Назовите известные вам виды мебели.
3.Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
— запись числа.
— запись темы урока.
— словарная работа.
стол, книжный шкаф.
Сегодня мы с вами поговорим о мягкой мебели. Познакомимсяс её назначением. Научимся ухаживать за мягкой мебелью.
Из истории (стр 21-22).
Слово «мебель» происходит от латинского слова – «подвижный». Несколько тысяч лет мебель служит человеку, используется для различных целей. В России стул входит в широкое употребление только после Петрам 1. до этого сидели либо на лавках, либо на сундуках.
В жилище сундук ставили на самом видном месте. Встречались сундуки – хранилища, сундуки – кровати.
Сначала мебель была деревянной, потом ее стали застилать кожей. В 16 – 17 веки мебель стали обтягивать кожей или дорогой тканью, отсюда пошло название – мягкая мебель……
— Запишите новое слово – сундук, в тетрадь (запись в тетради).
Задание:
1. Что может рассказать домашний стул о своих далеких предках?
(приложение № 2)
2. Если бы вы были мастером, какую мебель вы бы себе изготовили? Попробуйте ее нарисовать (работа в тетради).
4.Физ.минутка
— физ.минутка для глаз.
Уход за мебелью (работа в тетрадях)
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
пылесос, чистка |
1 раз в месяц |
полированная |
сухая ветошь |
1 раз в неделю |
кожа |
мытье с мылом |
ежедневно |
— Почему наша мебель может быстро загрязнится? (если садится с ногами, кушать на мебели, садится с грязными руками – повторить гигиенические навыки)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
— Назовите виды мебели.
— Расскажите, как правильно за ней ухаживать.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. (Повторить ТБ при работе с электроприборами).
7.Оценка детей.
8. Домашнее задание
Помочь маме в уборке квартиры.
Тема: Уход за мебелью.
Цель: — формирование трудовых навыков.
Задачи:
— образовательная: продолжить знакомить детей с правилами ухода за мебелью.
— коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
— воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?», слов. слова — пылесос; карандаши. Карточки – тест.
Ход урока.
2. Орг.момент
— дидактические требования.
— Ребята. Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.
Этот шкаф – большой и важный.
Словно дом многоэтажный.
Очень любит он хвалиться
И ученостью гордится.
Говорит он всем подряд:
«Книги я храню, как клад,
Потому что в них живет
Мудрость, что собрал народ.
Кто захочет почитать,
Может книжку с полки взять.
Прочитали? – Мне верните
И на место положите.
От забот я так устал,
Но зато ученым стал,
И считаю, что престижно
Быть в квартире шкафом книжным!».
-Говорится о книжном шкафе.
— Посмотрите на рисунок и скажите какой предмет относится к нашим предыдущим темам. (приложение №3)
3. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
-Мы продолжим с вами говорить о мебели, но сначала повторим тему нашего прошлого урока.
— Заполните карточки.
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
|
1 раз в месяц |
полированная |
|
1 раз в неделю |
кожа |
|
ежедневно |
4.Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
— запись числа.
— запись темы урока.
— словарная работа.
Пылесос
— Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы. (приложение № 4)
-Назовите и расскажите, какая мебель стоит в комнате.
· Посмотрите, как расставлена мебель в комнате. Нравится ли тебе?
· Расскажи, какая мебель стоит в твоей комнате.
· Для чего служит диван?
· Что делает мальчик?
· Составьте рассказ по картинке.
— Для того, чтобы ваша мебель была чистой при уходе за ней используются специальные моющее средства. К ним относятся: (работа в тетрадях)
-мыло;
— порошки;
— специальные средства – «Ваниш», «Полироль» и.т.д.
— пылесос;
-Знакомство с ТБ при работе с моющими веществами.
4.Физ.минутка
— физ.минутка для глаз.
— красный цвет – шагом марш.
— желтый цвет – на месте стой.
— зеленый цвет — садитесь
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
— Назовите специальные моющее средства которые используют при уходе мебели.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мебели с использованием специальных средств и соблюдением ТБ
7.Оценка детей.
Тема: П.Р. Уборка спальни, кабинета.
Цель: Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций.
— образовательная: сообщение сведений о правильной уборке спальни, кабинета;
— коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
— воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?». Карточки — швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук. Инвентарь для уборки помещений.
Ход урока.
1. Орг.момент
— дидактические требования.
— Упражнение на логическое мышление.
Схемы – рисунки с изображением последовательности уборки;
Схемы расставлены не в том порядке;
Не некоторых схемах ошибочные элементы.
— упражнение на внимание:
Ряд предметов- карточек: швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук.
Задание: Посмотрите внимательно и запомните, как лежат картинки (дети закрывают глаза, картинки меняются местами или что-то убирается).
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Отгадайте кроссворд
Задание: Угадайте предметы мебели и узнаете ключевое слово, которое будет соответствовать теме нашего урока.
ТУМБОЧКА
БРА
КРОВАТЬ
КРЕСЛО
ШКАФ
ДИВАН
Предлагается самостоятельно определить тему занятия.
3.Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
— запись числа.
— запись темы урока.
Посмотрите на картинки и скажите, для чего нам нужен каждый предмет, соотнесите с заданием (Приложение №5).
1. Удаление пыли (чем?)
2. Вода (какая?)
— инвентарь (какой?)
· Смачивать;
· Отжимать;
· Протирать;
· Вымыть.
3. веник
-комнатный;
— банный;
— для улицы;
· Смачивание;
· Мести от себя;
· Собрать мусор в совок.
3. Полить цветы (как? чем?)
4. Мытье полов (как? чем?)
5. Подметание полов (как? Чем?)
6. Что делаем в конце уборки?
— прополаскиваем;
— сушим;
— убираем на место.
Установочный инструктаж.
Не все сегодня будут убирать, а только самые лучшие и быстрые. Кто сегодня хочет быть быстрым? У нас в классе все хорошие. Но, однако, я приготовила сюрприз — задания. Только – тот, кто аккуратно, четко выполнит их, получит инвентарь для уборки.
Заранее приготовить:
Ведро – фартук;
Ведро – фартук – совок;
Тряпку – ведро – шампунь.
На доске написаны задания.
№ 1. Пойти и вымыть раковину;
№ 2. Пойти и расставить книги в шкафу;
№ 3. Сложить вещи.
Найдите соответствие работы и инвентаря.
6. Итог урока.
Отметить трудолюбие, аккуратность.
7.Оценка детей.
Тема: ПОМОЩНИКИ В ДОМЕ
Электрическая плита, стиральная машина, холодильник, утюг.
Техника безопасности. ПР «Усвоение правил работы с техническими предметами быта».
Цель: - Познакомить обучающихся предметами быта.
- Дать понятие электрической плите, пылесосу, холодильнику, утюгу.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о предметах быта
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Бытовые электроприборы. Какие они?», слов. слова – Электрическая плита, пылесос, холодильник, утюг, миксер; карандаши.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке… ОТРАВЛЕНИЕ
- Назовите причины отравления:
-
Некачественные продукты
-
Грязная вода
-
Личная гигиена
- Назовите признаки отравления
-
Боль в животе
-
Тошнота
-
Головокружение
-
Рвота
-
Диарея
- Расскажите, как правильно оказать первую помощь при отравлениях
-
Выпить раствор марганцовки (розового цвета)
-
Выпить сладкий чай или кофе
-
Обеспечить полный покой
-
Вызвать скорую помощь 03
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
Электрическая плита
стиральная машина
холодильник
утюг
- определение новых слов.
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
- Что общего в этих словах….все они электроприборы.
- С правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
- Не отставлять включенными.
- Не включать (выключать) мокрыми руками.
- Обращаться бережно.
- При неисправности вызвать мастера.
3. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
- красный цвет – шагом марш.
- желтый цвет – на месте стой.
- зеленый цвет - садитесь
-
Сегодня мы с вами поговорим об утюге.
- Для чего нужен утюг?
- Как выглядит утюг?
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
-
Не прикасаться к нагретому утюгу!
-
Никогда не оставлять утюг включенным!
-
При включенном утюге не прикасайтесь к проводу и вилке мокрыми руками!
-
Подбирайте для каждой ткани подходящую температуру.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Раскрасьте макет утюга
6. Итог урока.
- Назовите помощников, которые помогают нам в быту.
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
7. Оценка детей.
Тема: МЕБЕЛЬ.
Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др).
Цель: - Познакомить предметами мебели, их назначением.
- Дать понятие кухонной, спальной, кабинетной мебели.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о предметах мебели, их назначением.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Мебель. Какая она?», слов. слова – кухонная, спальная, кабинетная; карандаши.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке…
- Помощнике в доме.
- С какими помощниками мы с вами познакомились?
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
- Что общего в этих словах…все они электроприборы.
- С какими правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
- Не отставлять включенными.
- Не включать (выключать) мокрыми руками.
- Обращаться бережно.
- При неисправности вызвать мастера.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
МЕБЕЛЬ
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Познакомимся с предметами мебели назначение предметов мебели.
Что такое мебель?
Мебель – это предметы обстановка помещения, служащие для удобства людей.
Мебель в доме берегут:
Создает она уют.
Дом без мебели пустой
И как будто нежилой.
Мы за стол садимся… (что делать?) есть,
Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть,
На диване или в кресле
Смотрим фильм мы интересный.
С полки книги мы... (что делаем?) берем,
В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем,
А удобная кровать
Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать.
- Мебель бывает разных видов, в зависимости от помещения и назначения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КУХОННАЯ
СПАЛЬНАЯ
КАБИНЕТНАЯ
- Запишите виды мебели в тетрадь (запись в тетради)
Назначение мебели:
(стр 8 Для чего нужна мебель? Книга Мебель. Какая она?)
Разбор назначения мели.
(наглядный материал)
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Что такое мебель?
- Для чего она нужна?
- Назовите виды мебели.
Послушай стихотворение, и скажите, о каком предмете мебели оно.
Дети во дворе играют,
Только Васи с ними нет:
Нынче Вася не гуляет,
Нынче Вася – домосед.
Почему он изменился?-
Все друзья его в тревоге.
В доме Васи появился
Верный друг четвероногий
Он конечно не живой,
Но так мягок и удобен
И как мебель бесподобен.
(диван, кресло)
6. Итог урока.
- Раскрасьте макет мебели.
7. Оценка детей.
8. Домашнее задание
Изготовить макет мебели
Тема: Мягкая мебель. Её назначение.
Уход за мебелью.
Цель: - Познакомить видами мягкой мебели, для чего она предназначена.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о видах мебели, ее предназначение.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга Е.В. Саплина « Путешествие в историю», слов. слова - стол, книжный шкаф ; карандаши. Карточки – стол, стул, книжный шкаф, сундук.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Ребята, скажите, на чем вы сидите……(стул).
- На чем вы пишите……..(стол).
- Где хранятся ваши школьные принадлежности…….(в книжном шкафу).
- Объедините все эти предметы в одно слово………(мебель).
- Молодцы, сегодня мы с вами продолжим знакомится с видами мебели.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Помогите мне разгадать кроссворд.
(приложение № 1)
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - МЕБЕЛЬ
- Что такое мебель?
- Для чего она нужна?
- Назовите известные вам виды мебели.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
стол, книжный шкаф.
Сегодня мы с вами поговорим о мягкой мебели. Познакомимся с её назначением. Научимся ухаживать за мягкой мебелью.
Из истории (стр 21-22).
Слово «мебель» происходит от латинского слова – «подвижный». Несколько тысяч лет мебель служит человеку, используется для различных целей. В России стул входит в широкое употребление только после Петрам 1. до этого сидели либо на лавках, либо на сундуках.
В жилище сундук ставили на самом видном месте. Встречались сундуки – хранилища, сундуки – кровати.
Сначала мебель была деревянной, потом ее стали застилать кожей. В 16 – 17 веки мебель стали обтягивать кожей или дорогой тканью, отсюда пошло название – мягкая мебель…..
- Запишите новое слово – сундук, в тетрадь (запись в тетради).
Задание:
-
Что может рассказать домашний стул о своих далеких предках?
(приложение № 2)
-
Если бы вы были мастером, какую мебель вы бы себе изготовили? Попробуйте ее нарисовать (работа в тетради).
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
Уход за мебелью (работа в тетрадях)
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
пылесос, чистка |
1 раз в месяц |
полированная |
сухая ветошь |
1 раз в неделю |
кожа |
мытье с мылом |
ежедневно |
Заполняется таблица и разбирается.
- Почему наша мебель может быстро загрязнится? (если садится с ногами, кушать на мебели, садится с грязными руками – повторить гигиенические навыки)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Назовите виды мебели.
- Расскажите, как правильно за ней ухаживать.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. (Повторить ТБ при работе с электроприборами).
7. Оценка детей.
8. Домашнее задание
Помочь маме в уборке квартиры.
Тема: Уход за мебелью.
Цель: - формирование трудовых навыков.
Задачи:
- образовательная: продолжить знакомить детей с правилами ухода за мебелью.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?», слов. слова - пылесос ; карандаши. Карточки – тест.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Ребята. Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.
Этот шкаф – большой и важный.
Словно дом многоэтажный.
Очень любит он хвалиться
И ученостью гордится.
Говорит он всем подряд:
«Книги я храню, как клад,
Потому что в них живет
Мудрость, что собрал народ.
Кто захочет почитать,
Может книжку с полки взять.
Прочитали? – Мне верните
И на место положите.
От забот я так устал,
Но зато ученым стал,
И считаю, что престижно
Быть в квартире шкафом книжным!».
-Говорится о книжном шкафе.
- Посмотрите на рисунок и скажите какой предмет относится к нашим предыдущим темам. (приложение №3)
-
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Мы продолжим с вами говорить о мебели, но сначала повторим тему нашего прошлого урока.
- Заполните карточки.
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
|
1 раз в месяц |
полированная |
|
1 раз в неделю |
кожа |
|
ежедневно |
После заполнения, обсуждение. Нахождение ошибок.
4. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
Пылесос
- Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы. (приложение № 4)
-Назовите и расскажите, какая мебель стоит в комнате.
-
Посмотрите, как расставлена мебель в комнате. Нравится ли тебе?
-
Расскажи, какая мебель стоит в твоей комнате.
-
Для чего служит диван?
-
Что делает мальчик?
-
Составьте рассказ по картинке.
- Для того, чтобы ваша мебель была чистой при уходе за ней используются специальные моющее средства. К ним относятся: (работа в тетрадях)
-мыло;
- порошки;
- специальные средства – «Ваниш», «Полироль» и.т.д.
- пылесос;
-Знакомство с ТБ при работе с моющими веществами.
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
- красный цвет – шагом марш.
- желтый цвет – на месте стой.
- зеленый цвет - садитесь
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Назовите специальные моющее средства которые используют при уходе мебели.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мебели с использованием специальных средств и соблюдением ТБ
7. Оценка детей.
Тема: П.Р. Уборка спальни, кабинета.
Цель: Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций.
- образовательная: сообщение сведений о правильной уборке спальни, кабинета;
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?». Карточки - швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук. Инвентарь для уборки помещений.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Упражнение на логическое мышление.
Схемы – рисунки с изображением последовательности уборки;
Схемы расставлены не в том порядке;
Не некоторых схемах ошибочные элементы.
- упражнение на внимание:
Ряд предметов- карточек: швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук.
Задание: Посмотрите внимательно и запомните, как лежат картинки (дети закрывают глаза, картинки меняются местами или что-то убирается).
-
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Отгадайте кроссворд
Задание: Угадайте предметы мебели и узнаете ключевое слово, которое будет соответствовать теме нашего урока.
ТУМБОЧКА
БРА
КРОВАТЬ
КРЕСЛО
ШКАФ
ДИВАН
Предлагается самостоятельно определить тему занятия.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
Посмотрите на картинки и скажите, для чего нам нужен каждый предмет, соотнесите с заданием (Приложение №5).
-
Удаление пыли (чем?)
-
Вода (какая?)
- инвентарь (какой?)
-
Смачивать;
-
Отжимать;
-
Протирать;
-
Вымыть.
3. веник
-комнатный;
- банный;
- для улицы;
-
Смачивание;
-
Мести от себя;
-
Собрать мусор в совок.
-
Полить цветы (как? чем?)
-
Мытье полов (как? чем?)
-
Подметание полов (как? Чем?)
-
Что делаем в конце уборки?
- прополаскиваем;
- сушим;
- убираем на место.
Установочный инструктаж.
Не все сегодня будут убирать, а только самые лучшие и быстрые. Кто сегодня хочет быть быстрым? У нас в классе все хорошие. Но, однако, я приготовила сюрприз - задания. Только – тот, кто аккуратно, четко выполнит их, получит инвентарь для уборки.
Заранее приготовить:
Ведро – фартук;
Ведро – фартук – совок;
Тряпку – ведро – шампунь.
На доске написаны задания.
№ 1. Пойти и вымыть раковину;
№ 2. Пойти и расставить книги в шкафу;
№ 3. Сложить вещи.
Найдите соответствие работы и инвентаря.
6. Итог урока.
Отметить трудолюбие, аккуратность.
7. Оценка детей.
УРОКИ
по социально – бытовой ориентировки
для учащихся 5 класса
Тип урока: комбинированный
Продолжительность урока – 45 минут
Автор: Штефан Эльвира Ивановна
Учитель социально-бытовой ориентировки
1квалификационная категория
Республика Хакасия Ширинский район
МКСКОУ «Целинная СКОШИ 8 вида»
Тема: ПОМОЩНИКИ В ДОМЕ
Электрическая плита, стиральная машина, холодильник, утюг.
Техника безопасности. ПР «Усвоение правил работы с техническими предметами быта».
Цель: - Познакомить обучающихся предметами быта.
- Дать понятие электрической плите, пылесосу, холодильнику, утюгу.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о предметах быта
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Бытовые электроприборы. Какие они?», слов. слова – Электрическая плита, пылесос, холодильник, утюг, миксер; карандаши.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке… ОТРАВЛЕНИЕ
- Назовите причины отравления:
-
Некачественные продукты
-
Грязная вода
-
Личная гигиена
- Назовите признаки отравления
-
Боль в животе
-
Тошнота
-
Головокружение
-
Рвота
-
Диарея
- Расскажите, как правильно оказать первую помощь при отравлениях
-
Выпить раствор марганцовки (розового цвета)
-
Выпить сладкий чай или кофе
-
Обеспечить полный покой
-
Вызвать скорую помощь 03
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
Электрическая плита
стиральная машина
холодильник
утюг
- определение новых слов.
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
- Что общего в этих словах….все они электроприборы.
- С правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
- Не отставлять включенными.
- Не включать (выключать) мокрыми руками.
- Обращаться бережно.
- При неисправности вызвать мастера.
3. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
- красный цвет – шагом марш.
- желтый цвет – на месте стой.
- зеленый цвет - садитесь
-
Сегодня мы с вами поговорим об утюге.
- Для чего нужен утюг?
- Как выглядит утюг?
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
-
Не прикасаться к нагретому утюгу!
-
Никогда не оставлять утюг включенным!
-
При включенном утюге не прикасайтесь к проводу и вилке мокрыми руками!
-
Подбирайте для каждой ткани подходящую температуру.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Раскрасьте макет утюга
6. Итог урока.
- Назовите помощников, которые помогают нам в быту.
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
7. Оценка детей.
Тема: МЕБЕЛЬ.
Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др).
Цель: - Познакомить предметами мебели, их назначением.
- Дать понятие кухонной, спальной, кабинетной мебели.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о предметах мебели, их назначением.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга «Мебель. Какая она?», слов. слова – кухонная, спальная, кабинетная; карандаши.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке…
- Помощнике в доме.
- С какими помощниками мы с вами познакомились?
ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.
ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.
УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.
- Что общего в этих словах…все они электроприборы.
- С какими правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их
- Не отставлять включенными.
- Не включать (выключать) мокрыми руками.
- Обращаться бережно.
- При неисправности вызвать мастера.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
МЕБЕЛЬ
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Познакомимся с предметами мебели назначение предметов мебели.
Что такое мебель?
Мебель – это предметы обстановка помещения, служащие для удобства людей.
Мебель в доме берегут:
Создает она уют.
Дом без мебели пустой
И как будто нежилой.
Мы за стол садимся… (что делать?) есть,
Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть,
На диване или в кресле
Смотрим фильм мы интересный.
С полки книги мы... (что делаем?) берем,
В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем,
А удобная кровать
Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать.
- Мебель бывает разных видов, в зависимости от помещения и назначения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КУХОННАЯ
СПАЛЬНАЯ
КАБИНЕТНАЯ
- Запишите виды мебели в тетрадь (запись в тетради)
Назначение мебели:
(стр 8 Для чего нужна мебель? Книга Мебель. Какая она?)
Разбор назначения мели.
(наглядный материал)
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Что такое мебель?
- Для чего она нужна?
- Назовите виды мебели.
Послушай стихотворение, и скажите, о каком предмете мебели оно.
Дети во дворе играют,
Только Васи с ними нет:
Нынче Вася не гуляет,
Нынче Вася – домосед.
Почему он изменился?-
Все друзья его в тревоге.
В доме Васи появился
Верный друг четвероногий
Он конечно не живой,
Но так мягок и удобен
И как мебель бесподобен.
(диван, кресло)
6. Итог урока.
- Раскрасьте макет мебели.
7. Оценка детей.
8. Домашнее задание
Изготовить макет мебели
Тема: Мягкая мебель. Её назначение.
Уход за мебелью.
Цель: - Познакомить видами мягкой мебели, для чего она предназначена.
Задачи:
- образовательная: сообщение сведений о видах мебели, ее предназначение.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга Е.В. Саплина « Путешествие в историю», слов. слова - стол, книжный шкаф ; карандаши. Карточки – стол, стул, книжный шкаф, сундук.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Ребята, скажите, на чем вы сидите……(стул).
- На чем вы пишите……..(стол).
- Где хранятся ваши школьные принадлежности…….(в книжном шкафу).
- Объедините все эти предметы в одно слово………(мебель).
- Молодцы, сегодня мы с вами продолжим знакомится с видами мебели.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Помогите мне разгадать кроссворд.
(приложение № 1)
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - МЕБЕЛЬ
- Что такое мебель?
- Для чего она нужна?
- Назовите известные вам виды мебели.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
стол, книжный шкаф.
Сегодня мы с вами поговорим о мягкой мебели. Познакомимся с её назначением. Научимся ухаживать за мягкой мебелью.
Из истории (стр 21-22).
Слово «мебель» происходит от латинского слова – «подвижный». Несколько тысяч лет мебель служит человеку, используется для различных целей. В России стул входит в широкое употребление только после Петрам 1. до этого сидели либо на лавках, либо на сундуках.
В жилище сундук ставили на самом видном месте. Встречались сундуки – хранилища, сундуки – кровати.
Сначала мебель была деревянной, потом ее стали застилать кожей. В 16 – 17 веки мебель стали обтягивать кожей или дорогой тканью, отсюда пошло название – мягкая мебель…..
- Запишите новое слово – сундук, в тетрадь (запись в тетради).
Задание:
-
Что может рассказать домашний стул о своих далеких предках?
(приложение № 2)
-
Если бы вы были мастером, какую мебель вы бы себе изготовили? Попробуйте ее нарисовать (работа в тетради).
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
Уход за мебелью (работа в тетрадях)
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
пылесос, чистка |
1 раз в месяц |
полированная |
сухая ветошь |
1 раз в неделю |
кожа |
мытье с мылом |
ежедневно |
Заполняется таблица и разбирается.
- Почему наша мебель может быстро загрязнится? (если садится с ногами, кушать на мебели, садится с грязными руками – повторить гигиенические навыки)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Назовите виды мебели.
- Расскажите, как правильно за ней ухаживать.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. (Повторить ТБ при работе с электроприборами).
7. Оценка детей.
8. Домашнее задание
Помочь маме в уборке квартиры.
Тема: Уход за мебелью.
Цель: - формирование трудовых навыков.
Задачи:
- образовательная: продолжить знакомить детей с правилами ухода за мебелью.
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?», слов. слова - пылесос ; карандаши. Карточки – тест.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Ребята. Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.
Этот шкаф – большой и важный.
Словно дом многоэтажный.
Очень любит он хвалиться
И ученостью гордится.
Говорит он всем подряд:
«Книги я храню, как клад,
Потому что в них живет
Мудрость, что собрал народ.
Кто захочет почитать,
Может книжку с полки взять.
Прочитали? – Мне верните
И на место положите.
От забот я так устал,
Но зато ученым стал,
И считаю, что престижно
Быть в квартире шкафом книжным!».
-Говорится о книжном шкафе.
- Посмотрите на рисунок и скажите какой предмет относится к нашим предыдущим темам. (приложение №3)
-
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
- Мы продолжим с вами говорить о мебели, но сначала повторим тему нашего прошлого урока.
- Заполните карточки.
вид мебели |
уход |
периодичность |
мягкая |
|
1 раз в месяц |
полированная |
|
1 раз в неделю |
кожа |
|
ежедневно |
После заполнения, обсуждение. Нахождение ошибок.
4. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
- словарная работа.
Пылесос
- Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы. (приложение № 4)
-Назовите и расскажите, какая мебель стоит в комнате.
-
Посмотрите, как расставлена мебель в комнате. Нравится ли тебе?
-
Расскажи, какая мебель стоит в твоей комнате.
-
Для чего служит диван?
-
Что делает мальчик?
-
Составьте рассказ по картинке.
- Для того, чтобы ваша мебель была чистой при уходе за ней используются специальные моющее средства. К ним относятся: (работа в тетрадях)
-мыло;
- порошки;
- специальные средства – «Ваниш», «Полироль» и.т.д.
- пылесос;
-Знакомство с ТБ при работе с моющими веществами.
4. Физ.минутка
- физ.минутка для глаз.
- красный цвет – шагом марш.
- желтый цвет – на месте стой.
- зеленый цвет - садитесь
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Назовите специальные моющее средства которые используют при уходе мебели.
6. Итог урока.
Практическая работа.
Чистка мебели с использованием специальных средств и соблюдением ТБ
7. Оценка детей.
Тема: П.Р. Уборка спальни, кабинета.
Цель: Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций.
- образовательная: сообщение сведений о правильной уборке спальни, кабинета;
- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;
- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.
Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?». Карточки - швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук. Инвентарь для уборки помещений.
Ход урока.
-
Орг.момент
- дидактические требования.
- Упражнение на логическое мышление.
Схемы – рисунки с изображением последовательности уборки;
Схемы расставлены не в том порядке;
Не некоторых схемах ошибочные элементы.
- упражнение на внимание:
Ряд предметов- карточек: швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук.
Задание: Посмотрите внимательно и запомните, как лежат картинки (дети закрывают глаза, картинки меняются местами или что-то убирается).
-
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
Отгадайте кроссворд
Задание: Угадайте предметы мебели и узнаете ключевое слово, которое будет соответствовать теме нашего урока.
ТУМБОЧКА
БРА
КРОВАТЬ
КРЕСЛО
ШКАФ
ДИВАН
Предлагается самостоятельно определить тему занятия.
3. Сообщение темы урока.
1. Работа в тетрадях.
- запись числа.
- запись темы урока.
Посмотрите на картинки и скажите, для чего нам нужен каждый предмет, соотнесите с заданием (Приложение №5).
-
Удаление пыли (чем?)
-
Вода (какая?)
- инвентарь (какой?)
-
Смачивать;
-
Отжимать;
-
Протирать;
-
Вымыть.
3. веник
-комнатный;
- банный;
- для улицы;
-
Смачивание;
-
Мести от себя;
-
Собрать мусор в совок.
-
Полить цветы (как? чем?)
-
Мытье полов (как? чем?)
-
Подметание полов (как? Чем?)
-
Что делаем в конце уборки?
- прополаскиваем;
- сушим;
- убираем на место.
Установочный инструктаж.
Не все сегодня будут убирать, а только самые лучшие и быстрые. Кто сегодня хочет быть быстрым? У нас в классе все хорошие. Но, однако, я приготовила сюрприз - задания. Только – тот, кто аккуратно, четко выполнит их, получит инвентарь для уборки.
Заранее приготовить:
Ведро – фартук;
Ведро – фартук – совок;
Тряпку – ведро – шампунь.
На доске написаны задания.
№ 1. Пойти и вымыть раковину;
№ 2. Пойти и расставить книги в шкафу;
№ 3. Сложить вещи.
Найдите соответствие работы и инвентаря.
6. Итог урока.
Отметить трудолюбие, аккуратность.
7. Оценка детей.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
-
« Все о детской вечеринке». М. Дюнн.
-
«Детское питание». Энциклопедия. М.: «Госиздат».1971-250С
-
Журналы «Дефектология», «Крестьянка», «Лиза», «Идеи вашего дома».
-
Книги «Домоводство -1», «Домоводство-2» Ижевск.:РИО «КВЕСТ»,1992-416С.
-
Набор таблиц «Домоводство».
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.:«Просвещение», 2005-296С.
-
Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: В.В. Гладкая-Москва.: ИздательствоНЦЭНАС, 2003-192С.
-
Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9классов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида: пособие для учителя. центр «ВЛАДОС», 2006-247С.
-
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида: пособие для учителя. Т.А.Девяткова-Москва.:Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006-247С.
-
«1000 советов для мальчишек и девчёнок». Энциклопедия. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001-432С.
-
«Чудо-всюду» Т.Д.Нуждина. «Академия развития», «Академия К». 1998-287С.
-
«Я иду на урок» Хрестоматия игровых приемов обучения. М.:Издательство «Первое сентября», 200-224С.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
Пожалуйста, оформите свои разработки как отдельные уроки в соответствии с
С уважением, С.А. Колодин.